Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Іван Огієнко (Митрополит Іларіон) Історія української літературної мови / Упоряд., авт. іст.-біогр. нарису та приміт. М. С. Тимошик. — К.: Наша культ...полностью>>
'Курсовая'
Сатпаева Курсовая работа на тему: Выполнила: студентка 1 курса, специальность Проверила: Алматы 010 г....полностью>>
'Документ'
Фотоника, как перспективная высокотехнологичная отрасль отечественной экономики, играет важную роль в процессе модернизации промышленности России. Ла...полностью>>
'Рабочая программа'
Изучить экологические взаимодействия между организмами, опосредуемые веществами, которые являются регуляторами экологических процессов, а так рассмот...полностью>>

Программа дисциплины Для специальности №031001 «Филология», 030601 «Журналистика» Дневной формы обучения (1)

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Федеральное агентство по образованию

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Сибирский федеральный университет»

ИCТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ В.

ЧАСТЬ 2.

Учебная программа дисциплины

Для специальности № 031001 «Филология», 030601 «Журналистика»

Дневной формы обучения

Красноярск 2009

Одобрено на заседании кафедры русской и зарубежной литературы.

Зав. кафедрой русской и зарубежной литературы

Н.В. Ковтун______________

«3» ноября 2009 г.

Программа составлена в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по специальности «Филология» и «Журналистика»

Автор-составитель А.И. Разувалова

История русской литературы ХХ века (2-я часть): Рабочая программа дисциплины. Красноярск: CФУ, 2009.

Предназначена для специальностей № 031001 «Филология», 030601 «Журналистика» дневной формы обучения.

История русской литературы ХХ века

(2-я часть)

1945-2000-е годы

Курс 5-й

Семестр 9-й

Лекции – 48 часов.

Практические занятия – 36 часов.

Экзамен – 9-й семестр

Пояснительная записка

Курс «История русской литературы ХХ века (2-я часть)» является завершающей частью основной историко-литературной дисциплины, изучаемой филологами-русистами на протяжении практически всего их пребывания в университете.

Цель курса – изучение литературно-художественного процесса с 1945 года по 2000-е годы ХХ века – предполагает решение следующих взаимосвязанных задач:

  • осмысление специфики художественного мира, особенностей поэтики важнейших произведений ведущих представителей данного периода;

  • понимание ключевых идейно-художественных тенденций эпохи и их культурного, идеологического, социально-политического контекста;

  • овладение четкими представлениями об основных тематических направлениях и литературно-общественной борьбе данного периода.

В первом разделе программы (I) отражены основные вопросы курса, рассматриваемые в рамках лекционных занятий.

Во втором разделе (II) даны темы практических занятий по курсу с указанием необходимой студенту для подготовки учебной и научно-критической литературы.

В третьем разделе (III) приведен перечень художественных текстов, изучение которых предполагается в рамках данной дисциплины, указаны учебники, учебные пособия и научно-критическая литература. В четвертом разделе (IY) содержится список основных вопросов, выносимых на экзамен.

I. ТЕМАТИКА ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

1. Общая характеристика литературного процесса 1945-2000-х годов

2 часа

Предмет и задачи курса «История русской литературы ХХ века (2-я часть)». Социально-историческая специфика изучаемого периода (ключевые исторические события и их воздействие на культуру 2-й половины ХХ века). Периодизация; основные идейные и эстетические тенденции в рамках каждого из периодов.

  1. Литературный процесс 1946-1953 годов

2 часа

Литература зрелого соцреализма как эстетический феномен. Господство принципов нормативизма и лакировочное отношение к действительности; образы «положительных героев»; трафаретность сюжетных и стилевых решений; доминирование романа в жанровой системе соцреализма. Роман Л. Леонова «Русский лес» как произведение зрелого сталинизма.

Культурогенная роль критики в литературном процессе данного периода. Роль партийных директив: Постановление ЦК ВКП(б) от 14 августа 1946 года о журналах «Звезда» и «Ленинград» и его влияние на творческие судьбы А. Ахматовой и М. Зощенко.

Рассказ А. Платонова «Возвращение» как переосмысление советского героического мифа и симптом обращения литературы к постижению душевно-эмоционального мира личности. Место рассказа в художественной эволюции писателя. Ключевая роль образов-символов дома, дороги, сердца. Критика 1946-1947 годов о рассказе «Возвращение» (В. Ермилов, Л. Субоцкий, Е. Книпович).

Попытка осмыслить кризисные явления в лирической поэзии и отстоять право художника на самораскрытие в ходе «дискуссии о самовыражении» 1953 года (выступления О. Берггольц, К. Симонова, А. Межирова, В. Луговского и др.).

3. Творчество А. Ахматовой (1946-1966 годы)

4 часа

Новое качество поэтической манеры А. Ахматовой: окрепшее чувство историзма, тяготение к эпике, стремление передать «бег времени» (В.М. Жирмунский). Жанровая палитра позднего творчества А. Ахматовой.

Темы и мотивы поэзии А. Ахматовой 1940-1960-х годов. Тема любви и особенности ее интерпретации в этот период («Чинкве», «Шиповник цветет»). Сюжетообразующая роль мотива невстречи. Образ лирической героини. Функции культурно-мифологических ассоциаций и реминисценций.

Циклы «Тайны ремесла», «Черепки»: ведущие мотивы и особенности поэтики.

«Северные элегии» как квинтэссенция творческой манеры поздней А. Ахматовой. Попытка осмыслить собственную судьбу в контексте общеисторических эпохальных сдвигов. Мотив памяти и его структурообразующая роль.

История создания «Поэмы без героя». А. Ахматова о поэме. Особенности сюжетно-композиционного строения. Решение темы «Поэт и Эпоха». Принцип зеркальности. Жанровое своеобразие поэмы (драматические и трагедийные элементы). Поэтика.

  1. Творчество Б.Л. Пастернака (1946-1960 годы)

4 часа

Место лирики Б. Пастернака в контексте русской поэзии ХХ века.

Провозглашение нового этико-эстетического идеала («неслыханной простоты») и попытка его обретения в лирике конца 1940-1950-х годов («На ранних поездах») и в романе «Доктор Живаго».

Роман «Доктор Живаго». Творческая история: замысел, воплощение. Полемика вокруг романа. Жанровое своеобразие произведения. Религиозно-философское и социально-историческое содержание. Комплекс ведущих мотивов (мотивы дома и бездомья, творчества, избранничества, смерти и бессмертия и др.). Образ главного героя. Роль цикла «Стихи Юрия Андреевича Живаго» в раскрытии художественного замысла произведения: структура цикла, мотивы призвания и жертвы; характер трактовки евангельских мотивов; роль пейзажа.

Цикл «Когда разгуляется». Смысл заглавия. Обращение к «поэзии жизненной прозы» (А. Синявский), к быту. Мотив благодарения в цикле. Освобождение от усложненной метафоричности, конкретность образного рисунка. ­­

  1. Общественно-литературный процесс 1960-х годов

4 часа

ХХ съезд партии и его влияние на общественную и культурную жизнь 1960-х годов. Смягчение цензуры, частичная ликвидация «белых пятен» в советской истории и литературе, атмосфера дискуссий и полемики, возникновение новых изданий.

Выдвижение в литературе 1960-х годов на первый план проблемы гуманизма. «Судьба человека» – главная тема литературы этого десятилетия. Поиск «формулы гуманизма» в поэзии и прозе тех лет. Влияние гуманистического поиска на решение проблемы героя и на характер конфликта в произведениях разной тематической направленности (историко-революционная, военная, лирическая, городская, деревенская проза). Связь жанрово-стилевых решений с проблемой гуманизма.

«Шестидесятничество» как социокультурный феномен и полемика о нем в современной критической мысли.

Деятельность А. Твардовского на посту главного редактора журнала «Новый мир». Место и роль «Нового мира» в общественно-литературной жизни тех лет. Своеобразие «новомировской» эстетики.

Попытка преодоления А.Т. Твардовским творческого кризиса в поэме «За далью – даль». Изменения в концепции поэмы под воздействием смерти Сталина и начавшегося процесса реабилитации.. История работы над «сталинской главой». Стремление к внутреннему освобождению и его реализация в поэме «По праву памяти». Образы отца и «отца народов», их концептуальная значимость.

Расцвет лирической поэзии, обусловленный событиями середины 1950-х годов. Карта поэзии тех лет и место на ней «шестидесятников» (Е. Евтушенко, А. Вознесенского, Р. Рождественского). Утопичность «шестидесятнического» миропонимания. Поиск нового («идеального») содержания отношений между «я» и «мы». Критицизм по отношению к недавнему прошлому, романтизация революции и гражданской войны, социальность и исповедальность, интимность и публицистичность. «Эстрадность» поэзии 1960-х годов. Полемика «шестидесятников» с представителями «тихой лирики».

Поэзия Е. Евтушенко. Отражение в ней противоречий становящейся личности. Ситуация нравственного самоопределения (Е. Сидоров) как ключевая в лирике поэта. Публицистическое и исповедальное начала в его творчестве. Роль сюжетных элементов.

  1. Феномен «лагерной прозы»

4 часа

Первые попытки осмысления тоталитаризма в литературе конца 1950-1960-х годов. Документальность и исповедальность лагерной прозы. «Палач и жертва» как ее сквозная проблема. Значимость в ней «сюжета прозрения».

Начало «лагерной прозы» – «Один день Ивана Денисовича» А.И. Солженицына. История написания и публикации. «Лагерь глазами мужика». Образ главного героя, тенденция к поэтизации «мужества непротивления» (Д.С. Лихачев). Поэтика повести.

Творчество А.И. Солженицына. Основные вехи жизненного и творческого пути писателя. Роль А.И.Солженицына в процессе демифологизации советской истории. «Опыт художественного исследования» истоков сталинизма в «Архипелаге ГУЛАГ». Специфика сюжетно-композиционной структуры. Образ автора-повествователя. Жанровая природа произведения. Поэтика.

Философия истории и взгляд на русскую революцию в эпопее «Красное колесо». Синтез реалистической и модернистской традиции. Своеобразие символики.

Круг основных проблем в публицистике А.И. Солженицына.

В. Шаламов о «новой прозе». Воплощение ее принципов в «Колымских рассказах». Лагерь как антимир. Сюжеты. Герои. Повествование в «Колымских рассказах» о «мучениках, не бывших, не умевших и не ставших героями». Роль иронии и парадокса.

Полемика В. Шаламова и А. Солженицына о роли лагерного опыта в жизни личности и общества.

  1. Роман В. Гроссмана «Жизнь и судьба»

2 часа

История написания и публикации романа «Жизнь и судьба». Символика заглавия, структурообразующая роль образов–понятий «жизнь» и «судьба» в художественном мире романа. Следование толстовской эпической традиции в изображении «войны» и «мира». Новизна предложенной писателем концепции войны. Своеобразие гроссмановской философии истории, основанной на категориях «свобода» и «личность».

Динамика оценки В. Гроссманом Сталинградской битвы от романа «За правое дело» к роману «Жизнь и судьба». Художественные открытия писателя – типы «героев времени» (Греков, Гетманов, Штрум). Еврейская тема. Мотив семьи в романе. Специфика психологизма в прозе В. Гроссмана.

  1. Военная проза 1960–1980-х годов (В. Быков, Ю. Бондарев, К. Воробьев, В. Астафьев)

4 часа

Писатели-фронтовики как литературное поколение. Новое в осмыслении ими войны: значимость произведений К. Симонова и В. Некрасова для преодоления идеологических и риторических моделей советской культуры, обращение «лейтенантской прозы» к «белым пятнам» военной истории, протест против пропагандистских стереотипов и внимание к «неканоническому подвигу», экзистенциальный аспект ситуации «человек на войне», усложнение образа врага («Горячий снег» и «Берег» Ю. Бондарева, «Убиты под Москвой» К. Воробьева). Трансформация конфликта: от противостояния «свой – чужой» к постижению внутренней нравственно-психологической конфликтности. Поэтика «военной прозы»: специфика хронотопа, роль деталей, лирических отступлений, вводных эпизодов и подтекста.

Проблема выбора в произведениях В. Быкова: особенности ее постановки и решения. Жанр военной повести в прозе писателя: характер конфликта, роль категорий «судьба» и «случай». Типология героев в повестях Быкова (идеалисты и прагматики), роль «микросюжетов», раскрывающих авторский замысел, притчеобразное начало.

Военная тема в прозе В. Астафьева. Специфика изображения войны в повести «Звездопад». Война как апокалипсис в «Пастухе и пастушке». Особенности сюжетно-композиционной структуры произведения. Многозначность заглавия и жанрового подзаголовка («современная пастораль»). Поэтика повести.

Новое в трактовке военной темы в прозе 1990-х гг. (В. Кондратьев, В. Астафьев, Г. Владимов, А. Солженицын). Военная проза В. Астафьева (роман «Прокляты и убиты», повести), полярность ее оценок в критике.

10. «Городская проза» Ю. Трифонова

2 часа

Проза Ю. Трифонова в контексте отечественной литературы 1960-1980-х годов. Критика писателем основных «шестидесятнических» догматов (революционного сознания, «нетерпимости» как основы насильственного улучшения общества).

Творческая эволюция писателя: от «Студентов» к «Дому на набережной».

«Городские повести»: «быт» и «бытие», внутренние и внешние конфликты; позиция автора и его героев; особенности сюжетно-композиционной структуры повестей («жизнь сознания») и их языка (роль и специфика несобственно-прямой речи).

«Роман с историей» в прозе Ю. Трифонова. Взгляд на человека как на «многожильную нить, протянувшуюся сквозь время». Человек и история в повести «Дом на набережной». Глебов и «глебовщина». Место и роль мотива памяти в повести. Особенности субъектной организации повествования. Поэтика.

12. Традиционалистская проза (Ф. Абрамов, В. Шукшин, В. Белов, В. Астафьев, В. Распутин)

10 часов

Хронологические границы явления; его литературоведческие дефиниции («деревенская проза», «экологическая проза», «традиционалистская проза», «почвенническая проза»).

Становление традиционалистской прозы, ее место в литературном процессе 1960-1980-х годов. Идеологические контексты прозы писателей-традиционалистов. Обретение утраченной идентичности – национальной, культурной – как философско-духовная доминанта традиционалистской прозы, деконструкция «советской» утопии, создание утопии патриархальной и ее последующая трактовка (апокалиптические мотивы в зрелом творчестве В. Астафьева и В. Распутина).

Динамика критических оценок традиционалистской прозы (от 1960-х к 1990-м годам).

Рассказ А. Солженицына «Матренин двор» как квинтэссенция традиционалистской прозы. Образ главной героини. Мотив дома в рассказе, его символический потенциал.

Тетралогия Ф. Абрамова «Братья и сестры» как «деревенский эпос». Эволюция в осмыслении писателем взаимоотношений индивида и деревенского «мира». Семантика и функции мотива дома в тетралогии.

Проза В.Г. Распутина. Своеобразие творческой индивидуальности писателя. Жанровая палитра его прозы. Коллизия предательства как центральная в повестях писателя. Двуплановость художественного мира распутинской прозы, ее мифопоэтика. Сплав символического, притчевого, публицистического начал. Образы стариков и детей.

Творчество В.П. Астафьева. Своеобразие астафьевского автобиографизма. Проблема творческого метода В. Астафьева: взаимодействие элементов натурализма и сентиментализма. Становление творческой индивидуальности В. Астафьева в рассказах и повестях 1950-1960-х годов. Творческая история и жанр «Последнего поклона». Символика заглавия. Изменение концепции книги от 1-й к 3-й редакции. Специфика субъектной организации повествования. Образ народа. Своеобразие хронотопа в «Последнем поклоне» и «Оде русскому огороду». «Повествование в рассказах» «Царь-рыба». Особенности структуры, наличие «повествовательных скреп» (мотивы реки и тайги, авторское сознание). Темы браконьерства и экологии. Главы «Уха на Боганиде» и «Сон о белых горах», их место в сюжетно-композиционной структуре произведения. Сатира и дидактика в «Царь-рыбе».

В. Шукшин и его место в литературном процессе 1960-1970 годов. Типология героев, специфика женских образов. Жанр рассказа в творчестве Шукшина.

14. Литература третьей волны эмиграции

4 часа

Третья волна эмиграции: причины, хронология, география и состав. Общественно-культурная жизнь эмиграции, своеобразие литературного процесса. Столкновение разных политических и эстетических платформ. Основные периодические издания; противоречивость отношения к традициям русской и советской культуры.

Основные идейно-эстетические направления в литературе третьей волны эмиграции (фантасты и юмористы; эстеты; моралисты; реалисты – по определению Дж. Глэда).

Проза С. Довлатова. Ситуации, герои, конфликты. Синтез русской и американской повествовательных традиций. «Театрализованный реализм» С. Довлатова (А. Арьев).

Поэзия И. Бродского. Ее философская основа; формирование комплекса основных ситуаций и мотивов под воздействием экзистенциалистских идей. Творческий контакт с русской, западноевропейской и американской поэтическими школами. Обоснование И. Бродским своего эстетического кредо в Нобелевской лекции. Поэтика И. Бродского: доминирование эпически-отстраненного взгляда на мир; слабость собственно лирической стихии; преобладание визуальных образов; роль и функции иронии; лексическая эклектика (смешение архаизмов и жаргонизмов); особенности интонации, метрики, ритмики. Влияние И. Бродского на отечественную поэзию 1980-1990-х годов.

15. Литературный процесс 1985-начала 2000-х годов

2 часа

Процессы развития отечественной культуры и литературы в посттоталитарный период. Оживление литературной жизни после 1985 года под воздействием идей «перестройки» и «гласности». Поляризация идеологических и эстетических позиций в литературной жизни. Переоценка исторического прошлого, критический анализ современного духовного и социального состояния общества в публицистике В. Распутина, В. Астафьева, С. Залыгина, Е. Евтушенко и др. «Просветительская» функция антисталинской литературы (А. Рыбаков, А. Бек, В. Гроссман, В. Дудинцев и др.). Воздействие на современную культурную ситуацию «возвращенной литературы». Терминологическая «пестрота» в определении новых явлений в литературной жизни («новая волна», ироническая проза, андеграунд и т.п.). Споры о литературе «новой волны» и «сценарии» будущего литературного развития в критике (С. Чупринин, Д. Урнов, В. Ерофеев, М. Липовецкий).

Проблема перераспределения культурных полей в 1990-2000-е гг. «Постсоветское» и выход за его пределы в литературе данного периода. Кризис литературоцентризма и его последствия (перестройка системы «автор» - «читатель» - «критик», изменение культурного статуса чтения и способов продвижения книги на рынок, роль PR-стратегий, литературные премии и их функции в современных условиях).

Развитие массовой литературы в 1990-2000-е гг.

16. Постмодернизм в отечественной литературе

4 часа

Генезис постмодернизма в отечественной литературе второй половины ХХ в. «Латентный постмодернизм» в произведениях А. Битова («Пушкинский дом»), В. Ерофеева («Москва – Петушки»), С. Соколова («Школа для дураков»). Специфика отечественного постмодернизма (высокая степень политизации, игра с кодами русской классической литературы и социалистического реализма).

Художественная идеология соц-арта/концептуализма в отечественной литературе 1970-1980-х годов. Особенности формирования (влияние живописи), перформативность, роль авторской маски, рефлексия невозможности личностного высказывания (Д.А. Пригов, Т. Кибиров).

Эстетика необарокко, типологические характеристики явления (проза Т. Толстой).

Дискуссии о постмодернизме в современной критике и литературоведении (1990-2000-е гг.), полярность оценок этого явления.

Постпостмодернизм и пост-соц в прозе 2000-х гг.

17. Постреализм в отечественной литературе

2 часа

«Инволюция» постмодернизма и развитие новых творческих стратегий в литературе конца 1990-2000-х гг. «Гипотеза о постреализме» (М. Липовецкий). Типологические характеристики постреализма.

Творчество В. Маканина: от социологического к экзистенциальному, от «критического» реализма к игре концептами, притчеобразности и условности. «Барак» как образ мира. Внимание Маканина к «срединному человеку» и взаимоотношениям индивида и «роя». Попытка осмысления «перестроечного» и «постпрестроечного» периодов в метафорике повести «Лаз» и романе «Андеграунд, или Герой нашего времени».

Проза Л. Петрушевской. Жанр рассказа в творчестве писательницы. Особенности художественной манеры: соединение бытописательства и метафизичности, типического и архетипического. «Магнитофонный реализм» Л. Петрушевской. Проблематика и поэтика повестей «Свой круг» и «Время – ночь».

II. ТЕМЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО КУРСУ «ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕКА (2-я часть)»

Занятие 1.

Авторская песня. Феномен В. Высоцкого

2 часа

  1. Авторская песня как «новый духовно-практический тип выявления личности» (Л. Аннинский). Эстетические истоки явления. Его литературное и общественное значение.

  2. Место творчества В. Высоцкого в контексте авторской песни 1960-1980-х годов. Песенная лирика В. Высоцкого как реакция на социально-культурные процессы эпохи «застоя».

  3. Круг тем и мотивов песенной лирики В. Высоцкого, их эволюция от 1960-х к 1980-м годам. Концептуальная значимость мотивов борьбы и границы.

  4. Автор и его герои. Значение и функции ролевого элемента. Своеобразие воплощения сатирического и иронического начал. Элементы пародии и травестирование «высоких» тем и ситуаций, взаимодействие с «низовой» культурой.

  5. В. Высоцкий как знаковая фигура в советской культуре 1970-1980-х годов.

Литература

  1. Аннинский Л. Барды. Иркутск, 2005.

  2. Аннинский Л.А. Шепот и крик / Л.А. Аннинский // Музыкальная жизнь. 1988. № 12.

  3. Богомолов Н. Бардовская песня глазами литературоведа.// Богомолов Н. От Пушкина до Кибирова. Статьи о русской поэзии. М., 2004. С. 347-423.

  4. Бройтман С.Н. Поэтика русской классической и неклассической лирики. М., 2008. С. 369-389.

  5. В. Высоцкий в контексте русской культуры. М., 1990.

  6. В. Высоцкий. Человек. Поэт. Актер. М., 1989.

  7. Долгополов Л. Стих – Песня – Судьба / Л. Долгополов // В. Высоцкий: исследования и материалы. Воронеж, 1990.

  8. Канчуков Е. О раннем творчестве В. Высоцкого / Е. Канчуков // Литературное обозрение. 1990. № 7.

  9. Мир В. Высоцкого: исследования и материалы. М., 1998. Вып. 2.

  10. Обсуждаем наследие В. Высоцкого // Вопросы литературы. 1987. № 4.

  11. Рудницкий К.Л. Песни Б. Окуджавы и В. Высоцкого / К.Л. Рудницкий // Рудницкий К.Л. Театральные сюжеты. М., 1990.

  12. Скобелев А.В. Концепция человека и мира (этика и эстетика В. Высоцкого) / А.В. Скобелев, С.М. Шаулов // В. Высоцкий: исследования и материалы. Воронеж, 1990.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа дисциплины Для специальности №031001 «Филология», 030601 «Журналистика» Дневной формы обучения (2)

    Программа
    Программа составлена в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по специальности «Филология» и «Журналистика»
  2. Программа дисциплины Для специальности №031001 «Филология», 030601 «Журналистика» Дневной формы обучения (3)

    Программа
    Программа составлена в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по специальности «Филология» и «Журналистика»
  3. Отчет о результатах самообследования филиала государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

    Публичный отчет
    4.2.1. Анализ обеспеченности дисциплин, предусмотренных учебным планом специальности (направления), учебно-методической обязательной (основной) и дополнительной литературой.
  4. План издания учебной литературы на 2010-2011 учебный год электронный аналог печатного издания для размещения на библиотечном сервере

    Документ
    Практикум по общей и неорганической химии. Издание 2-е, стереотипноеорный практикумт ктике1717171717171717171717171717171717171717171717171717171717171717171717171717171717171717171717171717171717171717171717171717171717171717
  5. Составитель и ответственный за выпуск: декан факультета довузовской подготовки Самгу в. И. Тихонов

    Документ
    Самарский государственный университет более сорока лет ведет подготовку специалистов, которые востребованы на предприятиях и в организациях, в научных учреждениях, вузах, правоохранительных органах и государственных структурах.

Другие похожие документы..