Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Рабочая программа'
Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе по литературе для 5-11 классов общеобразовательных учреждений под ред. В....полностью>>
'Диплом'
В косметологии есть чудодейственные средства, приносящие результаты в считанные минуты, - макияж, или попросту говоря, декоративная косметика. Именно ...полностью>>
'Программа'
Источниковедение ― учение об источниках1, имеющее принципиальное значение для гуманитарного знания в целом и исторического образования в частности; эт...полностью>>
'Документ'
школа сприяє вільному обміну думками, визначає місцеві потреби табере участь у прийнятті рішень на місцевому рівні, а також забезпечуєзворотній зв'яз...полностью>>

Рабочая программа по литературе 7 класс (1)

Главная > Рабочая программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

7 КЛАСС

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы по литературе 5-11 классы (авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, И. С. Збарский, В. П. Полухина; под редакцией В. Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2008).

Рабочая программа соответствует Госстандарту (его федеральному компоненту), кроме этого в нее включены для изучения произведения, не предусмотренные Госстандартом:

- А. С. Пушкин «Полтава» (отрывок), «Медный всадник» (отрывок), «Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре);

- Л. Н. Андреев «Кусака»;

- Д. С. Лихачев «Земля родная»;

- песни на слова русских поэтов 20 века.

Вышеперечисленные произведения включены в рабочую программу для чтения и обсуждения в классе (кроме произведений А. С. Пушкина).

Данная рабочая программа ориентирована на содержание примерной программы, учебник-хрестоматию для 7 класса, обеспечивающие процесс обучения.

Виды контроля:

- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица), выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, составление простого или сложного плана по произведению, в том числе цитатного, составление сравнительной характеристики по заданным критериям, викторины, игры, конкурсы, сочинение синквейнов.

Требования к уровню подготовки (Результаты обучения) 7 класс

В результате изучения литературы ученик 7 класса должен

Знать/понимать:

- авторов и содержание изученных художественных произведений;

- основные теоретико-литературные понятия, изучаемые в 7 классе: жанры фольклора; предания, былины; пословицы. Поговорки (развитие представлении); летопись (развитие представлений); роды литературы; эпос (развитие понятия); повесть (развитие представлений); литературный герой (развитие понятия); понятие о теме и идее произведения (начальные представления); герой-повествователь (развитие понятия); портрет как средство характеристики; автобиографическое художественное произведение (развитие понятия); ода (начальные представления); баллада (развитие представлений); стихотворения в прозе; лирический герой (начальные представления); поэма (развитие представлений), трехсложные размеры стиха (развитие понятия); тоническое стихосложение (начальные представления); гипербола (развитие понятия); гротеск (начальные представления); сатира и юмор как формы комического (развитие представлений); публицистика (развитие представлений0; мемуары как публицистический жанр 9начальные представления); литературные традиции.

Уметь:

- видеть своеобразие нравственных идеалов в произведениях литературы разных жанров;

- различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта, приемов выражения авторской позиции в эпических, драматических и лирических произведениях;

- видеть индивидуальное, национальное и общечеловеческое в характере героя произведения;

- объяснять чувства, возникающие при чтении лирических произведений, находить аналог в собственном жизненном опыте;

- видеть обстановку действия в той или иной сцене пьесы. Рисовать словами представляющийся портрет персонажа в определенной ситуации, определять смену интонаций в речи героев пьесы;

- передавать динамику чувств в выразительном чтении лирического стихотворения, монологов героя пьесы, пейзажа и описания в эпическом произведении;

- видеть в художественном тексте противоречивые авторские оценки героев и событий; формулировать вопросы к произведению;

- аргументировать оценку героев и событий всем строем художественного произведения – от отдельного тропа до композиции – и целостно воспринимать позицию писателя в пределах произведения;

- выделять основной конфликт художественного произведения и последовательно прослеживать его развитие в пределах лирического стихотворения, рассказа, повести, пьесы;

- сопоставлять произведения разных писателей в пределах каждого литературного рода;

- оценивать игру актеров в пределах законченного эпизода;

- сравнивать эпизод эпического произведения и его экранизацию и оценивать ее с точки зрения выражения авторской позиции;

- стилистически сопоставлять текст произведения и иллюстрации художников к нему;

- написать басню, былину, письмо или дневник литературного героя

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. 7 класс.

п/п

Тема урока

Дата

Планируемый результат освоения материала

Введение (1 час)

1

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы

Знать: цели, задачи обучения литературе в 7 классе, роль статей о писателях. Вопросов и заданий к текстам в понимании и осмыслении творчества писателей; образную природу словесного искусства;

понимать: природу художественного образа и своеобразие художественной действительности;

уметь: пользоваться справочным разделом. Составлять план и тезисы прочитанного, рассказывать о писателях и книгах, прочитанных за лето, о героях, давать им оценку; извлекать дополнительную информацию из пособия «Читаем, думаем, спорим» и использовать ее в собственных высказываниях; отличать литературу как искусство слова от других видов искусства; определять жанры изученных художественных произведений

Устное народное творчество (5 часов)

2

Исторические события в преданиях «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-ведьмы», «Пётр и плотник». Предания как поэтическая автобиография народа

Знать: определение понятия «предание»;

Понимать: своеобразие преданий как поэтической автобиографии русского народа;

Уметь: пересказывать текст, объяснять особенности жанра предания

3

Былина «Вольга и Микула Селянинович». Нравственные идеалы русского народа в образе главного героя

Знать: определение понятия «былина», своеобразие былин как героических песен эпического характера;

Уметь: составлять характеристику героя, определять художественные особенности былинного жанра и его отличие от сказки, тему былины, роль гиперболы и постоянных эпитетов; выразительно читать, сохраняя напевность, торжественность повествования

4

Прославление мирного труда в былине «Волга и Микула Селянинович».

Знать: определение понятия «былина», своеобразие былин как героических песен эпического характера;

Уметь: составлять характеристику героя, определять художественные особенности былинного жанра и его отличие от сказки, тему былины, роль гиперболы и постоянных эпитетов; выразительно читать, сохраняя напевность, торжественность повествования

5

Урок внеклассного чтения. Черты характера Ильи Муромца в былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

Знать: какие приёмы способствуют раскрытию величия, доблести подвигов русского богатыря.

Уметь: воспринимать и анализировать поэтику былин, определять отношение авторов-рассказчиков к Илье Муромцу, подтверждать ответ текстом (выделять сцены, языковые средства, описание портрета, снаряжения и др.)

6

Роль гиперболы в былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

Знать сведения о собирателе народных былин.

понимать эстетическое совершенство былины;

уметь характеризовать героев, оценивать отраженные в произведении народные вкусы и пристрастия, подлинные исторические события и народные идеалы

7

Своеобразие былины «Садко». Поэтичность языка былины

Знать сведения о собирателе народных былин.

понимать эстетическое совершенство былины;

уметь характеризовать героев, оценивать отраженные в произведении народные вкусы и пристрастия, подлинные исторические события и народные идеалы

8

Пословицы и поговорки. Особенности смысла и языка пословиц и поговорок народов мира

Знать: определение понятий «пословицы» и «поговорки», пословицы и поговорки народов мира;

понимать: жанровые особенности пословиц и поговорок;

уметь: объяснять прямой и переносный смысл, видеть богатство, точность, выразительность языка пословиц и поговорок, воспринимать точность их оценок, безусловность суждений, свободно включать их в разговорную повседневную речь

Из древнерусской литературы (3 часа)

9

«Поучение Владимира Мономаха» (отрывок) как жанр древнерусской литературы. Нравственные заветы Руси

Знать: особенности поучения как жанра литературы;

понимать: смысл поучения Владимира Мономаха;

уметь: выразительно читать текст, определять, какое развитие получили фольклорные традиции в древнерусской литературе

10

Формирование традиции уважительного отношения к книге в отрывке «О пользе книг»

Знать: особенности поучения как жанра литературы;

понимать: смысл поучения;

уметь: выразительно читать текст, определять, какое развитие получили фольклорные традиции в древнерусской литературе

11

Нравственные идеалы и заветы Руси в «Повести о Петре и Февронии Муромских»

Знать: содержание повести, нравственные законы, которым следуют ее главные герои;

уметь: воспринимать и анализировать древнерусский текст, учитывая особую стилистику произведений, отмечая красоту и силу главных героев; видеть, какое воплощение нашел в повести синтез фольклорных и житийных традиций

12

Высокий моральный облик главной героини. Прославление любви и верности

Знать: содержание повести, нравственные законы, которым следует ее главная героиня;

уметь: воспринимать и анализировать древнерусский текст, учитывая особую стилистику произведений, отмечая красоту и силу главной героини; видеть, какое воплощение нашел в повести синтез фольклорных и житийных традиций

13

Урок развития речи.

Итоговая письменная работа по разделам: «Устное народное творчество», «Древнерусская литература» на тему «Народная мудрость в произведениях УНТ»

Знать: особенности композиции сочинения-рассуждения.

уметь: выбрать жанр сочинения, составить план, определить идею, подобрать цитаты; оформлять устное высказывание в письменной форме (сочинение), четко ответив на поставленный вопрос, используя текст изученных произведений

Из русской литературы XVIII века (2 часа)

14-15

М. В. Ломоносов. Слово о поэте и учёном. Обучение устному рассказу. / Мысли М. В. Ломоносова о Родине, русской науке и её творцах в «Оде на день восшествия…»

Знать: факты биографии и творческого пути М. В. Ломоносова. Его роль в развитии русской литературы, «теорию трех штилей», определение понятия оды;

понимать особенности поэтического языка М. В. Ломоносова. Его роль в развитии русской литературы;

уметь выразительно читать и анализировать поэтический текст, определять особенности жанра оды (высокий слог, эмоциональность, торжественность, использование ораторских приемов)

16

Философские рассуждения о смысле жизни и свободе творчества в произведениях Г. Р. Державина

Знать факты жизни и литературной деятельности поэта, содержание стихотворений;

понимать философский и иносказательный смысл стихотворений;

уметь определять идею стихотворений, объяснять новаторство Державина в поэзии, отличие в принципах работы Г. Р. Державина и М. В. Ломоносова (смешение лексики разных стилей, отказ от строгого деления на три «штиля»)

Из русской литературы XIX века (27 часов)

17

А.С.Пушки. «Медный всадник». Выражение чувства любви к Родине

уметь анализировать художественный текст, выражать свое отношение к прочитанному, сопоставлять эпизоды, сравнивать героев, объяснять композиционную емкость поэмы, роль рассказчика, его сострадание, особенности языка поэмы (непосредственность и живость повествования от лица очевидца, простодушие и лукавство пушкинской фразы, сдержанность и экспрессия, сопричастность автора к происходящему и др.), значение поэмы

18

Прославление деяний Петра I. Образ автора в поэме «Медный всадник»

уметь анализировать художественный текст, выражать свое отношение к прочитанному, сопоставлять эпизоды, сравнивать героев, объяснять композиционную емкость поэмы, роль рассказчика, его сострадание, особенности языка поэмы (непосредственность и живость повествования от лица очевидца, простодушие и лукавство пушкинской фразы, сдержанность и экспрессия, сопричастность автора к происходящему и др.), значение поэмы

19

А.С.Пушкин. «Полтава». Смысл противопоставления Петра I и Карла XII.

уметь анализировать художественный текст, выражать свое отношение к прочитанному, сопоставлять эпизоды, сравнивать героев, объяснять композиционную емкость поэмы, роль рассказчика, его сострадание, особенности языка поэмы (непосредственность и живость повествования от лица очевидца, простодушие и лукавство пушкинской фразы, сдержанность и экспрессия, сопричастность автора к происходящему и др.), значение поэмы

20

А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». Быт и нравы Древней Руси. Особенности баллады

Знать: историческую основу «Песни», определение понятия «баллада», особенности содержания. Формы и композиции, своеобразие языка;

уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст, давать сравнительную характеристику героев, определять особенности жанра баллады, находить средства художественной выразительности (эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения, устаревшие слова), определять их роль в художественном тексте для описания характера Олега и волхвов, оценивать отношение к изображаемому

21

«Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре. Образ летописца Пимена

Знать: историческую основу произведения, особенности содержания. формы и композиции, своеобразие языка;

уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст, давать сравнительную характеристику героев, определять особенности жанра, находить средства художественной выразительности (эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения, устаревшие слова), определять их роль в художественном тексте для описания характера героя, оценивать отношение к изображаемому

22

Призыв к уважению человеческого достоинства в повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель».

Знать: содержание повести, определение понятий «образ маленького человека» в русской литературе;

понимать: ее идейный замысел, тему, роль автора и рассказчика в повести; причину трагедии Самсона Вырина;

уметь объяснять способы выражения авторской позиции (эпиграф, имя главного героя, роль символической детали в описании жилища станционного смотрителя и т. д.)

23

Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского»

Понимать идейный замысел повести (показать социальное неравенство, на котором строятся отношения между людьми в обществе);

уметь анализировать художественный текст, выражать свое отношение к прочитанному, сопоставлять эпизоды, сравнивать героев, объяснять композиционную емкость повести, роль рассказчика, его сострадание, «память сердца», «внутренний нерв» повести), особенности языка повести (непосредственность и живость повествования от лица очевидца, простодушие и лукавство пушкинской фразы, сдержанность и экспрессия, сопричастность автора к происходящему и др.), значение повести

24

Картины быта XVI века и их роль в понимании характеров и идеи поэмы «Песня про…купца Калашникова»

Знать причины обращения поэта к давно минувшим временам, историю создания «Песни…», содержание поэмы, особенности сюжета, его историческую основу;

понимать содержание и форму произведения в соответствии с жанром, близость «Песни…» к фольклорной основе;

уметь отмечать в ней фольклорные элементы, отражение народной сказовой манеры повествования, находить исторические детали и объяснять их художественную роль, анализировать текст. Язык поэмы

25

Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным

Знать: нравственную проблематику произведения, жанровое своеобразие «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»;

понимать: основной конфликт, определивший драматизм событий и характеры героев;

уметь: составлять характеристику литературного героя, сравнивать главных героев, объяснять роль пейзажа, определять изобразительные средства, при помощи которых автор достигает драматизма повествования, подчеркивая скоротечность человеческой жизни на фоне вечности, отношение автора к изображаемому, оценку морали и поведения героев поэтом и народом

26

Образы гусляров и образ автора в поэме. Особенности сюжета

уметь: составлять характеристику литературного героя, сравнивать главных героев, объяснять роль пейзажа, определять изобразительные средства, при помощи которых автор достигает драматизма повествования, подчеркивая скоротечность человеческой жизни на фоне вечности, отношение автора к изображаемому, оценку морали и поведения героев поэтом и народом

27

Урок развития речи.

Защита человеческого достоинства и нравственных идеалов в поэме Лермонтова

Уметь: самостоятельно анализировать текст, создавать собственное высказывание, раскрывать тему сочинения, его идею, оценивать героев и события, подкреплять свои выводы цитатами

28

Проблема гармонии человека и природы в стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива…»

Уметь: самостоятельно анализировать текст, создавать собственное высказывание, раскрывать тему стихотворения, его идею, оценивать героев и события, подкреплять свои выводы цитатами

29

Обучение выразительному чтению

Уметь: самостоятельно анализировать текст, создавать собственное высказывание, раскрывать тему стихотворения, его идею, оценивать героев и события, подкреплять свои выводы цитатами

30

Н. В. Гоголь «Тарас Бульба» историческая и фольклорная основа повести. Тарас Бульба и его сыновья

Знать: факты жизни и творческой деятельности Н. В. Гоголя, место повести в творчестве Н. В. Гоголя, замысел писателя;

понимать: роль исторического фона в повествовании;

уметь: сопоставлять прочитанное с увиденным на картине, составлять план учебной статьи, выделять главное

Знать: содержание первых глав, их роль в повествовании, определение понятия «художественная деталь»;

понимать мотивы поведения героев, сложность и противоречивость образов Тараса и его сыновей, функцию пейзажа;

уметь: отбирать материал для сравнительной характеристики героев, отмечая, как в ней сочетаются черты собственно личные, национальные и исторические черты

31

Запорожская Сечь, ее нравы и обычаи. Героизм запорожцев в борьбе за родную землю

Знать: основное содержание глав 3-9;

понимать: глубину и трагизм конфликта отца и сына, отношение автора к героям;

уметь: отбирать материал для сравнительной характеристики героев, оценивать их поступки.

Знать/понимать: идейную направленность заключительной главы и повести в целом;

уметь: отбирать материал для индивидуальной характеристики героев, оценивать их поступки, делать выводы. Проводить наблюдения над языком (битва, гл. 9, особенности повторов боевых кличей, обращение автора к воинам, величавые сравнения)

32

И. С. Тургенев. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос.

«Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных

Знать: факты жизни и творческой деятельности писателя;

историю появления сборника «Записки охотника», содержание рассказа «Бирюк»;

уметь: определять основную тему, идею рассказа, его конфликт, видеть авторскую позицию в тексте, составлять план и тезисы прочитанного, объяснять роль пейзажа в повествовании как важнейшего средства характеристики персонажей

33

История создания цикла стихотворений в прозе И.С.Тургенева

Знать: определение понятия «стихотворение в прозе», время создания стихотворений, тематику стихотворений в прозе, жанровые особенности;

понимать: нравственный смысл стихотворений в прозе;

уметь: определять специфические черты жанра, анализировать стихотворения в прозе, уметь грамотно формулировать основную мысль и тему стихотворения в прозе, определять художественные приемы, использованные автором, их роль

34

Величие духа русской женщины в поэме Н. А. Некрасова «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая».

Знать: факты жизни и творческой деятельности Некрасова, историческую основу поэмы, содержание поэмы «русские женщины» ( «Княгиня Трубецкая»), жанровые особенности поэмы;

уметь: определять тему и идею поэмы, жанровые особенности произведения, давать характеристику генералу и княгине, объяснять позицию автора, в процессе выразительного чтения показать предельное напряжение диалога генерала и княгини, нравственную силу героини

35

Боль поэта за судьбу народа в стихотворении «Размышления у парадного подъезда»

Знать: рождение замысла стихотворения, содержание стихотворения, художественные приемы изображения действительности;

уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст, объяснять композицию, развитие сюжета, авторское отношение к изображенному;

находить художественные приемы фольклора, использованные Некрасовым, объяснять художественные особенности стихотворения, роль в нем приема антитезы

36

Урок внеклассного чтения

А.К.Толстой. Баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». Правда и вымысел в балладах. Трагедия главного героя в романе «Князь Серебряный»

Знать/понимать: факты жизни и творчества деятельности А. К. Толстого, жанровое своеобразие исторических баллад;

уметь: анализировать поэтический текст, определять нравственную проблематику произведений, композиции баллад, эпизоды, важные для характеристики героев и описания событий, сопоставлять художественные произведения.

уметь выделять сюжетные линии, оценивать поступки героев, объяснять эпиграф и соотносить его с содержанием исторического романа, обосновывать целесообразность использования пословиц и поговорок, особую роль песен на страницах романа

37

М. Е. Салтыков-Щедрин

Обличение нравственных пороков общества в сказках

Знать: содержание сказок «Дикий помещик» и «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

понимать: идейно-тематическое содержание сказок;

уметь: находить в сказках черты сатирического произведения, объяснять приемы иносказания, отношение автора к героям, событиям, определять реальное и фантастическое в сказках

38

Урок развития речи.

Сатира и юмор в сказках М. Е. Салтыкова-щедрина

Знать: содержание сказок Салтыкова-Щедрина, приемы сатирического изображения (гипербола, гротеск, ирония, смешение реального и фантастического);

уметь: находить аналогичные приемы в самостоятельно прочитанных сказках писателя, создавать собственные сказки, приводить примеры использования в сказках просторечий, канцеляризмов, объяснять, как употребление их в речи характеризует героев. Авторское отношение к героям в разных сказках

39

Л. Н. Толстой «Детство» (главы). Духовный мир главного героя. Сложность взаимоотношений взрослых и детей

Знать: отдельные факты биографии писателя, определение понятия «автобиографическое произведение», понимать, почему для Толстого так важна была Ясная Поляна;

уметь: анализировать отдельные главы, вникая во внутренний мир героя, передавая сложность его чувств и переживаний, понимать взаимоотношения взрослых и детей. Уметь оценить общую атмосферу, окружающую ребенка в дворянской семье

Знать: нравственную проблематику повести;

уметь: участвовать в диалоге по прочитанному произведению, оценивать героя по его поступкам, давать характеристику героя, отражая особенности его характера (постоянное внутреннее движение, противоречия, смена чувств), понимать особенности повествовательной манеры писателя. Оценивать язык Толстого («толстовские» эпитеты, их роль в произведении)

40

А. П. Чехов «Хамелеон». «Злоумышленник». Живая картина нравов. Два лица России в изображении писателя

Знать: оценки творчества Чехова современниками, сюжет и образную систему рассказа;

понимать: тему и идею произведения, алогизм сюжета (частное происшествия превратившееся для обывателей в значительное событие), авторскую иронию в использовании разностилевой лексики, синтаксической несогласованности речи героев;

уметь оценивать действия героев, объяснять значение диалога и художественной детали в раскрытии характеров героев

Знать: содержание рассказа, понимать и уметь объяснить особенности композиции рассказа и ее смысл;

понимать: идейно-тематическую направленность произведения;

уметь: анализировать произведение, видеть «смех и слезы» автора, раскрывать роль художественной детали и особенности речи, выразительно читать, передавая при помощи интонации характер героев, комический эффект рассказа

41

Урок внеклассного чтения.

Смех и слезы в «маленьких рассказах» А. П. Чехова

Знать/понимать: содержание рассказов, позицию автора;

уметь: видеть смешное и грустное в произведении, оценивать творческую манеру писателя, «искусство писать – искусство вычеркивать», роль смеха в рассказах А. П. Чехова

Из русской литературы XX века (22 часа)

42

И. А. Бунин

Судьба и творчество писателя Рассказ «Цифры».Сложность взаимопонимания детей и взрослых

Знать/ понимать: сведения о жизни И. А. Бунина, его литературной судьбе; содержание рассказ, его проблематику;

уметь: составлять план рассказа, оценивать героев по их поступкам; определять отношение рассказчика к героям и описываемым событиям, сопоставлять произведение со сходными сюжетами, общими темами

43

И. А. Бунин «Лапти» Нравственный смысл рассказа

Знать: идейно-тематическую направленность рассказа, определение понятия «деталь произведения»;

уметь: выделять смысловые части художественного текста, давать оценку поступкам героев, строить рассуждения на нравственно-этические темы, обосновывать роль единства описания (стихия, болезнь ребенка, слезы матери), звукописи, ведение «чужой» речи, метафоричность описаний состояния природы – средств, помогающих автору усилить трагизм повествования, уметь оценивать роль художественной детали как средства раскрытия характера героя

44

Урок развития речи.

. Выражение авторского настроения в стихах русских поэтов XIX о родной природе

Знать: план анализа лирического произведения, основные поэтические тропы;

уметь: анализировать небольшое стихотворение, объяснять, каким настроением оно проникнуто, какие изобразительно-выразительные средства создают художественные образы; выразительно читать, подбирая правильный темп и ритм, выбирать нужную интонацию; определять для каждого автора особенности тематики и поэтического языка

45

М. Горький «Детство» (главы). Автобиографический характер повести

Знать/понимать: автобиографический характер повести, ее содержание, причины поступков героев;

уметь: делать художественный пересказ частей сюжета выделять те события, которые произвели на душу ребенка (героя и читателя) особо тяжкие впечатления, определять отношения автора к изображаемым событиям и оценивать их, находить художественные средства, изображающие враждебную обстановку в доме деда, уметь делать выводы о нравственном значении, смысле событий

46

«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни». Характеристика положительных героев

Знать: специфические черты характера, присущие отдельным героям повести: бабушке, Алеше, деду, Цыганку, Хорошему Делу;

уметь: видеть авторскую позицию по отношению к героям, давать характеристику герою по плану, объяснять поступки героев, их характеры, взаимоотношения друг с другом

47

Урок развития речи.

Анализ эпизода «Пожар» из повести М. Горького «Детство»

Уметь: определять границы эпизода, пересказывать его, объяснять, насколько он важен в раскрытии идеи всего произведения, какова его роль в композиции, давать характеристику персонажам в эпизоде, проследить динамику их чувств, поведения, оценить особенности речи, выявить присутствие автора (прямое и опосредованное), сформулировать общий вывод о роли эпизода в произведении

48

«Легенда о Данко» из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль». Романтический характер легенды

Знать: содержание легенды, жанровое своеобразие произведения;

уметь: оценивать художественное значение сюжетных несовпадений легенд, поступок литературного героя и его нравственный мотив, его чувства к людям и их отношение к герою

49

В. В. Маяковский «Необычное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Роль поэзии в жизни человека и общества

Знать: факты жизни и творческого пути поэта, своеобразие художественной формы стихотворения, определение понятия «сатира»; понимать: роль фантастических картин в произведении, роль поэта в обществе;

уметь: выразительно читать стихотворение, выделять смысловые части художественного текста, определять художественное своеобразие стихотворения, приемы создания образов, оценивать язык поэта

50

В. В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир

Знать: понятие о лирическом герое;

понимать: тонкости внутреннего мира лирического героя, главную тему стихотворения;

уметь: видеть идейную позицию автора, способного сопереживать, сочувствовать; определять главную мысль стихотворения, наблюдать над ритмом, лексикой, звукописью, строфикой стихотворения

51

Урок внеклассного чтения. Л. Н. Андреев «Кусака». Нравственные проблемы рассказа

Знать: сведения о жизни и творческом пути писателя, содержание произведения, нравственную проблематику произведения;

уметь: сформулировать собственное отношение к событиям и героям, владеть различными видами пересказа

52

А. Платонов «Юшка». Призыв к состраданию и уважению к человеку

Знать: сведения о жизни и творческой деятельности писателя, сюжет рассказа, его идейно-тематическое содержание;

уметь: анализировать текст по вопросам, давать оценку действиям героев

53

Урок внеклассного чтения.

А. Платонов «В прекрасном и яростном мире».

Вечные нравственные ценности

Знать: содержание прочитанного произведения, особенности языка писателя;

понимать: идейное своеобразие прозы Платонова, отражение в ней мечты о доброте, взаимопонимании, жизни для других;

уметь: воспринимать и анализировать художественный текст, выражать свое отношение к прочитанному

54

Урок внеклассного чтения

Час мужества (интервью с поэтом – участником Великой Отечественной войны)

Знать: особенности поэтических текстов о Великой Отечественной войне, своеобразие жанра интервью;

уметь: выразительно читать стихотворения патриотической направленности

55

Ф. А. Абрамов «О чем плачут лошади».

Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа

Знать: факты жизни и творческой биографии писателя, сюжет и проблематику рассказа, роль сказочных элементов, понятие литературной традиции;

уметь: анализировать небольшое эпическое произведение, объяснять, какими средствами автору удается вызвать сочувствие и сопереживание у читателей, определять особенности жанра, композиции, темы произведения

56

Е. И. Носов «Кукла». Нравственные проблемы рассказа

Знать: сведения о жизни и творчестве деятельности писателя, содержание рассказа, понятия «тема» и «идея», план анализа эпического произведения;

уметь: анализировать небольшое произведение, сравнивать тексты, находя сходство и различие, объяснять роль пейзажа, определять средства художественной выразительности для воссоздания психологического состояния героя

57

Урок внеклассного чтения.

«Не дать погаснуть живому огню…» (по рассказу «Живое пламя» Е. И. Носова)

Знать: содержание рассказа;

уметь: анализировать текст художественного произведения, определять тему, основную идею, изобразительно-выразительные средства языка, которые использует автор для описания короткой, но яркой жизни маков, объяснять, как автор показывает связь человека и природы, как в этих взаимоотношениях проявляется личность человека

58

Ю. П. Казаков «Тихое утро» Герои рассказа и их поступки

Знать: сведения из жизни писателя, план характеристики героев;

понимать: нравственную проблематику рассказа;

уметь: давать характеристику героев, оценивать их поступки, понимать внутренний мир героев, их взаимоотношения, оценивать пересказы своих одноклассников; создавать сравнительную характеристику Яшки и Володи, отмечать общее и различное в поведении и характерах героев

59

Урок внеклассного чтения.

«Тихая моя Родина» Стихотворения русских поэтов XX века о Родине, родной природе. Общее и индивидуальное в восприятии природы русскими поэтами

Знать: план анализа поэтического произведения, особенности восприятия родной природы русскими поэтами;

уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст, чувствовать настроение автора, определять художественные средства, эпитеты, сравнения, метафоры и пр., передавать настроение автора при чтении

60

А. Т. Твардовский. Философские проблемы в лирике. Пейзажная лирика

Знать: сведения о жизни и творческом пути автора, план анализа лирического произведения, основные поэтические тропы, понятие о лирическом герое;

уметь: выразительно читать стихотворение, анализировать лирическое произведение определять тематику пейзажной лирики Твардовского, ее главнее мотивы, отмечать литературные приемы, особенности лексики, размер, высказывать свое впечатление от стихотворения

61

Д. С. Лихачев «Земля родная» (главы) как духовное напутствие молодежи

Знать: автора, биографические сведения о нем, определение понятий «публицистика» (развитие понятия), «мемуары» (начальное представление);

уметь: выстраивать устный и письменный ответы (рассуждать) на поставленные вопросы, определять жанровые признаки произведений, уметь оценивать отношение автора к прочитанному

62

Смех Михаила Зощенко (по рассказу «Беда»)

Знать/понимать: автора и сведения о его биографии, творчестве, содержание рассказа. Авторскую позицию в оценке поступков героев;

уметь: видеть смешное и грустное в произведении, «сочетание иронии и правды чувств», «пестрый бисер лексикона» (М. Горький), передавать содержание в соответствии с речевыми особенностями произведения (просторечная лексика героев), писать отзыв на рассказ

Из литературы народов России (1 час)

63

Расул Гамзатов «Опять за спиной родная земля», «О моей Родине», «Я вновь пришел сюда…». Особенности художественной образности дагестанского поэта

Знать: факты жизни и творческого пути поэта, план анализа лирического произведения;

понимать: особенности художественной образности дагестанского поэта;

уметь: выразительно читать стихотворения, анализировать поэтический текст

Из зарубежной литературы (5 часов)

64

Р. Бернс. Стихотворение «Честная бедность». Представления поэта о справедливости и честности

Знать: автора, сведения о его жизни и творческой деятельности, темы его творчества: честность, справедливость, честь, совесть…

Уметь: выразительно читать стихотворение, подчеркивая его грустный и шутливый характер; объяснять, почему стихотворение стало песней, способы достижения комического эффекта; определять, какие образы и понятия противопоставляются, роль рефрена

65

Дж. Г. Байрон – «властитель дум» целого поколения. Судьба и творчество гениального поэта

Знать/понимать: автора, факты его жизненного и творческого пути, гуманистический смысл творчества Байрона;

уметь: анализировать поэтический текст, видеть особенности поэтических интонаций, определять художественные средства, создающие торжественный настрой в этом стихотворении

66

О. Генри «Дары волхвов» Преданность и жертвенность во имя любви

Знать: автора, факты жизни и творческого пути писателя, содержание рассказа, нравственную проблематику произведения;

уметь: видеть гуманизм и легкий юмор в рассказах писателя

67

Р. Д. Брэдбери «Каникулы». Мечта о чудесной победе добра

Знать: биографические сведения о Р. Брэдбери, понятие «фантастический рассказ-предупреждение»;

уметь: объяснять смысл названия рассказа, фольклорные традиции, понимать внутреннее состояние героев, роль авторских ремарок и приемов фантастики

68

Итоговый урок. «Человек, любящий и умеющий читать,- счастливый человек»

Знать/понимать: как литература влияет на формирование в человеке нравственного и эстетического чувства;

Уметь: обобщать прочитанное и изученное

Литература и средства обучения. 7 класс.

1.Большой учебный справочник для школьников и поступающих в ВУЗы. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 1999.

2.Журнал «Литература в школе».

3.Золотарёва И.В., Аникина С.М. Поурочные разработки по литературе. 7 класс.

4.Коровина В.Я. Литература. 7 класс. Учебник-хрестоматия. Части I и II . М.: Просвещение, 2006.

5.Мещерякова М.И. Краткий словарь литературных терминов. Методические рекомендации для учителя и учеников. 5-9 класс. М., 1997.

6.Энциклопедия литературных героев. – М.: Аграф, 1997.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочая программа по литературе 6 класс (3)

    Рабочая программа
    Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы по литературе 5-11 классы (авторы В.
  2. Рабочая программа по литературе 8 класс

    Рабочая программа
    Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта, федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации («Сборник нормативных документов по литературе».
  3. Рабочая программа по литературе 5 класс пояснительная записка (2)

    Рабочая программа
    Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В.
  4. Рабочая программа по литературе 5 класс Пояснительная записка (1)

    Рабочая программа
    Настоящая программа по литературе для V класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений.
  5. Рабочая программа по литературе 5 класс Пояснительная записка (3)

    Рабочая программа
    Планирование составлено на основании Закона об образовании РФ, Закона об образовании РТ, Федерального компонента образовательного стандарта, базисного учебного плана РФ (2008), регионального учебного плана (2008), школьного учебного

Другие похожие документы..