Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
исследование рынка,заключение договоров, контроль поставок и дебиторской задолженности Причина увольнения: окончание контракта Период работы: С марта...полностью>>
'Документ'
Когда исследователи говорят о тех или иных исторических эпохах, они, естественно, лишь умозрительно разделяют непрерывный процесс истории на какие-то...полностью>>
'Документ'
Здоров'я особистості є об'єктом дослідження багатьох сучасних галузей наукового знання – філософії, соціології, психології, педагогіки й медицини. В ...полностью>>
'Документ'
  Имидж – наиболее важный аспект любого общения между людьми, в том числе и делового. Имидж должен оставлять у собеседника определенный набор впечатл...полностью>>

Воспитание культуры поведения и речи младших школьников во внеклассной работе в условиях школы полного дня

Главная > Реферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Систематизирующую роль в работе по воспитанию культуры поведения может играть организация ее в рамках клубов нравственной ориентации. В нашем опыте были, к примеру, клубы вежливых, бережливых, любителей природы. Мы апробировали несколько вариантов этих объединений по интересам: весь класс год, а то и два является членом одного клуба или делится по желанию ребят на несколько клубов, каж­дый из которых приглашает других на свои заседа­ния. Конечно, в начальных классах организационная работа упрощена. Мы говорим с ребятами о трех обязанностях членов клуба: ставить на заседаниях вопросы, участвовать в их обсуждении, выполнять задания клуба. Внеклассная работа предо­ставляет большой простор для активизации учащихся, повышения их инициативы, самостоятельности, позво­ляет применять разнообразные формы и методы, ши­роко привлекать шефов, родителей в качестве зри­телей и участников, сочетать учебно-воспитательные цели с организацией досуга ребят.

Методика работы по воспитанию культуры поведения

Успех в воспитании культуры поведения во многом зависит от правильного выбора методов работы с детьми. Главными методами являются приучения школьников к выполнению правил культурного поведения и разъяснения им соответствующих норм морали. Важным средством приучения младших школьников к культуре поведения являются упражнения, которые включаются в повседневную жизнь ребенка и проводятся в процессе систематических занятий. Содержание упражнений и их форма зависят от характера правила, отрабатывается. Так, например, возможны занятия, где учитель показывает, как надо вести себя в той или иной ситуации: как пригласить товарища в гости, как вести себя за столом, как выполнять правила вежливости. На этом же занятии дети повторяют действия учителя, учатся поступать правильно. А потом эти упражнения включаются в разнообразную деятельность школьников. Дети едут в театр, идут на день рождения к товарищу. Здесь они должны самостоятельно, без непосредственного контроля со стороны взрослых действовать в соответствии с известными им правилами. Учитель наблюдает за поведением детей, он отмечает те пробелы и ошибки, что дети делают, и то хорошее, правильное в их поступках, на что можно опереться в дальнейшей работе.

Выполнение общественных поручений требует от детей не только умения выполнять какую-либо деятельность, но и соблюдать определенные правила поведения. Так, третьеклассники шефствуют над первоклассниками, играют с дошкольниками, дежурят на своем этаже, собирают макулатуру. При этом дети вступают в отношения со многими людьми: взрослыми, младшими и старшими ребятами, своими сверстниками. Общение с ними требует от школьников знания многих правил культурного поведения. Умение следовать правилу в повседневной жизни становится необходимым для детей. Поэтому дети стараются запомнить то, что они изучают на специальных занятиях, и применить полученные знания на практике. Это обстоятельство в значительной степени облегчает работу учителя по воспитанию культуры поведения.

В системе работы учителя большое значение имеет и разъяснение детям этических норм, связанных с правилами культурного поведения. Методы разъяснения разные: рассказ учителя, этическая беседа, обсуждение фактов школьной жизни, беседа по прочитанной книге, рассказы, стенды по культуре поведения. Главная задача нравственного образования - формировать нравственные представления и понятия о доброжелательности, справедливости, гуманности, дружбе, обществе и др. При разъяснении правил культурного поведения необходимо обратить внимание детей на мотивы поступков и их последствия для других людей. Тогда правило выступает не как случайное и необоснованное требование, а как разумная необходимость, очевидная для младших школьников.

Среди методов разъяснения правил поведения ведущее место должна занять беседа учителя с детьми. Почему именно беседа? Отвечая на вопросы, поставленные учителем, учащиеся дополняют друг друга, выражают разные мнения, основываясь на собственном (пусть небольшом и ограниченном) опыте. Именно в беседе раскрывается понимание детьми тех или иных правил. Высказывания учеников позволяют педагогу судить о том, что уже хорошо известно детям, а какие правила им малознакомые или незнакомые вовсе. Выслушав детей, педагог подводит итог беседе, формулирует правила поведения, останавливается на ложных высказываниях.

Эффективный прием разъяснения детям правил культурного поведения - использование литературных произведений - рассказов, стихов, басен. При этом целесообразно обсуждать с детьми и образцы правильного поведения, и негативные поступки. В работе с детьми нужно широко использовать юмор. Важно показать детям, в смешном виде героев произведений, которые не умеют или не хотят выполнять правила культурного поведения. И таким образом вызвать у ребят желание не быть похожими на них. Прекрасным материалом для этой работы есть стихи А. Барто «Любочка», «Сонечка», «В театре», «Почему занят телефон», С. Михалкова «Одна рифма», «Прогулка», Ул. Лившица «Перчатки», «Неряха» и др. Эти стихи можно прочесть в лицах, поставить по ним небольшие инсценировки. Следует, однако, подчеркнуть, что учитель должен очень тактично использовать смех как средство воспитания. Не следует напрямую связывать плохие поступки героев стихотворений с поведением ребят данного класса, высмеивать их. Если такие аналогии проводятся и делается это прямо, то дети не пытаются исправить свое поведение, а обижаются, замыкаются в себе, а иногда начинают поступать назло учителю.

Специальная работа по культуре поведения проходит в форме занятий. Проведение этой работы условно можно разделить на три этапа: подготовка к занятию, проведение занятия и повседневная работа.

Во время подготовительного этапа учитель выясняет, что известно детям по данной теме, какие правила они умеют выполнять, насколько устойчиво их поведения. Учитель разрабатывает форму занятия, формулирует правила, которые должны усвоить дети, определяет содержание своей беседы с детьми. Готовятся к занятию и дети. За неделю до занятия они получают разные задачи, например: разучить стихотворение, подготовить инсценировку, подобрать загадки и пословицы, связанные с темой занятий. Обычно подготовка идет в группах в секрете от других, таким образом, и выступления ребят каждой группы на самом занятии сохраняют новизну для других.

Именно занятия должны быть интересными и праздничными. Хорошо, если дети с нетерпением ждут его. Праздничность связана с тем, что до занятия дети готовят разные выступления, обсуждают события классной жизни, играют, приглашают родителей, показывают, что они умеют делать. Конечно, занятие начинается беседой учителя, он называет тему занятия, ставит перед детьми вопрос. В конце занятия учитель точно формулирует правила поведения. Лучше, если в составлении правила принимают участие сами ребята, не надо бояться детских формулировок, какие бы неуклюжие они ни были. В этом случае правило как бы придуманное самими детьми и целесообразность его особенно очевидна. Неплохо, когда правила оформлены в виде плаката. Зачастую занятия строятся так: чередующиеся беседа, показ, игра, инсценировка. Занятия проводится один раз в месяц.

Как бы ни было содержательно и интересное занятие, как бы хорошо ни выступали на нем дети, как бы точно они не формулировали все правила - основная работа по накоплению опыта правильного поведения проходит в повседневной жизни младших школьников - на уроках, во время перемен, в раздевалке, по дороге домой, во время посещений театра, кино, на прогулках, экскурсиях, в общении друг с другом и взрослыми. Поэтому внимание учителя направлено на такую организацию жизни детей, которая давала бы возможность для упражнения их в правильном поведении. Если ученики хорошо знают, какие требования к ним предъявляются, каждый из них наученный, как следует вести себя в том или ином случае, то контроль за поведением идет со стороны не только учителя, но и детского коллектива.

Организация работы с классом является главной задачей педагога. Но вместе с тем проводится и индивидуальная работа с отдельными учениками в зависимости от уровня их воспитанности и условий жизни в семье. Индивидуальная работа проводится в тесном контакте с родителями.

Причины невыполнения младшими школьниками правил культурного поведения Многие дети в начальных классах умеют выполнять и выполняют правила культурного поведения. Они ведут себя достойно в школе, в семье, в общественных местах. Но волнует другое. Еще часто в среде школьников, даже младших, встречается грубость, неряшливость, невоспитанность, несоблюдение приличий, отсутствие элементарного вкуса в одежде. Часто учитель приучает детей к культуре поведения от случая к случаю.

Если дети не знают, как нужно вести себя в конкретной ситуации, учитель разъясняет, показывает, как надо себя вести, организует упражнения, выдвигает требования, контролирует поведение. Если дети нарушают норму, им указывают на ошибку, Вся эта работа, связанная с конкретной, только что возникшей ситуацией, дает, конечно, некоторый положительный результат, но и стихийность и случайность могут привести к существенным пробелам в воспитании культуры поведения. Поэтому одна из причин нарушения правил заключается в том, что дети просто их не знают. Например, дети не знают, что считается невежливым подавать первым руку, когда здороваешься с взрослым, или неприлично сидеть, когда разговариваешь с взрослым, если он стоит.

Устранить эту причину легко. Содержание правил культурного поведения достаточно полно и подробно раскрыто во многих специальных книгах, брошюрах, статьях, в популярных и педагогических журналах. Итак, учитель, заметив, какие правила неизвестны детям, а иногда и родителям, должен рассказать о них.

Другие правила дети знают, но не умеют их выполнять. Например, они знают, что взрослому надо уступить место в транспорте, и уступают, но часто делают это навязчиво и подчеркнуто. Получается, учитель должен не только рассказать о том или ином правиле, но и показать, как надо его выполнять.

В других случаях дети знают правила, но не выполняют их. Например, они знают, что надо соблюдать гигиенические правила: чистить зубы, пользоваться носовым платком, быть опрятным, следить за своей одеждой и обувью, но не делают этого, главным образом, из-за лени, отсутствия волевого усилия, когда надо заставить себя сделать то, чего не хочется. Некоторые правила дети не выполняют, считая их ненужными и неважными. Они убеждены, что многие правила придумали взрослые и заставляют их выполнять, а на самом деле для жизни эти правила не имеют никакого значения. В этом случае дети сознательно не соблюдают известных им норм, например, в своем детском обществе, в коллективе сверстников они не говорят слов вежливости ( «спасибо», «пожалуйста» и др.). Получается, только знания правила поведения не делает школьников воспитанными и культурными. Усвоение правил поведения предполагает позитивное отношение к ним школьников и активное стремление следовать правилам, вызывает тревогу учителей, родителей и общественности.

Важно добиться того, чтобы требования, связанные с выполнением правил культурного поведения, шли не только от взрослых, но и от самих школьников. Начиная работу по воспитанию культуры поведения, учителю необходимо формировать общественное мнение в детском коллективе, которое регулировало бы и соответствующим образом оценило выполнение (или невыполнение) простых норм поведения. Коллектив детей с помощью взрослых должен выработать правила, выполнение которых считается необходимым. Тогда требования придерживаться определенных норм будут исходить не только от взрослых, но и от самих детей, от школьного коллектива.

Одна из серьезных причин невыполнения детьми правил поведения лежит в окружающих ребенка людях. Дело в том, что взрослые далеко не всегда являют собой образец поведения в общественных местах, дома, на улице. Они бывают нервными и грубыми, бестактным и невежливым, т.е. позволяют себе такое поведение, которое резко осуждается у детей.

Итак, воспитывая культуру поведения, сами взрослые должны постоянно строго и придирчиво следить за своим поведения, быть образцом для детей. Это одно из основных положений педагогики должно быть донесено до родителей и других воспитателей детей.

Часто дети не следуют правилам культурного поведения потому, что взрослые не соблюдают единства в тех требованиях, которые предъявляют детям. Разнобой в требованиях бывает значительным. Не одинаковые требования предъявляет школа и семья. Внутри школы не все педагоги бывают единодушны в требованиях к ученикам, точно так же в семье не все взрослые солидарны в педагогических взглядах. Так, характер требований, их последовательность и объем бывают разными у отца и матери, бабушек и дедушек. Поэтому ребенок не всегда выполняет обязательные правила, а приспосабливается к требованиям различных взрослых. В этом случае дома он может быть вежливым, а в школе грубым, и наоборот. Быть предупредительным в отношении родителей и, невнимательным и бестактно по отношению к бабушке.

Воспитание культуры поведения проходит успешно, если родители и школа находят общий язык, осуществляют единые требования к поведению детей.

2.1 Понятие культуры поведения и её компоненты.

Проблема формирования культуры поведения детей волнует сейчас ученых и практиков различных отраслей знаний. Философы и психологи, педагоги и физиологи, культурно-образовательные сотрудники исследуют сущность и особенности целенаправленной организации досуга младших школьников. Оценивая состояние нравственного воспитания в Украине, следует отметить, что к этому процессу причастны различные социальные институты общества – семья, школа, внешкольные учреждения и др.

Целенаправленная, систематическая работа по воспитанию навыков и привычек культурного поведения начинается с приходом детей в школу. Именно в начальных классах закладываются основы аккуратности и опрятности, вежливости, точности, прививаются хорошие манеры, умение культурно вести себя в школе, дома, на улице и в общественных местах. Если элементарные нормы культурного поведения не привитые детям с ранних лет, то позже приходится восполнять этот пробел и нередко проводить более тяжелую работу: перевоспитывать школьников, в которых укоренились негативные привычки. Отсутствие элементарных привычек у детей затрудняет работу над воспитанием у них более тонких и сложных проявлений культурного поведения: такта, деликатности, непринужденности, изящества манер и т.д.

Культура поведения тесно связана с внутренней культурой человека, требованиями эстетики, с общепринятыми тенденциями и обычаями. Внутренняя культура во многом определяет внешнее поведения человека, но и внешняя сторона поведения влияет на внутреннюю культуру - заставляет человека быть выдержанным, внутренне собранным, уметь владеть собой. Небрежность во внешнем виде, грубость, невнимательность, бестактность постепенно формируют соответствующие негативные качества личности. Поэтому с раннего возраста необходимо вооружить детей знаниями правил культурного поведения, привычками их выполнени

Активное умственное развитие младшего школьника способствует формированию более высокой по сравнению с дошкольным возрастом степени осознанности поведения. Дети начинают предвидеть последствия своих поступков. Поведение становится более целенаправленным и сознательным, они понимают смысл нравственных требований и правил. Создаются возможности для формирования у детей ответственности за свое поведение, элементов самоконтроля, организованности. В младшем школьном возрасте дети накапливают первый опыт нравственного поведения, у них формируются первые навыки организационного и дисциплинированного поведения, навыки положительных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, навыки самостоятельности, умение занять себя интересной и полезной деятельностью, поддерживать порядок и чистоту окружающей обстановки.

Понятие «нравственное поведение» тесно граничит с «культурой поведения». Существует множество определений понятия «культура поведения». Так, например, в педагогическом словаре: Культура поведения - соблюдение основных требований и правил человеческого общежития, умение находить правильный тон в общении с окружающими. Культура поведения - совокупность форм повседневного поведения человека (в труде, в быту, общении с другими людьми), в котором находят внешнее выражение моральные эстетические нормы этого поведения. Культура поведения включает: манеры общения, этикет, высшая степень отточенности, отшлифованности действия и поступков человека, совершенство его деятельности в различных сферах жизни

Здесь, под термином «культура поведения» мы будем понимать совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности.

Культура поведения не сводится к формальному соблюдению этикета, она тесно связана с нравственными чувствами и представлениями и, в свою очередь, подкрепляет их.

В содержании культуры поведения младших школьников можно условно выделить следующие компоненты:

· культура деятельности,

· культура общения,

· культурно-гигиенические навыки и привычки.

Сущность составляющих элементов культуры поведения рассмотрим в Таблице 1 - Компоненты культуры поведения, что позволит более конкретно проследить задачи воспитания и их постепенное усложнение.

Таблица 1 - Компоненты культуры поведения

Культура деятельности

Культура общения

Культурно-гигиенические навыки

проявляется в поведении ребенка на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений. Формировать у ребенка культуру деятельности - значит воспитывать у него умение содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет; привычку доводить до конца начатое дело, бережно относиться к книгам, вещам игрушкам.

Важный показатель культуры деятельности - естественная тяга к интересным, содержательным занятиям, умение дорожить временем. В младшем школьном возрасте ребенок учится регулировать свою деятельность и отдых. Это будет хорошей основой для формирования у него навыков эффективной организации труда.

предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, в быту; предполагает:

- умение не только действовать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов, жестикуляции

- культуру речи, т.е. наличие достаточного запаса слов, умение говорить лаконично, сохраняя спокойный тон.

важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, школьных принадлежностей продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, о том, что неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, небрежен в работе.

Культуру еды часто относят к гигиеническим навыкам, но она имеет этический аспект - ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом, а также к тем, кто приготовил пищу

Таким образом, мы дали определение культуры поведения, её основных компонентов, выявили их сущность, структурировано выделив основные моменты в таблицу. Далее мы более подробно остановимся на содержании основных элементов культуры поведения.

Гигиеническое воспитание как элемент культуры поведения.

Локк в своем главном труде "Мысли о воспитании" предлагает тщательно разработанную систему физического воспитания будущего джентльмена, провозглашая его одной из важных проблем. В последнее время очень актуальным является вопрос о гигиеническом воспитании подрастающего поколения. В стенах школы дети проводят 11 лет, это период жизни человека, когда закладываются основные физические и психологические характеристики личности. А одним из аспектов всестороннего формирования личности подрастающего поколения является формирование здорового образа жизни ребенка и гигиеническое воспитание.

Со времен глубокой древности и до наших дней особое внимание люди уделяли здоровью и в частности такому неотъемлемому фактору здоровья как гигиена.

В рабовладельческой Древней Греции выделялись особые системы воспитания: спартанская и афинская. В условиях сурового военного строя жизни земельной аристократии воспитание в Спарте носило ярко выраженный военно-физический характер. Идеалом был выносливый и мужественный воин. Яркую картину спартанского воспитания нарисовал Плутарх в биографии спартанского законодателя Ликурга. В отличие от спартанской афинская система воспитания предполагала интеллектуальное развитие и развитие культуры тела. В трудах Сократа и Аристотеля содержатся воззрения на необходимость формирования культуры тела.

В полном соответствии с античным идеалом человека педагоги эпохи Возрождения проявляли заботу о здоровье детей, разрабатывали методику физического воспитания - Томмазо Кампанелла, Франсуа Рабле, Томас Мор, Мишель Монтень.

В педагогической теории XVII века руководящим принципом воспитания считался принцип полезности. Педагоги того времени уделяли большое внимание заботе об укреплении здоровья детей. Джон основное правило: "Здоровый дух в здоровом теле - вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире...". Локк подробно описывает приемы закаливания, обосновывает значение строгого режима в жизни ребенка, дает советы об одежде, пище, прогулках, занятиях спортом.

Впервые в истории русской педагогической мысли российский деятель просвещения Епифаний Славинецкий в педагогическом сочинении "Гражданство обычаев детских" попытался дать свод правил, которыми должны были руководствоваться дети в своем поведении. Здесь сказано, как относиться к своей одежде, внешности, как соблюдать правила гигиены.

Французские просветители XVIII века Жан-Жак Руссо и Клод Адриан Гельвеций в ожидании новой эры, царства разума на Земле, в своих трудах рассматривали вопросы воспитания нового человека. Руссо в работе "Эмиль, или о воспитании" биологизирует процесс воспитания. Он подробно останавливается на приемах закаливания Эмиля, укреплении его физических сил. Отмечая важную роль природных средств, указывает: "Внутреннее развитие наших способностей и наших органов есть воспитание от природы...". Гельвеций в книге "О человеке, его умственных способностях и его воспитании" определяет задачу физического воспитания в том, "...чтобы сделать человека более сильным, более крепким, более здоровым, следовательно, более счастливым, более часто приносящим пользу своему отечеству...".

Над преобразованием дела воспитания работали прогрессивные общественные деятели и педагоги И.И. Бецкой, Н.И. Новиков, Ф.И. Янкович. Н.И. Новиков в статье "О воспитании и наставлении детей" отмечает, что "...первой главной частью воспитания является попечение о теле, поскольку образование тела и тогда уже нужно, когда иное образование не имеет еще места...".

Н. Г. Чернышевский наряду с рекомендациями по физическому воспитанию говорил, что школа должна позаботиться  о том, чтобы всем содержанием и организацией своей работы, всеми разнообразными средствами содействовать всемерному укреплению и развитию физических сил и здоровья учащихся.

В.Г. Белинский и А.И. Герцен все стороны воспитания связывали с одной целью - подготовка бесстрашных борцов за лучший общественный строй. В.Г. Белинский задачами физического воспитания определял: охрану здоровья детей, развитие их физических сил путем установления правильного образа жизни, организацию игр, гимнастических упражнений, соблюдение правил личной и общественной гигиены и усвоение естественнонаучных знаний о человеке. По его мнению, физическое воспитание должно осуществляться в тесной связи с нравственным.

Ибрай Алтынсарин внес большой вклад в развитие педагогической мысли. Он считал, что по своему устройству школа должна служить примером новой культурной жизни в самом широком смысле этого слова - новых привычек, правил поведения, дисциплины, начал гигиены, ремесел.

Н.В. Шелгунов одним из главных условий здоровья учащихся считал привычку к порядочной и умеренной жизни. Деятели начального образования Н.А. Корф и Н.Ф. Бунаков требовали создания санитарно-гигиенических условий детского учебного труда.

Также существовала научно обоснованная точка зрения ведущих ученых о роли школы в организации условий для воспитания в ребенке бодрости духа и формирования здорового образа жизни. В.А. Фармаковский в своей книге "Школьная диететика" подчеркивает, что именно школа должна быть приятно эстетически благоустроена, чтобы влиять на добрые нравы и вкусы детей.

В этот же период появились работы, где рассматривается зависимость процесса формирования здорового образа жизни школьников от уровня развития их сознания, факторов воли и установки доминанты волевого посыла (И.Т. Назаров, Е.А. Андрианова и др.). И.Т. Назаров в работе "Культура воли, система воспитания здоровой личности" особую роль отводит учителю в воспитании воли ребенка, что, по мнению автора, есть условие формирования положительных целевых установок личности в области здорового образа жизни для совершенствования адаптационных возможностей организма.

В конце 40-х - начале 50-х годов вновь получает актуальность проблема формирования здоровья. Новая установка на гигиенический аспект здорового образа жизни была вызвана необходимостью послевоенного времени. Основоположником советской системы гигиенического воспитания школьников признан И.И. Мильман. Еще в 20-е годы он разработал систему уроков здоровья, а его последователи - серию учебных пособий по личной и социальной гигиене, профилактике, сохранению работоспособности.

В 70-80-е годы ведутся исследования по вопросам гигиенического воспитания (Н.А. Бернштейн, В.А. Воскресенский, В.И. Загвязинский и др.), охране здоровья обучающихся детей, соблюдению гигиенических требований к организации учебных предметов (Д.А. Изуткин и др.). Как отмечает Л.Г. Татарникова, эти исследования не давали модели гигиенически здорового учреждения школьного типа, не предусматривались механизмы внедрения, не обосновывалась система мер (на уровне интеграции медицины, педагогики и психологии) всех педагогов в обучающихся системах [32, 198].



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические рекомендации по организации физического воспитания в школах полного дня 2009 г

    Методические рекомендации
    Брошюра «Физическая культура и спорт в режиме школы полного дня» содержит методические материалы по организации физического воспитания в школах полного дня, и представляет собой сборник материалов основанных на многолетнем опыте работы
  2. Образовательная программа школы полного дня с классами углубленного изучения образовательной области «искусство»

    Образовательная программа
    Истоки рождения школы следует искать не в дате закладки нового здания или присвоении ей того или иного статуса , а в зарождении основных принципов ее будущей деятельности в голове конкретного человека- ее создателя.
  3. Задачи младших школьников, решаемые в разных видах деятельности

    Пояснительная записка
    4.4 Информационно-коммуникационные технологии – инстру-ментарий универсальных учебных действий. Подпрограмма формирования ИКТ-компетентности учащихся … 93
  4. Внеклассная работа по иностранному языку

    Реферат
    . Факультативные занятия по иностранному языку 33 § .3. Календарные и тематические праздники 38 § .4. Экскурсии как форма внеклассных занятий по иностранному языку 43 § .
  5. Курсовая работа тема: «Организация внеклассной работы по географии»

    Курсовая
    ОглавлениеВведение 3Глава 1. Особенности внеклассной работы по географии 51.1. Цели и задачи внеклассной работы по географии, ее значение 51.2. Содержание и педагогические требования к внеклассной работе по географии … 6Глава 2.

Другие похожие документы..