Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Лекция'
Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов – важнейшая социальная и экономическая проблема современности. Перспективы развития чел...полностью>>
'Документ'
Відповідно до п.22 ст.26 Закону України «про місцеве самоврядування в Україні» та на виконання рішення Львівської обласної ради № 11/67 від 13.04.201...полностью>>
'Документ'
В школе имеется два медицинских кабинета: кабинет врача и прививочный кабинет. Оба кабинета оснащены сертифицированным медицинским оборудованием в со...полностью>>
'Автореферат'
Работа выполнена на кафедре «Государственное, муниципальное и корпоративное управления» ФГОУ ВПО «Финансовая академия при Правительстве Российской Фе...полностью>>

Рабочая учебная программа по дисциплине история и методология экономической науки

Главная > Рабочая учебная программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство образования и науки Российской федерации

гоу впо

всероссийский заочный

финансово-экономический институт

Рабочая учебная программа

по дисциплине

ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ

ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ

Для магистрантов первого года обучения,

направление 080500.68 «Магистр менеджмента»

(все программы)

Москва 2011

министерство образования и науки российской федерации

государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

всероссийский заочный

финансово-экономический институт

Рабочая учебная программа

по дисциплине

История и методология экономической науки

для магистрантов первого года обучения,

направление 080500.68 «Магистр менеджмента»

(все программы)

Учетно-статистический факультет

Кафедра истории экономики, политики и культуры

Москва - 2011

Рабочую учебную программу разработал

доктор экономических наук, профессор Я.С. Ядгаров

Рабочая учебная программа утверждена на заседании кафедры

истории экономики, политики и культуры

Зав. кафедрой доктор экономических наук, профессор Я.С. Ядгаров

Рабочая учебная программа одобрена на заседании

Научно-методического совета ВЗФЭИ

Проректор, председатель НМС, профессор Д.М. Дайитбегов

История и методология экономической науки. Рабочая учебная программа для магистрантов первого года обучения, направление080500.68 «Магистр менеджмента» (все программы). – М.:ВЗФЭИ, 2011.

1. Место и роль дисциплины «История и методология экономической науки» в магистерской подготовке

    1. Актуальность дисциплины

История и методология экономической науки – одна из обязательных дисциплин в системе высшего экономического образования и входит в цикл об­щепрофессиональных дисциплин по подготовке магистра по направлению «менеджмент».

Содержание дисциплины нацелено на формирование у менеджера неотъемлемых элементов общечеловеческой и, прежде всего, экономической культуры. При этом во главу угла в ней ставится положение о том, что во все времена методологические и теоретические достижения экономической науки используются при выработке экономических программ и соответствующих реформаторских проектов и концепций, принимаемых обществом в качестве руководства к действию в осуществлении хозяйственной политики.

Цель преподавания дисциплины состоит в том, чтобы выработать у студентов твердые теоретические знания об альтернативных методологических подходах и инструментах экономического анализа, а также ключевых теориях и доктринах на всем протяжении эволюции экономической науки. При этом важно подчеркнуть, что изучение данной дисциплины в контексте современных оценок этапов ее эволюции будет способствовать выявлению объективных закономерностей в развитии мировой, в том числе отечественной, экономики, научной систематизации теоретических и методологических нововведений видных ученых-экономистов, представляющих различные теоретические школы, течения и направления в истории экономической науки.

Таким образом, знания, получаемые в процессе изучения истории и методологии экономической науки, необходимы для обеспечения общей профессиональной подготовки менеджера и призваны помочь ему осмыслить теорию управления и управленческой деятельности с более широких историко-экономических и теоретико-методологических позиций.

1.2. Место дисциплины в блоке общих профессиональных дисциплин магистерской подготовки

Дисциплина «История и методология экономической науки» входит в блок Федерального компонента дисциплин по общей профессиональной подготовке экономистов в рамках магистерской программы по направлению 521500(080500.68) «Менеджмент».

Изучение дисциплины формирует знания в области ключевых теоретико-методологических проблем экономической науки и эффективного менеджмента в контексте их историко-экономического осмысления и с учетом квалификационной характеристики по данному направлению.

При разработке данной программы использованы общепринятые во многих странах мира подходы к анализу истории и методологии экономической науки на всем протяжении ее развития.

1.3. Краткая характеристика предмета дисциплины

Предметом изучения дисциплины «История и методология экономической науки» являются основные, в том числе альтернативные, представления об этапах и направлениях эволюции теоретико-методологических оснований экономической науки, рассматриваемые через призму проблематики эффективного менеджмента.

Основные задачи изучения дисциплины состоят в реализации требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и сводятся к тому, чтобы:

  1. ввести понятия: «методология экономической науки», «неоднонаправленное развитие экономической науки», «эволюция моделей хозяйственной жизни» и др.;

  2. познакомить с различными концепциями истории, предмета и метода (методологии) экономической науки в трудах ученых-экономистов прошлого и современности;

  3. выработать углубленные знания в области истории и методологии экономической науки на различных этапах ее эволюции;

  4. сформировать навыки самостоятельного и творческого мышления в процессе научных исследований в области теории управления и управленческой деятельности и других дисциплин экономической науки.

Изучение дисциплины способствует росту профессиональной культуры экономиста, осознанному недопущению аксиоматического постулирования тех положений, обобщений и выводов, которые требуют предварительного историко-экономического анализа.

1.4. Взаимосвязь данной дисциплины с другими дисциплинами

магистерской подготовки

Дисциплина «История и методология экономической науки» тесно связана с общей профессиональной подготовкой магистров по направлению «Менеджмент». Особенно важна взаимосвязь ее со следующими учебными дисциплинами:

«Современные проблемы менеджмента»;

«Стратегический менеджмент»;

«Современные проблемы национальной экономики»;

«Маркетинг»;

«Экономика фирмы»;

«Правовые основы управленческой деятельности»;

«Предпринимательское право»;

«Трудовое право»;

«Административное право»;

«Правовые основы деятельности малого бизнеса»;

«Институциональная организация экономики».

1.5. Роль дисциплины в освоении магистерской программы

Дисциплина «История и методология экономической науки» призвана обеспечить профессионализм и компетентность специалиста в области организационно-управленческой и финансово-экономической деятельности. Усвоение знаний по этой дисциплине формирует его экономическое мышление, позволяет овладеть методологическим инструментарием историко-экономического исследования тенденций и проблем в хозяйственной жизни на различных этапах ее эволюции.

1.6. Год обучения и нормативный срок изучения

Учебным планом магистерской подготовки предусмотрено изучение «Истории и методологии экономической науки» в течение одного семестра первого года обучения.

2. Основные требования к освоению дисциплины

2.1. Приобретаемые умения и навыки на основе полученных знаний для формирования частных компетенций и свойств личности

В результате изучения дисциплины «История и методология экономической науки» магистранты должны приобрести совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающую развитие у них следующих форм и видов универсальной компетенции (способностей):

1. Социально-личностные и общекультурные компетенции – СЛК.

К ним относятся:

    • способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный потенциал;

    • способность к самостоятельному обучению новым методам исследования;

    • способность и готовность к активному общению в научной сфере деятельности.

  1. Общенаучные компетенции – ОНК.

К ним относятся:

  • способность демонстрировать знания фундаментальных разделов специальных дисциплин магистерской программы;

  • способность использовать углубленные знания правовых и этических норм при разработке и осуществлении социально значимых проектов;

  • способность демонстрировать навыки работы в научном коллективе;

  • способность порождать новые идеи (креативность);

  • способность ориентироваться в постановке задачи и определять, каким образом искать средства ее решения;

  • способность и готовность применять знания о современных методах исследования.

  1. Инструментальные компетенции – ИК.

К ним относятся:

  • способность и готовность оценивать результаты исследований;

  • способность анализировать, синтезировать и критически резюмировать информацию;

  • способность оформлять, представлять и докладывать результаты выполненной работы.

В итоге изучения дисциплины «История и методология экономической науки» магистранту необходимо

Уметь:

а) использовать приобретенные универсальные социально-личностные, общенаучные и инструментальные компетенции для решения научно-практических проблем, возникающих в процессе реализации основных задач управленческой деятельности;

б) применять полученные историко-экономические знания в профессиональной деятельности и деловом общении;

в) использовать знания в области методологического инструментария экономической науки при изучении других дисциплин магистерской программы;

г) осознавать и нести ответственность за принимаемые решения в соответствии с принципами экономической культуры специалиста;

д) выбирать оптимальные варианты управленческих решений с учетом выявленных на различных этапах эволюции экономической науки нравственных и морально-этических аспектов принятия решений и передачи управленческой информации исполнителям.

В результате изучения дисциплины «История и методология экономической науки» магистранты должны

Знать:

  • цель, задачи и проблемные аспекты изучаемой дисциплины;

  • особенности эволюции основных категорий, теорий и методологического инструментария экономической науки;

  • периодизацию основных этапов и направлений в истории экономической науки;

  • сущность и особенности альтернативных методологических и теоретических позиций в экономической науке на разных этапах ее эволюции;

  • альтернативные теоретико-методологические подходы обеспечения эффективного управления и управленческой деятельности в истории экономической науки.

В итоге изучения дисциплины «История и методология экономической науки» магистранту надлежит также

Приобрести навыки:

  • использования полученных историко-экономических знаний для повышения эффективности управленческой деятельности;

  • комплексного и системного анализа хозяйственной жизни и экономических реалий в целях оптимизации принятия управленческих решений.

2.2. Область возможного применения знаний и умений и их реализации в конкретных видах профессиональной деятельности

Знания, полученные в результате изучения дисциплины «История и методология экономической науки»:

  • формируют научное представление о месте и роли историко-экономического подхода к анализу управленческой деятельности;

  • позволяют понять влияние исторически сложившегося многообразия методологического инструментария и теорий экономической науки на принятие управленческого решения;

  • обусловливают необходимость создания мотивационных механизмов совершенствования управленческой деятельности;

  • способствуют выработке обоснованных вариантов решения управленческих задач широкого спектра.

3. Перечень дисциплин, знание которых необходимо для изучения курса

Дисциплина

Вопросы (темы), знание которых необходимо для изучения дисциплины «История и методология экономической науки»

Экономическая теория

«Макроэкономика» и «микроэкономика» как разделы экономической науки; основ-ные категории и методы экономического анализа.

Экономическая история (история экономики)

Особенности основных типов экономичес-ких систем и их влияние на возникновение, развитие и совершенствование экономичес-кой науки.

История экономических учений

Предмет, метод и теоретические положения экономической науки в ретроспективе, в том числе через призму основных школ и направлений мировой экономической мысли

4. Содержание лекционных и практических занятий

по дисциплине

Изучение дисциплины «История и методология экономической науки» предусматривает проведение лекционных и практических занятий.

Методические приемы изучения дисциплины включают в себя:

- промежуточный контроль знаний (выполнение самостоятельной работы в виде реферата или эссе; разбор (анализ) проблемных и дискуссионных теоретико-методологических положений в истории экономической науки; использование тестов);

- итоговый контроль знаний в форме сдачи экзаменационного зачета.

4.1. Лекционные занятия

Тема 1. Содержание, задачи и понятийный аппарат дисциплины

«История и методология экономической науки» (1 ч.)

Экономическая наука как неоднонаправленное продвижение к истине. Многообразие, изменчивость и противоречия экономической действительности. Объект, предмет и основные задачи дисциплины «История и методология экономической науки», ее категориальный аппарат.

Научно-педагогические элементы дисциплины «История и методологии экономической науки» в процессе подготовки управленческих кадров магистерской квалификации и формирования их экономической культуры.

Концепции истории предмета и метода экономической науки, представленные в трудах зарубежных и отечественных ученых XX – начала XXI столетий.

Содержание научных споров и дискуссий в области реализации протекционистских и либеральных принципов экономической политики в ретроспективе.

Сущностная характеристика моделей хозяйственной жизни
(экономика свободной конкуренции; экономика мелких товаропроизводителей; социалистическая экономика; социально ориентированная экономика), выдвинутых на различных этапах развития экономической науки. Сопоставление взглядов представителей меркантилизма, классической школы и ее противников, неоклассицизма и институционализма в связи с вопросами хозяйственного устройства общества.

Тема 2. Истоки экономической науки в эпоху натурального хозяйства и меркантилизма (1 ч.)

Натурально-хозяйственная идеология мыслителей и правителей Древ­него Востока. Экономическая мысль древнегреческих философов. Учение Аристотеля об экономике и хрематистике.

Особенности средневековых экономических воззрений в связи с влия­нием религиозной идеологии. Экономические взгляды Ибн-Хальдуна. Западная экономическая мысль в период раннего и позднего средневе­ковья. Экономическая школа канонистов (Августин и Аквинат).

Социально-экономические и политические предпосылки расширения в странах Западной Европы сферы товарно-денежных отношений и возникно­вения идей меркантилизма.

Меркантилизм – первая экономическая концепция системы рыночных отношений. Предмет и метод изучения меркантилистов. Приоритет эмпирического метода анализа экономических явлений. Теория богатства и положительного сальдо внешнеторгового баланса. Историческое значение меркантилизма в зарождении рыноч­ной экономики и экономической науки. Кольбертизм.

Тема 3. Классическая политическая экономия и обособление экономической науки в самостоятельную отрасль

человеческих знаний (2 ч.)

Классическая политическая экономия в мануфактурном периоде

Исторические условия возникновения и общая характеристика класси­ческой политической экономии. Неприятие протекционистских идей меркан­тилизма. Признание саморегулируемости экономики и определяющей роли в создании национального богатства сферы производства. Приоритет каузального метода анализа экономических явлений. Внедрение в экономическую теорию индуктивного, дедуктивного, классового методов анализа и метода логической абстракции. Стоимость как исходная категория экономического анализа.

Затратный подход (метод) определения стоимости (рыночной цены). Денежный товар как техническое средство, удобное для обмена. Принцип «чистой» экономической теории. Недооценка влияния на эко­номическую среду психологических, моральных, правовых и других неэко­номических факторов.

Возникновение классической политической экономии в Англии (У. Петти) и во Франции (П. Буагильбер). Физиократия – специфическое течение классической политической экономии. Актуализация физиократами концепции экономического либерализма, преимуществ фер­мерского типа хозяйствования. Первое учение о «чистом продукте», капитале, делении общества на классы, произво­дительном и непроизводительном труде. «Экономическая таблица» Ф. Кенэ – пер­вое теоретическое исследование общественного воспроизводства.

А. Смит – центральная фигура классической политической экономии, идеологии экономического либерализма. «Экономический человек» и «невидимая рука» в смитовской концепции «естественного порядка». Анализ разде­ления труда в мануфактуре. Учение об обмене, деньгах, классах общест­ва и их доходах. Трактовки заработной платы, прибыли, ренты, производи­тельного и непроизводительного труда, стоимости. Характеристика капитала, его структуры. Противоречия в анализе общественного воспроиз­водства («догма Смита»).

Классическая политическая экономия в постмануфактурном периоде

Эпоха промышленного переворота и ее отражение в исследованиях последователей А. Смита.

Теоретическое осмысление Д. Рикардо «главной» задачи политической экономии, стоимости товаров и доходов. Кон­цепция «тенденции к падению» в условиях свободной конкуренции при­были и заработной платы. Анализ проблемы реализации общественного продукта с позиций laissez faire (саморегулируемости экономики).

Теория трех факторов производства Ж.Б. Сэя. Трактовки стоимости и доходов классов общества. Сущность и значение «закона рынков Сэя».

Т.Р. Мальтус и его «Опыт о законе народонаселения». Отражение положений мальтусовской теории реализации в кейнсианской концепции «эффективного спроса».

Дж.С. Милль о разграничении законов про­изводства и распределения. Особенности осмысления теорий производительного труда и социализма. Концепция законо­дательных реформ в области экономической политики и налогообложения, «улучшения системы частной собственности».

Предмет и метод политической экономии в творчестве К. Маркса. Понятие «общественно необходимый труд» в трудовой теории стоимости. Учение о классах, капитале, прибавочной стоимости и ее внеш­них формах. Теория доходов классов общества. Схемы расширенного вос­производства и накопления. Концепции «капиталистической эксплуатации», «диктатуры пролетариата» и созда­ния равновесной экономики бесклассового общества.

Тема 4. Зарождение морально-этических и реформаторских оснований экономической науки в творчестве «противников» классической политической экономии (2 ч.)

Экономический романтизм

Исторические условия и предпосылки возникновения «экономического романтизма». Критика доктрины laissez faire с позиций защиты социально-экономических интересов «третьих лиц» (мелких производителей – ремесленников, крестьян, кустарей) и рабочих.

С. Сисмонди о политической экономии (экономической науки) как моральной и нравственной науке. Концепция эксплуататорской сущно­сти прибыли и ренты на основе трудовой теории стоимости. Оценка роли «третьих лиц» в предотвращении экономических кризисов. Программа реформ «сверху» как система широко­го вмешательства государства в экономику с целью обеспечения приоритет­ной роли в экономике мелкого производства (малого бизнеса) и придания ей социальной направленности.

Характеристика значения мелкой собственности (малого бизнеса) в творчестве П. Прудона. Особенности предмета и метода изучения. Теория «конституированной стоимости». Идеи социальной справедливости в проекте реформ «снизу» с введением «рабочих де­нег», «дарового кредита» и учреждением «народного банка» в целях организации безденежного товарного хозяйства.

Утопический социализм

Предпосылки возникновения и общая характеристика западноевропей­ского утопического социализма. Предмет и метод изучения. Критика экономики свободной конкуренции и института частной собственности. Пропаганда идей экономических реформ.

Особенности реформаторских концепций К.А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна. Социалистические выводы из трудовой теории стоимости и их отражение в концепции уничтожения эксплуатации, экономического и со­циального неравенства, угнетения человека человеком в творчестве представителей школы социалистов-рикардианцев – Т. Годскин, Дж. Грей, Дж. Брей, У. Томпсон.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочая учебная программа по дисциплине «История экономических учений» Специальности: все специальности

    Рабочая учебная программа
    подготовка высококвалифицированных специалистов-экономистов, имеющих представление о становлении различных концепций в экономической истории, различных методов экономических исследований;
  2. Рабочая учебная программа по дисциплине «История русской социологии» для направления «050400 Социально-экономическое образование», профиль «Социология» по циклу опд. Р. 01 Общепрофессиональные дисциплины (национально-региональный компонент)

    Рабочая учебная программа
    Цель: дать представление о процессе формирования социологического знания в России, указать специфические черты русской социологической мысли, проанализировать и систематизировать учения представителей русской социологической мысли,
  3. Рабочая учебная программа по дисциплине "История экономических учений" Специальности: все специальности

    Рабочая учебная программа
    подготовка высококвалифицированных специалистов-экономистов, имеющих представление о становлении различных концепций в экономической истории, различных методов экономических исследований;
  4. Рабочая учебная программа по дисциплине б 1 «История науки и техники» (шифр и наименование дисциплины по уп) (1)

    Рабочая учебная программа
    Целями освоения дисциплины «История науки и техники» являются: анализ роли науки и техники в культурно-историческом развитии; знание основных периодов в истории мировой и российской науки и техники, выявление этических проблем научной
  5. Рабочая учебная программа по дисциплине б 1 «История науки и техники» (шифр и наименование дисциплины по уп) (2)

    Рабочая учебная программа
    Целями освоения дисциплины «История науки и техники» являются: анализ роли науки и техники в культурно-историческом развитии; знание основных периодов в истории мировой и российской науки и техники, выявление этических проблем научной

Другие похожие документы..