Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Закон'
Цель книги — частично заполнить философский вакуум в сознании людей, возникший в последние годы, устранить или уменьшить путаницу в миропонимании, си...полностью>>
'Документ'
Про активізацію діяльності виконкомів селищних та сільських рад району з питань виконання окремих делегованих повноважень органів виконавчої влади ві...полностью>>
'Документ'
50 из Паддингтона» Кристи Агата «Тайна голубого поезда» Кристи Агата «Сверкающий цианид» Кристи Агата «Н или М» Кристи Агата «Десять негритят» Кристи ...полностью>>
'Документ'
Предложены простые и надёжные математические методы доказательства законов логики суждений, графической и аналитической проверки силлогизмов, синтеза...полностью>>

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями» для студентов, обучающихся по специальности 350500 (040101) «Социальная работа»

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство образования и науки РФ

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет»

Социальный факультет

Кафедра социальной педагогики

Учебно-методический комплекс по дисциплине

«Социальная реабилитация детей

с ограниченными возможностями»

для студентов, обучающихся по специальности

350500 (040101) – «Социальная работа»

Магнитогорск

2006

УДК

ББК

Шафоростова Н.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями: Учебно-методический комплекс по дисциплине для студентов, обучающихся по специальности 350500 (040101) – «Социальная работа» и 031300 (050711) – «Социальная педагогика» / Н.И. Шафоростова. – Магнитогорск: МаГУ, 2006. – 22 с.

Учебно-методический комплекс предназначен для студентов дневного и заочного отделений социального факультета Магнитогорского государственного университета в качестве методических материалов для изучения дисциплины и организации самостоятельной работы.

Рецензент

канд. пед. наук, доцент кафедры

теории и методики социальной работы

О.С. Ишимова

© Шафоростова Н.И., 2006

© Магнитогорский государственный

университет, 2006

Оглавление

Пояснительная записка ……………………………………………….

4

Учебно-методические материалы лекционного курса ……………

6

Учебно-методические материалы практических занятий ……….

12

Перечень примерных контрольных вопросов …………………….

15

Перечень заданий для самостоятельной работы ………………….

16

Примерный перечень вопросов к экзамену ………………………..

17

Учебно-методическое обеспечение дисциплины ………………….

17

Глоссарий …………………………………………………………….....

19

Пояснительная записка

Учебно-методический комплекс дисциплины «Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями» составлен в соответствии с рабочей программой данной дисциплины.

Целью курса является ознакомление студентов с такими социальными явлениями как инвалидность и ограниченность возможностей у детей; формирование системных знаний о способах социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями.

Основные задачи курса:

-Дать системное представление о видах отклонений и специфике социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями;

-Организовать самостоятельную работу студентов при изучении курса.

-Выработать умения применять изученный теоретический материал на практике.

Место курса в системе освоения профессиональной образовательной программы. Курс включён в основную образовательную программу подготовки специалиста и содержательно дополняет блок дисциплин специализации (ДС. 03). Данная дисциплина изучается студентами на 3 курсе (аудиторная и самостоятельная работа).

Требования к уровню освоения содержания курса. Критерием освоения данного курса является глубокая степень изученности предлагаемого теоретического материала. После изучения курса студент должен:

- Владеть основными категориями курса;

- Овладеть понятиями «социальная реабилитация», «Социальная адаптация», «Социальная интеграция» и др.

- Знать формы и методы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями.

- Знание форм и методов работы с семьёй детей с ограниченными возможностями.

Студент должен уметь применять теоретические знания в целях улучшения качества и эффективности своей будущей профессиональной деятельности.

Для получения отличной оценки студент должен показать глубокие знания по программе курса, лекционного материала, осмыслить монографический и дополнительный материал; дать исчерпывающие ответы на все дополнительные вопросы; должен проявить умение логически и творчески мыслить; подтверждать теоретические положения собственными примерами.

Для получения хорошей оценки студент должен показать прочные знания по программе курса, обязательного минимума учебной и монографической литературы; умение осмыслить важнейшие проблемы социальной работы.

Удовлетворительная оценка ставится при недостаточном умении студента раскрыть тему самостоятельно, неполном ответе на все вопросы билета, недостаточной уверенности в знаниях по изучаемому курсу.

Разделы курса

Раздел I. Предмет и задачи курса «Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями»

Раздел II. Технологические аспекты социально-реабилитационной деятельности».

Раздел III. Социально-реабилитационная деятельность в работе с семьёй

Раздел IV. Особенности развития детей с различными отклонениями

Раздел V. Правовые аспекты социальной реабилитации

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ

Для студентов дневной формы обучения

№п/п

НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛОВ КУРСА И ТЕМ

ВСЕГО

(часов)

Аудиторные занятия

(час)

В том числе

Самостоятельная работа

лекции

Семинары

I. Предмет и задачи курса «Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями».

7

2

1

4

1.

Понятие «социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями»

3,5

1

0,5

2

2

Основные категории дисциплины.

3,5

1

0,5

2

II.Технологические аспекты социально-реабилитационной деятельности .

33

12

6

15

3.

Основные направления и принципы социально-реабилитационной деятельности специалиста.

11

4

2

5

4.

Средства, способы и формы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями

11

4

2

5

5.

Методы и формы социальной реабилитации

11

4

2

5

III.Социально-реабилитационная деятельность в работе с семьёй

30

10

5

15

6.

Понятие о социально-ролевой адаптированности семьи.

11

4

2

5

7.

Модели взаимодействия специалиста с семьёй

11

4

2

5

8.

Формы работы с семьёй

8

2

1

5

IV. Особенности развития детей с различными отклонениями

40

10

5

25

9.

Дети с ЗПР

8

2

1

5

10.

Дети с тяжёлой умственной отсталостью

8

2

1

5

11.

Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата

8

2

1

5

12.

Дети с нарушением зрения

8

2

1

5

13.

Дети с нарушением слуха

8

2

1

5

V. Правовые аспекты социальной реабилитации

8

2

1

5

14

Государственно-правовая защита детей-инвалидов

8

2

1

5

ИТОГО:

118

36

18

64

Заканчивается изучение учебного курса экзаменом

Учебно-методические материалы лекционного курса

    1. Предмет и задачи курса «Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями»

Тема 1. Понятие «Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями

План лекции

  1. Понятие «инвалидность». Виды инвалидности.

  2. Предмет и задачи курса

Краткое содержание

Круг проблем, изучаемых в рамках дисциплины. Специфика курса. Основные задачи курса. Предмет изучения курса: социально-психологические аспекты и закономерности развития личности ребёнка, включенного в систему социально-реабилитационных воздействий специалиста и семьи.

Рекомендуемая основная литература (1;4;5;8)

Тема 2. Основные категории дисциплины

План лекции

  1. Понятия «Инвалид» и «ребёнок с ограниченными возможностями»

  2. Инвалидность как социальное явление.

  3. Реабилитация, адаптация, интеграция.

Краткое содержание

Понятие инвалид. Ограничение жизнедеятельности как социально обусловленное явление. Группы инвалидности. Социально-реабилитационная деятельность. Комплексная программа социальной реабилитации. Индивидуальная программа социальной реабилитации. Интеграция и адаптация как цель социально-реабилитационной деятельности.

Рекомендуемая основная литература(1;4;5;8)

Рекомендуемая дополнительная литература(11)

    1. Технологические аспекты социально-реабилитационной деятельности

Тема 3. Основные направления и принципы социально-реабилитационной деятельности

План лекции

  1. Принципы социально-реабилитационной деятельности

  2. Основные направления социально-реабилитационной деятельности.

Краткое содержание

Основные принципы социально-реабилитационной деятельности: гуманистической направленности; нормативности развития ребёнка; опоры на ведущую деятельность; обучения деятельности; развития; овладения культурой; опоры на положительные и сильные стороны личности ребёнка; психологической комфортности. Направления деятельности специалиста: организаторская деятельность; диагностика психического и личностного развития ребёнка. Развивающая и коррекционная деятельность; просвещение и консультирование детей и подростков, родителей и сотрудников, участвующих в обслуживании детей с ограниченными возможностями; деятельность по охране здоровья и безопасности жизнедеятельности; социально-диспетчерская деятельность.

Рекомендуемая основная литература(1;4;5;7;8)

Рекомендуемая дополнительная литература(6;7;9;11)

Тема 4. Средства, способы и формы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями

План лекции

  1. Виды реабилитационной деятельности.

  2. Психологическая помощь.

  3. Специальные виды помощи

Краткое содержание

Средства реабилитационного воздействия. Виды деятельности (игровая, учебная, трудовая и др.). Психологическая помощь (профилактическая и консультативная деятельность, психологическая коррекция и психотерапия). Специальные виды помощи (игротерапия, арттерапия, сочинение историй и рассказов; сказкотерапия; куклотерапия и др.).

Рекомендуемая основная литература(1;4;5;7;8)

Рекомендуемая дополнительная литература(4;5;6;7;9;11)

Тема 5. Методы и формы социальной реабилитации

План лекции

  1. Методы организации социально-реабилитационного процесса.

  2. Методы стимулирования мотивации и активности детей в реабилитационной процессе.

  3. Методы контроля эффективности социально-реабилитационного процесса.

Краткое содержание

Понятие о методе социальной реабилитации. Методы организации социально-реабилитационного процесса и познавательной деятельности детей (словесные, наглядные, практические). Упражнение как наиболее распространённый метод. Методы стимулирования мотивации и активности детей в реабилитационной процессе. (соревнование, поощрение, наказание). Методы контроля эффективности социально-реабилитационного процесса). Формы организации социальной реабилитации. Реабилитационное (коррекционное) занятие.

Рекомендуемая основная литература(1;4;5;7;8)

Рекомендуемая дополнительная литература(4;5;6;7;9;11)

Тема 6. Понятие о социально-ролевой адаптированности семьи.

План лекции

  1. Отношение к ребёнку.

  2. Реабилитационная активность семьи.

  3. Реабилитационная культура семьи.

Краткое содержание

Понятие о социально-ролевой адаптированности семьи. Компоненты социально-ролевой адаптированности семьи. Отношение к ребёнку (конструктивное и деструктивное). Реабилитационная активность семьи. Уровни реабилитационной активности семьи. Реабилитационная культура семьи. Аксиологический, когнитивный, праксиологический компоненты реабилитационной культуры.

Рекомендуемая основная литература(1;2;3;4;5;7;8)

Рекомендуемая дополнительная литература(1;3;4;5;6;7;9;11;12)

Тема 7. Модели взаимодейстсвия специалиста с семьёй

План лекции

  1. Кризисинтервентная модель.

  2. Проблемно-ориентированная модель.

  3. психосоциальная модель.

Краткое содержание

Понятие о модели взаимодействия с клиентом. Специфика кризисинтервентной модели. Задачи специалиста. Виды помощи, оказываемой семье. Проблемно-ориентированная модель. Специфика работы с клиентом. Индивидуальная и групповая формы работы с клиентом в рамках модели. Психосоциальная модель. Цель и задачи специалиста. Активная роль клиента в работе над проблемой.

Рекомендуемая основная литература(1;2;3;4;5;7;8)

Рекомендуемая дополнительная литература(1;3;4;5;6;7;9;11;12)

Тема 8. Формы работы с семьёй

План лекции

  1. Патронаж как форма работы с клиентом.

  2. Консультация как форма работы с клиентом.

  3. Психологический тренинг.

Краткое содержание

Патронаж как одна из форм работы с клиентом. Преимущества этой формы. Этические принципы в работе с клиентом. Цели патронажа. Консультация. Приёмы консультирования. Цель консультирования. Психологический тренинг. Индивидуальные и групповые формы работы. Цель и задачи тренинга.

Рекомендуемая основная литература(1;2;3;4;5;7;8)

Рекомендуемая дополнительная литература(1;3;4;5;6;7;9;11;12)

IV. Особенности развития детей с различными отклонениями

Тема 9. Дети с ЗПР

План лекции

  1. психолого-педагогические особенности детей с ЗПР.

  2. Особенности проявляния ЗПР.

  3. Особенности коррекционной работы.

Краткое содержание

Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР. Причины возникновения ЗПР. Проблема ЗПР, как наиболее актуальная психолого-педагогическая проблема.Формы задержки развития. Особенности работы с детьми с ЗПР.

Рекомендуемая основная литература(1;2;3;4;5;7;8)

Рекомендуемая дополнительная литература(1;3;4;5;6;7;9;11;12)

Тема 10. Дети с тяжёлой умственной отсталостью

План лекции

  1. Психолого-педагогическая характеристика детей с тяжёлой умственной отсталостью.

  2. Виды умственной отсталости и формы работы с ними.

Краткое содержание

Особенности развития детей с тяжёлой умственной отсталостью. Психолого-педагогическая характеристика. Виды умственной отсталости. Дети с синдромом Дауна. Дети олигофрены. Сочетание ДЦП с тяжёлой умственной отсталостью. Особенности коррекционной работы.

Рекомендуемая основная литература(1;2;3;4;5;7;8)

Рекомендуемая дополнительная литература(1;3;4;5;6;7;9;11;12)

Тема 11. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата

План лекции

  1. Специфика заболевания

  2. Особенности реабилитации.

Краткое содержание

Клиническое проявление ДЦП. Виды ДЦП.Психолого-педагогическая характеристика. Проблемы реабилитации. Направления реабилитации.

Рекомендуемая основная литература(1;2;3;4;5;7;8)

Рекомендуемая дополнительная литература(1;3;4;5;6;7;9;11;12)

Тема 12. дети с нарушением зрения

План лекции

  1. Виды зрительных нарушений.

  2. Особенности реабилитации.

Краткое содержание

Проблемы людей с нарушением зрения. Виды зрительных нарушений. Психолого-педагогические характеристики и рекомендации. Вспомогательные средства реабилитации. Социально-бытовая и социально-средовая реабилитация. Требования к организации обучения детей с нарушениями зрения.

Рекомендуемая основная литература(1;2;3;4;5;7;8)

Рекомендуемая дополнительная литература(1;3;4;5;6;7;9;11;12)

Тема 13. дети с нарушением слуха

План лекции

  1. Виды и причины нарушений слуха.

  2. Особенности реабилитации.

Краткое содержание

Проблемы людей с нарушением слуха. Виды слуховых нарушений. Причины тугоухости. Психолого-педагогические характеристики и рекомендации. Вспомогательные средства реабилитации. Социально-бытовая и социально-средовая реабилитация. Требования к организации обучения детей с нарушениями слуха.

Рекомендуемая основная литература(1;2;3;4;5;7;8)

Рекомендуемая дополнительная литература(1;3;4;5;6;7;9;11;12)

V. Правовые аспекты социальной реабилитации

Тема 14. Государственно-правовая защита детей инвалидов

План лекции

  1. Уровни государственно-правовой защиты детей-инвалидов.

  2. Принципы правовой защиты детей-инвалидов.

  3. Социально-правовые гарантии и льготы.

Краткое содержание

Понятие о государственно-правовой защите детей-инвалидов. Уровни защиты. Основные принципы государственно-правовой защиты детей-инвалидов. Социально-правовые гарантии и льготы. Виды специальных (коррекционных) образовательных учреждений.

Рекомендуемая основная литература(1;2;3;4;5;7;8;9)

Рекомендуемая дополнительная литература(1;3;4;5;6;7;9;11;12)

Учебно-методические материалы практических занятий

Тема 1. Понятие «Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями

Вопросы для обсуждения

  1. Определите объём понятий «инвалид» и «человек с ограниченными возможностями»

  2. Назовите виды инвалидности.

  3. Раскройте понятие «ребёнок с ограниченными возможностяим»

  4. Каков предмет и задачи курса «Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями»?

Рекомендуемая основная литература (1;4;5;8)

Тема 2. Основные категории дисциплины

Вопросы для обсуждения

  1. Почему инвалидность называют социальным явлением?

  2. Каковы компоненты индивидуальной программы социальной реабилитации инвалидов?

  3. Раскройте понятия «реабилитация», «адаптация», «интеграция».

  4. Что Вы понимаете под понятие комплексная реабилитация?

Рекомендуемая основная литература(1;4;5;8)

Рекомендуемая дополнительная литература(11)

    1. Технологические аспекты социально-реабилитационной деятельности

Тема 3. Основные направления и принципы социально-реабилитационной деятельности

Вопросы для обсуждения

  1. каковы принципы социально-реабилитационной деятельности? Раскройте каждый из них.

  2. Обозначьте основные направления социально-реабилитационной деятельности. Каковы задачи специалиста в каждом из этих направлений?

  3. В чём заключается социально-диспетчерская деятельность специалиста?

Рекомендуемая основная литература(1;4;5;7;8)

Рекомендуемая дополнительная литература(6;7;9;11)

Тема 4. Средства, способы и формы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями

Вопросы для обсуждения

  1. Что представляют собой средства реабилитационной деятельности?

  2. Каковы виды реабилитационной деятельности?

  3. В чём заключается психологическая помощь специалиста?

  4. Каковы специальные виды помощи?

Рекомендуемая основная литература(1;4;5;7;8)

Рекомендуемая дополнительная литература(4;5;6;7;9;11)

Тема 5. Методы и формы социальной реабилитации

Вопросы для обсуждения

  1. Раскройте понятие «методы социально-реабилитационной деятельности»

  2. Что представляют собой методы организации социально-реабилитационного процесса?

  3. Для чего нужны методы стимулирования мотивации и активности детей в реабилитационной процессе?

  4. Как осуществляется контроль эффективности социально-реабилитационного процесса?

Рекомендуемая основная литература(1;4;5;7;8)

Рекомендуемая дополнительная литература(4;5;6;7;9;11)

Тема 6. Понятие о социально-ролевой адаптированности семьи.

Вопросы для обсуждения

  1. Что представляет собой социально-ролевая адаптированность семьи?

  2. Какова роль отношения родителей к ребёнку в социально-реабилитационном процессе?

  3. Как проявляет себя реабилитационная активность семьи. Какова роль специалиста в повышении реабилитационной активности родителей?

  4. Что Вы понимаете под реабилитационной культурой семьи?

Рекомендуемая основная литература(1;2;3;4;5;7;8)

Рекомендуемая дополнительная литература(1;3;4;5;6;7;9;11;12)

Тема 7. Модели взаимодействия специалиста с семьёй

Вопросы для обсуждения

  1. Что представляют собой модели взаимодействия с семьёй?

  2. Раскройте содержание каждой модели.

Рекомендуемая основная литература(1;2;3;4;5;7;8)

Рекомендуемая дополнительная литература(1;3;4;5;6;7;9;11;12)

Тема 8. Формы работы с семьёй

Вопросы для обсуждения

  1. Какие формы работы с семьёй используются в социально-реабилитационной деятельности?

  2. Что представляет собой патронаж как форма работы с клиентом? Каковы его плюсы?

  3. Преимущества консультация как формы работы с клиентом.

  4. какова специфика психологического тренинга?

Рекомендуемая основная литература(1;2;3;4;5;7;8)

Рекомендуемая дополнительная литература(1;3;4;5;6;7;9;11;12)

IV. Особенности развития детей с различными отклонениями

Тема 9. Дети с ЗПР

План лекции

  1. Раскройте психолого-педагогические особенности детей с ЗПР.

  2. Раскройте понятие «педагогическая запущенность».

  3. Ограничивает ли ЗПР возможности ребёнка?

  4. Каковы особенности коррекционной работы детей с ЗПР.

Задания.

.Ознакомьтесь с классификацией детей с трудностями в развитии в научном наследии Л. С. Выготского.

2. Каковы методологические принципы организации индивидуализованной коррекционно-педагогической помощи проблемным детям по Выготскому?

3. Какова организация специальной психологической помощи детям с задержкой психического развития в типичных условиях дошкольного учреждения и начальной школы?

4. Каким образом построена работа по социальной реабилитации детей с ЗПР в России и за рубежом? (Произведите сопоставительный анализ в форме доклада).

Рекомендуемая основная литература(1;2;3;4;5;7;8)

Рекомендуемая дополнительная литература(1;3;4;5;6;7;9;11;12)

Тема 10. Дети с тяжёлой умственной отсталостью

Вопросы для обсуждения

  1. Психолого-педагогическая характеристика детей с тяжёлой умственной отсталостью.

  2. Каковы особенности развития таких детей?

  3. Виды умственной отсталости и формы работы с ними. Каковы особенности каждого вида?

  4. Каковы особенности социальной реабилитации инвалидов с психическими нарушениями и интеллектуальной недостаточностью?

Рекомендуемая основная литература(1;2;3;4;5;7;8;10)

Рекомендуемая дополнительная литература(1;3;4;5;6;7;9;11;12)

Тема 11. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата

Вопросы для обсуждения

  1. Обозначьте основные формы ДЦП, в чём их специфика?

  2. Особенности реабилитации. Какая программа реабилитации, на Ваш взгляд необходима в данном случае?

Рекомендуемая основная литература(1;2;3;4;5;7;8)

Рекомендуемая дополнительная литература(1;3;4;5;6;7;9;11;12)

Тема 12. дети с нарушением зрения

Вопросы для обсуждения

  1. Виды зрительных нарушений.

  2. Чем обусловлено нарушение зрения?

  3. Каковы особенности реабилитации?

  4. Составьте примерную программу социальной реабилитации детей с данным нарушением.

Рекомендуемая основная литература(1;2;3;4;5;7;8)

Рекомендуемая дополнительная литература(1;3;4;5;6;7;9;11;12)

Тема 13. дети с нарушением слуха

План лекции

  1. Виды и причины нарушений слуха.

  2. Особенности реабилитации.

Рекомендуемая основная литература(1;2;3;4;5;7;8)

Рекомендуемая дополнительная литература(1;3;4;5;6;7;9;11;12)

V. Правовые аспекты социальной реабилитации

Тема 14. Государственно-правовая защита детей инвалидов

План лекции

  1. Как решаются проблемы детей-инвалидов на разных уровнях государственно-правовой защиты?

  2. Какие принципы становятся главным ориентиром в организации правовой защиты детей?

  3. Социально-правовые гарантии и льготы. Какими гарантиями и льготами могут пользоваться инвалиды сегодня?

Рекомендуемая основная литература(1;2;3;4;5;7;8;9)

Рекомендуемая дополнительная литература(1;3;4;5;6;7;9;11;12)

Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы.

  1. Каковы методологические принципы организации индивидуальной коррекционно-педагогической помощи проблемным детям по Л. С. Выготскому?

  2. Какова организация специальной психологической помощи детям с ЗПР в типичных условиях МДОУ и начальной школы?

  3. Каким образом построена работа по социальной реабилитации детей с ЗПР в России и за рубежом.?

  4. Каковы основные принципы обучения детей с тяжёлой умственной отсталостью?

  5. Каковы формы трудового обучения детей с тяжёлой умственной отсталостью.

  6. Каковы основные принципы работы педагога и семьёй детей с ограниченными возможностями?

  7. Каковы модели интегрированного обучения детей с нарушением слуха?

  8. Каковы основные формы и методы социально-педагогической работы с семьёй детей с ограниченными возможностями?

  9. Разработайте программу социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями той или иной категории.

  10. Научные концепции социализации и инвалидизации.

  11. Сущность и содержание социальной реабилитации

  12. Принципы и структура социальной реабилитации.

  13. Реабилитационные учреждения

  14. Социальное обслуживание детей с ограниченными возможностями.

  15. Изучите особенности социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями. Заполните таблицу. (см. табл. 1.).

Табл. 1.

Виды отклонения

особенности

Виды реабилитации

Формы реабилитации

Методы реабилитации

Примерный перечень вопросов к экзамену по всему курсу

  1. Предмет и задачи курса «Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями», его основные категории.

  2. Основные принципы и направления социально-реабилитационной деятельности.

  3. Средства и формы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями.

  4. Методы и формы социальной реабилитации.

  5. понятие о социально-ролевой адаптированности семьи.

  6. Модели взаимодействия с семьёй ребёнка с ограниченными возможностями.

  7. Формы работы с семьёй ребёнка с ограниченными возможностями.

  8. оценка эффективности социально-педагогической деятельности.

  9. Классификация детей с трудностями в развитии в научном наследии Л. С. Выготского.

  10. Каковы Методологические принципы организации индивидуальной коррекционно-педагогической помощи проблемным детям по Л. С. Выготскому?

  11. Социально-педагогические технологии работы с семьёй воспитывающей ребёнка с ограниченными возможностями. Модели взаимодействия с клиентом.

  12. Основные формы проявления отклонений от нормального развития.

  13. Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР. Основные формы работы с ними.

  14. Психолого-педагогические особенности детей с нарушениями умственного развития. Социально-реабилитационная деятельность специалиста в работе с данной категорией.

  15. Дети с речевыми нарушениями. Основная психолого-педагогическая характеристика. Классификация речевых нарушений.

  16. Дети с речевыми нарушениями. Организация работы с данной категорией детей.

  17. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Основные особенности развития данной категории детей.

  18. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Организация работы с ними.

  19. Дети с нарушениями слуха. Основная психолого-педагогическая характеристика данной категории детей.

  20. Дети с нарушениями слуха. Организация работы с ними.

  21. Слепоглухонемота, основные проблемы.

  22. Слепоглухонемые дети, организация работы с ними.

  23. Основные социально-психологические проблемы семей детей с ограниченными возможностями.

  24. Педагог и семьи детей с ограниченными возможностями. Вопросы педагогической этики.

  25. Методы и формы работы с семёй детей с ограниченными возможностями.

  26. Правовые основы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями.

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

5.1. Рекомендуемая литература

(основная)

  1. Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. – М.: Гумнит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 368 с.

  2. Беляева М.А., Кузнецова И.Е. Социально-педагогическая работа с семьёй ребёнка инвалида: Учеб. Пособие/ Академия социального образования. – Екатеринбург: Издательство АМБ, 2001.-120 с.

  3. Дементьева Н. Ф., Багаева Г. Н., Исаева Т. Н. Социальная работа с семьёй ребёнка с ограниченными возможностями.

  4. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и социальная психология» / Сост. Н. Д. Соколова, Л. В. Калиникова. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001. – 448 с.

  5. Дети с отклонениями в развитии. Методич. Пособие. (Автор-составитель Н. Д. Шматко) – М.: «АКВАРИУМ ЛТД», 2001. -128с.

  6. Иващенко Г. М., Ким Е. Н., Мухина М. Б. Клуб «Контакты-1» - семья – дети: Из опыта социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями. – М.: НИИ семьи,1998. – 80с.

  7. Малер А. Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Методическое пособие. Изд. 2-е испр.и доп. – М.: АРКТИ,2002. – 176 с. (метод. Биб-ка)

  8. Методика и технологии работы социального педагога: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / Б. Н. Алмазов, М. А. Беляева, Н. Н. Бессонова и др.; Под ред. М. А. Галагузовой, Л. В. Мардахаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. -192с.

  9. 8. Нигаев Ш. Н., Шиврина Е. В.Социально-правовая защита детей с ограниченными возможностями: Учебное пособие / Урал. Гос.пед.ун-т. – Екатеринбург, 2002. – 95с.

  10. Ульенкова У.В., Лебедева О.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 176с.

Рекомендуемая литература

(дополнительная)

  1. Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. – М.: Гумнит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 368 с.

  2. Бакулина Е. Работа с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями// Социальная работа. – 2002. - №3. – с.37

  3. Испулова С.Н. Содержание и методика индивидуальной социальной работы: Учебно-методическое пособие для студентов и практических работников социальной сферы. – Магнитогорск: МаГУ, 2004. – 86 с.

  4. Красотктна Л. Московская область: забота о детях-инвалидах// Социальная работа. – 2001. – Осень.

  5. Куликова И.Ф. Психологическая помощь семье и детям // Работник социальной службы. – 2001 - № 3 – С. 45-60.

  6. Манзадей О.В. Программа социально-психологического тренинга «Психологическая поддержка людей, попавших в трудную жизненную ситуацию» // Работник социальной службы. – 2004. - № 2. – С. 60-75.

  7. Норманн Кюнк. Декларация независимости инвалида// Социальная работа. -2002. - №1. – с.46

  8. Осадчих А. Законодательная основа социальной политики в отношении инвалидов // Социальная работа. – 2002. - №1. – с.47

  9. Свистунова Е. Развитие сети реабилитационных учреждений для инвалидов в РФ// Социальная работа. – 2002. - №4. – с.11

  10. Свистунова Е. Безбарьерная среда жизнедеятельности инвалидов// Социальная работа. – 2003. - №1. – С.50

  11. Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. В 2х т. / Отв. ред. Т.Ф. Яркина, В.Г. Бочарова. – М.: Изд-во АСОПиР, 1993.

  12. Успенская Т. Под опекой – дети инвалиды// Социальная работа. – 2003. - №1. – с.33

  13. Чикарина Л. Реализация прав семей с детьми инвалидами// Социальная работа. – 2002. - №1. – с. 55

Словарь терминов (глоссарий)

Арттерапия – терапия искусством. Цель – гармонизация развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Важнейшая техника здесь – техника активного воображения, направленная на то, чтобы столкнуть лицом к лицу сознательное и бессознательное и примирить их между собой посредством аффективного взаимодействия. Ребёнку предоставляются неограниченные возможности для самовыражения исамореализации в продуктах творчества, в утверждении и познании своего «Я».

Библиотерапия – чтение специально подобранной литературы в целях нормализации и оптимизации его психического состояния. Коррекционное воздействие чтения проявляется в том, что те или иные образы и связанные с ними чувства, влечения, желания, мысли, усвоенные с помощью книги, восполняют недостаток собственных образов и представлений, заменяют тревожные мысли и чувства или направляют их по новому руслу.

Игротерапия метод коррекционного воздействия на детей с использованием игры. Психокоррекционный эффект игровых занятий у детей достигается благодаря установлению положительного эмоционального контекта между детьми и взрослыми. Применение игротерапии полезно при социальном инфантилизме, замкнутости, необщительности, при нарушении поведения и наличии вредных привычек и др.

Инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеванием, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограниченной жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Интеграция – предоставление инвалидам равных со всеми другими гражданами РФ возможностей в реализации своих прав и свобод, устранение ограничений в жизнедеятельности, создание благоприятных условий, позволяющих инвалидам вести полноценный образ жизни, активно участвовать в экономической, социальной и политической жизни общества, а также выполнять свои гражданские обязанности.

Комплексная реабилитация – процесс и система медицинских, психологических, педагогических и социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма.

Куклотерапия – как метод основан на процессах идентификации ребёнка с любимым героем мультфильма, сказки и с любимой игрушкой. Используется для улучшения социальной адаптации, при коррекционной работе со страхами, заиканием, нарушениями поведения, а также для работы с детьми, имеющими эмоциональную травму.

Сказкотерапия – для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром. Сказка помогает создать в сложной эмоциональной обстановке эффективную ситуацию общения.

Сочинение историй, рассказов – для оживления чувств ребёнка или подростка, для того, чтобы предотвратить внутреннее беспокойство в конкретный образ, найти адекватные способы разрешения конфликтов, вызывающих нарушения поведения ребёнка.

Социальная адаптация – процесс и результат активного приспособления индивида, слоя, группы к условиям новой социальной среды, к изменяющимся или уже изменившимся общественным условиям жизни.

Социальная защита – система приоритетов и механизмов по реализации законодательно закрепленных социальных, правовых и экономических гарантий граждан, органов управления всех уровней, иных институтов, а также система социальных служб, призванных обеспечить определенный уровень социальной защищенности, помогающих достичь социально приемлемого уровня жизни населения в соответствии с условиями общественного развития.

Социальная защита детства – система мер, обеспечивающая охрану законных прав и интересов детей на основе разработки нормативных документов, которые определяют правовое положение несовершеннолетних; законодательное регулирование детского труда; совершенствование системы опеки, попечительства и усыновления детей, оставшихся без попечения родителей; создание сети специализированных социальных служб для проведения коррекционной и реабилитационной работы с детьми, нуждающимся в помощи.

Социальная защищенность – результат деятельности целостной системы законодательно закрепленных экономических, юридических и социальных прав и свобод, социальных гарантий граждан, обеспечивающих населению определенный минимальный уровень социальной безопасности и жизнедеятельности.

Социальная работа с семьёй – особым образом организованная деятельность, направленная на малые группы людей, нуждающихся в социальной защите.

Социально-реабилитационная деятельность – целенаправленная активность специалиста по социальной реабилитации и ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в целях подготовки последнего к продуктивной и полноценной социальной жизни посредством специальным образом организованного обучения, воспитания и создания для этого оптимальных условий.

Танцевальная терапия – используется при эмоциональных расстройствах, нарушениях общения, межличностного взаимодействия. Цель – развитие осознания собственного тела, создание позитивного образа тела, развитие навыков общения. Используется в групповой работе. Побуждает к свободе и выразительности движений, развивает подвижность, укрепляет силы каки на физическом, так и на психическом уровне.

Социальное консультирование – особая форма оказания социальной помощи путем психологического воздействия на человека или малую группу в целях их социализации, восстановления и оптимизации их социальных функций, ориентиров, выработки социальных норм общения.

Социальное обеспечение – государственная система программ по предоставлению социальных услуг и выплат, помогающая людям удовлетворять их социальные, экономические, образовательные потребности, являющиеся основными для поддержания общества.

Социальное обслуживание – предоставление конкретных социальных услуг, ориентированных на удовлетворение потребностей, необходимых для нормального развития, людям, которые не могут сами о себе позаботиться. Считается, что потребность в социальном обслуживании испытывают все люди, по крайней мере, иногда.

Социальное обслуживание на дому – постоянное или временное социально-бытовое обслуживание и оказание доврачебной медицинской помощи на дому пенсионерам, частично утратившим возможность самостоятельного удовлетворения основных жизненных потребностей вследствие ограничения способности к самообслуживанию или передвижению. Осуществляется социальными работниками служб социальной защиты.

Социальная поддержка – комплекс специальных социальных мер, направленных на создание и поддержание достойных условий существования для «слабых» социальных групп, отдельных семей, детей, испытывающих нужду в удовлетворении жизненных потребностей, на оказание помощи в жизненном самоопределении.

Социальная помощь - система социальных мер в виде содействия некоторым категориям граждан, временно оказавшимся в тяжелом экономическом положении.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины «Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями» для студентов, обучающихся по специальности

    Методические рекомендации
    «Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями». Данная дисциплина изучает формы проявления детской инвалидности, способы и виды реабилитации детей с ограниченными возможностями, с целью возрастания их адаптивных возможностей
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Управление системой социальной защиты детства» для студентов, обучающихся по специальности 350500 (040101) «Социальная работа»

    Учебно-методический комплекс
    Испулова С.Н. Управление системой социальной защиты детства: Учебно-методический комплекс по дисциплине для студентов, обучающихся по специальности 350500 (040101) – «Социальная работа» и 031300 (050711) – «Социальная педагогика» / С.
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы социальной медицины» для студентов, обучающихся по специальности 350500 (040101) «Социальная работа»

    Учебно-методический комплекс
    Социальная медицина занимает одно из главных мест в подготовке современного социального работника. Эта самостоятельная как в структуре медицинского знания, так и в системе социальной практики дисциплина находится на стыке здравоохранения
  4. Отчет о самообследовании основной образовательной программы по специальности (направлению) 060105 «Стоматология»

    Публичный отчет
    Подготовка дипломированных специалистов по основной образовательной программе (ООП) по специальности 060105 «Стоматология» ведется в Северном государственном медицинском университете с 1958 года в соответствии с Приказом Министерства
  5. Отчет о результатах самообследования факультета политических и социальных наук по состоянию на 01. 06. 2008 года

    Публичный отчет
    Отчет выполнен по результатам самообследования факультета политических и социальных наук, проводившегося в течение 2007–2008 учебного года. В ходе самообследования анализировались все основные направления деятельности факультета.

Другие похожие документы..