Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Каждый последующий элемент отличается от предыдущего тем, что в его ядре количество протонов увеличивается на единицу, а количество нейтронов растет,...полностью>>
'Документ'
(1 очередь – 9-этажный жилой дом)» (девятиэтажный 44-квартирный жилой дом №4), расположенный по адресу: г.Архангельск, Ломоносовский округ, ул.Волода...полностью>>
'Урок'
Во время экскурсии школьники узнают, каким образом ученые-историки узнают о том, что происходило много веков назад, какие группы истори­ческих источн...полностью>>
'Документ'
Многие скульпторы были живописцами. В ХХ столетии к холстам и краскам охотно приникали Майоль и Джакометти. Великий Роден был создателем быстрого, по...полностью>>

В. В. Петрик консульско-дипломатическая служба в российской федерации гф учебники

Главная > Диплом
Сохрани ссылку в одной из сетей:

В. Департаменты и управления функционального характера.

Г. Департаменты, управления, отделы и другие подразделения административно-хозяйственного характера.

Д. Вспомогательные подразделения, обеспечивающие необходимые условия функционирования центрального аппарата МИДа и подведомственных ему учреждений и организаций, а также загранпредставительств.

Основные задачи Министерства иностранных дел России:

– разработка общей стратегии внешней политики Российской Федерации и представление соответствующих предложений Президенту Российской Федерации;

– реализация внешнеполитического курса Российской Федерации;

– координация международных связей субъектов Российской Федерации;

– обеспечение дипломатическими средствами защиты суверенитета, безопасности, территориальной целостности, других интересов Российской Федерации на международной арене;

– защита прав и интересов граждан и юридических лиц Российской Федерации за рубежом;

– обеспечение дипломатических и консульских отношений Российской Федерации с иностранными государствами, сношений с международными организациями;

– координация деятельности и контроль за работой других федеральных органов исполнительной власти в целях обеспечения проведения единой политической линии Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями.

Задачи определяют функции Министерства, к числу основных из них относятся:

– разработка проектов международных договоров Российской Федерации;

– ведение переговоров с иностранными государствами и международными организациями. Участие в расширении торгово-экономических и финансовых связей, научно-технических, культурных и других обменов Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями;

– реализация дипломатическими средствами усилий Российской Федерации по обеспечению международного мира, глобальной и региональной безопасности с учетом ответственности России как постоянного члена Совета Безопасности ООН, участника общеевропейского процесса и других региональных механизмов;

– участие в разработке политики и конкретных мероприятий по обороне и безопасности Российской Федерации, осуществлению конверсии ее оборонной промышленности;

– участие в подготовке предложений о проведении российского законодательства в соответствие с международными обязательствами Российской Федерации;

– участие в разработке основных направлений государственной политики в отношении соотечественников, проживающих за рубежом;

– организация на территории Российской Федерации и за рубежом консульской работы;

– содействие осуществлению межпарламентских и других связей Федерального Собрания;

– содействие распространению за рубежом информации о внешней и внутренней политике Российской Федерации, социально-экономической, культурной и духовной жизни страны;

– информирование загранпредставительств по вопросам внешней и внутренней политики Российской Федерации;

– осуществление кадрового обеспечения центрального аппарата загранпредставительств, представительств министерства и подведомственных ему организаций на территории РФ; подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров дипломатической службы;

– содействие функционированию иностранных дипломатических и консульских представительств на территории Российской Федерации и осуществление в пределах своей компетенции контроля за деятельностью обслуживающих их предприятий, учреждений и организаций.

Что касается субъектов Федерации, то во многих из них открыты представительства МИД России. К числу их основных задач относится:

– обеспечение взаимодействия министерств с органами исполнительной власти субъектов Федерации, входящих в регион деятельности представительства;

– оказание содействия субъектам Федерации в обеспечении выполнения международных договоров, участником которых является Россия, а также в осуществлении их полномочий в области международных и внешнеэкономических связей при соблюдении норм международного права;

– помощь в развитии торговых, экономических, культурных и иных связей субъектов Федерации с зарубежными партнерами;

– ведение информационно-справочной работы;

– выполнение функций, относящихся к консульской службе;

– взаимодействие с иностранными консульскими учреждениями, расположенными в регионе деятельности представительства [3].

Персональную ответственность за выполнение возложенных на министерство задач и осуществление им своих функций несет Министр иностранных дел Российской Федерации, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации по предложению Председателя Правительства РФ.

Министр иностранных дел Российской Федерации имеет своих заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом Российской Федерации, и распределяет обязанности между ними. Каждый из заместителей министра руководит группой департаментов, управлений и иных подразделений министерства.

Структура МИДа, помимо его руководства и упомянутых звеньев, включает также департаменты, управления, самостоятельные отделы и группы. Именно эти подразделения являются главными элементами организационно-должностной структуры центрального аппарата МИД.

К числу департаментов, занимающихся отношениями РФ с другими государствами, относятся территориальные департаменты по регионам, которые в свою очередь подразделяются на отделы, занимающиеся отношениями с конкретными странами. Государства Европы, например, делятся на четыре региона, и отношениями с входящими в них странами соответственно занимаются четыре европейских департамента (ЕД). Отношениями с государствами Азии также занимаются четыре департамента (ДА), причем один из них обеспечивает международные отношения России с Австралией, Новой Зеландией и странами Океании. Соответственно, имеются Департамент Африки (ДАФ) и Департамент Ближнего Востока и Северной Африки (ДБВСА). Отношениями со странами американских континентов занимаются Департамент Северной Америки (ДСА) Департамент Латинской Америки (ЛАД).

В рамках сложившихся структурных подразделений и на соответствующих государственных должностях организуется прохождение дипломатической службы в центральном аппарате Министерства иностранных дел Российской Федерации. Эти должности могут быть названы должностями дипломатической службы, которые и определяют социально-политический, правовой, властно-управленческий статус дипломатического служащего, содержание, полномочия, пределы его реального участия в реализации внешнеполитических функций всего ведомства. Поэтому дипломатическую должность без какого-либо преувеличения можно считать первичным, базовым организационно-структурным элементом дипломатической службы. Должность определяет место служащего в общей системе дипломатической службы, концентрирует в себе права, обязанности и ответственность работника, пределы его компетенции.

Дипломатические должности в центральном аппарате МИД, как и в дипломатических, консульских и загранпредставительствах, начинаются с референтов. Однако принято считать, что подлинно (по статусу и содержанию работы) дипломатическая должность начинается с должности атташе, поскольку она соответствует первому дипломатическому рангу – атташе. Далее идут должности третьего секретаря, второго секретаря и первого секретаря, советника, старшего советника и главного советника. На должность начальника отдела департамента, как административную, может претендовать дипломатический работник, имеющий опыт не ниже главного советника.

В назначении на должность может иметь значение ранг дипломатического работника, так или иначе свидетельствующий о его зрелости. Дипломатический ранг – особое звание, которое присваивается в соответствии с занимаемой государственной должностью в Министерстве иностранных дел, дипломатических представительствах и консульских учреждениях. Эти ранги были установлены еще в 1943 г. и сохранились практически неизменными до сих пор. Это ранги атташе, третьего секретаря, второго секретаря II класса и второго секретаря I класса, первого секретаря двух классов и советника также двух классов, – все они присваиваются приказом Министра иностранных дел. Высшие ранги Чрезвычайных и Полномочных Посланников I и II классов и ранг Чрезвычайного и Полномочного посла – присваиваются Президентом Российской Федерации [11. С. 74–78].

Рассмотрим работу ряда департаментов центрального аппарата МИД России – Департаментов консульской службы (ДКС), информации печати (ДИП), внешнеполитического планирования (ДВП), безопасности и разоружения (ДБВП), государственного протокола (ГП).

Департамент консульской службы – важнейшее функциональное структурное подразделение МИДа России. Он координирует и направляет деятельность консульских загранучреждений (генконсульств, консульств, вице-консульств), консульских отделов посольств, а также представительств МИД на территории Российской Федерации, консульских постов в международных аэропортах, пограничных контрольно-пропускных пунктах. Консульская работа весьма многопланова, но ее характер в Центре во многом отличается от характера на периферии, в консульских загранучреждениях, которые работают под контролем департамента и посольств. Здесь нет необходимости регистрации актов гражданского состояния: браков, рождения и смерти, как это делается в консульских учреждениях за рубежом. Зато визовой практики более чем достаточно. Ее приходится выполнять не только в Москве, но и в представительствах МИД на территории субъектов Федерации и в таможенных пунктах [12. С. 13–15].

Одно из ведущих мест в системе МИД занимает Департамент информации и печати. На департамент возложены обязанности по проведению брифингов и пресс-конференций, организации работы пресс-центра. Департамент занимается аналитической деятельностью, им обеспечивается обслуживание всех государственных визитов.

Широкий круг вопросов охватывает деятельность Департамента по делам соотечественников и правам человека (ДСПЧ). В функции его отделов входит работа по таким направлениям, как многостороннее сотрудничество по правам человека; двустороннее сотрудничество России по этим вопросам с другими государствами; защита соотечественников и прав человека в странах СНГ и Балтии; решение проблем беженцев и эмигрантов.

Важный вид организационно-аналитической работы выполняет Департамент внешнеполитического планирования (ДВП). В департаменте изучаются закономерности, тенденции и особенности развития современных международных отношений, что позволяет МИДу находить более эффективные подходы к решению важнейших международных проблем. Департамент изучает внешнеполитические программы иностранных государств, анализирует состояние общественного мнения, поддерживает связи с научно-аналитическими центрами.

Особое положение в структуре МИД России занимает Департамент государственного протокола, на который возложено соблюдение церемониала встреч и проводов государственных деятелей, делегаций, аккредитуемых послов иностранных государств, процедур подписания договорных документов, проведение дипломатических приемов и т.п.

В структуру Министерства иностранных дел Российской Федерации входит также Департамент безопасности (ДБ), функции которого заключаются в обеспечении физической, инженерно-технической и информационной безопасности центрального аппарата МИД России, его представительств в субъектах федерации, загранпредставительств и российских граждан.

Специальные функции выполняет Департамент по связям с парламентом России и общественными организациями (ДСПО), призванный поддерживать рабочие контакты по возникающим вопросам со всеми структурами Государственной Думы и Совета Федерации, а также региональными государственными органами власти, с общественно-политическими организациями.

Непосредственно руководят деятельностью департаментов их директора. Они несут персональную ответственность за качественное выполнение поставленных задач и функций. Директора ответственны за подбор, подготовку, расстановку и использование кадров, утверждают положения об отделах, должностные инструкции, вносят предложения по совершенствованию структуры департамента. Директора департаментов принимают участие в заседаниях Коллегии Министерства иностранных дел Российской Федерации и других совещаниях, созываемых руководством министерства для обсуждения вопросов, касающихся деятельности департамента.

Анализ деятельности центральных органов внешнеполитической деятельности российского государства свидетельствует, что развитие России после 1991 г. как самостоятельного и независимого государства привело к необходимости приспособления ее государственных органов к новым международным условиям. Это коснулось и Министерства иностранных дел Российской Федерации, которое ранее существовало практически номинально. Эту задачу удалось решить путем реорганизации доставшегося в наследство вместе со зданием аппарата МИД СССР. На первых порах эта работа свелась к структурным изменениям аппарата прежнего союзного министерства, а также к разработке новых положений о всех подразделениях системы Министерства иностранных дел Российской Федерации: ее центрального аппарата, загранпредставительств и их руководителей. Ныне специальными положениями определяются как структура этих подразделений, так и их правовой статус, компетенция, задачи и функции. Разработаны также положения, регламентирующие работу внутренних подразделений центрального аппарата министерства. В частности, большинство существовавших ранее территориальных и функциональных управлений и отделов получили статус департаментов, а существовавшие в них референтуры были преобразованы в отделы. Эти меры были призваны повысить авторитет как самого Министерства иностранных дел, так и его подразделений [11. С. 83–85].

Практическая деятельность Министерства иностранных дел Российской Федерации за короткий период своего существования показала, что нынешнее российское внешнеполитическое ведомство России в полной мере отвечает предъявляемым к нему как важнейшему ведомству исполнительной власти Российской Федерации требованиям.

Контрольные вопросы:

1. Как распределены полномочия между федеральными органами власти России в решении внешнеполитических задач?

2. Каков правовой статус МИД России? Какими нормативно-правовыми актами он регулируется?

3. Назовите основные функции МИД России.

4. Какими полномочиями обладает МИД России в части взаимодействия с субъектами Российской Федерации?

5. Как формируется коллегия МИД России? Как принимаются ее решения? Каким документом они оформляются?

6. Каковы принципы формирования и структура центрального аппарата МИД России.

7. Охарактеризуйте формы и методы работы департамента МИД.

Использованная и рекомендуемая литература:

1. Конституция Российской Федерации. – М., 1993.

2. Концепция внешней политики Российской Федерации. Утверждена Президентом Российской Федерации 28 июня 2000 г. // Дипломатический вестник. – 2000. – № 8. – С. 3–11.

3. Положение о Министерстве иностранных дел Российской Федерации. Утверждено Указом Президента Российской Федерации от 14 марта 1995 г. № 271 // Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 12. – Ст. 1033.

4. О некоторых вопросах организации деятельности Министерства иностранных дел Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации от 27 апреля 2002 г. № 417. Выписка // Дипломатический вестник. – 2002. – № 6. – С. 11.

5. Об организации и порядке осуществления федеральными органами исполнительной власти и российскими государственными учреждениями функций, связанных с деятельностью за рубежом. Указ Президента Российской Федерации от 14 июня 1997 г. № 582 // Собрание законодательства РФ. – 1997. – № 24. – Ст. 2743.

6. О координирующей роли Министерства иностранных дел Российской Федерации в проведении единой внешнеполитической линии Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации от 12 марта 1996 г. № 375 // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 12. – Ст. 1061.

7. О порядке реализации в МИД России Указа Президента Российской Федерации «О координирующей роли Министерства иностранных дел Российской Федерации в проведении единой внешнеполитической линии Российской Федерации». Приказ по МИД России от 24 июня 1996 г. № 4473.

8. Положение о территориальном органе МИД России в субъекте Российской Федерации. Утверждено приказом по МИД России от 4 ноября 1996 г. № 9304.

9. Положение о Правовом департаменте Министерства иностранных дел Российской Федерации. Утверждено приказом по МИД России от 13 марта 1998 г. № 2053.

10. Положение о Департаменте консульской службы Министерства иностранных дел Российской Федерации. Утверждено приказом по МИД России от 14 августа 1996 г. № 6430.

11. Дипломатическая служба. Учебное пособие / Под ред. А.В. Торкунова. – М., 2002.

12. Елисеев И.И., Жаров Ю.Ф. Консульская служба Российской Федерации: Учебное пособие / Под ред. В.П. Воробьева. – М., 2001.

13. Иванов И.С. Внешняя политика России и мир. Статьи и выступления. – М., 2001.

14. Колоколов Б.Л. Профессия – дипломат (мемуары бывшего заместителя министра иностранных дел РФ). – М., 2006.

15. Майоров М.В. Миротворцы: из опыта российской дипломатии в посредничестве. – М., 2007.

16. Мировая политика и международные отношения. Учебное пособие. – СПб., 2009.

17. Николаев В. 80 лет назад создано управление делами МИД России // Международная жизнь. – 2002. – № 11. – С. 65–71.

18. Попов В.И. Современная дипломатия: теория и практика. Дипломатия – наука и искусство: Курс лекций. – 2-е изд., доп. – М., 2003.

19. Сакун О.Ф. Дипломатическое ремесло. – М., 2008.

20. Селянинов О.П. Практика дипломатических сношений государств. – М., 1999.

21. Фельтхэм Р. Дж. Настольная книга дипломата / Пер. с англ. В.Е. Улаховича. – Минск, 2002.

2.2. Международно-правовое регулирование статуса диппредставительств, консульских учреждений и их персонала.

Международно-правовой статус дипломатических представительств, консульских учреждений и их персонала регулируется нормами международного права, объединенными под названием соответственно «дипломатическое право». Дипломатическое право и консульское право определяют статус, функции, полномочия, формы и методы работы дипломатических представительств, консульских учреждений и их персонала. При этом уместно заметить, что в настоящее время международные обычаи продолжают быть одним из источников дипломатического и консульского права, активно способствуют регулированию связей между государствами.

Дипломатические представительства и консульские учреждения осуществляют свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента страны, Положением о Министерстве иностранных дел Российской Федерации, Положением о Посольстве Российской Федерации, Положением о консульском учреждении Российской Федерации, Положением о Постоянном представительстве Российской Федерации при международной организации, постановлениями и распоряжениями Правительства России, нормативными актами МИД России, а также соответствующими международными договорами и конвенциями. И все это – с учетом законодательства и обычаев страны пребывания.

Правовой статус загранпредставительств определяются системой международно-правовых норм, определяющих положение функции и права органов внешних сношений государства – дипломатических представительств и консульских учреждений, представительств Российской Федерации при международных организациях. Включает в себя правовые нормы, основными источниками которых являются российское законодательство, международные договоры и международные обычаи [14. С. 6–8].

Статус формировался исторически на протяжении многих веков.

Консульские отношения зародились и начали складываться в древние времена, причем значительно раньше, чем дипломатические. До начала ХХ в. регулировались они главным образом на основе обычая. Возникновение консульских структур диктовалось потребностями развития торговли и мореплавания. В конце III в. до н.э. в Греции, а затем в Древнем Риме, появился институт иностранных проксенов и преторов, занимавшихся улаживанием спорных вопросов с иностранцами. Именно от римлян пошло название консульской службы – consules – «люди совета».

В XVI–XVII вв. стали образовываться дипломатические представительства. Однако сохранялись и продолжали совершенствоваться и консульства. Стали появляться консульские уставы, заключаться договоры и конвенции по консульским вопросам. Первая консульская конвенция была подписана в 1769 г. между Францией и Испанией. Затем появились первые многосторонние конвенции: Каракасская – 1911 г. и Гаванская – 1928 г., на основе которых и с учетом многолетней консульской практики был разработан фундаментальный документ – Венская Конвенция о консульских сношениях 1963 г. [3].

В России основы консульских и дипломатических отношений были заложены при Петре I. В период его царствования в ряде западных стран появились российские консульские агентства (в Амстердаме в 1707 г. и в Вене в 1718 г.). При назначении консула в Бордо его основные задачи царь сформулировал так: «Дабы подданные наши, которые прибудут для отправления купечества своего, могли найти протекцию и вспоможение, которые им будут потребны».

О функциях и задачах российских консульских учреждений можно судить и по ориентировке, которую 3 июля 1869 г. подписал канцлер А.И. Горчаков. В ней, в частности, говорилось, что существование консульских постов за границею имеет две главные цели: «оказание содействия находящимся за границей русским подданным и доставление консулами из мест их пребывания всякого рода сведений, могущих иметь значение для интересов России и в особенности для русской торговли».

В 1820 г. был принят первый Консульский устав России. В 1903 г. был принят новый Консульский устав, действовавший до 1917 г. К тому времени Россия имела уже 29 генеральных консульств, 69 консульств, 39 вице-консульств и более 300 нештатных консульств и вице-консульств.

В первые годы советской власти действовали различные декреты и инструкции по консульским вопросам. Лишь в 1926 г. был принят Консульский устав СССР, который в 1976 г. был переработан и действует до сих пор в Российской Федерации [15. С. 88–89].

Основным многосторонним нормативным актом, регулирующим консульские отношения, как уже было отмечено, является Венская Конвенция о консульских сношениях 1963 г. Но поскольку консульские функции выполняются и дипломатическими представительствами, то в качестве нормативной базы их регулирования используется также и Венская Конвенция о дипломатических сношениях 1961 года [2; 3].

После прекращения существования СССР как субъекта международного права мировое сообщество признало Российскую Федерацию в качестве правопреемника в отношении членства в международных договорах и, вместе с тем, невозможным выступления в этом качестве других, возникших на территории бывшего СССР, государств. Россия получила юридические основания нотифицировать другим государствам о том, что посольства и консульства бывшего СССР следует рассматривать «в качестве дипломатических и консульских представительств Российской Федерации» и что Россия «продолжает осуществлять права и выполнять обязательства, вытекающие из международных договоров СССР». Соответственно Российская Федерация выступает в качестве стороны всех действующих договоров вместо Союза ССР.

Государства, вступая в двусторонние дипломатические и консульские отношения, могут создавать особый правовой режим для своих загранучреждений и их персонала, отличающийся от режима, определенного конвенциями о дипломатических и консульских сношениях. Однако всегда следует помнить, что законы и правила страны пребывания не должны противоречить его международным договорным обязательствам. В случае коллизии безоговорочно должна применяться норма договора, в котором участвует данное государство. Не говоря уже о необходимости соблюдения общих принципов международного права: суверенного равенства государств, невмешательства государств во внутренние дела друг друга, взаимности, реторсии, недискриминации.

Для успешного выполнения своих функций дипломатическим представительствам и консульским учреждениям необходимо обладать определенными правами, иммунитетами и привилегиями. Эта проблема имеет свою многовековую историю и не потеряла актуальности в современных условиях. Иммунитет как норма международного права вытекает из общепризнанного принципа суверенного равенства государств и невмешательства во внутренние дела друг друга. Вот почему иммунитеты и привилегии представляются не сотрудникам посольств и консульств, а аккредитующему государству в отношении его работников за границей. Причем предоставляются не для выгод отдельных лиц, а для обеспечения эффективного осуществления посольствами и консульствами соответствующих задач и функций от имени их государств.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. И. о декана гуманитарного факультета ­­ В. И. Турнаев 2011 г. Рабочая программа

    Рабочая программа
    При изучении дисциплины «Консульско-дипломатическая служба в Российской Федерации», преподаватель, в силу своих профессиональных обязанностей должен убедить студента,
  2. Тематика семинарских занятий для студентов II курса гуманитарного факультета специальность «Регионоведение»

    Тематика семинарских занятий
    2. Состояние изученности проблемы. Методологические подходы к изучению основных направлений деятельности консульско-дипломатической службы Российской Федерации.
  3. Экзамен 16 учебно-методическая карта дисциплины утверждаю зав кафедрой

    Лекции
    рефераты) Общая трудоемкость 34 85 № п/п Недели Лекции (тема) Часы Практические (семинарские) занятия Часы Домашние задания, контр.

Другие похожие документы..