Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
3. МУ «Управление культуры и искусства, физической культуры, спорта и туризма Орловского района» (Мартовицкая Н.А.), МУ здравоохранения «Центральная ...полностью>>
'Реферат'
Даний курсовий проект виконано на 43 сторінках друкованого тексту та включає в себе такі основні розділи: завдання на курсовий проект; вступ; маркети...полностью>>
'Документ'
Підтверджую ідентичність електронної та паперової форм інформації, що подається до Комісії, та достовірність інформації, наданої для розкриття в зага...полностью>>
'Методические указания'
Целью выполнения настоящего проекта является изучение методов практического конструирования функциональных узлов (ФУ) микроэлектронной аппаратуры на ...полностью>>

Книга 4: Философия XX в уч для вузов

Главная > Книга
Сохрани ссылку в одной из сетей:

История философии: Запад - Россия - Восток.

Книга 4: Философия XX В.

уч. для ВУЗов.

под ред. Н.В. Мотрошиловой.

М., 1999.

448 с.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ГЛАВА 1

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ (Н.В.Мотрошилова) 3

Основные темы и проблемы экзистенциалистской философии 3

Человек в эпоху социального кризиса 4

Существование человека и его сущность 6

Бытие человека и бытие мира 9

Человек как уникальное существо и власть усредняющего начала 11

Бытие между жизнью и смертью 13

Немецкий экзистенциализм 15

Философия Карла Ясперса 15

Жизнь и сочинения 15

Основные понятия философии К. Ясперса:

экзистенция, всеобъемлющее, философская вера 16

Философская вера. Понимание философствования

у Ясперса 20

Ясперс об истории и "осевом времени" 22

Философия Мартина Хайдеггера 28

Жизнь и сочинения 28

Основные идеи философии М. Хайдеггера 30

Начала и истоки 30

Время, история, жизнь, бытие (становление

концепции Хайдеггера) (И.А.Михайлов) 32

Феноменология и онтология 34

Проблематика бытия в философии Хайдеггера 37

Аналитика Dasein 37

Проблема времени 41

Проблема метафизики (после "Бытия и времени") 44

Бытие и ничто. Бытие и ужас 46

Проблемы бытия, техники, языка у позднего

Хайдеггера 47

"Поворот" (Kehre) 47

Проблема вещи. Проблема языка 49

Хайдеггер о проблеме гуманизма 51

Французский экзистенциализм 55

Параллели и истоки 55

Французское неогегельянство 55

Феноменологический экзистенциализм во Франции 57

М. Мерло-Понти 58

Жан-Поль Сартр 61

Жизнь и сочинения 61

Специфические особенности философии Сартра 63

Феноменологические и экзистенциалистские истоки 64

Образы и идеи литературных произведений Сартра 66

Философская онтология Сартра 70

"Критика диалектического разума" 73

Альбер Камю 76

Основные проблемы и идеи философии Камю 77

Абсурдный человек 77

Философия Камю в контексте экзистенциалистской

мысли 80

Философская анатомия бунта 84

Эмманюэль Левинас (И. С. Вдовина) 88

ГЛАВА 2

ПЕРСОНАЛИЗМ (И.С.Вдовина). 94

ГЛАВА 3

ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ (А. М. Руткевич) 104

М. Шелер 104

Биологическая антропология 114

Культурная антропология 125

Философская антропология и персонализм 134

ГЛAВA4

РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ В XX ВЕКЕ 144

Введение (Н.В. Мотрошилова) 144

Ориентации и переориентации религиозной философии 146

"Поворот к человеку": классическое и

неклассическое в религиозной философии 149

Католические философы (Н.В. Мотрошилова) 151

Этьен Жильсон 151

Жак Маритен 156

Жизнь и сочинения. Антиномии бытия и свободы

человеческой личности 156

"Интегральный гуманизм" Ж. Маритена 158

Габриэль Марсель 162

"Экзистенциальный поворот" и критика

научно-технической цивилизации 162

Проблема добра и зла, общечеловеческих ценностей

в католической мысли и философия Г. Марселя 165

Споры вокруг сущности и судеб науки и техники

(Тейяр де Шарден, Габриель Марсель) 167

Пуллахская школа 172

Католическая мысль Латинской Америки

о путях "освобождения" 175

Протестантские мыслители: жизнь, сочинения и идеи 177

Карл Барт (В. Дитрих) 177

Философские аспекты диалектической теологии

К. Барта (Н.В. Мотрошилова) 178

Рудольф Бультман (В. Дитрих) 181

Дитрих Бонхоффер (В. Дитрих) 184

Пауль Тиллих 186

Жизнь и сочинения Тиллиха (В. Дитрих) 186

Пауль Тиллих: онтологические и экзистенциальные

мотивы философии протестантизма (Н.В. Мотрошилова) 187

Рейнгольд Нибур (В. Дитрих) 190

Альберт Швейцер (А.К. Гусейнов). 192

Этика - основа культуры 196

Этика и мистика 199

" Чистая совесть" - изобретение дьявола 201

Мартин Бубер (Н.В. Мотрошилова) 204

ГЛАВА 5

ФИЛОСОФСКАЯ ГЕРМЕНЕВТИКА (н.В. Мотрошилова) 208

Предыстория 208

Г. Г. Гадамер 209

Исследования античности и поиски новых

герменевтических парадигм 210

Основные идеи и понятия герменевтики Гадамера 212

Поль Рикёр (И.С. Вдовина) 217

ГЛАВА 6

ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ XX В. (Г.М. Тавризян) 225

ГЛАВА 7

НЕОМАРКСИЗМ 238

Дьердь (Георг) Лукач (М.А. Хевеши). 238

Взгляды раннего Лукача (10-20-е годы) 238

Воззрения Лукача 30-60-х годов 241

Франкфуртская школа (Н.В. Мотрошилова) 247

Основные идеи и этапы развития критической теории

общества Хоркхаймера, Адорно, Маркузе 250

ГЛАВА 8

КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО

ДЕЙСТВИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ 61

Ю. Хабермас (Н.В. Мотрошилова) 261

Жизненный путь и сочинения. "Феномен" Хабермаса 261

Отношение Хабермаса к критической теории

общества и марксизму 264

"Структурные изменения общественности" и

исследования Хабермасом гражданского общества 267

"Познание и интерес" (1968). "Пересечение" идей

Хабермаса и Апеля (А.М. Руткевич) 268

Основные понятия и идеи теории коммуникативного

действия Хабермаса 273

"Жизненный мир" в концепции Хабермаса 278

Разработки и уточнения последних лет: Хабермас

о возможности синтеза герменевтической и

аналитической философии 279

Никлас Луман (О.В. Посконина) 287

Жизненный путь, сочинения и основные идеи 287

"Аутопойесис" - важнейшая категория системной

парадигмы 291

Общество как коммуникативная система 293

ГЛАВА 9

ФРАНЦУЗСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 50-90-Х ГОДОВ 298

Структурализм 298

Клод Леви-Стросс (Н.В. Мотрошилова) 298

Структурный психоанализ Жака Лакана (Н.Б. Маньковская) 302

Мишель Фуко 310

Отношение Фуко к структурализму (С.Н. Табачникова) 310

От "археологии" медицины и гуманитарных

наук к археологии знания (Н.В. Мотрошилова) 313

Работы и идеи Фуко второй половины

70-80-х годов (С.Н. Табачникова) 319

Жак Деррида (Н.В. Мотрошилова) 327

La differance. Грамматология 327

"Деконструкция" метафизики 329

Деррида о Хайдеггере. Философия и искусство 333

Французский постмодернизм (Н.В. Мотрошилова) 339

ГЛАВА 10

ФИЛОСОФИЯ НАУКИ XX В. (А.Л. Никифоров) 350

Предмет философии науки 350

Логический позитивизм ( "Третий позитивизм" ) 352

Фальсификационизм К. Поппера 359

Концепция научных революций Т. Куна 364

Эпистемологический анархизм П. Фейерабенда 369

ГЛАВА 11

АНГЛО-АМЕРИКАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ПОСЛЕДНИХ ДЕСЯТИЛЕТИЙ 374

Философия анализа (А.Ф. Грязнов). 374

Проблема сознания в новом контексте 378

Новые аргументы элиминативизма 378

"Интенциональная позиция" Д. Деннета 380

"Переоткрытие сознания" Д.Сёрла 382

Концептуальный анализ сознания Э. Кенни 385

Философский анализ и метафизика 387

Философский анализ: классика и современность 390

Хилари Патнэм (Л.Б. Макеева) 392

Прагматизм Ричарда Рорти (И.Д. Джохадзе) 397

ГЛАВА 12

ТЕНДЕНЦИИ И ДИСКУССИИ ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ ПОСЛЕДНИХ ДЕСЯТИЛЕТИЙ XX ВЕКА 402

Введение (Н.В. Мотрошилова) 402

Критика "модерна" и "постмодернизм" (Н.В. Мотрошилова) 407

Современные философы о "проекте модерна" 407

Этапы дискуссий о модерне в философии (Ю. Хабермас) 409

Главные установки и идеи постмодернизма

("проект постмодерна") 412

Дискуссии в социальной философии и этике 421

Этика покаяния, ответственности, единства

человечества (Н.В. Мотрошилова). 423

Дискуссия между "либералами" и "коммунитаристами" в социальной философии

и этике (Л.Б. Макеева) 425

"Теория справедливости" (Джон Роулс) (Л.Б. Макеева) 427

Этическое обоснование права (Рональд Дворкин)

(Н.В. Мотрошилова) 429

Философия и этика коммунитаризма (Л.Б. Макеева,

Н.В. Мотрошилова) 432

Коммуникативная теория общества и

рациональности. Этика дискурса (Н.В. Мотрошилова) 435

Глава I

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ

ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ И ПРОБЛЕМЫ

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИСТСКОЙ ФИЛОСОФИИ

Европейская философия обратилась к проблеме человека в эпоху

Возрождения и на заре нового времени. Но мыслители XX в. сочли

необходимым осуществить новый поворот к проблематике человека,

причем именно к теме его существования. В результате родилась экзи-

стенциально-персоналистская философия XX в.

Необходимо учитывать особую трудность изложения экзистенци-

альной философии, которая проистекает из ее аморфности и плю-

ральности. К экзистенциальной философии в широком смысле

атого слова целесообразно относить философские учения и направ-

ления, в которых акцент сделан на проблеме человека, его существо-

вания, развития его личности, отношения человека к природе, обще-

ству, другим индивидам, к культуре, Богу и религии. К такому широ-

ко понятому экзистенциально-персоналистскому движению можно при-

числить целый ряд учений и направлений XX в., о которых уже шла

или еще пойдет речь, - экзистенциализм, в том числе религиозный,

персонализм, философскую антропологию, герменевтику (в этом учеб-

нике им посвящены специальные главы). В данной главе выделена

для более обстоятельного анализа собственно экзистенциалистс-

кая философия, или экзистенциализм'. Само название этого направ-

ления выражает его программу: заменить классическую "филосо-

фию сущностей^' (essentia) философией человеческого суще-

ствования (existentia). И хотя сегодня экзистенциализм как направ-

ление (никогда не бывшее однородным и единым) принадлежит исто-

рии, он остается философской классикой XX в. - его изучают в уни-

верситетах, колледжах, сочинения выдающихся представителей экзи-

стенциализма всегда находят заинтересованных читателей.

Корни экзистенциально-антропологического поворота уходят еще

в XIX столетие, когда некоторые философы и писатели (например,

Кьеркегор, о котором речь шла в кн. 3 этого учебника) сделали воп-

рос о человеке и его существовании главным пунктом своего размеже-

вания с философией и культурой прошлого.

Самые ранние по времени формы экзистенциального философство-

вания в XX в. - это учения русских философов Н. А. Бердяева и

Л. И. Шестова, испанского писателя М. де Унамуно (1864-1936).

После первой мировой войны получил широкое распространение не-

мецкий экзистенциализм, основатели которого К. Ясперс (1883- 1969)

и М. Хайдеггер (1889-1976). Писатели и философы Ж.-П.Сартр

(1905-1980), А. Камю (1913-1960), Г. Марсель (1889-1973) пред-

ставляют французскую ветвь экзистенциализма. К экзистенциализму

был близок также испанский философ X. Ортега-и-Гассет (1883-

1955).

Анализ экзистенциалистской философии в данном разделе постро-

ен следующим образом. Сначала эта философия и ее основные идеи

рассматриваются в контексте ее эпохи, затем исследуются те идеи и

концепции, которые можно считать характерными для всего направ-

ления. После этого более подробно рассматриваются произведения и

специфические идеи выдающихся философов, которых правомерно

отнести к экзистенциализму.

Экзистенциалистская философия XX столетия, которая, как и вся-

кая философия, тесно связана со своей эпохой, несет на себе печать

нашего драматического, конфликтного века.

Человек в эпоху социального кризиса

Центральная проблема, на которой сосредоточивают свое внима-

ние наиболее крупные философы, обычно относимые к экзистенциа-

лизму, а также к персонализму, философской антропологии, - это

проблема жизнедеятельности и мироощущения индивида в обществе,

переживающем глубокий кризис.

Экзистенциалисты констатировали широкое распространение тра-

гических, болезненных чувств и умонастроений индивида. Но они

видели смысл философии не только и не столько в констатации, а тем

более не в увековечивании настроений страха и покинутости. Им пред-

ставлялось, что философия обязана помочь человеку, охваченному

трагическими умонастроениями, если не преодолеть их - что в прин-

ципе невозможно, - то, во всяком случае, искать и находить свое Я,

смысл своей жизни в самых трагических, "абсурдных" ситуациях.

К. Ясперс после второй мировой войны опубликовал цикл работ,

посвященных проблеме атомной войны и будущего человечества, а

также анализу социальной и духовной ситуации, сложившейся в ФРР.

И он не один раз предупреждал, что современному миру грозит опас-

ность, которой не знало прошлое: может быть прервана многотысяче-

летняя история человечества. Перед философией нашей эпохи К. Яс-

перс ставил весьма ответственную и срочную задачу - убеждать че-

ловечество, отдельных индивидов, партии и их идеологов в том, что

настоятельно необходимо использование "высших возможностей че-

ловеческого бытия" в борьбе с охватившим людей отчаянием.

Разумеется, связь экзистенциальной философии человека с эпохой

и ее событиями неоднозначна, внутренне противоречива. Так, один из

основателей немецкого экзистенциализма, М. Хайдеггер, в 1933 г. не

сумел разглядеть суть фашизма и его идеологии, согласившись при-

нять от национал-социалистов пост ректора Фрейбургского универси-

тета. Однако очень скоро он отошел от дел, почти не публиковал сво-

их работ. К чести же других лидеров экзистенциализма надо отме-

тить, что они всегда занимали активную антифашистскую позицию.

(Французский экзистенциализм приобрел особое влияние в годы вто-

рой мировой войны, причем Ж.-П. Сартр, А. Камю, С. де Бовуар

были не только активными участниками, но и идеологами движения

Сопротивления в своей стране.) И не случайно именно в военный и

послевоенный периоды родились наиболее значительные произведе-

ния французских экзистенциалистов.

В драматических и философских произведениях Ж.-П. Сартра пе-

риода войны предметом страстного, заинтересованного разбора слу-

жила ситуация, сложившаяся во Франции и других оккупированных

нацистами странах Европы. Ж.-П. Сартр призывал к сопротивлению

фашизму, и, несмотря на мифологическую символику поставленной в

оккупированном Париже пьесы "Мухи" (в основу ее положен древне-

греческий миф об Оресте), призыв был хорошо понят читателями и

зрителями. Одновременно сложившаяся во время войны ситуация слу-

жила Ж.-П. Сартру и другим экзистенциалистам трагическим пово-

дом для выявления самого смысла человеческого существования, сути

процессов нравственного выбора, отношения к смерти и т.д., т.е. для

постановки проблем, которые экзистенциалистско-персоналистская

философия с самого начала ставила в центр философствования.

Роман А. Камю "Чума", написанный уже после войны, также со-

держит в себе это двойное измерение. Речь идет, с одной стороны, об

алжирском городе Оране, на который, как повествует А. Камю, в

194... г. обрушилась чума. Чиновники муниципалитета упрямо отка-

зываются признать болезнь чумой - намек на политиков, долгое вре-

мя "закрывавших глаза" на коричневую чуму фашизма, а заодно и на

всякое будущее благодушие правителей и подданных перед лицом на-

зревающих социальных катастроф. В образе доктора Риэ, берущего

на себя тяжесть ответственности в борьбе с чумой, Камю воплотил

черты тех, кто решился на активное сопротивление фашизму. Сам

Камю отмечал, что явное содержание "Чумы" - это борьба европей-

ского Сопротивления против нацизма. Но он, с другой стороны, впол-

не определенно расширял историко-ситуационные рамки борьбы че-

ловека с "чумой", так же, как и Сартр, придавал трагическим обстоя-

тельствам, бунту и сопротивлению характер человеческой судьбы для

обозримого периода истории.

Последние страницы "Чумы" - рассказ о том, что горожане, праз-

днуя конец эпидемии, готовы сразу же и забыть о ней. Доктора Риэ

это тревожит. Надо предупредить людей: "...микроб чумы никогда не

умирает, никогда не исчезает... он может десятилетиями спать... и,

возможно, придет на горе и в поучение людям такой день, когда чума

пробудит крыс и пошлет их околевать на улицы счастливого города",

- таким предостережением А. Камю завершает "Чуму" ^

Наиболее крупные из экзистенциалистских философов были вы-

разителями резко критического отношения к обществу отчуждения, к

реакционным социально-политическим режимам. Они чаще всего ста-

новились защитниками широко понятых демократии, прав и свобод

личности (и потому встречавшееся в популярных работах советского

времени причисление, скажем, экзистенциализма к реакционно-кон-

сервативным буржуазным концепциям по меньшей мере необъективно).

Экзистенциальная философия как идейное течение в философии и

литературе XX в. последовательно выдержана в трагико-драматичес-

ких, а порою и в пессимистических тонах. Его пытаются сдержать,

преодолеть представители религиозных экзистенциальных направле-

ний - ведь вера в Бога, по их мнению, все-таки подает надежду

человеку. Но и их работы наполнены трагическими образами, рисую-

щими отчаянную ситуацию современного человека. Главные символы

художественных произведений экзистенциалистов (и даже названия

многих из них: "Тошнота", "Мертвые без погребения" Сартра, "По-

сторонний", "Чума", "Бунтующий человек" Камю) призваны пере-

дать трагико-драматические состояния человеческого существования.

В качестве основных категорий человеческого бытия в них

выступают забота, покинутость, отчужденность, абсурд,

страх, ответственность, выбор, смерть и др.

Моделью человека как такового для экзистенциальных философов

стал помещенный в пограничную - на грани жизни и смерти - ситу-

ацию отчаявшийся и страдающий человек. Можно спорить с этими

философами, доказывая, что неправомерно придавать всеобщее значе-

ние поведению человека в стрессовой - пограничной - ситуации. Но

вряд ли правильно отказывать философу, писателю в праве изучать,

выявлять сущность человека на основе его поведения в экстремальной

ситуации. Что же, пользуясь этой моделью, сумела разглядеть в чело-

веческой сущности экзистенциалистская философия? И что она реко-

мендовала индивиду делать в пограничной ситуации? Это вопросы,

которые отнюдь не отпали с утратой экзистенциализмом или персона-

лизмом их былой популярности. Отчуждение и страх в современном

мире не исчезли, а усилились. Потому и размышление над поставлен-

ными проблемами имеет прямое отношение к человеческой судьбе.

Существование человека и его сущность

Трагико-драматическая тональность произведений экзистенциали-

стов, по существу, не приглушается, когда анализ перемещается на

почву философских абстракций. Но вот то обстоятельство, что экзис-

тенциалистская .философия человека есть сложное и абстрактное уче-

ние, заслуживает быть отмеченным. Ибо эти мыслители протестовали

против "диктата" философских абстракций над "жизненным миром"

действующего, страдающего человека, однако они сами, будучи фило-

софами, не смогли отрешиться от "стихии всеобщего", неотделимой от

философии. Философские сочинения экзистенциалистских мыслите-

лей трудны для понимания никак не меньше, чем классические произ-

ведения философии. Правда, эти философы нередко пытались "пере-

вести" свои идеи на язык художественных образов, более близкий и

доступный обычному человеку. Но и их художественные сочинения,

где господствуют символические иносказания, шифры, где "живут" и

"действуют" персонализированные идеи и ценности, понять также

нелегко. Для них нужны вдумчивые и терпеливые читатели, не просто

следящие за сюжетной линией, но именно озабоченные судьбами и

проблемами человеческого бытия. Такие читатели, как правило, нахо-

дятся, и их немало. Экзистенциальный философ и писатель пригла-

шает их к напряженному, но захватывающему и жизненно важному



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Книга третья: Философия XIX xx в

    Книга
    0 Фридрих Ницше 3 Жизнь и сочинения Ницше 3 "Жизнь" и "воля" - центральные понятия философии Ницше . 5 Нигилизм. Переоценка ценностей .
  2. Карпенков С. Х. Концепции современного естествознания: Учеб для вузов. 6-е изд., перераб и доп

    Сборник задач
    Концепции современного естествознания: Учебник для вузов. – М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2005 г. – 9-е изд., испр. и доп. – 640 с. + 16 с. цв.
  3. Учебники и учебные пособия, изданные за последние 5 лет Барсенков, Александр Сергеевич. История России. 1917-2004 : учеб пособие для вузов / А.

    Учебники и учебные пособия
    Учебная, учебно-методическая литература и иные библиотечно-информационные ресурсы и средства обеспечения образовательного процесса по реализуемой Образовательной программе послевузовского профессионального образования по специальности 07.
  4. Учебный курс культурология для студентов, обучающихся на дневной форме обучения (СО) специальность 03. 05. 01 юриспруденция

    Учебный курс
    Учебно методический комплекс содержит программу курса «Культурология», планы практических занятий, список основной и дополнительной литературы в соответствии с изучаемыми темами.
  5. Рассолов Михаил Михайлович.    Проблемы теории государства и права [Текст] : учеб пособие для вузов / Рассолов Михаил Михайлович. М. Юнити : закон

    Закон
    Коркунов, Николай Михайлович. Лекции по общей теории права [Текст] / Коркунов Николай Михайлович ; Ассоциация Юрид.центр. - 2-е изд. - СПб. : Юрид.центр Пресс, 2004.

Другие похожие документы..