Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Реферат'
О готическом стиле немало написано в научной литературе.Изучением этого направления в мировой культуре занимались такие видные архитекторы как Пьер де...полностью>>
'Решение'
В соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ ...полностью>>
'Документ'
У слідчій і судовій практиці постають ускладнення в розмежуванні розбійних нападів, вчинених за попереднього змовою, з іншими злочинами, наприклад, б...полностью>>
'Закон'
Із змінами і доповненнями, внесеними Законами України від 26 грудня 2002 року N 380-IV, від 19 червня 2003 року N 1004-IV, від 11 вересня 2003 року N...полностью>>

Воспитание культуры поведения и речи младших школьников во внеклассной работе в условиях школы полного дня

Главная > Реферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

3 Диагностика уровня нравственной воспитанности младших школьников во внеурочной деятельности

Диагностические исследования проводились на базе начальной школы
во 2 – А классе. Опытно – поисковая работа была организована и проведена в рамках внеклассной работы. Для диагностики и выявления уровня сформированности нравственных качеств учащихся начальной школы методами исследования были выбраны: наблюдение, беседа, рассказ и опрос.


Данные опроса учителей и родителей учащихся выявили значимость и актуальность исследуемой проблемы. Так, абсолютное большинство опрошенных оценили её как актуальную. В формировании ценностных ориентаций, по мнению экспертов, существенную роль играют идеальные личности, на основе подражания которым и происходит формирование ценностей. Опрос учащихся 2-А класса (16 человек) показал, что такими идеалами у младших школьников являются родители и ближайшие родственники, учителя, герои литературных произведений и фильмов, друзья и знакомые.
Для воспитания нравственных качеств мы проводим диагностику по методике д.п.н. КГПУ М.И. Шиловой, диагностические таблицы отражают пять основных показателей нравственной воспитанности школьника: саморегуляция личности, отношение к обществу, активная жизненная позиция, отношение к родине, отношение к природе.
Анализ психологических и нравственных качеств ребенка, отслеживаемых по данной методике, позволяет определить процесс развития личности, динамический аспект ее становления. Содержательная сторона, направленность действий и поступков характеризуют человека, его нравственную воспитанность. По уровню воспитанности учащихся и общей диагностической картине по таблицам УНВ в коллективе, воспитатель может моделировать воспитательную концепцию как в отношении всего класса, так и индивидуальные подходы к воспитанию каждого отдельного ребенка в классе.

Ориентировочная минимальная диагностическая программа изучения уровней проявления воспитанности младшего школьника.

 

Основные отношения
Показатели воспитанности

Признаки и уровни формирующихся качеств (от 3-го уровня до нулевого уровня)

Отношение к обществу

1. Патриотизм

1. Отношение к родной природе

3 - любит и бережет природу, побуждает к бережному отношению других;
2 - любит и бережет природу;
1 - участвует в деятельности по охране природы под руководством учителя;
0 - природу не ценит и не бережет.

2. Гордость за свою страну

3 - интересуется и гордится историческим прошлым Отечества, рассказывает об этом другим;
2 - интересуется историческим прошлым;
1 - знакомится с историческим прошлым при побуждении старших;
0 - не интересуется историческим прошлым.

3. Служение своими силами

3 - находит дела на службу малому Отечеству и организует других;
2 - находит дела на службу малому Отечеству;
1 - участвует в делах на службу малому Отечеству при организации и поддержке со стороны учителей;
0 - не принимает участия в делах на пользу малому Отечеству

4. Забота о своей школе

3 - участвует в делах класса и привлекает к этому других
2 - испытывает гордость за свою школу, участвует в делах класса;
1 - в делах класса участвует при побуждении;
0 - в делах класса не участвует, гордости за свою школу не испытывает.

Отношение к умственному труду

2. Любознательность

5. Познавательная активность

3 - сам много читает и знает, обсуждает с друзьями узнанное;
2 - сам много читает;
1 - читает при побуждении взрослых, учителей
0 - читает недостаточно, на побуждения учителя не реагирует

6. Стремление реализовать свои интеллектуальные способности

3 - стремится учиться как можно лучше, помогает другим;
2 - стремится учиться как можно лучше
1 - учиться при наличии контроля;
0 - плохо учится даже при наличии контроля

7. Саморазвитие

3 - есть любимое полезное увлечение, к которому привлекает товарищей;
2 - есть любимое полезное увлечение;
1 - нет полезного увлечения, во внеурочной познавательной деятельности участвует при наличии побуждения со стороны учителя;
0 - во внеурочной деятельности не участвует.

8. Организованность в учении

3 - работу на уроке и домашнее задания выполняет внимательно, аккуратно, помогает товарищам;
2 - работу на уроке и домашнее задания выполняет внимательно, аккуратно
1- Работу на уроке и домашнее задания выполняет под контролем;
0 - на уроках невнимателен, домашнее задания не выполняет

Отношение к физическому труду

3. Трудолюбие

9. Инициативность и творчество в труде

3 - находит полезные дела в классе, школе и организует товарищей на творческий труд;
2 - находит полезные дела в классе, школе, выполняет их с интересом;
1 - участвует в полезных делах в классе, в школе, организованных другими;
0 - в полезных делах не участвует, позитивную инициативу и творчество не проявляет.

10. Самостоятельность

3 - хорошо трудится без контроля со стороны старших и побуждает к этому товарищей;
2 - сам хорошо трудится, но к труду других равнодушен;
1 - трудится при наличии контроля;
0 - участия в труде не принимает

11. Бережное отношение к результатам труда

3 - бережет личное и общественное имущество, стимулирует других;
2 - бережет личное и общественное имущество;
1 - требует контроля в отношении к личному и общественному имуществу;
0 - небережлив, допускает порчу личного и общественного имущества.

12. Осознание значимости труда

3 - осознает знание труда, сам находит работу по своим силам и помогает товарищам;
2 - осознает значение труда, сам находит работу по своим силам;
1 - не имеет четкого представления о значимости труда; при выполнении работ по силам нуждается в руководстве;
0 - не осознает значимости труда, не умеет и не любит трудиться.

Отношение к людям

4. Доброта и отзывчивость

13. Уважительное отношение к старшим

3 - уважает старших, не терпит неуважительного отношения к ним со стороны сверстников;
2 - уважает старших;
1 - к старикам не всегда уважителен, нуждается в руководстве;
0 - не уважает старших, допускает грубость.

14. Дружелюбное отношение к сверстникам

3 - отзывчив к друзьям и близким, дружелюбно относится к сверстникам, осуждает грубость;
2 - отзывчив к друзьям, близким и сверстникам;
1 - проявляет дружелюбие, нуждается в побуждении со стороны товарищей и старших;
0 - груб и эгоистичен

15. Милосердие

3 - сочувствует и помогает слабым, больным, беспомощным и настраивает на это других;
2 - сочувствует и помогает слабым, больным;
1 - помогает слабым, больным при условии поручения, наличия контроля
0 - неотзывчив, иногда жесток

16. Честность в отношениях с товарищами и взрослыми

3 - честен в отношениях с товарищами и взрослыми, не терпит проявления лжи и обмана со стороны других
2 - честен в отношениях с товарищами и взрослыми;
1 - не всегда честен;
0 - нечестен

Отношение к себе

5. Самодисциплина

17. Развитая добрая воля

3 - проявляет добрую волю и стремится развивать ее, поддерживает проявление доброй и осуждает проявление злой воли сверстников;
2 - проявляет добрую волю, стремится развивать ее;
1 - развивает волю в организованных взрослыми ситуациях, нередко подчиняясь воле других;
0 - силой волей не обладает и не стремится ее развивать.

18. Самоуважение, соблюдение правил культуры поведения

3 - добровольно соблюдает правила культуры поведения, требует этого от других;
2 - добровольно соблюдает правила культуры поведения, не заботится о других;
1 - нормы, правила поведения соблюдает при наличии контроля;
0 - нормы и правила не соблюдает

19. Организованность и пунктуальность

3 - своевременно и качественно выполняет любое дело, требует этого от других;
2 - своевременно и качественно выполняет свои дела;
1 - при выполнении дел и заданий нуждается в контроле;
0 - начатые дела не выполняет

20. Требовательность к себе

3 - требователен к себе и товарищам, стремится проявить себя в хороших делах и поступках;
2 - требователен к себе, стремится проявить себя в хороших делах и поступках;
1 - не всегда требователен, не стремится проявить себя в хороших делах и поступках;
0 - к себе не требователен, проявляет себя в негативных поступках.




Таблица 1.
Ориентировочная минимальная диагностическая программа изучения уровней проявления нравственной воспитанности младшего школьника 2 –А класс.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Алина

2

2

1

3

1

2

3

2

3

2

3

3

3

3

3

3

3

3

2

2

Андрей

2

2

1

3

3

3

2

3

2

2

3

3

3

3

3

3

1

3

3

3

Анна

3

3

2

3

3

3

3

3

3

2

3

3

3

2

2

3

3

3

3

3

Валерия Б.

1

2

1

2

1

1

2

1

2

2

2

3

3

3

2

3

2

3

2

2

Валерия Ч.

1

2

2

3

2

2

2

1

2

2

3

2

3

2

2

3

3

2

3

3

Герман

2

2

2

3

2

3

2

3

2

3

3

3

3

3

2

3

3

3

3

3

Дарья

3

3

2

3

3

3

3

3

3

2

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

Елизавета А.

3

3

2

3

3

3

3

3

2

3

3

3

3

3

3

3

2

3

3

3

Елизавета Л.

0

2

1

2

2

2

2

2

2

2

2

1

2

1

1

1

1

2

2

2

Константин

1

2

2

3

1

1

2

1

2

2

2

1

2

2

2

2

2

2

1

1

Павел Н.

0

1

1

1

0

0

2

1

1

1

1

2

0

0

0

1

1

0

0

0

Павел С.

2

2

2

3

2

3

2

2

2

3

3

3

3

3

2

3

3

3

3

3

Полина

2

3

2

3

3

2

3

2

3

2

3

2

3

3

3

3

3

3

2

3

Роман

2

2

2

3

2

2

3

3

2

2

3

2

3

3

3

3

3

3

3

3

Софья Д.

2

2

1

3

2

2

3

2

2

2

3

2

3

3

3

3

2

2

3

2

Софья З.

1

1

1

2

1

1

2

1

2

2

2

2

3

2

3

3

2

2

2

2



В зависимости от внешней и внутренней саморегуляции, можно выявить разные уровни воспитанности (высокий, средний, низкий), отметить невоспитанность.
Невоспитанность характеризуется отрицательным опытом поведения.

Низкий уровень нравственной воспитанности – представляется слабым, еще неустойчивым опытом положительного поведения, которое регулируется в основном требованиями старших и другими внешними стимулами и побудителями, при этом самоорганизация и саморегуляция ситуативны.


Средний уровень нравственной воспитанности – свойственны самостоятельность, проявления самореализации и самоорганизации, хотя общественная позиция еще не проявляется.


Высокий уровень нравственной воспитанности – наличие устойчивой и положительной самостоятельности в деятельности и поведении наряду с проявлением активной общественной, гражданской позиции.
В программе выделены интегративные для каждого возраста качества. Для каждого из них раскрыты основные проявления. Например, показателем патриотизма у младших школьников является любовь к родной природе, гордость за свою страну.
В столбцах «Показатели нравственной воспитанности» фиксируется тот уровень, который преобладает на данный момент у конкретного ребенка.


Преобладание ярких проявлений (3 уровень) отражает самостоятельность, высоконравственность деятельности и поведения, признаки продуктивного, деятельного характера. В таком случае говорят: «серьезный, самостоятельный, хорошо воспитанный ребенок».


Преобладание признаков 2 уровня: ребенок недостаточно самостоятелен, и не всегда саморегулирует свою деятельность, активную нравственную позицию. В этом случае «воспитанный ребенок».

Преобладание признаков 1 уровня: преобладание внешней регуляции его деятельности и отношений. Такой обучающийся нуждается в побуждении и контроле. О таких детях
говорят: «недостаточно воспитанный ребенок». Преобладание отрицательных проявлений, вредных привычек в поведении ребенка характеризует его как невоспитанного.

Анализ результатов
По результатам анализа таблицы выявлено, что в учащихся 2-А класса преобладают признаки третьего и второго уровня проявления нравственно-волевых качеств личности. Наиболее яркими качествами формирующейся нравственности у данной возрастной группы детей являются отношение к обществу, отношение к физическому труду, отношение к людям. Следует обратить внимание на развитие у ребят отношений к умственному труду и отношения к себе. На высоком уровне нравственной воспитанности оказалось большее число детей. В конце года будет проведена ущё одна диагностика этого класса и тогда можно будет сравнить рост нравственности у учащихся.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические рекомендации по организации физического воспитания в школах полного дня 2009 г

    Методические рекомендации
    Брошюра «Физическая культура и спорт в режиме школы полного дня» содержит методические материалы по организации физического воспитания в школах полного дня, и представляет собой сборник материалов основанных на многолетнем опыте работы
  2. Образовательная программа школы полного дня с классами углубленного изучения образовательной области «искусство»

    Образовательная программа
    Истоки рождения школы следует искать не в дате закладки нового здания или присвоении ей того или иного статуса , а в зарождении основных принципов ее будущей деятельности в голове конкретного человека- ее создателя.
  3. Задачи младших школьников, решаемые в разных видах деятельности

    Пояснительная записка
    4.4 Информационно-коммуникационные технологии – инстру-ментарий универсальных учебных действий. Подпрограмма формирования ИКТ-компетентности учащихся … 93
  4. Внеклассная работа по иностранному языку

    Реферат
    . Факультативные занятия по иностранному языку 33 § .3. Календарные и тематические праздники 38 § .4. Экскурсии как форма внеклассных занятий по иностранному языку 43 § .
  5. Курсовая работа тема: «Организация внеклассной работы по географии»

    Курсовая
    ОглавлениеВведение 3Глава 1. Особенности внеклассной работы по географии 51.1. Цели и задачи внеклассной работы по географии, ее значение 51.2. Содержание и педагогические требования к внеклассной работе по географии … 6Глава 2.

Другие похожие документы..