Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Слово «страхування» увійшло в українську мову давно. Воно має відповідники в інших мовах: «insuranse» — в англійській, «versicherungs» — у німецькій....полностью>>
'Программа'
Целью курса является подробная, углубленная и логически структурированная характеристика качественного подхода в социологии. В курсе рассматривается ...полностью>>
'Автореферат'
Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Курский государственный медицинский университет ...полностью>>
'Урок'
Предоставить учащимся возможность выразить своё мнение по данной теме, держать личное мнение закрытым, выступить в качестве помощника, создать услови...полностью>>

Программа проведения круглого стола 9 24 июня 2004г. 9

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Дети и война:

взгляд из XXI века

Содержание

"...И я пришла, меня зовут Победа...": 4

Программа проведения круглого стола 10

24 июня 2004г. 10

Литература о Великой Отечественной войне: 11

взгляд из XXI века 11

проведения круглого стола 17

"Великая Отечественная война: взгляд из XXI века" 17

19 октября 2004 г., город Серов 17

Великая Отечественная война: взгляд из XXI века 19

Новый герой современной литературы 25

Виктор Астафьев о войне. Произведения 60-70-х годов. 29

Художественно-смысловые функции фольклорных элементов в романе Г. Владимова "Генерал и его армия" 31

Тяжелое, ранящее чтение 34

Начать с себя… 36

Правда войны, правда подвига 37

о проведении военной операции под кодовым названием 42

" В И К Т О Р И Я" 42

( 60 лет Победы) 42

России можем послужить 52

Игры патриотов 53

Подвиг юных 53

Великая Отечественная война на страницах Интернет 59

Электронные и другие проекты 63

"Не рвётся памяти связующая нить…". 71

о конкурсном участии в Межрегиональном проекте 78

"Дни воинской славы России" 78

Всероссийский проект "Дни воинской славы России": Екатеринбургский вариант 81

"Была война..." 83

Отзвуки Великой Отечественной … 93

Увлеченные чтением: III городской детский фестиваль 104

О ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИИ В 109

СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ 109

ПРАЗДНОВАНИЯ 60-Й ГОДОВЩИНЫ ПОБЕДЫ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 109

1941 - 1945 ГОДОВ 109

План основных мероприятий по подготовке и проведению в Свердловской области празднования 60-й годовщины победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов 111

Великая Отечественная война: 126

Взгляд из ХХI века 126

Читать и помнить

Лучший способ воспитания патриотизма,

Или что делать в период острой нравственной недостаточности

Остановись, библиотекарь! Мы приветствуем твое стремление к движению, но сейчас призываем сесть и задуматься.

Президент Латвии с тупой серьезностью заявляет, что русские будут отмечать свой праздник с воблой на газете, водкой и частушками. Эта новость облетела весь свет. Вздрогнула почти демократическая Европа. Поморщился эмоциональный Г. Шредер. Посмотрите, да у этого президента Латвии как "у войны - не женское лицо". Голосом офицера вермахта она вещает, что Саласпилс был исправительно-трудовой колонией. Никаких прав русским в Латвии! Никаких прав русским везде! Такой яростный национализм во всех учебниках истории называется фашизмом.

Фашизм - страшная мозговая инфекция, передается коммуникативным путем. Особенно быстро бывают инфицированы недоразвитые особи с манией величия. Клиника: острая нравственная недостаточность, агрессия, жестокость за пределами человеческого воображения. 60 лет назад эта зараза была побеждена ценой невероятных жертв. "До и после Освенцима" - события Второй мировой все еще плохо умещаются в головы и книги. А для поддержания национального и международного иммунитета есть только одна "вакцина" - память.

"Память - это способность помнить, не забывать. Это свойство души и сознания" (по словарю А.Даля). Память - это встреча людей в веках. Память касается самых глубоких чувств, но это процесс не только личный, но и социальный. Память - это способ сохранения достоинства национального, человеческого. Общество, помня, живет. Значит - это умение жить. Вопрос: Почему же мы так плохо живем?

"Меня просто потрясает благодушие, бестревожность, какая-то способность забываться. Мне кажется, что у нас уже целое поколение, если не два, воспринимают наши рассказы о войне как какую-то сказку про Иванушку-дурачка. Быть может, мы недостаточно талантливы, быть может, недостаточно хорошо об этом пишем, может, есть силы, сдерживающие нас, чтобы мы не до конца вскрывали весь ужас войны той... Мы как-то забыли, что победу мы добыли огромнейшим потоком крови, страшной травмой нашей русской нации. Опустела Россия из-за потерь на войне и опустела из-за того, что мы бездарно воевали. Мы завалили немца не бомбами, кровью своей утопили. И - победили, слава Богу. О, не дай Бог, чтобы еще одна такая победа к нам пришла. Тогда нас просто не станет. Общество, которое столько страдало, которое пролило столько крови, достойно уважения правдой, оно должно жить ощущением правды, порядочности, честности", - так сказал В. Астафьев.

Но у нас, вероятно, что-то с инстинктом национального самосохранения. Мы забыли, что "Россия есть единый живой организм" (по определению философа И.А. Ильина), а не сумма территорий и народностей. Что глупо сводить развитие этого организма к произволу правящего класса. Что этот огромный географический организм больших рек, удаленных морей и отовсюду открытой, лишь условно делимой равнины, никогда не мог опереться на естественные границы - опирался всегда только на себя самого, только на свой дух. И этот особый дух создал особый язык и литературу. Именно эта литература не позволит нам забыть все то, что с нами было. При условии, что мы не забудем, что имеем великую литературу.

Есть литература вообще, а есть литература о войне, Великой и Отечественной. Совсем не знать истории этой войны или писателей, которые о ней рассказывали, просто стыдно, но и "полузнанье ложь в себе таит". Потому что есть книги о войне и книги о победе. Почти все, что писалось во время и сразу же после войны - о Победе. Сейчас - изживание мифов и обнаженная правда войны. Есть среди них книги оперативные и прямолинейные, как советский плакат. Есть сентиментальные и приукрашенные, как песня "На позицию девушка провожала бойца" в исполнении группы "Блестящие". Есть о неунывающем Васе Теркине. И есть о восхождении Сотникова. Все правильно - литература может писать обо всем. Ее нравственный уровень определяется не самой темой, а способом ее решения. Но в данном случае - и тема, и способы. А те, кто ищет истину, гораздо интереснее тех, кто ее уже нашел.

На войне человек сопротивляется не только внешнему злу, он ведет постоянный спор с собой: а каков я? Почему я должен сделать это? Почему именно я? Он не ищет веские, неопровержимые доводы, чтобы убить другого, он пытается остаться человеком в нечеловеческих ситуациях. Даже если никто не поймет и не оценит. Он упрям до абсурда и беспощаден к себе. Он не меньше нас любит жизнь, но дотягивается до того высокого, что нельзя потрогать руками. На войне он - как на территории совести. Вот это и есть тот герой своего и нашего времени с прочувствованной и осознанной позицией, который победил в той войне и который есть в литературе о войне. И если он есть - то есть ли лучший способ воспитания патриотизма, как не разговор об этом герое?

Вести этот трудный разговор нам, библиотекарям. Нам, последнему поколению "национального романтизма". Нас немножко странно воспитали. Если опытные пионервожатые спрашивали: "А ты готов совершить подвиг?" - мы робко соглашались совершить (а отрицательного ответа все равно не подразумевалось). Это был наш поколенческий моральный кодекс, кодекс маленьких камикадзе, готовых отдать свои жизни. Патриотизм нашего поколения - это такая неправильная любовь, когда "прежде думай о Родине, а потом о себе". Или не думай о себе вообще.

Поколение наших детей не менее патриотично, потому что любовь к тому месту, где родился - естественное, нормальное состояние человека. Они не менее патриотичны, но более критичны. Они говорят, что любовь к Родине и государству не всегда совпадают. Более того, это могут быть совсем разные чувства. Они ценят свою жизнь, поэтому хотят точно знать - а стоит ли ею рисковать? Поэтому бесполезно говорить с ними голосом той опытной пионервожатой. Надо думать рядом с ними!

И вот сейчас наш профессиональный и человеческий долг - показать и представить именно те книги, которые высвечивают удивительные начала русской души, неподвластные логическому объяснению, рассказать о скитаниях национального духа на пределе человеческих возможностей, определить направление мысли, в котором могло бы двигаться сознание наших читателей. А для этого - организовать актуальное прочтение в мировом измерении. Чтобы понять и все больше укрепиться в мысли, что это литература не для внутреннего пользования, это литература общемирового масштаба. Особенная литература в молодежно-бескомпромиссном понимании этого слова. Литература, для которой главная категория - категория совести. Не поиски справедливости, а обращение к внутреннему миру человека, внутренней гармонии индивида. Поиски смысла жизни. Без патетики и банальностей.

К болевым точкам жизни надо притрагиваться осторожно, о главном говорить тихо. Только в этом случае мы сможем воздействовать на незаметные стороны детской души, сердца и воображение.

Будем претендовать на внимание. Будем читать и помнить!

Проявите свой талант слова! Говорите и пишите так, чтобы детям хотелось изменить ход событий. Как велит вам совесть. Совесть - не такая уж большая плата за величие страны. И вот тогда - Виват! Победа!

"...И я пришла, меня зовут Победа...":

О методиках, технологиях и стратегиях

Мы ликуем и празднуем, но расслабляться не собираемся. Потому что и в праздник нужно думать о том, как жить дальше. Чтобы снова был праздник. Чтобы все было.

Эта Победа – самая красивая, значимая, лучшая страница в книге российской Истории. Истории с большой буквы.

"История с большой буквы, та, которую мы узнаем в школе, та, которая в книгах, та, которая накапливается капля за каплей и от которой память наша намного старше нас самих, История, которую и мы с вами строим изо дня в день, хотя с виду и не скажешь, и которая называется "жизнь", пока не становится Историей". Это написал французский писатель Даниэль Пеннак. У юного Камо, героя нескольких книг Пеннака, что-то сложное с корнями, многонациональная кровь и мощная генетическая память. Среди его предков и тот самый Камо, русский Робин Гуд на службе революции, и те евреи, что бежали от психа с усами-свастикой. Юный Камо размышляет, старается понять, закаляет волю и смотрит в будущее с оптимизмом. Интернациональный герой с активной жизненной позицией.

Желание понять Другого и внимание к личности Каждого – вот основы толерантности, в русле которой мы должны воспитывать современное поколение. Сегодня мы говорим о культуре толерантного памятования.

Наша Победа – урок мировой истории для всего человечества. Пришло время осмыслить глобальность этого события и делать обобщения.

Потому что кажется, что все сказано, но не сказано ничего. Или сказано не так. Не тем. Еще многим не сказано. А как надо? Важнее что говорить или как? У нас в руках книги, поэтому от нас зависит многое. От нас зависит, что отвечать им, "обдумывающим житье". Как комментировать удивительные, сложные вещи, насыщенные глубоким смыслом.

Известно, что:

Фрегата лучше книги нет –

Чтоб прочь от берегов!

Нет иноходца лучше строк

Гарцующих стихов.

Вполне по средствам в путь такой

И нищему пуститься.

О сколь изысканно проста

У Духа колесница

(Эмили Дикинсон)

Но не так все просто, как может показаться.

"Купите-ка, господа, сегодня своим детишкам "удобного Пушкина" и отберите у них разные "новейшие произведения". Уберите и крепко заприте в шкаф, а еще лучше – ключ потеряйте" (В. Розанов).

С одной стороны, книги в руках мы имеем, но на какую перспективу должны ориентировать читателей, есть ли вкусовые коррективы, имеет ли значение наша субъективная оценка? Как работать с этой труднейшей темой ? Или лучше "шкаф запереть и ключ потерять"?

Homo faber – человек действующий – не бывает безупречен во всем. Тем более в воспитании патриотизма у подрастающего поколения (все хорошо и гладко бывает только в статьях восторженных публицистов). Мы против простеньких схем героизации, за сложный комплекс отношений. Поэтому мы берем в руки разные книги. "Ну и в чем же проблема? – спросите вы. Читайте разные хорошие книги и рассказывайте о них". Теперь встает вопрос другой: как? Как это делать?

Проще начать с того, как не надо (очевидно!):

– Не надо командирским голосом, тем тоном, каким отдают приказы. И стремительных, суетливых движений не надо;.

– Не надо с постной физиономией, воплощением скорби;

– С механической интонацией, словно отрабатывая урок, тоже не надо;

– Не так слезливо, чтобы все вмиг почувствовали себя круглыми сиротками. Все как один;

– Не бубнить что-то назидательное и грозить указательным пальцем;

– Не читать благостных, елейных нравоучений;

– Не съеживаться там, внутри себя, а

• Говорить с достоинством и гордостью;

• Чувствовать – ветер меняется. Не конкурировать с младшим поколением, не существовать в параллельном мире, а пытаться понять;

• Аргументированно комментировать сложное;

• Путешествовать не только по территории художественного текста, но и помотаться по всем уголкам Географии и Истории;

Чтобы, едва оказавшись в пределах видимости и слышимости, читатели чувствовали нашу профессиональную и душевную заботу;

Чтобы наши уроки не стали часом "отсидки" (на гауптвахте);

Главное: чтобы они, наши читатели, думали о серьезных вещах. О самом серьезном – о Родине.

Потому что если "Думать, не переставая ни на секунду. Если нам это удастся, если не дадим слабину, если в нашей мысли не будет прорех... выкарабкаемся, это верняк". "Но не так-то просто – думать о ком-то непрерывно. В мыслях бывают дыры, через которые они из себя утекают" (Д. Пеннак). И "странная все-таки штука память, прямо штейкер какой-то: тряхни ее и все перемешается". Но мы выкарабкаемся из этой болезни национального духа (из-за которой у нас проблемы с патриотизмом).

Итак, мы собираемся по-настоящему готовить детей к жизни. Говорить о литературе как школе выживания. Объяснять. Потому что, что бы ни случилось, всегда люди спрашивают себя почему. Всякое событие кричит. Оно требует объяснения. Им, нашим читателям, требуется объяснение, а не поиски виновного. Причинно-следственная связь. Не просто разговор о том, что "наше дело правое, мы победим", а разговор о теории справедливой войны и ее принципах – моральных, этических. Знаете вы, чем отличаются пацифисты от милитаристов, а сильные реалисты от умеренных. Почему нельзя воевать с некомбатантами и кто такие "легитимные участники военных действий". Что за "принцип различения" и в каких случаях оправданно использовать "принцип крайнего средства"? Оказывается, если разобраться с этой теорией, то значимость нашей Победы поднимется в запредельные высоты. И никто во всем мире не сможет сказать, что имеет на нее такое же право. Это НАША Победа. Безусловно, у нас были союзники. Безусловно, "Нет плохих и хороших наций, есть плохие и хорошие люди" (В. Приставкин). Но все-таки главные победители – мы (потому что мы – дети своих родителей) и наши дети (потому что они – наши дети). Мы – страна. Мы должны гордиться нашей Победой.

Патетика, конечно, нужна. Но нужна и новая информация. Мы сами знали только то, что нам знать разрешалось и полагалось. Многое мы сейчас узнаем то, что должны были знать раньше. Значит, выход один: узнавать и думать вместе с подрастающим поколением. В современном контексте, в современной стране. В состоянии ли мы рассматривать войну с точки зрения, например, культурологии? (Культурологический аспект: Война и Победа – русский путь. Что это за ментальность, что это за русский дух? Почему победили именно русские?) Такие сложные вопросы, разумеется, мы должны взять на себя. Разве мы не сможем сделать это не только серьезно и глубоко, но и интересно, занимательно? Если вас пугает слово "лекция", назовите это как угодно: "Час раздумий о вечном", "День размышлений о Судьбе Страны", "Час пик" – разве дело в названии? Говорить надо не только о том, какая была война, но и о том, что могут быть войны еще, если не задумываться. Если можно так сказать, мы должны воспитывать ненависть к войне, к насилию, к нетерпимости.

Раньше было такое слово "политинформация". А что, хорошее слово! Разве трудно несколько минут в день (у выставки или у кафедры выдачи книг) уделить разговору о современной политике? Что такое нацизм? А патриотизм "цвета хаки"? Что такое "проверка на лояльность"? Как собираются отмечать День Победы в других странах? Какое последнее изобретение военной техники вы знаете и возможна ли "щадящая война"? Может ли война быть щадящей, особенно в мире высоких военных технологий? Для библиотекаря читающего это не представляет никакой проблемы, только профессиональный интерес.

Большая и интересная форма работы, прекрасно подходящая к пропаганде темы – подиум-дискуссия (подробно познакомиться с этой новой интеллектуальной технологией предлагает "Библиотека в школе": методическое издание для школьных и детских библиотек).

Кратко: два оппонента представляют две противоположные точки зрения на одну проблему/вопрос. Независимые эксперты выступают в роли наблюдателей и аналитиков. Ведущий/модератор регулирует процесс, следит за регламентом (выступление каждого оппонента – 5 мин., вопросы – 30 сек. на каждый вопрос; 1,5 мин. на ответ. Слово экспертов – 3-4 мин. "Свободный микрофон" – каждому желающему по минуте). Тему дискуссии знают заранее только ведущий, оппоненты и эксперты. Роли оппонентов распределяются по жеребьевке и заранее, чтобы было время на подготовку. Важно в этих ролях не свое мнение, а умение искать аргументы и отстаивать даже ту точку зрения, с которой ты не согласен (это тоже воспитание толерантности), строить цепь доводов. В конце дискуссии каждый из оппонентов имеет право высказать свою точку зрения. Подиум-дискуссия – это игра и одна из технологий, с помощью которой можно искать ответы на значимые вопросы. Многовариантность ответов помогает увидеть тему во всей полноте, вырабатывает способность к рефлексии, организует, развивает коммуникативные способности.

Темами для подиум-дискуссии могут быть:

• Может ли страна защищать свое достоинство, руководствуясь "принципом неоправданных жертв"?

1-й оппонент: НЕТ, не может ни в коем случае, так как:

а). Это неоправданные человеческие жертвы, государство ценит жизнь каждого гражданина;

б). Никакой государственный руководитель не должен брать на себя моральное право распоряжаться жизнью других людей, пока не вступает в силу "закон достаточных оснований"… и т.д. (не более 5 минут).

2-й оппонент: ДА, может, так как:

а). Победа должна быть завоевана любой ценой/ цель оправдывает средства; б). Ни в коем случае нельзя обеспечить доступ врага к природным ресурсам страны, даже если это будет стоить миллион невинных жертв этой же страны; … и т.д. (но не более 5 минут). И далее по сценарию подиум-дискуссии.

• "Последний герой" – персонаж реалити-шоу – настоящий герой?

1-й оппонент: ДА, действительно герой, потому что:

а). Он показывает/демонстрирует волю к победе;

б). Физически очень сильный;

в). Делает это ради денег и, возможно, собственной семьи… и т.д. (5 мин.)

2-й оппонент: НЕТ, настоящий герой – не "последний герой", потому что:

а). Настоящий герой, это человек, проявляющий гражданское мужество, а не совершающий усилия воли только ради себя, любимого;

б). "Последний герой" легализует сговор и алчность… и т.д. (5 мин.)

В подготовке к этой дискуссии поможет статья: Соснов А. Настоящий герой – не последний // Литературная газета. – 2005. – №7-8. – С 9. (О программе "Настоящий герой" на 5-м канале Санкт-Петербургского телевидения. Программа о людях, которые преодолели себя, стали выше невзгод не ради рекламы, славы, денег или "продвижения брэнда").

• Модель общественного устройства Сталина обеспечила победу над фашизмом и, следовательно, была целесообразна или эта система в годы войны обнаружила свою недееспособность?

1-й оппонент: ДА, именно эта система обеспечила победу над фашизмом, потому что:

а). Это была система строгой соподчиненности и дисциплины; Сталин сплотил народ как нацию;

б). Система стабилизировала личную диктатуру Сталина, который был "богом" войны и за которого люди умирали;

в). Приказ №270, восстановление института военных комиссаров, расстрелы по лагерям – необходимая мера действующей системы Сталина, абсолютно оправдана военным положением; … и т.д.

2-й оппонент: НЕТ, эта модель общественного устройства в годы войны обнаружила свою полную недееспособность, потому что:

а). Этот тип управления не был сориентирован на автономию действий, не говоря уже о действиях отдельных людей, низведенных до положения винтиков;

б). Это удачно созданная мифологема, что народ отдавал свои жизни за Сталина; люди защищали свою землю или убеждения;

в). Требовалась совершенно иная логика действий: безусловное подчинение приказа при полной свободе выбора путей его достижения; … и т.д.

• Советский человек стал победителем потому, что был хорошо работающим "винтиком" отлаженной системы или личностью, отстаивающей свое достоинство? / Народ – главная одухотворенная сила или орудие, инструмент?

1-й оппонент: ДА, советский человек был винтиком хорошо отлаженной системы, потому что:

а). Он не имел достоинства, так как не имел свободы;

б). Советский человек мог проявить себя только в коллективе, он не имел права мыслить самостоятельно, принимать собственные решения; В сталинской системе требовалось только слепое следование приказу;

в). На параде Победы Сталин назвал народ "винтиком"… и т.д.

2-й оппонент: НЕТ, советский человек стал победителем только потому, что отстаивал свою честь и достоинство, потому что:

а). Убеждения могут быть обманчивы, но советский человек действительно верил в свою свободу, поэтому и победил – раб никогда не может быть победителем; б). Если люди шли в атаку с именем Сталина, то видели в нем некое объединяющее начало, человека, который обратился к народу: "Братья и сестры!" в). Главной действующей силой был народ, который выдвинул из своей гущи полководцев, расплатился массовым героизмом, многими и многими жизнями… и т.д.

Подиум-дискуссия – активное, живое обсуждение. Если по крайней мере два человека владеют ситуацией, остальные будут вовлечены. Оппоненты могут проявить не только свои интеллектуальные, но и артистические способности. Это спектакль-подиум. Артисты и зрители. Игра и работа.

Зрители могут присудить приз зрительских симпатий. Или эксперты могут отметить лучшего ритора.

Вы можете, разумеется, обратиться к любой теме (интерес бывает продиктован школой, но в библиотеке дискуссия, безусловно, более свободна и раскована).

Другие темы:

– Можно ли вести войну на два фронта?

– Можно ли было избежать блокады Ленинграда?

– Власовцы – враги или союзники?

Мало ли тем, которые мы еще не поднимали?

Конечно, в нашем голосе должна быть героическая нота. Мы должны рассказывать о детях как о незаменимых помощниках взрослых, о детях на войне. Но еще важнее попытаться показать войну глазами детей – это самый трагический взгляд. Нужно говорить о войне как о величайшей трагедии, мировом зле, который убивает личность. Показать не только героическое сопротивление, но и гуманистическую позицию.

В книге А. Шарова "Волшебники приходят к людям" рассказывается именно о такой позиции Януша Корчака – писателя, педагога, героя. Разумеется, о Я. Корчаке есть и другие книги, но меня проняло до дрожи, как об этом написал А. Шаров. Есть еще книга В. Быкова "Обелиск". Поставить их рядом. Они об одном, эти истории (реальная и вымышленная, но опирающаяся на реальные события) – о чувстве собственного достоинства у настоящего человека. Педагог, который жертвует сознательно собой только для того, чтобы поддержать в последние минуты жизни своих учеников. Быть примером мужества. Показывает, как жить, когда нет надежды! Это поколение – дети и взрослые, учителя и ученики – по закону одного духовного начала. Даже если об этом по-разному написано.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа поддерживается Европейской Комиссией. "Миграция и Право" представляет собой сеть юридических консультаций для беженцев

    Программа
    Проект осуществляется в рамках программы “Миграция и Право”, проводимой ПЦ “Мемориал” с 1996 года при поддержке УВКБ ООН и фондов Форда и Мотта. С 2005 года программа поддерживается Европейской Комиссией.
  2. Программа развития бухар-жырауского района на 2011-2015 годы

    Программа
    Территория района составляет 14,6 тыс. км² (3,4% общей площади территории Карагандинской области). Административно-территориальное деление Бухар-Жырауского района на 01.
  3. Программа мероприятий празднования Дней исторического и культурного наследия Москвы 18 апреля и 18 мая 2010 года

    Программа
    Выставка «Дворец милосердия. К 200-летию Странноприимного дома графа Н.П. Шереметева» (в здании НИИ СП им. Н.В. Склифосовского, по адресу Б.Сухаревская пл.
  4. Программа развития муниципального бюджетного общеобразовательного    учреждения «Cредняя общеобразовательная школа №76» Октябрьского района г. Новосибирска

    Программа
    Настоящая программа инновационного развития муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «средняя общеобразовательная школа №76» Октябрьского района г.
  5. Льговского Городского Совета депутатов от 28. 03. 2011г. №28 "Об утверждении положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании Город Льгов\"; - программа

    Программа
    - Льговского Городского Совета депутатов от 28.03.2011г. №28 "Об утверждении положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании «Город Льгов"

Другие похожие документы..