Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Понимать художественный текст - одна из самых трудных задач в литературе. Как этому научиться и научить? Как вырастить умного читателя, способного ве...полностью>>
'Документ'
Психоанализ (или глубинная психология) является одним из первых психологических направлений, появившихся в результате разделения психологии на разные ...полностью>>
'Викторина'
Какие кинофильмы сняты по произведениям А. С. Пушкина? («Станционный смотритель», «Метель», «Капитанская дочка», «Барышня-крестьянка», «Моцарт и Салье...полностью>>
'Закон'
Сьогодні 12 грудня 2006 р. на 78-му році життя перестало битися серце Валерія Олександровича Васильєва, професори кафедри економіки і підприємництва ...полностью>>

План презентации на тему «Инструменты симфонического оркестра». Выступление. Цели и задачи методического сообщения

Главная > Методическая разработка
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА

ЩЁЛКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ

ПО МУЗЫКАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ НА ТЕМУ:

«ИНСТРУМЕНТЫ СИМФОНИЧЕСКОГО ОРКЕСТРА»

САРАНЧУК И.В.

23.11.2011

План презентации

на тему «Инструменты

симфонического оркестра».

  1. Выступление. Цели и задачи методического сообщения.

  1. Что такое оркестр? Состав и расположение инструментов в оркестре.

  1. Струнная группа.

  1. Деревянные духовые.

  1. Медная духовая группа.

  1. Ударные.

  1. Заключение. Использование во внеклассной работе.

Уважаемые коллеги!

Мне хотелось бы познакомить Вас сегодня с методическим сообщением на тему «Инструменты симфонического оркестра».

Эта тема была уже слегка затронута в программе по «Слушанию музыки». Так же эта тема упоминается в учебнике по музыкальной литературе Осовицкой-Казариновой (I г.обучения):

на 3 уроке: «Симфонический оркестр «Петя и волк» Прокофьева» и на 4 уроке (в I четверти) «Бриттен.Путеводитель по оркестру».

Я решила расширить эту тему об инструментах, сделать её более глубже и тем самым заинтересовать детей. Мне хотелось, чтобы учащиеся получили ценные знания об истории возникновения этих инструментов, тем самым накапливая опыт слушания классической и современной музыки.

Сначала я сделала фотоальбом, в котором распределила по группам все инструменты (фото есть цветные и черно-белые).

Затем я решила подключить к изображению инструментов слушание фрагментов музыкальных произведений. При записи на DVD я использовал аудиокассеты Ольги Петровны Радыновой –

доктора педагогических наук, профессора зав.кафедрой эстетического воспитания детей Московского государственного педагогического университета, автора книг «Слушаем музыку» (м.1990 г.), «Музыкальное развитие детей» (м.1997г.).

Итак, цель моей работы – расширить представления детей об истории появления музыкальных инструментов, о самой музыке, её языке, о выразительных и изобразительных возможностях, и тем самым способствовать формированию основ музыкальной и общей культуры.

Вступление

Что такое оркестр? Это слово на много старше того времени, которое в него вкладывается в наше время. Греки называли так круглую площадку театра, где размещались музыканты! Уже тогда была распространена совместная игра на различных музыкальных инструментах. Музыкальные ансамбли существовали при дворах европейских королей, герцогов. Сначала в ансамблях господствовали струнные виолы и лютни, но постепенно в оркестр начала входить скрипка, которая вытесняла виолу, определяя дальнейший оркестровый стиль. А уже в XIX веке решительное влияние на развитие оркестра оказало совершенствование духовных инструментов.

Музыкальная практика нескольких веков выработала различные типы оркестров. Каждый из них имеет свой состав, свои особенности звучания. Симфонический оркестр состоит из 4-х семейств, т.е. оркестровых групп: струнные деревянные духовые, медные духовые и ударные.

Число инструментов в группе может меняться. Если уменьшить количество струнной группы, то уменьшается количество в группе духовых для равновесия звучания. Ударная группа занимает подчинённое положение, но неизменными являются литавры, большой и малый барабаны, тарелки и треугольники. Если содержание музыки требует появление какой-либо оркестровой краски, а именно более плотной или наоборот прозрачной звучности, то композитор вправе ввести дополнительные инструменты, увеличить или уменьшить состав оркестра.

Расположение музыкантов в оркестре зависит от различия звука и тембра инструментов, и взмах палочки дирижёра должен быть виден каждому музыканту. Поэтому самым целесообразным будет собрать инструменты по группам и расположить их веерообразно. К тому же акустика подсказывает, что в глубине эстрады должны находиться инструменты большой, резкой звучности: ударные и медные, а на переднем плане – струнная группа.

К струнной группе относятся: скрипка, альт, виолончель, контрабас, арфа.

История возникновения смычковых уходит в самое отдалённое прошлое. В конце XVI века скрипки уже входили в состав оркестра, они подразделялись на первые сокрановые, вторые альтовые, теноровые (виолончели) и басовые (контрабасы).

Музыкальная наука не может с точностью установить происхождение смычковых. Как известно, мнений в этом направлении очень много. Но сейчас есть основание предполагать,

что победное шествие смычковых началось на востоке у славян, т.к. была найдена фреска в Киевском Софийском соборе, где скрипка была изображена в руках одного из музыкантов, а этот памятник русского зодчества относится к X, XI столетиям Ярослава Мудрого. Отсюда вывод: скрипка не была изобретена на Западе, она зародилась в быту славянских народов. Ну а дальнейшее её усовершенствование происходило в плане изменения шейки инструмента, поднятия грифа, увеличение размера подставки и усовершенствования неуклюжести смычка.

Альт - второй представитель струнной группы. Он долгое время был самым незадачливым инструментом симфонического оркестра. Среди посвящённых музыкантов альт не пользовался уважением. Из искусственного оцепенения его вывел дерзкий опыт француза Этьена Мейле, написавшего оперу с сольной партией альта, а в 1834 г. Гектор Бермоз – страстный поклонник альта – написал симфонию «Гарольд в Италии», где поручил альту solo в главной партии Виолончель. Народная молва приписывает, что честь изобретения violon (или контрабасовой виолы) принадлежит Гаспаро да Сало, а завершение её развития Антонио Страдивари. Как все струнные инструменты, виолончель имеет 4 струны, настроенные квинтами, бархатное, таинственное и драматическое звучание. Имея богатейшие художественно-исполнительские возможности виолончель выглядела скромно, постепенно наращивая свою заслуженную роль в оркестре. Бетховен был несомненно первым композитором – классиком угадавшим истинное достоинство виолончели и поставившим её на то место, какое ей подобает по праву. После скрипки и фортепиано виолончель, пожалуй, наиболее любимый инструмент у многих композиторов.

Сейчас прозвучит одно и то же произведение Шуберта- соната Арпеджионе в исполнении Юрия Башмета – альт и Мстислава Растроповича – виолончель.

Контрабас. Контрабасовая виола располагала 6-ю струнами и по свидетельству Мишеля Коррета – автору известной в своё время «Школы игры для контрабаса» конца XVIII века была вполне совершенным инструментом, которому можно было поручить достаточно виртуозную партию как в оркестре, так и соло.

Арфа – её называют «приглашённым гостем» в оркестре.

Имеет 44-47 струн, 7 педалей двойного действия, с помощью которых можно повысить струны на тон или полутон, используется как ансамблевый, так и сольный инструмент.

Таковы в общих чертах художественно-исполнительские возможности участников струнной группы.

Деревянные духовые – 2-я группа современного симфонического оркестра. По силе звучания эта группа имеет даже преимущества перед струнными и даже способна к большему разнообразию и богатству выразительности. В настоящее время в неё входят семейство флейт, гобоев, кларнетов и фаготв и к ним относятся саксофоны и сарюжезофоны. И каждый из них имеет свой способ звукоизвлечения и звуковедения.

Флейта. Подлинным предком современной флейты является продольная флейта, которая произошла от тростниковой дудочки. Её сначала держали вертикально вниз, как играли на гобое или кларнете. Флейта в XVIII веке пользовалась такой любовью, что играть на ней было признаком хорошего тона.

Одна из разновидностей флейты – флейта пикколо – звучит на октаву выше, и она в 2 раза меньше обычной. В оркестре, хотя и редко, но используется басовая флейта – альбизифон.

Гобой – современному гобою доступны все тонкости музыкального письма. Классики-симфонисты широко использовали гобой в своих произведениях. Гобой произошёл от древней пастушьей свирели и обладает мягким искренним, хотя и немного гнусавым звуком. А чёткость выполнения технических узоров вне всякой похвалы.

Звучит фрагмент из II части симфонии №4 П.И. Чайковского.

Кларнет – наиболее молодой участник этой группы. Он возник в Германии около 1700 года. В своём первобытном виде он представлял собой пастушью дудочку. Сейчас – это великолепный инструмент, располагающий огромным диапазоном в 4-е неполные октавы, а звучание его зависит от регистра, низкие ноты – мрачно и таинственно, высокие – резко, средние – мягко, ясно и светло.

Фагот – самый низкий по звучанию деревянных духовых. Он заявил о себе сначала в военных оркестрах, а затем уже в симфонических. В переводе с итальянского фагот означает «вязанка», «связка», т.к. трубка фагота такая длинная, что её пришлось сложить пополам, т.е. связать. Фагот участвует в квартетах для деревянных духовых на равных с флейтой, гобоем и кларнетом.

Звучит фрагмент концерта Вивальди для фагота.

Саксофон

Медные духовые.

Эта третья группа симфонического оркестра по гибкости исполнения уступает деревянным, но располагает большей силой звучания и оставляет далеко позади себя деревянные и струнные вместе взятые. В эту группу входят: труба, трамбон, валторна и туба.

Труба – в древности была сигнальным инструментом. Её тембр хорош в воинственных обрядах и в торжественных гимнах. Берлиоз пишет о трубе, что она способна выражать всё сильное, гордое, величественное.

Тромбон – получил своё название от итальянского именования трубы – tromba – с увеличительным суффиксом – one, trombone, что буквально переводится «трубища». Поэтому звук этого инструмента сильнее, мощнее трубы и извлекается он с помощью выдвижной длинной трубки – кулисы.

Идёт картинка и игра на тромбоне.

Тромбон – не трансионирующий инструмент и требует огромного расхода воздуха.

Валторна – в переводе с немецкого означает «лесной рог». С незапамятных времён сигналы рогов возвещали начало сражений. Начиная с XVII столетия валторну стали вводить в оперный оркестр, а уже в XVIII веке она стала постоянным членом симфонического оркестра. Тембр у валторны мягкий, певучий, благородный.

Звучит фрагмент концерта для валторны Моцарта.

Туба – это сравнительно молодой инструмент. Туба появилась в Германии во II половине XIX века. Это хроматический инструмент. Расход воздуха при исполнении на тубе огромен. Иногда при низком регистре исполнитель вынужден менять дыхание на каждом звуке.

И последняя группа симфонического оркестра – ударная.

Способ извлечения звука – удар по натянутой коже, по металлическим пластинкам, по деревянным брускам. Эта группа расположена в левом углу эстрады. По форме, величине, материалу, из которого они сделаны, и по звуку они делятся на две большие группы. Первая имеет настройку, т.е. определённую высоту звучания. Это – литавры, колокольчики, ксилофон, колокола. Другая группа – не имеет настройки и издают относительно более высокие или низкие звуки. Это – треугольники, бубен, малый барабан, тарелки, там-тамы, кастаньеты.

Чтобы не утомлять Вас рассказом об этих инструментах подробно, я остановлюсь на некоторых.

Кастаньеты – испанский ударный инструмент. Состоит из 2-х пар больше – для левой руки, поменьше для правой. Это деревянные (или пластмассовые) чашеобразные пластинки, соединённые попарно шнурком. Щёлкающим звуком в правой руке исполняется ритмический рисунок, а в левой – опорные точки этого рисунка.

Звучит танец шоколада из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского.

Колокольчики. Инструмент состоит из 25-32 хроматически настроенных металлических пластинок, размещённых в два ряда, верхний – соответствует чёрным клавишам фортепиано, а нижний – белым. При игре ударяют двумя металлическими или реже деревянными молоточками, звучание чистое, ясное, нежное.

Звучит фрагмент из пьесы Алана Хованеса «Гора в октябре».

Это современный композитор, американец, настоящая фамилия Шахмахьян (1911г.). В его сочинениях много оттенков армянской, японской, индийской музыки и музыки стран Ближнего Востока.

На этом знакомство в основном с историей возникновения инструментов и характером их звучания надо и закончить.

Заключение.

Итак, диск DVD на тему «Инструменты симфонического оркестра» создан для использования:

  1. на уроках муз./литературы.

По времени звучания он занимает 1 час 50 минут, разделён на части. И поэтому можно его слушать на уроках. Их будет примерно 6-7 из расчёта 45 минут на урок:

а) вступление, запись в тетради групп симфонического оркестра.

б) струнная группа

в) деревянная духовая

г) медная духовая

д) ударная группа

а 6-й (или 7-й) урок – подведение итогов, можно отдельно провести:

- небольшую музыкальную викторину на определение инструмента по его звучанию и к какой группе он относится.

- можно предложить детям написать небольшое сочинение «Мой любимый музыкальный инструмент» или «Какой инструмент больше всех понравился после просмотра и прослушивания DVD».

  1. можно использовать это пособие во внеклассной работе,

а именно: на родительском собрании, например, перед выступлением учащихся на классном концерте и родителям и детям будет интересно посмотреть информацию об этом инструменте и послушать фрагменты шедевров музыки, как классической, так и современной.

3) надеюсь, что заинтересовавшись этой темой дети и их родители будут чаще включать канал «Культура» (конкурс исполнителей «Щелкунчик»).

4) можно провести тематическую лекцию-концерт на эту тему. (это перед учащимися по линии преподавателей теоретического отдела).

5) эту же лекцию можно провести в общеобразовательной школе или в другом учреждении (колледже).

6) и ещё: в это воскресенье 27/XI наша школа, а именно теоретики едут в музей Глинки с учащимися (преподаватель Некрасова И.К., Саранчук И.В., Логутова Е.В.).

Литература:

  1. Рогаль – Левицкий Д.Р. «Беседы об оркестре» М.1961г.

  1. Благодатов Г.И. «История симфонического оркестра» М.1969г.

  1. Барсова И.А. «Книга об оркестре» М.1978г.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Пояснительная записка 4   Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования 14 Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования 19

    Пояснительная записка
    4.4. Обеспечение преемственности программы формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному и основному общему образованию 202
  2. Задачи : обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования

    Документ
    Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования устанавливает обязательные для изучения учебные предметы: Русский язык, Литературное чтение, Иностранный язык, Математика, Окружающий мир, Изобразительное
  3. Задачи, реализуемые в образовательной программе направлены: на формирование общей культуры обучающихся

    Документ
    Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков
  4. Цели и задачи программы: 4 Информационная справка о школе 6 > Организационно-педагогические условия, способствующие реализации образовательной программы. 7 Раздел III. Дошкольное образование 10 > Образовательные программа дошкольного образования дсп №3 10

    Программа
    Образовательная программа школы – документ, который разработанный школой в соответствии с государственными образовательными стандартами и определяющий:
  5. План стратегического развития Магнитогорской консерватории до 2015 года; Концепции развития Магнитогорской государственной консерватории, ее миссия, цели, задачи

    Документ
    Система обеспечения качества подготовки в МаГК(система качества) опирается на концептуальные положения и требования: Закона Российской Федерации «Об образовании» (1992); Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.

Другие похожие документы..