Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Продолжение оккультного романа, весьма популярного в кругу людей, интересующихся идеями Теософии и Учения Живой Этики. Герои романа - великие души, з...полностью>>
'Документ'
Інформація про територіальну залежність закладу освіти; його назву; секцію МАН; назву роботи; дані про автора та його наукового керівника; рік викона...полностью>>
'Документ'
Актуальність теми. Глобальна система міжнародних відносин перебуває у стані перманентної протидії викликам, які здатні порушити безпеку і стабільніст...полностью>>
'Документ'
Гравировки и рисунки, нанесенные краской на открытых скалах, более устойчивы к внешним воздействиям, чем полотна в пещерах. Однако при создании музее...полностью>>

Воспитание культуры поведения и речи младших школьников во внеклассной работе в условиях школы полного дня

Главная > Реферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Наша исследовательская работа показала, что у детей данного класса высокий уровень нравственного воспитания. Однако теоретические знания преобладают над практическими умениями. Мы видим, что работу по формированию нравственности надо продолжать.

Заключение

В рамках нашего исследования мы изучили психолого–педагогическую литературу по данной проблеме, рассмотрели сущность, содержание и основные понятия культуры поведения, а также характеристики младшего школьного возраста, раскрыли особенности нравственного воспитания в младшем школьном возрасте, изучили методы, формы и приемы воспитания культуры поведения младших школьников во внеучебной деятельности, произвели анализ, а затем и обобщение различных взглядов на данную проблему в литературе и пришли к следующим выводам:


1. Воспитание культуры поведения – целенаправленный двусторонний процесс формирования морального сознания, развития нравственных чувств и выработки навыков и привычек нравственного поведения. Оно включает формирование нравственного сознания, воспитание и развитие нравственных чувств, выработку умений и привычек культурного поведения. Поведение нравственно, если человек взвешивает, продумывает свои действия, поступает со знанием дела, выбирая верный путь решения стоящей перед ним проблемы. 2. Младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. Нравственное развитие младших школьников отличается заметным своеобразием. В их моральном сознании преобладают императивные (повелительные) элементы, обусловливаемые указаниями, советами и требованиями учителя, дети с большим доверием относятся к взрослым.
Они начинают активно, самостоятельно разбираться в различных жизненных ситуациях, но при этом их оценка событий, поступков часто носит ситуативный характер.
Обучение в школе – это, прежде всего, формирование нравственной личности. Внеурочная деятельность имеет все возможности, позволяющие развивать у учащихся нравственные качества личности. Мы выяснили, что методы нравственного воспитания выступают в сложном и противоречивом единстве.
3. Результаты опытно – поисковой работы по изучению и совершенствованию нравственного опыта младших школьников подтвердили выдвинутую нами гипотезу.
1. Учет возрастных особенностей младшего школьника.
2. Использование определенных форм и методов нравственного воспитания
3. Организация совместных коллективных усилий и переживаний и обеспечение эмоциональной насыщенности общей деятельности.
Важное значение для нравственного воспитания школьников имеет не только содержание, но и организация внеучебного процесса. Для этого необходимо деятельность учащихся строить как коллективную. Организация коллективной и групповой форм возможна на внеклассных занятиях, часах классного руководства.

Приложение.

Основные правила культурного поведения

I. Правила личной гигиены, аккуратности и опрятности

Ежедневно вставай в то самое время, проветривай комнату и делай зарядку.

Утром надо умываться, чистить зубы, мыть уши и шею.

Перед сном надо умыться, хорошо проветрить комнату.

Всегда мой руки перед едой, после работы и после посещения туалета.

Пользуйся носовым платком, следи, чтобы нос у тебя всегда был чистым.

При чихании и кашле отворачивайся, прикрывая рот носовым платком.

Держи в порядке волосы: они должны быть аккуратно подстрижены и причесаны или заплетенные в косы.

Надо научиться и всегда делать самому: красиво застилать кровать, пришивать пуговицы, чистить ботинки.

Умей накрывать на стол, правильно сидеть за столом, пользоваться прибором, культурно есть.

Будь всегда аккуратно и опрятно одетым. Одежда должна быть чистой, выглаженной.

В школе надо быть в школьной форме, дома - переодеться в домашнюю одежду, в гости принято одеваться особенно опрятно, празднично, нарядно.

Уходя из дома, посмотри на себя в зеркало: все ли в порядке?

Нужно бережно относиться к своей одежде и обуви, самому следить за ее чистотой.

Научись красиво носить свою одежду, пусть она тебя не сжимает, будет настоящей и выглаженной.

Держи в порядке свои домашние и школьные принадлежности.

Поддерживай в своем рабочем уголке порядок: вытирай пыль, книги и тетради после занятий заключай всегда на то же место.

Любую вещь, которую взял, положи на ее постоянное место: ножницы, иглу, расческу, книжку.

Пальто всегда вешай на свою вешалку, не оставляй на стуле. Домашняя одежда всегда лежит на своем месте или вешается на плечики, на которых висит форма.

Игрушки тоже держи в порядке. После игры все убери на место.

II. Правила вежливости и культуры речи

В вежливости проявляется отношение к другим людям. Вежливый человек не причиняет другому неприятностей и обид.

Вежливый человек всегда здоровается и прощается. Невежливо не отвечать на приветствия.

Если ты сидишь, а в комнату вошел взрослый, встань, чтобы с ним поздороваться.

Со взрослым нужно здороваться первым, но самому протягивать руку нельзя. За руку здороваются, если взрослый сам протягивает руку. Здороваясь, надо, смотреть в лицо тому, с кем здороваешься.

Если к тебе обратился взрослый, а ты сидишь, встань и говори стоя.

Будь вежлив со своими товарищами: не давай им прозвищ и кличек, разговаривая, не кричи, не забывай говорить «волшебные слова» («спасибо», «пожалуйста»).

В играх не будь грубым, не кричи. Не спорь с товарищем по мелочам, не ссорься, старайся работать и играть дружно.

Не ябедничай. Если друг в чем-то неправ, скажи сразу об этом, останови товарища, если он занимается чем-то плохим.

Вежливый человек не отвечает на грубость грубостью.

Вежливый человек приветливый и внимательный к другим. Если его о чем-то спрашивают или просят сделать какую-то услугу (что-то принести, подать, кому помочь и т.д.), он всегда делает это охотно.

Надо быть вежливым в словах, в тоне, в жестах, в действиях. Вежливые слова («пожалуйста», «спасибо» и т.п.), сказанные грубым голосом, развязным тоном перестают быть вежливыми.

III. Правила поведения в школе

В школу стоит приходить аккуратно одетым, в хорошо отутюженной форме, гладко причесанным, в хорошо начищенной обуви.

Все школьные вещи должны быть в порядке, аккуратно уложены в сумку.

В школу надо приходить вовремя, без опозданий. Когда входишь в школу, не толкайся, не спеши опередить всех, перед входом хорошо вытри ноги.

Мальчики у входа в школу снимают шапки.

Когда входишь в класс, поздоровайся сначала с учителем, а потом с товарищами.

На уроке. Если ты опоздал на урок и заходишь в класс после звонка, спроси разрешения учителя.

Если в класс входит взрослый (учитель, директор, отец, вожатый и др.), все дружно встают за партами, здороваясь с тем, кто вошел. Сесть можно только после разрешения учителя (директора, вожатого и др.).

Чтобы правильно встать за партой, надо осторожно и очень тихо откинуть крышку и подняться, спокойно опустив руки.

Во время урока сидеть полагается непосредственно. Руки лежат на парте, ноги на планке; оглядываться, смотреть по сторонам и разговаривать на уроке нельзя.

Если учитель задает вопрос классу, а ты хочешь ответить, подними руку. Руку надо поднимать и когда хочешь спросить что-либо у учителя.

Когда учитель позволит ответить на вопрос, нужно спросить его о чем-нибудь, надо встать. Разговаривать с учителем надо стоя.

Обращаться с просьбой к учителям или к товарищам надо, употребляя вежливые слова: «пожалуйста», «спасибо».

У доски стой прямо. Выходя к доске, поправь свою форму.

Береги свою парту, не ломай ее, ничего не пиши на ней, не царай.

На перемене. Выходить на перемену можно только после того, как позволит учитель.

После слов учителя: «Урок окончен» - все выстраиваются по рядам и по очереди выходят из класса, не толкаясь у двери и не пытаясь пройти впереди учителя.

На переменах в классе могут оставаться только дежурные. Они вытирают доску, проветривают помещения и выполняют разные распоряжения учителя. После работы дежурные моют руки.

В коридоре надо пытаться ходить по правой стороне, нельзя бегать, кричать, держать руки в карманах, жаться к стенке, затевать драку.

Во время перемен можно играть в разные игры.

Со всеми взрослыми и с дежурными по школе, которых встречаешь первый раз в этот день в школе, надо здороваться,

Если в дверях встретился взрослый (учитель, отец, нянечка), уступи ему дорогу. Если рядом с тобой идет девочка, пропусти ее вперед.

Завтракать во время смены нужно в классе или в буфете. Дети, приносящие завтрак с собой, остаются в классе на большой перемене, расстилают салфетку на парте и едят, стараясь не крошить на пол. Есть на ходу, гуляя по коридору или классу, нельзя.

Завтрак, купленный в буфете, надо есть в буфете. После завтрака надо вытереть салфеткой или платком руки, чтобы не испачкать одежду, тетради и книги.

Бумажки, огрызки стоит бросать в специальную мусорную корзину.

В перемену нужно не забыть зайти в туалетную комнату, чтобы не отпрашиваться с урока. После посещения туалета надо вымыть руки.

В библиотеке. Книги следует возвращать в указанный срок.

С библиотечной книгой нужно обращаться особенно аккуратно: не загибать углов, не пачкать страниц

Если видишь, что страница плохо держится, подклеить.

Возвращая книгу, будь готов ответить на вопросы библиотекаря о содержании книги.

IV. Правила поведения в гостях

Благодари, если тебя приглашают в гости.

Сначала спроси разрешения у родителей, а потом уже дай ответ. Если обещал, приди обязательно.

На день рождения принято приходить с подарками. В подарке главное не его стоимость, а внимание к человеку. Школьник может подарить аккуратно выполненную поделку, вышивку и др. Если у школьника есть небольшие сбережения, то он может купить недорогой подарок ко дню рождения родителей, друга, родственника.

В гостях будь приветлив и весел. Веди себя просто, не привлекай внимания окружающих, не смейся слишком громко, не кричи и не балуйся.

Если ты умеешь петь, играть, танцевать, декламировать и тебя просят об этом, не отказывайся.

Если тебя угостят, не следует привередничать или спешить попробовать вкусные угощения.

Выходя из-за стола, скажи «спасибо».

Если к тебе придут гости, подумай заранее, какие игры и развлечения ты можешь им предложить.

Речевой этикет и культура речи

"Ты" или "Вы"

Задачи: расширять знания детей о форме обращения на "ты" и "Вы"; воспитывать культуру общения.

Подготовительная работа. Детям дается задание уз­нать у своих родителей, к кому из людей лучше обра­щаться на "Вы", а к кому - на "ты". Одной из групп поручается найти с помощью родителей из сборника по­словиц В.И. Даля ряд приветствий, обращений, приня­тых в прошлом.

Примерные этапы занятия

Первый этап. "Ты" и "Вы". Выясняется у ребят, какие формы обращения к собеседнику они знают.

Учитель обобщает, что форма обращения "ты" выра­жает более близкие отношения с человеком, означает ува­жение, возникшее к кому-либо на почве товарищества, дружбы или любви. "Ты" говорят детям и друзьям, роди­телям, бабушкам и др.

Выясняется, что если люди не настолько близки, они говорят друг другу "Вы".

Второй этап. "Эй, ты!" Читается рассказ М. Пляцковского "Эй, ты!"

— Никто из зверей не хотел проходить мимо домика, в кото­ром жил попугай Эйты. Иначе его и не называли, потому что самое любимое выражение попугая было "Эй, ты!"

Увидит он бегемота и кричит:

  • Эй, ты! Бегемот! Твой портрет — в журнале мод! Увидит крокодила и насмехается:

  • Эй, ты! Крокодил! Как ты в лужу угодил? Увидит носорога — и проходу не дает:

  • Эй, ты! Носорог! Не цепляйся за порог!

Кому захочется мимо такого вредного попугая проходить? Но приходилось все-таки. Ведь домик попугая Эйты стоял на самой центральной улице, напротив самого центрального уни­вермага.

Больше всех был недоволен этим дразнилкой директор уни­вермага жираф Долговязик, потому что к нему почти перестали заглядывать покупатели. Никому не хотелось, чтобы его при всех дразнили.

И тогда жираф Долговязик придумал хитрый ход.

Он преподнес попугаю Эйты ко дню рождения большущее новенькое зеркало.

Увидел Эйты свое изображение в зеркале и решил, что это совсем другой попугай на него смотрит.

С того дня он все время торчит возле зеркала и сам себя дразнит:

— Эй, ты! Попугай! Сиди дома, не гуляй!

Делается вывод о том, что обращение "ты", как и "Вы", предполагает вежливое, уважительное отношение к чело­веку.

Третий этап. "Он", "она". Учитель обращается к детям с вопросами:

—А знаете ли вы, что такое анонимное обращение?

Анонимное обращение - это обращение типа "товарищ", "господин". Оно используется только при обращении к постороннему, если не знаешь его имени (например, в по­езде, в магазине и т.д.).

Уместно ли обращение "он", "она" к близким?

Не только по отношению к посторонним, но и об отце, матери, бабушке, дедушке, сестре или брате нельзя гово­рить "он" или "она". Нужно сказать: "Мама просила пе­редать", а не "она просила". "Да, отец дома", а не "он дома".

— Некоторые подростки иногда обращаются к своим родителям так: "моя старуха", "мой старик", а относи­тельно детей - "пацан". Как вы, думаете, ребята, это пра­вильно, красиво?

Четвертый этап. "Проверьте себя". Дети рассаживаются по микроколлективам. Каждой из групп задается вопрос. Несколько секунд на обсуждение — и от­вет должен быть готов. Если дан неверный ответ, помога­ют другие группы и т.д.

Кто разрешает переход на "ты"? (Старший — младше­му; начальник — подчиненному; женщина — мужчине; девочка — мальчику.) — Какую форму обращения должны выбрать дети?(Ис­ходя из ситуации: с другом - "ты", с учителем - "Вы", но их объединяет вежливая интонация обращения и интона­ция вежливого разговора.)

  • Если вас окликнули "Эй, ты!", как вы себя поведете?

  • При необходимости обращения к незнакомому чело­веку какую форму вы изберете, если это: продавец, про­хожий, родственник, товарищ, сосед по квартире, учи­тель и т.п.?

Советы организаторам

  1. При подготовке к занятию четко определите опор­ные понятия: ролевые позиции, степень знакомства или родства, пол, возраст общающихся.

  2. Систематически требуйте от ребенка вежливой фор­мы обращения и вежливого разговора.

  3. Не стремитесь на занятии дать много вариантов фор­мы обращения на "ты" или "Вы", но на те из них, кото­рые доступны младшему школьнику, сформулируйте чет­кую установку. (Переход на "ты" при общении может пред­ложить старший - младшему, старшая девочка — маль­чику, женщина - мужчине, начальник - подчиненному, бабушка - внуку и др.)

Младшим школьникам — о добродетелях

Уважение — почтительное отношение к человеку.

Приглашение

Задачи: воспитывать у детей культуру речи; учить их различным видам приглашений (к чему-либо, куда-либо) в зависимости от ситуации.

Подготовительная работа. Предлагается вспомнить сказку Ш. Перро "Золушка", игру "Церемониал"; узнать у родителей, как делаются приглашения (куда, кому, в каких случаях и т.п.).

Домашнее задание: каждому учащемуся подготовить приглашения (на День рождения, на праздник и др.) дру­гу, бабушке, тете и т.п.

Примерные этапы практикума

Первый этап. "Приглашаю..." Учитель обращает внимание детей на то, что и взрослые, и дети любят отдыхать, ходить в гости, посещать театры, получать подарки и т.д.

- Люди любят общаться друг с другом, одному челове­ку не всегда интересно. Представьте, ребята, что в свой День рождения кто-то из вас будет один сидеть дома, без друзей, без родственников. Иногда и так может быть. Но только иногда! Чаще же люди приглашают друг друга на торжества, на чай, на игру и т.п. Приглашения бывают разных уровней; один из них — королевский. Вспомните, как пригласил принц Золушку на танец в известной вам сказке. Как это нужно сделать?

Представьте, что вы во дворце. Сейчас заиграет музы­ка. Кавалеры приглашают дам. Вспомните из игры "Це­ремониал" слова—приглашения на танец. (Дети становятся в круг, организуется игра "Приглашение на танец", после которой выясняется, сколько вежливых слов-приглаше­ний прозвучало: "позвольте", "разрешите", "будьте доб­ры", "мне хочется пригласить Вас на танец" и др.)

Ведь вы тоже приглашаете своих друзей на торжество, на отдых и т.п. "Можно мне пригласить вас на День рож­дения?" - это дружеский уровень. "Вечерком поиграем в шашки?" - бытовой.

Приглашают в игру и на дружеском уровне. А какие глаголы можно использовать при этом? (Пойдем, идемте, пойдемте, пошли.)

Организуется игра "На каком уровне приглашения?" Условия: учитель называет форму приглашения, а дети поднимают цифры 1 (королевский уровень), 2 (дружес­кий), 3 (бытовой). Например:

  • Здорово было бы покататься завтра с тобой на конь­ках! (3)

  • Я позволю себе, Людмила Степановна, пригласить Вас на мой День рождения. (1)

■ Можно мне пригласить тебя на День рождения? (2)

• Уважаемые второклассники! Приглашаю вас в акто­вый зал! (2) и т.п.

По желанию дети предлагают письменные приглаше­ния, которые они заготовили кому-либо (зачитывают вслух, обмениваются друг с другом, показывают лишь учителю и т.п.). Форма демонстрации определяется ре­бенком, так как приглашение - это нечто индивидуаль­ное, интимное.

Учитель обращает внимание детей на культуру пись­менной речи: в приглашении выражения должны быть краткими, вежливыми, грамотными.

Второй этап. "Приглашение по телефону". На этом этапе вырабатывается алгоритм приглашения через постановку вопросов.

Таким алгоритмом может быть цепочка: поздороваться

  • представиться - пауза - пригласить - выслушать ответ

  • попрощаться - пауза.

Используя телефон, дети "приглашают" друга прийти вечером в гости; мальчика-соседа покататься на велоси­педе; бабушку поехать вместе с семьей в лес на отдых и т.п.

Советы организаторам

  1. Организуйте практикум так, чтобы в процессе уп­ражнений ребята освоили разнообразные формы как уст­ных, так и письменных приглашений.

  2. Особое внимание обратите на развитие положитель­ных взаимоотношений между мальчиками и девочками через вежливое приглашение (к игре, на прогулку, на День рождения и др.).

  3. На втором этапе практикума ни в коем случае не вынуждайте каждого из детей составлять письменное при­глашение кому-либо, особенно если у некоторых из них нет повода для этого; не заставляйте читать составленное вслух — пусть это будет по желанию самого ребенка. Хо­рошо, если приглашение будет адресовано конкретному человеку.

"Давайте говорить друг другу комплименты!"

Задачи: воспитывать привычку говорить друг другу приятные слова, заботиться о душевном состоянии друго­го.

Подготовительная работа. Детям дается задание уз­нать у старших, что означает слово "комплимент"; обра­тить внимание на то, сколько хороших слов сказали ро­дители тому или иному ребенку за день.

Примерные этапы практикума

Первый этап. "Волшебный стул". Учитель предлагает вспомнить игру "Волшебный стул". Стул ста­вится посредине комнаты (класса). Все берутся за руки, идут по кругу и поют:

Кто сегодня всех красивей? Кто сегодня всех счастливей? Поскорее появись! На волшебный стул садись!

(Тот, кто сел на стул, теряет все свои плохие качества.) Дети говорят севшему ребенку комплименты - хоро­шие, вежливые слова о его поступках, качествах, внеш­нем виде.

Второй этап. "Комплимент". Учитель выясняет, что же означает это магическое слово — "комплимент"? (Похвала, лестный отзыв, любезные, приятные слова). Ребята, похвала и комплимент — это одно и то же? Если, например, учитель хвалит учеников за грамотно и акку­ратно выполненную работу - это комплимент? Конечно, нет. В чем же разница? Похвала - это дружелюбное при­знание достоинств и достижений человека. В комплимен­те, кроме того, явно звучит теплота личного отношения и симпатии.

Организуется игра "Комплимент". По условиям игры один из детей выходит из комнаты (класса). Каждый из оставшихся должен сказать в его адрес какой-нибудь ком­плимент. Учитель записывает все сказанное, уточняя по ходу значение слова, затем зовет вышедшего. Один из уча­щихся или сам учитель читает комплименты в его адрес.

В заключение учитель сообщает, что слова "давайте говорить друг другу комплименты" взяты из песни Б. Окуд­жавы. Включает фонозапись песни. Обращает внимание детей на четверостишие, записанное на доске:

Давайте восклицать, друг другом восхищаться. Высокопарных слов не надо опасаться. Давайте говорить друг другу комплименты — Ведь это все любви счастливые моменты.

Третий этап. "Тест". Для уточнения понимания сущности слова "комплимент" учитель предлагает несколь­ко тестов с ответами, из которых надо выбрать один.

Тест 1. Какая из форм комплимента предпочтительнее?

а) прямое, непосредственное общение;

в) по телефону;

в) в письменном виде;

г) через кого-нибудь постороннего.

Тест 2. Можно ли сделать комплимент классу (группе людей)?

а) можно, если говорится заслуженно и в подходящей форме;

б) нет, потому что ,например, получиться: "все вы сегодня меня порадовали", а так не всегда бывает;

в) "коллективный" комплимент вообще предпочтительнее.
В этом случае чувствуется, что у учителя нет любимчиков.

Тест 3. Можно ли делать комплименты тем, кого нет среди присутствующих?

а) можно, ведь приятные слова приятно и слушать;

б) лучше адресовать присутствующим;

в) можно, предварительно получив согласие своих со­беседников.

Четвертый этап. "Цветопись настроения". Выясняется, что такое настроение. Настроение — внутрен­нее, душевное состояние человека: веселое, бодрое, неве­селое, унылое и т.п.

Ребятам предлагается с помощью красок на листе бу­маги изобразить свое настроение и обосновать его причи­ну. Перед рисованием детям предлагается вспомнить цве­та радуги и сравнить их с настроением человека: красный цвет - восторг; оранжевый - радость, веселье; желтый - человеку приятно; зеленый — спокойное настроение; фио­летовый — тревожное; черный — унылое; белый — страх.

Подводится итог практикума. Учитель предлагает де­тям чаще говорить друг другу комплименты (похвалить за хорошие поступки; восхититься аккуратностью, дис­циплинированностью и т.п.; обратить внимание на прекрасный внешний вид и др.).

Советы организаторам

  1. Подобные практикумы организуйте с детьми систе­матически.

  2. Каждую из предложенных игр можете использовать как самостоятельную форму работы, перемоделировав ее исходя из поставленных задач.

  3. Объясните детям значение слова комплимент — лю­безные, приятные слова; лестный отзыв.

Доброе слово, что ясный день

Задачи: совершенствовать речевой этикет и культуру общения; учить детей говорить друг другу добрые слова.

Подготовительная работа. Рекомендуется вспомнить или перечитать сказки "Морозко", "Гуси-лебеди", "Вол­шебник Изумрудного города", найти пословицы и пого­ворки о добром и худом слове.

Примерные этапы занятия

Первый этап. "День начинается с добрых слов". Заостряется внимание детей на том, с чего начинается ра­бочий (выходной) день каждого человека. (Повторяются формы приветствия утром.) Дети садятся в круг и по­очередно называют утренние слова-приветствия. Выясня­ется, есть ли разница в приветствии жителей деревни и города. (В деревне все, как правило, здороваются друг с другом и даже с незнакомыми, приезжими людьми.)

Второй этап. "Скажи добрые слова." Учитель предлагает учащимся послушать несколько рассказов В.А. Сухомлинского и порассуждать:

  1. Почему люди здороваются? (Рассказ «Скажи челове­ку "здравствуйте"».)

  2. В чем прелесть пожелания "доброго здоровья"? (Рас­сказ "Доброго здоровья, дедушка!".)

  3. В чем прелесть слова "спасибо"? (Рассказ «Для чего говорят "спасибо"».)

Третий этап. "Жаргон". Выясняется, что такое жаргон.

В языке есть особые слова, которые употребляют неко­торые группы людей. Называются эти слова жаргонны­ми. Есть жаргон моряков, шахтеров, шоферов, а есть и особый школьный жаргон. Например, слова типа "класуха", "шпора", "шуба", "шухер", "шестерка" и др.

Далее учитель предлагает ответить на вопросы:

  1. Кого и что привлекает в таком жаргонном языке?

  2. Украшают ли речь учащегося или взрослого слова-жаргонизмы?

  3. Нужно ли позволять себе, чтобы жаргон стал твоим основным языком?

  4. Украшают ли речь человека нецензурные слова (ру­гательства)?

  5. Как вы относитесь к человеку, который употребляет бранные слова?

  6. Что можно сказать о культуре речи или вообще о культуре человека, который употребляет бранные слова?

  7. Используете ли вы в своем лексиконе слова-уроды (баран, лопух, пацан, блин, секи, деваха)? Если использу­ете, хорошо ли это?

  8. Как культурнее называть своих подруг: Аня или Анька? Маша или Машка? Коля или Колян?

Учитель сообщает, что бывают также неотвязные сло­ва (слово, которое человек часто употребляет к месту и не к месту).

Делается вывод, что таких слов следует избегать и сле­дить за своей речью.

Четвертый этап. "Пословицы о добром и худом слове". Учитель дает слово микроколлективу, который го­товил пословицы. Ребята читают пословицы и поясняют их суть.

Делается вывод, что плохие слова обижают человека, ранят его душу, портят настроение. Тот, кто говорит та­кие слова, - некультурный человек. И речь его некуль­турна. Давайте будем говорить друг другу только добрые слова, которые делают жизнь человека светлее.

Советы организаторам

  1. С каждым занятием, делом расширяйте представле­ние детей о культуре человека, ее компонентах, в данном случае - о речи.

  2. Обязательно пригласите на занятие родителей — для них это тоже своеобразный урок этикета, так как иногда именно из семьи ребенок выносит бранные, жаргонные слова.

  3. Особое внимание как детей, так и социально ответ­ственных взрослых обратите на то, что человеческое сло­во и ранит и согревает. Относиться к сказанному надо ответственно. Недаром говорят: «Слово не воробей, выле­тит - не поймаешь».

  4. Объясните детям значение слов жаргон - речь ка­кой-либо группы людей, придуманная ими и отличающа­яся от общепринятой культурной речи; культура речи -владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и др.).

Язык жестов

Задачи: учить умению владеть мимикой, выражением лица; формировать навыки невербальной коммуникации; воспитывать культуру общения.

Подготовительная работа. Детям дается задание под­готовить дома пантомиму на какую-либо тему (сюжет сказ­ки, игра в футбол, работа в огороде и т.п.).

Примерные этапы занятия

Первый этап. "Мимика".

Что же можно прочитать на лице? (Ответы детей.) Далее учитель уточняет, что такое мимика (движение мышц лица, выражающее внутреннее душевное состоя­ние).

Предлагает рассмотреть рисунки-символы и объяснить, как художник передал радость, грусть, печаль, удивление.

Дается задание изобразить на листе бумаги свое состо­яние.

Подводятся итоги. Делается вывод, что каждому из нас лучше пребывать в состоянии радости.

Второй этап. "Жесты". Учитель выясняет у ребят, понимают ли они слово "жест", уточняет понятие.

(Жест — это преимущественно движение рукой, обычно сопровождающее речь для придания ей вьфазительности.)

Какие жесты вы, ребята, знаете? (Приветствие - в виде рукопожатия, поднятия руки, кивка головой и т.п.; жест-расставание - мах рукой, поднятой вверх; жест пригла­шения — взмах руки внизу; жест соглашения, одобрения - кивок головой; позвать к себе - поманить пальчиком; наказать - потрясти пальчиком и др.)

А как остановить такси? Как показать, что все хоро­шо? (Ответы детей.)

Существуют ли раздражительные жесты? (Да, в этом случае указательным пальцем "тычут" куда-нибудь.)

Есть люди, которые чересчур жестикулируют, размахива­ют руками. Это приятно? (Конечно, нет, так как руками можно нечаянно задеть соседа или какой-нибудь предмет.)

Делается вывод: чрезмерное жестикулирование не де­лает нашу речь выразительнее.

Третий этап. "Телеграф пантомимой". На этом этапе организуется игра, которая так и называется.

По условиям игры класс делится на две команды, которые встают лицом друг к другу. Каждому игроку одной коман­ды ведущий говорит на ушко слово. Игроки запоминают их, а затем изображают каждый свое слово до тех пор, пока партнер из противоположной команды не отгадает его.

Ведущий (учитель) смотрит, кто лучше, интереснее изоб­разит свое слово и кто быстрее догадается. Выбираются победители.

Советы организаторам

  1. Главное, что должны усвоить ребята, — это соблю­дение чувства меры в жестикуляции.

  2. На четвертом этапе вместо игры "Телеграф пантоми­мой" можно просмотреть домашнее задание "Пантомима".

Список литературы

1. Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя. / Под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой.- М.: Просвещение, 1997.

2. Артюхова, И. С. Ценности и воспитание// Педагогика, 1999, №4.

3. Бабанский Ю.К. Педагогика. /М.: Просвещение,-1998.

4. Богданова О.С., Калинина О.Д., Рубцова М.Б. Этические беседы с школьниками. – М.,1997.

5. Божович, Л.И., Конникова, Т.Е. Нравственное формирование личности школьника в коллективе. - М., 2000

6. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников: (Вопросы теории). - М.: Педагогика, 1989.

7. Васильева М.С., Оморокова М.И., Абдуллина А.А. Воспитание учащихся средствами литературы. // Начальная школа.- 1979.- №8.

8. Волков, Б.С., Волкова Н.В. Детская психология развития М., 2000.

9. Воспитание. Пособие для учителей начальных классов, воспитателей групп

продлённого дня. Под ред. М.П.Осиповой.- Мн.: Интерпрессервис, 2003.

10. Выготский Л.С. Педагогическая психология /Под редакцией В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991.

11. Даль, В.И. Толковый словарь живого великого русского языка. - М., 2005.

12. Заславская С.Г. Первые шаги/ С.Г. Заславская. - М.: Педагогика, 1979.

13.Каирова И.А. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания. - М.: Просвещение, 1989.

14. Краткий словарь по философии. - М, 1992.

15. Кузнецова Л.В. Гармоничное развитие личности младшего школьника. - М., 1988.

16. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии.- М.: Наука, 1984.

17.Макаренко, А.С. Лекции о воспитании детей. - Соч. в 7-ми т. т. IV. М., 1979.

18. Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьника/ И.С. Марьенко. - М.: Педагогика, 1985.

19.Ожегов, С.И, Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка, 2 издание - М.,2002.

21.Панфилова, М.А. Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры. - М.,2001.

22.Педагогика школы. Под ред. Г.И.Щукиной. - М.: Просвещение, 1998.

23. Психология. Словарь. Под общей редакцией Петровского А.В., Ярошевского М.Г. - М.: Педагогика, 1990.

24. Рахимов, А.З. Роль нравственного воспитания в формировании личности.// Классный руководитель. 2001 №6.

25. Средства воспитания (методический подход). Классный руководитель. 2002. № 3.

26 Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения. - М., 1980г.

27. Трофимова, Н. М. Нравственные ориентиры младшего школьника // Педагогика, 1997, №6.

28. Ушинский, К. Д. Собрание сочинений, т II. - М., 1980.

29. Фридман, Л. М. Кулагина, И. Ю. Психологический справочник учителя. - М.: Просвещение, 1991.

30. Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников.- М.: Просвещение, 1984.

31. Чепикова Л.В. О преемственности в воспитании нравственной культуры у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. // Воспитание школьников. - 2007. - № 8.

32. Шакирова Г.М. Методика изучений нравственных убеждений школьников в реальной жизненной ситуации.// Вопросы психологии, 1984, №2.

33. Шадриков В.Д. Развитие и воспитание духовности. // Школа духовности. - 1997. №1.

34. Шилова, М.И. Проблема ценностей и цели воспитания. Классный руководитель. 2001. №3.

35. Щуркова, Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология. - М.: Педагогическое общество России, 2001.

36. Яновская, М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности. //Классный руководитель. 2003. № 4

Культура поведения

Понятие « культура поведения » можно определить как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности.

Культура деятельности

На уроках В играх В выполнении трудовых поручений

Воспитывать:

Умение содержать в порядке рабочее место, где ребёнок занимается, трудится;

Привычку доводить начато дело до конца;

Бережно относиться к вещам, книгам и др.

Культура общения

Формы обращения к старшим и сверстникам при встрече и расставании;

Приёмы обращения с просьбой, вопросом;

Умение просить извинения;

Правила поведения в общественных местах;

Правила поведения в гостях;

Правила поведения при знакомстве;

Умение спокойно, правильно реагировать на замечания, не вступая в пререкания.

Культурно-гигиенические навыки и привычки

Умываться;

Чистить зубы;

Причесываться;

Делать утреннюю гимнастику;

Содержать в чистоте свою одежду и др.

Методы диагностики культуры поведения

Наблюдение;

Беседы с родителями;

Анкетирование родителей и детей;

Рассказы-коллизии;Экспериментальные методики.

Рассказ-коллизия

Костя выучил все уроки и собрался идти играть в футбол. В это время раздался звонок. К Косте пришёл товарищ из его класса и попросил помочь решить задачу. Но на улице Костю ждали ребята. Что, по-вашему, сделал Костя?

Методы и приёмы воспитания культуры поведения

Пример педагога;

Этические беседы;

Речевые логические задачи;

Задачи практического характера;

Сюжетно-ролевые игры;

Совместная деятельность детей.

Пример педагога

внешний облик вежливый спокойный тон

поступки и суждения справедливое отношение

к окружающим

Речевые логические задачи

Эффективный прием организации умственной деятельности, в сознании нравственных норм.

Материал речевых логических задач:

  • литературные произведения;

  • реальные события.

Сюжетно-ролевые игры

В процессе игры легче усваиваются понятия, приобретаются навыки культурного поведения. Важно, чтобы дети сами устанавливали правила игры, соотнося их с реальностью жизни.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические рекомендации по организации физического воспитания в школах полного дня 2009 г

    Методические рекомендации
    Брошюра «Физическая культура и спорт в режиме школы полного дня» содержит методические материалы по организации физического воспитания в школах полного дня, и представляет собой сборник материалов основанных на многолетнем опыте работы
  2. Образовательная программа школы полного дня с классами углубленного изучения образовательной области «искусство»

    Образовательная программа
    Истоки рождения школы следует искать не в дате закладки нового здания или присвоении ей того или иного статуса , а в зарождении основных принципов ее будущей деятельности в голове конкретного человека- ее создателя.
  3. Задачи младших школьников, решаемые в разных видах деятельности

    Пояснительная записка
    4.4 Информационно-коммуникационные технологии – инстру-ментарий универсальных учебных действий. Подпрограмма формирования ИКТ-компетентности учащихся … 93
  4. Внеклассная работа по иностранному языку

    Реферат
    . Факультативные занятия по иностранному языку 33 § .3. Календарные и тематические праздники 38 § .4. Экскурсии как форма внеклассных занятий по иностранному языку 43 § .
  5. Курсовая работа тема: «Организация внеклассной работы по географии»

    Курсовая
    ОглавлениеВведение 3Глава 1. Особенности внеклассной работы по географии 51.1. Цели и задачи внеклассной работы по географии, ее значение 51.2. Содержание и педагогические требования к внеклассной работе по географии … 6Глава 2.

Другие похожие документы..