Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Актуальность: Одним из наиболее распространенных средств контроля в современном обучении иностранному языку считается тест. Сейчас эта тема наиболее ...полностью>>
'Автореферат'
Защита состоится «25» мая 2007 г. в 16.00 на заседании диссертационного совета Д 212.062.05 при Ивановском государственном университете по адресу: 15...полностью>>
'Документ'
Аналіз загибелі людей на водних об’єктах району у 2004 році показав, що грубі порушення правил охорони життя людей продовжують призводити до трагічни...полностью>>
'Сказка'
Вчера это случилось. Девушка двадцати шести лет, без особых примет, поменяла свою жизнь. И «поменяла» в данном случае значит именно «получила взамен п...полностью>>

Русская волшебная сказка как средство развития образного мышления детей младшего школьного возраста

Главная > Сказка
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Русская волшебная сказка

как средство развития образного мышления детей

младшего школьного возраста.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.

Глава 1. Теоретические основы влияния сказки на развитие мышления и личностного потенциала ребенка.

    1. История становления русской волшебной сказки

    2. Сила слова русской сказки

    3. Сказочные образы и их смысловое содержание

    4. Значение сказки в жизни детей

    5. Физиологические особенности детей младшего школьного возраста.

Глава 2. Русская волшебная сказка как средство развития образного мышления детей младшего школьного возраста.

2.1. Особенности работы со сказкой

2.2. Использование средств арт - терапии в работе со сказками

Глава 3. Экспериментальное исследование.

3.1. Организация исследования

3.2. Анализ результатов

3.3. мат. Методы.

Выводы

Заключение

Литература

Приложения

Введение

Сказку понимают все. Она беспрепятственно переходит все языковые границы от одного народа к другому и сохраняется в живом виде тысячелетиями. Это происходит потому, что сказка содержит вечные, неувядаемые ценности. Ярко отмечается поэтичность, задушевность, красота и глубокая правдивость сказки, веселость, жизненность, сверкающее остроумие, сочетание в ней детской наивности с глубокой мудростью и трезвым взглядом на жизнь. Сказка – это духовные богатства народной культуры, познавая которые ребенок познает сердцем родной народ.

Человек был и всегда останется сыном природы. Мир, окружающий ребенка, - это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Процесс познания окружающей действительности является ничем не заменимым эмоциональным стимулом мысли. Истина, в которой обобщаются предметы и явления окружающего мира, становятся личным убеждением детей при условии, что она одухотворяется яркими образами, оказывающими воздействие на чувства. Все это присутствует в сказке. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем.

Актуальность.

Большое распространение зарубежных сказок и мультфильмов заполонили мышление и восприятие наших детей. Возвращение к истокам, распространение русских волшебных сказок необходимо для всестороннего развития детей. Сегодня очень мало мамочек, которые читают русские сказки своим малышам. Наблюдается более конкретно-предметное мышление у детей, чем наглядно–образное. Конкретность и узость мышления накладывает определенный запрет на чувства детей. Необходимо развивать работу со сказками для развития образного мышления.

К сожалению, сейчас все больше внимания стали уделять интеллектуальному развитию, под интеллектуальностью, понимается, прежде всего, сумма знаний, умение анализировать, синтезировать и логически прогнозировать. Родители очень рано начинают учить своих детей, сообщать на их взгляд, полезную информацию, готовить к взрослой, материальной жизни. Разорванность мышления взрослых, вычленяющих из многообразного, жизненного потока отдельные, важные, по их мнению, факторы, приводит к однобокости развития детей, что часто проявляется в умении говорить и неумении делать, или наоборот, ребенок способен выполнить ту или иную операцию с предметами, но не может объяснить цель и результат своих действий. Другой пример - хорошо говорящий и активно действующий, мало эмоционален, жестокосердечен, эгоистичен.

Ребенку намного важнее развитие своей внутренней жизни, творчества, питание эмоциональной сферы, чувств. Между тем ребенок – это особый мир, постоянно меняющийся, склонный к самоусовершенствованию. Познание для него является важнейшим фактором развития и адаптации к окружающей среде. Сегодня много детей не находят правильного пути в жизни. Растет наркомания и преступность. В чем же причина такого ухода? Существует ряд причин, социальные, психологические, семейные, межличностные проблемы. Детям трудно, они ищут выход, но не находят. У детей порой нет детства, не успев родиться, одни оказываются заброшенными, других «заботливые» родители сразу начинают обучать писать, читать, считать и т.д. Все больше и больше детей остается не знакомыми с русской волшебной сказкой.

Благодаря русской волшебной сказке в бессознательном человека поступает «концентрат» жизненной мудрости и информация о духовном развитии человека. В сказках полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. Слушая сказки в детстве, человек накапливает в бессознательном некий символический «банк жизненных ситуаций». Этот «банк» может быть активирован в случае необходимости.

Очень важным является осознавание «сказочных уроков» в детстве, для успешного решения жизненных задач, будучи взрослыми.

Проблема.

Сказкотерапия – направление развивающееся. Много школ и детских садов используют в своей работе психологические сказки. Данная работа отличается от всеобщей практики сказкотерапии, тем, что использует только русские волшебные сказки, богатые своим энергитически емким, ровным полем, состоянием, а так же «концентратом» жизненной мудрости народа, накопленной тысячелетиями.

Цель.

Развитие образного мышления, и личностного потенциала ребенка через русскую волшебную сказку.

Объект: развитие образного мышления детей.

Предмет: влияние русской волшебной сказки на развитие образного мышления детей.

Задачи:

  1. Проанализировать теоретические и экспериментальные работы по теме исследования.

  2. Провести экспериментальное исследование, направленное на изучение влияния русской волшебной сказки на развитие образного мышления детей младшего школьного возраста.

  3. Разработать программу занятий по развитию образного мышления детей по средствам русских волшебных сказок.

  4. Обработать и проанализировать результаты эксперимента.

  5. Подготовить рекомендации.

Гипотеза.

Использование русских волшебных сказок позволили повысить уровень наглядно-образного мышления младших школьников.

В работе использовались следующие методы исследования:

- организационные: сравнительный (метод контрольных групп);

- эмпирические:

Литературы

  1. Аникин В.И. Русская народная сказка. – М., 1997. – 96 с.

  2. Азадовский М.К. История русской фольклористики. Т. 1. – М., 1963. – 247 с.

  3. Афанасьев А.М. Поэтические воззрения славян на природу. Т. 2. – М., 1960. – 352 с.

  4. Афанасьев А.Н. Народные русские сказки. – М.: «Правда», 1982. – 576 с.

  5. Белинский В.Г. Статьи о народной поэзии. Т. 5.– М., 1956. – 184 c.

  6. Библиотека русского фольклора. Советская Россия. 1 кн. Сост. Круглов Ю.Г. – М., 1988. – 293 с.

  7. Блэк М. Метафора. Теория метафоры. – М.: «Прогресс», – 1990. – 357 с.

  8. Благой Д.Д. История русской литературы 18 века. – М., 1995. – 314 с.

  9. Бородкин В.И. Психоэнергетика мышления. – М., 1997. – 268 с.

  10. Буслаев Ф.И. Исторические очерки русской народной словесности и искусства. Т. 1. – С-Пб., 1961. – 199 с.

  11. Вачков И.В. Сказкотерапия. – М.: «Ось-89», 2001. 226 с.

  12. Воловник Н.С. У истоков русского фольклора. – М., 1994. – 198 с.

  13. Демин В.Н. Геперборея. – М., 2000. – 245 с.

  14. Дубровинская Н.В. и др. Психофизиология ребенка. – С-Пб.: «Владос», 2000. – 401 с.

  15. Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные им самим для своих потомков. Т. 2. – М., 1931. – 284 с.

  16. Жемчужина народной мудрости. Сост. Трубельская Г.Н. – М.: Издательство АСТ, 2000. – 321 с.

  17. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – С-Пб.: ООО «Речь», 2001. – 310 с.

  18. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов-на-Дону, 1997. – 415 с.

  19. Зеньковский В.В. Психология детства. – Екатеринбург, 1995. – 465 с.

  20. Иванов Ю.Г. Учитель и ученик. – Самара: Сам ГПУ, 1999. – 243 с.

  21. Иванова А.А. Лад Земли. Т. 1.– Самара: Сам ГПУ «Тригла», 1999. – 298 с.

  22. Иванова А.А. Культура души. Ч. 1. Русский счет. – Самара: Сам ГПУ 2001. – 307 с.

  23. Иванов Ю.Г., Иванова А.А. Природное развитие ребенка. – Самара, 2000. – 348 с.

  24. Квач Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет. – М.: «Владос», 2001. – 410 с.

  25. Короткова Л.Д. Сказка – для светлого ума закваска. – М.: ООО «Элизетрейдинг», 2001. – 167 с.

  26. Кастомаров Н.И. Славянская мифология. – Киев: «Лебедь», 1994. – 457 с.

  27. Мерзляков А.Ф. Краткая риторика, или правила, относящиеся ко всем родом сочинений прозаических. – М., 1928. – 114 с.

  28. Миллер В.Ф. Всемирная сказка в культурно-историческом освещении. – М., 1894. – 366 с.

  29. Миролюбов Ю. Русский языческий фольклор. Очерки быта и нравов. – М., 1995. – 446 с.

  30. Никифоров А.Н. Сказка, ее бытование и носители. – М., 1930. – 269 с.

  31. Новиков Н.В. Образы восточнославянской волшебной сказки. – С-Пб., 1974. – 320 с.

  32. Новиков Н.В. Русская сказка в записях и публикации первой половины 19 века. – Л., 1961. – 370 с.

  33. Нагибина М.И., Горичева В.С. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. – М.: Академия развития, 1998. – 184 с.

  34. Персонажи славянской мифологии. Сост. Кононенко А.А. – Киев: «Косар», 1993. – 342 с.

  35. Пропп В.Я. Русская сказка. – М.: «Лабиринт», 2000. – 246 с.

  36. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – С-Пб., 1946. – 342 с.

  37. Пропп В.Я. Морфология сказки. – М., 1969. – 426 с.

  38. Потребня А.А. О мифическом значении некоторых образов и поверий. – М., 1965. – 336 с.

  39. Померанцева Э.В. Мифологические персонажи в русском фольклоре. – М., 1975. – 322 с.

  40. Померанцева Э.В. Судьба русской сказки. – М., 1965. – 167 с.

  41. Поль С., Брег. Система оздоровления. – С-Пб., 1999. – 277 с.

  42. Русские народные сказки. Т. 1. – М.: «Феникс», 1995. – 493 с.

  43. Рузина М.С., Афонькин С.Ю. Страна пальчиковых игр. – С-Пб.: «Кристалл», 1998. – 172 с.

  44. Семенова А. Исцеление словом. – С-Пб.: «Невский проспект», 2001. – 325 с.

  45. Семенова А. Хатха – йога. – С-Пб.: «Диля», 1999. – 289 с.

  46. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. – С-Пб.: ООО «Речь», 2002. – 350 с.

  47. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии. – М.: «Сфера», 2000. – 365 с.

  48. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика. – М., 2000. – 283 с.

  49. Сапроненков А.Н. П.К. Иванов. Труды. – М.: «Конон», 1992. – 326 с.

  50. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – М.: Педагогика, 1990. – 288 с.

  51. Тренинг по сказкотерапии. Сост. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. – С-Пб.: «Речь», 2000. – 312 с.

  52. Умом и сердцем. Сост. Монахов Н.И. – М., 1982. – 354 с.

  53. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Астрель. – М.: АСТ, 2001. – 240 с.

  54. Франц фон М.Л. Психология сказки. – С-Пб., 1998. – 432 с.

  55. Филиппова А.В. и др. Сказка как источник творчества. – М.: «Владос», 2001. – 269 с.

  56. Хван Ю. Как мысль превратить в чудо-лекарство. – М.: «Омега пресс», 2001. – 340 с.

  57. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. – С-Пб.: «Лань», 1998. – 356 с.

  58. Шейбнинг Д.О. Космогоническое значение русских сказок и былин. – М., 1962. – 322 с.

  59. Шестопалов С.В. Физические упражнения. – Ростов-на-Дону: «Проф –Пресс», 2001. – 203 с.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. 3 глава теоретические основы развития креативности у детей младшего школьного возраста на уроках музыки

    Урок
    Основной целью образования является подготовка подрастающего поколения к будущему. Творчество, креативность – это тот путь, который может эффективно реализовать эту цель.
  2. I. Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления на интегрированных уроках математики и трудового обучения

    Урок
    Глава III. Опытно-экспериментальная работа по развитию наглядно-действенного и наглядно-образного мышления младших школьников на интегрированных уроках математики и трудового обучения.
  3. Дидактическая игра на уроках обучения грамоте и русского языка

    Урок
    Вопрос о природе и сущности игры волновал и до сих пор продолжает привлекать внимание многих исследователей, таких как: Гальперин П.Я., В.Л.Данилова, Запорожец А.
  4. Детей дошкольного и младшего школьного возраста

    Реферат
    Материалы итогового семинара Московской городской экспериментальной площадки по теме: “Организация оздоровительно – воспитательной работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста”
  5. Основная образовательная программа начального общего образования муниципального образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа начального общего образования муниципального образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Редикорская начальная школа –

Другие похожие документы..