Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Общие методические указания'
Работа состоит из общих методических указаний, программы дисциплины «Аналитическая химия», вопросов к домашней контрольной работе, примеров решений р...полностью>>
'Литература'
Надежность системы характеризуется экспоненциальным распределением времени безотказной работы при неустранимых отказах со средним временем безотказно...полностью>>
'Документ'
Вечером 3 октября на втором этаже МФК «Город Столиц» в «Москва-Сити» произошла эпохальная для адептов моды встреча двух гранд-дам современного fashio...полностью>>
'Семинар'
Родом из Лаконии (Греция). Получил стипендию имени Марии Каллас и дипломы Национальной Афинской консерватории и Венской Высшей музыкальной академии. ...полностью>>

Воспитание культуры поведения и речи младших школьников во внеклассной работе в условиях школы полного дня

Главная > Реферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Нравственные чувства, сознание и мышление являются основой и стимулом проявления нравственной воли.

О нравственности человека обычно судят по его поведению, но поведение - понятие
весьма широкое и охватывает все стороны жизнедеятельности личности. Поэтому для
раскрытия его нравственной сущности необходимо выделить какую-то наименьшую
единицу, которая сохраняла бы свойства целого. Такой наименьшей единицей поведения
может служить поступок. Под поступком понимают какое-либо действие или состояние
человека, но всякое действие или состояние становится поступком только при условии,
если оно рассматривается во взаимосвязи с порождающими его целями, мотивами и
намерениями личности. Таким образом, под поведением понимают
совокупность поступков человека, выделяя при этом внешние действия и внутреннюю
обусловленность поступков, то есть их мотивацию, переживание.

Однако нравственное поведение характеризуется не только поступком, но и системой нравственных привычек. Нравственная привычка - это способность и умение произвести действие не только без особого на то контроля, но и в силу выработанной потребности в данной деятельности.

Нравственное поведение характеризуется тем, что оно у каждого определяется сознательным выбором тех или иных действий. Поведение нравственно, если человек взвешивает, продумывает свои действия, поступает со знанием дела, выбирая единственно возможный, верный путь решения стоящей перед ним проблемы.

«Нравственное поведение личности имеет следующую последовательность: жизненная ситуация - порождаемое ею нравственно-чувственное переживание - нравственное осмысление ситуации и мотивов поведения, выбор и принятие решений - волевой стимул - поступок. В жизненной практике, особенно в экстремальных условиях, всегда реализуются в единстве все названные компоненты».

Важнейшим средством нравственного воспитания является использование созданных в культуре на разных этапах исторического развития нравственных идеалов, т.е. образцов нравственного поведения, к которому стремится человек.

Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени.

Существенным признаком процесса нравственного воспитания является его концентрическое построение: решение воспитательных задач начинается с элементарного уровня и заканчивается более высоким. Для достижения целей используются все усложняющиеся виды деятельности. Этот принцип последовательности реализуется с учетом возрастных особенностей учащихся.

Процесс нравственного воспитания динамичный и творческий: учителя постоянно вносят в него свои коррективы, направленные на его совершенствование. Проанализировав этот вопрос, мы пришли к выводу, что основными критериями нравственности человека могут являться его убеждения, моральные принципы, ценностные ориентации, а также поступки по отношению к близким и незнакомым людям. Мы считаем, что нравственным следует считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения, как привычные формы поведения.

Педагоги НЕ. Ковалев, Б.Ф. Райский, Н.А. Сорокин выделяют следующие условия нравственного воспитания школьников:

- осуществление согласованных воспитательных влияний учителя и ученического коллектива в решении определенных педагогических задач, а внутри класса - единство действий всех учащихся;

- использование приемов формирования учебной деятельности нравственным воспитанием;

- под системой нравственного воспитания понимается также взаимосвязь и взаимовлияние воспитываемых в данный момент моральных качеств у детей;

- систему нравственного воспитания следует усматривать и в последовательности развития тех или иных качеств личности по мере роста и умственного созревания детей.

«Практически любая деятельность имеет нравственную окраску», считает О.Г. Дробницкий , в том числе и учебная, которая, по мнению Л.И. Божович, «обладает большими воспитательными возможностями». По И.Ф. Харламову содержание нравственности заключается:

- в отношении к Родине (патриотизм) - любовь к своей стране, истории, обычаям, языку, желание стать на ее защиту, если это потребуется;

- в отношении к труду (трудолюбие) - предполагает наличие потребности в созидательной трудовой деятельности и понимание пользы труда для себя и общества, наличие трудовых умений и навыков и потребность в их совершенствовании;

- в отношении к обществу (коллективизм) - умение согласовывать свои желания с желаниями других, умение координировать свои усилия с усилиями других, умение подчинятся и умение руко водить;

- в отношении к себе - уважение себя при уважении других, высокое сознание общественного долга, честность и правдивость, нравственная чистота, скромность;

- в человеколюбии или гуманности.

Результатом нравственного воспитания является нравственная воспитанность. Она материализуется в общественно ценных свойствах и качествах личности, проявляется в отношениях, деятельности, общении. О нравственной воспитанности свидетельствует

глубина нравственного чувства, способность к эмоциональному переживанию, мучениям совести, страданию, стыду и сочувствию. Она характеризуется зрелостью нравственного сознания: моральной образованностью, способностью анализировать, судить о явлениях жизни с позиций нравственного идеала, давать им самостоятельную оценку . «Нравственная воспитанность - это устойчивость положительных привычек и привычных норм поведения, культура отношений и общения в условиях здорового детского коллектива» . Нравственным следует считать такого человека, для которого нормы, правила и требования выступают как его собственные взгляды и убеждения, как привычные формы поведения.

Л.А. Григорович рассматривает содержание нравственного воспитания через гуманность. «Гуманность - это интегральная характеристика личности, включающая комплекс ее свойств, выражающих отношение человека к человеку». Как качество личности гуманность формируется в процессе взаимоотношений с другими людьми: внимательности и доброжелательности; умений понять другого человека; в способности к сочувствию, сопереживанию; терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению; в готовности прийти на помощь другому человеку.

Особой воспитательной силой обладает пример гуманного отношения учителя к ученикам. Другое средство воспитания гуманности - морально-этическое посвящение (изучение биографий великих людей, их творческой деятельности, жизненных принципов, нравственных поступков). Важным условием воспитания гуманности является организация коллективной учебной, общественно полезной деятельности, особенно таких ее видов, где учащиеся поставлены в ситуации непосредственного проявления заботы о других, оказания помощи и поддержки, защиты младшего, слабого. Кроме гуманности в содержание нравственного воспитания входит воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения. «Являясь составной частью нравственности, дисциплина основана на личной ответственности и сознательности, она готовит младшего подростка к социальной деятельности».

Дисциплинированность как личностное качество имеет разные уровни развития, что находит свое отражение в понятии культуры поведения. Оно включает в себя: культуру речи (умение вести дискуссию, понимать юмор, использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения, владеть нормами устного и письменного литературного языка); культуру общения (формирование навыков доверия к людям, вежливости, внимательности в отношениях с родными, друзьями, знакомыми и посторонними людьми, умение дифференцировать свое поведение в зависимости от окружающей обстановки - дома или в общественных местах, от цели общения - деловое, личное и т.д.) культуру внешности (формирование потребности соблюдать личную гигиену, выбирать свой стиль, умение управлять своими жестами, мимикой, походкой); бытовую культуру (воспитание эстетического поведения к предметам и явлениям повседневной жизни, рациональная организация своего жилища, аккуратность в ведении домашнего хозяйства и т.п.).

Культура поведения младших школьников в значительной мере формируется под влиянием личного примера учителей, родителей, а также традиций, сложившихся в школе и семье.

Со стороны психологии гуманистическая теория видит развитие личности под углом зрения нравственного самосовершенствования человека, расширение его внутренней свободы и повышения творческого потенциала. Этот подход можно показать на примере теории Л. Колберга. Главная задача, которая здесь решается, состоит в том, чтобы выяснить, как происходит усвоение детьми тех или иных нравственных ценностей на разных этапах индивидуального развития в зависимости от складывающихся социальных условий.

Переустройство общества всегда связано с революцией (эволюцией) в умах, с критикой ранее господствовавших, но научно устаревших мировоззренческих ориентаций и выработкой определений новых ценностей и пороков. Никакие крупные социальные изменения, никакое развитие общества невозможны без изменений в культуре (а порой, и в антикультуре), в ее повседневной атрибутике, а также в общественной морали.

В то же время специфика морали состоит в том, что она вырабатывает предписания, требующие от людей особенного - морального типа поведения, в чем проявляется ее императивный (повелительный) характер. Именно императивность делает мораль регулятором отношений человека к природе и обществу, другим людям, самому себе, гарантируя оптимальное соотношение интересов личности и общества, необходимый баланс я и не-я. Главным же в морали выступают моральные принципы - основные фундаментальные представления о должном поведении человека, на которых базируются нравственные нормы.

В любом случае в качестве социального индивида человек является творением культуры. Но нравственно-статусным человеком, личностью он может стать только благодаря усвоению передаваемого от поколения к поколению в культуре позитивного социального, главным образом, светского опыта. Такое усвоение осуществляется в процессе социализации, обучения и воспитания. В этом процессе происходит сложная состыковка биологических программ, характеризирующих индивидуальную наследственность (генотип), и надбиологических программ общения, поведения и деятельности, составляющих своего рода "социальную наследственность" (фенотип). Без воспитания и привития культурных навыков правильного поведения индивид никогда не станет статусным человеком, и его сущностью, несмотря даже на оформление своей внешности модной одеждой, останется сознание в лучшем случае «маугли», «шимпанзе», в худшем - нечеловека, нелюдя.

Действия биологических программ (инстинктов питания, самосохранения, полового инстинкта и др.) у индивида, прошедшего процесс социализации и воспитания, осуществляется в формах, предписываемых определенной культурой (или антикультурой). Многие возможные проявления биологических программ запрещаются культурой, но могут поддерживаться антикультурой. Эти запреты обладают различной степенью жесткости и могут сопровождаться разными репрессивными санкциями. Культура как бы накладывает табу на многие желания и мотивы, связанные со свободным проявлением животных инстинктов (например, в питании, сне, сексе и т.д.), воспитывая и формируя сознание именно человека с раннего детства. Сложности состыковки биологических и социальных программ человеческой жизнедеятельности, а также влияние антикультуры на поведение каждого индивида порождают многочисленные проблемы социализации и воспитания граждан, а в итоге нормального развития жизни общества.

В процессе освоения культуры (или элементов антикультуры) индивидом и формирования его индивидуальности смыслы и значения большинства получаемых понятий лишь частично им осознаются. В значительной степени он воспринимает накопленный социальный опыт бессознательно, ориентируясь лишь на образцы поступков и действий других людей (часто из художественных книг, а также с кино- и телеэкрана) и на предъявляемые ему воспитанием социальные роли. Однако роль культуры не сводится только к формированию общественного и индивидуального сознания и связанными уровнями самосознания, но включает в свой состав также социально-бессознательное, которое принадлежит не биологическому, а к социальному наследованию.

Существует достаточно много конкретных регуляторов поведения и общения, не
осознаваемых людьми, но выступающих как феномены культуры. Например, в
человеческом общении реализуется особый культурный код - пространственная
дистанция между общающимися индивидами. В разных культурах она различна. У
колумбийцев и мексиканцев наиболее комфортная дистанция между двумя индивидами в
процессе общения около полуметра, у европейцев и североамериканцев она вдвое больше.
Иногда при общении представителей европейских и южноамериканских культур
возникают недоразумения: один отодвигается, чтобы обрести комфортную дистанцию
общения, другой воспринимает это как проявление высокомерия.

Неосознанными могут быть не только отдельные конкретные программы поведения и общения, но и базисные смыслы и ценности, выраженные системой мировоззренческих универсалий. Различное понимание целей жизни и смерти, добра и зла, долга и ответственности, справедливости и свободы, прав и обязанностей и т.д. может приводить к различным и даже полярным неосознанным реакциям на одни и те же события у представителей не только разных культур и народов, но и внутри одного и того же общества, одной и той же нации. Именно невежество, невоспитанность и низкий уровень светской культуры могут стать причинами мошенничества, коррупции, массовых беспорядков, актов террора и насилия, и даже гражданской войны с вероятностью перерасти в международный военный конфликт.

В науке принято характеризовать бессознательные компоненты фундаментальных ценностей культуры как архетипы (бессознательные коллективные переживания), которые могут длительное время существовать как надличностные психические образования, управляющие индивидуальной психикой.

Программирование культурой индивидуальной психики обладает различной степенью принудительности в различных типах светской культуры. В архаических и традиционных обществах большинство программ деятельности, поведения и общения выступают как ритуал и жесткая норма, имеющая принудительный характер предписания. В обществах, принадлежащих к техногенной цивилизации, культура включает значительно большее число регулятивов, допускающих вариативность действий и поступков индивидов, их свободу в принятии решений, очерчивая лишь общие рамки, в которых осуществляются вариации светской деятельности, но эти рамки должны включать только наборы позитивных или нейтральных (безобидных) поступков.

Тип культуры, ее базисные ценности и пороки определяют, какие формы солидарности индивидов и их коллективных связей существуют и воспроизводятся в общественной жизни. Базисные ценности и пороки, представленные матрицами культуры и опирающееся на них многообразие образцов светского и несветского поведения, социальных ролей, знаний, норм и т.д., при их усвоении индивидом определяют его самоидентификацию, его самооценку как принадлежащему к некоторой социальной общности (интеллигенция, обыватели, бандиты, служащие, бомонд, творческая элита, политические мошенники и т.д.).

Усвоение смыслов и значений элементов культуры (или антикультуры) всегда связано с активностью индивидов. В процессе обучения они постоянно соотносят транслируемые в культуре программы деятельности, поведения и общения с накопленным индивидуальным опытом и часто варьируют эти программы, вносят в них изменения как позитивные, так и негативные. Включаясь в те или иные виды деятельности и решая социальные задачи, индивид способен изобретать новые образцы, нормы, идеи, верования, языковые термины и выражения и т.п., которые могут соответствовать растущим или деградирующим социальным потребностям данного общества.

В этом случае они могут войти в культуру и начать программировать деятельность с других индивидов. Индивидуальный опыт превращается в социальный, и в культуре (или антикультуре) появляются новые состояния и феномены, закрепляющие этот опыт.
Любые изменения в культуре, даже негативные, возникают только благодаря творческой
активности индивидов, поскольку порочное творчество тоже творчество. Человек, будучи творением культуры, вместе с тем является и ее творцом, так же, как и нелюдь, будучи творением невежества, невоспитанности или неверного воспитания, сам может воспроизвести только себе подобных, т.е. нелюдей. При этом, чтобы стать нравственно-статусным человеком, нужно приложить гораздо больший труд, чем на то, чтобы обрести статус отрицательного подобия человека - нелюдя. Множество нелюдей
исключает возможность проживания в их стае людей с нормальным поведением и
способствует постепенной деградации и вымиранию данного сообщества индивидов-
выродков.

Итак, светская культура не является застывшим образованием. Она изменчива по
своей природе. По мере происходящих изменений в культуре меняются соответственно и
манеры поведения как людей, так и нелюдей. Но в разных культурах возможности
инноваций и творчества различны. В традиционных обществах они значительно меньше,
чем в техногенной цивилизации, где в составе культурных матриц категории новизны и
прогресса имеют приоритетную ценность. Творчество, связанное с порождением
инноваций, которые нарушают традицию, ограничивается во всех традиционных
культурах, но поощряется в современной.

В принципе, для бытия культуры в обществе одинаково важны оба противоположных процесса - традиция и инновация, воспроизводство и творчество, как важны наследственность и изменчивость для существования биологических организмов. Важно лишь, чтобы над тем и другим главенствовал разум. Культура - это не только творчество, изменяющее жизнь, но и воспроизводство социальной жизни на некоторых устойчивых основаниях позитивного развития, эволюции человечества.

В историческом развитии человечества возникали разные виды обществ (цивилизаций), которым были присущи самобытные культуры. В эпоху, когда существовали только традиционные цивилизации, их взаимодействие было с замедленным культурным обменом (диффузией культур), когда заимствование отдельных достижений (знаний, образов) не затрагивало ядра каждой культуры.

С возникновением техногенного типа цивилизационного развития и его культурного фенотипа - новоевропейской культурной традиции - взаимодействие культур стало интенсивнее. Процессы модернизации связанные с заимствованием новых технологий, научных знаний, методов и практики образования, способствовали ускоренной трансформации фундаментальных ценностей традиционных культур и соответствующих программ поведения. Усилившееся взаимодействие культур порождало достижения, составляющие ядро мировой общечеловеческой культуры.

О мировой культуре можно говорить в двух смыслах: как об истории культуры
человечества, в которой существовало множество самобытных культурных традиций,
лишь часть которых сохранилась в наше время, и как о достижениях, признаваемых
различными народами и включаемых в их культуру - национальные культурные матрицы.
В любом случае для мировой культуры свойственно понятие прогресса, включающего
развитие ценностных ориентации и отражающего процесс постоянного позитивного
развития сферы межчеловеческого общения и общежития, а значит, и соответствующего
совершенствования манер поведения людей, прежде всего светского.

Ускоренные темпы развития западной техногенной цивилизации были связанны с более заметным изменением облика ее культуры, носящего все большие признаки глобализации. В эпоху индустриализма зародилась и стала бурно развиваться массовая культура, связанная с преобразованиям повседневной жизни, вызванными урбанизацией, разрушением сословных отношений, становлением гражданского общества, распространением образования и светскости. Массовое производство товаров, стандартизация производства и потребления, возникновение индустрии детского воспитания, медицинского обслуживания, досуга превратила массовую культуру в реальный регулятор повседневной жизни широких масс населения, во многом унифицируя эту жизнь.

При рассмотрении цивилизаций как различных типов обществ необходимо понимать, что культура и цивилизации также неразрывны, как культура и манеры поведения. Каждая цивилизация характеризуется своим типом культуры, свойственной ей системой базисных ценностей и пороков, соответствующими манерами поведения. Современная техногенная цивилизация не является здесь исключением.

В выработке новых смысложизненных ориентиров и поиске новых стратегий общечеловеческого культурного развития необходимо отталкиваться как от позитивного опыта развития традиционной светской культуры, так и от современных достижений научной философии, делая все больший упор на силу разума и выводы здравого смысла.

Вопросы совершенствования поведения людей, научению их высокой культуре и достойным манерам посредством воспитания стояли перед человечеством прямо или косвенно во все времена и были в центре внимания всех религий, мировоззрений и философских школ и течений: от язычества (политеизма) и иудаизма до современных этических воззрений и программ воспитания, включая научные и ненаучные, частные, общественные или государственные, светские и церковные (религиозные, сектантские), и т.д. По мере роста общественного сознания, а также развития и укрепления государственных воспитательно-образовательных структур, ответственность за воспитание населения в течение последних двух-трех веков стала постепенно переходить к государственным органам воспитания и образования, привнося в поведение граждан все больше светскости и общественной полезности. В разные времена и в разных странах было написано много книг о культуре поведения, и целые своды правил предназначались людям разных социальных «сословий»). Одной из таких книг была книга «Юности честное зерцало...», изданная еще при Петре l.

В настоящее время воспитание культурного человека остается одной из главных
задач. Так, по мнению профессора Е.В.Бондаревскеой: «цель воспитания - воспитание
человека культуры, а основная задача педагога - создание культурной среды развития
личности ребенка. В.П. Караковский считает, что содержание воспитания определяют
общечеловеческие ценности, в том числе культура. Н.Е. Щуркова в содержании
воспитания выделяет человека как носителя культуры. Различают внутреннюю и внешнюю культуру. Образованность, мировоззрение личности, ее моральные черты, знания, интересы, духовные запросы определяют внутреннюю культуру человека. Она выражается в отношении к окружающей действительности, к людям, результатам их труда. По характеру этого отношения судят о воспитанности, культуре каждого из нас.

Внешняя же культура, или культура поведения - это умение человека вести себя в обществе, его манеры, жесты, речь, эстетика внешнего вида, умение организовать рабочее место, использовать свободное время. Внешняя культура определяется и поддерживается сложившимися нормами и правилами культурного поведения. Внешняя культура или культура поведения включает в себя правила поведения в общественных местах, правила общения, отношений между людьми.

Если педагоги, психологи и другие ученые разных времен признавали огромную роль нравственности в развитии и формировании личности, тем больше значение имеет эта проблема в системе современного воспитания. На нравственное формирование личности оказывают воздействие многие социальные условия и биологические факторы, но решающую роль в этом процессе играют педагогические, как наиболее управляемые,
направленные на выработку определенного рода отношений.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические рекомендации по организации физического воспитания в школах полного дня 2009 г

    Методические рекомендации
    Брошюра «Физическая культура и спорт в режиме школы полного дня» содержит методические материалы по организации физического воспитания в школах полного дня, и представляет собой сборник материалов основанных на многолетнем опыте работы
  2. Образовательная программа школы полного дня с классами углубленного изучения образовательной области «искусство»

    Образовательная программа
    Истоки рождения школы следует искать не в дате закладки нового здания или присвоении ей того или иного статуса , а в зарождении основных принципов ее будущей деятельности в голове конкретного человека- ее создателя.
  3. Задачи младших школьников, решаемые в разных видах деятельности

    Пояснительная записка
    4.4 Информационно-коммуникационные технологии – инстру-ментарий универсальных учебных действий. Подпрограмма формирования ИКТ-компетентности учащихся … 93
  4. Внеклассная работа по иностранному языку

    Реферат
    . Факультативные занятия по иностранному языку 33 § .3. Календарные и тематические праздники 38 § .4. Экскурсии как форма внеклассных занятий по иностранному языку 43 § .
  5. Курсовая работа тема: «Организация внеклассной работы по географии»

    Курсовая
    ОглавлениеВведение 3Глава 1. Особенности внеклассной работы по географии 51.1. Цели и задачи внеклассной работы по географии, ее значение 51.2. Содержание и педагогические требования к внеклассной работе по географии … 6Глава 2.

Другие похожие документы..