Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа дисциплины'
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»Программа дисциплины «Социальный маркетинг» для специальности 080504.65 «Государст...полностью>>
'Документ'
Програми з української літератури та англійської мови розроблені для спеціальних загальноосвітніх навчальних закладів інтенсивної педагогічної корекц...полностью>>
'Задача'
В контрольной работе необходимо решить и описать четыре экономико-математические задачи. Задания индивидуальные. Каждый студент заочного обучения на ...полностью>>
'Документ'
2.3. Закономерная связь физических свойств минералов и других твердых кристаллических тел с их энергией сцепления атомных остовов и связующих электро...полностью>>

Департамент образования города Москвы (3)

Главная > Реферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Департамент образования города Москвы

Некоммерческая организация «Ассоциация московских вузов»

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский университет «МИЭТ».

Полное название вуза

Научно-образовательный материал

Подготовка и проведение цикла занятий для молодежи "Основы налогообложения".

Москва, 2011

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….…..3

Модуль 1. Налоги в экономической системе общества. Налоговая система РФ.

1. Налоги в экономической системе общества…………………………………….....3

    1. Основные понятия……………………………………………………….3

    2. Элементы налога…………………………………………………………5

    3. Классификация налогов и способы их взимания………………………7

  1. Основные положения законодательства о налогах и сборах в РФ

2.1. Основы и принципы формирования налоговой системы РФ…………. 11

2.2. Законодательство по налогообложению……………………………….. 14

2.3. Налоговое обязательство и его исполнение………………………...........15

2.4. Налоговое правонарушение и налоговая ответственность…………….18

2.5. Участники налоговых правоотношений в РФ…………………………...26

3. Виды систем налогообложения в РФ

3.1. Общая (традиционная) система налогообложения…………………..…30

3.2. Упрощённая система налогообложения………………………………....33

3.3. Единый налог на вмененный доход…………………………………..….34

4. Роль налогов в формировании доходов бюджета …………………………….… 37

Модуль 2. Принципы и механизмы налогообложения

5. Федеральные налоги и сборы.

5.1. Косвенные налоги: НДС и акцизы…………………………………….....42

5.2. Прямые налоги: налог на доходы физических лиц……………………50

5.3. Страховые взносы……………………………………………………........67

5.4. Налог на прибыль организаций………………………………………......74

5.5. Государственная пошлина…………………………………………...……88

6. Региональные налоги……………………………………………………………….96

7. Местные налоги……………………………………………………………………102

8. Применение упрощенной системы налогообложения ………………...………...107

9. Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности…...….110

Рекомендуемая литература:………………………………………………………......113

Тестовый опрос.……………………………………………………………………………...115

Введение

Каждый человек и все предприятия должны выполнять перед государством свои обязательства по уплате налогов. При этом они могут использовать все имеющиеся возможности для снижения суммы налогов, которые разрешены законодательством. Поэтому знание российского налогового законодательства каждым человеком приобретает особое значение.

Данные материалы помогут получить необходимые знания в области налогообложения в нашей стране. Для этого будут рассмотрены основные понятия по налогообложению, основы налоговой системы Российской Федерации, теоретические и методические принципы взимания налогов, методика их расчёта. Особое внимание будет уделено изучению льгот, которые предоставлены гражданам и бизнесу в России.

Основная трудность изучения налогообложения состоит в его динамичности и изменчивости. Почти каждую неделю публикуются новые документы по налогам. Поэтому очень важно всегда быть в курсе последних изменений в этой области. В этом поможет чтение газет, журналов и статей в интернете. Особое внимание обратим на «Российскую газету». День публикации федеральных законов по налогообложению в этой газете считается днём их официальной публикации. Если в законе написано, что он вводится в действие со дня его официальной публикации, то это означает, что закон действует со дня его опубликования в «Российской газете».

Модуль 1. Налоги в экономической системе общества.

Налоговая система РФ.

1. Налоги в экономической системе общества

1.1. Основные понятия

Взимание налогов - древнейшая функция и одно из основных условий существования государства. Как известно, налоги появились с возникновением государственности, как взносы граждан, необходимые для содержания публичной власти. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей оно несет затраты, в виде определенной суммы денежных средств, которые могут быть собраны только посредством обязательных платежей экономических субъектов - налогов. Размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, поддержка нетрудоспособных членов общества и т. п. Таким образом, со времени возникновения государства налоги стали необходимой частью экономических отношений.

Через налоги, через размеры налогов и налоговые льготы государство имеет возможность оказывать серьезное влияние на развитие экономики, науки, культуры, а также на потребление, спрос населения, накопления, сбережения и деловую активность.

Изъятие государством у предпринимателей слишком большой суммы налогов, например, всей или большей части прибыли может привести к тому, что им станет невыгодно производство, утратится основная его цель. И, наоборот, чем больше у предпринимателей остается прибыли, тем больше возможностей для расширения и развития бизнеса, тем больше заинтересованность в нем, тем выше экономический рост.

Налог - одна из форм финансовых отношений, осуществляемых в виде платежей, взимаемых государством с юридических и физических лиц с целью их перераспределения для нужд граждан и государства в целом. Налог — это вид текущего трансферта, обязательный безвозмездный платеж, уста­новленный законодательством и осуществляемый плательщиком в определенном размере и в определенный срок. Налог – это односторонняя экономическая операция, прямое изъятие государством части валового продукта в свою пользу для формирования централизованных финансовых ресурсов (бюджета).

Бюджет - это централизованный фонд государства, края области, города и т.п., формируемый на один год в виде финансового плана, в котором расписаны доходы и расходы государства или соответствующего субъекта. Важнейший источник доходов бюджета - совокупные поступления в виде налогов, сборов, пошлин. В настоящее время в России определены три уровня бюджетов: государственный (федеральный), региональный (республиканский) и местный. Они соответствуют административному делению страны.

Совокупность законов, правил и практических приёмов, относящихся к сбору налогов, называется налогообложением.

Основными свойствами налогов являются их обязательность и безэквивалентность. Первое связано с тем, что налог в виде обязательного взноса с граждан и предприятий государство изымает в порядке общественного принуждения, а второе говорит о том, что уплата налогов не сопровождается прямым встречным исполнением со стороны государства каких-либо обязательств.

От налогов отличаются сборы. Налоги, зачисленные в бюджет соответствующего уровня, обезличиваются. Этим налоги отличаются от сборов, которые при обяза­тельности и безвозмездности уплаты плательщиками в бюджет соответствующего уровня, но при этом должны использо­ваться только на те цели, ради которых они взимались. Сбор в форме госпошлины — это денежный платёж, взимаемый государством за оказанные услуги, поэтому должна соблюдаться соразмерность между стоимостью услуги и платой за нее.

Налоги выполняют две основные функции:

  • фискальную

  • регулирующую.

Налоги являются важнейшими поступлениями в государственный бюджет, и в этом и заключается их фискальная функция.

В 2011 году за первое полугодие в России бюджет в основном (на 82%) наполнили всего четыре основных налога. Это налог на прибыль (1,42 трлн руб., или 25% всех сборов), налог на добычу полезных ископаемых (1,13 трлн руб., или 20%), налог на доходы физических лиц (1,07 трлн руб., 19%), налог на добавленную стоимость (1,04 трлн руб., 18%). Налог на добавленную стоимость и налог на добычу полезных ископаемых составляют основу федерального бюджета, налог на доходы физических лиц и налог на прибыль — региональных бюджетов.
Регулирующая функция налогов заключается в их влиянии на изменение структуры и темпов развития производства и покупательную способность населения при увеличении или уменьшении налогового бремени.

    1. Элементы налога

В нормативных документах по налогообложению, главным из которых является Налоговый кодекс РФ, по каждому налогу конкретизируются элементы налога. Элементы налога — это определяемые законодательными актами принципы построения и организации налогов.

К элементам налога относятся:

  • субъект налога (налогоплательщик);

  • объект налога;

  • налогооблагаемая база;

  • единица обложения;

  • налоговые льготы;

  • налоговая ставка;

  • налоговый оклад;

  • источник налога;

  • налоговый период;

  • срок уплаты налога.

Субъект налога (налогоплательщик) — это юридическое или физическое лицо, на которое законом возложена обязанность уплачивать налог. Но субъект налога не всегда является реальным плательщиком. Иногда бремя уплаты налога переносится на другое лицо, которое называется носитель налога.

Объект налога — это доход или имущество налогоплательщика, которые законодательно подлежат обложению налогом. Для количественного измерения объекта налога служит налогооблагаемая база. Для её получения выбирается единица обложения — единица измерения объекта налога. Используются денежные и натуральные единицы обложения.

Если налогом облагается не весь объект, а только его часть или некоторые виды деятельности или некоторые налогоплательщики освобождены от уплаты налога, то это определяется налоговыми льготами. Налоговые льготы- это полное или частичное освобождение от налогов юридических и физических лиц в соответствии с действующим законодательством. К основным налоговым льготам относятся:

  • необлагаемый минимум;

  • вычеты из налогового оклада;

  • изъятие из обложения частей объекта налога;

  • освобождение отдельных видов деятельности или категорий плательщиков;

  • пониженные ставки налога;

  • отсрочка взимания налога.

Налоговая ставка — это величина налога на единицу обложения.

Различают три вида ставок. Твердые ставки определяются в абсолютной сумме. Пропорциональные - это ставки, действующие в едином проценте к налоговой базе. Прогрессивные ставки - это ставки, увеличивающиеся с ростом налоговой базы.

Налоговый оклад — это сумма налога, уплачиваемая субъектом с одного объекта. Он получается умножением налоговой ставки на налогооблагаемую базу.

Источник налога- это доход, из которого субъект уплачивает налог.

Налоговый период- это время, за которое производится обложение налогом. Это может быть месяц, квартал, год.

Срок уплаты налога — срок, в который уплачивается налог. Он определён законом. При неуплате налога в срок к налогоплательщику применяются налоговые санкции.

В исключительных случаях сроки уплаты налога или сбора могут быть перенесены. Изменение сроков уплаты налогов производится в виде отсрочки, рассрочки, налогового кредита и инвестиционного налогового кредита. Решение об изменении сроков уплаты принимается финансовыми органами, таможенными органами, органами соответствующих внебюджетных фондов.

    1. Классификация налогов и способы их взимания

В основу классификации налогов положены следующие признаки:

  • административный признак;

  • форма взимания;

  • источник налога;

  • степень обложения;

  • направление использования налогов.

По административному признаку, то есть по полномочиям соответствующих органов законодательной или представительной власти по введению налогов, установлению налоговых ставок, порядка и сроков взимания налоги делятся на три группы:

  • федеральные;

  • региональные;

  • местные.

При этом распределение налогов между бюджетами может быть различным. Перечень налогов, определяемых федеральным законодательством, закрытый, т.е. региональные и местные органы власти не имеют права устанавливать налоги или сборы, непредусмотренные Налоговым кодексом РФ.

Но регионам и местным властям предоставлены достаточно широкие законодательные полномочия в налоговой сфере: органы власти субъектов РФ и местные власти могут самостоятельно принимать решения о введении на их территории региональных и местных налогов, определять налоговые льготы по этим налогам, ставки этих налогов (но в пределах, установленных Налоговым кодексом РФ), а также порядок и сроки уплаты по этим налогам.

Таким образом, региональные и местные власти не могут повышать налоговую нагрузку на своей территории сверх установленных федеральным законодательством пределов, но могут создавать более благоприятные налоговые условия для населения и организаций за счет установления пониженных ставок налогов, предоставления различных налоговых льгот и т.д. вплоть до отказа от введения всех региональных или местных налогов.

Федеральные налоги и сборы устанавливаются Налоговым кодексом РФ и обязательны к уплате на всей территории России.

К федеральным налогам и сборам в настоящее время относятся:

Косвенные налоги:

· налог на добавленную стоимость (НДС);

· акцизы на отдельные виды товаров и отдельные виды минерального сырья;

Прямые налоги:

· налог на прибыль;

· налог на доходы физических лиц;

· взносы в государственные внебюджетные фонды - пенсионный фонд РФ, фонд социального страхования РФ, фонд обязательного медицинского страхования, взнос по страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний;

· налог на добычу полезных ископаемых ;

· государственная пошлина;

· сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

· водный налог.

Федеральные налоги поступают не только в федеральный бюджет, но в определенных пропорциях и в субфедеральные и местные бюджеты, так, например, 2% налога на прибыль идет в федеральный бюджет, а остальные 18% - в территориальные бюджеты, 70 % налога на доходы физических лиц поступает в региональные бюджеты, а 30 %-в местные.

Региональные налоги и сборы устанавливаются в соответствии с Налоговым кодексом РФ, вводятся в действие законами субъектов РФ и обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов РФ.

К региональным налогам (налоги административно-территориальных единиц республик в составе РФ, налоги краев, областей, автономных образований.) в настоящее время относятся:

Прямые налоги:

· налог на имущество организаций;

· транспортный налог;

· налог на игорный бизнес;

Местные налоги и сборы устанавливаются и вводятся в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ правовыми актами муниципальных образований и обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований.

К местным налогам относятся:

· земельный налог;

· налог на имущество физических лиц;

По форме взимания различают прямые и косвенные налоги. Прямые налоги взимаются с дохода или имущества налогоплательщика. Косвенные налоги устанавливаются в виде добавки к цене.

По источнику налога различают:

  • налоги, включаемые в стоимость продукции;

  • налоги, включаемые в себестоимость продукции;

  • налоги, уплачиваемые за счёт прибыли или дохода.

По степени обложения выделяют три группы налогов:

  • прогрессивные, когда тяжесть налогообложения возрастает с ростом размера доходов или иного объекта обложения;

  • регрессивные, когда тяжесть налогообложения снижается с ростом размера доходов или иного объекта обложения;

  • пропорциональные, когда тяжесть налогообложения изменяется пропорционально росту размера доходов или иного объекта обложения.

В зависимости от направления использования налоги делятся на общие и специальные. Первые могут быть использованы для финансирования любых нужд государства. Вторые имеют целевое назначение (транспортный налог).

Порядок исчисления налога - это определенные законом методические правила расчета величины налога. Обязанность по исчислению налога возлагается на налогоплательщика, налогового агента или на налоговый орган.

При обложении налогами действуют три способа взимания налогов, т.е. учета и оценки объекта налога: кадастровый, декларационный, у источника выплаты.

Первый способ предполагает использование кадастра - реестра, описи, – содержащего перечень типичных сведений об оценке и средней доходности объекта налогообложения (земли, домов), которые используются при исчислении соответствующего налога.

Второй способ предусматривает подачу налогоплательщиком в налоговые органы официального заявления – декларации о величине налоговой базы. В налоговую декларацию обычно включают данные о доходах и расходах плательщика, источников доходов, налоговых льготах и вычетах.

Третий способ предполагает исчисление и изъятие у источника образования объекта обложения. Обычно он осуществляется бухгалтерией предприятия или органом, который выплачивает доход или по закону имеет такое право.

  1. Основные положения законодательства о налогах и сборах в РФ

2.1. Основы и принципы формирования налоговой системы РФ

Налоговая система - это основанная на определенных принципах система урегулированных нормами права общественных отношений, складывающихся в сфере налогообложения.

Понятие «налоговая система» является более широким по сравнению с понятиями «система налогов и сборов» и «система налогообложения» и включает в себя, помимо собственно налогов и сборов, весь комплекс отношений, непосредственно связанных с налогообложением.

Основу налоговой системы России составляет Налоговый кодекс.

Налоговый кодекс содержит описание системы налогов и сборов в Российской Федерации, в нем, в частности, зафиксированы основы налогообложения в России (п. 2 ст. 1 НК РФ):

  • виды налогов и сборов (см. Классификацию налогов и сборов по административному признаку в разделе 1.3);

  • основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

  • принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных региональных и местных налогов;

  • права и обязанности участников соответствующих правоотношений (налогоплательщиков и плательщиков сборов, налоговых агентов, налоговых и таможенных органов);

  • формы и методы налогового контроля;

  • ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах;

  • порядок обжалования актов и действий налоговых органов, а также их должностных лиц.

Налоговая система Российской Федерации основана на ключевых принципах, в соответствии с которыми и разрабатываются все нормативно-правовые акты в данной сфере. К принципам налоговой системы относятся (в порядке следования соответствующих положений Налогового кодекса):

  1. Принцип законности налогообложения. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Это установлено пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса.

  2. Принцип справедливости налогообложения. Налоги должны устанавливаться с учетом фактической способности налогоплательщика к их уплате (п. 1 ст. 3 НК РФ).

  3. Принцип всеобщности и равенства налогообложения (п. 1 ст. 3 НК РФ). Он заключается в том, что каждое лицо несет равные обязанности перед обществом. Это следует из статьи 8 Конституции РФ. Пунктом 2 статьи 3 НК РФ также установлено, что налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

  4. Принцип экономической обоснованности налогообложения. Пунктом 3 статьи 3 Налогового кодекса установлено, что налоги и сборы должны иметь экономическое основание, и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

  5. Принцип единства экономического пространства Российской Федерации. В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Налогового кодекса не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории России товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

  6. Принцип установления налогов и сборов в должном порядке. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие признаками налогов и сборов, и при этом не предусмотренные Налоговым кодексом, либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ. Об этом говорится в пункте 5 статьи 3 Налогового кодекса. Запрет на установление налогов иначе как федеральным законом прямо закреплен в Конституции РФ.

  7. Принцип определенности налоговой обязанности. Он установлен пунктом 6 статьи 3 Налогового кодекса. В соответствии с данной нормой при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

  8. Принцип презумпции толкования всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей в налоговом законодательстве в пользу налогоплательщика (плательщика сборов). Согласно пункту 7 статьи 3 Налогового кодекса все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

Налоговая система РФ представляет собой совокупность:

  • системы налогов и сборов РФ;

  • системы налоговых правоотношений;

  • системы участников налоговых правоотношений (см. раздел 1.6.)

  • нормативно-правовой базы сферы налогообложения.

Таким образом, элементами (подсистемами) налоговой системы РФ называют не только налоги и сборы, но и налогооблагающих субъектов, то есть таких субъектов, которые "обременяют подданных" обязанностями по уплате налогов и сборов. В эту подсистему включены и сами налогоплательщики.
В России 83 субъекта и около тридцати тысяч муниципальных образований, от имени которых действуют налоговые (финансовые, таможенные) органы, органы государственных внебюджетных фондов, сборщики налогов, органы внутренних дел.

Кроме того, к элементам налоговой системы относят принципы ее организации и функционирования, а также нормы налогового права.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Департамент образования города москвы (9)

    Документ
    Средняя общеобразовательная школа № 617 имени генерала Д.Ф. Алексеева реализовывала программу «Воспитание личности школьника – важнейшее условие оптимизации образовательного процесса».
  2. Департамент образования города Москвы (13)

    Документ
    1.Костриков Константин Николаевич (Советник ректора по вопросам культуры, декан факультета искусств и социокультурной деятельности, заведующий кафедрой искусств и художественного творчества, доктор философских наук, профессор, руководитель проекта).
  3. Департамент образования города Москвы (4)

    Документ
    по мероприятию «Проведение цикла занятий по математике для учащихся средних школ г. Москвы направленных на повышение качества подготовки с учетом требований образовательных стандартов».
  4. Департамент образования города Москвы (5)

    Документ
    Курс научно-популярных лекций "Квантовая механика. Гармония, на которой держится мир" разрабатывался для повышения заинтересованности наиболее способных выпускников школ г.
  5. Департамент образования города Москвы (6)

    Программа
    Программа повышения квалификации «Моделирование технологических процессов наноэлектроники» имеет своей целью формирование знаний в области математического моделирования технологических процессов наноэлектроники, позволяющих глубже

Другие похожие документы..