Поиск
Рекомендуем ознакомиться
Рабочая программа дисциплины «Инструментальные средства 3D графики» по направлению подготовки дипломированного специалиста 654600 «Информатика и вычислительная техника»
Министерство образования Российской Федерации
Московский государственный горный университет
УТВЕРЖДАЮ
Председатель УМК по направлению
«Информатика и вычислительная техника»
проф., д.т.н. Федунец Н.И.
«_____» ____________2002 г.
Рабочая программа
дисциплины «Инструментальные средства 3D графики»
по направлению подготовки дипломированного специалиста
654600 - «Информатика и вычислительная техника»
специальности 220200 – «Автоматизированные системы обработки информации и управления»
Москва 2002
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель изучения дисциплины – приобретение теоретических знаний в области 3D графики и освоение практических методов создания и обработки объектов виртуальных миров.
Основными задачами изучения дисциплины являются: подготовка специалистов, ориентирующихся в методологии и инструментарии трехмерной компьютерной графики и способных решать задачи, связанные с данной областью компьютерных технологий (трехмерное моделирование и проектирование, 3D-дизайн, интерактивная WEB-технология и др.).
2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате изучения дисциплины студент должен знать:
классификацию 3D-объектов и методы их создания;
основные требования к системе и аппаратным компонентам PC для поддержки технологий 3D графики;
базовые методы моделирования виртуальных объектов;
методы анимации виртуальных миров.
методы создания реалистичной среды в виртуальных мирах.
Студент должен уметь применять:
изученные методы для соответствующих задач и решать их практически с использованием современных программных продуктов на персональных компьютерах.
Изучение дисциплины базируется на знаниях, полученных студентами при изучении дисциплин:
«Математическая логика и теория алгоритмов», «Вычислительная математика», «Информатика», «Организация ЭВМ и систем», «Программирование на языке высокого уровня», «Операционные системы», «Системное программное обеспечение», «Сети ЭВМ и телекоммуникации», «Сетевые технологии», «Информационные технологии», «Инженерная графика», «Компьютерная графика».
3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Вид учебной работы | Всего часов | Семестр |
Общая трудоемкость дисциплины Аудиторные занятия | 100 68 | 7 |
Лекции Практические занятия (ПЗ) Лабораторные занятия (ЛЗ) | 34 34 | 34 34 |
Самостоятельная работа (СР) | 32 | 32 |
Курсовая работа (КР) | ||
Расчетно-графические работы (РГР) | ||
Вид итогового контроля | экзамен |
4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1. Разделы дисциплины и виды занятий
№ п/п | Раздел дисциплины | Лекции | ПЗ | ЛР |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Введение | * | ||
2 | Концептуальные основы 3D графики | * | ||
3 | Аппаратная поддержка систем 3D графики | * | ||
4 | Основы геометрического моделирования 3D объектов | * | * | |
5 | Основы композиции 3D сцен | * | * | |
6 | Методы анимации виртуальных миров | * | * | |
7 | Видеомонтаж и постобработка финальной продукции | * | * | |
8 | Классификация и сравнительный анализ программных пакетов 3D графики | * |
4.2. Содержание разделов дисциплины
Раздел 1. Введение. (2 час.)
Место 3D графики в современных компьютерных технологиях; области применения; классификация и основная терминология; соотношение 2D, 2.5D и 3D графики.
Раздел 2. Концептуальные основы 3D графики. (4 час.)
Виртуальное пространство; системы координат; проекции; трехмерные примитивы; методы отображения.
Раздел 3. Аппаратная поддержка систем 3D графики. (6 час.)
Поддержка 3D, встроенная в центральные процессоры; особенности видеосистем для 3D графики; архитектура видеокарт с 3D видеопроцессорами; технологии ActiveX и OpenGL; видеошина AGP.
Раздел 4. Основы геометрического моделирования 3D объектов. (6 час.)
Методы моделирования на основе сплайнов, сеток, поверхностей Безье, NURBS; параметрическое моделирование; критерии выбора метода моделирования; методы редактирования моделей на уровне объектов и подобъектов; стеки модификаторов.
Раздел 5. Основы композиции 3D сцен. (4 час.)
Методы моделирования на основе сплайнов, сеток, поверхностей Безье, NURBS; параметрическое моделирование; критерии выбора метода моделирования; методы редактирования моделей на уровне объектов и подобъектов; стеки модификаторов.
Раздел 6. Методы анимации виртуальных миров. (6 час.)
Методы моделирования на основе сплайнов, сеток, поверхностей Безье, NURBS; параметрическое моделирование; критерии выбора метода моделирования; методы редактирования моделей на уровне объектов и подобъектов; стеки модификаторов.
Раздел 7. Видеомонтаж и постобработка финальной продукции. (2 час.)
Основы видеомонтажа; очередь видеомонтажа и шкала времени; внедрение параметров атмосферы; фильтры обработки изображений; события композиций; использование оптических эффектов.
Раздел 8. Классификация и сравнительный анализ программных пакетов 3D графики. (4 час.)
Универсальные и проблемно-ориентированные пакеты 3D графики; совместимость пакетов и конвертируемость форматов; инструментальные средства создания виртуальных миров на WEB-сайтах Интернет.
5. ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ
№ п/п | № раздела дисциплины | Наименование лабораторных работ |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 | 4 4 4 4 5 5 5 6 7 | Создание виртуальной сцены на основе стандартных примитивов. Моделирование сложных объектов на основе операций с плоскими сплайнами Создание сложных моделей на основе сеток и неоднородных рациональных би-сплайнов (NURBS) (цикл работ). Формирование освещения сцены; выбор проекций и точек обзора (виртуальные камеры). Наложение текстур, редактирование материалов, карты текстур. Введение в сцену неоднородностей пространства, контейнерной атмосферы и эффектов типа «взрыв/горение». Исследование и выбор методов рендеринга сцены и параметров оформления конечного файла. Использование систем частиц, эффектов динамики; создание иерархических систем и изучение механизмов кинематики; анимация виртуальной сцены (цикл работ). Постобработка виртуальной сцены: использование фильтров и оптических эффектов, изменение параметров воздушной среды. |
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
6.1. Рекомендуемая литература
а) основная литература
Иванов В. П., Батраков А. С. Трехмерная компьютерная графика. – М.: Радио и связь, 1994.
Петерсон М. Эффективная работа с 3D Studio MAX2. – СПб.: Питер, 1999.
Рис С. Анимация персонажей в 3D Studio MAX. – СПб.: Питер, 1998.
Хейни, Лорен. Построение изображений методом слежения луча – М.: Мир, 1994.
Шикин Е. В., Боресков А. В. Компьютерная графика. Динамика, реалистические изображения. М.: Диалог-МИФИ, 1995.
Шикин Е. В., Боресков А. В. Компьютерная графика. Полигональные модели. М.: Диалог-МИФИ, 2000.
Шикин Е. В., Плис А. И. Кривые и поверхности на экране компьютера – М.: Диалог-МИФИ, 1996.
Абраш, Майкл. Программирование графики. Таинства. –Киев: ЕвроСиб, 1995.
Майкл, Ласло. Вычислительная геометрия и компьютерная графика на C++. – М.: Бином, 1997.
Тихомиров Ю. Программирование трехмерной графики. – СПб.: BHV, 1998.
б) дополнительная литература
Роджерс Д., Адамс Дж. Математические основы машинной графики. –М.: Машиностроение, 1980.
Уилтон Р. Видеосистемы персональных компьютеров IBM PC и PS/2. Руководство по программированию. М.: Радио и связь, 1994.
Фокс Ф., Пратт М. Вычислительная геометрия. Применение в проектировании и на производстве. – М.: Мир, 1982.
Журнал «Компьютер Пресс». - М.: Компьютер Пресс.
Журнал «Мультимедиа». - М.: Мультимедиа. WEB-журнал «Internet Zone». .da.
6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины
При выполнении лабораторных работ рекомендуется использовать следующие пакеты прикладных программ:
3D Studio MAX 3.1;
Character Studio
Maya Fusion;
Light Wave 6.0;
Softimage 3D;
TrueSpace 4;
Авторизированная среда разработчика VRML.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Необходимый уровень аппаратного обеспечения для нормальной работы прикладных программ 3D графики - Pentium III, Pentium IV с использованием операционной системы Windows 2000, Windows Millenium или специализированная графическая станция (SUN, Silicon Graphics); видеокарта с 3D процессором (желательна поддержка OpenGL) и видеопамятью не менее 16 Мб. Рекомендуемый объем оперативной памяти – не менее 128 Мбайт.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
8.1. Методические рекомендации преподавателю
Лекции должны читаться в полном соответствии с нормами и правилами высшей школы Российской Федерации и основным содержанием данной рабочей программы. Преподавателю рекомендуется учитывать специфику данного предмета – революционные темпы развития компьютерных технологий в данной отрасли и регулярно обновлять конкретное содержание оперативных разделов дисциплины.
Лабораторные занятия рекомендуется проводить в соответствии с темами, определенными в данной программе. Конкретные задачи преподаватель ставит каждой рабочей бригаде (не более 2 студентов в бригаде) после краткого введения в возможности и технологию работы с данным программным продуктом; изучение конкретного инструментария и методов проводится студентами самостоятельно по рекомендованным материалам в рамках самостоятельной работы. Защита каждой лабораторной работы проводится при наличии оформленного отчета и предварительной демонстрации результатов работы на компьютере. После защиты всех лабораторных работ и защиты отчета по самостоятельной работе студент может получить зачет по предмету.
При проведении самостоятельной работы студента преподавателю рекомендуется заранее разработать и в начале семестра выдать каждому студенту «Индивидуальное задание» по дисциплине. Все индивидуальные задания должны быть различными. Поскольку большинство осваиваемых по тематике предмета пакетов достаточно сложны и их освоение (по оценкам фирм-производителей данных пакетов) требует обучения в течение месяцев на специализированных курсах, рекомендуемая тематика самостоятельных работ должна быть направлена на изучение конкретных технологий в рамках предлагаемых программных продуктов. Возможна постановка задачи по изучению обычно сопутствующих основной программе приложений-утилит, дополнительных сервисов; проведение реферативно-аналитических исследований сравнительных характеристик ряда программных продуктов в конкретной задаче - по литературе и материалам интернет-сайтов.
8.2. Тематика самостоятельных работ
студентов (примерные темы)
Аппаратные ускорители 3D графики.
Встроенные средства выполнения 3D графики процессора Pentium IV.
Функциональные возможности обработки 3D графики на платформах SUN Systems и Silicon Graphics.
Совершенствование алгоритмов рендеринга 3D графики.
Алгоритмы построения проекций 3D объектов.
Методы анимации 3D персонажей в пакете Character Studio.
Зависимость решений инверсной кинематики от характеристик точек опор и ограничений, накладываемых на элементы иерархических структур.
Влияние специфицируемых физических характеристик среды и 3D объектов на анимируемые гравитационные и динамические эффекты 3D сцен.
3D технологии в современных CAD-системах.
Технология создания виртуальных магазинов в Интернет.
8.3. Методические рекомендации студентам
Студентам рекомендуется тщательно конспектировать лекции и не пропускать занятия, поскольку литературные публикации отстают от развития данного предмета.
При выполнении и подготовке к защите лабораторных работ студент должен ориентироваться на запланированную самостоятельную работу в соответствии с полученными от преподавателя заданиями и рекомендациями. При этом необходимо эффективно использовать как часы лабораторных занятий, так и работу на домашнем компьютере или предоставляемые кафедрой дополнительные возможности работы на компьютерах, в том числе и с выходом в Интернет.
Каждую лабораторную работу студент обязан оформить в виде отчета и защитить ее. К защите готовится не только технология выполнения конкретного задания, но и дополнительные связанные разделы самостоятельных исследований по тематике данной работы. Выполнив и защитив все лабораторные работы курса, студент должен получить зачет по лабораторным работам.
При выполнении самостоятельной работы каждый студент должен получить у преподавателя, читающего лекции или проводящего лабораторные занятия, индивидуальное задание по дисциплине и выполнить его в установленный срок в виде «Отчета по индивидуальному заданию», защитить работу и получить зачет по «Самостоятельной работе студента».
Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению 654600 – «Информатика и вычислительная техника» и специальности 220200 – «Автоматизированные системы обработки информации и управления».
Программу составили:
доц. Петровичев Е.И.
Рецензент
доц., к.т.н. Могирева Е.С.
Программа одобрена на заседании кафедры АСУ
«___» ___________2002 г. протокол №
Зав. кафедрой АСУ
проф., д.т.н. Федунец Н.И.
Похожие документы:
Программа дисциплины опд. Ф. 02., Дн. Ф. 01. Компьютерная графика для студентов специальности 230102 Автоматизированные системы обработки информации и управления
Программа дисциплиныЦелью изучения дисциплин «Компьютерная графика» и «Компьютерная геометрия и графика» является изучение и практическое освоение методов и алгоритмов создания плоских и трехмерных реалистических изображений в памяти компьютера и на экране дисплея.Министерство образования Российской Федерации Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана
Публичный отчетРазработка, апробация и опытная эксплуатация сетевых учебно-методических комплексов по учебным дисциплинам федерального компонента подготовки специалистов (в части специальностей, обеспечивающих развитие и широкое использование информационныхОтчет о результатах самообследования Укрупненной группы специальностей (угс) (2)
Публичный отчетСпециальность 230102.65 – «Автоматизированные системы обработки информации и управления» открыта в МГУП в 1995/96 учебном году приказом Минобразования России № 404 от 22.