Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Лекция'
Язык – это знаковая, коммуникативно-познавательная система. Коммуникативная – значит система общения. Познавательная – значит средство познания. Что ...полностью>>
'Учебно-методический комплекс'
ЛИМАН И.А., НАУМЕНКО Е.Е., «Современные и фундаментальные концепции менеджмента». Учебно-методический комплекс. Для студентов магистерской программы ...полностью>>
'Документ'
Пифагор Самосский (ок. 580 — ок. 500 до н. э.) — древнегреческий философ, религиозный и политический деятель, основатель пифагореизма, математик. Пиф...полностью>>
'Контрольная работа'
Стратегическое планирование — это алгоритм действий, связанных в пространстве (по исполнителям) и во времени (по срокам), нацеленных на выполнение ст...полностью>>

Остребованность, доступность, безопасность пользования позволяют прогнозировать скорый рост иностранных капиталовложений в национальную туристическую индустрию

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Развитие туристической индустрии , продвижение национального туристического продукта на зарубежных рынках, формирование позитивного туристического имиджа государства во многом предопределяются инвестиционной привлекательностью ее туристической инфраструктуры и туристического производства.

Улучшение общенациональной инвестиционной ситуации в России за последние три года, ставшее следствием реального экономического роста и оформления нормативно – правовой базы предпринимательской деятельности, как и характеристики российских туристических ресурсов (уникальность, востребованность, доступность, безопасность пользования) позволяют прогнозировать скорый рост иностранных капиталовложений в национальную туристическую индустрию. По прогнозам экспертов Всемирной туристической организации, российская туристическая индустрия уже сегодня входит в десятку лидеров по своему инвестиционному рейтингу, а благодаря зарубежным капиталовложениям в туризм, наша страна уже к 2015 году сможет превратиться не только в крупнейшего генератора туристических потоков на мировом рынке (не менее 25 млн человек в год), но и в популярное направление международных поездок (около 40 млн прибытий ежегодно).

Иностранные инвестиции в национальную туристическую индустрию способствуют росту емкости туристической инфраструктуры (а отсюда, как следствие, повышение налоговых отчислений в бюджеты, повышение занятости местного населения, решение многочисленных социальных проблем), повышению качества предоставляемых туристических услуг (в силу перенимания зарубежного опыта сервисной деятельности), продвижению национального туристического продукта на рынках зарубежных государств (в чем заинтересован сам иностранный инвестор).

С другой стороны, политика властей, направленная на создание максимально комфортных для иностранных инвесторов условий ведения бизнеса не всегда отвечают национальным интересам местного населения рецептивного региона. Отсутствие четкой линии властей в отношении с инвесторами, заинтересованными в доступе к национальным туристическим ресурсам, может привести к ограничению россиян в праве на отдых и свободу, позволит иностранным предпринимателям вести бесконтрольную деятельность, способную угрожать состоянию туристических ресурсов, подорвет конкуренцию на туристическом рынке (в силу явных ценовых, качественных и информационных преимуществ иностранных предпринимателей перед отечественными производителями турпродукта), позволят уклоняться от налогов в российский бюджет, вывозить всю получаемую прибыль за границу. В дальнейшем возможно превращение российского рецептивного региона в место организованного отдыха иностранных граждан без ощутимой пользы от этого для местного населения.

При осуществлении капиталовложений в производственную сферу, инвестор заинтересован в получении возможностей производить готовую продукцию в условиях местных рынков. Это позволяет ему существенно экономить на издержках (прежде всего, на заработной плате рабочим, стоимости сырья, коммунальных услугах) и производить товар, пользующийся платежеспособным спросом среди местного населения. Кроме того, развертывание производства на территории, максимально приближенной к потребителям, избавляет производителя от транспортных расходов, выплат таможенных пошлин, дает возможность претендовать на получение многочисленных налоговых и административных преференций от местных властей (например, за создание новых рабочих мест или пополнение местной казны).

Инвестиции в национальную туристическую индустрию отличаются по своим целям от капиталовложений в первые два сектора национальной экономической системы. Здесь инвестор вовсе не нацелен производить продукцию (туристические услуги), ориентированные на местное население. Наоборот, как показывает практика, клиентами создаваемых с участием иностранных инвестиций туристических предприятий становятся степени иностранные граждане. В расчете на их доход и уровень жизни, проводится ценообразование производимого турпродукта, формируется рекламная и сбытовая стратегия. Представители же местного населения не имеют необходимых для приобретения туристических услуг средств и не интересуют иностранных инвесторов как потенциальные клиенты.

Учитывая возможности негативного воздействия иностранного инвестирования национальной туристической индустрии с одной стороны, и необходимость привлечения иностранного капитала в национальное туристическое производство ради модернизации туристического комплекса, повышения качества национального туристического продукта, продвижения имиджа России как благоприятного для путешествий государства, увеличения ширины въездных международных туристических потоков, наконец, - с другой, проблема формирования «линии поведения» властей в отношении иностранных инвесторов и инвестиций в национальную туристическую индустрию как нельзя своевременная. Отношение власти к иностранным капиталовложениям в туристическое производство должно учитывать не только интересы иностранных инвесторов, но и национальные интересы россиян.

Предлагается две схемы организации иностранных инвестиций в национальную туристическую индустрию – ограничительная, основанная на экономической независимости иностранного инвестора в его предпринимательской деятельности на территории РФ, и компенсационная – базирующаяся на принципах соучастия органов государственной или местной власти в управлении совместным предприятием туристической сферы.

Ограничительная модель иностранных капиталовложений в национальную туристическую индустрию подразумевает создание государством выгодных условий для ведения предпринимательской деятельности в сфере туризма на территории РФ, иностранный инвестор изначально является полноправным собственником предприятия туристической сферы, но при этом его текущая деятельность в России должна вестись в соблюдении ряда ограничений, условие выполнения которых обязательно.

Комфортность условий ведения бизнеса иностранных предпринимателей в России, обеспечиваемая властями страны подразумевает:

  • полную и безусловную защиту прав иностранных инвесторов на инвестиции, интересы и условия предпринимательской деятельности (за исключением ограничений);

  • гарантию прав на беспрепятственный вывоз за пределы России имущества и информации, которые были ранее ввезены в качестве иностранных инвестиций;

  • представление налоговых льгот (прежде всего, освобождение от уплаты налога на прибыль в течение определенного срока с момента открытия предприятия), освобождение от таможенных платежей имущества иностранного инвестора, ввозимого в Россию в качестве инвестиций.

Местная или государственная власть не препятствует прохождению всех формальностей, связанных с открытием бизнеса, осуществляет содействие иностранному инвестору в получении всех разрешительных документов, проводит намеченную стратегию в сфере продвижения местного туристического продукта, поощряет предпринимаемые иностранным инвестором усилия по продвижению национального продукта на зарубежных рынках, заботится о состоянии социальной инфраструктуры региона (прежде всего, жилищно-коммунальное хозяйство, состояние транспортных узлов, дорог, городского транспорта, здравоохранения, учреждений культуры и искусства, охраны общественного порядка). Последние обязательства местных властей являются частью их гарантий иностранным инвесторам, поскольку международный туризм – явление многофакторное, не в последнюю очередь зависящее от общей политической и экономической ситуации в принимающем регионе. В идеальном варианте местная власть рецептивного региона помимо справки, характеризующей его туристический потенциал, должна прилагать своеобразный бизнес-план развития туризма в территории с прописанными конкретными мероприятиями, направленными на стимулирование въездного международного туризма, осуществляемыми за счет муниципального или государственного бюджетов; давать гарантии долгосрочного сохранения положительного туристического имиджа региона. Это не только увеличит инвестиционный рейтинг туристического региона, но и придаст потенциальным инвесторам уверенность в долгосрочности перспектив властей рецептивного региона.

Отдельной статьей в своеобразном договоре между властями туристического региона и иностранными инвесторами должны выступать отношения вокруг присутствующих в регионе туристических ресурсов. Считая недопустимым введение частной собственности как иностранцев, так и отдельных россиян на землю, на которой представлены как природные, так и антропогенные туристические ресурсы , возможно предложить схему передачи права пользования туристическими ресурсами иностранным инвесторам на условиях передачи им также ответственности за состояние турситических ресурсов либо за отдельно взимаемую плату (в форме туристической ренты, экологических сборов, сборов в ремонтные или природоохранительные фонды и т.д.) при условиях недопущения ограничения права пользования туристическим ресурсам российских граждан. Формализация данного вида правоотношений потребует предварительной паспортизации всех имеющихся туристических ресурсов России с указанием помимо общих сведений также и экономической оценки (прежде всего, пропускной способности), классификации их на группы (например, ресурсы мирового, национального, регионального и местного значения, потенциальные ресурсы и т.д.) с целью установления дифференцированной туристической ренты. Проблема учета туристический ресурсов России (как независимая процедура, так и как составляющая кадастра земель) давно обсуждается как среди туризмологов, так и представителей туристической администрации страны. Владение объективной и полной информацией о состоянии турситических ресурсов страны позволит планировать туристические потоки, организовывать их распределение по всей территории страны, прогнозировать доходы от туристической деятельности.

Ограничения, с которыми в дальнейшем будет связана вся хозяйственная деятельность иностранного инвестора на национальном туристическом рынке направлены на защиту интересов населения рецептивного региона и всех россиян, как владельцев туристических ресурсов.

Прежде всего, иностранный инвестор должен ориентировать производимые туристические услуги и на отечественного потребителя. Государство должно установить квоту, распределяемую среди российского потребителя, в общем туристическом производстве на предприятии с иностранными инвестициями. При этом устанавливаемая цена на туристические услуги в рамках данной квоты должна быть ориентирована на финансовые возможности российского, а не иностранного потребителя. Отдельно стоит отметить, что величина квоты должна оставаться постоянной (не зависеть от туристического сезона, времени года). Введение квоты российских внутренних туристов (в пределах 15-25% в зависимости от ценности туристических ресурсов, представленных в регионе деятельности иностранного инвестора) не сильно ударит по доходам собственника (возможно, он потеряет только сверхприбыль, но не понесет убытков), но зато даст возможность россиянам беспрепятственно пользоваться туристическими ресурсами региона на общих с иностранными туристами условиями.

Кроме того, ограничения обязательно должны касаться национальной принадлежности работающего на туристическом предприятии с иностранными инвестициями персонала. При создании промышленных предприятий с участием иностранного капитала вполне объяснимо желанием сэкономить на заработной плате стремление инвестора набрать работников из местного населения, чей уровень жизни может быть намного ниже, чем на родине инвестора. В сфере туризма, ситуация принципиально отличается. Как уже было сказано выше, желания экономить на издержках (за счет возможности получения сверхприбыли) у инвестора может не возникать. Более того, при отсутствии среди местного населения квалифицированного персонала, имеющего туристическое образование или опыт работы, для него гораздо выгоднее приглашать работников с родины. Это не только сократит издержки инвестора на обучение местных работников, но и повысит качество туристического продукта (хотя бы из-за отсутствия языкового барьера). Данная тенденция проявляется в настоящее время в туристических странах третьего мира.

Поэтому власти рецептивных регионов должны ввести определенную квоту как неквалифицированных, так и квалифицированных работников из местного населения на предприятиях с иностранными инвесторами. Квота работников также должна напрямую зависеть от качества и уникальности туристических ресурсов, предоставляемых в пользование иностранным фирмам. Введение квоты национальных работников будет способствовать росту занятости в туристическом регионе как среди непрофессионалов, так и среди лиц, имеющих российское профильное образование или опыт аналогичной работы. Возможно также введение своеобразных обязанностей иностранного владельца туристического предприятия по обеспечению развития местного персонала (регулярное обучение, оплаченные курсы повышения квалификации, предоставление социальных гарантий, профессиональных льгот) на условиях аналогичных иностранным специалистам.

В организации бизнеса необходимо также ввести ограничения, направленные на недопустимость роста импорта товаров туристского потребления. Иностранные инвестиции в туристическую индустрию должны вызывать рост местного производства товаров туристского потребления (в число которых помимо традиционных сувениров и фотопленок входят также транспортные средства или продукция сельского хозяйства), а не их импорта. Поэтому иностранных инвестор, открывающий бизнес в сфере российского туризма должен отдавать приоритет отечественным производителям (в первую очередь сельскохозяйственной продукции), прибегая к импорту только в случае отсутствия аналогичного по цене и качеству товара местного производства. В ряде туристических зон может оказаться действенным дискриминационный подход властей к данной проблеме. Например, введение высоких таможенных пошлин на импорт сельскохозяйственной продукции или полуфабрикатов (или даже его полный запрет), но либерализация ввоза предметов роскоши, дорогих алкогольных напитков, сигарет, бытовой техники (в случае отсутствия аналогичного производства в туристической зоне). Дискриминационная политика будет способствовать и росту местного производства, и не будет вызывать дефицита импортных товаров (порой необходимых иностранному туристу) или их высокой стоимости.

Наконец, в связи с тем, что действующее с участием иностранных инвестиций туристическое предприятие должно обеспечивать работой многочисленные остальные предприятия туристической сферы, необходимо ввести ряд ограничений при формировании туристического пакета. Весьма разумной представляется мера, направленная на предоставление права оказывать визовую поддержку только российским принимающим туроператорам. В этом случае, услуга любого туристического предприятия, работающего с участием иностранного капитала и под иностранным управлением, будет представлять лишь часть туристического пакета, формируемого «последней инстанцией» - российской турфирмой. Данная мера сравнительно недавно начала применяться в качестве протекционистской во многих странах Западной Европы, туристические администрации которых стали проявлять обеспокоенность проникновением на национальные туристические рынки зарубежных холдингов и корпораций. Применение данного ограничения будет способствовать не только защите интересов национальных работающих на прием иностранных туристов туристических фирм, но и позволит национальным властям контролировать процесс пересечения иностранными гражданами государственной границы России с целью предотвращения нарушений, прежде всего, миграционного законодательства.

В зависимости от ценности и уникальности качества предоставляемых в пользование иностранным инвесторам национальных туристических ресурсов возможно применение дополнительных ограничительных мер. Они могут быть связаны с необходимым присутствием в национальном туристическом пакете, формируемом работающей с участием иностранного капитала туристической фирмой, так называемой «местной компоненты», то есть туристической услуги (или комплекса услуг), производимой национальными туристическими предприятиями региона (например, экскурсионными бюро, пассажирскими перевозчиками и т.д.).

Наконец, ограничительная модель должна быть направлена на распределение въездных туристических потоков по как можно большему количеству регионов Российской Федерации. Современная ситуация на рынке въездного международного туризма свидетельствует о привязке большинства (до 80%) въездных туров на трех туристических центрах – Москве, Санкт – Петербурге и городах Золотого кольца, что противоречит национальным интересам россиян в сфере развития международных туристических обменов, формирует у иностранных потребителей отношение к России как стране сезонного (летнего) туризма, а в дальнейшем может даже наносить вред состоянию наиболее популярных за рубежом туристических ресурсов страны и ограничивать доступ к ним коренного населения.

Для преодоления сложившейся ситуации весьма действенным может оказаться ограничение, заставляющее желающих инвестировать туристическую индустрию наиболее востребованных туристических центров иностранцев к осуществлению параллельных инвестиций в туристические индустрии пока не развитых центров и местностей. Так уже функционирует требование к инвесторам в московскую гостиничную и туристическую индустрию, по которому последними были осуществлены туристические проекты в Вологодской, Ивановской областях, Северной Осетии и туристических центрах других российских регионов, не отличающихся большой привлекательностью среди иностранных туристов.

Необходимость параллельного с капиталовложениями в наиболее аттрактивные российские туристические районы инвестирования в другие российские регионы не только позволит формировать туристическое производство на большей части страны, но и откроет доступ самих россиян в ранее неизвестные или отличавшиеся низким качеством туристического продукта зоны страны.

В отличие от ограничительной модели иностранного инвестирования национальной туристической индустрии, компенсаторная модель основана не на учитывающей существующие ограничения независимой экономической деятельности субъекта хозяйствования, а на совместной управлении туристическим предприятием иностранным инвестором и представителя органа государственной или местной власти туристического региона при приоритете последнего.

В случае компенсаторной модели, государство создает совместное предприятие с участием иностранного капитала и соответствующего и соразмерного взноса России в капитал предприятия. Взнос российской стороны должен превышать (на минимальную величину) взнос иностранного инвестора для получения решающего голоса при принятии управленческих решений в текущей деятельности. Получение российским соучредителем решающего голоса должно гарантировать соблюдение национальных интересов россиян и стратегических приоритетов страны вновь создаваемым туристическим предприятием, не допускать наступления негативных для страны и ее населения последствий иностранных капиталовложений в туристскую сферу.

С другой стороны, взнос российской стороны в капитал вновь создаваемого туристического предприятия должен быть соразмерным иностранному, только в этом случае компенсаторная модель не будет обречена на провал.

Взнос российской стороны может осуществляться как в денежной, так и в натуральной форме.

Денежные взносы российской стороны в капитал создаваемых с иностранным участием предприятий туристической сферы могут осуществляться как за счет бюджетов страны (в зависимости от приоритета того или иного туристского проекта, предлагаемого иностранным инвестором), так и с привлечением кредитов российских коммерческих банков. Кроме того, весьма продуктивным может стать и содействие туристической администрации региона с российскими инвесторами (посредством проведения аукционов и презентаций бизнес-проектов в сфере туризма). В последнем случае совладельцем создаваемого с участием иностранного капитала туристического проекта становится российская компания или частное лицо.

Натуральная форма взносов российской стороны в капитал создаваемых совместных предприятий в сфере туризма представляется в обеспечении властями туристического региона содействия и поддержки оформлению, продвижению проекта с использованием как финансовых, так и других ресурсов властей. Так, содействием, имеющем определенную цену и могущим расцениваться как взнос в капитал совместного предприятия, будут являться:

  • полное документальное оформление проекта;

  • обеспечение проекта квалифицированными работниками, обучение персонала;

  • продвижение нового туристского объекта в рамках существующей в регионе рекламной и выставочной стратегии;

  • предоставление новому объекту существенных налоговых и таможенных преференций на длительный срок;

  • информационная поддержка проекта (маркетинговые исследования, статистическая информация, консалтинг);

  • строительство прилегающей к планируемому объекту социальной инфраструктуры за счет властей (автодороги, объекты жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения и т.д.);

  • содействие в получении льготных кредитов со стороны российских банков, внебюджетных фондов;

  • помощь в поиске партнеров и поставщиков для дальнейшего туристического производства;

  • преференции иностранному партнеру при распределении получаемой прибыли (вплоть до полного возврата ему прибыли в течение первых лет функционирования проекта);

  • содействие властей принимающего региона в стимулировании роста въездного туристического потока из страны происхождения инвестиций (упрощение туристических формальностей, принятой схемы регистрации иностранных граждан, снятие ограничений на чартерные перевозки в местные аэропорты и т.д.).

Кроме вышеизложенных вариантов натуральных взносов в капитал создаваемого туристического предприятия власти принимающих регионов могут оказывать значительную поддержку в реализации готовой туристической продукции в рамках программы развития социального внутреннего туризма.

Социальный туризм, концепция развития которого в настоящее время в России только разрабатывается, признан во многих странах неотъемлемой частью общественного прогресса и условием формирования гражданского общества. Специфика социального туризма в его финансировании за счет бюджетов всех уровней и направленности на удовлетворение потребностей в поездках незащищенных и малоимущих слоев населения. В отличие от коммерческих поездок, социальные имеют массовый характер, не требуют высокого уровня сервиса и качества туристического продукта, могут осуществляться в низкий сезон или межсезонье. Предприятие туристской сферы, подключенное к обслуживанию социальных туристов, сможет решить проблему простоя номерного фонда, сэкономить существенные средства на рекламе собственных услуг в низкий сезон, получит не только гарантированные заезды нетребовательных туристов, но и неплохую прибыль.

Таким образом, при компенсаторной модели иностранных инвестиций в национальную туристическую индустрию может сложиться удачный тандем иностранного инвестора и представителей местной туристической администрации, обеспечивающий как прибыль и быстрые сроки окупаемости, так и защиту национальных интересов российских граждан.

При организации любой из вышеперечисленных моделей, стоит помнить о необходимости формирования правового режима иностранных инвестиций, а также договорных условий взаимоотношений сторонн



Скачать документ

Похожие документы:

Поиск не дал результатов..