Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
09:00 – Экскурсия «Только во Львове ». Приглашаем на прогулку по средневековому Львову. Тут замирает время По узеньким улочкам разливается аромат утр...полностью>>
'Документ'
Постановлением Совета Министров СССР от 13 апреля 1950 года «О мерах помощи Карело-Финской ССР в дальнейшем подъеме сельского хозяйства и укреплении ...полностью>>
'Программа'
д-р экон. наук, зав. отделом проблем регуляторной политики и развития предпринимательства Института экономики промышленности НАН Украины (г. Донецк, ...полностью>>
'Автореферат'
Специальность 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами – сфер...полностью>>

Программа повышения квалификации региональных тьюторов по использованию эор в процессе обучения в основной школе. Инвариантный модуль «Информационная образовательная среда (иос) основной школы» Методические рекомендации

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Программа повышения квалификации региональных тьюторов по использованию ЭОР в процессе обучения в основной школе. Инвариантный модуль «Информационная образовательная среда (ИОС) основной школы»

Методические рекомендации

Вступление

Уважаемый слушатель! Вы приступаете к освоению первого модуля программы повышения квалификации, направленного на формирование компетенции в области использования информационной образовательной среды для организации своей педагогической деятельности и учебной деятельности учащихся. Это поможет Вам при разработке инструкций, методических рекомендаций, указаний для учителей, которые будут обучаться под Вашим руководством по инвариантному модулю «Информационная образовательная среда (ИОС) основной школы» программ повышения квалификации "Использование ЭОР в процессе обучения в основной школе ".

В процессе овладения программой Вы получите знания о:

• о требованиях Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, регламентирующие профессиональную педагогическую деятельность в условиях информационной образовательной среды, а также соответствующих санитарные правила и нормы (СанПиН);

• о возможных компонентах информационной образовательной среды образовательного учреждения, основные современные инструменты управления информационной образовательной средой, классах современного программного обеспечения (включая свободное программное обеспечение, GNU Linux, мультимедиа), виды платформ;

• об особенностях подготовки учителей по модулю «Информационная образовательная среда (ИОС) основной школы»;

Вы научитесь:

• Осуществлять рефлексию уровня интеграции педагогической деятельности учителя в информационную образовательную среду и анализ возможностей ИОС образовательного учреждения.

• Осуществлять обоснованный выбор и использование инструментов ИКТ, электронных образовательных ресурсов в соответствии с задачами своей педагогической деятельности при обучении учителей модулю «Информационная образовательная среда (ИОС) основной школы»; разрабатывать компоненты информационно-методического обеспечения образовательного процесса с помощью доступных и целесообразно выбранных инструментов ИКТ.

• Разрабатывать задания для промежуточного контроля и самоконтроля при обучении учителей модулю «Информационная образовательная среда(ИОС) основной школы».

• Осуществлять методическое сопровождение учителей с использованием Интернет-технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий.

Процесс обучения включает в себя:

- лекции по темам, которые будут предоставлены Вам в виде видеолекций и презентаций, сопровождаемых заданиями и указаниями по их выполнению, а также ссылками на дополнительные ресурсы;

- самостоятельную работу, предполагающую знакомство с литературой, выделенными Интернет-источниками, электронными образовательными ресурсами, а также выполнение заданий, сопровождаемых методическими рекомендациями по их выполнению;

- методическое консультирование опытными преподавателями, направленное на оказание помощи при выполнении Вами заданий, а также ответы на возникающие вопросы;

- вебинары, в ходе которых Вы получите возможность обсуждения некоторых вопросов в режиме реального времени;

- выполнения контрольных работ по модулям.

Итог Вашего обучения будут подведен по результатам выполнения Вами ключевых заданий по темам, которые войдут в Портфолио. Портфолио будет оцениваться преподавателями в соответствии с выделенными критериями. Для подготовки Портфолио, его самооценки в соответствии с выделенными критериями Вам будут предложены дополнительные методические рекомендации.

Тема 1.1. Введение: федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, санитарные правила и нормы как регламент работы учителя в условиях информационной образовательной среды

Психолого-педагогические основы профессиональной деятельности в условиях ИКТ-насыщенной среды. Федеральный государственный образовательный стандарт: информационная образовательная среда и материально-техническое обеспечение. Учебно-методическое и информационное обеспечение реализации основной образовательной программы основного общего образования

Санитарные правила и нормы (СанПиН)

Задачи обучения теме:

Создать условия для формирования у слушателей системы представлений:

  • о психолого-педагогических основах профессиональной деятельности в условиях ИКТ-насыщенной среды;

  • о значимости ИОС в контексте реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО);

  • о санитарных правилах и нормах, регламентирующих профессиональную деятельность в условиях ИКТ-насыщенной среды.

Основные понятия, пояснения и ресурсы

Информационная образовательная среда (ИОС) образовательного учреждения (в контексте ФГОС ООО) включает:

  • комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы;

  • совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, иное ИКТ оборудование, коммуникационные каналы;

  • систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной ИОС.

ИОС должна обеспечивать:

  • информационно-методическую поддержку образовательного процесса;

  • планирование образовательного процесса и его ресурсного обеспечения;

  • мониторинг и фиксацию хода и результатов образовательного процесса;

  • мониторинг здоровья обучающихся;

  • современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации;

  • дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса (обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников, органов управления в сфере образования, общественности), в том числе, в рамках дистанционного образования;

  • дистанционное взаимодействие образовательного учреждения с другими организациями социальной сферы: учреждениями дополнительного образования детей, учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, службами занятости населения, обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Эффективное использование ИОС предполагает компетентность сотрудников образовательного учреждения в решении профессиональных задач с применением ИКТ, а также наличие служб поддержки применения ИКТ. Обеспечение поддержки применения ИКТ является функцией учредителя образовательного учреждения.

В соответствии с ФГОС ООО учебно-методическое и информационное обеспечение реализации основной образовательной программы основного общего образования (ООП ООО):

  • включает характеристики оснащения информационно-библиотечного центра, читального зала, учебных кабинетов и лабораторий, административных помещений, школьного сервера, школьного сайта, внутренней (локальной) сети, внешней (в том числе глобальной) сети;

  • направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией основной образовательной программы, достижением планируемых результатов, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления.

При этом в ФГОС ООО [Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.:Просвещение, 2011. – 48с., п.26] отмечается, что учебно-методическое и информационное обеспечение реализации основной образовательной программы основного общего образования должно обеспечивать:

  • информационную поддержку образовательной деятельности обучающихся и педагогических работников на основе современных информационных технологий в области библиотечных услуг (создание и ведение электронных каталогов и полнотекстовых баз данных, поиск документов по любому критерию, доступ к электронным учебным материалам и образовательным ресурсам Интернета);

  • укомплектованность печатными и электронными информационно- образовательными ресурсами по всем предметам учебного плана: учебниками, в том числе учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы основного общего образования на определенных учредителем образовательного учреждения языках обучения, дополнительной литературой.

Одновременно ФГОС ООО определяет требования к наличию в образовательном учреждении, реализующем ОП ООО интерактивного электронного контента по всем учебным предметам (п.26).

Главная задача учителя – освоить ИОС школы как пространство, в котором осуществляется профессиональная педагогическая деятельность, вписать в ИОС свою собственную педагогическую деятельность, применяя, по мере необходимости, ее компоненты и вступая в информационно-профессиональное взаимодействие с коллегами, учащимися, администрацией, родителями. Педагогическая профессиональная деятельность сопровождается созданием определенной продукции. Успешные авторские разработки (эффективность которых подтверждена экспертизой, участием в конкурсах, публикацией и т.п.) становятся компонентами индивидуального портфолио педагога и пополняют ресурсы ИОС.

Соответственно, деятельность тьютора направлена на то, чтобы осуществлять сопровождение учителя при решении указанной задачи. Тьюторам необходимо владеть содержанием соответствующего модуля программы повышения квалификации учителей и подготавливать методические материалы, способствующие успешному выполнению учителями соответствующих заданий.

Ресурсы:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт –

  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"" (вводится с 1 сентября 2011 г.): /2011/03/16/sanpin-dok.html

  • Информационно-образовательная среда-важнейший компонент новой системы образования - /attachment.aspx?id=360

  • Создание информационно-образовательной среды школы – http://festival.1september.ru/articles/513446/

Основные формы взаимодействия преподавателя и слушателя

Знакомство с материалами видеолекции. Консультационная поддержка, ответы на вопросы, возникающие по результатам знакомства с материалами видеолекций, при выполнении заданий к видеолекции и по теме.

Задания по теме и рекомендации по их выполнению и представлению результатов их выполнения

1. Создайте образец аннотированного список интернет-ресурсов, посвященных регламентации работы со средствами ИКТ, который учителя, проходящие обучение по данному модулю, могли бы использовать при выполнении аналогичного задания

Методические рекомендации по выполнению задания.

  1. Воспользуйтесь поисковой системой для поиска ресурсов.

  2. Проверьте сроки действия найденных ресурсов, проверьте, на каком уровне государственной системы они приняты (федеральный, городской, муниципальный и т.п.).

  3. Каждому ресурсу сопоставьте краткое описание.

  4. По необходимости сопроводите список комментарием для учителей, содержащим рекомендации по оформлению списка.

  5. Подготовьте документ к размещению в Интернете.

2. Подготовьте тест для учителей по материалам рассмотренных в этой теме нормативных документов. Предложите учителям для заполнения сводные таблицы по содержанию СанПиН 2.4.2.2821-10 вида:

Классы

Непрерывная длительность (мин.), не более

Просмотр статических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения

Просмотр динамических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения

Работа с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и клавиатурой

5-7

20

25

20

8-11

25

30

25

Дополнительные вопросы и задания для размышления

  1. Как Вы полагаете, насколько инварианты рассмотренные Вами регламентирующие документы и насколько часто они должны пересматриваться?

  2. Считаете ли Вы соблюдение этих норм значимым для ежедневной педагогической практики? Какими могут быть последствия их несоблюдения?

Вопросы для самоконтроля

  1. Чем обосновывается широкое внедрение средств ИКТ в образовательную деятельность с точки зрения педагогики/психологии?

  2. Какие требования предъявляет действующий СанПиН к используемым в школе средствам ИКТ?

Тема 1.2. Информационная образовательная среда как система и подсистема

Информационная образовательная среда образовательного учреждения как система и подсистема. Компоненты-подсистемы ИОС. Информационная инфраструктура школы: оснащение рабочих мест участников образовательного процесса; мультимедийное оборудование и медиатека.

ИОС в составе глобальных систем. Информационное пространство района и города.

Электронные образовательные ресурсы, федеральные каталоги и принципы формирования коллекций ресурсов. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов и единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Становление образовательных ресурсов: от федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды» до инициативы «Наша новая школа»

Задачи обучения теме:

  1. Создать условия для формирования у слушателей системы представлений об информационной образовательной среде образовательного учреждения как системе и подсистеме

  2. Сформировать представление о месте образовательного учреждения в объемлющем информационном пространстве

Основные понятия, пояснения и ресурсы

Изучение данной темы направлено на формирование у учителей представления об ИОС как целого, которое состоит из определенных компонентов и, в свою очередь, является компонентом более сложной структуры. В соответствии с определением, приведенным в ФГОС, ИОС включает:

  • комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы,

  • совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, иное ИКТ оборудование, коммуникационные каналы,

  • систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной ИОС.

Таким образом, можно выделить две подсистемы – информационную среду (или информационное пространство, базирующееся на информационных ресурсах и средствах ИКТ) и педагогические технологии.

В свою очередь, ИОС школы включена в глобальное информационное образовательное пространство, которое формируется каталогами и интерфейсами доступа к коллекциям электронных образовательных ресурсов.

В соответствии с ГОСТ Р 52653-2006, пункт 3.2.12, электронный образовательный ресурс – это образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме и включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них (может включать в себя данные, информацию, программное обеспечение, необходимые для его использования в образовательном процессе).

Таким образом, сущностные характеристики ЭОР – это

1) образовательное назначение

2) наличие компонента, описывающего структуру и другую метаинформацию (например, в соответствии со стандартом LOM).

Роль такого компонента в ресурсах, соответствующих стандарту SCORM-2004, выполняет файл манифеста.

Следует учитывать следующие исторические сложившиеся обстоятельства:

1) слово «электронный» в термине ЭОР подчеркивает ориентацию на совместимость ресурса с современными стандартами и инструментами электронного обучения (например, стандартом SCORM и системами управления обучением LMS);

2) Слово «цифровой» в термине ЦОР подчеркивает цифровую природу ресурса, т.е. возможность его обработки с помощью компьютера и средств ИКТ;

3) Содержащиеся в коллекциях Федерального центра информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) материалы часто называют ЭОРами нового поколения. Это связано с их отличительными особенностями – интерактивностью и мультимедийностью, что обусловило появление еще одного термина – открытые мультимедиа системы (ОМС). В то же время как материалы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов более известны как ЦОРы.

В рамках данной программы используется термин ЭОР (при необходимости с уточнением источника рассматриваемых материалов (ЭОР ФЦИОР или ЭОР Единой коллекции ЦОР).

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) содержит коллекцию электронных образовательных ресурсов нового поколения информационного (включая озвученные лекции со слайдовой организацией), практического (включая виртуальные лаборатории и конструкторы) и контрольного (включая тестовые задания на выбор/ввод ответа и перетаскивание) типа. Ресурсы представляют собой zip-архивы с расширением .oms c различным мультимедийным содержимым. Для их воспроизведения требуется специальное программное обеспечение – ОМС Плеер, доступный для платформ Windows и дистрибутива Alt Linux 4. Адрес: http://fcior.edu.ru

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЕК ЦОР) содержит разнообразные учебные материалы в электронной форме – документы, презентации, электронные таблицы, видеофрагменты, анимационные ролики и др. Доступны каталоги и фильтры, позволяющие выбрать нужный предмет, нужный класс, назначение (учителю/ученику). Раздел для учителя содержит методические рекомендации для учителей по использованию ЦОР. В состав ЕК ЦОР включены инструменты учебной деятельности (конструкторы, тренажеры, интерактивные задачники, программы для построения графиков) и инструменты организации учебного процесса (разработки 1C, рассматриваемые в теме 1.6). Электронные издания в составе ЕК ЦОР представлены выпусками журналов «Квант», «Наука и жизнь», «Химия и жизнь», «Школьная библиотека», а также энциклопедией «Кругосвет». Для просмотра ресурсов могут потребоваться различные программы, полный список которых приведен в разделе «Программы просмотра ресурсов». Адрес: http://school-collection.edu.ru

Ресурсы

ГОСТ Р 52653-2006 - /library/gost/526532006.pdf

Каталоги "Образовательные ресурсы сети Интернет для основного общего и среднего (полного) общего образования" – http://ict.edu.ru/lib/school-catalog/

О Единой коллекции ЦОР на сайте НФПК: /p14aa1.html

О федеральной целевой программе "Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы) - /db/msg/169

Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" на официальном сайте Министерства Образования и Науки РФ - /dok/akt/6591/

Материалы конференций и семинаров, посвященных ЭОР - /

Республиканский мультимедиа центр – об ЭОР нового поколения - /default.asp?trID=206

Методика апробации цифровых образовательных ресурсов - /doc/metod.doc

Педагогическое проектирование электронных учебных материалов - /dlrstore/e78526aa-bb20-4cac-8b2a-97d6c0a7f443/DVGGU_PP28_elektronnie_um.html

Интернет обучение: технологии педагогического дизайна - /window_catalog/redir?id=23844&file=Internet-2004.pdf

Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» - /

Основные формы взаимодействия преподавателя и слушателя

Знакомство с материалами видеолекции. Консультационная поддержка, ответы на вопросы, возникающие по результатам знакомства с материалами видеолекций, при выполнении заданий к видеолекции и по теме.

Задания по теме и рекомендации по их выполнению и представлению результатов их выполнения

1. Подготовьте для учителей рекомендации по анализу состава ИОС образовательного учреждения (оснащенность библиотеки, дополнительные устройства) и анализу рассматриваемых в модуле каталогов и коллекций образовательных ресурсов

Методические рекомендации по выполнению задания.

  1. Подготовьте для учителей анкету для проведения опроса сотрудников образовательного учреждения

  2. Приведите пример обзора состава ИОС конкретного образовательного учреждения

  3. Подготовьте эти материалы для размещения в Интернете

2. Подготовьте для учителей обзор информационных источников (например, сайт структурного подразделения в районе, отвечающего за информатизацию), из которых можно получить данные о поставках оборудования и программного обеспечения в школы района.

3. Обсудите с учителями возможность использования ЭОР (поставляемых с интерактивной доской и из коллекций) с помощью интерактивных досок. Во время обучения по второму модулю программы повышения квалификации предложите слушателям обратить внимание на особенности работы с ЭОР на интерактивной доске, а также на те требования, которым должны соответствовать ЭОР для использования на интерактивной доске (см. /). .

4. Обсудите с учителями вопросы, связанные с различными моделями организации учебной деятельности учащихся на уроке с использованием ИКТ («один ученик – один ПК», «один ПК в классе на рабочем месте учителя, подключенный к проектору», «интерактивная доска – один ученик-один ПК», «два ученика – один ПК (работа в парах)» - см. /pages/185812). Предложите им обратить внимание на то, как особенности комплектации средств ИКТ влияют на проектирование учебной деятельности на уроке, на подготовку учителя к уроку, на отбор ЭОР.

Дополнительные вопросы и задания для размышления

  1. Владеете ли Вы информацией о том, кто в районе проводит консультации по использованию программных средств, как обеспечены доступом в Интернет школы района?

  2. Содержит ли сайт отдела образования / информационно-методического центра района информацию об инфраструктуре ИОС района и данные по конкретным образовательным учреждениям? Насколько подробная и актуальная информация представлена?

Вопросы для самоконтроля

  1. Какие технические и программные компоненты включает в типичном случае ИОС образовательного учреждения?

  2. Из чего обычно состоит локальная сеть образовательного учреждения?

  3. Каковы системообразующие факторы ИОС?

  4. В чем отличия ЭОР (ФЦИОР) от ЭОР (ЕК ЦОР)? По каким принципам эти коллекции формируются?

Тема 1.3. Программные средства ИКТ и компетенции, необходимые для осуществления профессиональной деятельности учителя в условиях информационной образовательной среды

Основные программные платформы. Свободное программное обеспечение. Веб-платформа

ИКТ-компетентность и ИКТ-компетенции современного учителя. Квалификационные характеристики должностей работников образования.

Задачи обучения теме:

  1. Создать условия для формирования у слушателей системы представлений о технологических основах профессиональной деятельности в условиях ИКТ-насыщенной среды

  2. Создать условия для формирования у слушателей системы представлений о проекте GNU, операционной системе Linux и ее распространении в системе образования РФ, о других платформах (Windows, MacOS, веб-платформа)

Основные понятия, пояснения и ресурсы

Операционная система - совокупность ПО, управляющего компьютером и обеспечивающего пользовательский интерфейс.

Наиболее распространены два семейства операционных систем: Microsoft Windows и Linux.

Microsoft Windows - это серия коммерческих программных операционных систем и графических пользовательских интерфейсов, производимых фирмой Microsoft. Но, в противоположность Linux, их код держится в секрете (запатентован).

Linux - это термин, обозначающий Unix-like (Юникс -подобные) операционные системы компьютеров с ядром Linux. Главное отличие Linux заключается в том, что ядро этой системы и другие компоненты являются бесплатными и открытыми.

Свободное программное обеспечение — широкий спектр программных решений, в которых права пользователя («свободы») на неограниченные установку, запуск, а также свободное использование, изучение, распространение и изменение (совершенствование) программ защищены юридически авторскими правами при помощи свободных лицензий.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа подготовлена Институтом стратегических исследований в образовании рао. Научные руководители член-корреспондент рао а. М. Кондаков, академик рао л. П. Кезина Составитель Е. С. Савинов

    Программа
    Программа подготовлена Институтом стратегических исследований в образовании РАО. Научные руководители — член-корреспондент РАО А. М. Кондаков, академик РАО Л.
  2. Программа подготовлена институтом стратегических исследований в образовании рао. Научные руководители член-корреспондент рао а. М. Кондаков, академик рао л. П. Кезина Составитель Е. С. Савинов

    Программа
    Программа подготовлена институтом стратегических исследований в образовании РАО. Научные руководители — член-корреспондент РАО А. М. Кондаков, академик РАО Л.
  3. Программа подготовлена институтом стратегических исследований в образовании рао. Научные руководители член-корреспондент рао а. М. Кондаков, академик рао л. П. Кезина Составитель Е. С. Савинов

    Программа
    Программа подготовлена институтом стратегических исследований в образовании РАО. Научные руководители — член-корреспондент РАО А. М. Кондаков, академик РАО Л.
  4. Основная образовательная программа основного общего образования образовательного учреждения в соответствии с требованиями Стандарта содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный. Целевой

    Основная образовательная программа
    Примерная основная образовательная программа основного общего образования разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее — Стандарт) к структуре
  5. 2. Курсы и модули по вопросам подготовки к внедрению фгос, п рограммы которых нацелены на подготовку педагогических и руководящих работников к внедрению фгос

    Документ
    Нижегородский институт развития образования в 2011 году предлагает новые формы организации образовательной деятельности, связанные с реализацией накопительной системы повышения квалификации и созданием условий для индивидуализации

Другие похожие документы..