Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Конкурс'
3 в и 3 г класс Библиотекари 13 февраля, 5 урок - 3 г, урок – 3 в с 13 по 18 февраля 4.Уроки изобразительного искусства «Роль пейзажа в образном реше...полностью>>
'Конкурс'
Бюро президиума Профсоюза работников АСМ РФ, рассмотрев предложения Конкурсной комиссии и изучив представленные на конкурс материалы, по итогам 2008 ...полностью>>
'Автореферат'
Защита состоится «20» июня 2009г. в 10.00 часов на заседании диссертационного совета при Астраханском государственном университете (414056, г. Астрах...полностью>>
'Документ'
Региональные сессии практического консалтинга проводятся под эгидой ОАО «Российская венчурная компания» и Региональными фондами содействия развитию ве...полностью>>

Методические рекомендации по подготовке, выполнению и оформлению курсовых работ для студентов, обучающихся по специальности 080507. 65 «менеджмент организации»

Главная > Методические рекомендации
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования

«ПЕРМСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ»

КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПОДГОТОВКЕ, ВЫПОЛНЕНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВЫХ РАБОТ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 080507.65

«МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ»

Пермь 2009

Авторы – составители:

Базуева Е.В., к.э.н., доц., Третьякова Е.А. , д. э. н., доц., Алферова Т.В., к.э.н.

Методические рекомендации по подготовке, выполнению и оформлению курсовых работ для студентов, обучающихся по специальности 080507.65 «Менеджмент организации» / Сост.: Е.В. Базуева, Е.А. Третьякова, Т.В. Алферова – Пермь: ПИЭФ, 2009. – 36 с.

Методические рекомендации предназначены для студентов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации» всех форм обучения. Основным назначением настоящих методических рекомендаций является обеспечение качества реализации Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования в части, касающейся курсовых работ, выполняемых студентами. В рекомендациях представлены конкретные требования по порядку и срокам выполнения курсовых работ, их оформлению и защите, а также критерии оценки курсовых работ. Методические рекомендации направлены на формирование навыков сбора, обобщения, анализа и грамотного изложения, собранных в процессе исследования материалов

Утверждены на заседании кафедры «Менеджмента и управления» АНО ВПО Пермский институт экономики и финансов». Протокол № 1 от 03. 09. 2009г.

Рекомендовано к изданию типографским способом решением Ученого совета от 7.09.2009 г. (протокол № 1).

© Базуева Е.В., 2009

© Третьякова Е.А., 2009

©Алферова Т.В., 2009

© Пермский институт экономики и финансов, 2009

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 4

I. ПОДГОТОВКА КУРСОВОЙ РАБОТЫ 5

II. ПОИСК ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ 9

III. СТИЛЬ ИЗЛОЖЕНИЯ НАУЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ 12

IV. ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ 15

Общие положения по оформлению 15

Оформление таблиц 17

Общие правила представления формул 20

Представление отдельных видов иллюстративного материала 21

Оформление литературных источников 23

Оформление приложений 26

V. СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ 27

VI. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ 28

ПРИЛОЖЕНИЯ 31

ВВЕДЕНИЕ

Курсовая работа представляет собой вид учебно-исследовательской самостоятельной работы студентов, выполняемой в пределах часов, отводимых учебным планом для овладения учебным материалом в свободное от обязательных аудиторных занятий время.

Курсовая работа также является специфической формой учебной деятельности по практической подготовке студентов к профессиональной деятельности.

К курсовой работе предъявляются следующие требования:

  1. Курсовая работа должна быть написана САМОСТОЯТЕЛЬНО.

  2. Изложение темы следует подкреплять фактическими данными, сопоставлениями, расчетами, графиками, таблицами.

  3. Работа должна содержать практическую часть (решение практический задачи; анализ ситуации; сбор, обработка и анализ статистических данных; составление кейса по данной теме, разработка проекта и др.).

Процесс выполнения курсовых работ состоит из следующих этапов:

  1. Выбор темы.

  2. Подбор, изучение и анализ литературы по избранной теме.

  3. Составление плана курсовой работы.

  4. Сбор и обработка фактического и нормативного материала.

  5. Написание текста курсовой работы и разработка приложений.

  6. Оформление курсовой работы.

Студентам предоставляется право выбора любой предложенной кафедрой или самостоятельно определенной темы, которая должна быть утверждена кафедрой. Одновременно кафедра назначает научного руководителя курсовой работы и устанавливает сроки ее исполнения.

По специальности «Менеджмент организации» 080507.65 на кафедре менеджмента и управления студент выполняет две курсовые работы по предметам «Основы менеджмента» и «Стратегический менеджмент».

Студенты, не выполнившие курсовые работы, не допускаются к экзаменам по данным дисциплинам.

Основная цель выполнения курсовых работ – это формирование у студента навыков к самостоятельному научному творчеству, повышение их теоретической и профессиональной подготовки, лучшему усвоению учебного материала.

Основные задачи выполнения курсовой работы:

1. Обоснование актуальности и значимости темы работы в теории и практике менеджмента.

2. Исследование состояния и разработанности выбранной для рассмотрения проблемы в литературе.

3. Рассмотрение теоретических аспектов изучаемой проблемы, раскрытие сущности основных понятий, относящихся к данной проблематике.

4. Сбор и анализ информации по данной проблеме на основе проведенных исследований.

5. Разработка практических рекомендаций и предложений, по данной тематике курсовой работы.

Исходя из этого, курсовая работа должна способствовать не только углубленному усвоению теоретического курса, но и приобретению навыков решения практических задач и ситуаций, умению связать вопросы теории с практикой хозяйствования, делать выводы и предложения по улучшению работы предприятия (организации, фирмы). Расчеты финансовых показателей рационально производить по данным бухгалтерского баланса (форма №1), приложений к нему и отчету о прибылях и убытках (форма №2).

I. ПОДГОТОВКА КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Тема курсовой работы выбирается студентом на основе утвержденного кафедрой примерного перечня тем по соответствующей учебной дисциплине, после чего по решению кафедры назначается научный руководитель курсовой работы.

После выбора темы и назначения научного руководителя студент совместно с руководителем уточняет круг вопросов, подлежащих изучению и исследованию, структуру работы, сроки ее выполнения, определяет необходимую литературу. Содержание курсовой работы должно полностью соответствовать её теме и плану.

Студенту рекомендуется выбирать ту тему курсовой работы, в которой он наилучшим образом ориентируется и которая наиболее близка сфере его профессиональных (или научных) интересов, по которой он уже читал литературу, вызвавшую интерес.

Существует ряд универсальных рекомендаций, проверенных на опыте:

  1. «Выбирайте тему более общую, теоретическую (глобальную) - такие темы в наименьшей мере требуют чтения специальных изданий (журналов и т.п.) и позволяют уменьшить объем проведения исследований, расчетов»;

  2. «Старайтесь не выбирать тему, на которую уже написана или пишется работа другим человеком, - сравнение, вам ни к чему»;

  3. «Выбирайте тему, которая не имеет отношения к современным научным дискуссиям».

Решать вопросы содержания курсовой работы нужно только со своим научным руководителем. Все возможные требования преподавателя к содержанию будущей работы желательно получить в форме примерного плана, чтобы потом не было необходимости наполовину её сокращать или дописывать новые части, и в тоже время план должен раскрывать общее представление о работе.

Требования к оформлению курсовой работы Курсовая работа структурно включает в себя: титульный лист, оглавление, текст, разбитый на главы и параграфы, список литературы и приложение (приложения).

Объем курсовой работы колеблется от 30 до 40 машинописных страниц.

Весь текст работы должен быть подчинен одной мысли и в ней должна быть проведена хотя бы одна, пусть самая простая, но самостоятельная идея. Чтобы грамотно выдвинуть её и подчинить ей тему работы необходимо ориентироваться в затрагиваемых вопросах. Так как процедура защиты курсовых работ является публичной, предусматривает участие комиссии из нескольких преподавателей и присутствие других студентов, защищающий курсовую работу должен полно и грамотно отвечать на вопросы и замечания по работе, возникшие у преподавателей.

Текст курсовой работы должен быть оформлен в соответствии с установленными требованиями (см. раздел 4 методических рекомендаций).

Курсовая работа имеет следующую структуру:

  1. титульный лист;

  2. оглавление;

  3. введение;

  4. основная часть (глава 1, глава 2 и т. д. с подразделами);

  5. заключение (выводы и предложения);

  6. литература (список использованных источников);

  7. приложения.

Все разделы курсовой работы должны быть изложены в строгой логической последовательности и взаимосвязаны.

Формат титульного листа курсовой работы представлен в приложении 2.

Оглавление должно помещаться на одной странице. Текст должен соответствовать оглавлению, как по содержанию, так и по форме.

Введение

Объем введения в курсовой работе должен составлять 2-3 страницы. Во введении необходимо обосновать актуальность и раскрыть сущность исследуемой проблемы, указать главную цель исследования, поставить задачи, необходимые для достижения главной цели, описать объект и предмет исследования, перечислить выбранные методы исследования, кратко раскрыть структуру курсовой работы.

За введением следует основная часть, в которой можно выделить теоретическую и практическую часть.

Теоретическая часть

В теоретической части отражается умение студента систематизировать существующие теоретические аспекты, методологию и методические разработки по данной проблеме, критически их рассматривать, выделять существенное, оценивать ранее сделанное другими исследователями, определять главное в современном состоянии изученности темы, аргументировать собственные позиции.

Поскольку курсовая работа обычно посвящается достаточно узкой теме, обзор работ предшественников следует делать только по вопросам выбранной темы, а не по всей проблеме в целом. В обзоре литературы не нужно излагать все, что стало известно из прочитанного, и имеет лишь косвенное отношение к работе. Но ценные публикации, имеющие непосредственное отношение к теме курсовой работы, должны быть названы и оценены.

При изложении спорных вопросов необходимо приводить мнения различных авторов. Если в работе критически рассматривается точка зрения какого-либо автора, при изложении его мысли следует приводить цитаты: только при этом условии критика может быть объективной. Обязательным при наличии различных подходов к решению изучаемой проблемы является сравнение рекомендаций, содержащихся в действующих инструктивных материалах и работах различных авторов. Только после проведения сравнения следует обосновывать свое мнение по спорному вопросу или соглашаться с одной из уже имеющихся точек зрения, однако в любом случае нужно выдвигать соответствующие аргументы.

Теоретическая часть является обоснованием будущих разработок, так как позволяет выбрать методологию и методику качественного анализа проблемы.

Практическая часть

В практической части работы приводятся конкретные расчеты с использованием объективных источников информации (бухгалтерский баланс организации, отчет о прибылях и убытках, приложения к балансу, устав организации, статистические данные по отрасли, региону, рынку и др.).

Практическая часть носит аналитический характер. В ней студентом дается глубокий анализ изучаемой проблемы на примере конкретного предприятия (организации). С этой целью нужно использовать источники информации предприятия, где студент проходил практику, либо работает, либо по официальным данным, публикуемым в печати; можно также использовать опубликованные материалы научно-практических конференций.

После аналитического исследования проблемы разрабатываются конкретные предложения и рекомендации. Они должны быть направлены на улучшение экономических показателей деятельности предприятия, на оптимизацию системы управления, рациональное использование ресурсов и т.д. Результаты расчетов рационально отражать в аналитических таблицах с целью обобщения развернутого анализа и составления итогового вывода. В целом следует учесть, что содержание основной части зависит от специфики выбранной темы работы.

Заключение

В заключении суммируются теоретические и практические выводы и предложения, которые состоялись в курсовой работе. Они должны быть краткими и четкими, с цифровым подтверждением, дающим полное представление о содержании, обоснованности данных разработок. Материал введения курсовой работы не следует помещать в заключение. Объем заключения, как правило, составляет одну двадцатую часть от общего объема работы (не более).

Литература

В конце курсовой работы необходимо привести список использованной литературы. На все приводимые литературные источники должны быть ссылки в работе. Список использованной литературы должен содержать не менее 20 источников, изученных автором, и быть оформлен в соответствии с ГОСТом (автор, название источника, место издания, издательство, год издания и количество страниц текста). В списке литературы литературные источники располагаются по алфавиту).

Приложения

В приложения необходимо выносить расчетные материалы (при значительном объеме вычислительных работ); формы документов, содержащие анализ процессов производства и управления, финансовую отчетность организаций (бухгалтерский баланс, отчёт о прибылях и убытках), методический материал, компьютерные распечатки статистических данных, иллюстрации вспомогательного характера, а также другие материалы, использование которых в тексте работы нарушает логическую стройность изложения. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы и иметь заголовок с указанием слова «Приложение…». Приложения помещаются после списка использованных источников и в объеме работы не учитываются.

II. ПОИСК ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Написанию курсовой работы предшествует глубокое изучение литературных источников по теме исследования. Для этого рационально использовать справочно-поисковый аппарат библиотеки (каталоги и картотеки). Каталог – это перечень документальных источников информации (книг), имеющихся в фондах библиотеки. На каждой карточке каталога записаны сведения об одной книге: автор, заглавие, издание, год издания, количество страниц, шифр. Шифр обозначает место книги на полке.

Если уже известны названия нужных книг и их авторы, необходимо воспользоваться алфавитным каталогом. Если необходимо выяснить, какие книги по конкретному вопросу (теме) имеются в данной библиотеке, следует обратиться к систематическому каталогу библиотеки. Систематический каталог раскрывает библиотечный фонд по содержанию, все карточки в нем располагаются в системе отраслей знания. Все разделы связаны между собой логической последовательностью и более дробное их деление направлено от общих вопросов к частным, более узким, конкретным. В некоторых библиотеках ведется предметный каталог. Он значительно отличается от других каталогов по своей структуре и раскрывает фонд библиотеки в предметно-тематическом плане, - за основы наименования раздела берется не отрасль знания, а названия предметов. Рубрики предметного каталога расставлены в порядке алфавита первых слов, поэтому в одном алфавитном ряду оказываются предметы, логически между собой не связанные.

Следует отметить, что для написания курсовой работы необходим также материал, напечатанный в журналах, газетах и различного рода сборниках. Для этого в библиотеках организуются библиографические картотеки, где помещаются описания журнальных и газетных статей, материалов из сборников, отражающих важнейшие проблемы науки, техники, экономики, менеджмента.

Знакомиться с литературой целесообразно в следующей последовательности:

  • руководящие документы (вначале законы, затем законодательные акты),

  • научные издания (первоначально книги, затем периодические издания),

  • статистические данные.

При этом вначале целесообразно изучить самые свежие публикации, затем – более ранние.

При подборе нормативно-правовых актов целесообразно использовать возможности тематического поиска документов в справочной правовой системе «Гарант», а также в других справочных системах («Консультант», «Кодекс» и др.). Эти справочно-информационные системы значительно облегчают тематический поиск необходимых нормативных документов.

Статистический и аналитический материал, связанный с протекающими в экономике процессами, можно получить через Интернет. При этом очень важным является умение работать в поисковых системах.

Для подбора изданий по интересующей теме могут быть использованы списки литературы, содержащиеся в уже проведенных исследованиях (диссертации на соискание ученых степеней, отчеты по НИР и т.д.).

Одним из основных аспектов работы с литературой является определение главного в данном источнике, не читая его целиком. В издании изучается: заглавие; фамилия автора; наименование издательства (или учреждения, выпустившего книгу); время издания; аннотация; оглавление; введение или предисловие; справочно-библиографический аппарат (список литературы, указатели и т.д.), иллюстративный материал.

При изучении заглавия следует сопоставить его с темой курсовой работы. Если заглавие совпадает с темой или уже ее, то интерес представляет весь материал публикации. Если заглавие шире темы, то будет интересна только часть издания.

Известность автора важна для исследователя. Если автор широко известен, то книга будет содержать устоявшиеся положения. Если автор малоизвестен, то к материалу следует подходить с критических позиций и обращать внимание на доказательство приводимых положений. Работы малоизвестных авторов не менее важны, чем публикации известных ученых, поскольку малоизвестные авторы - это начинающие исследователи. Именно они выдвигают и доказывают новые положения.

Наименование издательства может содержать информацию о качестве опубликованного материала. Современные книжные издательства специализируются на определенной тематике и предъявляют разные требования к качеству работ. Среди издательств, специализирующихся на экономической и управленческой литературе, широко известны такие как «Финансы и статистика», «Инфра - М», «Дело и Сервис», ЮНИТИ, штат которых укомплектован высококвалифицированными сотрудниками, обеспечивающими качественную подготовку к изданию наиболее интересных и актуальных работ. Если книга выпущена учреждением, то она, как правило, отражает взгляды какой-то школы экономистов. Анализ такой книги исследователем должен быть направлен на поиск новых положений, которые следует оценивать критически.

Время издания отражает особенности того исторического периода, в которых писалась книга. Материалы, опубликованные до начала 90-х годов, характеризуются идеологизированностью и рассмотрением процессов с марксистско-ленинских позиций. Период 1990-1998 гг. характеризовался эйфорией реформ, и книги этого периода, как правило, не содержат критического анализа рыночных преобразований. С 1998 г. авторы переосмыслили роль рынка в жизни общества. В связи с этим книги последних лет отражают более реалистичный взгляд на протекающие экономические процессы, раскрывают как «плюсы», так и «минусы» рынка.

Аннотация помещается в начале книги и содержит, как правило, цель подготовки издания и характеристику потенциального круга читателей. На основе этих данных имеется возможность оценить, насколько близка книга к исследованиям по теме курсовой работы.

Оглавление раскрывает структуру издания, позволяет получить информацию о поставленных проблемах. На основе изучения оглавления можно определить, какая часть издания будет особенно полезна при выполнении курсовой работы.

Во введении или предисловии наиболее часто раскрываются причины анализа исследуемых проблем, более подробно раскрывается цель книги.

Справочно-библиографический аппарат позволяет судить об обоснованности выдвигаемых автором положений в трудах других авторов. Следует просмотреть список литературы, приводимый в конце издания, а также библиографические ссылки в тексте. Изучение списка литературы позволит получить информацию о проведенных исследованиях по выбранной тематике.

Иллюстративный материал позволяет более эффективно уяснить основные положения по исследуемым проблемам. Наличие рисунков, графиков, схем свидетельствует о высоком качестве проработки автором изучаемых проблем.

При подборе литературы необходимо сразу составлять библиографическое описание отобранных изданий в строгом соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению списка литературы. Описание всех типов документов унифицировано и приведено в разделе 4 данных рекомендаций. Список использованной литературы помещается в конце работы, после «Заключения». Данный список литературы должен быть согласован с научным руководителем.

III. СТИЛЬ ИЗЛОЖЕНИЯ НАУЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ

Курсовая работа должна быть выдержана в стиле письменной научной речи, который обладает некоторыми характерными особенностями. Для данного стиля характерно использование конструкций, исключающих употребление местоимения первого лица единственного и множественного числа, местоимений второго лица единственного числа. Предполагается использовать:

  • неопределенно-личные предложения (например: «Вначале производят отбор факторов для анализа, а затем устанавливают их влияние на показатель»);

  • формы изложения от третьего лица (например: «Автор полагает...»);

  • предложения со страдательным залогом (например: «Разработан комплексный подход к исследованию...»).

В научном тексте не следует использовать разговорную лексику. Нужно использовать терминологические названия. Если есть сомнения в стилистической окраске слова, лучше обратиться к словарю.

Важнейшим средством выражения смысловой законченности, целостности и связности научного текста является использование специальных слов и словосочетаний. Эти слова позволяют отразить:

  • последовательность изложения мыслей (вначале, прежде всего, затем, во-первых, во-вторых, значит, итак);

  • переход от одной мысли к другой (прежде чем перейти к, обратимся к, рассмотрим, остановимся на, рассмотрев, перейдем к, необходимо остановиться на, необходимо рассмотреть);

  • противоречивые отношения (однако, между тем, в то время как, тем не менее),

  • причинно-следственные отношения (следовательно, поэтому, благодаря этому, сообразно с этим, вследствие этого, отсюда следует, что);

  • отношение (конечно, разумеется, действительно, видимо, надо полагать, возможно, вероятно, по сообщению, по сведениям, по мнению, по данным);

  • итог, вывод (итак; таким образом; значит; в заключение отметим; все сказанное позволяет сделать вывод; подведя итог, следует сказать; резюмируя сказанное, отметим).

Для выражения логической последовательности используют сложные союзы: благодаря тому что, между тем как, так как, вместо того чтобы, ввиду того что, оттого что, вследствие того что, после того как, в то время как и др. Особенно употребительны производные предлоги в течение, в соответствии с, в результате, в отличие от, наряду с, в связи с, вследствие и т.п.

В качестве средств связи могут использоваться местоимения, прилагательные и причастия (данные, этот, такой, названные, указанные, перечисленные выше).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс дисциплины Стратегический менеджмент основной образовательной программы по специальности 080507. 65 Менеджмент организации (инвестиционный менеджмент)

    Учебно-методический комплекс
    1. Выписка из ГОС ВПО по специальности 080507.65 – Менеджмент организации, утвержденного «__» 200_ г. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
  2. Методические указания для студентов специальности 080507. 65 «Менеджмент организации» Екатеринбург, 2008

    Методические указания
    Выполнение курсовой работы: методические указания/ И.В.Мурыгин, Е.В.Шацких, А.Ю.Усков - Екатеринбург: Екатеринбургский филиал НОУ ВПО «Московский институт предпринимательства и права, 2008.
  3. Программа итогового государственного междисциплинарного экзамена Специальность 080507. 65 менеджмент организации (1)

    Программа
    1.1. Настоящее Положение регулирует основные аспекты содержания, организации и проведения итогового государственного междисциплинарного экзамена по специальности 080507.
  4. Учебно-методический комплекс финансы и кредит высшее профессиональное образование специальность 080507. 65 Менеджмент организации москва, 2011

    Учебно-методический комплекс
    Рецензент: Самсонов Н.Ф Доктор экономических наук, профессор.(заведующий кафедрой «Финансы, денежное обращение и кредит» Института финансового менеджмента Государственного университета управления)
  5. Учебно-методический комплекс экологический туризм высшее профессиональное образование специальность 080507. 65 Менеджмент организации москва, 2011

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Экологический туризм» подготовлен в соответствии с требованиями действующего государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, отражает содержание и основные

Другие похожие документы..