Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
Комплексная программа социально-экономического развития территорий сельских населенных пунктов в Свердловской области на период 2008-2015 годов («Ура...полностью>>
'Документ'
В сентябре - ноябре филиалом Российского государственного гуманитарного университета в г. Фрязино были проведены маркетинговые исследования рынка обр...полностью>>
'Лекции'
А. П. Чехов как читатель библиотек стал складываться с юных лет. Свою библиотеку он начал собирать после приезда в Москву в начале 1880-х годов. Но н...полностью>>
'Документ'
Пекинский Траспортный (Цзяотун) Университет (бывший Северный Университет Цзяотун) является многопрофильным государственным ведущим вузом. В настоящее...полностью>>

Воспитание культуры поведения и речи младших школьников во внеклассной работе в условиях школы полного дня

Главная > Реферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Воспитание культуры поведения и речи младших школьников во внеклассной работе в условиях школы полного дня.

Воспитатели начальной школы

Коллектив воспитателей начальной школы в этом учебном году стал работать над единой методической темой: “Воспитание культуры поведения и речи младших школьников во внеклассной работе в условиях школы полного дня”.

Структура нашей общей работы состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. Работа будет иллюстрирована таблицами и схемами, лучшими внеклассными мероприятиями.

План

Введение………………………………………………………………………….

Глава 1 Теоретические основы воспитания культуры поведения и речи младших школьников

1. 1 Психолого-педагогические аспекты воспитания культуры поведения и речи младших школьников.

1. 2 Особенности воспитания культуры поведения и речи в младшем школьном возрасте.

1. 3 Способы организации и педагогические условия воспитания культуры поведения и речи младших школьников во внеурочной деятельности.

Глава 2 Понятие культуры поведения, её компоненты и содержание

2. 1 Понятие культуры поведения и её компоненты.

2. 2 Гигиеническое воспитание как элемент культуры поведения.

2. 3 Культура общения со взрослыми и сверстниками - составляющая основа культуры поведения.

2. 4 Культура деятельности, бережное обращение к вещам и к природе.

2. 5 Воспитание культуры поведения с позиций современного этикета.

Глава 3 Диагностика уровня нравственной воспитанности младших школьников во внеурочной деятельности

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

Введение

Формирование культуры поведения – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе культуры поведения, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка в школе. Интерес к проблеме формирования культуры поведения младших школьников обусловлен тем, что резко снижается воспитательное воздействие семьи и украинской национальной культуры в сфере воспитания. Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально-экономического и культурного развития, диктует необходимость нравственного воспитания и формирования культуры поведения. Дети являются гордостью своих родителей. В них всё им мило и дорого. Но не всегда они задумывались над тем, что привлекательность ребёнка не только в красоте его внешнего вида, главное в другом - как подрастающий ребёнок ведёт себя? Как держится на людях? Каковы его манеры - мимика, жесты, движения, осанка? Случается, что даже хорошо образованные люди не всегда выглядят воспитанными, т.к. не выработали в себе элементарных норм культуры поведения. От утраты морали, совести, от наглости и хамства общество уже достаточно настрадалось. Быть культурным, воспитанным не является достоянием избранного круга людей. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке - право и обязанность каждого человека. С правилами хорошего тона необходимо знакомить детей с раннего возраста и продолжать на протяжении всего детства. Опираясь на ранее усвоенные детьми навыки культурного поведения (в виде проявлений вежливости, внимания и симпатии к сверстникам и взрослым, элементарных навыков оказания помощи, приветливых форм общения и т.п.), нужно научить понимать смысл и значение тех или иных правил этического поведения человека, и в доступной форме раскрывать их. В начальной школе для этого немало возможностей. В процессе повседневного общения со сверстниками дети учатся жить в коллективе, овладевают на практике моральными нормами поведения, которые помогают регулировать отношения с окружающими. Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение. Поэтому тема работы очень актуальна в настоящее время.

Исходя из актуальности проблемы, была поставлена следующая цель:

Цель нашего исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия воспитания культуры поведения и речи младших школьников во внеурочной деятельности.

Далее выделен объект исследования.
Объект исследования – внеурочная деятельность младших школьников.

Предмет исследования –культура поведения и речи учащихся начальных классов во внеурочной деятельности.

Гипотеза исследования: культура поведения и речи учащихся начальной школы во внеурочной деятельности станет более эффективной и повлияет на процесс нравственного становления личности младшего школьника при соблюдении следующих педагогических условий:

1. Учет возрастных особенностей младшего школьника.
2. Использование определенных форм и методов
3. Организация совместных коллективных усилий и переживаний и обеспечение эмоциональной насыщенности общей деятельности.

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы необходимо решить следующие задачи:
1. Осуществить анализ научной литературы по проблеме воспитания культуры поведения и речи младших школьников.

2. Обосновать комплекс педагогических условий воспитания культуры поведения и речи младших школьников.

3. В опытной работе проверить его эффективность.
В ходе исследования мы будем использовать следующие методы:
- теоретические - поиск, изучение и анализ философской и психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме;
- эмпирические – педагогическое наблюдение, беседа, метод незаконченных рассказов, опрос, педагогический эксперимент, обобщение опыта работы.

Практической базой исследования является начальная школа УВК ШГТ г. Херсона.

1.1 Психолого-педагогические аспекты воспитания культуры поведения и речи младших школьников.

Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой лик.

Гёте.

В начале исследования необходимо раскрыть сущность базовых понятий, которыми мы будем оперировать на протяжении всей работы. Ключевыми понятиями в данном исследовании являются: структура морали, общечеловеческие ценности, этические знания. В истории развития человеческого общества менялся подход к рассмотрению моральных ценностей. Каждый исторический период характеризуется новым этапом в развитии морали. Нашей целью является осветить, каким образом сформировались ценности современного общества; выявить основные подходы педагогов к целям воспитания подрастающего поколения. Рассмотрим в кратком изложении гносеологические корни современных подходов, определим сущность терминов. Поведение человека с научной точки зрения означает его реакцию (рефлексию) на те или иные обстоятельства ежедневно происходящих событий жизни, передаваемую через его высказывания или действия, которые называются также поступками. Таким образом, поведением, по сути, является всё жизнедеятельное проявление индивида за время его существования. Поведение может быть предсказуемым, мотивированным или спонтанным; глубоко продуманным или бездумным; активным (инициативным, побудительным) или пассивным, вынужденным, социально-полезным или антиобщественным. В зависимости от степени воспитанности оно может быть добродетельным или злонамеренным; в рамках действующих традиций, норм, правил, законов, уставов и хартий или вопреки им; примерным или вызывающим отвращение; изящным или грубым; забавным или гнетущим; благородным или низменным; патриотичным или продажным; весёлым или навевающим скуку; осмысленным или глупым, и т.д. и т.п.

Можно перечислить ещё немало типов поведения и образцов его проявления, но главным остаётся его деление на светское (просвещённое, разумное, благовоспитанное, высоконравственное) и несветское (религиозно-сектантское, либо любое другое: неприличное, аморальное, а то и вовсе безумное, преступное). Поэтому мотивация любого поступка индивида прежде всего зависит именно от этой, основной типовой классификации, т.е. какой из главных типов поведения для него является доминирующим.

Итак, наблюдая за поступками того или иного индивида, мы можем видеть лишь внешнюю сторону его поведения. Что движет им в том или ином случае, побуждает его к тому или иному действию, сказать сразу сложно, ибо все команды его рукам, языку, другим органам тела, участвующим в проявлении любого поступка, выдаются головным мозгом индивида через сложную систему психофизиологических реакций.

Таким образом, с одной стороны мы наблюдаем внешнюю сторону поступков, последовательная цепочка которых и составляет поведение индивида. Это внешнее проявление поведения принято называть манерами поведения. Исходя из этого, манеры (от франц.- maniere) - это внешние формы поведения индивида, видимая его часть.

Вместе с тем, существует сложная внутренняя работа мозга, в котором, опираясь на полученные через унаследованные гены способности и в процессе воспитания знания, а также приобретенные посредством опыта навыки, формируется сугубо индивидуальная и специфичная культура поведения каждого индивида.

Под культурой (от лат. cultura - возделывание, воспитание, приучение, образование, развитие, почитание), говоря научным языком, принято считать систему исторически развивающихся надбиологических программ человеческого поведения, обеспечивающего воспроизводство и развитие социальной жизни во всех ее проявлениях.

Программы поведения представлены многообразием знаний, норм, навыков, традиций, научений, идеалов, образцов деятельности и общения, идей, верований, целей, ценностных ориентаций и т.д. В своей совокупности и динамике они образуют исторически накапливаемый социальный опыт поведения, который хранится в общественном сознании раздельно в ноосфере и негасфере и передается от поколения к поколению. Носителями культуры могут быть как живые люди, так и письменные и изобразительные творения. По мере течения времени культура генерирует новые программы поведения, которые, реализуясь в соответствующих видах и формах человеческой активности, порождают реальные изменения в жизни общества.

Понятие "культура" развивалось исторически. Вначале этот термин обозначал
возделывание человеком земли. Потом произошло расширение смысла термина. Им стали
обозначать также процессы и результаты возделывания материалов природы в различных
ремеслах, а затем и процессы воспитания и обучения самого человека. Так,
древнеримский оратор и философ Марк Тулий Цицерон в 45г. до н.э. пришел к
убеждению, что глубокий ум возникает благодаря философским рассуждениям. Поэтому
он охарактеризовал философию как культуру ума.

Начиная с XVIII в. термин "культура" стал широко использоваться в европейской философии и исторической науке. С этого времени культура стала рассматриваться как важнейший аспект жизни общества, связанный со способом осуществления человеческой деятельности, отличающим человеческое бытие от животного существования.

Подлинная культура стала пониматься как процесс развития человеческого разума и разумных форм жизни, противостоящих дикости и варварству первобытного и средневекового бытия человечества, разумных форм жизни как историческое развитие человеческой духовности - эволюция морального, эстетического, этического, религиозного, философского, научного, правового, атеистического и политического сознания, обеспечивающих прогресс человечества. Позднее культура стала противопоставляться регрессивным программам неразумного, безнравственного, недопустимого поведения, которые стали формировать антикультуру. Поэтому при оценке программ поведения внимание должно акцентироваться не только на их светскости, т.е. позитивном влиянии на поступательное историческое развитие подлинной, ноосферной культуры, но и на их способность противостоять программам негативного поведения из негасферного арсенала антикультуры.

Хранение и трансляция многообразия надбиологических программ человеческого поведения в культуре (и антикультуре) предполагает многообразие способов закрепления и передачи постоянно обновляемого социального опыта. Главным во все времена был и остается способ научения, приучения, наставничества старшим, опытным поколением младшего. Еще Аристотель 2500 лет тому назад написал об этом в своей "Метафизике": «Мы считаем, что более мудр во всякой науке тот, кто более точен и более способен научить выявлению причин, ...ибо мудрому надлежит не получать наставления, а наставлять, и не он должен повиноваться другому, а ему - тот, кто менее мудр».

Другим известным способом передачи опыта является способ, при котором действия и поступки одних становятся образцами для других. Мастер-учитель, который демонстрирует ученику те или иные приемы работы; индивиды и социальные группы, выступающие объектами подражания для других людей и групп; взрослый человек, поступки которого копирует ребенок - все они обретают функцию знаковых систем, транслирующих программы поведения, общения и деятельности.

Вполне понятно, что для научения и подражания могут использоваться программы
поведения как ноосферного, так и негасферного свойства из арсеналов как культуры, так и
антикультуры. Так, например, примерами для подражания в поведении, особенно среди
молодежи, могут выступать популярные киноактеры даже независимо от того, каких
героев они играют - положительных или отрицательных, эстрадные певцы, не всегда
обладающие даже необходимым талантом, а иногда и просто рекламные ролики на
телевидении. Все это может стать объектом массового подражания при формировании
стереотипов поведения.

Поэтому тиражирование на кино- и телеэкране киллеров и маньяков, наркомании и распущенности, героев-бандитов непременно невольно воспроизводится в неокрепших, настроенных на научение мозгах молодежной аудитории, и в итоге служит укреплению антикультуры, а значит, и росту криминальной статистики. Не лучший результат общество имеет от низкопробной литературы, антикультурных газет и журналов, видеокассет и интернет-сайтов.

Достаточно вспомнись один из наиболее характерных пагубных примеров, перекочевавших с телерекламного ролика в повседневную жизнь - обычай пить пиво из горлышка бутылки или жестебанки в общественных местах, на улице, в метро и т.п. Помимо того, что не всем теперь стало приятно видеть молодую девушку или юношу, не выпускающих даже в холодную погоду алкогольный напиток из руки и время от времени к нему прикладывающихся, еще меньше удовольствия приносят оставляемые после этого где попало пустые бутылки и банки из-под пива, добавляющие горы мусора на и без того загрязненной окурками и обертками территории общественных мест, включая лифты, дворы, скверы и улицы.

Знаковой системой, программирующей действия и поступки людей, может выступать
символика человеческого тела: позы, жесты, мимика и т.п. Причем смыслы и значения,
которые они выражают, могут быть различными в различных культурах. Например,
рукопожатие у многих народов имеет символику дружеского расположения, но в
традиционной Японии считалось, что касание собеседника означает агрессию и
неуважение. В современной Японии рукопожатие используется редко, преимущественно в
общении с иностранцами.

Но наиболее важным инструментом воспитания, обуславливающего человеческую жизнедеятельность, является естественный язык, человеческая речь. С его помощью возможно не только описывать человеческий опыт, научать и наставлять, но и порождать новый опыт в процессе прогресса общества, углубления сознания.

Таким образом, прогресс общества связан в первую очередь с его просвещением и подразумевает постоянное развитие светской культуры как индивидуальной, так и общественной, посредством выработки новых разумных мотивов, смыслов и значений, которые наряду с актуальными традиционными регулируют деятельность, поведение и общение людей в меняющихся эволюционных условиях жизни при обеспечении передачи посредством воспитания всего обновленного ноосферного культурного наследия последующим поколениям людей. Таким образом, диалектика культуры должна вести к ее преобразованию, совершенствованию от устаревшей к передовой, современной, от малоизвестной к широко распространенной, от поверхностной к глубокой, всеохватывающей.

В историческом развитии культуры образуются, существуют и функционируют и другие, более специфичные категории, посредством которых достигается понимание человека как субъекта деятельности, сферы его общения, его отношения к другим людям и обществу в целом, к целям и ценностям социальной жизни. Они образуют блок нравственно-этических понятий, к которому относятся категории: «добро», «зло», «красота», «вера», «надежда», «долг», «совесть», «справедливость», «права», «обязанности», «ценности», «пороки», «свобода», «уважение», «обман», «мошенничество», «воровство», «террор» и т.п.

В реальной же жизни они выступают не только как формы рационального мышления, но и как конкретные высказывания и поступки, определяющие способность данного индивида правильно воспринимать мир, понимать и воспроизводить нормальные поведенческие действия, требуемые от него в соответствии с условиями окружающей обстановки, а также в зависимости от уровня его просвещенности в культурно-поведенческих, исторических, этнических, теистических и других областях знаний.

Поэтому борьба с невоспитанностью и невежеством, совершенствование культуры светского поведения зависит как от уровня просвещения и усвоения научных знаний, и прежде всего о миропонимании и процесса мышления.

Общепринятая картина мира, отражая современные данному историческому моменту представления о мире и человеке как его фрагменте, одновременно вводит и определенную, соответствующую эпохе шкалу ценностей и пороков, и поэтому определяет не только осмысление, но и мотивацию эмоциональных переживаний, поступков, высказываний и решений человека - его поведения.

Смыслы программ поведения, заложенные в тех или иных культурных матрицах, усваиваются индивидом в процессе воспитания и социализации в том или ином объеме, определяя контуры его индивидуального понимания мира (иногда ошибочного, если матрица оказалась устаревшей или несовершенной), его поступков, действий и прочих манер поведения, в том числе неправильного.

На уровне группового и индивидуального сознания смыслы программ поведения культурных матриц конкретизируются с учетом групповых и индивидуальных ценностей и пороков, причем даже в устойчивых состояниях социальной жизни может допускаться очень широкий спектр конкретизации, дополняться ценностями противоположных по интересам социальных групп и не утрачивать при этом своих основных смыслов. В свою очередь стереотипы группового сознания специфически преломляются в сознании каждого индивида.

Люди почти всегда вкладывают во фрагменты культурных матриц свой личностный смысл соответственно накопленному жизненному опыту, порой отрицательному. В результате в их сознании картина человеческого мира, как и программы поведения, обретают индивидуальную окраску и становятся приоритетным мировоззрением и индивидуальным поведением.

Существует множество модификаций, которые свойственны каждой доминирующей в культуре системе мировоззренческих установок. Базисные убеждения и представления могут сочетаться, и часто противоречивым образом, с сугубо личностными ориентациями и ценностями, а весь комплекс индивидуальных убеждений может меняться на протяжении жизни индивида, отдаляясь или приближаясь к истинному.

Для индивида, сознание которого формировалось на матрице какой-либо культуры (или антикультуры, или их сочетания), воспитанного на ее базисных началах (или невоспитанного вовсе), смыслы ее мировоззренческих установок чаще всего выступают, как нечто само собой разумеющееся, как презумпции, в соответствии с которыми он строит свою жизнедеятельность, совершает те или иные поступки, принимает те или иные решения, короче, обуславливает все свое поведение, будь то хорошее, добропорядочное, или порочное, опасное для общества, для окружающих.

Процесс формирования представлений о нравственности начался в середине первого тысячелетия до нашей эры в Древней Греции, Индии, Китае. Проблемами нравственности активно занимались Сократ (469-399 гг. до н.э.), Платон (428-348 гг. до н.э.), Аристотель (384-322 гг. до н.э.). Тогда о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства ... Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека» . Словом, в V веке до нашей эры исследования нравственности начинают занимать важное место в духовной культуре. Разумеется, появление интереса к этим исследованиям было не случайно, а явилось следствием социально-экономического, духовного развития человечества. В предшествующий период на протяжении тысячелетий был накоплен первичный мыслительный материал, который закреплялся, главным образом, в устном народном творчестве — в мифах, сказках, религиозных представлениях первобытных людей. Много общества, в пословицах и поговорках и в котором делались первые попытки как-то отразить, осмыслить отношения между людьми, отношения человека и природы, как-то представить место человека в мире. Далее, началу процесса способствовала и крутая ломка общественной жизни, которая происходила в середине первого тысячелетия до нашей эры. Все более укреплявшаяся государственная власть вытесняла родоплеменные отношения, старые традиции, обычаи. Возникала потребность в формировании новых ориентиров, идеалов, новых механизмов регулирования отношений между людьми.

В. И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека». Он считал: «Нравственный — противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного» .

Ницше считал: «Быть моральным, нравственным, этичным - значит оказывать повиновение издревле установленному закону или обычаю». Вопросы о решающей роли нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавались и ставились в педагогике с давних времен. Подчеркнем, что они связывались главным образом с тем, что только нравственное воспитание обеспечивает формирование у личности добродетельного характера и доброжелательных отношений к людям. Вот что писал об этом Я.А. Коменский. В своем трактате « Наставление нравов» он приводил изречение древнеримского философа Сенеки: «научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первой трудно научиться последней».

Такую же большую роль нравственному воспитанию отводил выдающийся швейцарский педагог - демократ Генрих Песталоцци. Нравственное воспитание он считал главной задачей детского воспитательного учреждения. По его мнению, только оно формирует добродетельный характер и сочувственное отношение к людям.

Разрабатывая вопросы педагогики, нравственное воспитание выдвигал на первый план немецкий педагог Иоганн Гербарт. Он писал: «Единую задачу воспитания можно целиком выразить в одном только слове: нравственность».

Из педагогов - классиков прошлого столетия наиболее ярко характеризовал роль нравственного воспитания в развитии личности К.Д.Ушинский. В статье «О нравственном элементе в воспитании » он писал: «Конечно, образованием ума и обогащение его познаниями много принесет пользы, но, увы, я никак не полагаю, чтобы ботанические или зоологические познания... могли сделать гоголевского городничего честным чиновником, и совершенно убежден, что будь Павел Иванович Чичиков посвящен во все тайны органической химии или политической экономии, он останется тем же, весьма вредным для общества пронырой».

Понятие нравственное воспитание всеобъемлюще. Именно поэтому выдающийся педагог В.А. Сухомлинский, разработав воспитательную систему о всестороннем развитии личности, вполне обосновано считал, что ее системообразующий признак - нравственное воспитание. «Сердцевина нравственного воспитания - развитие нравственных чувств личности». Он говорил: если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать».

С годами понимание нравственности изменилось. Так, например, в словаре Ожегова С.И мы видим: «Нравственность — это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами».

Л.А. Григорович дал следующее определение: «Нравственность - это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм». «Нравственные нормы - это правила, требования, определяющие, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации. Нравственная норма может побуждать к определенным поступкам и действиям, а может и запрещать или предостерегать от них»

Понятие нравственное воспитание Подласый П.И. раскрывает как целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.

Основные задачи нравственного воспитания:

1.Формирование нравственного сознания;

2.Воспитание и развитие нравственных чувств;

3.Выработка умений и привычек нравственного поведения.

«Нравственное сознание - активный процесс отражения ребенком своих нравственных отношений, состояний. Субъективной движущей силой развития нравственного сознания является нравственное мышление - процесс постоянного накопления и осмысления нравственных фактов, отношений, ситуаций, их анализ, оценка, принятие нравственных решений, осуществление ответственных выборов.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические рекомендации по организации физического воспитания в школах полного дня 2009 г

    Методические рекомендации
    Брошюра «Физическая культура и спорт в режиме школы полного дня» содержит методические материалы по организации физического воспитания в школах полного дня, и представляет собой сборник материалов основанных на многолетнем опыте работы
  2. Образовательная программа школы полного дня с классами углубленного изучения образовательной области «искусство»

    Образовательная программа
    Истоки рождения школы следует искать не в дате закладки нового здания или присвоении ей того или иного статуса , а в зарождении основных принципов ее будущей деятельности в голове конкретного человека- ее создателя.
  3. Задачи младших школьников, решаемые в разных видах деятельности

    Пояснительная записка
    4.4 Информационно-коммуникационные технологии – инстру-ментарий универсальных учебных действий. Подпрограмма формирования ИКТ-компетентности учащихся … 93
  4. Внеклассная работа по иностранному языку

    Реферат
    . Факультативные занятия по иностранному языку 33 § .3. Календарные и тематические праздники 38 § .4. Экскурсии как форма внеклассных занятий по иностранному языку 43 § .
  5. Курсовая работа тема: «Организация внеклассной работы по географии»

    Курсовая
    ОглавлениеВведение 3Глава 1. Особенности внеклассной работы по географии 51.1. Цели и задачи внеклассной работы по географии, ее значение 51.2. Содержание и педагогические требования к внеклассной работе по географии … 6Глава 2.

Другие похожие документы..