Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Реферат'
Требования к реферату: доклад –7-10 минут (можно сделать презентацию PowerPoint, можно не делать), письменная работа - 3-5 стр, каждая тема – 2 ученик...полностью>>
'Документ'
Понятие стратегического портфеля хозяйствующего субъекта базируется на понятии корпоративного портфеля, как совокупности относительно самостоятельных...полностью>>
'Автореферат'
Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Новосибирский государственный университет эконом...полностью>>
'Документ'
Про організацію роботи по формуванню та розвитку ринку земель, стан оціночної діяльності у Полтавському обласному головному управлінні земельних ресу...полностью>>

Методические рекомендации по внедрению в учебный процесс вуза системы зачетных единиц Работа выполнена в рамках проекта нфпк

Главная > Методические рекомендации #
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Федеральное агентство по образованию

Национальный фонд подготовки кадров

Южно-Уральский государственный университет

Самарский государственный университет

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по внедрению в учебный процесс вуза системы зачетных единиц

Работа выполнена в рамках проекта НФПК

«Обобщение опыта участия вузов Российской Федерации в реализации принципов Болонского процесса»

При использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна

2007 г.

СОДЕРЖАНИЕ

СПИСОК ИСПОЛНИТЕЛЕЙ

Фамилия, имя, отчество

Место работы, должность

1

Сидоров

Игорь Владимирович

ГОУ ВПО "Южно-Уральский государственный университет", начальник учебно-методического управления, доцент, к.т.н.

2

Каточков

Виктор Михайлович

ГОУ ВПО "Южно-Уральский государственный университет", декан факультета коммерции, доцент, д.э.н.

3

Сафронова

Маргарита Анатольевна

ГОУ ВПО "Южно-Уральский государственный университет", заместитель декана факультета коммерции, к. пед. н.

4

Нечаев

Алексей Владимирович

ГОУ ВПО "Самарский государственный университет", проректор по международным связям

5

Михейкина

Мария Васильевна

ГОУ ВПО "Самарский государственный университет", начальник отдела международных отношений

6

Проскурина

Анна Александровна

ГОУ ВПО "Самарский государственный университет", директор центра по развитию и управлению проектной деятельностью

Методические рекомендации по внедрению в учебный процесс вуза системы зачетных единиц

  1. Введение

Место в системе ВПО России, значение в развитии для образования в целом и для вуза в частности.

Введение системы зачетных единиц обусловлено потребностями модернизации российского высшего профессионального образования, применением новых технологий обучения, расширяющимся участием РФ в международных интеграционных процессах.

Применение системы зачетных единиц в учебном процессе вузов является инструментом академической мобильности студентов, используется в целях унификации количества и учета получаемого образования, упрощает признание результатов обучения студентов, расширяет возможности введения новых технологий обучения, направленных на его индивидуализацию.

Таким образом, основная цель внедрения системы зачетных единиц – обеспечение качественного, востребованного обществом образования, основанного на современных мировых трендах. Оно дает весомые преимущества всем участникам образовательного процесса – образовательным учреждениям, их студентам и преподавателям.

Внедрение системы зачетных единиц в учебный процесс вуза решает следующие задачи:

  • способствует повышению престижа и конкурентоспособности образовательного учреждения на российском и международном рынках образовательных услуг;

  • является инструментом обеспечения академической мобильности студентов и преподавателей;

  • повышает востребованность образовательных услуг образовательного учреждения за счет укрепления имиджа.

Студентам внедрение системы зачетных единиц дает возможность:

  • самостоятельно выстроить свою индивидуальную образовательную траекторию;

  • повысить свою роль в управлении учебным процессом в университете;

  • обеспечить реализацию академической мобильности;

  • выбрать интересующих преподавателей;

  • достичь признания диплома и применения его на следующих ступенях обучения.

Преподавателям внедрение системы зачетных единиц дает возможность:

  • повысить свою квалификацию и статус в преподавательской среде;

  • улучшить качество образовательного процесса;

  • обеспечивает реализацию академической мобильности преподавателей.

  1. Термины и определения

Академическое признание (Academic Recognition) – официальное подтверждение надлежащим органом или учреждением высшего образования академических квалификаций как показателя воз­можностей, приобретенных в ходе программы обучения или ее части. Это подтверждение может относиться к отдельному лицу либо включаться в со­глашение о признании между образовательными учреждениями или орга­нами. Обычно оно требуется в качестве базы для доступа к дальнейшему обучению (кумулятивное признание) либо как признание, допускающее не­которые изъятия из программы, предлагаемой принимающим учебным за­ведением (признание заменой, такое как в ECTS).

Балльно-рейтинговая система – система оценки знаний студентов, основанная на наборе и последующем суммировании баллов по всем видам учебной деятельности студентов в семестре.

Европейское приложение к диплому (Diploma supplement) – дополнение к официальному документу, определяющему присужденную квалификацию/степень. Оно предназначено для описания сущности, уровня, содержания и статуса обучения, пройденного и успешно завершенного обладателем квалификации/степени. Приложение базируется на модели, разработанной Европейской Комиссией, Советом Европы и ЮНЕСКО/СЕПЕС. Оно способствует международной прозрачности и академическому/профессиональному признанию квалификаций.

ECTS (European Credit Transfer System) – европейская система накопления и трансфера кредитов, созданная для удобства обучающихся, базирующаяся на оценке трудоемкости учебной работы студента, необходимой для достижения целей обучения по образовательной программе. Система служит для повышения прозрачности систем образования и способствует мобильности студентов в Европе посредством накопления и перевода кредитов.

Интерактивная среда (Interactive Media) – средства, обеспечивающие двусторонне взаимодействие или обмен информацией.

Информационно-коммуникационные технологии в обучении (ICT

Teaching) - преподавание/получение знаний/обучение средствами информа­ционных и коммуникационных технологий. Обычно имеет место в среде электронного обучения.

Итоговая рейтинговая оценка – средневзвешенная сумма баллов, накопленная студентом за весь период обучения и учитывающая результаты всех видов учебной деятельности студента при освоении им основной образовательной программы.

Кафедра – держатель учебного плана – кафедра университета, обеспечивающая разработку и реализацию образовательной программы по утвержденным учебным планам направления (специальности).

Качество в высшем образовании (Quality in higher education) – степень, в которой данный курс, преподавательская деятельность, а также средства и возможности поставщика, помогают студентам в дос­тижении значимых целей обучения.

Квалификация (Qualification) - общий термин, обозначающий степень, диплом или другой доку­мент, которые удостоверяют успешное завершение программы обучения и присваиваются или выдаются в соответствии со стандартом, установ­ленным учреждением образования для конкретной области обучения.

Квалификация высшего образования (Higher Education Qualification) – любая степень, диплом или другой документ, выданный надлежащим органом и удостоверяющий успешное завершение программы высшего об­разования.

Квалификация, обеспечивающая доступ к высшему образованию (Qualification giving access to higher education) - документ, выданный надлежащим органом и удостоверяющий успешное завершение образовательной программы, который дает обладателю право на поступление в учреждение высшего образования.

Компетенция (Competence) – широкая концепция, которая воплощает способность индивида пе­реносить навыки и знания в конкретные ситуации.

Кредит (зачетная единица) – числовой способ выражения объема и уровня знаний, основанный на достижении результатов обучения, присваиваемый отдельной учебной дисциплине и определяющий ее вклад в общую нагрузку студентов.

Обучение (Learning) – процесс приобретения знаний, навыков и позиции через опыт, рефлексию, получение образования и/или прохождение обучения.

Обучение в течение всей жизни (Lifelong Learning) – вся учебная деятельность, осуществляемая на протяжении жизни с це­лью совершенствовании знаний, навыков и компетенций с точки зрения лич­ной, гражданской, социальной перспективы и перспектив трудоустройства.

Рейтинг-лист – список студентов, составленный по убыванию их рейтинговой оценки и определяющий успешность работы данного студента в сравнении с однокурсниками в рамках одного направления (специальности).

Рейтинг студента – место, занимаемое студентом в рейтинг-листе.

Рейтинговая оценка по произвольной выборке дисциплин – сумма баллов, рассчитываемая с учетом относительной трудоемкости каждой из дисциплин, выраженной в кредитах. В состав выборки могут входить: все или часть дисциплин одного семестра; дисциплины за несколько семестров; дисциплины определенного цикла образовательной программы и др.

Профессиональная квалификация (Professional Qualification) – совокупность требований, необходимых для получения доступа к не­которой профессии, особенно, к регламентированной.

Рейтинговый балл по дисциплине – сумма баллов по всем видам занятий по дисциплине (текущий контроль) и экзамену.

Семестровая рейтинговая оценка – определяется по окончании семестра на основе итоговых рейтинговых оценок, полученных студентом по отдельным учебным дисциплинам, курсовым проектам (работам), практике и т. п. с учетом их общей трудоемкости, предусмотренной учебным планом данного семестра.

Сервисная кафедра – кафедра университета, ответственная за подготовку студента по отдельным учебным дисциплинам, в рамках утвержденного учебного плана по направлению (специальности).

Соглашение об обучении (Learning agreement) - документ, требующийся для мобильных студентов или студентов, уча­ствующих в программе Erasmus. Соглашение заключается между тремя уча­ствующими сторонами (вузом обучения, принимающим вузом и студентом) и определяет задачи, поставленные перед студентом на период обучения за рубежом.

Текущий контроль – совокупность процедур контроля и оценивания знаний студентов по различным видам занятий в рамках учебной дисциплины в течение семестра.

Эквивалентность (Equivalence) – признание организацией / надлежащим органом того, что курсовая единица, программа обучения или степени, присуждаемые различными Учреждениями высшего образования, являются эквивалентными. Если эквивалентность не считается полной, то ее часто квалифицируют как существенную эквивалентность.

  1. Документальное обеспечение

  1. Решение ученого совета вуза о переходе на систему зачетных единиц, содержащее перечень специальностей и направлений подготовки, а также факультетов, участвующих в инновационной деятельности.

  2. Приказ ректора вуза о переходе на систему зачетных единиц с указанием факультета-площадки для проведения эксперимента и специальностей (направлений подготовки), сроков внедрения инноваций, лиц, осуществляющих общее руководство, подготовку и проведение инноваций.

  3. Распоряжение о создании рабочей группы по внедрению в учебный процесс системы зачетных единиц, содержащее состав группы.

  4. План-график факультета-площадки проведения эксперимента по переходу на систему зачетных единиц, с указанием наименования мероприятий, сроков исполнения и ответственных за исполнение мероприятий.

  5. Положение об организации учебного процесса с использованием кредитно-модульной системы. Положение отражает порядок планирования учебного процесса, принципы построения учебных планов, порядок составления индивидуальных учебных планов студентов, требования к составу учебно-методического комплекса дисциплины, особенности организации учебного процесса, функциональные обязанности академических консультантов (тьюторов).

  6. Положение о балльно-рейтинговой системе оценки деятельности студентов (приложение 2).

  7. Положение об организации самостоятельной работы студентов в рамках внедрения кредитно-модульной системы в учебный процесс вуза (приложение 3).

  8. Методика расчета трудоемкости основных образовательных программ высшего профессионального образования в зачетных единицах (приложение 4).

  9. Приказ ректора о введение в действие разработанных в университете нормативных документов с указанием сроков и ответственных за применение.

  10. Распоряжение декана факультета – базовой площадки эксперимента о назначении службы академических консультантов (тьюторов), с указанием фамилий, направлений подготовки, сроков исполнения.

  11. Распоряжение декана о создании методической комиссии по реализации системы зачетных единиц, с указанием состава комиссии, задач, стоящих перед комиссией, сроков деятельности.

  12. Инструкции, содержащие порядок ведения учебного процесса и меру ответственности за его нарушение (например, за несвоевременное проведение контрольных мероприятий, нарушение графиков текущего контроля и т.п.).

4. Инфраструктурное обеспечение

Реализация инновационных проектов, построенных на внедрении пилотных программ в рамках общеуниверситетских задач, предполагает специальную иерархическую систему управления, базирующуюся на матричном принципе (включения пилотных проектов в реализацию системных задач).

Согласно матричному принципу, общее руководство проектом и решение университетских задач осуществляет ректор университета, а непосредственное руководство – проректор. Исходя из размеров стоящих пред университетом задач и накопленного другими вузами страны опыта реализации принципов Болонской декларации, целесообразным является введение в структуру вуза должности проректора по инновационному развитию.

Для координации действий административных служб и научно-образовательных подразделений, принимающих участие в проекте, вводится централизованная структура – Управление инновационного развития. За реализацию системных проектов при этом отвечают централизованные структуры –служба академической политики, управление научных исследований и другие.

Руководство пилотными проектами также основано на программном принципе управления. Реализация каждого проекта сопровождается рабочей группой во главе с ответственным исполнителем. Общее руководство пилотными проектами, как правило, осуществляется деканами профильных факультетов.

В ходе реализации формируется орган управления каждой инновационной программой, в который входят ответственные лица всех заинтересованных структурных подразделений и отделов вуза.

Управление инновационного развития содержит в себе, как правило, три службы: службу внедрения инноваций, службу управления качеством, службу маркетинга. В состав службы внедрения инноваций, как правило, включается отдел академической мобильности.

Отдел академической мобильности создается с целью организационного и консультационного сопровождения обменов, стажировок, иных форм академической мобильности студентов и аспирантов вуза, а также студентов, аспирантов и преподавателей университетов – партнеров ЮУрГУ по программам обменов.

Основными задачами отдела академической мобильности являются:

    • развитие институционального партнерства с ведущими университетами зарубежных стран;

    • организационное обеспечение контактов руководства с университетами, исследовательскими центрами, фондами и соответствующими государственными структурами зарубежных стран;

    • разработка и реализация программ академической мобильности профессорско-преподавательского состава;

    • анализ и оценка эффективности действующих программ и поиск новых партнеров;

    • информирование студентов о поступающих предложениях и возможностях осуществления академической мобильности, консультирование на стадии подготовки документов и подачи заявок;

    • разработка регламентов и организация процесса отбора студентов на участие в программах обмена;

    • взаимодействие с выехавшими на обучение и стажировку студентами и принимающими университетами;

    • организационное сопровождение приезжающих по обмену иностранных студентов и аспирантов (учебный процесс, бытовые вопросы) и помощь факультетам в организации приезда преподавателей;

    • организация конкурсов на стипендии и гранты зарубежных и российских спонсоров, связанных с поддержкой международной мобильности;

    • участие в организации научно-практических конференций, выставок, семинаров по вопросам международного сотрудничества в сфере международной мобильности студентов и аспирантов, а также ППС, организуемых вузом.

Взаимодействие службы академической мобильности с другими структурными подразделениями вуза (планово-финансовым управлением, управлением бухгалтерского учета, юридическим отделом, учебно-методическим управлением, управлением делами, факультетами и др.) определяется задачами и функциями данной службы.

Управление службы академической мобильности взаимодействует: с учебно-методическими службами при подготовке материалов для лицензирования, аттестации и аккредитации совместных программ, утверждении председателей совместных аттестационных комиссий; со службами международных связей при содержательной подготовке и проведении презентаций, конференций, других публичных мероприятий в ходе и в рамках программ международного сотрудничества, направленных на развитие международных академических обменов и мобильности.

5. Кадровое обеспечение

Управление инновационного развития возглавляет начальник, в подчинении которого находятся:

    1. руководитель службы внедрения инноваций;

    2. руководитель службы качества;

    3. руководитель службы маркетинга.

Начальник управления координирует деятельность служб управления, взаимодействует с другими управлениями и службами вуза в зависимости от решаемых задач.

Руководителю службы внедрения инноваций подчиняется начальник отдела академической мобильности и начальник отдела международных связей.

В рамках интеграции в европейское образовательное пространство предъявляются особые требования к подготовке профессорско-преподавательского состава. Особого внимания при этом заслуживает повышение квалификации преподавателей. Оно может проходить в следующих формах:

    • обучение в аспирантуре и докторантуре, защита кандидатских и докторских диссертаций;

    • обучение в ИППК;

    • стажировка в российских и зарубежных вузах;

    • ежегодное участие в семинарах Минобразования и УМО;

    • ежегодное участие в международных, всероссийских, межвузовских, внутривузовских конференциях с докладами;

    • участие в конкурсах грантов (ежегодно, по мере объявления конкурса);

    • написание статей в сборники научных трудов и издание монографий, учебников, учебных пособий, информационных пакетов учебных дисциплин (ежегодно).

Комплексная деятельность по проведению НИР может быть реализована в следующих основных формах:

    • укрепление и развитие научной школы в областях деятельности вуза;

    • развитие прикладных научно-исследовательских работ по профилю факультета;

    • организация совместных исследований с профессиональными общественными организациями;

    • организация совместных исследований с зарубежными партнерами.

Становление и развитие системы НИР со студентами, аспирантами и молодыми учеными предполагает:

    • обращение к Российской и зарубежной системам грантовой поддержки научной работы молодежи (в частности, к конкурсам на исследование и разработку научных задач по важным, актуальным направлениям развития отечественной и мировой науки);

    • участие в общероссийских научных мероприятиях студентов, аспирантов и молодых ученых (например, на базе российской молодежной научно-социальной программы «Шаг в будущее»), в ведущих научных мероприятиях Российской академии наук и высших учебных заведений;

    • участие в работе с научной молодежью, проводимой на общероссийском и федеральном уровнях;

    • обеспечение социальной поддержки научной деятельности студентов и аспирантов: научные командировки, стажировки, научная периодика и литература;

    • подготовка и проведение ежегодных студенческих научных конференций;

    • подготовка студентов к международным, всероссийским, региональным и городским олимпиадам, фестивалям и конкурсам научных и творческих работ; проведение всероссийских и региональных конкурсов выпускных квалификационных работ и олимпиад на базе университета и факультета;

    • написание научных статей в соавторстве со студентами;

    • привлечение студентов к написанию и изданию научно-методических пособий;

    • развитие информационной культуры студентов путем вовлечения их в информационную и научно-исследовательскую деятельность.

Как уже было отмечено, для эффективного внедрения в учебный процесс вуза системы зачетных единиц и балльно-рейтинговой оценки деятельности студентов необходимо разработать и применять в работе интерактивный учебный портал факультета – базовой площадки эксперимента. Он должен быть неразрывно связан с системой электронного документооборота вуза. Пользователями портала могут быть студенты, преподаватели, тьюторы, работники учебной части факультета и учебно-методического управления вуза. Данный портал поможет пользователям выполнять следующие функции:

    • ведение личных карточек студентов, с сохранением в базе данных электронного варианта фотографии;

    • формирование списков академических групп;

    • ввод сведений о преподавателях и тьюторах;

    • ввод учебных планов специальностей и направлений подготовки;

    • ввод рабочих программ дисциплин, их аннотаций, всего информационного пакета дисциплины;

    • формирование студентами индивидуального учебного плана;

    • ввод и корректировка графиков текущего контроля по каждой дисциплине учебного плана направления подготовки;

    • внесение преподавателями результатов контрольных мероприятий;

    • подготовку ведомостей для промежуточных и итоговых аттестаций;

    • автоматический подсчет баллов на конкретную дату текущего семестра обучения;

    • внесение преподавателями результатов итогового контроля по дисциплинам;

    • автоматическое формирование рейтинга успеваемости студента по дисциплинам, семестрового рейтинга студента, рейтинга по итогам прошедших периодов обучения, рейтинга по произвольной выборке дисциплин.

Для работы в портале факультету – базовой площадке внедрения кредитно-модульной системы необходимо организовать специализированный кабинет, оснащенный всем необходимым оборудованием, обеспечивающим пользователям доступ и работу в интерактивном режиме. Ответственность за бесперебойную работу учебного портала должен нести информационно-вычислительный (компьютерный) центр вуза.

Исполнение преподавателями графиков текущих консультаций, своевременность занесения преподавателями результатов контрольных мероприятий, соблюдение графиков текущего контроля, проставление результатов итогового контроля отслеживает учебный отдел университета (факультета).

За наличием информационного пакета каждой дисциплины учебного плана, своевременным формированием студентами индивидуальных учебных планов, контролирует успеваемость студентов следит тьютор.

Оперативный контроль за ходом реализации эксперимента осуществляет заместитель декана по инновационному развитию факультета.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Федеральное агентство по образованию Национальный фонд подготовки кадров Российский университет дружбы народов кейс и методические рекомендации внедрение в вузе системы зачетных единиц (по типу ects): опыт Российского университета дружбы народов

    Методические рекомендации
    Работа выполнена сотрудниками РУДН в рамках проекта НФПК «Обобщение опыта участия вузов Российской Федерации в реализации принципов Болонского процесса»
  2. Программа развития (бизнес-план) цдп трту в рамках проекта нфпк «развитие образовательных учреждений, ведущих заочную учебную работу со школьниками»

    Программа
    Полное название – Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Таганрогский государственный радиотехнический университет.
  3. Рекомендации по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся 98

    Документ
    "Рекомендации по развитию сети общеобразовательных учреждений, создающих возможности выбора профиля обучения для учащихся старших классов, обеспеченного необходимым оборудованием и высококвалифицированными кадрами для качественной
  4. Отчет о результатах самообследования физико-технического факультета по состоянию на 01. 06. 2008 года

    Публичный отчет
    5.5 Результаты опросов общественного мнения студентов, преподавателей, потенциальных работодателей о качестве предоставляемых образовательных услуг, организации учебного процесса,
  5. Образовательные программы федеральное агентство по образованию итоговый отчет

    Публичный отчет
    Отчет отражает основные результаты выполнения инновационной образовательной программы в 2007-2008 годах, качественную и количественную характеристику этих результатов и их аналитическое осмысление в динамике развития университета

Другие похожие документы..