Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Сказка'
Ведущий 1. Добрый день, дорогие друзья! Вот и пришла весна, вот и наступил март. Ведущий 2А март - это песня!А март - это сказка!А март - это сплошь ...полностью>>
'Доклад'
Организация создана 16 ноября 2001 года, зарегистрирована Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Ярославской области 19 декабря 200...полностью>>
'Рассказ'
- Заканчивается встреча с замечательным литературным произведением. Молодцы, вы хорошо поработали! А закончить урок я хочу пожеланием: пусть у вас бу...полностью>>
'Документ'
Проект направлен на повышение естественной резистентности организма детей, людей с пониженной сопротивляемостью к инфекции, пожилого и преклонного воз...полностью>>

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Русский язык и культура речи» для специальностей: 080105. 65 «Финансы и кредит»

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный университет»

Филиал Томского государственного университета в г. Прокопьевске

Учебно-методический комплекс

по дисциплине «Русский язык и культура речи»

для специальностей:

080105.65 «Финансы и кредит»

(очно-заочная форма обучения)

030501.65 «Юриспруденция»

(заочная форма обучения)

Прокопьевск 2010

ОДОБРЕНО кафедрой общественных наук

Протокол № _____ от «_____» 20__г.

Зав. кафедрой, к.и.н. ______________ Д.В. Воронин

РЕКОМЕНДОВАНО к утверждению учебно-методическим советом

Протокол № _____ от «_____» 20__г.

Председатель совета _______________________

подпись

Учебно-методический комплекс по курсу «Русский язык и культура речи» составлен на основе требований Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по специальностям: 080105.65 – финансы и кредит; 030501.65 - юриспруденция. Комплекс содержит программу учебного курса, практикум, перечень вопросов для подготовки к зачету и экзамену, задания для контрольных работ.

Составитель - Л.В. Трифонова, к.п.н., старший преподаватель

РецензентГ.В. Калиткина, к.ф.н., доцент фил.ф. ТГУ

ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Выписка из Государственного образовательного стандарта по специальности 4

  2. Рабочая программа учебной дисциплины 7

    1. Организационно-методический раздел 8

2.1.1 Цель курса 8

2.1.2 Задачи учебного курса 8

2.1.3 Требования к уровню освоения курса 8

    1. Содержание курса 9

    2. Учебно - методическое обеспечение курса 11

2.3.1 Список основной литературы 11

2.3.2 Список дополнительной литературы 11

    1. Распределение часов по темам программы и видам занятий 12

  1. Практикум 16

  2. Задания контрольной работы 36

  3. Темы рефератов по дисциплине «Русский язык и культура речи» 39

  4. Вопросы к зачёту по курсу «Русский язык и культура речи» 40

  5. Анкета для самоанализа по учебному курсу «Русский язык и культура речи» 41

1 Выписка из Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальностям

ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ

080105.65 – «Финансы и кредит»

Индекс

Наименование цикла дисциплин

Наименование дисциплин

Всего часов

ГСЭ.Ф.05.

Русский язык и культура речи

Стили современного русского литературного языка. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка.

Речевое взаимодействие. Основные единицы общения. Устная и письменная разновидности литературного языка. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи.

Функциональные стили современного русского языка. Взаимодействие функциональных стилей. Научный стиль. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности. Официально-деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое разнообразие. Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи. Язык и стиль распорядительных документов. Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктивно-методических документов. Реклама в деловой речи. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе.

Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле. Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Словесное оформление публичного выступления. Понятливость, информативность и выразительность публичной речи.

Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка. Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов. Культура речи. Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения.

030501.65 – «Юриспруденция»

Индекс

Наименование цикла дисциплин

Наименование дисциплин

Всего часов

ГСЭ.Ф.07.

Русский язык и культура речи

Стили современного русского литературного языка. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка.

Речевое взаимодействие. Основные единицы общения. Устная и письменная разновидности литературного языка. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи.

Функциональные стили современного русского языка. Взаимодействие функциональных стилей. Научный стиль. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности. Официально-деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое разнообразие. Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи. Язык и стиль распорядительных документов. Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктивно-методических документов. Реклама в деловой речи. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе.

Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле. Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Словесное оформление публичного выступления. Понятливость, информативность и выразительность публичной речи.

Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка. Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов. Культура речи. Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения.

2 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине «Русский язык и культура речи»

для специальностей:

финансы и кредит

юриспруденция

курс

1

2

семестр

2

4

всего часов

в том числе:

126

40

лекции

20

6

практическая работа

12

-

самостоятельная работа

94

34

форма контроля

зачет

зачет

Рабочая программа составлена на основании ГОСа по специальности:

  1. финансы и кредит, утвержденного 17.03.2000г.; типовой программы по дисциплине «Русский язык и культура речи»

  2. юриспруденция, утвержденного 20.03.2000г.; типовой программы по дисциплине «Русский язык и культура речи»

2.1 Организационно-методический раздел

Культура речи вырабатывает навыки отбора и употребления языковых средств в процессе речевого общения, помогает сформировать сознательное отношение к их использованию в речевой практике в соответствии с речевыми задачами. Владение русским языком и культурой речи - характеристика профессиональной пригодности будущих специалистов.

2.1.1 Цель курса

Формирование и развитие языковой личности на основе знаний русского языка как единства сторон системы и функционирования его законов в коммуникативном воздействии:

Овладение нормами литературного языка, знаниями риторики – этики и эстетики речевого поведения в общении

2.1.2 Задачи учебного курса

В процессе изучения курса студент должен усвоить: знания о русском языке, его богатстве, ресурсах, структуре, формах реализации; основы культуры речи; различные нормы литературного языка с его вариантами; функциональные стили речи с одновременным расширением знаний о стилях, их признаки, правила их использования; основы ораторского искусства, представление о речи как инструменте эффективного общения.

2.1.3 Требования к уровню освоения курса

Студент должен уметь:

  • ориентироваться в различных языковых ситуациях, адыкватно реализоваывать свои коммуникативные намерения;

  • создавать профессионально значимые речевые произведения: владеть жанрами устной речи (вести профессиональную беседу, обмениваться информацией, вести дискуссию и т.д.) и письменной речи (составлять официальные письма, служебные записки, инструкции, различные юридические документы и т.п.; редактировать написанное);

  • грамотно в орфографическом, пунктуационном и речевом отношении оформлять письменные тексты на русском языке, используя лингвистические словари и справочную литературу;

  • соблюдать правила речевого этикета;

  • учебная дисциплина «русский язык и культура речи»призвана сформировать у студентов следующие виды компетенций: языковую, коммуникативную, общекультурную.

2.2 Содержание курса

Тема 1 Язык как система. Языковые уровни. Системные отношения языковых единиц на разных уровнях

Язык система (единицы языка, уровни языка, разделы). Язык - знаковая система (естественные знаки - знаки-признаки, искусственные знаки - знаки-информанты), языковые знаки. Функции языка: коммуникативная, познавательная, аккумулятивная, эмоциональная, функция воздействия. Парадигматика. Формально – симантические отношения между словами: внутренние(полисемия, полиформия) – внешние (омонимия, паронимия, антонимия). Семантические и стилистические ошибки. Произносительные нормы, ошибки и варианты (стилистические, семантические). Использование лексических отношений как выразительных средств в тексте.

Тема 2 Коммуникативная система русского языка

Коммуникативный акт между адресантом и адресатом как основная единица системы. Отношения между коммуникативными актами. Территориально – социальные микросистемы языка: литературный язык – просторечие – диалекты – жаргоны, их различительные признаки. Условия функционирования книжной и разговорной речи. Различие между ними Письменная и устная форма книжной и разговорной речи. Формы существования языка. Литературный язык как общеупотребительная, кодифицированная, функционально дифференцированная разновидность языка.

Тема 3 Функциональные разновидности литературного языка

Функциональные стили (официально-деловой, научный публицистический) - разговорная речь - язык художественной литературы; выполняемые ими социаль­ные функции. Коммуникативные функции языка: передача информации, накопление информации, создание новой информации, выражение эмоций, установление контакта, воздействие на адресата, эстетическая функция. Их распределение между функциональными разновидностями. Доминирующе функции: информационная (научный стиль), накопительная (официально-деловой стиль), воздействие (публицистический стиль), контактная (разговорная речь), эстетическая(язык художественной литературы). Подстили и речевые жанры: центральные (типичные дл данного функционального стиля) и периферийные (результат межстилевого взаимодействия).

Тема 4 Официально-деловой стиль

Сфера функционирования стиля, жанровое разнообразие. Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов. Интернациональные свойства русской официально – деловой письменной. Язык и стиль распорядительных документов. Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктивно-методических документов. Реклама в деловой речи. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе.

Тема 5 Нормирование языковой деятельноcти

Стихийное сознательное (кодификация). Законы (объективно выявляемые зависимости) и правила (практические инструкции для осуществления деятельности). Согласованность или противоречие между ними, Нормирование в знаковой системе. Понятие о языковой и речевой норме. Формы русской речи: устная, письменная, внутренняя речь. Уровневые разновидности языковых норм: синтаксические, морфологические, словообразовательные, лексические, фразеологические, орфоэпические, орфографические, пунктуационные. Нормы императивные - вариативные. Варианты свободные - семантически отмеченные – стилистически отмеченные. Нормирование в коммуникативной системе. Текстовые и стилистические нормы Построение текстов различных функциональных стилей и жанров, выбор лексических и грамматических средств для их реализации.

Тема 6 Коммуникативные качества речи

Логичность речи. Точность речи. Уместность речи. Правильность речи. Чистота речи. Средства выразительности: тропы и фигуры.

Тема 7 Речевая культура

Два уровня владения литературным языком. Знание и соблюдение императив­ных норм: при построении текстов - умение осуществлять обоснованный выбор среди возможных вариантов в соответствии с коммуникативной ситуацией и целью коммуникации: при восприятии текстов - умение эффективно анализировать и преобразовывать их. Особенности первоначального восприятия текстов. Устная публичная речь. Виды, жанры. Этические нормы речевой культуры. Понятие «речевой этикет». Факторы, определяющие формирование речевого этикета и его использование. Речевой этикет и национальная специфика. Формула речевого этикета, его группы. История обращения людей друг к другу в России.

Тема 8 Основы публичного выступления

Понятие об ораторском искусстве, Оратор и его аудитории. Подготовка речи: выбор темы, цель речи. Основные приёмы поиска материала. Начало, завершение и развертывание речи. Основные виды аргументов. Способы словесного оформления публичного выступления. Понятность, информативность и выразительность публичной речи.

2.3 Учебно - методическое обеспечение курса

2.3.1 Список основной литературы

  1. Васильева А.Н. Основы культуры речи – М., 1988.

  2. Головин Б.Н. Основы культуры речи. 2-е изд., испр. – М., 1988.

  3. Зарецкая Е.Н. Риторика. Теория и практика речевой коммуникации. – М., 1998.

  4. Кони А.Ф. Избранные произведения: В 2т Т.1. – М., 1967.

  5. Розенталь Д.Е. Практическая стиличтика русского языка. 5-е изд., испр.и доп. – М., 1987.

  6. Русская риторика. Хрестоматия. Автор – составитель. Л.Н. Граудина. – М., 1996.

  7. Скворцов Л.И. Язык, общение и культура. – Л., 1980.

  8. Соколова В.В. Культура речи и культура общения. – М., 1996.

2.3.2 Список дополнительной литературы

  1. Анисимова Т.В., Гимпельсон Е.Г. Современная деловая риторика: Учебное пособие: В 2ч. Ч1. – Волгоград, 1998.

  2. Аннушкин В.И. Риторика. Учебное пособие – Пермь, 1994.

  3. Арпесян Г.З. Ораторское исскуство. – М., 1997.

  4. Вежбицкая А. Язык, культура, познание. – М., 1997.

  5. Веселов П.В. Аксиомы делового письма: Культура делового общения и официальной переписки. 4-е издание. Переработано – М., 1978.

  6. Гойхман О.Я., Надеина Т.М., Основы речевой коммуникации: Учебник для вузов – М., 1997.

  7. Иванова С.Ф. Специфика публичной речи. - М.,1978.

  8. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика: Учебник для юридических факультетов и институтов. – М., 1995.

  9. Клюев Е.В. Речевая коммуникация: Учебное пособие для университетов и вузов – М., 1998.

  10. Культура парламентской речи. – М., 1994.

  11. Организация работа с документами: Учебник для вузов. – М., 1998.

  12. Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов: Учебное пособие. Издание 4-е, испр. – М., 1997.

  13. Русский язык. Энциклопедия. – М., 1997.

  14. Сергеич П. Исскуство речи на суде. – Тула. 1998.

  15. Шведов И.А. Искусство убеждать. – Киев. 1996.

2.4 Распределение часов по темам программы и видам занятий

Экономический факультет

темы

Тема и содержание занятий

Количество часов

Всего

В том числе

Лекции

Семинар

Самост. работа

1

Язык как система. Единицы языка. Язык как знаковая система. Основные функции языка: коммуникативная, аккумулятивная, эмоциональная, познавательная, мышления. Произносительные нормы, ошибки и варианты.

12

4

-

8

2

Коммуникативная система русского языка: отношение адресанта и адресата как основная единица системы.

Литературный язык – просторечие - диалекты, жаргоны, их различительные признаки.

12

-

2

10

3

Книжная и разговорная речь, их различия. Письменная и устная формы книжной и разговорной речи. Литературный язык – общеупотребительная, кодифицированная, нормативная разновидность языка.

12

-

3

9

4

Функциональные стили (официально-деловой, научный публицистический) - разговорная речь - язык художественной литературы; выполняемые ими социаль­ные функции. Коммуникативные функции языка: передача информации, ее накопление, создание новой информации, выражение эмоций, установление контакта, эстетическая функция.

Подстили и речевые жанры, их взаимодействие.

12

2

-

10

5

Официально – деловой стиль. Сфера его функционирования, жанровое разнообразие. Языковые формулы служебных документов. Интернациональные свойства русской официально – деловой письменной. Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктивно-методических документов. Реклама в деловой речи. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе.

19

2

3

14

6

Нормирование русского зыка. Законы и правила. Согласованность и противоречия. Понятие о языковой и речевой норме. Формы русской речи: устная, письменная, внутренняя. Уровневые разновидности языковых норм: Нормирование в коммуникативной системе. Построение текстов различных функциональных стилей.

14

4

-

10

7

Нормы современного лите-ратурного языка, коммуника-тивные качества речи: логичность, точность, уместность, правильность речи, чистота, богатство и разнообразие, выразительность (тропы и фигуры).

12

2

-

10

8

Речевая культура. Особен-ности восприятия текста. Умение анализировать и преобразовывать. Понятие речевой этикет. Формула речевого этикета, его группы. История обращения людей друг к другу в различных жизненных ситуациях.

18

2

2

14

9

Основы публичного высту-пления. Понятие об ораторском искусстве. Оратор и его аудитория. Подготовка речи: выбор темы, цель речи. Поиск материала. Начало, завершение и развертывание речи. Способы оформления публичного высту-пления.

15

4

2

9

ИТОГО:

126

20

12

94

Юридический факультет

темы

Тема и содержание занятий

Количество часов

Всего

В том числе

Лекции

Семинар

Самост. работа

1

Язык как система. Единицы языка. Язык как знаковая система. Основные функции языка: коммуникативная, аккумулятив-ная, эмоциональная, познаватель-ная, мышления. Произноситель-ные нормы, ошибки и варианты.

3

1

-

2

2

Коммуникативная система русского языка: отношение адресанта и адресата как основная единица системы.

Литературный язык – просто-речие - диалекты, жаргоны, их различительные признаки.

4

1

-

3

3

Книжная и разговорная речь, их различия. Письменная и устная формы книжной и разговорной речи. Литературный язык – общеупотребительная, кодифици-рованная, нормативная разновид-ность языка.

10

1

-

9

4

Функциональные стили (официально-деловой, научный публицистический) - разговорная речь - язык художественной литературы; выполняемые ими социальные функции. Комму-никативные функции языка: передача информации, ее накопление, создание новой информации, выражение эмоций, установление контакта, эстети-ческая функция.

Подстили и речевые жанры, их взаимодействие.

8

1

-

7

5

Официально – деловой стиль. Сфера его функционирования, жанровое разнообразие. Языковые формулы служебных документов. Интернациональ-ные свойства русской официально – деловой письменной. Язык и стиль коммерческой корреспон-денции. Язык и стиль инструктивно-методических документов. Реклама в деловой речи. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе.

7

1

-

6

6

Речевая культура. Особенности восприятия текста. Умение анализировать и преобразовывать. Понятие речевой этикет. Формула речевого этикета, его группы. История обращения людей друг к другу в в различных жизненных ситуациях..

4

-

4

7

Основы публичного выступле-ния. Понятие об ораторском искусстве. Оратор и его аудитория. Подготовка речи: выбор темы, цель речи. Поиск материала. Начало, завершение и развертывание речи. Способы оформления публичного выступления.

4

1

-

3

ИТОГО:

40

6

-

34

3 Практикум

Раздел 1 Литературный язык в составе русского национального языка



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Статистические данные о выполнении требований гос впо 9 Показатели выполнения требований гос в целом по Российской Федерации по дисциплине «Русский язык и культура речи» 9

    Документ
    Специфика педагогических измерений, проводимых в рамках Интернет-экзамена, вытекает из поставленной цели – оценки степени соответствия подготовки студентов по образовательной программе требованиям государственных образовательных стандартов,
  2. Кабанова Наталья Васильевна учебно-методический комплекс

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс «Русский язык и культура речи» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030401.
  3. Учебно-методический комплекс по циклу дисциплин гсэ. Ф. 08 Для студентов очной формы обучения по специальностям: 080105. 65 «Финансы и кредит»

    Учебно-методический комплекс
    Русский язык и культура речи: учебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения / сост. И.А. Крым; Кузбасский институт экономики и права.
  4. Методические указания по выполнению дипломных работ для студентов специальности 080105. 65 Финансы и кредит всех форм обучения Уфа 2010

    Методические указания
    Методические указания по выполнению дипломных работ для студентов специальности 080105.65 Финансы и кредит / Сост.: Л. Р. Загитова, Т.В. Исмагилова, Л.
  5. Методические рекомендации к выполнению самостоятельной работы для студентов, обучающихся по специальности, 080105. 65 «финансы и кредит»

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации к выполнению самостоятельной работы для студентов, обучающихся по специальности «Финансы и кредит»: методические рекомендации для студентов всех форм обучения / Составитель С.

Другие похожие документы..