Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Закон'
Может быть мало кто об этом знает, и еще меньше этим пользуются, но существует Федеральный закон от 24.07.2002 N 102-ФЗ (ред. от 27.07.2010) "О ...полностью>>
'Семинар'
1.Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей. Порядок постановки на учет в других государственных органах (с участием представителей...полностью>>
'Диплом'
Навыки: Договорная и претензионная работа, работа с претензиями потребителей, правовое обеспечение деятельности предприятия, разработка правовых основ...полностью>>
'Документ'
сприяння активізації зовнішньоекономічних зв’язків, налагодженню іноземного інвестиційного та торговельного співробітництва, створенню на території о...полностью>>

Программа-минимум кандидатского экзамена для аспирантов и соискателей по специальности 09. 00. 11 Социальная философия Мурманск- 2011 пояснительная записка

Главная > Программа-минимум
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Федеральное агентство по рыболовству

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по научной работе

название факультета

______________С.Р. Деркач

Фамилия И.О.

_________________________

подпись

«____» __________ 20___ год

Программа-минимум кандидатского экзамена

для аспирантов и соискателей

по специальности 09.00.11 Социальная философия

Мурманск- 2011

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа-минимум кандидатского экзамена для аспирантов и соискателей составлена на основе примерной программы, разработанной Институтом философии РАН при участии ведущих специалистов МГУ им. М.В.Ломоносова, СПбГУ и ряда других университетов, в соответствии с требованиями, утвержденными Министерством образования и науки РФ, приказ № 274 от 08.10 2007г. Программа одобрена экспертным советом по философии, социологии и культурологии Высшей аттестационной комиссии.

Социальная философия является важнейшей частью философского знания в целом, которая призвана формировать у обучающихся целостное представление об обществе, его структуре, процессах жизнедеятельности людей. Социальная философия дает универсальную характеристику общественной жизни, выявляет объективные закономерности исторического процесса, его движущие силы, роль и место человека в истории.

В современных условиях значение социальной философии особенно возрастает. В мире происходят многообразные социальные процессы, разобраться в которых становится все более сложно. Социальная философия способна обеспечить человеку адекватную ориентацию в общественной жизни. Особенно необходима социальная философия в современной России, в которой совершается переход к качественно новому общественному состоянию. Чтобы быть сознательным и активным участником этого процесса, требуется владеть знанием законов общественного развития, правильно разбираться в прошлом и настоящем, уметь предвидеть будущее.

Проблемы общества, в том числе и теоретические, изучаются в рамках разных социальных дисциплин, количество которых постоянно растет. Наметившаяся в социальном познании дифференциация становится всё более заметной: за последние десятилетия заявили о себе такие дисциплины как социальная психология, социальная антропология и другие. Активно изучают проблемы общества и социальной жизни история, социология, политология, экономическая наука. Однако следует осознать важнейшее отличие: если эти науки изучают отдельные аспекты жизни общества, то социальная философия призвана исследовать эту жизнь в ее целостности и полноте, она нацелена на осмысление состояний и процессов жизнедеятельности людей в обществе.

Содержанием научной специальности 09.00.11 "Социальная философия" является исследование основных проблем, конституирующих предмет социальной философии: природа социально-философского познания, его место и роль в системе обществознания; способ существования социальной действительности, социум как надорганическая реальность, связь и соподчинение социального и природного; общество как организационная форма воспроизводства социальности, анализ универсальных законов его строения, функционирования и саморазвития; история как событийный процесс развития и взаимодействия реальных стран, народов и цивилизаций; типологические характеристики исторического процесса, аксиологические измерения человеческой истории; историософия ХХ века, исторические судьбы России, проблемы модернизации и выбора современных цивилизационных ориентиров развития. Работа должна проводиться с учетом опыта развития зарубежной и отечественной социальной мысли, строиться на основе учета исследовательских парадигм, конкурирующих в рамках предметного поля социальной философии. Результаты исследования по специальности "Социальная философия" имеют особое значение в условиях кризиса современного российского общества, мучительно ищущего свою социокультурную идентичность, стремящегося создать эффективную систему социальной организации.

Современная социальная философия представляет собой довольно развитую и разветвленную науку. В структуре социальной философии чаще всего выделяют социальную онтологию, социальную эпистемологию, социальную праксиологию, социальную антропологию и другие области знания.

Общая цель дисциплины – формирование у аспирантов и соискателей целостного видения проблематики социальной философии через рассмотрение ключевых этапов развития социальной философии и через анализ основных социально-философских категорий.

Задачи дисциплины:

– систематизировать и раскрыть содержание ключевых проблем социальной философии, связанных между собой отношениями логической субординации и координации;

– определить методологические функции социальной философии в системе современного обществознания и показать методологическое значение социальной философии для решения теоретических проблем общественных наук и для формирования профессионального творческого мышления философа;

– охарактеризовать основные этапы развития социально-философской мысли и современные тенденции развития социально-философского знания;

– выявить роль социальной философии в исследовании бытия человека и общества в целом, в функционировании и развитии социальных систем.

В результате изучения дисциплины «Социальная философия» аспирант и соискатель по данной специальности должен:

знать систему категорий социальной философии в ее целостности; основные социально-философские школы и направления в их историческом развитии; важнейшие течения, особенности и главные теоретические проблемы, обсуждаемые современной социальной философией; основы методологии социального познания и социального прогнозирования; перспективы развития философских представлений о человеке и обществе;

уметь анализировать подсистемы, компоненты и элементы общественной жизни в их субординационной и координационной зависимости; выявлять типы и механизмы общественного воспроизводства и проблемы социального управления; осуществлять социально-философский анализ общественных отношений;

обладать навыками исследования реальных феноменов социальной жизни, использования методов социально-философской аналитики в различных дискурсах социальной реальности, применения законов и категорий социальной философии для фундаментализации профессиональных знаний и дальнейшего развития творческого мышления.

Характерной особенностью социальной философии, как и философии в целом, является плюрализм, наличие огромного количества различных, часто противоположных концепций, теорий, направлений. Курс «Социальной философии» не предлагает обучающимся какой-то одной, «единственно верной» точки зрения. Различные взгляды на социальную реальность рассматриваются как потенциально комплементарные, раскрывающие философию общества с различных сторон.

Дисциплина «Социальная философия» является базовой в подготовке профессионального философа и служит основой для изучения других философских дисциплин.

Подготовка аспирантов и соискателей Мурманского государственного технического университета к сдаче кандидатского экзамена по дисциплине «Социальная философия» осуществляется посредством активного участия в лекционных и семинарских занятиях и целенаправленной самостоятельной работы, в том числе, предполагающей подготовку к сдаче кандидатского экзамена по специальности и написание и защиту реферата.

ПРОГРАММА

Раздел I. ОБЩИЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ

Тема 1. Социальная философия, ее предмет и проблемы

Изменение статуса социальной философии в ходе исторического развития общества. Основные закономерности социокультурной динамики и конкретные механизмы трансформации социально-исторической реальности. Отражение событий и процессов общественного бытия в системе общефилософских категорий.

Методологические проблемы определения объекта и предмета социальной философии. Рефлективная и валюативная концепции философского знания. Социальная философия как наука и как форма общественного сознания. Социальная философия и проблема ее тождества со своей эпохой. Преходящее и не преходящее в развитии социально-философской мысли. Логика возникновения и развития социально-философских учений. Социально-философская теория: основные вопросы и категории. Терминологические споры по поводу дефиниций «социум» и «общество». Многообразие образов социальной реальности и формы ее проявления. Социально-историческая реальность как специфически человеческое состояние жизни, способ совместного, индивидуально-коллективного бытия людей, – основой предмет понимания и переживания, анализа и осмысления в системе социальной философии.

Тема 2. Социальная философия в системе современного научного знания

Социальная философия и частные общественные науки: проблема дифференциации и взаимодействия. Социальная философия и социология. Социальная философия и история. Социальная философия и философия истории. Социальная философия и антропология. Структура социально-философской теории: гносеологические, социологические, антропологические, аксиологические и праксеологические аспекты. Социальная философия как методология обществознания. Социально-философское знание и идеология. Современные задачи развития социально-философской теории. Основные функции современной социальной философии – мировоззренческая, гуманистическая, образовательно-воспитательная, прогностическая, диагностическая, методологическая, общекультурная.

Раздел II. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ

СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ

Тема 1. Социально-философские идеи Античности

Природа социально-философского знания и особенности его исторического развития. Становление исходных понятий и принципов социальной философии Античности. Этический рационализм и свобода как знание Сократа. Общественное благо и «идеальное государство» по Платону. Теория происхождения государства. Структура идеального полиса. Теория воспитания. Закономерности смены форм управления. Основные идеи «Политики» Аристотеля. Классификация политий. Цели государства. Принципы управления.

Тема 2. Социальные идеи в философии Средневековья,

Возрождения и Нового времени

Теологическое содержание и сакральные смыслы исторического бытия людей в эпоху Средних веков. Формирование первой универсальной теократической философии истории в «Граде Божием» Аврелия Августина. Идея секуляризации и светской власти в теории св. Фомы Аквинского.

Человек, общество и государство в философии Возрождения, Нового времени и Просвещения. Социальные закономерности и политические ценности в книге «Государь» Н.Макиавелли. Политический реализм Ж. Бодена, Г. Гроция. Утопии Т. Мора, Ф. Бэкона, Т. Кампанеллы.

Теория естественных прав и общественного договора по Т. Гоббсу, Дж. Локку, Ж.-Ж.Руссо. Философия истории Дж. Вико, Ф. Вольтера и И. Гердера. Географический и демографический детерминизм Ш. Монтескье и Т.Р. Мальтуса. Утилитаризм И. Бентама и К. Гельвеция. Теория линейного социально-исторического прогресса Тюрго, Кондорсе, Сен-Симона.

Развитие идей социальной философии в классической немецкой философии: категорический императив долга и свободы, философия «вечного мира» И. Канта, философия истории Шеллинга и Г. Гегеля, социально-философская антропология Л. Фейербаха.

Тема 3. Социально-философские идеи в XIX-XX вв.

Идеи общественного развития в немецкой классической философии и в марксизме. Категории социальной философии К.Маркса. Материалистическое понимание истории общества. Общественно-исторические закономерности по К.Марксу. Позитивистское учение об обществе О.Конта, Г.Спенсера. М.Вебер и веберианство против марксизма. Ценности и власть как основы экономики. Основные категории, идеи и аргументы книги М.Вебера «Протестантская этика и дух капитализма». Основы цивилизационного подхода к анализу общественной жизни. Теория культурно-исторических типов Н.Я.Данилевского. Ключевые понятия и основные идеи «Заката Европы» О.Шпенглера. Жизненный цикл и механизмы развития цивилизаций по А.Тойнби. Теория общества и цивилизации П.Сорокина. Особенности постпозитивистского этапа развития социальной философии. Социальные учения постструктурализма и постмодернизма.

Основные этапы развития отечественной социально-философской мысли. Трактовка исторического материализма в советский период. Русские философы XIX-XX вв. в поисках общественного идеала. Современное состояние развития социальной философии.

Раздел III. СОЦИАЛЬНАЯ ГНОСЕОЛОГИЯ

(теоретико-познавательные проблемы общественной жизни людей)

Тема 1. Социальное познание и его специфика

Научные и вненаучные формы знания об обществе. Научное и ненаучное познание общественной жизни. Истина и ценностная позиция ученого в контексте социума. Философское и нефилософское познание. Учение о призраках или идолах Ф.Бэкона — одна из первых попыток выявления специфики социального познания. Решение проблем социального познания в учениях Т.Гоббса, Д.Локка, Р.Декарта. Учение К.Маркса о законах-тенденциях и его методологическое значе­ние. Баденская школа неокантианства о разграничении методов позна­ния в науках о природе и науках о культуре. Г.Риккерт о понимании в познании уникальных форм культуры. М.Вебер и Э.Дюркгейм и их модели объяснения и осмысления социальных фактов. Учение об "идеальных типах" М.Вебера. Естественноисторический, субъектно-деятельностный и гуманистический (личностный) подходы в современном философском познании социальных явлений.

Тема 2. Психология в познании и объяснении явлений общественной жизни

Возможности применения аналитических методов психологии в объяснении общественных процессов в социологии и социальной фило­софии. З.Фрейд о психоанализе и его роли в социальном познании. Сферы применения психоаналитических методов познания в социаль­ной философии. Бессознательное — основное понятие психоанализа. Уровни бессознательного. Познание бессознательного. Роль языка в раскрытии содержания бессознательного. Неофрейдизм о роли психоа­нализа в социальном познании. Учение К.Г.Юнга о коллективно-бес­сознательных "архетипах". Значение психологических подходов в фи­лософском анализе общественной жизни людей.

Тема 3. Социальное предвидение

Смысл и возможности знания будущего в научном познании. Объ­ективные и субъективные предпосылки предвидения социальных про­цессов. Социальное предвидение и социальный прогноз. Научное и ненаучное предвидение. Утопические концепции будущего Платона, Т.Мора, Т.Компанеллы, Ф.Бэкона. Классические утопии будущего А.Сен-Симона, Ш.Фурье, Р.Оуэна. Утопии и антиутопии.

Основные идеи философско-исторических концепций будущего: регрессивного (Сенека, Цицерон); циклического (О.Шпенглер, П.Со­рокин, А.Тойнби) и прогрессивного (Лукреций Кар. Кондорсе, Гегель, Маркс) путей развитии общества. Философско-методологичсскис осно­вания знания будущего у К.Маркса, М.Вебера, Р.Арона. Философия надежды Э.Блоха. Основнысформы исследования будущего в современ­ной науке (моделирование, исследование современных тенденций и построение трендов, интегральные проекты и др.)

Тема 4. Категория "деятельность" в понимании и объяснении общественной жизни людей

Немецкая классическая философия о деятельности как мировоззренческо-объяснительном принципе действительности. Г.Фихте о самоположении как деятельности. Гегель о деятельности как всепроника­ющей характеристике абсолютного духа. Марксизм о деятельности как объяснительном принципе исторического процесса и методологическом основании развития познания. К.Маркс об общественно-исторической практике как целесообразной преобразовательной деятельности человека. Социальное действие и его виды в понимающей социологии М.Ве­бера. Деятельностный подход в анализе социума в учениях Э.Дюркгейма, П.Сорокина, Т.Парсонса. Деятельность как способ существования общества и смысл человеческого бытия в современной философско-социологической теории. Формы и виды деятельности. Субъект и объект деятельности. Детерминирующие основания деятельности: потребности, интерес, цель, мотив, установка, стимул, ценностная ориентация. Соотношение целей, средств и результатов деятельности. Значение разработки структуры, механизмов, функций деятельности для социального познания.

Тема 5. Категории "общественные отношения" и "общение" в понимании и объяснении жизни людей в обществе

Понятие общественных отношений в социальной философии Гегеля и Маркса. К.Маркс об общественных отношениях как форме и про­дукте взаимного обмена деятельностью. Понимание общественных отношений в учениях Э.Дюркгейма и М.Вебера.

Категория "общение" в социальной философии и частных общественных науках. Общение в рамках деятельностного подхода и общение как исходная единица анализа социального. Общение (коммуникация) как объяснительный принцип и основание построения философской теории общества в учениях Г.Зиммсля, Э.Кассирера, М.Шеллера, К.Ясперса, М.Хайдеггера. Общение как первичная форма бытия в философии М.Бубера. Христианский реализм СЛ.Франка об общении как •единстве раздельности взаимопроникновения "я" и "ты". Концепция общения как диалога М.М.Бахтина и ее эвристическое значение.

Тема 6. Понятие "культура" в познании общественной жизни

Понятие '"культура". Понятие культуры в истории развития общественной мысли. Культура и ценности. Культура как специфический способ деятельности людей. Культура и творчество. Научный смысл понятия "культура" в философском и культурологическом анализе об­щества. Общество и культура: философские, социологические и культурологические аспекты. Философский анализ проблемы общества и культуры: интегрирующая и дезинтегрирующая роль культуры в обще­стве; культуры, ориентированные на предметно-активистский способ жизнедеятельности и культуры, ориентированные на созерцание. Идеи развития и преемственности культуры в философском анализе обще­ства. Концепция линейной зависимости эволюции культуры Э.Тейлора. Учение о локальных культурах О.Шпенглера. П.А.Сорокин о трех типах культуры. Й.Хейзинга о культуре как системе жизни общества во всех его аспектах.

Тема 7. Проблема коммуникации культур и проблема культуры как коммуникации в философском и культурологическом анализе общества

Межкультурные связи людей и их изучение в социальной философии культурологии. Проблема понимания культуры и адаптации человека к ней. Феномен массовой культуры. Массовая и элитарная культуры в обществе. Формы поведения человека в условиях распыления и глобализации культур. Учение Х.Ортеги-и-Гассета о разделении куль­туры на масс- и элит-регионы. Концепция "восстания масс" и ее значе­ние в анализе кризисных состояний культуры. М.Маклюэн об этапах развития коммуникаций с точки зрения характера их'воздействия на сознание и подсознание людей. А.Моль и его теория "мозаичной куль­туры". Проблемы сближения и интеграции культур Запад-Восток: особенности культурного развития и взаимодействия. Идеи евразийства и современность.

Тема 8. Философский анализ общества как целостной системы

Историко-философский экскурс в проблемы исследования целост­ности общественной жизни. Системные конструкции общества в учени­ях Платона и Аристотеля. Учение Т.Гоббса, Ж.-Ж.Руссо и Гегеля об обществе как организованном целом. Марксизм об обществе как про­дукте взаимодействия людей. Общественно-экономические формации как характеристика целостности общества у К.Маркса. Г.Спенсер и его рассмотрение общества как организма. З.Дюркгейм о целостности общества как общности коллективных представлений. Учение Т.Парсонса об обществе как системе социального действия. Наиболее общие принципы строения общества в современных со­циально-философских исследованиях. Идеи современного структурализма (Леви-Строс, Деррида) о примате отношений над элементами в системе общества и их научное значение в познании жизни людей.

Раздел IV. СОЦИАЛЬНАЯ ОНТОЛОГИЯ

(философско-социологические проблемы бытия общества)

Тема 1. Общество и природа

И.Кант о природе как бытии вещей. Природа как совокупность естественных условий существования общества, субстратная основа бытия человека в обществе. Типы ценностного отношения человека к природе на различных этапах истории. Особенности утилитарно-прагматического отношения человека к природе. Формирование ответственно-соизмеримого отношения человеческих потребностей и возможностей природы. Учение Ш.Монтескье о соответствии духа законов природе. Понятие "географическая среда" в социологии. Идеи географического детерминизма и геополитики в анализе общественных процессов. Идеи Римского клуба в предотвращении экологической катастрофы. Социально-философские концепции о коэволюции природы и общества. Идея сверхжизни Т.Шардена и биосферно-ноосферная концепция В.И. Вернадского и их научное значение.

Тема 2. Труд, производство, экономика

Труд, производство в общественной жизни людей. Общество и эко­номика. Экономика как способ материального поддержания любых форм жизни людей. А.Смит о природе и причинах богатства общества. Учение К.Маркса о производстве, его развитии и роли в обществе. Понятие общественного производства. Типы и виды общественного производства — материальное производство, производство непосредственной человеческой жизни, производство социальных связей, духовное производство. К.Маркс о "производительных силах" и "производственных отношениях" как компонентах общественного производства; их структура, взаимосвязь и взаимозависимость. С.Н.Булгаков об экономическом материализме. М.Вебер и основные идеи его учения об экономике и обществе. Утилитаризм взглядов Д.Кейнса на природу и сущность экономики. Ф.Хайек, Д.Гэлбрейт и их идеи о влиянии экономики на развитие общественных структур.

Тема 3. Техника и общество

Феномен техники. Значение техники в развитии общества и человека. Формы и пределы се воздействия на человеческое бытие. Прогресс техники и культура. Н.А.Бердяев о связи вопроса технического развития общества с судьбой человека и культурой. Идеи М.Хайдеггера о технике и технизации жизни. Учение К.Ясперса о технике как новом факторе мировой истории. Ж.Эллюль о феномене техники как самой опасной форме детерминизма. Оценка Д.Беллом технологических сдвигов в современном обществе. А.Тоффлер о волнообразности развития техники и изменений в общественной жизни людей. Философия техники и ее значение в понимании динамики современных обществен­ных процессов.

Тема 4. Быт и потребности людей

Быт, повседневное поведение, образ жизни. Свободное время, досуг и быт. Потребности людей и быт. Экономика и быт. Быт как специфическая сфера жизнедеятельности людей в обществе. Быт и культура. Факторы изменения быта. Особенности процессов изменения быта. Специфика быта людей на этапах жизненного цикла. Изменение быта под влиянием материальных условий и образования. Основные харак­теристики повседневного образа жизни людей на примере быта празд­ного класса в учении Т.Веблена. Быт и праздник. М.М.Бахтин о культуре быта на примере различных форм празднеств в средние века. Ю.М.Лотман о культуре быта людей на примере бытового поведения русского дворянства. Национальные, классовые, возрастные, половые особенности быта людей в современных условиях. Пути совершенство­вания быта и гармонизации потребностей людей.

Тема 5. Социальная дифференциация

Природные и социальные различия людей. Платон, Аристотель о причинах различий людей. Учения о различиях классов А.Смита, А.Сен-Симона, Г.Спенсера. Марксистская теория происхождения и сущности классов и ее современное научное и практическое значение. Современные социологические концепции дифференциации людей в обществе. Теория социальной стратификации и мобильности П.А.Сорокина и ее современное научное и практическое значение. Социальные группы и их типология. Территориальные, демографические, профессиональные, квалификационные группы в обществе и динамика их современного развития. М.Вебер о факторах стабильности и нестабиль­ности социальных групп людей. Философия и проблемы социального равенства людей.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа послевузовского профессионального образования по специальности 05. 11. 06 «Акустические приборы и системы»

    Программа
    Настоящая основная профессиональная образовательная программа послевузовского профессионального образования составлена в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной профессиональной образовательной
  2. Отчет о результатах самообследования деятельности университета за период с 2005 г по 2009 г

    Публичный отчет
    Структура подготовки выпускников 15 4.1 Довузовская подготовка 15 4.1.1 Общие сведения о довузовской подготовке и профориентационной деятельности 15 4.
  3. Исаков Владимир Борисович, доктор юридических наук, профессор. М., Гу-вшэ. 2010. 325 с. Аннотация учебно-методический комплекс

    Учебно-методический комплекс
    УМК-МПИ: Учебно-методический комплекс для слушателей магистерской программы «Правовая информатика» на 2010-2011 и 2011-2012 учебный год. Автор-составитель: Исаков Владимир Борисович, доктор юридических наук, профессор.
  4. Новости 19

    Документ
    0 . 009, 1:00 0 ВЕСТИ 0 Радио России, .0 . 009, 15:00 0 ВЕСТИ 0 Радио России, .0 . 009, 1 :00 0 ВЕСТИ 1 Радио России, .
  5. Новости 12 (1)

    Документ
    03. 009, 1 :00 13 НОВОСТИ 13 Первый канал, 0 .03. 009, 08:00 13 НОВОСТИ 14 Первый канал, 0 .03. 009, 15:00 14 СЕЙЧАС 14 Пятый канал, 0 .

Другие похожие документы..