Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
В январе 2008г. прокурор Кармаскалинского р-на Фаттахов обратился в Кармаскалинский «суд с заявлением в защиту интересов государства». Он просит приз...полностью>>
'Урок'
«Солнце скрыто за тучами. Идет мелкий моросящий дождь. Косяк журавлей, курлыча, пролетает над лесом. Порывистый ветер срывает с деревьев последние ли...полностью>>
'Документ'
Відповідно до пункту 5 постанови Кабінету Міністрів України від 9 червня 2011 р. № 650 «Про запровадження проведення оцінки результатів діяльності Ра...полностью>>
'Конспект'
В условиях рыночных отношений предприятие является основным звеном всей экономики, поскольку именно на этом уровне создается нужная обществу продукци...полностью>>

Книга выпущена при участии цспа "Генезис" и Института общегуманитарных исследований

Главная > Книга
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

в.ю.меновщиков

введение

В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

МОСКВА

Смысл

2000

В пособии рассматриваются вопросы психологического кон­сультирования в центрах социально-психологической (психолого-педагогической) помощи, а также других учреждениях социальной защиты населения. Особое внимание уделено процессу консульти­рования и практическим навыкам консультанта. Методическое по­собие предназначено для практических психологов, специалистов по социальной работе и студентов психологических факультетов.

Меновщиков В.Ю.

Введение в психологическое консультирование. 2-е изд. стереотипное. М.: Смысл, 2000. — 109 с.

Книга выпущена при участии ЦСПА "Генезис" и Института общегуманитарных исследований

ISBN 5-89357-083-9

Содержание

Глава 1. ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

1.1. Понятие о психологическом консультировании ........ 3

1.2. Психическая норма и психопатология......................... 9

1.3. Происхождение психологической проблемы.............. 12

Глава2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА

ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

2.1. Общепсихологические основы....................................... 19

2.2. Вклад различных теоретических ориентации.......... 22

2.3. Механизмы психологического воздействия ............. 29

2.4. Модель «картины мира» и ее значение в

консультативно-психотерапевтической практике.... 32

Глава 3. КЛАССИФИКАЦИЯ ТИПОВ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

3.1. Типы консультирования ............................................... 39

3.2. Позиции консультанта ..................................................41

Глава 4. ТИПЫ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ

4.1. Основные проблемные ситуации ................................. 43

4.2. Типы клиентов и их ориентации ................................ 45

Глава 5. ПРОЦЕСС ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

5.1. Стадии психологического консультирования ......... 52

5.2. Общий обзор консультативных приемов

и методов............................................................................. 55

5.3. Стадия установления контакта ...................................61

5.4. Стадия сбора информации и осознания

желаемого результата...................................................... 66

5.5. Перебор гипотез (выработка альтернативных

решений).............................................................................. 74

5.6. Обобщение результатов взаимодействия с

клиентом и выход из контакта....................................... 79

Глава 6. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ

КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ МАЛОЙ ГРУППЫ ................ 83

Глава 7. ОСОБЕННОСТИ ДИСТАНТНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

7.1. Телефонное консультирование..................................... 87

7.2. Консультативная переписка........................................ 90

Глава 8. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

8.1. Супервизия и подготовка консультантов................. 97

8.2. Синдром «сгорания» и его профилактика ............... 99

8.3. Этика консультанта...................................................... 101

Литература................................................................................... 104

Глава 1. ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

1.1. Понятие о психологическом консультировании

Начало истории развития психологической помощи следует искать в глубине веков. Еще в медицинском папирусе Эберс (XVI в. до н.э.), содержащем около тысячи прописей целебных снадобий и зелий, приводятся слова заклинаний, необходимых при применении лекарств.. Античные короли принимали услуги "консультантов", античные книги "консультировали". С конца XVII в. делаются попытки научно объяснить психические мето­ды лечения, предлагаются все новые и новые их варианты. Начиная с "магнетического флюида" венского врача А.Месмера следуют: в XIX столетии — Джеймс Бред (гипноз), в XX в. — Зигмунд Фрейд (психоанализ), Карл Роджерс (клиент-центрированная терапия), Фредерик Перлз (гештальт-терапия), Милтон Эриксон (нетрадици­онный гипноз и терапия), Вирджиния Сатир (семейная терапия) и многие другие (Лакосина, Ушаков, 1984). И если первоначально психотерапия была прерогативой медиков, то в начале XX в. к ним постепенно присоединяются работники других социальных служб, а в 1950-х гг. в США содержательно и организационно обо­собляется консультативная психология. Подробнее остановимся на последней.

Консультативная психология трактуется как раздел знания, содержащий систематическое описание процес­са оказания психологической помощи (консультирования). Консультативная психология исходит из пред­ставления о том, что с помощью специально организованного процесса общения у обратившегося за помощью актуализируются дополнительные психологические силы и способности, которые, в свою очередь, могут обеспечить отыскание новых возможностей выхода из трудной жизненной ситуации. От классической психотерапии консультирование отличает отказ от концепции болезни, большее внимание к ситуации и личностным ресурсам.

Перефразируя Г. Эббингауза, можно сказать: "Консультирование имеет длинное прошлое, но консультативная психология только короткую историю", — консультативную психологию как профессиональное поле можно идентифицировать только с 1951 г., когда в США Северо-западная конференция рекомендовала наименование "консультативная психология", или с 1952 г., когда была учреждена новая позиция консультирующего психолога и Американская психологическая Ассоциация изменила наименование специальности "Консультирование и руководство", которое использовалось также не психологами, на "Консультативная психология" (см. Dawis, 1992). Второй причиной подобного изменения была потребность дифференцировать консультативное поле от клинической психологии, ориентированной на психотерапию и лечение психопатологий.

Уайтли (Whitely), упомянутый в работе Р.Дэвиса, на­зывает "корнями" консультативной психологии во-пер­вых, психологию индивидуальных различий и такие ее ответвления, как психометрические или психологические измерения; во-вторых, прикладную психологию.

До 1950-х гг. поле прикладной психологии понималось в первую очередь как граница клинической и экспериментальной психологии и состояло почти исключительно в приложении психологии индивидуаль­ных различий. Двумя другими ветвями прикладной психологии в то время были образовательная психология и промышленная психология, представляющие психо­логию индивидуальных различий применительно к шко­ле и трудовой деятельности. Консультативная психоло­гия в процессе развития разделилась на работу с пер­соналом учебных заведений и студенческое консультирование, а из промышленной психологии — в формы профессиональной психологии и профессио­нального консультирования (см. Dawis, 1992).

Мы уже упоминали о том, что консультирование от психотерапии отличает отказ от концепции болезни. Од­нако не все так просто и однозначно понимается сегодня в психолого-психотерапевтическом "мире". Многие отве­ты (попытки объяснить, описать различные модели пси­хологической помощи) порождают лишь новые вопросы. И все же попытаемся ответить на некоторые из них. Прежде всего остановимся подробнее на соотношении понятий консультирование и психотерапия. Начнем с по­нятия психотерапия. Нами проанализировано несколько его определений. Наиболее общей является трактовка, данная в словаре "Психология"(М., 1990). Здесь термин "психотерапия" рассматривается как происходящий от греческого psyche (душа) и therapeia (уход, лечение). Он означает комплексное лечебное, вербальное и невербаль­ное, воздействие на эмоции, суждения, самосознание человека при многих психических, нервных и психосоматических заболеваниях. Причем условно разли­чают клинически ориентированную психотерапию, на­правленную преимущественно на смягчение или лик­видацию имеющейся симптоматики, и личностно-ориентир о ванную, ставящую задачей содействие пациенту в изменении его отношения к социальному ок­ружению и собственной личности.

Ряд исследователей (см. Эйдемиллер, Юстицкий, 1989) говорят о неврачебной психотерапии, имея в виду консультирование проблемных семей, не способных справиться с организацией взаимоотношений. Другие же высказывают некоторые сомнения по поводу упот­ребления термина "психотерапия", так как в данном случае речь идет не о терапии (лечении) в точном смыс­ле этого слова.

Еще один термин, введенный в обиход именно в Рос­сии, — психокоррекция. "Психотерапия — это, как видно из самого термина, лечение. Психокоррекция, как явству­ет из данного термина, направлена на коррекцию, то есть на исправление тех или иных расстройств, но в то же вре­мя лечение в некоторых случаях рассчитано не на полное устранение патологических нарушений, а лишь на их ком­пенсацию. Существенной общей особенностью и психо­терапии, и психокоррекции является психологическое воз­действие, направленное на нормализацию или улучшение психической деятельности и невросоматических функций человеческого организма" (Кабанов, Личко, Смирнов, 1983). В дальнейшем в тексте уважаемых авторов терми­ны используются как синонимы. Например, методами пси­хологической коррекции называются аутогенная трениров­ка, тренинговые методы, семейная психотерапия и т.д.

Заметим, что одно и то же психологическое воз­действие в России чаще всего называется психотерапи­ей, если им занимается врач, и психокоррекцией, если его применяет психолог. Возникшее в отечественной психо­логии разделение этих понятий связано не с особеннос­тями работы, а с укоренившимся и узаконенным положе­нием о том, что психотерапией могут заниматься лишь люди, имеющие специальное медицинское образование. Это ограничение является искусственным, поскольку психотерапия подразумевает немедикаментозное, то есть, психологическое воздействие. К тому же термин "психо­терапия" является международным и в большинстве стран мира однозначно используется по отношению к истодам работы, осуществляемым профессиональными психологами (Алешина, 1994).

Таким образом, в России существуют по крайней мере четыре близких по содержанию понятия: психо­терапия, психокоррекция, неврачебная психотерапия, психологическое консультирование. Представим их сходство и различие в таблице 1.

Таблица 1

НАПРАБЛЕНИЕ

СУБЪЕКТ

ОБЪЕКТ

ЦЕЛЬ

Психотерапия

А. клинически-

Врач

Больной,

Ликвидация

ориентированная

(психиатр,

пациент

симптомов

психотерапевт)

В. личностно-

Врач,

Больной,

Личностные

ориентированная

психолог,

клиент

и

социальный

межличностные

работник

изменения

Психокоррекция

Врач,

Больной,

Исправление

психолог

клиент

тех или иных

расстройств,

нормализация

психической

деятельности

Неврачебная

Психолог

Клиент

Оптимизация

психотерапия

взаимо-

отношений

(например,

в проблемных

семьях)

Консультирование

Консульти-

Клиент,

Адаптация

рующий

семья,

к жизни за счет

психолог,

группа ,

активизации

социальный

личностных

работник

ресурсов (выход

из трудной

жизненной

ситуации)

Мы видим, что термины психотерапия и психокоррекция практически совпадают по содержанию. Смыка­ются также понятия неврачебная психотерапия и кон­сультирование. Более того, в рамках понятия психотера­пия четко выделяются две составляющие, и вторая из них, то есть личностно-ориентированная психотерапия, схожа с понятиями неврачебная психотерапия и консуль­тирование.

Чем же является по своей сути психологическое кон­сультирование?

Слово консультация в словаре (см. Ожегов, Шведова, 1995) имеет несколько значений. Это и совещание специ­алистов по какому-нибудь делу, и совет, даваемый специ­алистом, и учреждения, дающие такие советы (например: юридическая консультация).

Консультироваться — значит советоваться со спе­циалистом по какому-нибудь вопросу. А совет — всего лишь мнение, высказанное кому-нибудь, по поводу того, как ему поступить, что сделать и т.п. В этом и заключа­ется отличие психологического консультирования от пси­хотерапии, по крайней мере психотерапии глубинной. Консультирование центрировано на более поверхностной работе, связанной чаще с межличностными отношения­ми. Основная задача психолога-консультанта состоит в том, чтобы помочь клиенту посмотреть на свои пробле­мы и жизненные сложности со стороны, продемонстри­ровать и обсудить те стороны взаимоотношений, ко­торые, будучи источниками трудностей, обычно не осоз­наются и не контролируются (Алешина, 1994). Это тоже психологическое воздействие, но воздействие более мяг­кое. Отличает консультирование и его краткосрочность (от одной до 5—6 встреч), хотя в последнее время появляются почти "мгновенные" психотерапевтические тех­ники (Гриндер, Бэндлер, 1992). Некоторые авторы счита­ют консультирование начальным этапом психотерапев­тической помощи Итак, можно предположить, что различные виды пси­хологической помощи применимы на различных стади­ях, возможно, единого процесса.

Этот процесс можно систематизировать и отобразить в таблице, введя некоторые условные понятия, такие как хорошая норма (нормальный здоровый человек), погра­ничная норма (начальное отклонение в психике), болезнь (патологические психические явления), и соотнести их с видами психологической помощи, мы получим следую­щую картину (см. табл. 2):

Таблица 2

СОСТОЯНИЕ ПСИХИКИ

ВИД ПОМОЩИ

Болезнь

Психиатрия. Медицинская психотерапия

Пограничная норма

Психологическая психотерапия. Коррекция

Хорошая норма

Консультирование. Обучение. Развитие

Таким образом, выбор консультирования как формы психологической помощи зависит от меры ответственно­сти, которую может вынести сам клиент. Это в свою оче­редь предполагает адекватную ориентацию клиента по отношению к проблемной и консультативной ситуациям, соответствующее эмоциональное состояние и уровень интеллектуального развития, позволяющий выбрать вари­анты решения проблемной ситуации, то есть, как прави­ло, нахождение клиента в условных границах "нормы психического здоровья".

Но что собой представляет психическая норма?



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методическое пособие для учителей, психологов, воспитателей общеобразовательных учреждений

    Учебно-методическое пособие
    Профилактика наркомании, пьянства и табакокурения среди учащихся 1–11 классов образовательных учреждений: Методическое пособие для учителей, психологов, воспитателей общеобразовательных учреждений, педагогов дополнительного образования

Другие похожие документы..