Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Комедия Фонвизина "Недоросль" — первая в истории русской драматургии социально-политическая комедия. Автор изобличает в ней пороки современн...полностью>>
'Документ'
Эпоха, следующая за каменным веком, в истории человечества связана с появлением металла. Первым металлом, оказавшимся в руках человека, была медь. Из...полностью>>
'Документ'
ВВЕДЕНИЕ Рыночные реформы, происходящие в экономике России в течение последнего десятилетия существенно изменили характер взаимоотношений между участ...полностью>>
'Доклад'
Понятие «отчуждение» появилось в философии давно. Им пользовались Гегель и Фейербах, по-новому интерпретировал Маркс, и по сию пору оно в активном фи...полностью>>

Доброкачественные новообразования мягких тканей челюстно-лицевой области 230

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:





Туберкулез 189

Сифилис 191

СПИД и Вич-инфекция 193

РАЗДЕЛ 4. Заболевания слюнных желез 196

Воспалительные заболевания 196

Острый вирусный сиалоаденит 197

Острый бактериальный сиалоаденит 201

Хронический сиалоаденит 203

Слюннокаменная болезнь (капькулёзный сиалоаденит) 20?

Опухоли и опухолеподобные новообразования слюнных желез 209

Опухолеподобные новообразования 209

Доброкачественные и злокачественные опухоли 212

РАЗДЕЛ 5. Заболевания височно-нижнечелюстного сустава 214

Особенности строения и функции височно-нижнечелюстного сустава 214

Острый артрит 217

Хронический артрит 219

Артроз 220

Болевая дисфункция 223

Анкилоз 223

РАЗДЕЛ 6. Доброкачественные новообразования мягких тканей

челюстно-лицевой области 230

Общие сведения об опухолях 230

Опухоли мягких тканей 232

Гемангиомы 232

Лимфангиомы 246

Нссосудистые доброкачественные новообразования 251

Опухолеподобные новообразования мягких тканей 256

Приобретенные опухолеподобные новообразования 256

Врожденные опухолеподобные новообразования 257

Кисты и свищи лица, шеи 260

Нейрофиброматоз 264

РАЗДЕЛ 7. Доброкачественные новообразования костей

челюстно-лицевой области 268

Одонтогенные опухоли челюстей 269

Одонтогенные опухолеподобные новообразования 274

Кисты челюстей 279

Остеогенные опухоли костей лица 286

Остеобластокластома 286

Остеома 289

Остеоид-остеома 289

Опухолеподобные новообразования костей 290

Фиброзная дисплазия 290

Фиброзная остеодистрофия 294

РАЗДЕЛ 8. Злокачественные новообразования

челюстно-лицевой области 295

Статистические данные, этиология 295

Теории возникновения злокачественных опухолей у детей

Принципы классификаций злокачественных опухолей

Предопухолевые состояния

Диагностика и клиника злокачественных новообразований

Принципы лечения

РАЗДЕЛ 9. Травматические повреждения тканей и органов

челюстно-лицевой области

Особенности повреждений тканей лица и челюстей, классификация

Травмы мягких тканей

Ожоги

Отморожение

Травмы зубов

Травмы челюстей

Ушиб челюстей

Переломы нижней челюсти

Переломы верхней челюсти

Переломы скуловой кости и дуги

Сочетанные и комбинированные повреждения

Переломы костей носа

РАЗДЕЛ 10. Пороки развития тканей и органов

челюстно-лицевой области

Врожденные несращения губы и нёба

Врожденные несрашения верхней губы

Врожденные несращения альвеолярного отростка, твердого и мягкого нёба

Пороки развития уздечек губ и языка, мелкое преддверие полости рта

Пороки развития уздечки языка

Пороки развития уздечек верхней и нижней губ

Мелкое преддверие полости рта

Некоторые сопутствующие несрашениям верхней губы и нёба синдромы
челюстно-лицевой области

РАЗДЕЛ 11. Основные восстановительно-реконструктивные

вмешательства на тканях челюстно-лицевой области

Местная пластика кожными лоскутами

Пластика лоскутами на ножке

Свободная пересадка тканей

Пластика филатовским стеблем

Хирургические вмешательства на челюстях

Применение разнообразных материалов для внутритканевого эндопротезирования .

Некоторые особенности техники ушивания ран в челюстно-лицевой области

Некоторые аспекты психологической помощи детям с заболеваниями

челюстно-лицевой области

Медикаментозные средства, применяемые для лечения

основных стоматологических заболеваний

Тесты для контроля знаний по детской хирургической стоматологии

Программные экзаменационные вопросы по детской хирургической

стоматологии

Список литературы

Уважаемые читатели!

К читателям!

Я с удовольствием прочел русский текст учебника моих украинских коллег, который посвящен чрезвычайно важным вопросам хирургической стоматологии и челюстно-лице­вой хирургии детского возраста. Сегодня мы еще не можем быть удовлетворены результа­тами первичной профилактики стоматологических заболеваний у детей. На фоне этого обстоятельства, а также особенностей этапного развития общества с его материальной не­достаточностью во всех сферах, неблагоприятными экологическими прочими условиями, и как никогда возникает необходимость, опираясь па опыт и знания, представить студен­там и молодым врачам взвешенный и современный подход к вопросам диагностики и ле­чения хирургических стоматологических заболеваний у детей.

В настоящее время многими учеными-педагогами делаются попытки изложить свои знания в книгах, которые рекомендуются для обучения. И лишь некоторые из них явля­ются результатом академического подхода к манере изложения, строгого отбора сведений п знаний, а также гармоничного соотношения изложенного материала и иллюстративных данных. Хочу подчеркнуть, что еще не написан идеальный учебник (да и будет ли написан вообще), поскольку и базовый уровень преподавателей и студентов разный, и мотивация к изучению предмета отличается, да и способности обучающихся не одни и те же. Однако он крайне необходим, потому что в существующих руководствах, пособиях и учебниках по хирургической стоматологии представлены лишь отрывочные данные о тех или иных хи­рургических заболеваниях у детей. В указанной литературе, как правило, авторы говорят лишь об особенностях диагностики, клинического течения и лечения заболеваний. А ведь это неверно! Сегодня следует говорить о закономерностях патологических процессов у де­тей разного возраста. Раньше ребенок, а потом взрослый! Никак не наоборот! И именно на данном утверждении базируются все положения представленного учебника.

Все его разделы содержат необходимые для профессионала сведения, знание которых обусловит наиболее эффективный результат взаимоотношений "врач —пациент". Матери­ал изложен логично и последовательно. Все предлагаемые положения обоснованы, четко прослеживается обобщение не только ранее имеющихся данных литературы о заболевани­ях, а и собственного теоретического и практического опыта, что значительно обогащает учебник. Авторы в книге постарались ответить на вопрос: "Почему именно так, а не ина­че?", и, на мой взгляд, им это удалось.

Учебника по дисциплине "хирургическая стоматология детского возраста", насколько я знаю, нет в Украине, нет его и в России (изданы лишь некоторые монографии, посвя­щенные воспалительным процессам, опухолям челюстно-лицевой области у детей). Поэ­тому первую попытку создания такого учебника следует, безусловно, приветствовать. Я желаю его читателям упорства и настойчивости в овладении этим важным и сложным раз­делом хирургической стоматологии.

Член-корреспондент РАМН,

Заслуженный деятель науки

Российской Федерации,

директор ЦН И НС, jf(j<7

д-р. мед. наук, профессор с&£&(?£■ ^-^--^-т-г Безруков В.М.

Известные учебники и учебные пособия последних лет по хирургической стоматоло­гии в Украине — профессоров А.А.Тимофеева (1998), Ю.И.Вернадского (1999) - содер­жат обширные сведения, касающиеся заболеваний у взрослых и лишь частично - у детей. При этом размеры учебников не всегда позволяют достаточно полно изложить материалы в одинаковой и достаточной степени. Между тем дети, составляющие 1/5 населения стра­ны, страдают практически теми же заболеваниями, что и взрослые, а кроме того, врождён­ными аномалиями челюстно-лицевой области.

Киевская школа стоматологов-хирургов на протяжении последних 40 лет под руко­водством двух известных профессоров — Ю.И. Вернадского и А.С. Солнцева - является достаточно авторитетной не только в странах СНГ, но и за рубежом. Этому способствовала чрезвычайная активность представителей киевской школы в научной и практической дея­тельности, участие их во множестве международных конгрессов, где они достойно пред­ставляли и пропагандировали отечественные достижения науки.

С 1980 г. в Киевском медицинском институте кафедра хирургической стоматологии вы­делила группу сотрудников для работы с детьми, которая, получив стационарную и полик­линическую базы, стала прообразом сегодняшней кафедры хирургической стоматологии детского возраста. За 20 лет деятельности в этом направлении коллектив кафедры и клини­ки накопил солидный опыт научной, преподавательской и лечебной деятельности. Сотруд­никами излечено более 10 000 детей в условиях стационара, около 14 000 детей прошли ле­чение на поликлинических базах кафедры. С 1986 г. на госпитальной базе кафедры работа­ет Украинский центр по оказанию помощи детям с заболеваниями челюстно-лицевой об­ласти. Успешная научная работа сотрудников отражена в трёх докторских диссертациях (проф. Д.В. Дудко — "Лечение гемангиом челюстно-лицевой области у детей", 1987; проф. Л.В. Харьков — "Хирургическое лечение врождённых несращений нёба", 1988; проф. Ю.А. Юсубов — "Патогенез, диагностика и лечение остеомиелитов челюстей у детей", 1988), в более чем десяти выполненных и выполняемых кандидатских диссертациях.

Монографии, множество научных статей, выступления на конгрессах в Голландии, Швеции, Англии, Франции, Польше, Сирии и других странах явились этапным итогом ак­тивной творческой деятельности коллектива клиники.

Кафедрой и Украинским центром с 1994г. руководит чл. корр. АМН Украины, профес­сор Л.В. Харьков — главный специалист МЗ Украины. Руководимый им коллектив состо­ит из опытных и молодых сотрудников, что создаёт необходимую гармонию в поиске оп­тимальных решений проблем хирургической стоматологии.

Творческий коллектив создателей настоящего учебника представил на суд читателей солидный труд, материал в котором изложен в соответствии с программой обучения буду­щих врачей и молодых специалистов. Опыт и знания авторов позволили высказать ряд нетрадиционных взглядов, касающихся патогенеза и лечения некоторых заболеваний. От­личительная особенность представленного материала — аргументация и логика заключе­ний, хороший иллюстративный материал. Представленный учебник является первым в Украине и, безусловно, будет способствовать оптимизации изложения учебного материа­ла и обучения хирургической стоматологии детского возраста.

Заведующий кафедрой челюстно-лицевой хирургии Петербургской медицинской академии последипломного образования, член-корреспондент РАМН, Заслуженный деятель науки России, профессор

Детей чет — есть люди. Януш Корча к

Lectori benevole salutem!*

Профилактическое направление развития медицины предусматривает проведение комплекса оздоровительных мероприятий, направленных не только на ребенка, который родился, а и на его родителей. Как логическим является выражение "здоровые родители — здоровые дети", так логическим является и создание оптимальных условий развития детс­кого организма с целью обеспечения полноценной жизни во взрослом возрасте. По дан­ным ВОЗ, здоровье человека на 50 % зависит от условий жизни и работы, на 40 % (поров­ну) — от экологии и генотипа и на 10 % — от состояния здравоохранения в стране. И хотя влияние последнего фактора, казалось бы. незначительно, чрезвычайно важным является то, насколько профессионально врач подготовлен к выполнению своей сложной миссии.

Сейчас существуют определенные статистические "несправедливости" относительно детских стоматологов, а поэтому и детей, которым необходима помощь. В Украине в 2001 г. детское неселение составляло 8 млн 748 тыс. 915 человек. Согласно приказу мини­стра охраны здоровья Украины предусмотрено 4,5 места стоматолога на 10 000 детского на­селения, следовательно, на такое количество детей детских стоматологов должно быть 5531, в то время как их в два раза меньше. В стране функционирует 270 поликлиник для взрослых и только 40 — для детей, что составляет только 15 ".., насчитывается 1900 челюстно-лицевых коек, из которых детских — 150, то есть и в этих показателях соотношение не выполняется. Чаще всего дети обращаются за помощью к педиатру; второе место по частоте посеще­ний принадлежит стоматологу, поскольку для нормального функционирования детского организма очень важным является состояние зубов, полости рта и челюстей. Ни одна сис­тема, кроме зубочелюстной, не имеет такой "привилегии": в детском возрасте иметь 20 вре­менных зубов, а во взрослом — 32 постоянных. Выполняя важное функциональное, орга-нообразующее, эстетическое назначение, эта система восприимчива к разнообразным бо­лезням, которые требуют и хирургического лечения.

Хирургическая стоматология и челюстио-лицевая хирургия детского возраста — это раздел клинической медицины, требующий глубоких знаний стоматологии, хирургии и педиатрии, поэтому безоговорочной является необходимость особого подхода к обучению. По получить все необходимые знания в медицинском институте или университете очень тяжело, поскольку на стоматологическом факультете для изучения детской хирургичес­кой стоматологии отводится 2 года, а общей хирургии и педиатрии — по 6 месяцев. Поэто­му подготовка высококвалифицированного специалиста по хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии детского возраста невозможна без обучения в клинической ординатуре или стажировки в соответствующей клинике.

В современных клиниках наиболее развитых стран значимой для будущего стоматоло­га является неделимая стоматология детского возраста с равноценными и равнозначными разделами терапевтической (с профилактикой стоматологических заболеваний), хирурги­ческой стоматологии и ортодонтии. Однако такая концепция предусматривает и одинако­вую подготовку по всем трем специальностям детской стоматологии.

Топ факт, что большинство учебников и пособий по стоматологии детского возраста имеют большую терапевтическую и профилактическую направленность, обоснован. В них вопросы хирургических стоматологических заболеваний освещаются в основном с пози­ций амбулаторного приема. Часть заболеваний челюстно-лицевой области рассматривает­ся в пособиях по хирургической стоматологии, где не всегда с достаточной полнотой изло­жен материал о закономерностях развития заболеваний и их лечении у детей.

Существуют пособия и учебники по детской стоматологии, ортодонтии, профилактике

стоматологических заболеваний, многочисленные монографии но проблемам диагностики, лечения заболеваний зубов и пародонта у детей. Вместе с тем нет ни одного учебника или пособия по хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии детского возраста. Наверное, это обусловлено и тем, что лишь в 1991 г. в 1 [ациональном медицинском универ­ситете была основана кафедра с таким названием - первая в Украине и странах СНГ.

Этот учебник написан в соответствии с учебным планом и программой по детской сто­матологии для студентов высших медицинских учебных заведений 111- IY уровней аккре­дитации. Им мы старались заполнить имеющийся пробел в данной области медицины.

Сложность в описании анатомо-топографических особенностей и закономерностей челю­стно-лицевой области у детей, течения заболеваний обусловлены такими обстоятельствами.

  • начиная от рождения, анатомические, физиологические характеристики органов и тканей .ища, челюстей, околозубных тканей изменяются очень быстро; законы растущего организма обусловлены функцией органов и тканей, состоянием важнейших систем орга­низма в определенный промежуток времени;

  • интенсивность развития органов и тканей в разных местах челюстно-лицевой облас­ти и органов полости рта неоднотипная, вследствие чего и проявления того или иного за­болевания будут иметь принципиальные особенности;

  • соматическое развитие ребенка зависит от состояния иммунной, эндокринной, нерв­ной и других систем организма, которое обусловливает особенности изменений в нем;

  • на фоне высокой лабильности основных систем организма под действием патологи­ческих агентов возникают парадоксальные ответные реакции: разнообразные по характе­ру влияния раздражители служат причиной однотипного ответа, и наоборот, один и тот же раздражитель пли агент может обусловить абсолютно разную реакцию;

— недостаточно полно объяснимы закономерности и особенности проявления процес­
сов саморегуляции в детском организме.

Кроме того, следует понимать, что ребенок — ив два месяца, и в 5 лет, и в 14 лет является ребенком. 11о закономерность течения тех или иных процессов у него в зависимости от воз­раста будет обычно разной. Поэтому не преувеличением, а важной необходимостью является знание тканевых и органных изменений в каждый возрастной период. Это требует от врача ориентации именно в глубинах нормальной и патологической физиологии.

Говоря о дифференциальной диагностике каждого заболевания, мы перечисляем толь­ко те, с которыми ее следует проводить, а описание течения, особенностей этих заболева­ний детально приведено в соответствующем разделе.

В учебнике мы высказали свои взгляды па причины, механизмы развития, течение i .течение основных хирургических стоматологических заболеваний. Научным обосновани ем этого является более чем 30-летний опыт работы в области хирургической стоматоло гпп и челюстно-лицевой хирургии детского возраста.

Медицинская научная и клиническая стоматология насыщена многими именами иссле дователей, которые считаются первооткрывателями симптомов, синдромов, методов и прие мов лечения. Количество их постоянно возрастает, и молодому специалисту довольно ело* но запомнить и ориентироваться в них. Поэтому мы старались, сохраняя уважение к эти: ученым, в большинстве случаев не перегружать текст фамилиями, заменив их понятным ош санием симптома или синдрома. Авторство, безусловно, имеет большое значение, однак лишь в случае принципиальных положений и в историческом значении приоритетов.

Коллектив авторов этого учебника будет признателен всем за высказанные замечай! и пожелания и надеется найти в читателях — студентах, врачах-стоматологах, хирурга челюспю-лпцевых хирургах, педиатрах и врачах других специальностей — не только об ективных критиков, но и доброжелательных соратников в изучении заболеваний челюс но-лицевой области у детей.

Заведующий кафедрой хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирург детского возраста Национального медшщнекого университета им. А.А. Богомолы чл.-кор. АМН Украины, доктор мед. наук, профессор Л.В.Харьков

ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ

ХИРУРГИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА

Незнание истории развития проблемы порождает ряд лишних и временами не­нужных действий или их попыток, с другой стороны - знание ее позволяет пересмотреть много известных решений и иначе представить проблему.

Детская хирургическая стоматология продолжительное время была составной частью хирургической стоматологии и развивалась путем решения практических вопросов в амбулаторной хирургии. Прежде всего ото касалось диагностики и ле­чения воспалительных процессов в тканях челюстно-лнцевой области. Г.Л. Ва­сильев, Л. И. Евдокимов, Я.Л. Раушеибах подчеркивали, что течение одонтогенных воспалительных процессов у детей отличается от такового у взрослых и имеет свои закономерности. Этой же точки зрения придерживался Г.И. Семенченко (1958), который, исследовав патогенез остеомиелита нижней челюсти, сделал вы­вод о том, что острые одонтогенные процессы у детей быстрее переходят из острой (разы в хроническую. A.M. Солнцев (1965) убедительно в эксперименте и клини­ке показал особенности течения и лечения острого и хронического остеомиелита верхней челюсти у новорожденных и детей дошкольного возраста. Ю.И. Вернадс­кий, Ю.А.Юсубов (1985) продолжили изучение проблем диагностики и лечения остеомиелита челюстей у детей. В Украинской медицинской стоматологической! академии па кафедре детской стоматологии профессор П.И.Ткаченко (1985) и его ученики продолжают работу в этом направлении и изучают патогенетические осо­бенности воспалительных процессов челюстно-лицевой области у детей, разра­батывают дифференцированные подходы к их лечению.

В 50-60-х гг. минувшего столетия наблюдалось увеличение количества боль­ных со специфическими процессами в челюстно-лнцевой области, в связи с чем появился ряд работ, посвященных данной проблеме у детей. Г.О.Сутеев (1951), К.И.Бердыган (1958), Т.Г.Робустова (1966) классифицируют актиномикоз челюстно-лнцевой области и уделяют значительное внимание проведению диф­ференциальной диагностики и лечению даного заболевания у взрослых и детей.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Перечень медицинских услуг, оказываемых муниципальными учреждениями здравоохранения Сергиево-Посадского муниципального района Московской области на платной основе

    Документ
    многопольная методика │ │ (гамма-терапия) ├─── ┤ │13 │ Сеанс лучевой терапии, однопольная методика ├ ┤ │14 │ Системное применение радиомодификаторов │ │ (химиопрепараты) ├ ┤ │ 3. Дерматовенерология ├ ┤ │1 │ Биопсия кожи ├ ┤ │ │ Массаж
  2. Закон сахалинской области от 14. 10. 2005 n 70-зо "о лекарственном обеспечении населения сахалинской области"

    Закон
    ЗАКОН Сахалинской области от 14.10.2005 N 70-ЗО "О ЛЕКАРСТВЕННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ НАСЕЛЕНИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ" (принят Сахалинской областной Думой 06.
  3. Ао югра Льготы Лекарственное обеспечение

    Документ
    ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства ХМАО - Югры от 28.12.2005 N 246-п (ред. от 20.03.2006) "О РЕАЛИЗАЦИИ МЕР СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ - ЮГРЕ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЛЕКАРСТВЕННЫМИ СРЕДСТВАМИ,
  4. Пособие по освоению Международной статистической

    Документ
    Пособие по использованию Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем, десятого пересмотра (для врачей и специалистов по статистике) / И.
  5. Тестовые задания к итоговой государственной аттестации по специальности

    Документ
    33. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГИГИЕНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ПОЛОСТИ РТА, ОБУЧЕНИЕ ПАЦИЕНТА ПРАВИЛЬНОЙ МЕТОДИКЕ ЧИСТКИ ЗУБОВ И САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ЧИСТКА ЗУБOB ПАЦИЕНТОМ ПОД КОНТРОЛЕМ ВРАЧА ПОДРАЗУМЕВАЕТ ПОНЯТИЕ

Другие похожие документы..