Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
В последние годы на ЕГЭ по математике всё чаще предлагаются задачи с параметрами, которые у многих выпускников вызывают немалые трудности. Нередко вы...полностью>>
'Программа'
Более 10 лет московское образование устойчиво развивается на основе комплексно-целевого межведомственного подхода. Все предыдущие программы «Столично...полностью>>
'Документ'
Парфюмерно-косметическая продукция, не прошедшая государственную регистрацию в уполномоченных федеральных органах исполнительной власти, по-прежнему ...полностью>>
'Документ'
В книге нашли отражение следующие вопросы: кто явился виновником войны — Германия или СССР; готовил ли Советский Союз превентивный удар по Германии; ...полностью>>

Воспитание культуры поведения и речи младших школьников во внеклассной работе в условиях школы полного дня

Главная > Реферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

1.2 Особенности воспитания культуры поведения и речи в младшем школьном возрасте.

Младший школьный возраст – этап развития ребёнка, который соответствует периоду обучения в начальной школе. Хронологические границы этого возраста различны в разных странах и в разных исторических условиях. После 1943 граница младшего школьного возраста снизилась с 8 до 7 лет, с 1984 - до 6 лет. Эти границы могут быть условно определены в интервале от 6-7 до 10-11 лет, их уточнение зависит от официально принятых сроков начального обучения.


Поступивший в школу ребенок автоматически занимает совершенно новое место в системе отношений людей: у него появляются постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью. Близкие взрослые, учитель, даже посторонние люди общаются с ребенком не только как с уникальным человеком, но и как с человеком, взявшим на себя обязательство учиться, как все дети в его возрасте.
Учебная деятельность ребенка развивается так же постепенно, через опыт вхождения в нее, как и все предшествующие деятельности (манипуляционная, предметная, игровая). Учебная деятельность представляет собой деятельность, направленную на самого учащегося. Ребенок учится не только знаниям, но и усвоению этих знаний .
Учась способам письма, счета, чтения и т.д., ребенок ориентирует себя на самоизменение - он овладевает необходимыми, присущими окружающей его культуре способами служебных и умственных действий. Самое существенное в учебной деятельности - это рефлексия на самого себя, отслеживание новых достижений и происшедших изменений. “Не умел - умею”, “Не мог - могу”, “Был - стал”, - ключевые оценки результата углубленной рефлексии своих достижений и изменений.


Рассмотрим примерные перечни основных требований применительно к младшим школьникам:
От них требуется:
— «знать, что они граждане своей страны;
— уметь воспитывать в себе волю и мужество, твердый характер и целеустремленность, доброту и требовательность, способность не поддаваться соблазнам наживы, потребительства, курения, употребления спиртного, наркотических и токсических средств;
— любить Родину, людей, способных своим трудом беззаветно служить народу и крепко держать свое слово;
— дружить с ребятами всех национальностей верно и преданно; быть принципиальным, требовательным и честным в дружбе;
— бороться с проявлениями в себе и своих товарищах тщеславия, самодовольства, жестокости, равнодушия к людям и делу;
— беречь свое человеческое достоинство и честь; все добро, созданное народом, охранять и восстанавливать памятники культуры;
— помогать всем, попавшим в беду, и не требовать награды за добрый поступок; проявлять доброту и заботливость о людях в повседневной жизни;
— творить в учебе, в искусстве, в любом деле, в котором чувствуешь способность и тягу к творчеству» .
Следовательно, ребенок становится способен подчинить намерение интеллектуальной цели. Дети не только лучше запоминают, но и способны размышлять о том, как они это делают.


Мышление у детей начальной школы развивается от эмоционально-образного к абстрактно-логическому. «Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще», - напоминал учителям К.Д. Ушинский, призывая опираться на первых порах школьной работы на эти особенности детского мышления. Задача школы первой ступени поднять мышление ребенка на качественно новый этап, развить интеллект до уровня понимания причинно-следственных связей. Мышление детей развивается во взаимосвязи с их речью. Словарный запас нынешних четвероклассников насчитывает примерно 3500-4000 слов. Влияние школьного обучения проявляется не только в том, что значительно обогащается словарный запас ребенка, но прежде всего в приобретении исключительно важного умения устно и письменно излагать свои мысли.


Восприятие младших школьников отличается неустойчивостью и неорганизованностью, но в то же время остротой и свежестью, «созерцательной любознательностью». Младший школьник может путать цифры 9 и 6, мягкий и твердый знаки с буквой «р», но в то же время с живым любопытством воспринимает окружающую жизнь, которая каждый день раскрывает перед ним что-то новое.
Внимание младших школьников. В этом возрасте появляется также масса психолого-социальных новообразований. Число факторов, влияющих на самооценку, заметно расширяется. У детей в возрасте от 7 до 12 лет продолжает формироваться стремление на все иметь свою точку зрения. У них также появляются суждения о собственной социальной значимости – самооценка. Она складывается благодаря развитию самосознания и обратной связи с теми из окружающих, чьим мнением они дорожат. Высокая оценка обычно бывает у детей в том случае, если родители относятся к ним с заинтересованностью, теплотой и любовью. Младший школьный возраст – завершение развития самосознания.


Ребенок в младшем школьном возрасте начинает думать об основаниях того, почему он думает так, а не иначе. Возникает механизм коррекции своего мышления со стороны логики, теоретического знания. непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограниченно по объему. Поэтому весь процесс обучения и воспитания ребенка начальной школы подчинен воспитанию культуры внимания.
Память в этот период имеет преимущественно наглядно-образный характер. Безошибочно запоминается материал интересный, конкретный, яркий .


В учеников младших классов развиваются элементы социальных чувств, формируются навыки общественного поведения (коллективизм, ответственность за поступки, товарищество, взаимопомощь и др.) Возникают коллективные связи, формируется общественное мнение. Младший школьный возраст предоставляет большие возможности для формирования нравственных качеств и положительных черт личности.
По-прежнему много времени дети уделяют игре. В ней развиваются чувства сотрудничества и соперничества, приобретают личностный смысл такие понятия, как справедливость и несправедливость, предубеждение, равенство, лидерство, подчинение, преданность, предательство.


С момента, когда ребенок пошел в школу, его эмоциональное развитие больше, чем раньше, зависит от того опыта, который он приобретает вне дома. Необъяснимые и вымышленные страхи прошлых лет сменяются другими, более осознанными: уроки, отношения между сверстниками.
Мы рассмотрели психосоциальную и педагогическую характеристику младшего школьного возраста, но наиболее явные различия между детьми связаны с их полом и индивидуальными особенностями.


Для мальчиков и девочек существуют различные стили поведения, игры, увлечения и т.д. Замечено, что мальчики более склонны к проявлению агрессивности, чем девочки, и это, в частности, объясняется тем, что обладание некоторыми близкими к агрессивному формами поведения поощряется у мальчиков, а у девочек запрещается. Образ мужчины как защитника и воина входит в мужской социально – личностный стереотип. Девочкам же с самого раннего детства запрещается вести себя агрессивно, т.к. в женский социально – психологический стереотип входят противоположные агрессивности качества: доброта, мягкость, сопереживание, сочувствие и т.д.


Особую роль в личностном развитии ребенка играет то, как дети воспринимают и оценивают своих родителей. Самое заметное воздействие родителей на себе испытывают дети в возрасте от 3 до 9 лет. Но между мальчиками и девочками имеются различия. Так, у девочек психологическое влияние родителей начинает чувствоваться раньше и продолжается дольше, чем у мальчиков. Далее у ребенка усиливается стремление быть похожим на старших. Для мальчиков объектом подражания часто становится тот человек, который ведет себя «как настоящий мужчина». У девочек развивается тенденция подражать тем, кто выглядит «как настоящая женщина».
Главным мерилом, определяющим положение ребенка в группе сверстников, становится оценка учителя, успехи в учебе. Именно он может помочь ребенку в его психологическом и социальном становлении. В этот период учитель становится для ребенка фигурой, определяющей его психическое состояние не только в классе, на уровне и в общении со сверстниками, его влияние простирается и на отношения в семье .


Таким образом в период младшего школьного возраста в личности ребенка происходят качественные изменения, связанные с ростом самосознания. Ребенок начинает ощущать, осознавать себя личностью. Он еще не личность в восприятии взрослых, но уже личность в собственном восприятии. Овладение комплексом нравственных требований и умений способствует его личному развитию.

Что касается воспитания культуры поведения в младшем школьном возрасте, необходимо отметить, что именно в начальных классах закладываются основы аккуратности и опрятности, вежливости, точности, прививаются красивые манеры, умение культурно вести себя в школе, доме, на улице и в общественных местах. Если элементарные нормы культурного поведения не привиты детям с ранних лет, то позже приходится заполнять этот пробил и нередко проводить более тяжелую работу: перевоспитывать школьников, в которых укоренились негативные привычки.
Отсутствие элементарных привычек у детей затрудняет работу над воспитанием у них более тонких и сложных проявлений культурного поведения: такту, деликатности, непринужденности, отборности манер и так далее. Культура поведения тесно связана с внутренней культурой человека, требованиями эстетики, с общепринятыми тенденциями и обычаями. Внутренняя культура во многом определяет внешнее поведения человека, но и внешняя сторона поведения влияет на внутреннюю культуру — вынуждает человека быть выдержанным, внутренне собранным, уметь владеть собой. Небрежность во внешнем виде, грубость, невнимательность, бестактнисть постепенно формируют соответствующие негативные качества личности. Поэтому из раннего возраста необходимо вооружить детей знаниями правил культурного поведения, привычками их выполнения.


Нужно отметить, что у многих школьников заметное отставание навыков и привычек культурного поведения от знания соответствующих правил. Поэтому в работе с учениками нужно обращать внимание в первую очередь на выработку навыков и привычек поведения. Достигается это систематическим приученням школьников к выполнению правил. Для этого необходима такая организация жизни в школе, чтобы ученики постоянно накапливали опыт правильных моральных отношений. В работе с младшими школьниками возможны проведение и специальные упражнения для планомерного отрабатывания отдельных навыков культурного поведения. Но упражнение — это не только простое повторение.
Для того чтобы повторение закрепляло то или другое действие, привычку поведения, необходимо, чтобы оно подкреплялось позитивными эмоциями, приятным переживанием. Иногда это молчаливое одобрение взрослого, поощрение коллектива, товарищей. Повторение только тогда становится упражнением, когда сам ребенок активно стремится к получению определенного результата в своих действиях, сам хочет поступать правильно. Другими словами, воспитание должно быть связано с самовоспитанием.


В начальной школе дети должны усвоить достаточно большой объем знаний об основных правилах культурного поведения и приучиться осознанно выполнять их. Конкретных правил приличия и поведения много, познакомить школьников со всеми трудно, так вряд ли это нужно. В жизни всегда может создаться такая ситуация, в которой дети оказались впервые. Поэтому очень важно учить школьников не только правилам поведения, но и одновременно умению действовать в связи с духом правил находить правильный способ поведения в новой обстановке на основе уже известных правил. В работе с детьми нужно учить их выполнению правил поведения в разных ситуациях, с которыми чаще всего они встречаются: в школе, на улице, в общественных местах. При этом конкретные правила обязательно будут повторяться. Это необходимо для того, чтобы ребенок научился выполнять то же правило в различных условиях. Стоит помнить, что для младшего школьника перенос знаний из одной ситуации в другую не всегда простой. Например, ребенок знает, что в школе нужно здороватися со всеми взрослыми, а не только со своей учительницей. Даже первоклассник достаточно быстро овладевает этим правилом. В школе он всегда здоровается со всеми учителями и с няней, с родителями. А вот за пределами школы, на улице ребенок может не выполнять это правило. И совсем не по злому намерении или беспамятству. Просто он не знает, что, встретив на улице, в магазине, в кино знакомого (учителя, маму или папу своего товарища и др.), нужно с ним обязательно поздороваться.


Другой пример. Дети научились уступать место старшим в автобусе, троллейбусе и тому подобное. Они делают это охотно, без напоминаний. Но вот пришла бабушка в школу. Ученик сидит, а бабушка стоит, иногда еще разговаривает с учеником. И он не догадается предложить ей сесть. Мальчик приучен уступать место только в транспорте. Культура поведения во многих случаях тесно связана и с нормами нравственности. Да, в основе многих конкретных правил вежливости, внимательности, такта, точности лежит моральный принцип нашего общества: гуманизм, коллективизм, дружба, общество, ответственность за свои поступки и поведение.
Ребенок постепенно начинает осознавать и оценивать необходимость выполнения правил с точки зрения нравственности. Единство знания, навыка и привычки способствует приобретению стойкого поведения, формированию определенных качеств личности. Всегда быть вежливым, обязательным, точным — значит приобрести такие качества, как вежливость, точность, обязательность. Осознание ребенком своего поведения происходит постепенно под руководством учителя, под воздействием общественного мнения коллектива, который складывается.


Большая часть детей приходит в 1 класс из детского сада, где ребята получают достаточный запас нравственных представлений и привычек. Дети имеют широкий круг представлений о хороших и плохих поступках, навыки вежливого отношения к окружающим. Стремление детей стать школьниками является хорошим стимулом для нравственного воспитания. С приходом детей в школу круг их общения и обязанностей расширяется. Главным для детей, как уже было сказано, становится учеба. Кроме того, в школе они должны научиться строить нравственные отношения с товарищами по классу и с учителем . Осознание важности, новых обязанностей и дел предопределяет готовность ребенка выполнять новые требования взрослых: добросовестно готовить школьные задания, старательно овладевать знаниями, активно участвовать в жизни класса.


Психологи установили, что младший школьный возраст характеризуется также повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие личности в младшем школьном возрасте, является формирование гуманистического отношения и взаимоотношения детей, опора на чувства, эмоциональную отзывчивость .
На пороге школьной жизни возникает новый уровень самосознания детей, наиболее точно выражаемый словосочетанием «внутренняя позиция». Факт становления такой позиции внутренне проявляется в том, что в сознании ребенка выделяется система нравственных норм, которым он следует или старается следовать всегда и везде, независимо от обстоятельств .
Нравственное развитие младших школьников отличается заметным своеобразием. В их моральном сознании преобладают императивные (повелительные) элементы, обусловливаемые указаниями, советами и требованиями учителя. Оно фактически функционирует в форме этих требований, причем при оценке поведения дети исходят, главным образом, из того, что не надо делать. Именно поэтому они замечают малейшие отклонения от установленных норм поведения и немедленно стремятся доложить о них учителю. С этим же связана и другая черта. Остро реагируя на недочеты в поведении своих товарищей, дети зачастую не замечают собственных недочетов и некритически относятся к себе. Самосознание и самоанализ у младших школьников находятся на низком уровне, и их развитие требует от учителей внимания и специальной педагогической работы.


Известная «повернутость» морального сознания вовне и недостаточный уровень самосознания имеют своим следствием то, что нравственная роль в поведении младших школьников оказывается слабой. Поступки детей зачастую носят подражательный характер или вызывается импульсивными возникающими внутренними побуждениями. Это нужно учитывать в процессе воспитания. Весьма важно, в частности, развивать нравственное сознание ребят и обогащать их яркими нравственными представлениями по различным вопросам поведения .
В нравственном воспитании младших школьников следует учитывать, что дети начинают активно, самостоятельно разбираться в различных жизненных ситуациях, но при этом их оценка событий, поступков часто носит ситуативный характер. Стремление самим во всем разобраться поддерживается учителем, он помогает детям в выборе правильной нравственной оценки .
Именно по тому, как адаптируется ребенок к общественным нормам жизни, мы судим о его психическом здоровье, о том, живет ли он в согласии с самим собой. Условия жизни, позволяющие ребенку успешно осваивать опыт человеческого бытия, обеспечивают развитие психической зрелости, то есть готовности контролировать свои желания и чувства.


Знание моральных норм есть предпосылка нравственного поведения, но одних знаний не достаточно. Критерием нравственного воспитания могут быть только реальные поступки детей, их побудительные мотивы. Желание, готовность и способность сознательно соблюдать нормы морали могут быть воспитаны только упражняясь в нравственных поступках.
Непосредственное влияние на приобретение нравственных ценностей лежит на учителе. Результат этого процесса зависит от того, как педагог преподносит его ребенку.
Слово учителя - своего рода инструмент воздействия на воспитание личности ребенка. Именно через беседы с педагогом, духовное развитие ребенка, самообразование, радость достижения целей, благородный труд открывают человеку глаза на самого себя. Мы призываем своих воспитанников, быть правдивыми и откровенными с самим собой, ставить такую цель в жизни, для достижения которой надо было решить задачи, которые соответствуют правилам морали.


Нравственное воспитание является основой всех основ, в зависимости от того, что вложил педагог в душу ребенка в этом возрасте, будет зависеть, что возведет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающими.
Включаясь в учебную деятельность, младшие школьники учатся действовать целенаправленно и при выполнении учебных заданий, и при определении способов своего поведения. Их действия приобретают осознанный характер.
У младших школьников может существовать противоречие между знанием, как нужно, и практическим применением (это касается этикета, правил хорошего тона, общения). Не всегда знание моральных норм и правил поведения соответствует реальным действиям ребенка. Особенно часто это случается в ситуациях, где происходит несовпадение этических норм и личных желаний ребенка.


Также в данном возрасте может наблюдаться неравномерность применения вежливого общения с взрослыми и сверстниками (в быту и дома, в школе и на улице).
В. А. Сухомлинский говорил: «В младшем возрасте, когда душа очень податлива к эмоциональным воздействиям, мы раскрываем перед детьми общечеловеческие нормы нравственности, учим их азбуке морали:
1.Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Знай, что существует граница между тем, что тебе хочется, и тем, что можно. Проверяй свои поступки вопросом к самому к себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все так, чтобы людям, окружающим, тебя было хорошо.
2. Ты пользуешься благами, созданными другими людьми. Люди делают тебе счастье детства. Плати им за это добром.
3. Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить.
Будь непримиримым к тому, кто стремится жить за счет других людей, причиняет зло другим людям, обкрадывает общество.


Такова азбука нравственной культуры, овладевая которой дети постигают сущность добра и зла, чести и бесчестия, справедливости и несправедливости» .
Для нравственного воспитания важно организовать учение как коллективную деятельность, пронизанную высоконравственными отношениями. Влияние коллектива на личность оптимально тогда, когда каждый ребенок занимает в коллективе адекватное своим возможностям место, становится незаменимой личностью. Это приводит к развитию чувства собственного достоинства, которое заставляет ребенка без внешнего побуждения действовать согласно установленным нравственным нормам и принципам. Воспитание в коллективе ставит младшего школьника перед необходимостью элементарного самовоспитания и самообразования, без которых вообще невозможно развитие, в том числе и нравственное.


1.3 Способы организации и педагогические условия воспитания культуры поведения и речи младших школьников во внеурочной деятельности.

Учебный процесс в на­чальных классах дает большие возможности для формирования основ нравственной культуры, а значит, и культуры поведения. Не менее важный резерв воспитания культуры поведения — внеклассная рабо­та. Она позволяет продолжить, углубить, отшлифо­вать то, что делается на уроке. Так, на мероприятиях, посвященных знаменательным, памятным событиям, встречам с интересными людь­ми, при знакомстве школьников с природой, искусст­вом, организуя активную коллективную деятельность детей, мы включаем их в определенные нравственные отношения и тем создаем дополнительные возмож­ности для формирования умений и навыков культуры поведения. Учим правильному поведению при испол­нении Государственного гимна Украины на общешкольных праздниках, умению вести себя в повседневной жизни в кино, театре, на концерте и т. д. Практика показыва­ет, что ребята интересуются вопросами своего и чу­жого поведения не меньше, чем явлениями природы, событиями общественной жизни, искусством. Это обуславливает необходимость таких форм работы, которые бы специально были нацелены на решение задачи воспитания культуры поведения, способство­вали бы систематизации всех полученных детьми зна­ний по этим вопросам.

Так начались у нас во внеурочное время своеоб­разные моральные практикумы, на которых школьни­ки учатся осознавать свое и чужое поведение, занятия в клубах вежливых, бережливых, друзей природы. На основе этой работы возник ряд других форм: проведение праздников, балов и т. п. Работа организуется так, чтобы воздействовать и на моральное сознание ребят, и на формирующиеся у них навыки и привычки поведения.

Здесь особенно уместны этические беседы и различные виды упраж­нений. В беседах учащиеся уясняют смысл мораль­ных понятий, оценивают поступки, мысленно осуще­ствляют моральный выбор. Упражнения помогают перевести усвоение школь­никами моральных знаний в практические действия, закрепить их в форме привычек, манер. Для тренировки ребят в культурном поведении хороший эффект дают такие приемы: повторение какого-то образца (скажем, удачного варианта поведения кого-то из учащихся); инсценирование стихотворений и отрывков из рас­сказов на моральные темы; проведение ролевых игр, когда дети в заданной учителем конкретной ситуации избирают себе роль и самостоятельно, на основе знаний правил этикета, выбирают способ действия; сюжетно-ролевые игры: дети воплощают разрабо­танные самостоятельно или с помощью учителя сце­нарии своей линии поведения в сложных ситуациях (например, на дне рождения, в магазине, на улице).

Правильность избранного направления внеклас­сной работы подтверждают и желание детей зани­маться ею, и повышение уровня сознательности в поведении учеников, обогащение их моральных оце­нок этическими категориями, улучшение микроклима­та в классе, взаимопонимание между детьми и учи­телем, родителями, повышение уровня самоуправляе­мости классного коллектива.

Еще А. С. Макаренко указывал на необходимость специального изучения с воспитанниками вопросов этики, считал, что это оздоравливает коллектив. Об этом же говорит и Ш. А. Амонашвили. На его «уро­ках человечности» в экспериментальных начальных классах идет целенаправленный разговор о культуре взаимоотношений, позволяющий систематизировать и обобщить стихийно возникшие беседы «по поводу поведения». Например, во втором классе на таких уроках рассматриваются темы: «Мои родные и я», «Люди вокруг меня», «Как я воспитываю себя». В третьем классе этот разговор углубляется: «Я - патриот и интернационалист», «Я - член общества, люблю трудиться». «Я - член своего коллектива», «Я - человек».

Выбор форм работы при воспитании культуры по­ведения имеет особое значение. Ведь результат здесь сразу не виден, требуется многократное повторение действий, шлифовка их, что нелегко. С известным со­противлением встречают школьники морализирование («так нельзя», «так надо» и т. п.). Поэтому жела­тельно, чтобы уже в самих формах были заложены стимулы к совершенствованию поведения. Думая над такой стимулирующей формой, начиная с первого класса можно обучать культуре поведения не са­мих детей, а вместе с ними вымышленного героя. При этом исходить не только из желания внести элемент игры в работу, но и из известной всем истины: уже младшие школьники не любят, когда их воспитывают «прямо в лоб», противопоставляют одного другому. Игра с куклой, с вымышленным героем или с живо­писным изображением на большом листе бумаги, каждый раз меняющимся в зависимости от темы, игры, эффективна именно косвенным воздействием на ребят. Так, однажды учительница рассказала первоклас­сникам о своем знакомом мальчике, на которого все обижались: напугал старушку, кому-то испачкал пи­рожным костюм. При этом он хотел помочь старушке нести сумку, угостить друга пирожным. Можно ли его назвать нехорошим, злым? Нет, он хотел делать доб­ро. Почему же на него обижались? Оказывается, он не предложил старушке помощь, а неожиданно для нее схватился за ее сумку; передавал другу пирож­ное за спиной рядом стоящего человека и испачкал тому одежду: Значит мало хотеть быть добрым, надо уметь им быть. Нужно учиться делать добро. Тех, кто умеет делать добро, называют культурными. Мальчику явно недоставало культуры. А нельзя ли помочь этому мальчику? Дети с го­товностью соглашаются взять над «знакомым» учи­тельницы шефство, стать его друзьями — объяснять ему, подсказывать, показывать, каким надо быть. Учительница предлагает назвать мальчика Культурино (по аналогии с Чипполино). Так Культурино стал предметом постоянной коллективной заботы детей, а воспитатель -посредни­ком между ними, т. е. ведущим в игре. От ведущего зависело, чтобы ситуации, которые подбрасывал Культурино, были для детей актуальными, злободневными и в целом составляли систему, позволяющую целена­правленно воспитывать культуру поведения младших школьников в различных сферах жизни.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические рекомендации по организации физического воспитания в школах полного дня 2009 г

    Методические рекомендации
    Брошюра «Физическая культура и спорт в режиме школы полного дня» содержит методические материалы по организации физического воспитания в школах полного дня, и представляет собой сборник материалов основанных на многолетнем опыте работы
  2. Образовательная программа школы полного дня с классами углубленного изучения образовательной области «искусство»

    Образовательная программа
    Истоки рождения школы следует искать не в дате закладки нового здания или присвоении ей того или иного статуса , а в зарождении основных принципов ее будущей деятельности в голове конкретного человека- ее создателя.
  3. Задачи младших школьников, решаемые в разных видах деятельности

    Пояснительная записка
    4.4 Информационно-коммуникационные технологии – инстру-ментарий универсальных учебных действий. Подпрограмма формирования ИКТ-компетентности учащихся … 93
  4. Внеклассная работа по иностранному языку

    Реферат
    . Факультативные занятия по иностранному языку 33 § .3. Календарные и тематические праздники 38 § .4. Экскурсии как форма внеклассных занятий по иностранному языку 43 § .
  5. Курсовая работа тема: «Организация внеклассной работы по географии»

    Курсовая
    ОглавлениеВведение 3Глава 1. Особенности внеклассной работы по географии 51.1. Цели и задачи внеклассной работы по географии, ее значение 51.2. Содержание и педагогические требования к внеклассной работе по географии … 6Глава 2.

Другие похожие документы..