Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Исилькульский муниципальный Ресурсный центр информатизации образования и МОУ "СОШ № 2" города Исилькуля Омской области Приглашает учащихся,...полностью>>
'Документ'
У світі в останні три десятиріччя вчені різних країн шукають і розробляють системи землеробства, які згладжують або знімають всі негаразди інтенсивно...полностью>>
'Документ'
В-920 Выборы в современной России: исторические, правовые, социальные и политические аспекты: материалы к лекции/ сост. Д.И. Оршанский, Ю.А. Пустовой...полностью>>
'Документ'
1). Обобщить и углубить знания учащихся о Второй мировой и Великой Отечественной войнах; выявить и осмыслить итоги и последствия войны; на основе ана...полностью>>

С. М. Кирова Кафедра истории и теории государства и права Роль и место права в системе социального регулирования Курсовая

Главная > Курсовая
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Псковский государственный педагогический университет имени С.М.Кирова

Кафедра истории и теории государства и права

Роль и место права в системе социального регулирования

Курсовая работа по теории

государства и права

студента 1 курса очного отделения

юридического факультета

Иванова Егора Петровича

Научный руководитель доц. Е.В.Зыкина

Псков

2009

ПЛАН

Введение

1. Понятие и виды социального регулирования

2. Понятие, функции и виды социальных норм

3. Право в системе социальных норм

Заключение

Список литературы

Введение

Новые знания о происхождении права как общественной регулятивной системе, появившейся одновременно с государством в результате перехода человечества от присваивающей к производящей экономике в III – II тыс. до н.э., имеющей своей глобальной целью обеспечение нового социально-хозяйственного, духовного, и даже бытового уклада и способа существования человечества, объективно предписывают теории права глубоко разобраться с самой проблемой социального регулирования. Что это такое, какие иные, кроме права, регулятивные системы действуют в обществе, какие взаимодействия или противоречия существуют между ними, каково место права в социальном регулировании – эти и другие вопросы сразу же возникают. Как только выясняется, что основное назначение права быть регулятором общественных отношений, складывающихся по всему спектру нового социально-хозяйственного уклада человеческого бытия1.

Проблемы места и роли права в системе социального регулирования является чрезвычайно актуальной еще и потому, что современной юридической наукой уже выработана концепция правового государства с присущими ему существенными признаками и особенностями, и построение такого государства является одной из важнейших первостепенных задач. Ведь именно оно, в современном понимании является идеальной формой политической организации общества. В этой связи исследование роли права в «современном» обществе и, в частности, системе социального регулирования, имеет не только теоретическую, но и практическую значимость.

Проблема представляется важной еще и потому, что в процессе исторического развития и эволюции общественных отношений, усложнение их элементной структуры, а также появление их новых разновидностей неизбежно возникает вопрос о значимости в тот или иной период времени применительно к конкретным обстоятельствам тех или иных социальных регуляторов. Вследствие этого возникают вопросы о необходимости совершенствования нормативной базы
____________________

1 Венгеров А.Б. Теория государства и права: Часть 2. Теория права. Т.1. М.: Юристъ, 1996. С. 75.

общества, о приведении ее в соответствие с требованиями новых условий жизни, а при историческом отмирании тех или иных общественных отношений, а также при изменении – об устранении несоответствующих действительности норм или их элементов, с целью предотвращения возможности путаницы и противоречий.

Указанные обстоятельства обусловили высокий интерес целого ряда исследователей к изучению места и роли права в системе социального регулирования. Большой вклад в освещение этой проблемы в отечественной юридической науке внесли С.С.Алексеев, А.Б.Венгеров, В.С.Нерсесянц, В.В.Лазарев, Н.И.Матузов и другие ученые1.

Целью настоящей курсовой работы является сжатое изложение основных положений современной юридической науки по проблеме места и роли права в системе социального регулирования, освещение роли права и других социальных регуляторов, характера, соотношения и взаимодействий между собой различных социальных норм, а также существующих тенденций в их развитии и преобразовании.

____________________

1 Алексеев С.С. Право: азбука – теория – философия: Опыт комплексного исследования. М., 1999.

Венгеров А.Б. Теория государства и права: Часть 2. Теория права. Том 1. М.: Юристъ, 1996.

Проблемы общей теории права и государства/Под ред. В.С.Нерсесянца. М., 1999.

Общая теория права и государства//Под ред. В.В.Лазарева. М., 1997.

Матузов Н.И. Право в системе социальных норм//Общая теория права (курс лекций). Нижний Новгород, 1993.

1. Понятия и виды социального регулирования

В самом общем плане социальное регулирование понимается как имманентный (внутренне присущий) обществу и определяющий социальный порядок процесс1. Конкретный социальный порядок устанавливается в результате действия множества самых разнообразных факторов. Как справедливо указывает А.Б.Венгеров, диапазон подходов к проблеме социального регулирования весьма широк: от религиозных до классовых, от бихевиористских до кибернетических2. Это понятно – человечество всегда стремилось осмыслить не только свои организационные формы существования, их полезность, перспективы, но и способы, обеспечивающие, определяющие это существования, прежде всего взаимодействие членов общества, их семейных, коллективных образований.

Так, религиозные представления о социальном регулировании варьируются от утверждений, что все в поведении человека предопределено божьей волей (роком, судьбой), познания этой внешней предопределенности, следование ей – и есть цель, смысл человеческого существования, до признания, что человек, хотя и создан божественным началом, наделен свободой воли и сам выбирает свои дороги (действия, поступки), несет за них ответственность.

Но во всех религиозных системах, которые рассматривались как основа социального регулирования, главным всегда признавалось следование нескольким важнейшим религиозным правилам (заповедям, законам, канонам, поучениям). Эти правила действительно составляли ядро всех религиозных систем, были однозначны, представляли своеобразное закрепление полезного социального опыта человечества, процессов социализации. Речь идет о таких мудрых правилах, как «не убий», «не укради», «не прелюбодействуй» и т.д.

В обществах, где наличествуют и полезно функционируют религиозные системы, социальное регулирование может приобретать довольно своеобразную форму. Так, особое место в таких обществах занимают эсхатологические идеи – представления о «конце света» и суде, который будет тогда проведен над каждым
____________________

1 Теория государства и права/Под ред. В.М.Корельского и В.Д.Перевалова. 2-е изд., изм. и доп. М., 2003. С. 249.

2 Венгеров А.Б. Теория государства и права: Часть 2. Теория права. Том 1. М.: Юристъ, 1996. С. 75 – 78.

человеком, оценена степень исполнения им норм нравственности, социально необходимого поведения. «Страшный суд» в христианстве, аналоги в других конфессиях – это мощные регуляторы, призванные, в сущности, обеспечить нравственное поведение каждого христианина, мусульманина в земной жизни.

Классовый подход к социальному регулированию был основным в отечественной теории государства и права на предыдущем этапе.

В основе социального регулирования лежат классовые интересы, главенствующей является воля господствующего, эксплуататорского класса (кроме социалистического общества, где, как объяснялось, эксплуатация отсутствует). И хотя социальное регулирование учитывает в некоторых областях общесоциальные интересы, но все же, по своему основному содержанию, правовые, моральные нормы – это классовые регуляторы. И означает такой подход, что социальное регулирование в целом обеспечивает господство того или иного класса, его возможность присваивать прибавочный продукт, держать в повиновении эксплуатируемые классы, социальные группы, этносы, вносить в общественное сознание, духовную жизнь идеалы и ценности, которые признаются, вырабатываются господствующим классом.

Бихевиористский (поведенческий) подход сводит социальное регулирование к влиянию тех или иных правил, установленных или признанных обществом, государством, коллективными образованиями, на поведение человека, к определению рамок, границ этого поведения, к учету различных факторов, определяющих поведение человека.

Кибернетический подход. В его русле социальное регулирование определяется как воздействие на общественные отношения, социальные процессы, системы, которое придает объект регулирование, обусловленные характеристики, параметры.

Ему придается заранее заданное социально-необходимое, желаемое состояние, определяемое правилом (нормой). Если оказывается, что объект регулирования не получил, не приобрел это состояние, отклонился от него, принимаются дополнительные меры, чтобы удержать этот объект от отклонения,

вернуть в необходимое состояние. Процесс контроля за состоянием общественных отношений, социальных процессов, систем и возврата их в заранее заданное правилом состояние, называется обратной связью. Она предполагает наличие данных о состоянии объекта регулирования, анализ этих данных, своевременное определение необходимых мер (средств) дополнительного воздействия, возврат объекта в заданное состояние.

Эти характеристики регулирования присущи всем системам – биологическим, социальным, техническим, но особенно важны для понимания социального регулирования.

При кибернетическом понимании социального регулирования особо значительной становится роль правила (нормы), которая определяется (создается) в управляющем центре или формируется самопроизвольно в самоорганизующейся системе и задает необходимое или желаемое состояние объекту регулирования. Становится понятно, почему в XIX веке процесс регулирования назывался нормировкой. Нетрудно увидеть, что этот кибернетический подход становится весьма полезным для понимания регулятивной роли права.

Социальное регулирование знает самые различные способы воздействие на участников общественных отношений, поведение людей. Но, как это не покажется парадоксальным, всех их можно по характеру воздействия свести в три основные группы: побуждения, понуждения, принуждения.

Побуждение – такой метод социального регулирования, когда воздействие обращено к общественному или индивидуальному сознанию, к общественной или личной психологии (чувствам, привычкам, эмоциям). Воздействие представляет собой убеждение в полезности, выгодности определенного поведения, организации и характере социальных связей, распределении и осуществлении тех или иных социальных ролей. Насилие, принуждение отсутствуют, действует авторитет (сила авторитета, а не авторитет силы). Такой метод был весьма распространен в регулятивных системах первобытного общества, в тех раннеклассовых и последующих обществах, где не было накала классовой, национальной борьбы, где общество объединяли общенациональные ценности, идеалы.

Понуждение – такой метод регулирования, когда в основе воздействия лежит стимулирование, главным образом, материальное. Установленная материальная или иная выгода определяет социально необходимое, желаемое поведение. Социальное регулирование основывается либо на поощрении в разных формах за соответствующее поведение, либо на лишении соответствующих имущественных благ, привилегий, выгодных условий жизнедеятельности.

Принуждение – это способ воздействия, когда социально необходимое или желаемое поведение достигается, обеспечивается возможность применения насилия, причинение лицам, отклоняющихся от установленных правил поведения физических или психических страданий. То или иное состояние общества при этом методе регулирования достигается возможностью (угрозой) государственного или общественного принуждения, а в необходимых случаях и реализацией этой угрозы.

Разумеется, при социальном регулировании используются либо все методы (происходит их переплетение), либо их различные комбинации, сочетания, либо имеется налицо обособленное использование отдельных методов.

В социальном регулировании важное место занимают контрольные структуры и способы контроля за результатами воздействия на общественные отношения, то, что обозначается как «обратная связь».

Контролером могут выступать высшие государственные органы законодательной или исполнительной власти, общественные организации, специализированные контрольные организации. Это могут быть и средства массовой информации, отслеживающее вообще эффективность социального регулирования в обществе, его последствия, состояние общества. Контролирующие структуры также используют разные способы контроля – от простого, иногда равнодушного наблюдения, до анализа состояния общества и активных социальных действий по сохранению либо, наоборот, решительному изменению этих состояний (от эволюционных до революционных способов).

Наконец, социальное регулирование предстает перед нами и в многообразии форм выражения – от правовых (отдельные законы, кодексы), до моральных (кодексы чести, этика предпринимательства, иные профессиональные этики), от эстетических (мода, стиль), до организационно-технических (правила безопасности, стандарты), от централизованных (директивы, программы), до синергетических (аттракторы, бифуркации).

Так, в синергетике обозначаются факторы, которые притягивают, формируют вокруг себя более или менее однородные состояния групп и явлений, причем, происходит это на самоорганизационной основе, самопроизвольно. Процессы эти возникают во всех средах – социальной, физической, биологической.

Социальное регулирование не замыкается на каком-либо одном регуляторе, методе воздействия. И в этой связи становится логичным более подробно рассмотреть всю систему социальных регуляторов, в том числе и место права в этой системе.

Прежде всего, выделим и рассмотрим те регуляторы, которые можно обозначить как нормативные, и те, которые имеют ненормативный характер, но, тем не менее, также осуществляют социальное регулирование.

К нормативным относятся те регуляторы, которые устанавливают конкретные, четкие рамки для поведения участников общественных отношений, содержат одинаковый масштаб (меру) поведения, то есть, норму. Они характеризуются неперсонифицированностью адресатов («относятся к тем, кого это касается»), обязательностью исполнения и повторяемостью действия, наличием санкций за нарушения, правил поведения. Их регулирующее воздействие направлено на то, чтобы добиться необходимого (установленного) состояния общественных отношений, в том числе, если это надо, с помощью механизма социального принуждения.

«Принуждение, - отмечает выдающийся ученый юрист С.Н.Братусь, - как необходимый компонент социальной нормы может быть различным – государственным (при нарушении юридической нормы), общественно-бытовым (при нарушении норм приличия, правил общежитий и т.д.). Общественные отношения разрушаются, когда обязанности, установленные в правовой, моральной или иной, подпадающей под социальное регулирование сфере, нарушаются и за этим нарушением не следует реагирования в виде юридической, моральной или социальной ответственности»1.

К нормативным регуляторам относятся прежде всего правовой и моральный, а также юридико-технический и нормативно-технический, групповой (корпоративный) регуляторы и регулятор, который определяют как деловой обычай (деловое обыкновение). Разновидностью правового регулятора относится правовой обычай («обычное право»), прецедент, доктрина (в некоторых обществах). К нормативным регуляторам относится и религия в некоторых своих частях – например, каноническое право, которое в известные периоды общественного развития приобретала общерегулятивное, а не только внутрецерковное значение.

В совокупности нормативные регуляторы и образуют социальную нормативно-регулятивную систему, которая и в целом, и в обособленности тех или иных регуляторов, их взаимодействии друг с другом, оказывает воздействие на участников общественных отношений.

Нормативная система хотя и важнейшая, однако, не единственная регулятивная система, действующая в обществе. Ее содержание, способы функционирования и другие характеристики, можно видеть как при обособленном анализе, так. Главным образом, и при сопоставлении с другой регулятивной системой, которую можно обозначить как ненормативную. К этой ненормативной регулятивной системе следует относить ценностной, директивный и информационный регуляторы, а также такой своеобразный регулятор, как социальный институт предсказаний.

Ценностный регулятор определяет поведение членов общества, участников общественных отношений с помощью исторически сложившейся системы социальных ценностей, социально-психологических установок, стереотипов, (национальных) общностей, придавая ей регулятивное содержание. Кроме
____________________

1 Венгеров А.Б. Теория государства и права: Часть 2. Теория права. Том 1. М.: Юристъ, 1996. С. 82.

этнокультурных общностей, ценностный регулятор формируется и проявляет свое воздействие и среди отдельных социальных, профессиональных, половозрастных и иных групп. Выделяя ценностный регулятор в качестве самостоятельного, отдельно действующего регулятора, нельзя отрицать или умалять социальную ценность иных регуляторов, в том числе правового регулятора. Речь идет о другом – о наличии мощного регулятора, оказывающего глубокое воздействие на участников общественных отношений определенной системой ценностей, сложившихся исторически на синергетической основе. Принцип талиона, «кровная месть», принципы взаимопомощи, уважения к человеческой личности, достоинство человека, индивидуализм в либеральных обществах, коллективизм в обществах распределительных, социалистических, частная собственность, национальная гордость, много другое – все это ценности, образующие самый глубокий, наиболее устойчиво равновесный, стабильный регулятивный пласт.

Для директивного регулятора характерным является способ воздействия на социальные процессы, при котором от органа власти или общественной организации исходит общая директива, направленная на решение важной социально-экономической задачи, достижение крупной цели, но средства решения задачи или достижения цели, указанной в директиве, не имеют непосредственного нормативного значения, или не содержат указания на конкретное поведения адресатов директивы.

Сюда же можно отнести и политические программы, платформы, обращения, заявления, приобретающие социально-регулятивное значение, создающие для участников общественных отношений основания и обоснования своего поведения.

Информационным регулятором оказывается такой способ воздействия на социальные процессы, при котором публично распространяющиеся сведения о конкретных случаях социального поведения, выступают либо образцами для подражания, либо для осуждения, то есть, с помощью средств массовой информации тем или иным поступкам придается либо положительное, либо отрицательное значение.

Развитие информационной инфраструктуры, прежде всего, телевидения, придает в некоторых ситуациях информационному регулятору качество своеобразной информационной санкции. Сам факт оглашения (публичное осуждение, неодобрение) приобретает действенное регулятивное качество. Характерно, что «информационной санкцией» наделяются решения всех организаций, рассматривающих споры, связанные со свободой массовой информации или злоупотреблениями этой свободой – в Финляндии, Дании, России и других странах (например, в России – деятельность Судебной палаты по информационным спорам при Президенте РФ).

Социальный институт предсказаний был и остается довольно своеобразным регулятором.

К сожалению, в сложившейся в обществе системе, регуляторы не всегда действуют слаженно, во взаимодействии друг с другом. Напротив, весьма часто, складываются ситуации, когда возникают противоречия между регуляторами, состояние общества становится неравновесным, и еще неизвестно, какой из регуляторов окажется наиболее мощным, действенным.

Так, необязательно, что при противоречивом действии социальных регуляторов будет действовать нормативный регулятор, например, правовой, обеспеченный государственным принуждением. Иные регуляторы также имеют механизмы обеспечения, которые могут находиться в коллизии с механизмом правового принуждения и быть действеннее его. Например, у ценностного регулятора. Это, главным образом, важная сила имитации, подражания массовому поведению («поступай, как поступают все свои»). А имитационный механизм – «социальное заражение» - один из древнейших биосоциальных механизмов, действующих в человеческом обществе.

Кроме того, норма права зачастую является всего лишь идеалом, который еще нужно претворить в жизнь, в то время как, например, ценностный регулятор, благодаря большой устойчивости, уже действует на протяжении длительного времени.

У директивного и информационного регуляторов также имеются сильные обеспечивающие механизмы. Это в одних ситуациях различные материальные и моральные («престижные») блага, в других – соответствующие неблагоприятные социальные последствия.

Соотношение правового регулирования и реальных стереотипов поведения – это одна из основных проблем действенности права.

2. Понятия, функции и виды социальных норм

В повседневной жизни каждого человека нередко возникает вопрос, как правильно поступить в той или иной ситуации на работе, в общественных местах, дома, в семье или, иначе говоря, как согласовать свои поступки с интересами государства, других людей. Ответ на вопрос о допустимом, желаемом и должном поведении в подавляющем большинстве случаев мы поучаем из сложившихся в обществе социальных норм, в которых в общей форме аккумулируется опыт многих поколений людей.

Для понимания природы действующих в обществе норм, оснований и правил социального нормирования необходимо различать два смысла термина «норма». Во-первых, норма есть естественное состояние некоторого объекта (процесса, отношения, системы и т.д.), конституируемое его природой, - естественная норма. Во-вторых, норма – это руководящее начало, правило поведения, связанное с сознанием и волей людей, возникающее в процессе культурного развития и социальной организации общества, - социальная норма.

Таким образом, в зависимости от соотношения естественной нормативности и социального нормирования можно выделить как минимум четыре группы действующих в обществе нормативных регуляторов.

1. Естественные нормы, существующие в виде сформулированного знания о нормальном, естественном состоянии объекта, определяемом его природой. Такие нормы формирует, например, наука.

2. Разработанные на основе знаний естественных норм правила работы с техническими и природными объектами. Подобные правила принято называть техническими нормами.

3. Правила поведения, базирующиеся на естественных нормах, или складывающиеся в связи с их действием. Сюда относится большинство социальных норм.

4. Правила поведения, содержание которых определяется не столько естественной нормативностью, сколько целями и задачами, стоящими перед обществом, или потребностями конкретное его сферы. Это некоторые юридические процессуальные нормы, ритуалы и т.п.

При обсуждении роли права в системе социального нормативного регулирования значение имеют нормы третьей и четвертой группы, в литературе именно их принято квалифицировать как социальные нормы. Они не просто существуют и действуют в обществе, а регулируют общественные отношения, поведение людей, нормируют жизнь общества.

Социальным нормам присущи следующие признаки.

1. Они являются общими правилами. Это означает, что социальные нормы устанавливают правила поведения в обществе, то есть определяют, каким может или должно быть поведение субъектов с точки зрения интересов общества. При этом социальные нормы действуют непрерывно во времени, обладают много кратностью действия и обращены к неопределенному кругу лиц (не имеют конкретного адресата).

2. Данные нормы возникают в связи с волевой, сознательной деятельностью людей. Одни социальные нормы создаются в процессе целевой деятельности, другие возникают в многократно повторяющихся актах поведения, не отделяются от самого поведения и выступают как его образцы и стереотипы, третьи формируются в виде принципов, закрепляющихся в общественном сознании и т.д. Иначе говоря, анализируемые нормы по-разному соотносятся с волей и сознанием людей, однако, всегда возникают в связи с ними.

3. Названные нормы регламентируют формы социального взаимодействия людей, то есть, направлены на регулирование общественных отношений, поведения в обществе.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Ивэсэп филиал ноу впо “санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права” в г. Кирове

    Пояснительная записка
    Учебно-методические материалы кафедры гражданско-правовых дисциплин для студентов юридического факультета / сост. С.В. Фадеева. – Киров: филиал НОУ ВПО «СПбИВЭСЭП» в г.
  2. Учебно-методический комплекс по опд. Ф. 18 «Международное частное право» Направление подготовки

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Международное частное право» составлен на основании «Положения об учебно-методическом комплексе», утвержденного приказом ректора ГОУ ВПО ВолГУ от 7 апреля 2009г.
  3. Комплекс для студентов заочной формы обучения направление 030500 юриспруденция

    Учебно-методический комплекс
    Отечественная история: Учебно-методический комплекс (направление 030500 юриспруденция). – Псков: Псковский государственный педагогический университет им.
  4. Преподаватель: Сидоров Василий Петрович

    Документ
    Курсовая работа по теории государства и права выполняется на первом курсе обучения. Тематика и методические рекомендации по выполнению курсовых работ разрабатываются кафедрой в соответствие с требованиями государственными стандартов
  5. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки (116)

    Основная образовательная программа
    1.1. Примерная основная образовательная программа высшего профессионального образования (ПООП ВПО) по направлению подготовки 080200.62 «Менеджмент» (профиль «Управление малым бизнесом») является системой учебно-методических документов,

Другие похожие документы..