Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа курса'
Программа курса дополнительного образования по профилю “Геология и элементы других естественных наук” (“Земля и небо”) предназначена для преподавания...полностью>>
'Документ'
Сьогодні стало очевидним, що підприємництво відіграє важливу роль у суспільному розвитку країни. Іншими словами – це рушійна сила української економі...полностью>>
'Документ'
Всероссийская научная школа «Информационно-телекоммуникационные системы и управление» проводится в рамках реализации государственного контракта Ворон...полностью>>
'Документ'
Детальное описание финансового состояния на начало проекта: запасы, готовая продукция, структура дебиторской и кредиторской задолженности, структура ...полностью>>

Учебное пособие одесский национальный университет имени И. И. Мечникова 2010 ббк 83. 3(2=Рус) М

Главная > Учебное пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ОДЕССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
имени И.И. МЕЧНИКОВА

Филологический факультет

Кафедра мировой литературы

В.Б. Мусий

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 1801 – 1855 гг.

Учебное пособие

ОДЕССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
имени И.И. МЕЧНИКОВА

2010

ББК 83.3(2=Рус)

М
УДК 821.161.1(091)(075.8)

Учебное пособие создано на основе лекционного курса, который читается студентам филологического факультета специальности «русский язык и литература». 1801-1855 годы представлены в нем как звено литературного процесса, тот этап развития русской словесности, когда осуществился ее переход от риторичности к литературе эстетического типа. Основное внимание уделено формированию и развитию в русской литературе предромантизма, романтизма и реализма. В контексте этой динамики рассматриваются закономерности развития творчества отдельных писателей, особенности художественной манеры каждого из них.

Пособие адресовано студентам гуманитарных специальностей, оно может быть использовано и преподавателями курса мировой литературы в средних школах.

Рецензенты:

Н.М. Раковская,
к.ф.н., доцент, зав.кафедрой мировой литературы

Д.С. Чернявская,
к.ф.н., доцент кафедры теории литературы и компаративистики

Т.Н. Шевченко,
к.ф.н., доцент кафедры журналистики

Рекомендовано к печати
Ученым советом филологического факультета.
Протокол № 4 от 18 февраля 2010 года

© В.Б. Мусий, 2010

© Одесский национальный университет имени И.И. Мечникова, 2010

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие......................................................................................................................................4

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОЦЕССА
ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА..................................................................................................5

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1801 – 1825 гг....................................................................................................................................13

Предромантизм в русской литературе.......................................................................................16

Творчество К.Н. Батюшкова............................................................................................................22

Поэзия Д.В. Давыдова......................................................................................................................24

Поэтические произведения П.А. Вяземского................................................................................27

Вопросы к контрольной работе по теме «Предромантизм в русской литературе»....................29

Романтизм в русской литературе................................................................................................30

Поэзия В.А. Жуковского..................................................................................................................34

Поэзия К.Ф. Рылеева........................................................................................................................39

Формирование в русской литературе
критического реализма
.................................................................................................................43

Поэтика басен И.А. Крылова...........................................................................................................46

Творческий путь А.С. Грибоедова. Комедия «Горе от ума»........................................................53

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1825 – 1842 гг....................................................................................................................................58

Творчество основоположника русской литературы

А.С. Пушкина ..................................................................................................................................60

Вопросы к коллоквиуму по творчеству А.С.Пушкина.................................................................92

Творчество Н.В. Гоголя...................................................................................................................93

Творчество М.Ю. Лермонтова......................................................................................................105

Лирика А.В. Кольцова....................................................................................................................116

Поэзия Е.А. Баратынского.............................................................................................................120

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1842 - 1855 гг. .................................................................................................................................124

Полемика славянофилов и западников........................................................................................124

Натуральная школа.........................................................................................................................125

Поэзия Н.П. Огарева.......................................................................................................................127

Литературная деятельность А.И. Герцена. Жанровые особенности «Былого и дум».............131

Вопросы для самопроверки...........................................................................................................135

Список литературы для чтения, справочная и научная литература..........................................136

Предметный указатель...................................................................................................................139

Именной указатель.........................................................................................................................141

Библиография..................................................................................................................................143

ПРЕДИСЛОВИЕ

Курс истории литературы является профилирующим при подготовке студентов-филологов. Изучение литературы позволяет студентам осмыслить процесс идейного развития общества, особенности динамики культуры, духовные ценности отдельной нации и всего человечества. Учитывая, что с XIX века начинается процесс формирования мировой литературы, этот курс демонстрирует связи русских писателей с другими литературами, помогает выявить те особенности национальной ментальности, выразившиеся в их произведениях, которые оказали влияние на тип культурно-художественного сознания, позволяет судить о постепенном обретении русской литературой достойного места в рамках литературы мировой. Чтение произведений литературы, как искусства словесности, способствует формированию нравственных и эстетических приоритетов, духовному развитию индивидуальности.

Основные задачи курса – ознакомление студентов с закономерностями процесса становления русской литературы как литературы художественной, направлениями взаимодействия литературных школ, течений, художественных систем, которые сложились в это время в литературе, а также особенностями индивидуальной творческой системы каждого автора. Студенты должны овладеть навыками анализа художественного произведения: его поэтики, лексико-семантических особенностей, путей выражения в нем авторской модели мира, авторского идеала; научиться понимать смысл каждого отдельного произведения как частицы общелитературного и общекультурного процесса.

Предлагаемое учебное пособие включает в себя изложение теоретического материала, необходимого студентам для усвоения основных положений курса, а также задания для самостоятельной работы, позволяющие сосредоточить внимание на текстах художественных произведений и применить знание теории вопроса.

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОЦЕССА

ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

Главной особенностью русской литературы первой половины XIX века стало обретение ею художественности. Это означало преодоление назидательности и риторичности, свойственных литературе XVIII века, и выдвижение на первый план такой эстетической категории, как красота.

В современной науке выработан ряд концепций развития мировой литературы. Рассмотрим некоторые из них.

Самсон Наумович Бройтман выделяет три эпохи в процессе развития мировой литературы и культуры. При этом он исходит преимущественно из постепенного изменения понимания слова на разных этапах существования человечества. Первую эпоху он обозначает как эпоху синкретизма. Она охватывает развитие человечества от предыскусства до античности. Опираясь на труды А.Н. Веселовского, С.Н. Бройтман определяет содержание понятия «синкретизм» как выражение свойственного архаическому сознанию целостного взгляда на мир. Такое сознание еще не осложнено отвлеченным, дифференцирующим и рефлективным мышлением. Вторую большую стадию в мировой культуре он определяет как эпоху эйдетической поэтики. Этой поэтике свойственны нормативность, риторичность. Она длилась до середины XVIII века в Европе и до начала ХХ века на Востоке. В это время в Европе вырабатываются аналитические процедуры мышления, создаются формальная логика и риторика, складываются новая философия слова и новые принципы образного сознания. Слово перестает восприниматься как нечто субстанциальное, имеющее прямой и буквальный смысл. Раньше, в эпоху синкретизма, идеальное (слово, которое называет что-то, является именем чего-то или кого-то) и реальное (то или же тот, кого называет это слово) были тождественны. Теперь слово перестает восприниматься как действительность и уже не совпадает с ней. Оно понимается как необходимый посредник между человеком и Божьим миром. В силу подобного статуса, пишет С.Н. Бройтман, слово не принадлежит автору или герою, оно преднаходится ими, задано божественным актом, культивировано культурой и, как принято говорить, дано автору готовым. Определение ученым этой эпохи поэтики как эйдетической призвано подчеркнуть ее главную особенность: сращенность образно-понятийных начал (эйдос – одновременно и образ, и идея), то есть эта эпоха пока не знает ни «чистого» образа, ни «чистого» понятия. Автор произведения не только изображает, но и считает необходимым растолковать свое создание, таким образом, инициатива принадлежит авторскому слову, а слово героя либо слабо индивидуализировано, либо пронизано подавляющей его авторской активностью. В связи с этим С.Н. Бройтман пишет о наличии в любом произведении этой эпохи всезнающего автора, обладающего по отношению к герою авторитетной и бесспорной позицией вненаходимости, с которой он может завершить и объективировать свое созидание.

Третья эпоха в развитии мировой литературы определена С.Н. Бройтманом как эпоха художественной модальности. Другие ее определения - «неканоническая», «индивидуально-творческая». Ее начало – середина XVIII века в странах Европы и начало ХХ века на Востоке. Длится она по сегодняшний день. Поэтическую модальность ученый характеризует следующим образом: «специфически художественное отношение слова к действительности, при котором слово не может быть сведено ни к эмпирически-бытовому, ни к условно-поэтическому, ни к субстанциально-мифологическому смыслам, а выступает как принципиально вероятностная, но эстетически реализованная мера». Перемены в понимании человека, убеждение в самоценности личности, ее неповторимости ведет к формированию эстетической установки на оригинальность художественного решения; формируется новое рефлексивное отношение ко всем заданным моделям миропонимания и поведения; образ обретает свою собственную содержательность; литература переориентируется с внешних и публичных пластов сознания на индивидуально-глубинные. Если художник в эйдетическую эпоху исходил из завершенности творческого акта в прошлом и в связи с этим с выработанностью раз и навсегда идеальной меры, поэтика художественной модальности, по словам С.Н. Бройтмана, исходит из того, что творческий акт все еще длится и сама мера его не дана в готовом виде – она рождается и оформляется в самом процессе становления мировой целокупности. Мысль, пишет он, «не предшествует своему выражению, а рождается в его процессе». Слово в литературе художественной модальности не только передает смысл, но и становится средством изображения. Происходит деканонизация системы жанров. «Исторически сложившиеся жанры, - пишет Бройтман, - становятся художественными языками разных типов сознания и тем самым вторично разыгрываются, открывая широкую смысловую перспективу».

Из постепенного изменения понимания слова как фактора, определившего динамику культуры, исходит в своем описании трансформации русской словесной культуры XI-XX веков как единого исторического сюжета и Мария Николаевна Виролайнен. Этот «исторический сюжет» заключается, по ее мнению, в истории размежевания и сближений слова сакрального и слова профанного. При этом слово рассматривается ею как подобие и логоса, и космоса. Исходя из логосного, софийного понимания слова и основываясь на тезисе о подобии слова и космоса, исследовательница различает и обозначает три уровня «культурного космоса»: уровень канона, уровень парадигмы и уровень непосредственного бытия. «После их выделения, - пишет она, - как внутри слова, так и внутри космоса остается еще один уровень собственно словесной реальности, понимаемой уже не в логосном, а в более узком смысле: как ее текстовая актуализация. Этот четвертый уровень мы будем называть уровнем слова». Далее М.Н. Виролайнен описывает наиболее существенные для последующего изложения качества канона и парадигмы. Канон представляет собой принцип регуляции законов и устройства культурного космоса, «нигде непосредственно не воплощаясь, не поддаваясь ни позитивному описанию, ни прямому называнию, он проявляется во всем, организуя и упорядочивая активные проявления культурной жизни». Канон не имеет автора. Все, через кого он реализуется (народный певец, священник, царь…), - «все они лишь проводники канона, лишь посредники между ним и действительностью – но никогда не творцы его». Парадигма также необходима для осуществления законов миропорядка. Но осуществляет она свое назначение не так, как канон. Парадигма воплощена, существует как наличность, как предъявленный образец. Она может иметь текстуальное или изобразительное выражение. Примерами парадигмальных образований являются нормативные поэтики.

Основываясь на предложенной ею системе различений, М.Н. Виролайнен выделяет такие четыре эпохи в русской истории и русской словесности: «эпоху канона, в которой слово взаимодействует с тремя названными здесь уровнями (это эпоха, условно говоря, «средневековая»); эпоху парадигмальной культуры, в которой взаимодействие с каноном редуцируется, практически отменяется, и слово оказывается сопряженным лишь с двумя уровнями: парадигмы и непосредственного бытия (парадигмальная культура начинает складываться в XVII веке и завершает свое развитие в начале XIX века); эпоху двухуровневую, когда слово и непосредственное бытие взаимодействуют только друг с другом (в своем классическом выражении она существует на протяжении всего XIX столетия) и эпоху одноуровневую, в которой каждый из названных здесь уровней начинает тяготеть к форме непосредственного бытия – это культурная эпоха, переход к которой, как кажется, происходит сейчас, хотя ее наступление назревало еще в начале ХХ века, но тогда было искусственно прервано». Интересующая нас первая половина XIX века связывается М.Н. Виролайнен, таким образом, с переходом от эпохи парадигмальной культуры к эпохе двухуровневой культуры. Смысл перехода исследовательница определяет как «интериоризацию парадигмы». В силу своей замкнутости, характеризует М.Н. Виролайнен этот процесс, «парадигмальная культура не могла долго удерживать собственные позиции. Космос нуждается во взаимодействии с хаосом, упорядоченное должно совершать постоянный обмен с зоной неупорядоченного. Чем прочнее замыкались границы парадигмального космоса, тем более неотвратимым становилось возникновение соответствующего контррегламентирующего компенсаторного механизма. Этот механизм начал действовать в рамках сентиментализма и романтизма. Жестко проведенные классицизмом границы стирались и заменялись новыми границами, имеющими уже другую природу. Так возникало различение частного и государственного, «внешнего» и «внутреннего» человека. Существенно, что это не было открытием «внутреннего» человека, этим понятием оперировала и древнерусская культура, а классицизм, собственно, только «внутренним» человеком и интересовался. Но классицизм отождествлял его с человеком «внешним», не видел между ними различия, в то время как пришедшие ему на смену духовные течения провели между ними черту, установили границу, которая в XIX веке была осмыслена как чрезвычайно напряженная конфликтная зона»

Понимая литературный процесс как необратимое, направленное, закономерное изменение художественно-литературного сознания, свойств и функций литературных произведений, состава литературы, вследствие которого литература переходит из одного своего качественного состояния в другое, а также то, что эстетическое всегда проявлялось в словесности, но на одном этапе ее истории – в форме риторичности, а на другом – в форме художественности, Евгений Михайлович Черноиваненко предлагает различать литературу XI - середины XVII вв. как литературу религиозно-риторического типа; русскую литературу второй половины XVII – второй трети XIX века как светско-риторическую; и, наконец, заключает исследователь, начинается стадия литературы эстетического типа. Таким образом, в основу изучения процесса развития системы искусств этот ученый кладет такую категорию, как тип художественного сознания. Каждая большая эпоха, пишет он, обладает своим типом художественного сознания, который порождается своеобразным общественным бытием и социально-философским мышлением этой эпохи. Содержание категории «тип художественно-литературного сознания» определяется им следующим образом: «свойственная определенной исторической эпохе система представлений о соотношении этического и эстетического начал, о функциях литературы в жизни общества и человека, составе литературы, ее специфике в ряду других форм общественного сознания и других видов искусства, об отношении литературы к фольклору, о специфике литературного творчества и природе слова». Итак, согласно концепции Е.М. Черноиваненко, начало XIX века – это период, когда русская литература из состояния риторичности переходила в состояние художественности. Для риторичности свойственны рационализм, в основе которого лежит объяснение всякого частного общим; концепция слова как «готового», заданного, уместного для данной языковой ситуации; традиционализм; нормативность как ориентация на систему правил, норм, кодифицированную в специальных трактатах по литературной теории; представление о литературном труде как ремесленном умении, основанном на знании правил и владении литературной технологией; моральность слова, словесного произведения и словесного творчества. В произведении эпохи художественности, эстетического типа, подчеркивает ученый, «продуцируются преимущественно эстетические ценности, а если оно содержит также и внеэстетические ценности, то они обязательно эстетизируются, приобретают эстетическое измерение». Главной функцией литературы эпохи художественности становится моделирование действительности, а литературное произведение становится прежде всего художественным миром; разрушается «фундамент» риторической литературы – «готовое» слово: оно заменяется «точным». Открывается возможность для диффузии жанров. Идея не выражается непосредственно в тексте, как это свойственно литературе риторического типа, а воплощается в образной системе. Осознается двойственность природы автора, «который по отношению к реальной действительности является конкретной «биографической» личностью со своим мироощущением, мировоззрением, преимущественно этическими реакциями, а по отношению к создаваемой им художественной действительности является творческим началом».

На принципиальную новизну, по сравнению со средневековой литературой, в понимании авторства в эпоху художественности обращает внимание и другой ученый, также представляющий одесскую школу в литературоведении, Александр Васильевич Александров. «Авторское сознание в художественной литературе нового времени, - подчеркивает он, - моделирует мир по-другому. Это не одно, а два и более творческих сознаний, объединенных позицией «эстетической вненаходимости», о которой писал М.М. Бахтин. Именно она, а не Бог как источник смысла, является здесь точкой схождения. Между этой точкой схождения и образным миром существуют не только семантические, но и пространственно-временные связи. Автор вступает в диалог с героем, поскольку имеет возможность вхождения в его ценностно-смысловой, временной и пространственный мир, отличный от своего. Данный тип структуры авторского сознания следует определить как синхронический».

Все приведенные выше высказывания ученых помогают понять, насколько сложный характер для русской литературы имела эпоха первой половины XIX века. Это было время перехода от риторичности к художественности. Менялось понимание авторства, художественного слова, направленности и сути художественного произведения. Но произошло это не сразу. К примеру, в 1809 году В.А. Жуковский пишет статью «О нравственной пользе поэзии». В ней он различает эстетическую и моральную оценку, исходит из независимости литературы от дидактики. Поэт, по его мнению, «существенною моральною красотою занимается … столь же мало, как и существенною логическою истиною», а стихотворное искусство «имеет в виду одно изящное, действует исключительно на одно чувство…». В то же время он считает необходимым подчеркнуть, что не может идти речь о свободе поэта от общественно-полезной роли. «…именно потому, что он стихотворец, ужели не имеет никаких других обязанностей, перестаёт ли быть человеком, почитателем Бога, членом общества, сыном отечества? А будучи ими, ужели не имеет никаких других обязанностей, перестает ли быть человеком, почитателем Бога, членом общества, сыном отечества? А будучи ими, ужели не имеет других важнейших обязанностей, всегда неразлучных с обязанностями поэта? Может ли он сказать себе: уничтожу все прочие свои отношения и буду единственно стихотворцем? А если не может он уничтожить сих отношений, то может ли пренебречь и должности, необходимо соединенные с ними? И какой читатель захочет предположить в нем сей произвольный разрыв с самим собой?». Таким образом, применительно к литературной теории и литературной практике первых десятилетий XIX века нет оснований говорить о разделении таких категорий, как «прекрасное» и «моральное», а тем самым – и о полном освобождении литературы от дидактичности. Отсюда – переходный характер творчества большинства авторов этих лет.

В основу предлагаемого пособия положена концепция, сформированная Арнольдом Алексеевичем Слюсарем. В статье, непосредственно посвященной проблеме литературного процесса, он, исходя из принципиального различия средневековой и новой литературы, выделил в истории новой русской литературы такие периоды развития: «1) возникновение и становление русской литературы в XVIII веке, когда она формируется как литература нового типа, опираясь при этом на художественный опыт западноевропейских литератур; 2) вступление ее в зрелость в первой половине XIX века, когда новое качество получает у нее полное развитие, и она становится самостоятельной; 3) время зрелости во второй половине XIX века и в ХХ веке, когда русская литература приобретает мировое значение».

Процесс утверждения новой русской литературы (художественной модальности, двухуровневой, эстетического типа) завершился в 1820-1830 е годы. Прежде всего, в творчестве А.С. Пушкина, который тем самым явился ее основоположником. Возникнув в 30-40-е годы XVIII века (первым произведением русской литературы нового типа традиционно считается «Ода на взятие Хотина» М.В. Ломоносова, написанная в 1739 г.), она постепенно осваивала такие принципы художественного отображения, как гуманизм, психологизм, художественность. Наличие этих принципов отличает новую литературу от средневековой. В первой половине XIX в. гуманизм, психологизм и художественность получили полное воплощение. Тогда-то была осознана специфичность литературы, которую стали видеть в художественности.

Какие общественные процессы оказали воздействие на вступление литературы в художественную зрелость? Прежде всего, нужно назвать начало кризиса патриархального уклада, а вместе с ним и отношения к человеку как безликой частице среды. Отвечая на вопрос, почему именно в первой половине XIX века русская литература вступила в зрелость, стала художественной, А.А. Слюсарь писал: «…именно тогда в ней отразился человек, который, шагнув из средневековья в новую историю, поднимается до уровня этой истории и принимает в главных чертах тот духовный облик, который свойственен нашему современнику». Исторические события, связанные с Отечественной войной 1812 г., потребовали нового взгляда на человека и мир.

Постепенно у общества появилась потребность осмыслить свои исконные национальные черты, те законы, по которым оно живет, и степень соответствия этих законов нормам человечности, сформировать понимание человека как индивидуальности, как неповторимого мира переживаний и мыслей.

Внутри литературы также происходили процессы, вызванные ее переходом к литературе эстетического типа. Главным среди них было стремление преодолеть односторонность в изображении человека, характерную для классицизма, просветительского реализма и сентиментализма. Развивалась система жанров, по-новому осмыслялись место и роль вымысла.

В начале XIX века писательская деятельность становится профессией, литераторы начинают получать гонорар за свои сочинения. Редактор журнала «Сын отечества», литератор (автор романов «Поездка в Германию» и «Черная женщина»), педагог, переводчик Николай Иванович Греч следующим образом определил значение этого новшества в письме в Париж Якову Николаевичу Толстому: «Еще недалеки те времена, когда написать книгу или предпринять издание журнала значило задолжать в типографию и в бумажную лавку. Ныне постоянное занятие по какой-либо части словесности и наук непременно принесет и верную прибыль. Это важно для успехов литератур».



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебное пособие для студентов-иностранцев, обучающихся на втором курсе филологического факультета

    Учебное пособие
    Главной особенностью русской литературы первой половины XIX века, то есть 1801-1855 годов было то, что она стала художественной. Это означало отказ свойственных литературе XVIII века дидактики, ограничивавшей литературу только воспитательными
  2. Вимір Матеріали Міжнародної науково-практичної конференції «vii прибузькі юридичні читання» 25-26 листопада 2011 року Миколаїв Іліон 2011

    Документ
    Президент Національного університету «Одеська юридична академія», доктор юридичних наук, професор, академік Національної академії правових наук України, Заслужений юрист України Ківалов С.
  3. С. М. Козьменко проректор двнз «Українська академія банківської справи нбу», доктор економічних наук, професор (1)

    Документ
    Міжнародна стратегія економічного розвитку регіону: матеріали доповідей ІІ Міжнародної науково-практичної конференції, м. Суми, 18-20 травня 2011 р. / За заг.
  4. С. М. Козьменко проректор двнз «Українська академія банківської справи нбу», доктор економічних наук, професор (3)

    Документ
    Економіка та менеджмент: перспективи розвитку: матеріали доповідей Міжнародної науково-практичної конференції, м. Суми, 18-20 травня 2011 р. : в 2 т. / За.
  5. И гуманитарных знаний

    Ученые записки
    Сборник включает в себя работы, в которых рассматриваются проблемы экономической теории и менеджмента, социологии, политологии, языкознания, а также педагогики высшей школы и развития регионального туризма.

Другие похожие документы..