Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Конкурс'
Для участия в конкурсе допускаются девушки 18тлет и старше, принимающие участие в турнирах восточного танца в лиге «профессионалы». Претендентки на у...полностью>>
'Документ'
Информация об открытых акционерных обществах, созданных в процессе приватизации государственной собственности, акции которых, принадлежащие Республик...полностью>>
'Документ'
Практикум по организации и оплате труда в сельском хозяйстве на принципах коллективного подряда. – Учебники и учебные пособия для студентов высших уче...полностью>>
'Документ'
Астрономія — одна з найдавніших наук, що зародилась із практичних потреб людини й бажання пізнати довкілля. Сучасна астрономія — наука про небесні св...полностью>>

Урок литературы в 10 классе. Тема: «Наташа Ростова на пути к счастью»

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Урок литературы в 10 классе.

Тема: «Наташа Ростова на пути к счастью»

I. Стадия вызова.

Учитель читает стихотворение…

Ходит тёмной аллеей Болконский,

Задумчивый, бледный…

Мечтает о славе,

Для нее лишь одной он живет…

Смерть и раны,

Потеря жены –

ничего уж не страшно ему…

Разочарованья,

падения,

взлеты –

все это станет судьбою его…

И поймет князь, что в мире, огромном и вечном,

Что может ценнее быть славы его:

Это НЕБО в бездонной своей бесконечности синей,

ЛЮБИМЫЕ,

БЛИЗКИЕ,

ЖИЗНЬ…

Мечется Пьер,

В мире правду ища…

В щедрость людскую,

Порядочность искренне веря…

Вот вопросы, что мучают душу его:

Что дурно? И что хорошо?

Что надо любить и что ненавидеть?

Что есть жизнь, что есть смерть?

Для чего надо жить?

О, как страдает мучительно он от боли

Всеобщего горя и потерь,

И всем существом, усилием воли

Ждет перемен,

Мечтает

быть вполне хорошим быть без всякого залога,

без выкупа у Бога и судьбы…

Он ненавидит тех,

кто живет, предательством играя,

чья наглая уступчивость - без края,

чье злобное презрение – без дна…

И, истину в мученьях постигая,

Поймет он сам, страдая, мучаясь, любя:

Величья нет лишь там,

Где места нет ДОБРУ,

Где жизнь почувствовать во всем её цвету

мешает СМЕРТЬ

И гибнет ПРАВДА…

У Наташи распахнуто в полночь окно…

Дышит чудною прелестью сад,

И задумчиво светит луна…

И готова Наташа взлететь высоко-высоко

Над землею таинственной,

к звездам, далеким и ярким….

Жизнь для неё не станет дорогою легкой

В поисках мира и счастья на свете…

О, как трудно ей было!

Но она не забыла

разлуки, что были так тяжелы,

И встречи с любовью…

Они по-весеннему радостны были…

Она училась любить и прощать,

Любить легко, отвержено и грустно…

В чем прелести ее секрет?

Нам разгадать его совсем не сложно:

ЛЮБИТЬ…. Она несет свой крест

По жизни столько, сколько можно…

Странный мир такого далекого века и

гроза далекой суровой войны

В твой и мой мир врываются

со страниц величайшей книги-судьбы…

Тишина за окном…

Нас никто не тревожит.

И мы снова листаем потертый от времени том…

Мы читаем роман

и на каждой странице итожим,

ищем мы продолженье

любимых героев судеб…

То возвращаемся снова и снова

в дом хлебосольных Ростовых,

то уносимся в Лысые Горы,

к героям,

над которыми время невластно,

к подвигу, к страстным порывам готовым…

С ними и нам уж прощаться так жаль…

И, том закрывая, мечтаем о собственном СЧАСТЬЕ,

О светлой ЛЮБВИ

и о НЕБЕ, в своей бесконечности синем…

Тишина за окном,

Нам ничто не мешает…

В окна струится по-весеннему ласковый день…

Но сквозь тени веков,

И сквозь тот же шепот, и то ж придыханье

Услышишь вдруг ты эхо важных слов,

Что сказаны прекрасными людьми

И что звучат, как заклинанье,

На неизменном языке любви,

Все те же самые признанья:

«Надо жить,

надо верить,

надо любить….»

Учитель:

- Вспомнили героев Толстого? Узнали?

Их судьбы, по мнению критика Бочарова, «только звено в бесконечном опыте человечества, всех людей, и прошлых, и грядущих».

О Пьере и Андрее Болконском мы говорили. Героиней сегодняшнего урока станет Наташа Ростова.

Проблемный вопрос.

Лев Толстой утверждал:

«Женщина тем лучше, чем больше она отбрасывает личных стремлений для положения себя в материнское призвание». (Запись на доске).

Писательница 6о-х годов 19 века в статье « Наши бабушки» упрекала Наташу Ростову в полном равнодушии к проблеме женской эмансипации. Кто же прав, автор романа или критик? На этот вопрос попрошу ответить в конце урока.

II. Стадия осмысления.

Беседа по вопросам:

  1. С какими женскими образами мы встречались, изучая литературу 19 века?

  2. Какие они? (Вспоминая героинь, учащиеся отмечают: романтичные, одухотворенные, знают место в жизни, сильные натуры, могут пожертвовать собой, неуспокоенные сердца и т.д.).

  3. В романе много женских образов. Назовите их. Какие они? Кто любимый идеал Толстого?

  4. Почему автор более всего любит Наташу?

  5. «Люди, как реки»,- замечал Толстой. Как вы понимаете эти слова?

(Ребята рассуждают и о «диалектике души», отталкиваясь от образа Наташи)

Учитель:

- Чтобы правильно понять смысл образа Наташи , чтобы понять ее поступки, чтобы ярче представить ее стремление к счастью, чтобы понять, почему именно она идеал Толстого, обратимся к наиболее ярким моментам её жизни, когда особенно ощутима «диалектика души»

Итак, первая встреча (Учащиеся работают с т. 1ч.1 гл.7-11, читают портрет Наташи).

- Красива ли Наташа? В чем её прелесть?

/Учащиеся отмечают простоту героини, естественность, жизнерадостность, искренность – главное в её обаянии! В ней есть какой-то внутренний огонь, особая духовная переполненность. «Она порох!» - говорит о ней мать. Наташа переполнена жаждой

жизни/.

Вторая встреча. Жажда жизни влияла каким-то образом на людей, которые были рядом с нею. Вот князь Андрей едет к ростовым в Отрадное по хозяйственным делам. Он разочарован. Кажется, уже ничего не может вернуть его к жизни. Он убежден: ничего не надо начинать, не надо… он должен доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая. И вдруг…

(Учащиеся читают т.2, ч3, гл.2. стр. 454-455 эпизод встречи с Наташей по дороге в Отрадное)

Ученик читает наизусть эпизод «Ночь в Отрадном» (т.2,ч.3, гл.2. стр.455) под звуки «Лунной сонаты» Бетховена.

Учитель:

Светлый, счастливый мир Наташи поможет князю Андрею по-новому чувствовать ощущать мир.

- а как вы отнеслись к её восторженности? Глупость?

А как оценивают

ПЕРЕСЕЧЕНИЕ ТЕМ (прием)

Учитель: вот еще одна страница в литературе, где герои встречаются под луной.

В.Шекспир «Ромео и Джульетта ».

Ромео:

Клянусь тебе

священною луной,

Что серебрит цветущие деревья…

Джульетта:

О, не клянись луной

непостоянной,

Луной, свой вид меняющей

так часто,

Чтоб и твоя любовь

не изменилась…

Учитель:

Луна, холодная луна – это все-таки знак, что любовь порвется, что ей не суждено быть…

- А как вы отнеслись к её восторженности? Глупость?

- А как оценивают поведение Наташи Берг, Пьер? Вера?

/Берг: «У неё неприятный характер, и ума нет…и эдакое, знаете…неприятно….»

Пьер (в разговоре с Мари Болконской): «Умна ли она? Я думаю, нет. Она не удостаивает быть умной… Она обворожительна, и больше ничего…» Вере, сестре. Она тоже кажется глупой…/

- А каким было бы ваше отношение к Наташе, если бы она была вашей одноклассницей?

- А какими нравственными критериями оценивает Толстой своих героев?

/Оценивает их одним: насколько близки они к народу, природе. Мы ни разу не увидим ни Элен, ни Анну Павловну Шерер, ни Жюли Курагину среди лугов, в поле, в лесу. Они словно застыли в своей неподвижности, их почти не касается понятие «люди, как реки».

Учащиеся читают эпизод «У дядюшки». ( т.2, ч.4, гл.7 стр.551)

- Почему Наташей все любуются?

/главная идея этого эпизода: в человеке ценно и прекрасно его единение с другими людьми, потребность любить и быть любимой. Толстой так определяет её жизненный путь: «Сущность её жизни - любовь». Она живет любовью, ожидая её, и тогда, когда становится женой и матерью.

Первый бал Наташи .

Учитель:

- Это самые мои любимые страницы в романе. Почему?

Волнения, тревоги…Кто их не испытал, идя на первый в своей жизни бал? Первый выход, первое ожидание ЕГО, желание быть приглашенной и на танец ИМ!

Просмотр эпизода «Первый бал Наташи» из видеофильма «Война и мир» (7 минут).

Беседа:

  1. Как думаете, почему в этой сцене автор прибег к внутреннему монологу?

  2. Как сложится судьба Наташи дальше, после бала? /Бал- начало любви её и князя Андрея/

  3. Чем она пленила Андрея?

/ «Весь мир разделен для меня на две половины: одна - она, и там все счастье, надежды, свет; другая – всё, где её нет, там уныние и темнота. Я не могу не любить света, я не виноват в этом. И я очень счастлив» Он полюбил её за естественность. Он любил встречать в свете то, что не имело на себе общего светского отпечатка. И такова была Наташа/.

4. Что же заставило князя Андрея на год отсрочить свадьбу? Зрелый человек, Андрей мог ослушаться отца. Или не захотел? Мог ли он не согласиться с мнением старого Болконского?

/он как бы зацикливается на себе, на своих чувствах, а то, что чувствует Наташа, его не интересует. Он поступил эгоистично. Можно ли в любви думать только лишь о себе?

Поистине гордость Болконских и простота Ростовых несовместимы. Поэтому-то Толстой не оставит наших героев вместе на всю жизнь. Тяжело Наташе в разлуке с князем Андреем.

-Что чувствовала она? что переживала? /нравственную болезнь/.

Ребята слушают стихотворение поэта Кочеткова «С любимыми не расставайтесь».

И пусть героев стихотворения отделяют от Наташи и Андрея не один десяток лет, но любовь, встречи и разлуки люди переживают одинаково.

Учитель:

- Почему Наташа увлеклась Анатолем?

- Как вы оцениваете поступок Наташи? Вправе ли мы её судить?

Анализ эпизода «Наташа у постели умирающего князя Андрея».

Работа с репродукциями картин Шмаринова /выступление ученика/

Учитель:

Читает т.4, ч. 4, стр.493- 495 «Наташа после смерти князя Андрея».

- Что же возрождает Наташу к жизни?

/Что же? Страдания её были велики. Она одинока. Соня, мама, отец – у них все как всегда. У неё нет ЕГО! Произошло непоправимое.

Но вот горе обрушилось на семью: погиб Петя, мальчик, который на войне играл в войну. Сначала Наташа не понимает чувств матери. Но кто ещё может помочь маме? Наташа её поддержка. Поддерживая мать, она и сама возрождалась к жизни.

«Любовь к матери показала ей, что сущность её жизни – любовь – ещё жива в ней. Проснулась любовь, и проснулась жизнь»,- пишет Толстой. Побеждает любовь к людям, стремление быть вместе с ними/.

- Наташа – русский характер? Русская душа?

- Соответствует ли она тем критериям, которыми оценивает своих героев Толстой?

Эпилог романа.

- Какой мы видим Наташу в семье?

/Пересказ ученицы/

III. Стадия рефлексии.

Обращаемся к эпиграфу: кто же прав: Толстой или критик, утверждавший Наташу в отсутствии стремления к эмансипации? /ребята высказываются/

- К чему же пришла героиня?

- Чего добилась в жизни?

/Наташа многое пережила. Душевные страдания, конечно, её изменили: она стала чувствовать глубже, они стали сдержаннее, и внешне изменилась. Женщина, которую мы видим перед собой в конце романа, безразлична к проблеме эмансипации. Но видим мы её в самый прекрасный момент её жизни, когда важнее ребенка нет ничего важнее. А её отношение к мужу? Не все понимала она в его деятельности. Но он для неё – самый лучший, самый честный, самый справедливый. Пьер занимается деятельностью, которая может вывести его на Сенатскую площадь. И мы не сомневаемся, что Наташа, бросив все, последует за ним и в Сибирь.

Учитель читает сочинения ребят, которые выполняли в качестве домашнего задания:

Юноши писали на тему: «Каков мой идеал женщины», а девушки – «В чем я вижу своё счастье?»

«Счастье уже в том, что живу… но любить и быть любимой – об этом любая девчонка мечтает…».

«Быть счастливой – это значит быть признанной в обществе, иметь много друзей, никогда не терять самообладания, верить в добро и справедливость и самому вокруг себя делать счастливыми людей…».

«Счастье- это иметь хорошую работу, …чтобы родные твои были всегда здоровы. Чтобы тебя любили… и понимали…».

«Счастье любой женщины состоит в благополучии семейной жизни. работа тогда будет увлекать, когда у тебя крепкий тыл и ты знаешь, во имя чего трудишься…».

«Счастье – быть удачливой во всем, преуспевающей. Если этого добиться, тогда и любовь, и уважение к этому приложатся…»

«Я не знаю, что такое счастье… Вот я встала - утро солнечное, мама слово ласковое сказала… мне хорошо-хорошо… хорошо, что живу, что меня любят и ценят…».

«Счастье женщины – в детях…».

«Идеал? Сейчас таких нет. Готовы с парней не слазить, образно выражаясь, всю жизнь сидеть и скрипеть: то не то, а это не так..».

«хочу, чтоб моя будущая жена была красивая не внешне, а внутренне. Была мне верна всегда. Любила меня, детей. Была хозяйственной, умела готовить, садить грядки, выращивать цветы, а обрабатывать я их буду. И чтоб работала и имела хорошее здоровье… ».

«Идеальная женщина – это та, для которой главное – дом, семья, в которой она создает уют, бережет семейный очаг. Верность, преданность и любовь должны царить в этой семье. Остальное – второстепенное…».

Учитель: Идеалы наши не совсем совпадают. Наташа другая, она жила в другое время. Но у неё можно поучиться умению делать добро, способности жить, любить, чувствовать красоту окружающего мира, быть верной женой и любящей матерью, растить достойных дочерей и сынов Отчизны.

Дома:

Сочинение – размышление «Почему Наташа Ростова – идеал Толстого?»



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Урок литературы в 10 классе. Тема: «Ум и деятельность»

    Урок
    Цели: 1. Обучающие: ввести учащихся в историческую эпоху в России начала ХIХ века; погрузить в атмосферу романа А. Н. Толстого; учить добывать знания из художественного текста с целью постижения особенностей психологического портрета
  2. Рабочая программа Алексеевой Е. М., 1-я категория по литературе в 10 классе Рассмотрено на заседании

    Рабочая программа
    Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стан­дарта среднего (полного) образования: базовый уровень (2004 год) и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В.
  3. Тематическое планирование уроков литературы в 10 классе (2)

    Урок
    1. Русская литературно-критическая и философская мысль второй половины 19 века. Расцвет реализма в литературе, живописи, музыке, театральном искусстве.
  4. Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 10 классе (2)

    Календарно-тематическое планирование
    Подготовить к уроку №2 мини-презентацию об одном представителе искусства 2-й пол.Х!Х в.( портрет, даты жизни, 2-3 наиболее значительные факта биографии, вклад в искусство) – не более чем на 7 мин.
  5. Тематическое планирование уроков литературы в 10 классе (3)

    Урок
    Классицизм, романтизм, ода, послание, лироэпическая поэма, байронизм, богоборчество, лирическая исповедь, кольцевая композиция, философская поэма, гротеск,

Другие похожие документы..