Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Реферат'
Основным положением кейнсианской экономической теории, которая произвела переворот в экономической науке в середине 1930-х гг. и дала толчок развитию...полностью>>
'Документ'
Матеріали науково-практичної інтернет–конференції магістрів економічного факультету спеціальності 8.03050901 «Облік і аудит». ДВНЗ «Херсонський держа...полностью>>
'Документ'
Совет Ассоциации судоходных компаний (АСК), объединяющей ведущие судоходные компании России, которые осуществляют деятельность по перевозке грузов и ...полностью>>
'Документ'
В последние годы пристальное внимание ученых-медиков привлекает метаболический синдром (МС), включающий целый ряд клинических и метаболических проявл...полностью>>

Особенности социальной солидарности в современном российском обществе

Главная > Автореферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

На правах рукописи

ЗВЕРЕВ Михаил Константинович

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ СОЛИДАРНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

Специальность 09.00.11 – Социальная философия

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата философских наук

Научный руководитель:

д.ф.н., профессор Кармадонов О.А.

Иркутск 2009

Работа выполнена на кафедре регионоведения и социальной экономики Иркутского государственного университета

Научный руководитель: доктор философских наук, профессор

Кармадонов Олег Анатольевич

Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор

кандидат философских наук, доцент

Ведущая организация:

Защита состоится «___» _______ 2009 г. в ___ часов на заседании диссертационного совета Д 212.074.02 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук в Иркутском государственном университете по адресу: 664003, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, д. 1, ауд. 410.

С диссертацией можно ознакомиться в Региональной научной библиотеке Иркутского государственного университета по адресу: 664003, г. Иркутск, бульвар Гагарина, 24.

Автореферат разослан «___» ____________ 2009 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат философских наук, доцент И.А. Журавлева

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Глубокая трансформация всех сторон бытия российского общества, начавшаяся в последней четверти прошлого века и продолжающаяся по сей день, изменила практически всю структуру общественных отношений, как в её морфологическом, так и содержательном планах. Реформированию подверглись все ключевые институты российского социума, начиная от семьи и заканчивая государственной системой. Самое же главное, что структурные и институциональные изменения не проходят бесследно и для того, что делает возможным собственно общество – для процессов общественного воспроизводства, включающих системы консолидационных принципов и механизмов.

Социальная солидарность выполняет жизненно важную функцию – воспроизводство социальной системы на любом её иерархическом уровне – от групп первичных социальных практик до социума в целом. Состояние или уровень социальной солидарности в обществе определяет степень гармоничности его функционирования, и в целом – жизненные шансы и перспективы. Серьезная редукция солидарности несет в себе угрозу социальной дезинтеграции. В силу этого, при нормальном функционировании социума солидарность, как правило, является объектом неослабевающего внимания как со стороны правящей в обществе группы, - в чьих действиях почти неразделимо присутствуют цели воспроизводства общества и сохранения своей власти, - так и со стороны других социальных институтов, чья деятельность впрямую обусловлена уровнем консолидации и кооперации их членов. В силу этого, нельзя считать нормальным то состояние общественных отношений, при котором ни власть, ни другие институты не проявляют достаточной озабоченности степенью консолидации социального целого, а значит – и процессом общественного воспроизводства.

Рефлексия по поводу уровня социальной солидарности, основных её характеристик, сфер реализации и перспектив является сегодня крайне необходимой для российского общества. Учитывая проблематичное состояние с формированием общего социокультурного поля, общей нормативно-символической системы, непротиворечивых правил социального общежития, которые были бы приняты, по крайней мере, релевантным большинством членов отечественного социума, процессов микросоциальной и макросоциальной интеграции, формирования относительно гармоничных взаимоотношений власти и общества, и различных групп и сегментов последнего, и академическая сфера, и сферы публичной политики и общественной жизни должны, по нашему убеждению, стать ареной критического и творческого дискурса по поводу этой важнейшей составляющей социальных отношений. В этой связи роль научной экспертизы для информирования и обоснования такого дискурса трудно переоценить, в силу чего исследование процессов социальной солидарности как фактора общественного воспроизводства в современном российском социуме представляется весьма актуальным.

Степень научной разработанности проблемы. Проблематика собственно солидарности является достаточно традиционным объектом внимания в социальной теории. Фундаментальный социально-философский вопрос о том, - что делает общество возможным, по необходимости поднимает тему солидарности. Возникновение самого понятия социальной солидарности в социальной философии обычно связывают с трудами О. Конта, согласно представлениям которого, социальная солидарность создается постоянным распределением труда, возникает и реализуется в семье, а поддерживается в обществе с помощью силы. В концепции Э. Дюркгейма солидарность также обусловлена возрастающей функциональной специализацией, что означает не только рост производительности, но и изменение социальных отношений в обществе, трансформацию самой природы социальной солидарности, описываемую как переход от механической к органической солидарности.

К. Маркс и Ф. Энгельс доказывали, что солидарность при капиталистическом укладе есть не что иное, как выражение имманентного стремления господствующего класса представить свой интерес как общий для всех членов социума. В работах М. Вебера проблематика солидарности рассматривается через призму социального действия. Процесс интеграции действующих индивидов может привести к созданию общества, основанного на чувстве принадлежности участников, или к объединению их в некую общность, являющуюся результатом солидарности целе-рационального характера. Согласно концепции солидарности А. Бергсона, социальная сущность человека изначально заложена, «запрограммирована» в его биологической природе, и сами наши социальные обязанности направлены на укрепление социальной сплоченности.

В современной социальной философии сложилось несколько основных направлений категоризации проблематики социальной солидарности.

В структурном функционализме Т. Парсонса солидарность является феноменом, с одной стороны, объективированного характера, как и социальная система вообще, и с другой стороны – максимально динамичным явлением, обусловленным комплексом повседневных взаимодействий акторов, выступающим главным условием стабильности и воспроизводства социальной системы. В феноменологической социологии А. Шютца солидарность выступает априорным, социально предопределенным феноменом, а индивид выглядит не столько актором и субъектом социального творчества, сколько реципиентом готовых символических форм, воспринимаемых им без всякого критического дискурса. В символическом интеракционизме Г. Блумера социальная солидарность есть динамическое и не гарантированное состояние, возникающее в ходе человеческого взаимодействия.

В критической социальной теории для Ю. Хабермаса солидарность является основой ориентированного на взаимопонимание действия. Она символически структурирует жизненный мир, в основе которого интерсубъективные отношения и социальные действия, которые стимулируют согласие и диалог. По Дж. Александеру основаниями солидарности в современном обществе могут являться только осознанные рефлексивные стремления людей к возможно более справедливому обществу. П. Бурдье, в свою очередь, видит основы социальной солидарности в создаваемых доминирующей группой и индуцируемых на остальное общество сложно структурированных символических комплексах. Дуальность насилия и символической составляющей, находящихся в основе солидарности, переосмысляется Бурдье на путях их слияния.

В русском философском наследии выделяются два основных направления в рассмотрении проблематики социальной солидарности или соборности. Это «иерархический» или «органический персонализм», представленный, прежде всего, работами таких авторов, как Н.О. Лосский, С.Н. Булгаков, Е.Н. Трубецкой и С.А. Левицкий, и «антииерархический персонализм» Н.А. Бердяева, С.Л. Франка, и Вяч. Иванова. Базовая посылка первого подхода заключается в том, что народ, нация, государство рассматриваются в качестве личностей, стоящих на последовательных ступенях развития. Согласно второму видению, личность не есть часть и не может быть частью в отношении к какому-либо целому, хотя бы к огромному целому, всему миру. Общая для обоих подходов трактовка соборности, как условного коррелята солидарности в русской философии, заключается в утверждении единственно возможного варианта единения людей – в рамках христианской экзегезы.

Среди современных отечественных философов, исследующих теоретические основания солидарности, необходимо назвать, прежде всего, таких авторов, как В.О. Рукавишников, рассматривающий социальную солидарность в качестве исключительной моральной ценности; А.Я. Флиер, анализирующий солидарность как устойчиво воспроизводимую систему общественного порядка, являющуюся ключом ко всей культуре и формам социального бытия; Ю.Г. Волков, исследующий социальную солидарность в контексте проблематики общественных отношений вообще, как взаимодействие индивидов на основе наличия или отсутствия общности интересов и взаимной поддержки.

Проблематика солидарности в сегодняшнем российском обществе исследуется в работах таких отечественных авторов, как А.С. Ахиезер, рассматривающий проблему исторических оснований солидарности в российском обществе сквозь призму своей концепции монологизации российской культуры; Л.Д. Гудков, также отказывающий российскому обществу в исторических традициях солидарности; А.П. Заостровцев, анализирующий историческое состояние солидарности в российском обществе в контексте проблематики общественного договора; В.И. Пантин и В.В. Лапкин, усматривающие в российской традиции присутствие солидарности, но трактующие её в качестве результата инициативы власти, всегда стремившейся достичь согласия с обществом принудительными методами; В.Г. Федотова, полагающая, что аномия в нашем обществе возникла по причине радикального отказа от прежде коллективно санкционированных ценностей и норм и полного разрушения механизма социального конструирования реальности; С.А. Кравченко, осуществляющий попытку анализа особенностей солидарности в российском обществе с позиций нелинейной динамики; Н.Е. Тихонова, усматривающая «общественный договор» между властью и народом в сегодняшней России, и рассматривающая его как основанный на «взаимном ненасилии».

Наряду с приведенными выше работами, характеризующимися очевидной значительностью и научной ценностью, необходимо отметить недостаточное число социально-философских трудов, в которых тема социальной солидарности сегодняшнего российского общества анализировалась бы с референциями к классической и современной социально-научной мысли, с учетом концептуализаций феномена в российской философской традиции, и с должным вниманием к контексту социальных реалий сегодняшнего отечественного социума.

Объектом исследования является социальная солидарность как фактор общественного воспроизводства.

Предметом исследования выступают специфика и перспективы процессов солидаризации в современном российском обществе.

Цель и задачи исследования. Целью исследования является анализ процессной реализации социальной солидарности в современном российском обществе в контексте проблем его воспроизводства.

Данная цель определила постановку и решение следующих задач:

  • анализ основных концептуализаций солидарности в классический период становления социальной науки;

  • критический анализ основных подходов к солидарности в современной социальной философии;

  • изучение феномена солидарности в контексте основных вызовов современности;

  • анализ особенностей восприятия проблематики солидарности в отечественном социально-философском дискурсе;

  • исследование проблем солидарности на макро-, и микросоциальном уровнях современного российского общества;

  • анализ возможностей и перспектив социальной солидарности в российском обществе.

Гипотеза исследования. Социальная солидарность значительно редуцирована в современном российском обществе, прежде всего - в его макросоциальных структурных сегментах, включая социокультурную и социоэкономическую сферы. Данное обстоятельство обусловлено крайней индивидуализацией общества, не проявленной политической волей к консолидации, как со стороны основных социальных групп, так и со стороны верховной власти, и, соответственно, усугубляет проблему социальной интеграции и собственно общественного воспроизводства в отечественном социуме, в котором социальная солидарность реализуется, преимущественно, на уровне микросоциальных связей.

Теоретико-методологической основой исследования послужили работы как зарубежных, так и отечественных ученых, в которых раскрываются основные категориальные принципы исследования феномена социальной солидарности, и труды, посвященные реалиям сегодняшнего российского общества, в особенности.

При формулировании двойственной сущности социальной солидарности, включающей как насилие, так и нормативно-ценностные основания, мы использовали некоторые подходы О. Конта, полагавшего, что поддержание солидарности невозможно без применения силы, но требует и «духовного начала», идею «статуса всеобщности культуры» К. Маркса и Ф. Энгельса, представления о конструировании солидарности в ходе совместного действия, присущие М. Веберу, Ю. Хабермасу, и Г. Блумеру.

Развитие этих же оснований с учетом положений А. Бергсона о «естественном» стремлении индивида к консолидации, позволило нам сформулировать модель консистентной социальной солидарности.

Идея о рефлексивности солидарности, как одном из условий её состоятельности в современном мире, была сформулирована нами на основании подходов А. Бергсона, Ю. Хабермаса, Дж. Александера, и П. Бурдье, утверждавших необходимость сознательного отношения всех участников повседневного взаимодействия к процессам социальной интеграции, их целям и ценностям.

В целом, автор опирался на общенаучную методологию познания, с применением аналитических и междисциплинарных методов.

Научная новизна диссертационного исследования определяется тем, что осуществлен комплексный социально-философский анализ феномена социальной солидарности, с учетом его концептуализации в социальной теории и процессов реализации в сегодняшнем российском обществе.

К положениям новизны в работе относится следующее:

  • выявлены особенности концептуализации солидарности в классической и современной социальной теории, и в связи с вызовами современного мира, что дает возможность анализа солидарности в контексте широкой социальной причинности и заключений относительно адекватности её отражения в социальной теории;

  • раскрыта бинарная основа солидарности, включающей макросоциальное и микросоциальное измерения, что, в свою очередь, позволило сформулировать модель консистентной социальной солидарности, и дало возможность исследования феномена в его основных структурных компонентах;

  • продемонстрирована специфика трактовки социальной солидарности в отечественной социально-философской традиции и современной мысли, на основании чего можно делать выводы относительно культурно-исторических детерминант данного феномена в российских реалиях;

  • исследована специфика консолидационных процессов в сегодняшнем российском обществе, что позволяет делать заключения относительно состояния дел в сфере социальной интеграции и целостности отечественного социума;

  • осуществлен анализ форм солидарности микросоциального уровня в современном российском обществе, что позволяет дать оценку их интегрирующих возможностей, и, соответственно, сделать выводы относительно перспектив процесса общественного воспроизводства в современной России.

Положения, выносимые на защиту:

1. Социальная солидарность имеет двойственную природу в своих основаниях. С одной стороны, она имеет в качестве своего источника макросоциальные инициативы власти, направленные на формирование и поддержание социетальной целостности. С другой стороны, солидарность основывается на микросоциальных интеракционных практиках повседневности, являющихся первичной основой существования всякого социального образования.

2. Макросоциальная солидарность – есть преимущественно искусственный, конструируемый феномен, в то время как солидарность микроуровня – преимущественно естественна. Степень консистентности солидарности в данном социуме определяется наличием обоих её уровней, предполагающим поддержку символического комплекса релевантным большинством членов данного общества, и присутствие устойчивых связей на уровне повседневного взаимодействия.

3. Своеобразие восприятия солидарности в отечественной философской традиции заключается, во-первых, в атрибуции данному понятию свойств и характеристик, выводимых из прямого противопоставления соответствующим общефилософским категориям, в частности, когда солидарность противопоставляется соборности. Во-вторых, отечественные «аналоги» априорно признаются имманентными российскому народу и обществу, что, по нашему убеждению, слабо коррелирует с отечественными реалиями.

4. Сегодняшнее положение дел в социокультурной и социоэкономической сферах российского общества позволяет сделать вывод о значительной редукции солидарности в данных измерениях общественного бытия. В первой это выражается, прежде всего, в отсутствии единой идеологической системы и разрыве социокультурной преемственности, в то время как во второй основным фактором является резкая материально-статусная поляризация российского социума.

5. В современном российском обществе солидарность принимает, преимущественно, формы «низовой организации», в которых непосредственно общающиеся друг с другом люди являются носителями определенной системы взглядов, служащей им опорой как в повседневности, так и в ситуации угрозы их интересам. Тем самым, среди оснований солидарности доминирует микросоциальный источник, следовательно, можно констатировать рассогласованность, или неконсистентность социальной солидарности в сегодняшнем российском обществе.

6. Солидарность, как механизм общественного воспроизводства, требует собственного поддержания. Кристаллизация солидарности в российском обществе будет иметь место тогда, когда будут сведены в качестве её оснований – микросоциальные практики повседневного взаимодействия и макросоциальные инициативы по формированию и поддержанию солидарности социетального уровня.

Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что полученные данные позволяют судить о степени интеграции российского общества и специфике социальной солидарности как состояния и процесса общественного воспроизводства. Результаты диссертационного исследования дают возможность установить причинно-следственную связь в основных характеристиках солидарности отечественного социума, прогностически оценить перспективы и варианты реализации основных тенденций социальной консолидации. Сформированные теоретические положения и выводы развивают и дополняют ряд разделов социальной философии в части проблематики процесса общественного воспроизводства, его типов и механизмов, а также солидарности и конфликта как проблемы социальной философии. Вносится определенный вклад и в разделы таких дисциплин, как социология политических процессов, конфликтология. Результаты исследования могут быть использованы при дальнейшем анализе интеграционных и социально-стратификационных процессов в современном российском обществе, применены в учебном процессе в вузах, послужить основой экспертных заключений при формировании государственной политики, направленной на укрепление и интеграцию российского общества в условиях современного мира.

Апробация работы. Основные результаты и выводы диссертационного исследования были опубликованы на ряде региональных и всероссийских конференций: Региональной научно-практической конференции «Социокультурные процессы Сибири» (Иркутск, 2008 г.), Межрегиональной научно-практической конференции «Российский социум в перспективах и противоречиях развития» (Иркутск, 2008 г.), Научно-практической конференции аспирантов и соискателей «Studium - 9» (Иркутск, 2008 г.) и «Studium - 10» (Иркутск, 2009 г.), Конференции «Философия, социология, право в системе обеспечения социальной безопасности региона: классические, неклассические подходы» (Красноярск, 2008 г.), Всероссийской научно-практической конференции «Традиция. Духовность. Правопорядок» (Тюмень, 2009 г.). По теме диссертационного исследования опубликовано 7 печатных работ общим объемом 2,7 п.л., включая 1 публикацию в издании, рекомендованном ВАК РФ.

Структура и объём работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, библиографического списка, содержащего 147 названий. Объём основной части работы составляет 149 страниц.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Новые классы и социальные слои в современном российском обществе содержание

    Реферат
    Ещё на заре истории люди обнаружили, что разделение функций и труда увеличивает эффективность общества, поэтому во всех обществах существует разделение статусов и ролей.
  2. Особенности воспроизводства образовательного потенциала рабочих в современном российском обществе: социологический анализ 22. 00. 04 Социальная структура, социальные институты и процессы

    Автореферат диссертации
    Защита состоится «26» июня 2007 года в 13.00 часов на заседании диссертационного совета Д.212.286.05 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора социологических наук при ГОУВПО «Уральский государственный университет им.
  3. Субкультура ролевиков в современном российском обществе

    Автореферат диссертации
    Защита состоится « » 2009 г. в часов на заседании диссертационного совета Д 212.242.03 при ГОУ ВПО «Саратовский государственный технический университет» по адресу: 410054, Саратов, ул.
  4. Концептуальные основания и условия мультикультурализма в современном российском обществе

    Диссертация
    Защита диссертации состоится « » 2008 г. в часов на заседании диссертационного совета Д 212.242.03 при ГОУ ВПО «Саратовский государственный технический университет» по адресу: 410054, Саратов, ул.
  5. Избирательная кампания в системе политической культуры современного российского общества: состояние и перспективы развития

    Автореферат
    Защита состоится «16» января 2009 г. в 10.00 на заседании диссертационного совета Д 502.008.02 по политическим наукам при Северо-Кавказской академии государственной службы по адресу: 344002, г.

Другие похожие документы..