Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Виробництво і побут — дві сторони єдиного процесу життєдіяльності людей. Пов’язана з побутом обрядність була невід’ємною складовою також і побуту. Зу...полностью>>
'Документ'
Предметом исследования является судебная практика как показатель деятельности органов судебной власти (процесс и результат), а также как источник пра...полностью>>
'Документ'
Сундатова О.Ю, советник ситуационного отдела Аналитического управления,Ходина Э.В., консультант ситуационного отдела Аналитического управления, Тимоф...полностью>>
'Доклад'
Площадь земель, покрытых лесной растительностью составляет более 4,5 млн. га или 80 % от общей площади земель лесного фонда. Защитные леса расположен...полностью>>

Президенте Республики Казахстан Особлюдении прав и свобод человека в Республике Казахстан за 1997 год доклад

Главная > Доклад
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Доклад Комиссии по правам человека при Президенте Республики Казахстан

О соблюдении прав и свобод человека в Республике Казахстан за 1997 год

Доклад Комиссии по правам человека Президенту Республики Казахстан о соблюдении прав и свобод человека в Казахстане за 1997 год охватывает важный период становления государства, демократизации общества. Прошедший год был годом общественного согласия и памяти жертв политических репрессий, годом принятия и начала практической реализации Стратегии долгосрочного развития "2030", годом передислокации столицы в город Астану и других важных событий в жизни страны.

Настоящий доклад не претендует на полное и исчерпывающее описание положения, сложившегося в Республике Казахстан в области прав человека. Многие важные проблемы в области прав человека в стране не получили в докладе достаточного отражения в силу неполноты необходимой информации. Это относится к таким актуальным проблемам, как нарушение прав самых незащищенных слоев общества - детей-сирот, душевнобольных, престарелых, содержащихся в специальных учреждениях, инвалидов.

Выборочное внимание комиссии к проблемам, ставшим предметом рассмотрения в настоящем докладе, объясняется их остротой, а также частотой их проявлений.

Республика Казахстан и международная правозащитная сфера

В своей деятельности в области защиты прав человека Республика Казахстан как государство - член ООН исходит из приоритетного характера положений Устава ООН над положениями других международных документов. Важнейшим положением Устава ООН является признание приоритетности прав человека мировым сообществом и обязанность осуществлять международное сотрудничество "в поощрении уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии".

На национальном уровне политика Казахстана в данной области основана прежде всего на нормах Конституции Республики Казахстан, в которых нашли отражение основные положения Всеобщей декларации прав человека.

В настоящее время Казахстан является стороной более 14 многосторонних международных договоров, регулирующих различные аспекты защиты прав человека - Конвенции о правах ребенка 1989 года, Женевских гуманитарных конвенций 1949 года и дополнительных протоколов к ним, некоторых конвенций Международной организаций труда о защите прав трудящихся в производственной сфере и других. Казахстан, последовательно расширяя государственную правозащитную деятельность, активно участвует в международном сотрудничестве в области защиты прав человека.

Процесс участия Казахстана в многосторонних международных договорах в области прав человека в целом носит последовательный и взвешенный характер. В основе принятия решения о присоединении нашего государства к конкретному международному договору лежат его комплексная, всесторонняя оценка, изучение динамики развития международного сотрудничества в рамках каждого конкретного договора, возможности реального выполнения предусмотренных в нем обязательств. Казахстан в условиях объективно тяжелого экономического перехода к рыночной экономике принял обязательство первоочередного обеспечения защиты прав наиболее уязвимых социальных групп населения.

Позиция Казахстана в этом вопросе состоит в естественном, поэтапном вхождении в правовое пространство важнейших международных договоров. Соблюдение норм и процедур, предусмотренных тем или иным международным документом, должно быть не только на уровне государства, необходимо, чтобы часть обязательств взяли на себя формирующиеся институты казахстанского гражданского общества.

В области прав человека Казахстан проводит открытую политику. Не отрицая отдельных объективных трудностей социального развития, придается большое политическое значение процессу укрепления правозащитной деятельности и готовности последовательно создавать систему обеспечения прав человека в Казахстане в соответствии с международными стандартами в данной области.

О СОБЛЮДЕНИИ СВОБОДЫ СЛОВА. ПРЕССА В КАЗАХСТАНЕ

Свобода слова является критерием и гарантией демократичности общества, а для Казахстана - показателем того, насколько серьезно ее продвижение к демократии и каким является уровень политических реформ.

Право гражданина на выражение своих мнений, на свободу доступа к информации является основой для реализации других прав и свобод. Положение дел в этой области показывает, что в Казахстане нет прямых и грубых ограничений свободы слова, но при этом имеет место недостаточное удовлетворение казахстанскими СМИ спроса граждан на общественно значимую информацию.

В республике насчитывается 2124 средства массовой информации, из них газет и журналов - 1728, в том числе государственных - 750, негосударственных - 978, электронных СМИ - 398, в том числе государственных - 71, негосударственных - 325, а также 35 информационных агентств, из которых только одно - государственное. 50 процентов информации принимается или передается на казахском языке 24 агентствами.

Действующий Закон "О печати и других средствах массовой информации" стал реальным правовым основанием для утверждения в нашем обществе свободы слова. Ликвидирована монополия государства на СМИ и печатное дело, ежегодно пополняются ряды новых изданий и телерадиокомпаний. Средства массовой информации, являясь одним из активнейших институтов политической системы, сегодня нуждаются в более эффективной правовой регламентации. Принятый 28 июня 1991 года Закон "О печати и других средствах массовой информации" уже сыграл свою положительную роль в становлении демократической прессы. Теперь необходим новый закон, регулирующий и закрепляющий правовую, экономическую и организационную основу средств массовой информации, учитывающий мировой опыт взаимодействия СМИ со всеми структурами государства, а также практику деятельности самих средств массовой информации. В настоящее время ведется активная разработка такого закона.

Проблемы свободы слова не исчерпываются лишь политическими и экономическими ограничениями. Основная задача информационной политики Казахстана на сегодняшний день заключается в том, чтобы обеспечить разумный баланс между свободой СМИ и их эффективной деятельностью в правовом и этическом русле. Решение ее связано с необходимостью четкого концептуального осмысления ситуации в казахстанском обществе, с одной стороны, требующей функционирования прессы по правилам и нормам свободы, а с другой, нуждающейся в корреляции журналистами своей деятельности в связи с неизбежными и объективными для процессов социально-экономического и политического реформирования трудностями и издержками.

О СОБЛЮДЕНИИ СОЦИАЛЬНЫХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

Социальная сфера является наиболее уязвимым местом в любом обществе. При имевшей место нестабильности производства, росте официальной и скрытой безработицы в 1997 году наметились позитивные сдвиги в решении социальных проблем. В первую очередь это касается проблем занятости населения, выплат пенсий, заработной платы.

Социально-экономическая обстановка в республике за 1997 год, как свидетельствуют показатели, постепенно приобретала характер улучшения и стабилизации. По сравнению с 1996-м в минувшем году реальный объем внутреннего валового продукта вырос на 2 процента, соответственно возрос на 4 процента объем промышленного производства. Впервые за последние годы отмечалось увеличение объема инвестиций в основной капитал на 118,7 процента к уровню 1996 года, и он составил около 1,9 млрд. долларов США. К позитивным моментам следует отнести подавление инфляции, приостановление падения курса национальной валюты, снижение банковской процентной ставки.

Средняя номинальная заработная плата в 1997 году составила 8550 тенге, или по средневзвешенному курсу доллара США Национального Банка Республики Казахстан - 113,4 доллара США. По уровню заработной платы среди стран Содружества Независимых Государств Казахстан находится на втором месте после Российской Федерации.

В стабилизации промышленного производства и общей экономической ситуации немаловажную роль сыграли приватизация и передача во внешнее управление предприятий страны. В минувшем году количество таких предприятий, чьи госпакеты акций переданы в управление иностранным и отечественным инвесторам, было 200, из них 29 представляют базовые отрасли промышленности.

Вместе с тем комиссия отмечает определенное снижение социальной защищенности населения, особенно наиболее уязвимых групп. Для значительной части снижается доступность социальных благ и услуг.

Обращает на себя внимание сфера труда и занятости, где имеют место явления дискриминации в отношении женщин, подростков, лиц, освободившихся из мест лишения свободы, и других категорий граждан, имеющих право или нуждающихся в особой социальной защите.

В условиях становления рыночной экономики приобретает актуальность проблема соблюдения трудовых прав граждан. Обращения граждан в комиссию свидетельствуют, что на ряде предприятий как государственного, так и частного сектора допускаются грубые нарушения трудового законодательства. Переход к рыночной экономике не только обострил многие копившиеся десятилетиями социальные проблемы, но и породил новые, до сих пор не известные обществу, ставшие результатом трансформации существовавшей ранее системы минимальных социальных гарантий.

Недостаточная социальная защищенность, страх за будущее, связанный с потерей работы, затрудняют социальную адаптацию граждан к новым условиям рыночной экономики.

Комиссия отмечает, что явления, несущие непосредственную угрозу правам и свободам работников, особое распространение приобрели в негосударственном секторе экономики. Выявилось, в частности, множество пробелов в законодательном регулировании трудовых отношений, возникающих в этой сфере, а также отсутствие действенных механизмов контроля.

Распространенным стало нарушение прав работников при найме и увольнении. Нередким явлением на частных предприятиях стало заключение трудовых договоров, условия которых ухудшают положение работников по сравнению с предусмотренными в законах о труде.

В прошедшем году из числа обратившихся в службы занятости трудоустроены 95 400 человек. В целях создания дополнительных рабочих мест и развития индивидуального предпринимательства из средств государственного фонда содействия занятости в 1997 году было выделено 133,7 млн. тенге, что позволило получить работу 2392 безработным. По оперативным данным, на конец 1997 года в республике насчитывалось 258,2 тысячи официально зарегистрированных безработных.

С начала 1997 года в республике с учетом собственного и международного опыта начата подготовка к пенсионной реформе. Новая система пенсионного обеспечения сохраняет для состоявшихся пенсионеров все ранее действовавшие нормы пенсионного обеспечения.

Расходы на пенсионное обеспечение в 1995 году составили 43 млрд. тенге, в 1996 году - 116 млрд. тенге, в 1997 году - 174 млрд. тенге. Это свидетельствует о росте среднего уровня размеров пенсий.

О СОБЛЮДЕНИИ ПРАВ ЖЕНЩИН И ДЕТЕЙ

В настоящее время в республике проживают 8,5 млн. женщин, что составляет 51,3 процента от всего населения. В отраслях экономики заняты 2 млн. женщин, традиционно больше всего женщин-специалистов трудятся в области образования, здравоохранения и юриспруденции. Они составляют 80 процентов врачей, 90 процентов младшего медперсонала, 75 процентов педагогов, 75 процентов в сфере кредитования и государственного страхования, 66 процентов в области культуры. Среди лиц с высшим и средним образованием в Казахстане 62 процента женщин. Среди докторов наук женщин - 16 процентов, среди кандидатов наук - 35 процентов. Всего численность работающих женщин в Казахстане - 3 млн. человек, что составляет 48 процентов от всех занятых в экономике. Министерством юстиции зарегистрировано более 30 различных республиканских организаций, занимающихся проблемами женщин и детей.

Для реализации Конвенции ООН "О правах ребенка" государством принят ряд законодательных документов: это законы Республики Казахстан "Об охране здоровья населения Республики Казахстан" (1997 г.), "Об охране труда" (1993 г.), "О социальной защищенности инвалидов" (1991 г.), постановление Правительства "О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

В республике уделяется внимание созданию условий для обучения, воспитания и корригирования детей с ограниченными возможностями и обучению детей-инвалидов. Система специального образования включает 15 видов специального обучения, реализуемых в 8 основных типах коррекционных учреждений с обеспечением специального содержания, методов и форм организации. Всего по республике работают 97 таких учреждений с контингентом 16 863 человека. Кроме того, для улучшения диагностической помощи детям и организации дефектологической службы создан Республиканский центр социальной адаптации и трудовой реабилитации, а также в 9 областях и г. Алматы действуют психолого-медико-педагогические консультации. В соответствии с государственной программой "Охрана здоровья народа" в Казахстане продолжается реализация проектов по линии фонда народонаселения ООН в Кызылординской и Южно-Казахстанской областях, ЦАРАК (ВОЗ) - в Алматы и Алматинской области, АСПЕРА - в регионе Аральского моря. Успешно функционирует первый республиканский реабилитационный центр "Балбобек" под эгидой детского благотворительного фонда Казахстана "Бобек".

Наряду с этим анализ тенденции и характеристик человеческого развития показывает ухудшение положения женщин в республике. Имеются проблемы в сферах соблюдения прав женщин в единстве с правами и основными свободами человека, участия женщин в деятельности органов государственного управления, охраны здоровья, материнства, обеспечения реальных равных прав на рынке труда, отмечается наличие различных форм насилия в отношении женщин. Сложности переходного периода сказываются и на росте таких негативных явлений, как женская преступность, алкоголизм, наркомания. Уголовная статистика свидетельствует о том, что ситуация с женской преступностью в стране по сравнению с предыдущими годами не претерпела положительных изменений, прямым следствием этого является увеличение числа неблагополучных семей, разводы, лишение материнства, рост детской преступности. Тревогу вызывает социальное сиротство. В 1997 году из 84 тысяч детей 87 процентов стали таковыми при живых родителях, ежегодно около 2000 детей в возрасте до одного года умирает от заболеваний, которые поддаются лечению.

ОРГАНЫ ПРОКУРАТУРЫ И СУДА В СИСТЕМЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

В условиях демократических преобразований и осуществления в республике радикальных реформ одним из приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры остается надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Правозащитная роль прокуратуры особенно проявляется при осуществлении надзора за законностью в социально-экономической сфере.

Надзор за соблюдением конституционных прав граждан в части обеспечения полноты и своевременности выплаты заработной платы, пенсий и пособий является одним из основных приоритетов деятельности прокуратуры. Принятыми мерами только в пенсионный фонд возмещено более 10 млрд. тенге. По протестам прокуроров отменено и изменено свыше 5,5 тысячи незаконных правовых актов, регулирующих как трудовые, так и социальные, в том числе и пенсионные правоотношения.

За 1997 год органами прокуратуры проделана определенная работа по надзору за применением Закона РК "О реабилитации жертв массовых политических репрессий". Изучено 3118 архивных в отношении 5392 репрессированных лиц, из которых реабилитированы 4419.

В 1997 году в суды республики поступило 204 824 гражданских дела. Из них с вынесением решений рассмотрено 174 121 дело, по каждому четвертому делу усматривается нарушение экономических, социальных прав человека.

Так, за указанный период судами республики с вынесением решения рассмотрено 55 538 дел о взыскании заработной платы. По большинству из них ответчики признавали предъявленные требования, поясняя несвоевременную выплату заработной платы работникам отсутствием денег на расчетном счете. По этой же причине порой длительное время не исполняются принятые по указанным делам решения судов.

Многочисленны случаи нарушений трудовых прав граждан при увольнении по инициативе администрации. В 1997 году судами республики рассмотрено с вынесением решений 3178 дел о восстановлении на работе, из них с удовлетворением исков - 1457.

О СОБЛЮДЕНИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ

Реформа армии так же, как и в предыдущие годы, происходит в сложной социально-экономической обстановке. По-прежнему острыми остаются проблемы материально-технического оснащения армии, социально-бытового обустройства военнослужащих и их семей. Недостаточное финансирование отрицательно сказывается на довольствии военнослужащих, что приводит к нарушению их прав.

Государством принимаются необходимые меры по усилению социально-правовой защищенности военнослужащих, членов их семей, гражданского персонала, сохранению прав, льгот и гарантий.

В 1997 году повышены размеры должностных окладов и окладов по воинским званиям военнослужащим, улучшено пенсионное обеспечение. К примеру, на 17 процентов повышена пенсия пенсионерам Министерства обороны Республики Казахстан. Положительно решаются и другие вопросы, связанные с бесплатным проездом военнослужащих в общественном транспорте, налажен механизм выплаты денежных компенсаций за жилье и коммунальные услуги. В целях поиска новых подходов в решении задач по социальной защите граждан директивой Министерства обороны в Вооруженных Силах создан институт независимых представителей по контролю за социальной защищенностью военнослужащих, членов их семей.

Все эти меры, тем не менее, не способствовали искоренению неуставных взаимоотношений, "дедовщины", рукоприкладства, землячества. По нарушениям прав военнослужащих в 1997 году военными судами рассмотрено 128 дел в отношении 160 лиц. За причинение легких телесных повреждений осуждено военнослужащих срочной службы 56, прапорщиков, сверхсрочнослужащих - 11. За совершение преступлений средней тяжести и причинение тяжких телесных повреждений в минувшем году осуждено солдат, сержантов 54, прапорщиков - 2, также осуждены 32 солдата и сержанта за преступления, связанные с гибелью военнослужащих. Нерешенной остается в Вооруженных Силах проблема перевода основополагающих документов, регулирующих деятельность армии, на государственный язык. До настоящего времени действуют нормативные акты МО СССР о материальной ответственности военнослужащих за ущерб, о прохождении военной службы офицерами.

СОТРУДНИЧЕСТВО С НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫМИ ПРАВОЗАЩИТНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ

НПО являются естественными партнерами государства в совместном созидании свободного цивилизованного общества в Казахстане, и оно жизненно заинтересовано в их росте и совершенствовании.

В последние годы наметилось более глубокое и целенаправленное взаимодействие государственных структур с отечественными неправительственными правозащитными организациями (общество содействия семьям детей-инвалидов "Жан", казахский центр национального возрождения "Жангыру", Казахстанское международное бюро по правам человека и соблюдению законности, Демократический комитет по правам человека, Комитет солдатских матерей, Общество защиты прав заключенных и лиц, освободившихся из мест лишения свободы, казахстанский региональный комитет социально-правовой защиты "Тесен"), что позволило консолидировать усилия государственных и общественных организаций в эффективном влиянии на формирование общественного мнения в стране и за рубежом, а также на государственную политику в сфере прав человека.

Сегодня очевидно, что многие НПО, значительно прибавив в профессионализме, специализации и в другом умении общественного подвижничества, тем не менее не могут уверенно утверждать о таких видимых результатах своей деятельности, как заметный рост гражданского самосознания людей, их определяющее влияние на происходящие в стране процессы социального, экономического и политического реформирования.

Казахстанские НПО как общего, так и специализированного направления, в своей работе ориентированы в основном на состоявшиеся стандарты рыночной экономики и гражданского общества развитых стран, часто не принимают во внимание факт их длительного, постепенного исторического становления. Примериваясь к ним, НПО предъявляют завышенные требования к своим социальным партнерам, в особенности государственным учреждениям, действующим совместно с ними в реформировании общественных институтов, по защите прав человека и гражданина.

НПО, солидаризирующиеся с левым радикализмом, хотя и не являются сознательными противниками реформ, но и не оказывают на них позитивного влияния.

Люди, веря их привлекательной риторике разоблачителей виновников народных невзгод, упустили много времени и сил, которые могли бы использовать для освоения подлинно ценных навыков жизнедеятельности в гражданском обществе.

Все большее число людей сегодня стало понимать бесперспективность социальных протестов, в основе которых лежит лишь одностороннее настаивание на виновности государств в их социально-экономическом неблагополучии. Наступает время прозрения в том, что благополучие человека и, наоборот, его положение аутсайдера во многом зависят от него самого.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Республика Казахстан последовательно придерживается ведущего принципа идеи гражданского общества, согласно которому демократическое общество не может существовать без уважения и защиты прав, свобод человека. В 1995 году Конституция Казахстана провозгласила человека, его жизнь, права и свободы высшими ценностями государства. Проведенные в Казахстане реформы представительной, исполнительной властей, судебной системы, правоохранительных органов преследовали цель приведения институциональных образований в соответствие с новыми конституционными приоритетами.

В стране совершены первые, самые необходимые действия применительно к таким качественным состояниям совместной жизнедеятельности людей, как открытость, терпимость к различным идеям, саморегулируемость, способность контролировать правительство, государство в целом. Непродолжительный опыт реформ в стране показывает, что единственным и пока еще нигде и никем не поставленным под сомнение способом создания гражданского общества является последовательное утверждение прав и свобод человека с одновременным обеспечением всех едиными правилами или законами, ограждающими человека от насилия и вмешательства в сферу его личной свободы со стороны других.

Комиссия по правам человека при Президенте Республики Казахстан



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Правительство Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации и Генеральному прокурору Российской Федерации доклад (3)

    Доклад
    В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" представляю Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу

Другие похожие документы..