Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Тема «Инновации в СНГ» - давно в повестке дня. По этому вопросу есть разработанная терминология, решения глав государств и правительств СНГ, ЕврАзЭС,...полностью>>
'Семинар'
Настоящий семинар нацелен, прежде всего, на прояснение роли топ-менеджеров и финансистов в мотивации, является новаторским и весьма полезным, в том ч...полностью>>
'Программа'
Давным-давно в далекой стране жили король с королевой. Когда у них родилась долгожданная дочь, в честь этого в королевстве был устроен большой праздн...полностью>>
'Викторина'
Викторина рассчитана на знание учащимися сказок: «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и семи б...полностью>>

Учебная программа для студентов дневного и заочного отделения специальности: 053000, 071301 «Народное художественное творчество»

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

1

Смотреть полностью

Федеральное агентство по культуре и кинематографии

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»

Кафедра педагогики и методики художественного образования

С.С. Важенина

Теория и методика этнохудожественного образования

Учебная программа

для студентов дневного и заочного отделения

(специальности: 053000, 071301 «Народное художественное творчество»

Составитель: Важенина С.С.

Тюмень

2007

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Важное место в разработке структуры и содержания курса сыграла программа «Методика преподавания теории и истории народной художественной культуры» Т.И. Баклановой.

Главная цель курса – способствовать профессиональному становлению личности будущего педагога.

Задачи курса:

- изучение студентами истории, современного состояния и тенденций развития этнохудожественного образования в России и зарубежных странах;

- знакомство с существующими образовательными программами по народному творчеству и разработка студентами авторских программ для различных типов образовательных учреждений;

- формирование творческого мышления, индивидуального стиля профессиональной деятельности, исследовательского подхода к ней;

- формирование методологической культуры студента;

- развитие ответственного и творческого отношения к преподаванию народного художественного творчества.

Содержание курса охватывает историю, современное состояние и тенденции развития этнохудожественного образования в России, а также существующие программы и методики преподавания традиционного народного творчества в различных типах образовательных учреждений. Но основное внимание в процессе преподавания курса уделяется подготовке студентов к созданию собственных инновационных проектов, программ и методик этнохудожественного образования.

Содержание программы разработано с учетом регионального компонента.

В ходе ознакомления с вопросами курса у студента должны быть сформированы следующие умения:

- определять конкретные учебно – воспитательные задачи с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся и социально – психологического коллектива;

- обоснованно выбирать эффективные формы, методы и средства обучения и воспитания;

- развивать у детей потребность в художественно – творческой деятельности;

- самостоятельно анализировать и совершенствовать свою профессиональную деятельность;

- управлять учебной деятельностью учащихся и формировать у них навыки художественно – творческой деятельности;

- самостоятельно разрабатывать и апробировать авторские программы;

- руководить творческим процессом.

Дисциплина «Теория и методика этнохудожественного образования» читается студентам 2 и 4 курсов в течение учебного года. В первом семестре изучения студенты сдают зачет по этой дисциплине, а во втором семестре – экзамен. В базовых учебных планах специальностей есть разночтения в определении количества часов, отводимых на самостоятельную работу, поэтому в учебной программе содержатся варианты тематических планов для каждой специальности.

В часы, отведенные на самостоятельную работу студентов, они готовятся к семинарским занятиям: конспектируют материалы, готовятся к выступлению с докладами, разрабатывают авторские программы и учебные занятия для учащихся различных образовательных учреждений.

Учебно – методический материал составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, утвержденным в 2003 году и адресован студентам очной и заочной форм обучения.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

в области культуры и искусства

ОПДФ.09 Теория и методика этнохудожественного образования (210)

Понятия «методика преподавания» и «этнохудожественное образование».

Становление и развитие в России преемственной системы этнохудожественного образования «Дошкольные учреждения – школы – учреждения дополнительного образования – средние и высшие специальные учебные заведения – система послевузовского образования».

Роль и место народного художественного творчества в действующих программах, учебниках и учебных пособиях для дошкольных учреждений. Методика подготовки и проведения занятия по народному художественному творчеству в дошкольном учреждении.

Роль и место народного художественного творчества в действующих программах, учебниках и учебных пособиях для общеобразовательных школ и школ с этнокультурным компонентом. Народная художественная культура как основа содержания современных программ и учебников по мировой художественной культуре для общеобразовательных школ. Методика разработки авторской программы по народной художественной культуре для школ. Методика подготовки и проведения урока и внеклассных мероприятий по традиционной художественной культуре народов России и зарубежных стран.

Роль и место народного художественного творчества в действующих программах для учреждений дополнительного образования. Методика разработки авторской программы по народному художественному творчеству для учреждений дополнительного образования. Методика подготовки и проведения учебного занятия по народному художественному творчеству в учреждении дополнительного образования.

Становление и развитие специальности «Народное художественное творчество» в вузах России.

Москва

2003

Тематический план курса

«Теория и методика этнохудожественного образования» ОДО

Наименование тем курса

Количество часов

В том числе

Лекции

Семинары

Самостоятельная работа

1. Понятия «методика преподавания» и «этнохудожественное образование»

6

6

2. Становление и развитие в России преемственной системы этнохудожественного образования «Дошкольные учреждения – школы – учреждения дополнительного образования – средние и высшие специальные учебные заведения – система послевузовского образования»

4

4

3. Государственные образовательные стандарты как основа проектирования моделей этнохудожественного образования

4

6

4. Дошкольный уровень этнохудожественного образования

6

4

5. Этнохудожественное образование в средней школе

4

6

6. Методика разработки авторской программы

6

6

7. Анализ одной из авторских программ по народному художественному творчеству

4

6

8. Роль и место народного художественного творчества в действующих программах, учебниках и учебных пособиях для дошкольных учреждений

4

4

9. Народное изобразительное и декоративно – прикладное творчество, место в этнохудожественном образовании

4

6

10. Методика подготовки и проведения занятия по народному художественному творчеству в дошкольном учреждении

6

6

11. Роль и место народного художественного творчества в действующих программах, учебниках и учебных пособиях для общеобразовательных школ и школ с этнокультурным компонентом

4

4

4

12. Народная художественная культура как основа содержания современных программ и учебников по мировой художественной культуре для общеобразовательных школ

6

6

13. Методика разработки авторской программы по народной художественной культуре для школ

4

4

4

14. Методика подготовки и проведения урока и внеклассных мероприятий по традиционной художественной культуре народов России и зарубежных стран

6

6

15. Роль и место народного художественного творчества в действующих программах для учреждений дополнительного образования

4

4

4

16. Методика разработки авторской программы по народному художественному творчеству для учреждений дополнительного образования

6

6

17. Методика подготовки и проведения учебного занятия по народному художественному творчеству в учреждении дополнительного образования

4

6

18. Организация демонстраций художественно – творческих достижений детей

4

6

19. Становление и развитие специальности «Народное художественное творчество» в вузах России

4

6

Всего: 204 часа

54

48

102

Тематический план курса

«Теория и методика этнохудожественного образования»

для студентов

специальности 071301«Народное художественное творчество»

квалификации «Художественный руководитель музыкально – инструментального коллектива, преподаватель»

ОДО

Наименование тем курса

Количество часов

В том числе

Лекции

Семинары

Самостоятельная работа

1. Понятия «методика преподавания» и «этнохудожественное образование»

6

6

2. Становление и развитие в России преемственной системы этнохудожественного образования «Дошкольные учреждения – школы – учреждения дополнительного образования – средние и высшие специальные учебные заведения – система послевузовского образования»

4

6

3. Государственные образовательные стандарты как основа проектирования моделей этнохудожественного образования

4

6

4. Дошкольный уровень этнохудожественного образования

6

6

5. Этнохудожественное образование в средней школе

4

6

6. Методика разработки авторской программы

6

6

7. Анализ одной из авторских программ по народному художественному творчеству

4

6

8. Роль и место народного художественного творчества в действующих программах, учебниках и учебных пособиях для дошкольных учреждений

4

6

9. Народное изобразительное и декоративно – прикладное творчество, место в этнохудожественном образовании

4

6

10. Методика подготовки и проведения занятия по народному художественному творчеству в дошкольном учреждении

6

6

11. Роль и место народного художественного творчества в действующих программах, учебниках и учебных пособиях для общеобразовательных школ и школ с этнокультурным компонентом

4

4

4

12. Народная художественная культура как основа содержания современных программ и учебников по мировой художественной культуре для общеобразовательных школ

6

6

13. Методика разработки авторской программы по народной художественной культуре для школ

4

4

6

14. Методика подготовки и проведения урока и внеклассных мероприятий по традиционной художественной культуре народов России и зарубежных стран

6

6

15. Роль и место народного художественного творчества в действующих программах для учреждений дополнительного образования

4

4

6

16. Методика разработки авторской программы по народному художественному творчеству для учреждений дополнительного образования

6

6

17. Методика подготовки и проведения учебного занятия по народному художественному творчеству в учреждении дополнительного образования

4

6

18. Организация демонстраций художественно – творческих достижений детей

4

6

19. Становление и развитие специальности «Народное художественное творчество» в вузах России

4

6

Всего: 214 часов

54

48

112

Содержание курса «Теория и методика этнохудожественного образования»

Тема 1. Понятия «методика преподавания» и «этнохудожественное образование»

Ключевые понятия курса: образование, художественное образование, формирование и развитие личности, этнос, этническая культура, этнические ценности, идеалы, стереотипы сознания и поведения, архетипы коллективного бессознательного, этническое воспитание, этнопедагогика.

Понятие «методика преподавания» применительно к этнохудожественнному образованию. Обзор используемых в современной практике этнохудожественного образования методик преподавания.

Этнохудожественное образование и этнопедагогика. Художественные элементы старинной русской народной педагогики. Образы древнеславянской мифологии, сказок, народных песен, произведений народного декоративно – прикладного творчества и других видов русского народного творчества как основа традиционного народного воспитания детей и подростков.

Жизнь человека в русском фольклоре. Роль религиозного искусства (духовных стихов, церковной музыки, икон и др.) в традиционном народном воспитании на Руси. Особенности художественно – образных основ традиционного народного воспитания у других народов (на основе конкретного регионального или зарубежного опыта).

Цели и задачи этнохудожественного образования в России в современных условиях. Роль этнохудожественного образования в формировании и развитии интересов различных групп населения к истории художественной культуры русского и других народов России, к различным видам народного художественного творчества. Освоение традиционной народной художественной культуры в современных условиях как фактор духовно – нравственного преображения личности и общества на основе лучших традиционных ценностей и идеалов.

Понятие об общем, дополнительном и специальном этнохудожественном образовании.

Тема 2. Становление и развитие в России преемственной системы этнохудожественного образования «Дошкольные учреждения – школы – учреждения дополнительного образования – средние и высшие специальные учебные заведения – система послевузовского образования»

Древние истоки этнохудожественного образования. Роль первобытной магии, старинных народных праздников, обрядов, семейно – бытовых традиций в формировании, освоении и передаче от поколения к поколению традиционной этнической художественно – образной картины мира и этнических стереотипов художественной деятельности. Своеобразие древних этнических механизмов социализации личности средствами устного народного творчества, танца, музыки и т.д.

Роль этнических художественных традиций в древнерусском образовании и воспитании. Современные дискуссии вокруг проблем становления и развития русской национальной школы: Тысячелетие русской школы: миф или реальность?

Роль русского народного творчества в педагогических системах К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого и других выдающихся деятелей отечественной педагогики.

Изменения отношения к русским национально – культурным традициям в общем и специальном художественном образовании в России в 20 веке. Становление преемственной системы этнохудожественного образования в России от дошкольного до послевузовского уровней. Комплексное исследование Московского государственного университета культуры «Преемственная система этнохудожественного образования», его основные направления и результаты. Становление и развитие системы подготовки педагогических кадров для общего и специального этнохудожественного образования. Значение специальности «Народное художественное творчество» для обеспечения педагогическими кадрами современной системы этнохудожественного образования.

Актуальные проблемы и перспективы дальнейшего развития этнохудожестввенного образования в России.

Тема 3. Государственные образовательные стандарты как основа проектирования моделей этнохудожественного образования

Понятие об образовательном стандарте.

Соотношение федерального, регионального и школьного компонентов образовательного стандарта.

Проблема введения образовательных стандартов в общеобразовательной школе.

Стандартизация образования за рубежом: общее и особенное.

Структура и содержание Государственного стандарта общего образования по предметной области «Искусство».

Государственные образовательные стандарты среднего специального и высшего этнохудожественного образования.

Тема 4. Дошкольный уровень этнохудожественного образования

Психологические особенности художественного восприятия и художественно – творческой деятельности дошкольников.

Отечественный и зарубежный опыт художественного образования дошкольников на основе национально – культурных традиций.

Специфика организации этнохудожественного образования и воспитания в разновозрастных группах.

Игра как основа этнохудожественного образования дошкольников.

Роль устного народного творчества в развитии речи и художественно – образного мышления дошкольников.

Место авторских программ по народному художественному творчеству в дошкольных учреждениях.

Преемственность как один из основополагающих принципов этнохудожественного образования. Традиции народной художественной культуры как основа содержания базовых учебных дисциплин в начальных классах.

Тема 5. Этнохудожественное образование в средней школе

Психологические особенности подросткового возраста.

Особенности организации этнохудожественного образования на основе взаимодействия общеобразовательных школ с музыкальными школами и школами искусств, библиотеками, театрами и другими учреждениями культуры.

Организация внеклассной работы по народному художественному творчеству в средней школе:

– музеи народного творчества;

- школьные музыкальные и литературно – поэтические салоны;

- мастерские народных художественных промыслов и ремесел;

- этнографические театры и др.

Формы и методы проведения интегрированных уроков по народному художественному творчеству в средней школе.

Обзор изданных программ и учебных пособий по народной художественной культуре для средней школы.

Роль материалов по народному художественному творчеству в программах по истории, литературе, другим учебным дисциплинам в средней школе.

Тема 6. Методика разработки авторской программы

Понятие «авторская программа». Роль авторских программ в современном вариативном образовательном пространстве. Анализ авторской программы как элемента целостного образовательного пространства.

Этапы разработки авторской программы: анализ исходной ситуации; определение роли и места будущей программы в образовательном пространстве школы; разработка основных элементов программы. Методика разработки пояснительной записки. Методика разработки тематического плана курса. Формы и методы апробации и внедрения авторской программы. Роль методов педагогических исследований.

Тема 7. Анализ одной из авторских программ по народному художественному творчеству

Методика разработки тематического плана.

Методика разработки пояснительной записки.

Взаимосвязь содержания авторской программы по народному художественному творчеству с содержанием базовых учебных дисциплин.

Учет при разработке авторской программы специфики конкретного образовательного учреждения (тип, состав учащихся, материально – техническая база и другие характеристики).

Отражение в авторской программе особенностей социокультурной среды, национально – культурных и культурно – исторических традиций народа.

Тема 8. Роль и место народного художественного творчества в действующих программах, учебниках и учебных пособиях для дошкольных учреждений

Психологические особенности художественного восприятия и художественно – творческой деятельности дошкольников. Отечественные и зарубежные программы и методики художественного образования дошкольников на основе национально – культурных традиций.

Особенности преподавания народной художественной культуры дошкольникам в условиях экспериментальных образовательных учреждений. Специфика организации этнохудожественного образования и воспитания дошкольников в разновозрастных группах. Игровые основы этнохудожественного образования дошкольников. Роль народных игрушек и игр в формировании детей дошкольного возраста.

Педагогический потенциал русских народных сказок. Интегрированные системы этнохудожественного воспитания и развития личности на основе русских народных сказок. Современные методы сказкотерапии, их использование в работе с детьми дошкольного возраста. Роль русских народных сказок, пословиц, поговорок и пестушек в развитии речи и художественно – образного мышления дошкольников в формировании их представлений о времени, пространстве, движении, энергии и др.

Музыкальное воспитание на основе русских народных песен и произведений для детей русских композиторов – классиков. Методы музыкотерапии в работе с дошкольниками. Дыхательная терапия с использованием русских народных духовых музыкальных инструментов и свистулек.

Роль русского декоративно – прикладного творчества и произведений русских художников на занятиях изобразительным искусством. Русские народные танцы и пластические импровизации под русскую музыку в системе этнохудожественного образования дошкольников.

Использование образов и произведений народного художественного творчества в духовно – нравственном и физическом воспитании дошкольников.

Методика разработки и внедрения авторской программы по народной художественной культуре в дошкольных учреждениях.

Роль наставников и родителей в приобщении дошкольников к русскому народному творчеству, к традиционным ценностям и идеалам русской культуры.

Роль практического психолога в диагностике эффективности этнохудожественного образования дошкольников.

Тема 9. Народное изобразительное и декоративно – прикладное творчество, место в этнохудожественном образовании

Характеристика основных видов детского изобразительного и декоративно – прикладного творчества:

- рисование,

- аппликация,

- лепка,

- бумажная пластика,

-вышивка,

-кружевоплетение,

- роспись,

- плетение из бересты,

- бисероплетение и др.

Роль освоения детьми народных художественных промыслов.

Графические методы психодиагностики и их использование при работе с детьми.

Тема 10. Методика подготовки и проведения занятия по народному художественному творчеству в дошкольном учреждении

Определение темы занятия по народному художественному творчеству. Характеристики аудитории, на которую ориентировано занятие. Учет знаний об особенностях аудитории при подготовке и проведении занятия. Учет психологических особенностей развития дошкольника (ведущая деятельность, социальная ситуация развития, новообразование) в процессе подготовки и проведения занятия.

Цель занятия и его образовательно – воспитательные задачи. Составление плана проведения занятия.

Организация занятия. Подготовка участников к занятию, мобилизация их внимания. Готовность помещения к занятиям. Оформление помещения, размещение наглядного материала.

Содержание и методика проведения занятия. Виды работ руководителя, их взаимосвязь.

Сочетание индивидуальной и групповой работы с участниками.

Тема 11. Роль и место народного художественного творчества в действующих программах, учебниках и учебных пособиях для общеобразовательных школ и школ с этнокультурным компонентом

Психологические особенности художественного восприятия и художественно – творческой деятельности детей младшего школьного возраста. Отечественные и зарубежные программы и методики художественного образования младших школьников на основе национально – культурных традиций.

Особенности преподавания народной художественной культуры младшим школьникам в условиях экспериментальных образовательных учреждений. Логика развертывания значений и смыслов русской традиционной художественной культуры в целостном семантическом пространстве начальной школы. Формирование национального самосознания, патриотическое воспитание, социализация и социальная адаптация младших школьников средствами традиционной русской художественной культуры. Формирование исторического мышления учащихся на материале истории русской культуры. Роль и место русского церковного искусства в содержании этнохудожественного образования младших школьников.

Взаимосвязь истории и современности в этнохудожественном образовании младших школьников. Знакомство учащихся с национальными образами мира и особенностями древнеславянской картины мира.

Традиции народной художественной культуры как основа содержания базовых учебных дисциплин (музыки, изобразительного искусства и других) в экспериментальных образовательных учреждениях.

Традиции народной художественной культуры как основа содержания дополнительных дисциплин учебного плана (театр, архитектура, экология, введение в русскую культуру, древнеславянская мифология и другие).

Методика разработки и внедрения авторской программы по народной художественной культуре для начальной школы.

Взаимосвязь учебных курсов с содержанием и формами организации культурно – досуговой деятельности учащихся в экспериментальном образовательном учреждении.

Игровые и театрализованные формы и методы этнохудожественного образования в начальной школе. Дидактические и народные игры в этнохудожественном образовании. Методика проведения ситуативных и ролевых игр на занятиях по народной художественной культуре. Русские народные подвижные игры на уроках физкультуры.

Театрализованные уроки народной художественной культуры. Сценарии экспериментальных театрализованных уроков – спектаклей, уроков – конкурсов («Русская красавица», «Добры молодцы» и др.), уроков – праздников («Русь изначальная», «Как князь Владимир Русь крестил», «На московской ярмарке», «Песни птицы Гамаюн», «Святки», «Масленица» и др.).

Методика организации выставок, конкурсов и фестивалей народного художественного творчества в начальной школе.

Психологические особенности подросткового возраста и их учет в этнохудожественном образовании. Обзор изданных программ и учебных пособий по народной художественной культуре для средней школы.

Структура и содержание интегрированной программы «Искусство», основанной на традициях отечественной художественной культуры. Структура и содержание программы «Культура России» (для 5 – 9 классов) и других.

Роль материалов по истории народной художественной культуры в программах по истории, литературе и другим учебным дисциплинам в средней школе.

Особенности организации этнохудожественного образования на основе взаимодействии общеобразовательных школ с музыкальными школами и школами искусств, с музеями, библиотеками, театрами и другими учреждениями культуры. Организация музеев народного творчества и традиционной культуры в школах. Школьные этнографические театры: опыт организации и деятельности. Школьные музыкальные и литературно – поэтические салоны. Школьные мастерские народных художественных промыслов и ремесел. Организация фольклорных ансамблей и студий в школе.

Участие народных мастеров, деятелей культуры и искусства, представителей общественных фондов и других организаций в организации этнохудожественного образования в средней школе.

Методика разработки и внедрения авторских программ по народной художественной культуре для средней школы. Формы и методы проведения интегрированных уроков на материале народной художественной культуры в средней школе.

Тема 12. Народная художественная культура как основа содержания современных программ и учебников по мировой художественной культуре для общеобразовательных школ

Современные концепции и модели образования на основе традиционной народной художественной культуры.

Роль и место народной художественной культуры в содержании современного общего гуманитарного образования. Отражение различных видов народного художественного творчества в современных программах для общеобразовательных школ по музыке, изобразительному искусству, мировой художественной культуре, русскому языку, литературе, истории и другим дисциплинам.

Тема 13. Методика разработки авторской программы по народной художественной культуре для школ

Основные требования к структуре и содержанию авторской программы по народной художественной культуре (обоснование во введении ее актуальности и новизны, наличие тематического плана, отражение основного содержания каждой темы, наличие списка рекомендуемой литературы и др.). Специфика отбора содержания для программ по народной художественной культуре для дошкольников, начальной школы, учащихся 5 – 11 классов. Требование соответствия содержания авторских программ Государственным образовательным стандартам.

Тема 14. Методика подготовки и проведения урока и внеклассных мероприятий по традиционной художественной культуре народов России и зарубежных стран

Исходные понятия народной художественной культуры: народ, этнос, нация. Традиционная культура народов, проживающих на территории Тюменской области: ханты, манси, ненцы, сибирские татары, чуваши. Традиционная культура стран Европы и Азии.

Определение темы занятия по народному художественному творчеству. Характеристики аудитории, на которую ориентировано занятие. Учет знаний об особенностях аудитории при подготовке и проведении занятия. Учет психологических особенностей развития дошкольника (ведущая деятельность, социальная ситуация развития, новообразование) в процессе подготовки и проведения занятия.

Цель занятия и его образовательно – воспитательные задачи. Составление плана проведения занятия.

Организация занятия. Подготовка участников к занятию, мобилизация их внимания. Готовность помещения к занятиям. Оформление помещения, размещение наглядного материала.

Содержание и методика проведения занятия. Виды работ руководителя, их взаимосвязь.

Сочетание индивидуальной и групповой работы с участниками.

Тема 15. Роль и место народного художественного творчества в действующих программах для учреждений дополнительного образования

Структура и содержание деятельности детских этнопедагогических и этноэстетических центров. Опыт экспериментального этноэстетического центра «Берегиня» и других. Роль и место традиционной народной художественной культуры в содержании работы центров детского и юношеского творчества. Экспериментальные программы по народной художественной культуре для центров детского и юношеского творчества.

Специфика организации и деятельности школ народных ремесел. Экспериментальные программы по различным видам народных художественных промыслов и ремесел, разработанные в Архангельской областной школе народных ремесел, и другие.

Тема 16. Методика разработки авторской программы по народному художественному творчеству для учреждений дополнительного образования

Авторская программа как элемент целостного образовательного пространства конкретного учебного заведения.

Учет при разработке авторской программы специфики конкретного образовательного учреждения, в том числе – его типа, состава учащихся и педагогов, материально – технической базы и других характеристик. Отражение в авторской программе особенностей локальной социокультурной среды, национально – культурных и культурно – исторических традиций региона.

Тема 17. Методика подготовки и проведения учебного занятия по народному художественному творчеству в учреждении дополнительного образования

Определение темы занятия по народному художественному творчеству. Характеристики аудитории, на которую ориентировано занятие. Учет знаний об особенностях аудитории при подготовке и проведении занятия. Учет психологических особенностей развития личности (ведущая деятельность, социальная ситуация развития, новообразование) в процессе подготовки и проведения занятия.

Цель занятия и его образовательно – воспитательные задачи. Составление плана проведения занятия.

Организация занятия. Подготовка участников к занятию, мобилизация их внимания. Готовность помещения к занятиям. Оформление помещения, размещение наглядного материала.

Содержание и методика проведения занятия. Виды работ руководителя, их взаимосвязь.

Сочетание индивидуальной и групповой работы с участниками.

Тема 18. Организация демонстраций художественно – творческих достижений детей

Значение различных форм демонстрации художественно – творческих достижений детей:

- выставка;

- фестиваль;

- смотр.

Основные этапы подготовки, проведения фестивалей, смотров, выставок художественного творчества детей и подростков. Деятельность жюри. Критерии оценки и отбора лучших детских работ. Участие родителей в подготовке и проведении фестиваля, конкурса или выставки детского художественного творчества.

Тема 19. Становление и развитие специальности «Народное художественное творчество» в вузах России

Структура и содержание Государственного образовательного стандарта специальности «Народное художественное творчество». Основные требования к подготовке педагогических кадров по данной специальности.

Порядок лицензирования специальности «Народное художественное творчество». Понятия об аттестации и аккредитации вуза.

Методика разработки учебных планов на основе Государственного образовательного стандарта специальности «Народное художественное творчество».

Соотношение региональных, общероссийских и зарубежных традиций народной художественной культуры в содержании высшего этнохудожественного образования.

Опыт Московского государственного университета культуры и других вузов России по подготовке специалистов в области теории и истории народной художественной культуры, а также различных видов народного художественного творчества.

Теоретико – методологическая и научно – методическая направленность высшего этнохудожественного образования.

Программы специальных учебных курсов по народной художественной культуре для высших учебных заведений.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

ОДО

Занятие 1. Становление и развитие в России преемственной системы этнохудожественного образования «Дошкольные учреждения – школы – учреждения дополнительного образования – средние и высшие специальные учебные заведения – система послевузовского образования»

  1. Истоки этнохудожественного образования.

  2. Роль семейно – бытовых традиций в воспитании и формировании этнической художественно – образной картины мира.

  3. Роль русского народного творчества в педагогических системах К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого и других выдающихся деятелей отечественной педагогики.

  4. Место русских национальных традиций в общем и специальном художественном образовании.

  5. Становление и развитие системы подготовки педагогических кадров для общего и специального этнохудожественного образования.

  6. Актуальные проблемы и перспективы дальнейшего развития этнохудожественного образования в России.

Литература:

  1. Бакланова Т.И. Народная художественная культура в универсальной образовательной системе// Культурология: новые подходы: Альманах – ежегодник. – Вып. 1. – М., 1995.

  2. Бакланова Т.И. Система этнохудожественного образования «Русская традиционная художественная культура»// Начальное образование в России: инновации и практика. – М., 1995.

  3. Бакланова Т.И. Эксперимент на московских окраинах// Народное творчество. – 1997. - №4.

  4. Гончаров И.Ф. Новая школа России: Какой ей быть?// Воспитание школьников. – 1997. - №1 – 2.

  5. Русская традиционная культура в современном образовательном процессе: Сб. материалов. – М., 1996.

  6. К.Д. Ушинский и русская школа. – М., 1996.

Занятие 2. Государственные образовательные стандарты как основа проектирования моделей этнохудожественного образования

  1. Понятие об образовательном стандарте.

  2. Соотношение федерального, регионального и школьного компонентов образовательного стандарта.

  3. Проблема введения образовательных стандартов в общеобразовательной школе.

  4. Стандартизация образования за рубежом: общее и особенное.

  5. Структура и содержание Государственного стандарта общего образования по предметной области «Искусство».

  6. Государственные образовательные стандарты среднего специального и высшего этнохудожественного образования.

Литература:

  1. Леднев В.С. Содержание образования. – М., 1989.

  2. Педагогика/ Под ред. П.И. Пидкасистого: Учебное пособие. – М., 1998.

  3. Теоретические основы содержания общего среднего образования/ под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера. – М., 1986.

Занятие 3. Дошкольный уровень этнохудожественного образования

  1. Психологические особенности художественного восприятия и художественно – творческой деятельности дошкольников.

  2. Отечественный и зарубежный опыт художественного образования дошкольников на основе национально – культурных традиций.

  3. Специфика организации этнохудожественного образования и воспитания в разновозрастных группах.

  4. Игра как основа этнохудожественного образования дошкольников.

  5. Роль устного народного творчества в развитии речи и художественно – образного мышления дошкольников.

  6. Место авторских программ по народному художественному творчеству в дошкольных учреждениях.

  7. Преемственность как один из основополагающих принципов этнохудожественного образования. Традиции народной художественной культуры как основа содержания базовых учебных дисциплин в начальных классах.

Литература:

  1. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно – обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. – СПб., 2001.

  2. Народное искусство в воспитании детей: Книга для педагогов дошкольных учреждений, учителей начальных классов, руководителей художественных студий/ Под ред. Т.С. Комаровой. – М., 2000.

  3. Поем, играем, танцуем дома и в саду: Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль, 1996.

  4. Тихонова М.В., Смирнова Н.С. Красна изба… знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб., 2000.

Занятие 4. Этнохудожественное образование в средней школе

  1. Психологические особенности подросткового возраста.

  2. Особенности организации этнохудожественного образования на основе взаимодействия общеобразовательных школ с музыкальными школами и школами искусств, библиотеками, театрами и другими учреждениями культуры.

  3. Организация внеклассной работы по народному художественному творчеству в средней школе:

– музеи народного творчества;

- школьные музыкальные и литературно – поэтические салоны;

- мастерские народных художественных промыслов и ремесел;

- этнографические театры и др.

4. Формы и методы проведения интегрированных уроков по народному художественному творчеству в средней школе.

5. Обзор изданных программ и учебных пособий по народной по народной художественной культуре для средней школы.

6. Роль материалов по народному художественному творчеству в программах по истории, литературе, другим учебным дисциплинам в средней школе.

Литература:

  1. Бакланова Т.И. Народная художественная культура в универсальной образовательной системе// Культурология: новые подходы: Альманах – ежегодник. – Вып. 1. – М., 1995.

  2. Бакланова Т.И. Система этнохудожественного образования «Русская традиционная художественная культура»// Начальное образование в России: инновации и практика. – М., 1995.

  3. Метелягин А.С. Нравственное воспитание школьников на традициях русской культуры. – Псков, 1995.

  4. Полунина В.Н. Эстетическое воспитание детей и подростков в общении с народным искусством. – М., 1989.

Занятие 5. Методика разработки авторской программы

  1. Понятие «авторская программа».

  2. Роль авторских программ в современном вариативном образовательном пространстве.

  3. Этапы разработки авторской программы

  4. Формы и методы апробации и внедрения авторской программы.

  5. Роль методов педагогических исследований.

Литература:

  1. Педагогика/ Под ред. П.И. Пидкасистого: Учебное пособие. – М., 1998.

  2. Научно – педагогические основы разработки и реализации образовательных программ в системе дополнительного образования. – М., 1996.

  3. Русская традиционная культура: комплекс интегрированных программ для образовательных учреждений с этнокультурным компонентом/ Науч. ред. Т.И. Бакланова. – М., 1998.

  4. Савенкова Л.Г. Декоративно – прикладное искусство и дизайн// Программы факультативных курсов по искусству для общеобразовательных школ 5 – 11 классы. – М., 1991.

  5. Шибаева М.М. Этнология: авторская программа. – М., 1997.

Занятие 6. Анализ одной из авторских программ по народному художественному творчеству

  1. Методика разработки тематического плана.

  2. Методика разработки пояснительной записки.

  3. Взаимосвязь содержания авторской программы по народному художественному творчеству с содержанием базовых учебных дисциплин.

  4. Учет при разработке авторской программы специфики конкретного образовательного учреждения (тип, состав учащихся, материально – техническая база и другие характеристики).

  5. Отражение в авторской программе особенностей социокультурной среды, национально – культурных и культурно – исторических традиций народа.

Литература:

  1. Педагогика/ Под ред. П.И. Пидкасистого: Учебное пособие. – М., 1998.

  2. Научно – педагогические основы разработки и реализации образовательных программ в системе дополнительного образования. – М., 1996.

  3. Русская традиционная культура: комплекс интегрированных программ для образовательных учреждений с этнокультурным компонентом/ Науч. ред. Т.И. Бакланова. – М., 1998.

  4. Савенкова Л.Г. Декоративно – прикладное искусство и дизайн// Программы факультативных курсов по искусству для общеобразовательных школ 5 – 11 классы. – М., 1991.

  5. Шибаева М.М. Этнология: авторская программа. – М., 1997.

Занятие 7. Роль и место народного художественного творчества в действующих программах, учебниках и учебных пособиях для дошкольных учреждений

  1. Психологические особенности художественного восприятия и художественно – творческой деятельности дошкольников.

  2. Отечественный и зарубежный опыт художественного образования дошкольников на основе национально – культурных традиций.

  3. Специфика организации этнохудожественного образования и воспитания в разновозрастных группах.

  4. Игра как основа этнохудожественного образования дошкольников.

  5. Роль устного народного творчества в развитии речи и художественно – образного мышления дошкольников.

  6. Место авторских программ по народному художественному творчеству в дошкольных учреждениях.

Литература:

  1. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно – обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. – СПб., 2001.

  2. Народное искусство в воспитании детей: Книга для педагогов дошкольных учреждений, учителей начальных классов, руководителей художественных студий/ Под ред. Т.С. Комаровой. – М., 2000.

  3. Поем, играем, танцуем дома и в саду: Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль, 1996.

  4. Тихонова М.В., Смирнова Н.С. Красна изба… знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб., 2000.

Занятие 8. Народное изобразительное и декоративно – прикладное творчество, место в этнохудожественном образовании

  1. Характеристика основных видов детского изобразительного и декоративно – прикладного творчества: рисование, аппликация, лепка, бумажная пластика, вышивка, кружевоплетение, роспись, плетение из бересты, бисероплетение и др.

2. Роль освоения детьми народных художественных промыслов.

3. Графические методы психодиагностики и их использование при работе с детьми.

Литература:

1. Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. – М., 1993.

2. Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. – М., 1992.

3. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. – М., 1998.

Занятие 9. Роль и место народного художественного творчества в действующих программах, учебниках и учебных пособиях для общеобразовательных школ и школ с этнокультурным компонентом

  1. Психологические особенности художественного восприятия и художественно – творческой деятельности детей младшего школьного возраста.

  2. Методика разработки и внедрения авторской программы по народной художественной культуре для начальной школы.

  3. Особенности преподавания народной художественной культуры младшим школьникам в условиях экспериментальных образовательных учреждений.

  4. Обзор изданных программ и учебных пособий по народной художественной культуре для средней школы.

  5. Методика разработки и внедрения авторских программ по народной художественной культуре для средней школы.

  6. Особенности организации этнохудожественного образования на основе взаимодействия общеобразовательных школ с музыкальными школами и школами искусств, с музеями, библиотеками, театрами и другими учреждениями культуры.

Литература:

  1. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно – обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. – СПб., 2001.

  2. Народное искусство в воспитании детей: Книга для педагогов дошкольных учреждений, учителей начальных классов, руководителей художественных студий/ Под ред. Т.С. Комаровой. – М., 2000.

  3. Русская традиционная культура: комплекс интегрированных программ для образовательных учреждений с этнокультурным компонентом/ Науч. ред. Т.И. Бакланова. – М., 1998.

Занятие 10. Методика разработки авторской программы по народной художественной культуре для школ

  1. Требования к авторской программе по народной художественной культуре.

  2. Специфика отбора содержания для программ по народной художественной культуре для дошкольников.

  3. Специфика отбора содержания для программ по народной художественной культуре для начальной школы.

  4. Специфика отбора содержания для программ по народной художественной культуре для учащихся 5 – 11 классов.

  5. Требование соответствия содержания авторских программ Государственным образовательным стандартам.

Литература:

  1. Педагогика/ Под ред. П.И. Пидкасистого: Учебное пособие. – М., 1998.

  2. Научно – педагогические основы разработки и реализации образовательных программ в системе дополнительного образования. – М., 1996.

  3. Русская традиционная культура: комплекс интегрированных программ для образовательных учреждений с этнокультурным компонентом/ Науч. ред. Т.И. Бакланова. – М., 1998.

  4. Савенкова Л.Г. Декоративно – прикладное искусство и дизайн// Программы факультативных курсов по искусству для общеобразовательных школ 5 – 11 классы. – М., 1991.

  5. Шибаева М.М. Этнология: авторская программа. – М., 1997.

Занятие 11. Роль и место народного художественного творчества в действующих программах для учреждений дополнительного образования

  1. Структура и содержание деятельности детских этнопедагогических и этноэстетических центров.

  2. Роль и место традиционной народной художественной культуры в содержании работы центров детского и юношеского творчества.

  3. Экспериментальные программы по народной художественной культуре для центров детского и юношеского творчества.

  4. Специфика организации и деятельности школ народных ремесел (на примере программ, разработанных в Архангельской областной школе народных ремесел).

  5. Экспериментальные программы по различным видам народных художественных промыслов и ремесел, разработанные в Архангельской областной школе народных ремесел, и другие.

Литература:

  1. Евладова Е.Б., Петракова Т.И. Путешествие к истокам. Комплексна программа воспитания дополнительного образования. – М., 1994.

  2. Морозов И., Слепцов И. Забавы вокруг печки. – М., 1994.

  3. Научно – педагогические основы разработки и реализации образовательных программ в системе дополнительного образования. – М., 1996.

  4. Русская традиционная художественная культура в современном образовательном пространстве: Сб. материалов. – М., 1996.

  5. Русский фольклор. Детские музыкальные праздники. – М., 1994.

Список литературы

  1. Бакланова, Т.И. Народная художественная культура в универсальной образовательной системе / Бакланова Т.И. // Культурология: новые подходы: Альманах – ежегодник. – Вып. 1. – М., 1995.

  2. Бакланова, Т.И. Система этнохудожественного образования «Русская традиционная художественная культура» / Бакланова Т.И. // Начальное образование в России: инновации и практика. – М., 1995.

  3. Бакланова, Т.И. Эксперимент на московских окраинах / Бакланова Т.И. // Народное творчество. – 1997. - №4.

  4. Барская, Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи/ Барская Н.А. – М., 1993.

  5. Галактионова, Н.А. Этнопедагогика / Галактионова Н.А. - Тюмень, 2005.

  6. Гончаров, И.Ф. Новая школа России: Какой ей быть? / Гончаров И.Ф. // Воспитание школьников. – 1997. - №1 – 2.

  7. Евладова, Е.Б., Петракова, Т.И. Путешествие к истокам. Комплексная программа воспитания дополнительного образования / Евладова Е.Б., Петракова Т.И. – М., 1994.

  8. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно – обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. – СПб., 2001.

  9. Леднев, В.С. Содержание образования / Леднев В.С. – М., 1989.

  10. Метелягин, А.С. Нравственное воспитание школьников на традициях русской культуры / Метелягин А.С. – Псков, 1995.

  11. Морозов, И., Слепцов, И. Забавы вокруг печки / Морозов И, Слепцов И. – М., 1994.

  12. Народное искусство в воспитании детей: Книга для педагогов дошкольных учреждений, учителей начальных классов, руководителей художественных студий / Под ред. Т.С. Комаровой. – М., 2000.

  13. Научно – педагогические основы разработки и реализации образовательных программ в системе дополнительного образования. – М., 1996.

  14. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого: Учебное пособие. – М., 1998.

  15. Поем, играем, танцуем дома и в саду: Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль, 1996.

  16. Полунина, В.Н. Эстетическое воспитание детей и подростков в общении с народным искусством / Полунина В.Н. – М., 1989.

  17. Романова, Е.С., Потемкина, О.Ф. Графические методы в психологической диагностике / Романова Е.С., Потемкина О.Ф. – М., 1992.

  18. Ростовцев, Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе / Ростовцев Н.Н. – М., 1998.

  19. Русская традиционная культура: комплекс интегрированных программ для образовательных учреждений с этнокультурным компонентом / Науч. ред. Т.И. Бакланова. – М., 1998.

  20. Русская традиционная культура в современном образовательном процессе: Сб. материалов. – М., 1996.

  21. Русский фольклор. Детские музыкальные праздники. – М., 1994.

  22. Савенкова, Л.Г. Декоративно – прикладное искусство и дизайн / Савенкова Л.Г. // Программы факультативных курсов по искусству для общеобразовательных школ 5 – 11 классы. – М., 1991.

  23. Теоретические основы содержания общего среднего образования/ Под. ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера. – М., 1986.

  24. Тихонова, М.В., Смирнова, Н.С. Красна изба… знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада / Тихонова М.В., Смирнова Н.С. – СПб., 2000.

  25. Ушинский К. Д. и русская школа. – М., 1996.

  26. Шибаева, М.М. Этнология: авторская программа / Шибаева М.М. – М., 1997.

Вопросы к зачету для студентов ОДО

1. Предмет и задачи курса «Теория и методика этнохудожественного образования»

2. Понятие «методики преподавания» и «этнохудожественного образования».

3. Цели и задачи этнохудожественного образования в России в современных условиях.

4. Воспитательная роль народного художественного творчества, его сюжетов в русской педагогической мысли (Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский).

5. Структура и содержание Государственного стандарта общего образования по предметной области «Искусство».

6. Роль и место этнохудожественных дисциплин в учебных планах образовательных учреждений.

7. Дошкольный уровень этнохудожественного образования.

8. Этнохудожественное образование в средней школе.

9. Методы и методики преподавания народного художественного творчества.

10. Авторская программа. Методика разработки (анализ одной из авторских программ).

11. Требования к структуре и содержанию программ по народному художественному творчеству.

12. Интеграция и межпредметные связи в преподавании этнохудожественных дисцилин.

13. Народное изобразительное и декоративно – прикладное творчество, место в этнохудожественном образовании.

14. Методика подготовки и проведения занятия по народному художественному творчеству в дошкольном учреждении.

Вопросы к экзамену для студентов ОДО

1. Предмет и задачи курса «Теория и методика этнохудожественного образования»

2. Понятие «методики преподавания» и «этнохудожественного образования».

3. Цели и задачи этнохудожественного образования в России в современных условиях.

4. Воспитательная роль народного художественного творчества, его сюжетов в русской педагогической мысли (Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский).

5. Структура и содержание Государственного стандарта общего образования по предметной области «Искусство».

6. Роль и место этнохудожественных дисциплин в учебных планах образовательных учреждений.

7. Дошкольный уровень этнохудожественного образования.

8. Этнохудожественное образование в средней школе.

9. Методы и методики преподавания народного художественного творчества.

10. Авторская программа. Методика разработки (анализ одной из авторских программ).

11. Требования к структуре и содержанию программ по народному художественному творчеству.

12. Интеграция и межпредметные связи в преподавании этнохудожественных дисцилин.

13. Народное изобразительное и декоративно – прикладное творчество, место в этнохудожественном образовании.

14. Методика подготовки и проведения занятия по народному художественному творчеству в дошкольном учреждении.

15. Роль и место народного художественного творчества в действующих программах, учебниках и учебных пособиях для общеобразовательных школ и школ с этнокультурным компонентом.

16. Современные концепции и модели образования на основе традиционной народной художественной культуры.

17. Роль и место народной художественной культуры в содержании современного общего гуманитарного образования.

18. Методика разработки авторской программы по народной художественной культуре для школ.

19. Методика подготовки и проведения урока и внеклассных мероприятий по традиционной художественной культуре народов России и зарубежных стран,
20. Роль и место народного художественного творчества в действующих программах для учреждений дополнительного образования.

21. Методика разработки авторской программы по народному художественному творчеству для учреждений дополнительного образования.

22. Методика подготовки и проведения учебного занятия по народному художественному творчеству в учреждении дополнительного образования.

23. Организация демонстраций художественно – творческих достижений детей.

24. Становление и развитие специальности «Народное художественное творчество» в вузах России.

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЗО

Тематический план курса

«Теория и методика этнохудожественного образования» ОЗО

Наименование тем курса

Количество часов

В том числе

Лекции

Семинары

Самостоятельная работа

1. Понятия «методика преподавания» и «этнохудожественное образование»

2

2. Становление и развитие в России преемственной системы этнохудожественного образования «Дошкольные учреждения – школы – учреждения дополнительного образования – средние и высшие специальные учебные заведения – система послевузовского образования»

4

3. Методика разработки авторской программы

2

4. Роль и место народного художественного творчества в действующих программах, учебниках и учебных пособиях для дошкольных учреждений. Методика подготовки и проведения занятия по народному художественному творчеству в дошкольном учреждении

2

5. Роль и место народного художественного творчества в действующих программах, учебниках и учебных пособиях для общеобразовательных школ и школ с этнокультурным компонентом

2

6. Народная художественная культура как основа содержания современных программ и учебников по мировой художественной культуре для общеобразовательных школ. Методика разработки авторской программы по народной художественной культуре для школ

2

8. Методика подготовки и проведения урока и внеклассных мероприятий по традиционной художественной культуре народов России и зарубежных стран

2

9. Роль и место народного художественного творчества в действующих программах для учреждений дополнительного образования. Методика разработки авторской программы и подготовки и проведение учебного занятия по народному художественному творчеству для учреждений дополнительного образования

2

11. Становление и развитие специальности «Народное художественное творчество» в вузах России

2

Всего: 20 часов

12

8

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

для студентов специальности

071301 «Народное художественное творчество»

специализаций: «Режиссер любительского театра, преподаватель», «Художественный руководитель хореографического коллектива, преподаватель спортивных и эстрадных танцев», «Художественный руководитель музыкально – инструментального коллектива, преподаватель», «Художественный руководитель вокально – хорового коллектива, преподаватель»

ОЗО

Занятие 1. Становление и развитие в России преемственной системы этнохудожественного образования «Дошкольные учреждения – школы – учреждения дополнительного образования – средние и высшие специальные учебные заведения – система послевузовского образования»

  1. Истоки этнохудожественного образования.

  2. Роль семейно – бытовых традиций в воспитании и формировании этнической художественно – образной картины мира.

  3. Роль русского народного творчества в педагогических системах К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого и других выдающихся деятелей отечественной педагогики.

  4. Место русских национальных традиций в общем и специальном художественном образовании.

  5. Становление и развитие системы подготовки педагогических кадров для общего и специального этнохудожественного образования.

  6. Актуальные проблемы и перспективы дальнейшего развития этнохудожественного образования в России.

Литература:

  1. Бакланова Т.И. Народная художественная культура в универсальной образовательной системе// Культурология: новые подходы: Альманах – ежегодник. – Вып. 1. – М., 1995.

  2. Бакланова Т.И. Система этнохудожественного образования «Русская традиционная художественная культура»// Начальное образование в России: инновации и практика. – М., 1995.

  3. Бакланова Т.И. Эксперимент на московских окраинах// Народное творчество. – 1997. - №4.

  4. Гончаров И.Ф. Новая школа России: Какой ей быть?// Воспитание школьников. – 1997. - №1 – 2.

  5. Русская традиционная культура в современном образовательном процессе: Сб. материалов. – М., 1996.

  6. К.Д. Ушинский и русская школа. – М., 1996.

Занятие 2. Методика разработки авторской программы

  1. Понятие «авторская программа».

  2. Роль авторских программ в современном вариативном образовательном пространстве.

  3. Этапы разработки авторской программы

  4. Формы и методы апробации и внедрения авторской программы.

  5. Роль методов педагогических исследований.

Литература:

  1. Педагогика/ Под ред. П.И. Пидкасистого: Учебное пособие. – М., 1998.

  2. Научно – педагогические основы разработки и реализации образовательных программ в системе дополнительного образования. – М., 1996.

  3. Русская традиционная культура: комплекс интегрированных программ для образовательных учреждений с этнокультурным компонентом/ Науч. ред. Т.И. Бакланова. – М., 1998.

  4. Савенкова Л.Г. Декоративно – прикладное искусство и дизайн// Программы факультативных курсов по искусству для общеобразовательных школ 5 – 11 классы. – М., 1991.

  5. Шибаева М.М. Этнология: авторская программа. – М., 1997.

Занятие 3. Роль и место народного художественного творчества в действующих программах, учебниках и учебных пособиях для общеобразовательных школ и школ с этнокультурным компонентом

  1. Психологические особенности художественного восприятия и художественно – творческой деятельности детей младшего школьного возраста.

  2. Методика разработки и внедрения авторской программы по народной художественной культуре для начальной школы.

  3. Особенности преподавания народной художественной культуры младшим школьникам в условиях экспериментальных образовательных учреждений.

  4. Обзор изданных программ и учебных пособий по народной художественной культуре для средней школы.

  5. Методика разработки и внедрения авторских программ по народной художественной культуре для средней школы.

  6. Особенности организации этнохудожественного образования на основе взаимодействия общеобразовательных школ с музыкальными школами и школами искусств, с музеями, библиотеками, театрами и другими учреждениями культуры.

Литература:

  1. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно – обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. – СПб., 2001.

  2. Народное искусство в воспитании детей: Книга для педагогов дошкольных учреждений, учителей начальных классов, руководителей художественных студий/ Под ред. Т.С. Комаровой. – М., 2000.

  3. Русская традиционная культура: комплекс интегрированных программ для образовательных учреждений с этнокультурным компонентом/ Науч. ред. Т.И. Бакланова. – М., 1998.

Темы контрольных работ для студентов ОЗО

1. Предмет и задачи курса «Теория и методика этнохудожественного образования»

2. Понятие «методики преподавания» и «этнохудожественного образования».

3. Цели и задачи этнохудожественного образования в России в современных условиях.

4. Воспитательная роль народного художественного творчества, его сюжетов в русской педагогической мысли (Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский).

5. Структура и содержание Государственного стандарта общего образования по предметной области «Искусство».

6. Роль и место этнохудожественных дисциплин в учебных планах образовательных учреждений.

7. Дошкольный уровень этнохудожественного образования.

8. Этнохудожественное образование в средней школе.

9. Методы и методики преподавания народного художественного творчества.

10.Авторская программа. Методика разработки (анализ одной из авторских программ).

11. Требования к структуре и содержанию программ по народному художественному творчеству.

12. Интеграция и межпредметные связи в преподавании этнохудожественных дисцилин.

13. Народное изобразительное и декоративно – прикладное творчество, место в этнохудожественном образовании.

14. Методика подготовки и проведения занятия по народному художественному творчеству в дошкольном учреждении.

15. Роль и место народного художественного творчества в действующих программах, учебниках и учебных пособиях для общеобразовательных школ и школ с этнокультурным компонентом.

16. Современные концепции и модели образования на основе традиционной народной художественной культуры.

17. Роль и место народной художественной культуры в содержании современного общего гуманитарного образования.

18. Методика разработки авторской программы по народной художественной культуре для школ.

19. Методика подготовки и проведения урока и внеклассных мероприятий по традиционной художественной культуре народов России и зарубежных стран.

20. Роль и место народного художественного творчества в действующих программах для учреждений дополнительного образования.

21. Методика разработки авторской программы по народному художественному творчеству для учреждений дополнительного образования.

22. Методика подготовки и проведения учебного занятия по народному художественному творчеству в учреждении дополнительного образования.

23. Организация демонстраций художественно – творческих достижений детей.

24. Становление и развитие специальности «Народное художественное творчество» в вузах России.

Методические указания

по написанию контрольных работ для студентов ОЗО

Тематика контрольных работ, предлагаемая в данном пособии, составлена в соответствии с программой курса по теории и методике этнохудожественного образования.

Контрольная работа по теории и методике этнохудожественного образования – специфический вид учебной деятельности студентов-заочников в межсессионный период. Для ее выполнения необходимо самостоятельное овладение теоретическим материалом по одному из разделов курса, ознакомление с современными исследованиями, изучение опыта работы профессионалов в сфере этнохудожественного образования, использование собственного опыта, и в ряде случаев, проведение эксперимента.

Поскольку успешное выполнение контрольной работы во многом определяется правильным выбором темы, нужно учитывать следующее: отвечает ли тема вашим интересам? Располагаете ли Вы достаточным количеством необходимой литературы?

По согласованию с преподавателем тему можно видоизменить.

Работу над темой следует начинать с изучения соответствующих глав новейших учебных пособий по теории и методике этнохудожественного образования. Это позволит составить предварительный план. Последующая проработка возможна по мере ознакомления с рекомендованной дополнительной литературой, анализа собственного профессионального опыта, анализа монографий выдающихся исследователей, периодики.

Важный этап работы – осмысление и анализ явлений, которые предстоит описать. Каждое явление имеет свое содержание, форму проявления и причины возникновения и развития. Эти основные компоненты анализа должны быть отражены в контрольной работе.

Когда содержательный материал подготовлен, задача состоит в том, чтобы изложить его четко, логично, обоснованно. Четкость изложения во многом зависит от правильного использования терминологии, логичность – от такой последовательности рассмотрения вопросов, при которой одно положение вытекает из другого, причинно обуславливает его или является следствием, а в целом они составляют систему, обоснованность достигается подтверждением основных положений убедительными аргументами. В качестве аргументов можно использовать принятые в современной науке теоретические положения, факты из личного опыта, данные собственного исследования.

Внимания заслуживает порядок оформления контрольной работы. После названия работы следует дать ее развернутый план. Содержание работы должно ему соответствовать. В процессе написания нередко приходится делать ссылки на литературные источники. Источники должны быть указаны в сноске на той же странице: автор, название, место издания, издательство, год издания, страница.

В конце работы обязателен список используемой литературы. Работа должна иметь сплошную нумерацию страниц и поля для замечаний рецензента.

Вопросы к зачету для студентов ОЗО

1. Предмет и задачи курса «Теория и методика этнохудожественного образования».

2. Понятие «методики преподавания» и «этнохудожественного образования».

3. Цели и задачи этнохудожественного образования в России в современных условиях.

4. Воспитательная роль народного художественного творчества, его сюжетов в русской педагогической мысли (Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский).

5. Структура и содержание Государственного стандарта общего образования по предметной области «Искусство».

6. Роль и место этнохудожественных дисциплин в учебных планах образовательных учреждений.

7. Дошкольный уровень этнохудожественного образования.

8. Этнохудожественное образование в средней школе.

9. Методы и методики преподавания народного художественного творчества.

10. Авторская программа. Методика разработки (анализ одной из авторских программ).

11. Требования к структуре и содержанию программ по народному художественному творчеству.

12. Интеграция и межпредметные связи в преподавании этнохудожественных дисцилин.

13. Народное изобразительное и декоративно – прикладное творчество, место в этнохудожественном образовании.

14. Методика подготовки и проведения занятия по народному художественному творчеству в дошкольном учреждении.

Вопросы к экзамену для студентов ОЗО

1. Предмет и задачи курса «Теория и методика этнохудожественного образования»

2. Понятие «методики преподавания» и «этнохудожественного образования».

3. Цели и задачи этнохудожественного образования в России в современных условиях.

4. Воспитательная роль народного художественного творчества, его сюжетов в русской педагогической мысли (Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский).

5. Структура и содержание Государственного стандарта общего образования по предметной области «Искусство».

6. Роль и место этнохудожественных дисциплин в учебных планах образовательных учреждений.

7. Дошкольный уровень этнохудожественного образования.

8. Этнохудожественное образование в средней школе.

9. Методы и методики преподавания народного художественного творчества.

10. Авторская программа. Методика разработки (анализ одной из авторских программ).

11. Требования к структуре и содержанию программ по народному художественному творчеству.

12. Интеграция и межпредметные связи в преподавании этнохудожественных дисцилин.

13. Народное изобразительное и декоративно – прикладное творчество, место в этнохудожественном образовании.

14. Методика подготовки и проведения занятия по народному художественному творчеству в дошкольном учреждении.

15. Роль и место народного художественного творчества в действующих программах, учебниках и учебных пособиях для общеобразовательных школ и школ с этнокультурным компонентом.

16. Современные концепции и модели образования на основе традиционной народной художественной культуры.

17. Роль и место народной художественной культуры в содержании современного общего гуманитарного образования.

18. Методика разработки авторской программы по народной художественной культуре для школ.

19. Методика подготовки и проведения урока и внеклассных мероприятий по традиционной художественной культуре народов России и зарубежных стран,
20. Роль и место народного художественного творчества в действующих программах для учреждений дополнительного образования.

21. Методика разработки авторской программы по народному художественному творчеству для учреждений дополнительного образования.

22. Методика подготовки и проведения учебного занятия по народному художественному творчеству в учреждении дополнительного образования.

23. Организация демонстраций художественно – творческих достижений детей.

24. Становление и развитие специальности «Народное художественное творчество» в вузах России.

1

Смотреть полностью


Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс для студентов дневной и заочной форм обучения факультета музыкального искусства по специальностям: 070105 «Дирижирование»

    Учебно-методический комплекс
    История современной отечественной музыки: Уч.-метод. комплекс для студентов факультета музыкального искусства по специальностям: 070105 (051100) «Дирижирование»; 071301 (053 ) "Народное художественное творчество" направлению

Другие похожие документы..