Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Статья'
победителям ежегодных конкурсов БРИ на первый семестр обучения. Условия предоставления данной льготы в последующих семестрах устанавливается Положени...полностью>>
'Документ'
Відповідно до Положення про районний методичний кабінет при відділі освіти Криничанської райдержадміністрації, затвердженого розпорядженням голови ра...полностью>>
'Документ'
ЧАСТЬ 1. Борьба жизни и смерти . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3ЧАСТЬ 2. Великое противостояние . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ....полностью>>
'Лекция'
устанавливает порядок деятельности валютных бирж, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв лицензий валютным биржам на проведение операций по пок...полностью>>

Шек­ше­ев А. П

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

На главную страницу сайта

Шек­ше­ев А.П.
г. Аба­кан, НИИ ис­то­рии Ха­ка­сии

Кресть­ян­ский со­юз в При­ени­сейском ре­ги­оне:
миф или ре­аль­ность?

Ос­трейшей проб­ле­мой кресть­яно­ве­де­ния ос­та­ет­ся вы­яв­ле­ние со­че­та­ния сти­хийнос­ти и ор­га­ни­зо­ван­нос­ти кресть­ян­ско­го дви­же­ния в Рос­сии пер­вой тре­ти XX сто­ле­тия. Во­ен­но-по­ли­ти­чес­кие де­яте­ли, а сле­дом со­вет­ские и за­ру­беж­ные ис­то­ри­ки ут­вер­жда­ли, что кресть­ян­ские пов­стан­цы в Си­би­ри бы­ли ор­га­ни­зо­ва­ны, и при­чи­ну это­го ви­де­ли в де­ятель­нос­ти мес­тных ор­га­ни­за­ций Все­рос­сийско­го кресть­ян­ско­го со­юза (ВКС), за спи­ной ко­то­рых яко­бы на­хо­ди­лись эсе­ры. Од­на­ко ис­то­рик В.И. Шиш­кин, наз­вав эту вер­сию пря­мым по­рож­де­ни­ем че­кистских фаль­си­фи­ка­ций, не толь­ко ее оп­ро­верг, но и выс­ка­зал сом­не­ние в ре­аль­нос­ти су­ще­ство­ва­ния са­мо­го Со­юза.

Меж­ду тем в пос­лед­нее вре­мя уче­ны­ми ста­ла выс­ка­зы­вать­ся мысль о по­яв­ле­нии в пе­ри­од «кресть­ян­ской ре­во­лю­ции» (1902–1922) «но­во­го рос­сийско­го кресть­ян­ства» с эле­мен­та­ми уп­рав­ле­ния в ли­це ВКС. Из­вес­тный спе­ци­алист по это­му воп­ро­су А.А. Ку­ре­ны­шев сна­ча­ла счел, что сос­то­яние сов­ре­мен­ной на­уки не поз­во­ля­ет од­ноз­нач­но трак­то­вать име­ющи­еся в рас­по­ря­же­нии ис­то­ри­ков фак­ты о ро­ли этих со­юзов, пред­став­ляв­ших, как пра­ви­ло, груп­пы ин­тел­ли­ген­тов, спо­соб­ных вес­ти под­го­тов­ку кресть­ян­ских вос­ста­ний. Но за­тем он, об­ви­няя ис­то­ри­ков, от­ри­ца­ющих ор­га­ни­зо­ван­ность пос­лед­них, в ме­то­до­ло­ги­чес­кой ошиб­ке и ис­хо­дя из то­го, что идейной ос­но­вой кол­лек­тив­ных дей­ствий кресть­ян яв­лял­ся об­щин­ный со­ци­ализм, за­явил о воз­мож­нос­ти пос­то­ян­но­го и пов­се­мес­тно­го воз­ник­но­ве­ния ор­га­ни­за­ций ти­па Кресть­ян­ско­го со­юза (КС), ко­то­рые и ру­ко­во­ди­ли на­род­ны­ми выс­туп­ле­ни­ями [1]. Воз­вра­ще­ние в ис­то­ри­ог­ра­фию взгля­дов, ра­нее приз­нан­ных ус­та­рев­ши­ми, и оп­ре­де­ля­ет ак­ту­аль­ность оче­ред­но­го об­ра­ще­ния к этой те­ме, в час­тнос­ти, на ре­ги­ональ­ном уров­не.

Как из­вес­тно, воз­ник­ший в 1905 г. уси­ли­ями де­яте­лей раз­лич­ной по­ли­ти­чес­кой ори­ен­та­ции и ис­чез­нув­ший с из­ме­не­ни­ем по­ли­ти­ки ца­риз­ма КС слу­жил вов­ле­че­нию кресть­ян в ре­во­лю­ци­он­ную борь­бу. Пов­тор­ное по­яв­ле­ние его на по­ли­ти­чес­кой аре­не про­изош­ло пос­ле фев­ральских со­бы­тий 1917 г., в ко­то­рых де­ре­вен­ские мас­сы, нес­мот­ря на ан­ти­во­ен­ные сол­дат­ские выс­туп­ле­ния мо­би­ли­зо­ван­ных кресть­ян, в сущ­нос­ти се­бя не про­яви­ли. С целью ис­пра­вить си­ту­ацию и ор­га­ни­зо­вать кресть­ян для учас­тия в вы­бо­рах де­пу­та­тов Уч­ре­ди­тель­но­го соб­ра­ния, а так­же раз­ре­ше­ния пов­сед­нев­ных нужд де­рев­ни учас­тни­ки съез­да пред­ста­ви­те­лей ко­опе­ра­ции Ени­сейской гу­бер­нии на со­ве­ща­нии, сос­то­яв­шем­ся в г. Крас­но­яр­ске 20 мар­та 1917 г., сле­дуя по­ве­де­нию еди­но­мыш­лен­ни­ков из цен­тра, еди­ног­лас­но про­го­ло­со­ва­ли за соз­да­ние КС. Зас­лу­шав со­об­ще­ние о про­ек­те и прог­рам­ме со­юза, они выс­ка­за­лись за при­да­ние ему ха­рак­те­ра бес­пар­тийной ор­га­ни­за­ции, а для раз­ра­бот­ки про­ек­та из­бра­ли бю­ро из 5 че­ло­век [2]. Сле­дом на­ча­ли воз­ни­кать ячейки ВКС в при­го­род­ных и про­чих се­ле­ни­ях: в с. Зы­ко­во Крас­но­яр­ско­го уез­да объ­еди­ни­лись в груп­пу 24 жи­те­ля, на­ла­див­ших связь с Ор­гбю­ро; 25 мар­та на учас­тке Ос­тров­ском Кияйской во­лос­ти то­го же уез­да сос­то­ялось соб­ра­ние, учас­тни­ки ко­то­ро­го в чис­ле про­чих воп­ро­сов ре­ши­ли соз­дать бю­ро Со­юза. 7 ап­ре­ля от­крыл­ся кресть­ян­ский съезд Крас­но­яр­ско­го уез­да, ра­бо­та ко­то­ро­го про­хо­ди­ла в сек­ци­ях, в час­тнос­ти в сек­ции Кресть­ян­ско­го со­юза. В Кан­ском уез­де про­хо­див­шие вы­бо­ры в во­лос­тные ко­ми­те­ты и де­ле­га­тов на уез­дный кресть­ян­ский съезд соп­ро­вож­да­лись ор­га­ни­за­цией крес­тсо­юзов­ских яче­ек. В Уяр­ской во­лос­ти груп­па по­лит­ссыль­ных соз­да­ла Клюк­вен­ское бю­ро ВКС под пред­се­да­тель­ством не­ко­его Фе­офа­лек­то­ва [3]. На мес­тах ини­ци­ато­ром ор­га­ни­за­ции ВКС по-преж­не­му слу­жи­ла ин­тел­ли­ген­ция, а кресть­ян­ские схо­ды лишь го­ло­со­ва­ли за «при­со­еди­не­ние» к не­му. В даль­нейшем не­ко­то­рые его ор­га­ни­за­ции под ви­дом соб­лю­де­ния за­кон­нос­ти да­же пе­ре­хо­ди­ли на сто­ро­ну боль­ше­ви­ков. Так, пред­ста­ви­те­ли бю­ро КС пя­ти во­лос­тей Крас­но­яр­ско­го уез­да (Ша­лин­ская, Тер­теж­ская, Степ­но­бад­жейская, Кияйская и Пет­ро­пав­лов­ская) в ок­тяб­ре 1917 г., об­ви­няя чле­нов мес­тной из­би­ра­тель­ной ко­мис­сии по вы­бо­рам в Уч­ре­ди­тель­ное соб­ра­ние в на­ру­ше­нии пра­вил го­ло­со­ва­ния, об­ра­ти­лись в ис­пол­ком Крас­но­яр­ско­го Со­ве­та с прось­бой ра­зоб­рать­ся с кан­ди­дат­ски­ми спис­ка­ми и вос­ста­но­вить кресть­ян­ские из­би­ра­тель­ные пра­ва [4].

По­пыт­ки соз­да­ния ор­га­ни­за­ций ВКС в Ени­сейской гу­бер­нии про­дол­жа­лись и при ан­ти­боль­ше­вистских пра­ви­тель­ствах. Сос­то­яв­ша­яся в кон­це июля 1918 г. сес­сия Крас­но­яр­ско­го уез­дно­го зе­мель­но­го ко­ми­те­та, соб­рав 28 пред­ста­ви­те­лей от 21 во­лос­ти, ре­ши­ла с целью борь­бы за по­ли­ти­чес­кие пра­ва сель­чан вновь об­ра­тить­ся к соз­да­нию «со­юза тру­до­во­го кресть­ян­ства», ку­да за­пи­са­лись все при­сут­ству­ющие. Они из­бра­ли Вре­мен­ное бю­ро, по­ру­чив ему вы­ра­бот­ку со­от­вет­ству­юще­го ус­та­ва, и соб­ра­ли не­ко­то­рую де­неж­ную сум­му. Вре­мен­ное бю­ро на за­се­да­нии 19 ав­гус­та из­бра­ло пред­се­да­те­ля (П.В. Куль­ков), сек­ре­та­ря и каз­на­чея, а так­же ре­ши­ло вы­пус­тить воз­зва­ние, ко­то­рое, объ­яс­нив це­ли со­юза, приз­ва­ло бы на­се­ле­ние к соз­да­нию его яче­ек [5]. Ор­га­ни­за­ции ВКС на­чи­ная с 1917 г. воз­ни­ка­ли в ос­нов­ном в уез­дах, рас­по­ло­жен­ных близ­ко к Крас­но­яр­ску, а ши­ро­ко­го рас­прос­тра­не­ния в ени­сейской де­рев­не в си­лу их со­ци­аль­ной ок­рас­ки и по­ли­ти­чес­ких со­бы­тий, ви­ди­мо, так и не по­лу­чи­ли.

Од­на­ко, су­дя по сви­де­тель­ству ру­ко­во­ди­те­ля си­бир­ских че­кис­тов И.П. Пав­лу­нов­ско­го, в ре­ги­оне в 1920 г. был соз­дан и рас­крыт спец­служ­ба­ми Все­си­бир­ский КС, име­ющий ши­ро­ко раз­вет­влен­ную сеть мес­тных ор­га­ни­за­ций. Он яко­бы стре­мил­ся к объ­еди­не­нию кресть­ян­ства для борь­бы за за­во­ева­ния Фев­ральской ре­во­лю­ции, пра­ва и воль­нос­ти тру­до­во­го на­ро­да, за вос­ста­нов­ле­ние ис­тин­но­го на­ро­дов­лас­тия, со­зыв Уч­ре­ди­тель­но­го соб­ра­ния, прек­ра­ще­ние граж­дан­ской войны и ус­тра­не­ние во­ен­ной дик­та­ту­ры. В но­яб­ре 1920 г. в со­от­вет­ствии с пись­мом ЦК пар­тии со­ци­алис­тов-ре­во­лю­ци­оне­ров офор­мил­ся фи­ли­ал ВКС – под­поль­ная эсе­ров­ско-бе­лог­вар­дейская ор­га­ни­за­ция «Ко­ми­тет Крас­но­яр­ской ор­га­ни­за­ции объ­еди­нен­ных». Сос­то­яв­шая из 89 чле­нов, в т.ч. 15 быв­ших офи­це­ров, она воз­глав­ля­лась эне­са­ми и эсе­ра­ми в ли­це из­вес­тно­го в Си­би­ри и Ени­сейской гу­бер­нии аг­ро­но­ма и об­ще­ствен­но­го де­яте­ля Г.П. Си­бир­це­ва, А.П. Ни­ко­ла­ева и аг­ро­но­ма Е.Т. Ба­жи­ной. Соз­дан­ное ими «Брат­ство за­щи­ты на­род­ных прав», по мне­нию пра­во­ох­ра­ни­тель­ных ор­га­нов, для под­го­тов­ки и осу­ществле­ния кресть­ян­ско­го вос­ста­ния с целью свер­же­ния со­вет­ской влас­ти буд­то бы име­ло «План под­го­тов­ки ра­бо­ты по соз­да­нию ор­га­ни­за­ции», про­ект шта­тов Глав­но­го шта­ба и др. до­ку­мен­ты. Оно яко­бы из­да­ва­ло при­зы­вы к на­се­ле­нию о воз­вра­ще­нии в его по­ли­ти­чес­кую жизнь Уч­ре­ди­тель­но­го соб­ра­ния, Зем­ско­го со­бо­ра и да­же мо­нар­хии. За­го­вор­щи­ки, на­де­ясь опе­реть­ся на 2 тыс. быв­ших мах­нов­цев и офи­це­ров, от­бы­ва­ющих на­ка­за­ние на Кор­кин­ских ко­пях, пла­ни­ро­ва­ли выс­туп­ле­ние в ночь на 21 фев­ра­ля 1921 г. Но 8–12, а так­же в ночь на 19 фев­ра­ля «Ко­ми­тет» был раз­гром­лен [6].

В дей­стви­тель­нос­ти это бы­ла круп­ная про­во­ка­ция, ор­га­ни­зо­ван­ная Ени­сейской ГубЧК. К мо­мен­ту арес­та у че­кис­тов, кро­ме эмо­ций на уров­не клас­со­во­го под­хо­да к «быв­шим», от­но­си­тель­но их при­час­тнос­ти к «контрре­во­лю­ци­он­ной» ор­га­ни­за­ции, ви­ди­мо, ни­че­го не бы­ло. Но им по­вез­ло: сре­ди арес­то­ван­ных на­хо­дил­ся слу­жа­щий губ­зе­мот­де­ла Кор­на­ков – че­ло­век с це­лым на­бо­ром ка­честв, не­об­хо­ди­мых для фаб­ри­ка­ции де­ла: из­гой с офи­цер­ским прош­лым, знав­ший по­доб­ных се­бе в Ир­кут­ске, Крас­но­яр­ске и Кан­ске, об­ла­да­тель по­вер­хнос­тных и нес­тойких по­ли­ти­чес­ких убеж­де­ний, доб­ро­воль­ный му­че­ник за спа­се­ние ро­ди­ны от боль­ше­вистско­го «ига», на­ко­нец, ли­цо, сло­во­охот­ли­вое в от­но­ше­ни­ях со сле­до­ва­те­лем. Ока­зал­ся он А.Н. По­по­вым, бе­жав­шим из Ир­кут­ско­го кон­цла­ге­ря и скры­вав­шим­ся в Крас­но­яр­ске, где по про­тек­ции Си­бир­це­ва ус­тро­ил­ся в вы­ше­наз­ван­ное уч­реж­де­ние. Этот че­ло­век соз­нал­ся в том, что, как со­ци­алист, убеж­ден­ный в па­губ­нос­ти для ком­му­нис­тов из­бран­но­го ими «кол­ча­ков­ско­го» пу­ти, он осу­ществлял под­поль­ную «пар­тийную» ра­бо­ту. «Под­поль­щик» про­ин­фор­ми­ро­вал сле­до­ва­те­ля об име­ющейся в гу­бер­нии ан­ти­со­вет­ской ор­га­ни­за­ции, в ко­то­рую яко­бы вхо­ди­ли крас­но­яр­ские, тор­га­шин­ские и ми­ну­син­ские ка­за­ки, груп­пы слу­жа­щих гу­бернских уч­реж­де­ний, объ­еди­нив­ших­ся с целью под­нять про­тив ком­му­нис­тов вос­ста­ние во­ин­ских час­тей. В то же вре­мя По­пов не наз­вал кон­крет­ных лиц – чле­нов ор­га­ни­за­ции, свое член­ство в ней от­ри­цал, а соб­ствен­ную под­поль­ную де­ятель­ность ха­рак­те­ри­зо­вал как «ин­ди­ви­ду­аль­ную», «не аг­рес­сив­ную» по от­но­ше­нию к со­вет­ской влас­ти. При обыс­ке на его квар­ти­ре че­кис­ты об­на­ру­жи­ли бу­ма­ги с наз­ва­ни­ями «Про­ект под­го­то­ви­тель­ной ра­бо­ты по соз­да­нию контрре­во­лю­ци­он­ной ор­га­ни­за­ции», «Це­ли, оче­ред­ные за­да­чи, штат и внут­рен­ний рас­по­ря­док». От­ри­цая свою при­час­тность к эсе­рам, По­пов объ­яс­нял, что своей де­ятель­ностью по на­пи­са­нию этих до­ку­мен­тов яко­бы стре­мил­ся от­влечь «за­го­вор­щи­ков» от ис­поль­зо­ва­ния на­силь­ствен­ных ме­то­дов свер­же­ния со­вет­ской влас­ти. Его по­ка­за­ния об­лег­чи­ли че­кис­там раз­ра­бот­ку ос­таль­ных чле­нов так на­зы­ва­емой «ор­га­ни­за­ции».

Сог­лас­но об­ви­ни­тель­но­му зак­лю­че­нию, арес­то­ван­ные яв­ля­лись ин­тел­лек­ту­аль­ным цен­тром мощ­ной контрре­во­лю­ци­он­ной ор­га­ни­за­ции, соз­дан­ной для лик­ви­да­ции су­ще­ству­ющей влас­ти. Все об­ви­ня­емые, кро­ме По­по­ва, соз­нав­ше­го­ся в при­час­тнос­ти к ней, приз­на­лись лишь в том, что ве­ли «контрре­во­лю­ци­он­ные» раз­го­во­ры. 17 ап­ре­ля 1921 г. Кол­ле­гия Ени­сейской ГубЧК при­го­во­ри­ла Си­бир­це­ва, По­по­ва и Ни­ко­ла­ева к расстре­лу, а еще 5 че­ло­век – к раз­лич­ным сро­кам зак­лю­че­ния в кон­цла­ге­ре. Оз­на­ко­мив­шись с при­го­во­ром, Пав­лу­нов­ский в ре­зо­лю­ции от 12 ок­тяб­ря 1921 г. пот­ре­бо­вал при­ме­не­ния каз­ни к еще од­но­му об­ви­ня­емо­му [7].

Из ма­те­ри­алов это­го де­ла сле­ду­ет, что ор­га­ни­за­ции ти­па КС на тер­ри­то­рии Ени­сейской гу­бер­нии в кон­це 1920 – на­ча­ле 1921 гг. не су­ще­ство­ва­ло. Сле­до­ва­тель­но, ис­то­ри­ки, ре­ани­ми­руя ут­вер­жде­ния о на­ли­чии ВКС, пов­то­ря­ют из­мыш­ле­ния ру­ко­вод­ства си­бир­ской ВЧК, соз­дан­ные для оп­рав­да­ния унич­то­же­ния ими ина­ко­мыс­ля­щих в сре­де ин­тел­ли­ген­ции, а за­тем и кресть­ян­ства. Не бы­ло за­мет­ным в кресть­ян­ских вос­ста­ни­ях то­го вре­ме­ни и эсе­ров­ско­го вли­яния. В то же вре­мя идея соз­да­ния КС, по спра­вед­ли­во­му за­ме­ча­нию ис­то­ри­ков, име­ла мес­то в де­рев­не на про­тя­же­нии всех 20-х гг. «В го­ды нэ­па кресть­ян­ский со­юз сде­лал­ся для кресть­ян ми­фи­чес­кой, ле­ген­дар­ной ор­га­ни­за­цией, – зак­лю­ча­ет А.А. Ку­ре­ны­шев. – На не­го воз­ла­га­лись на­деж­ды, как на гос­по­да бо­га, на из­бав­ле­ние от тя­гот пов­сед­нев­ной жиз­ни» [8].

Речь, ско­рее, сле­ду­ет вес­ти о воз­вра­ще­нии (воз­ник­но­ве­нии и не­ко­то­ром рас­прос­тра­не­нии) в сре­ду кресть­ян­ства крес­тсо­юзов­ских нас­тро­ений. Мно­же­ство слу­ча­ев по­доб­но­го бы­ло за­фик­си­ро­ва­но влас­тя­ми в ени­сейской де­рев­не. Так, в де­каб­ре 1924 г. в Ми­ну­син­ском уез­де в свя­зи с рас­ту­щим не­до­воль­ством кресть­ян «ра­бо­чей властью», взи­ма­ющей боль­шие на­ло­ги с де­рев­ни и дик­ту­ющей низ­кие це­ны на хлеб и вы­со­кие – на про­мыш­лен­ные то­ва­ры, сре­ди на­се­ле­ния от­ме­ча­лись раз­го­во­ры о не­об­хо­ди­мос­ти соз­да­ния кресть­ян­ских со­юзов. В сен­тяб­ре 1925 г. об об­ра­зо­ва­нии проф­со­юзов, под за­щи­той ко­то­рых «ра­бо­чие жи­вут луч­ше», но ти­па кресть­ян­ских ор­га­ни­за­ций за­го­во­ри­ли бо­го­тольские кресть­яне. На Бейском район­ном съез­де со­ве­тов (Ми­ну­син­ский ок­руг) об­суж­дал­ся на­каз жи­те­лей д. Но­во-Ени­сейки о соз­да­нии со­юза хле­бо­ро­бов. Но пос­ле разъ­яс­ни­тель­ной ра­бо­ты этот воп­рос, не под­дер­жан­ный съез­дом, са­ми­ми де­ле­га­та­ми был снят. К вес­не 1926 г. наб­лю­да­лось хож­де­ние слу­хов о соз­да­нии эко­но­ми­чес­ких ор­га­ни­за­ций в Ха­кас­ском ок­ру­ге. В это вре­мя имев­ши­еся здесь 11 быв­ших эсе­ров и 5 мень­ше­ви­ков че­рез пуб­ли­ка­цию спе­ци­аль­ных за­яв­ле­ний в га­зе­тах уже от­ка­за­лись от член­ства в сво­их пар­ти­ях [9].

Осенью то­го же го­да за соз­да­ние КС выс­ту­па­ли жи­те­ли с. Ба­лах­ты и д. Си­дель­ни­ко­во Су­хо­бу­зим­ско­го района (Крас­но­яр­ский ок­руг). В свя­зи с воз­ник­ши­ми нож­ни­ца­ми цен со­чув­ствен­ные от­кли­ки на схо­де кресть­ян с. Ата­ма­но­во Крас­но­яр­ско­го района (тот же ок­руг) выз­ва­ло выс­туп­ле­ние не­ко­его Тю­мен­це­ва, го­во­рив­ше­го о не­об­хо­ди­мос­ти ор­га­ни­за­ции КС. Од­на­ко соб­ра­ние за­кон­чи­лось ре­ше­ни­ем его учас­тни­ков пос­лать пред­ста­ви­те­ля во Вну­торг с целью «по­го­во­рить о це­нах». Все­го в Крас­но­яр­ском ок­ру­ге за пе­ри­од с сен­тяб­ря по май 1927 г. спец­служ­бы за­фик­си­ро­ва­ли 21 слу­чай кресть­ян­ских выс­туп­ле­ний по это­му воп­ро­су [10].

Су­хо­бу­зим­ская район­ная пар­тийная кон­фе­рен­ция от­ме­ча­ла на­ли­чие в районе уже це­ло­го крес­тсо­юзов­ско­го те­че­ния, рас­прос­тра­нен­но­го в де­рев­не и сре­ди ин­тел­ли­ген­ции. Оно мо­ти­ви­ро­ва­лось не­об­хо­ди­мостью, во-пер­вых, ус­та­нов­ле­ния для кресть­ян спра­вед­ли­вых цен, во-вто­рых, соз­да­ния дей­ству­ющих в де­рев­не проф­со­юзов, идею ко­то­рых под­дер­жи­ва­ли и не­ко­то­рые ком­му­нис­ты. На­ко­нец, сек­ре­тарь Мин­дер­лин­ско­го сель­со­ве­та Хох­лов, от­ка­зы­вая кресть­ян­ским со­юзам в по­ли­ти­чес­кой влас­ти, счи­тал, что они не­об­хо­ди­мы для объ­еди­не­ния сельских тру­же­ни­ков в воп­ро­се сов­мес­тно­го и ор­га­ни­зо­ван­но­го сбы­та про­дук­ции их хо­зяйств. Раз­вер­нув­ша­яся в районе дис­кус­сия о це­ле­со­об­раз­нос­ти соз­да­ния КС во вре­мя пе­ре­вы­бо­ров сельских со­ве­тов и прав­ле­ний ко­опе­ра­ции вы­ли­лась в ор­га­ни­за­цию за­жи­точ­ны­ми кресть­яна­ми зак­ры­то­го соб­ра­ния. Та­кая же кам­па­ния, имев­шая мес­то в фев­ра­ле – мар­те 1927 г. в с. Ал­тат На­за­ров­ско­го района (Ачин­ский ок­руг), ед­ва не за­кон­чи­лась за­ме­ной со­вет­ских и ко­опе­ра­тив­ных ор­га­нов КС [11].

10 ян­ва­ря 1927 г. про­изо­шел слу­чай от­кро­вен­ной аги­та­ции кресть­яна­ми за соз­да­ние КС да­же со­вет­ских слу­жа­щих ок­руж­но­го уров­ня. Явив­шись к за­ве­ду­юще­му от­де­лом Крас­но­яр­ско­го ок­рис­пол­ко­ма и пот­ре­бо­вав, воп­ре­ки пар­тийным ус­та­нов­кам, ин­дус­три­али­за­ции не про­мыш­лен­нос­ти, а сельско­го хо­зяй­ства, жи­тель с. Ма­ган­ско­го за­явил о не­об­хо­ди­мос­ти по при­ме­ру го­род­ских ра­бо­чих, объ­еди­нен­ных в проф­со­юз, име­ющих сбер­кас­су и жи­ву­щих яко­бы за­жи­точ­нее кресть­ян, ор­га­ни­за­ции кресть­ян­ско­го со­юза. Он дол­жен был, по его мне­нию, за­щи­тить ин­те­ре­сы де­рев­ни и «нем­но­го уре­зать ра­бо­че­го» [12].

Но вес­ной 1927 г. в ре­зуль­та­те на­чав­шейся стра­ды и разъ­яс­ни­тель­ной ра­бо­ты ком­му­нис­тов, бо­яв­ших­ся уси­ле­ния по­ли­ти­чес­кой ро­ли кресть­ян­ства и ис­пы­ты­вав­ших ос­трую неп­ри­язнь к КС, это дви­же­ние при­об­ре­ло тен­ден­цию к са­мо­лик­ви­да­ции. С 10 ян­ва­ря по 6 де­каб­ря то­го же го­да в Крас­но­яр­ском, Кан­ском и Ха­кас­ском ок­ру­гах бы­ли от­ме­че­ны толь­ко семь слу­ча­ев аги­та­ции за соз­да­ние его яче­ек. Нап­ри­мер, в мае 1927 г. по­пыт­ку ор­га­ни­зо­вать Со­юз осу­ще­ствил бед­няк И. Его­ров из д. Ло­па­ти­но Ба­лах­тин­ско­го района (Крас­но­яр­ский ок­руг), объ­еди­нив­ший вок­руг се­бя 10 мес­тных кресть­ян [13].

Нес­мот­ря на иде­оло­ги­чес­кий прес­синг влас­тей, крес­тсо­юзов­ские нас­тро­ения на­се­ле­ния в ени­сейской де­рев­не про­дол­жа­ли су­ще­ство­вать, а в не­ко­то­рых мес­тах под воз­дей­стви­ем «чрез­вы­чайщи­ны» на­ло­го­вой по­ли­ти­ки го­су­дар­ства да­же уси­ли­лись. В ян­ва­ре 1928 г. в с. Итат Ачин­ско­го ок­ру­га за­жи­точ­ный кресть­янин Ива­нов про­тес­то­вал про­тив су­ще­ство­ва­ния со­вет­ской ко­опе­ра­ции, дол­жной, по его мне­нию, су­ще­ство­вать под ру­ко­вод­ством ор­га­ни­зу­емо­го кресть­яна­ми со­юза. Крес­тсо­юзов­ские нас­тро­ения кресть­ян наб­лю­да­лись в фев­ра­ле то­го же го­да в се­ле­ни­ях Ми­ну­син­ско­го и Ачин­ско­го ок­ру­гов. Кресть­янин с. Но­во­се­ло­во Боль­ше-Улуйско­го района Си­до­ров за­явил: «Нам по­оди­ноч­ке го­во­рить ма­ло тол­ку, а нуж­но ор­га­ни­зо­вы­вать­ся, не пла­тить на­лог, да и толь­ко». В с. Бе­ре­зов­ке Ачин­ско­го и д. Ус­тря­ло­во Ми­ну­син­ско­го ок­ру­гов по­яви­лись лис­тов­ки, при­зы­ва­ющие кресть­ян объ­еди­нять­ся про­тив ком­му­нис­тов. Уже вес­ной 1929 г. был за­фик­си­ро­ван слу­чай аги­та­ции за соз­да­ние КС в Пи­ров­ском и Крас­но­яр­ском районах (Крас­но­яр­ский ок­руг), со­вер­шен­ной за­го­то­ви­те­ля­ми [14].

Как сви­де­тель­ству­ют дан­ные фак­ты, в от­ли­чие от пе­ри­ода ре­во­лю­ции и Граж­дан­ской войны, мно­же­ствен­ные ини­ци­ати­вы соз­да­ния ор­га­ни­за­ций КС в 1920-е гг. ис­хо­ди­ли от са­мих кресть­ян, при­чем раз­но­го иму­ще­ствен­но­го тол­ка. Объ­яс­ня­лись они не­об­хо­ди­мостью за­щи­ты кресть­ян­ских ин­те­ре­сов. Об­суж­де­ние это­го воп­ро­са при­ни­ма­ло по­рой ос­трые фор­мы, но в ос­нов­ном кресть­яне каж­дый раз поз­во­ля­ли ком­му­нис­там се­бя уго­во­рить: да­лее раз­го­во­ров и аги­та­ции де­ло не за­хо­ди­ло.

Ве­ро­ят­но, для рос­сийско­го кресть­ян­ства бы­ли ха­рак­тер­ны на­деж­ды и меч­ты, ре­али­зо­вать ко­то­рые оно мог­ло, толь­ко объ­еди­нив­шись в ор­га­ни­за­цию. Но в ус­ло­ви­ях од­ной из си­бир­ских про­вин­ций, бу­ду­чи ра­зор­ван­ным по­се­лен­чес­кой струк­ту­рой, уда­лен­ным от цен­тров ци­ви­ли­за­ции и час­то рав­но­душ­ным к по­ли­ти­чес­ким со­бы­ти­ям, кресть­ян­ство в си­лу своей мен­таль­нос­ти и др. при­чин сла­бо вос­при­ни­ма­ло но­ва­ции, ис­хо­дя­щие из внеш­не­го ми­ра, и не всег­да адек­ват­но от­ве­ча­ло на ини­ци­ати­вы ино­со­ци­аль­ных сил, ве­ду­щие его к спло­че­нию в ор­га­ни­за­ци­он­ной фор­ме. На за­вер­ша­ющем эта­пе Граж­дан­ской войны здесь не бы­ло ор­га­ни­зу­емой и дос­та­точ­но ор­га­ни­зо­ван­ной си­лы, спо­соб­ной ока­зать мощ­ное соп­ро­тив­ле­ние во­ца­ре­нию ком­му­нис­ти­чес­ко­го ре­жи­ма. При со­вет­ской же влас­ти кресть­яне име­ли воз­мож­ность объ­еди­нять­ся в ос­нов­ном по клас­со­во­му, а не по все­сос­лов­но­му прин­ци­пу. При­шед­шее к не­ко­то­рым из них по­ни­ма­ние не­об­хо­ди­мос­ти ор­га­ни­зо­вы­вать­ся с целью дос­ти­же­ния бо­лее вы­со­ко­го со­ци­аль­но-по­ли­ти­чес­ко­го ста­ту­са в сис­те­ме со­вет­ско­го об­ще­ства вы­ра­жа­лось су­гу­бо лишь в крес­тсо­юзов­ских нас­тро­ени­ях, ко­то­рые бы­ли быс­тро и нав­сег­да ут­ра­че­ны с на­ча­лом мас­со­вой кол­лек­ти­ви­за­ции.

Примечания
  1. Ку­ре­ны­шев А.А. Все­рос­сийский кресть­ян­ский со­юз. 1905–1930 гг. Ми­фы и ре­аль­ность. М. СПб., 2004. С. 278–281; Он же. Пов­стан­чес­кое дви­же­ние и «не­пар­тийные», «всек­ресть­ян­ские» ор­га­ни­за­ции Рос­сии в го­ды граж­дан­ской войны (1918–1922 гг.) // Кресть­ян­ство вос­точ­ных ре­ги­онов Рос­сии и Ка­зах­ста­на в ре­во­лю­ци­ях и граж­дан­ской войне (1905–1921 гг.). Ишим, 2006. С. 138–139.

  2. Наш го­лос. 1917. 24 мар­та.

  3. Наш го­лос. 1917. 30 мар­та, 8, 11, 29 ап­ре­ля.

  4. Крас­но­яр­ский ра­бо­чий. 1917. 12 ок­тяб­ря.

  5. Во­ля Си­би­ри. 1918. 27 ав­гус­та.

  6. Пав­лу­нов­ский И.П. Си­бир­ский кресть­ян­ский со­юз // Си­бир­ские ог­ни. 1922. № 2. С. 125, 130; Крас­но­яр­ский ра­бо­чий. 1924. 20 де­каб­ря; Шиш­кин В.И. На­ход­ка в пар­тийном ар­хи­ве (И. Пав­лу­нов­ский. Об­зор бан­дит­ско­го дви­же­ния по Си­би­ри с де­каб­ря 1920 г. по ян­варь 1922 г.) // Зем­ля Си­бирь. 1992. № 3. С. 61–63; Бу­шу­ев В. Гра­ни. Че­кис­ты Крас­но­ярья от ВЧК до ФСБ. Крас­но­ярск, 2000. С. 50.

  7. Ар­хив Ре­ги­ональ­но­го уп­рав­ле­ния ФСБ по Крас­но­яр­ско­му краю (АРУ ФСБ). Д. П. – 20364. Л. 2–8, 25, 27, 29, 71–80, 82–85, 94–112.

  8. Ку­ре­ны­шев А.А. Указ. соч. С. 326.

  9. Го­су­дар­ствен­ный ар­хив Но­во­си­бир­ской об­лас­ти (ГА­НО). Ф. П. – 2. Оп. 1. Д. 7. Л. 349; Д. 100. Л.268; Д. 688. Л. 148 об., 263, 265.

  10. Там же. Д. 1204. Л. 150, 230, 232, 460.

  11. Там же. Л. 150–151; Д. 1786. Л. 50.

  12. Со­вет­ская де­рев­ня гла­за­ми ОГ­ПУ. Т. 2. 1923–1929. М., 2000. С. 498–499.

  13. ГА­НО. Ф. П. – 2. Оп. 1. Д. 1204. Л. 150; Д. 2050. Л. 134; Со­вет­ская де­рев­ня гла­за­ми ОГ­ПУ. Т. 2. С. 614.

  14. ГА­НО. Ф. Р. – 47. Оп. 5. Д. 68. Л. 11; Ф. Р. – 20. Оп. 2. Д. 180. Л. 9, 63, 65.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Воспоминание о камне     Александр Ев­гень­евич Фер­с­ман     Воспоминания о кам­не     

    Документ
    Имя ака­де­ми­ка Алек­сан­д­ра Ев­гень­еви­ча Фер­с­ма­на (1883-1945) ши­ро­ко из­вес­т­но в на­шей стра­не. Он за­во­евал все­об­щее приз­на­ние не толь­ко как вы­да­ющий­ся уче­ный в об­ла­ет ми­не­ра­ло­гии и ге­охи­мии, как ге­ог­раф
  2. Черкашина-губаренко му­ЗИ­ка І те­атр на пе­РЕ­хре­С­ті епох му­ЗЫ­ка и те­атр на пе­РЕ­крё­С­Т­ке вре­мён (1)

    Документ
    Збі­р­ник на­у­ко­вих та кри­ти­ко-­пу­б­лі­ци­с­ти­ч­них праць до­к­то­ра ми­с­те­ц­т­во­знав­с­т­ва, про­фе­со­ра, чле­на-­ко­ре­с­по­н­де­н­та Ака­де­мії ми­с­тецтв Укра­ї­ни Ма­ри­ни Ро­ма­ні­в­ни Че­р­ка­ши­ної-­Гу­ба­ре­н­ко
  3. За­пис­ки бодрст­ву­ю­ще­го. Очер­ки и исс­ле­до­ва­ния / Диас Валеев. Казань: Татар кн изд-во, 2008. с

    Документ
    Кни­га ис­то­ри­ко-по­ли­ти­чес­ких исс­ле­до­ва­ний ка­занс­ко­го пи­са­те­ля и фи­ло­со­фа Ди­а­са Ва­ле­е­ва пос­вя­ще­на как ана­ли­зу дра­ма­ти­чес­ко­го вре­ме­ни пос­лед­ней сму­ты в Рос­сии, так и от­дель­ным эпи­зо­дам все­мир­ной ис­то­рии.
  4. Узоры Древа Жизни Глава Десять Сфир в четырех мирах Глава 10. Пути на Древе Глава 11. Субъективные Сфирот Глава 12. Боги на Древе Глава 13. практическая работа (1)

    Практическая работа
    Глава 1. Йога Запада - Глава 2. Выбор пути - Глава 3. Метод Каббалы - Глава 4. Неписаная Каббала - Глава 5. Скрытое бытие - Глава 6. Древо Жизни - Глава 7.
  5. Узоры Древа Жизни Глава Десять Сфир в четырех мирах Глава 10. Пути на Древе Глава 11. Субъективные Сфирот Глава 12. Боги на Древе Глава 13. практическая работа (2)

    Практическая работа
    Глава 1. Йога Запада - Глава 2. Выбор пути - Глава 3. Метод Каббалы - Глава 4. Неписаная Каббала - Глава 5. Скрытое бытие - Глава 6. Древо Жизни - Глава 7.

Другие похожие документы..