Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
- Различные виды лечебных ингаляций на основе натуральных ароматических масел, минералов Мертвого моря и лекарственных препаратов (при необходимости) ...полностью>>
'Документ'
1. Активно содействовать выполнению всех мероприятий в области ГОЧС, проводимых руководством, комиссией по предупреждению и ликвидации ЧС и ПБ штабом...полностью>>
'Книга'
В своем первом большом романе "Смерть - дело одинокое", написанном через 20 лет после романа "Что-то страшное грядет", мастер сов...полностью>>
'Документ'
Обязательной государственной регистрации во Всероссийском научно-техническом информационном центре (ВНТИЦ) подлежат все открытые НИОКР (но не учебно-...полностью>>

Программа проведения круглого стола 9 24 июня 2004г. 9

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Тяжелое, ранящее чтение

Целая анатомия создана на эту тему, но многое ли задержалось в памяти. Прежде всего, в голову приходят песни военных лет. А если вспомнить прозу. Тех, кто сказал о войне свое правдивое, значимое слово совсем не много: В. Астафьев, В. Быков, А. Адамович, В. Гроссман. Кто еще? Эта тема, как черная рана, засасывала, а порой разрушала людей. Трагедия В. Гроссмана, В. Быкова. О Василе Быкове была подготовлена телевизионная передача. Случилось это незадолго до смерти писателя. Запомнилось не сказанное о Василе Владимировиче, а его лицо – измученное, отрешенное.

С Астафьевым несколько иная история, да, и он сказал свое горькое, правдивое слово о войне, но подходил к этому постепенно. Конечно, в 70-80-е уже были написаны "Звездопад", "Пастух и пастушка", но были и "Синие сумерки", "Падение листа", "Царь-рыба", наконец, до оскомин изучаемая в школе.

Почему-то в памяти задержался такой эпизод. Ранняя осень, я копаюсь в огороде. День на редкость тихий, спокойный, прозрачный. Рядом соседи тоже успевают убрать урожай, у кого-то включен приемник, передают новости, играет музыка. И вдруг зазвучало Слово. Хорошо поставленный голос мастерски читал прекрасную прозу. Эффект усиливался еще тем, что красота текста была созвучна моменту, это был гимн природе. Слушать хотелось бесконечно, и еще мучила мысль: чье это? Чтение закончилось и диктор сообщил: "Вы слушали отрывок из произведения Виктора Астафьева "Ода русскому огороду". Стало стыдно за себя, как же не узнала или не знала?

Наверное, эта любовь к земле помогала жить, гнала в родной Красноярск, где оказался он лишь в 1980-м году, наверное это. Потому что в остальном Красноярске была та же "счастливая жизнь, которую хватили они с женой полной мерой в самом счастливом и свободном государстве под названием СССР" (В. Астафьев. Расскажу о себе // Рос. газ. – 2004. – 30 апр. – с.7).

Вплотную к теме войны Астафьев приблизился уже в 90-е годы. Когда читаешь заглавие произведения –"Прокляты и убиты", нет повода сомневаться, что его автор пойдет до конца в своей правде о войне. Он подготовил нас к своей правде ранними произведениями, публицистикой, немногочисленными интервью. Одним из первых сказал о том, что страшная жертва блокадного Ленинграда была неоправданна. Сейчас об этом вообще предпочитают молчать.

"Прокляты и убиты", "Веселый солдат", совсем позднее – "Пролетный гусь" – тяжелое, ранящее чтение.

Лейтмотив произведений – ледяное равнодушие государства к человеку, солдату, который почему-то ценой своей жизни должен обеспечивать сохранность мундира начальника, будь-то на войне или в мирной жизни.

Об этих произведениях критики говорили подробно и много. Были восторженные отзывы, были сдержанные. Астафьев, как и любой талант, вниманием литературоведения не обделен. Не мне судить, понят ли?

В свое время писателя обвинили в антисемитизме. Я в этом его муссировавшемся произведении ничего вопиющего не усмотрела, но насторожилась. Что скажет, о чем будет писать дальше Астафьев? Ведь тема особого пути России, геноцида русского народа набирала обороты. А он ничего особенного на эту тему больше не сказал, по крайней мере публично. Продолжал писать свою прозу, ту, что читаем сейчас. И отлегло от сердца, не разочаровал.

О человеческих качествах Виктора Петровича тоже написано много, особенно после его смерти. По-настоящему его могли знать только родные и близкие друзья. Сейчас все чаще проводится мысль, что гений и злодейство вещи очень даже совместные. Только вот никак не похож Астафьев на злодея. Вы видели его фотографии?

1. Астафьев, В.П. Собрание сочинений. В 6 т. Т.2. Ода русскому огороду : рассказы. – М.: Мол. гвардия, 1991. – 703 с.

2. Астафьев, В.П. Падение листа : роман, рассказы. – М.: Сов. Писатель, 1988. – 511 с.

3. Астафьев, В.П. Пастух и пастушка. – М.: Сов. Россия, 1989. – 605 с.

4. Астафьев, В.П. Повести. – М.: Худож. лит. – 1984.

5. Астафьев, В.П. Прокляты и убиты : роман. // Новый мир. – 1992. – №10-12.

6. Астафьев, В.П. Веселый солдат : повесть // Новый мир. – 1998. – №5. – С. 59; №6. – С. 3-82.

7. Астафьев, В.П. Пролетный гусь: рассказ. // Новый мир. – 2001. – №1 – С.7-37.

Е. Е. Войтинская,

гл. библиограф ЦБС,

г. Березовский

Правда войны

Из опыта ЦБС г. Краснотурьинска

"Начать с себя..." - так можно назвать подборку материалов из ЦБС Краснотурьинска. Краснотурьинцы действительно начали с себя, проведя блиц-опрос библиотекарей. Результаты опроса показали истощение нравственных и физических сил специалистов, поэтому командование Краснотурьинской ЦБС приняло решение открыть "второй фронт". Работа над собой, профессиональное самопознание - это и есть тот "второй фронт", который поддерживает профессиональные обязанности и "боевые" действия на "линии огня".

Основная стратегическая установка: развитие творческих технологий по всем направлениям деятельности (не только по теме "Великая Отечественная война"). Это требует от библиотекаря огромной предварительной подготовки, труда души и сердца. "Уже известные нам книги, факты, события нужно пропустить через себя, по-новому, по-другому переосмыслить. Здесь старые схемы не подойдут: и цитаты из текста нужно взять другие, и поступки героев представить с учетом психологии современного ребенка, и рассказать о нравственных ценностях, таких старых и известных нам, но почему-то таких непонятных современному поколению. Вот и получается: начинать-то надо с себя..."

Начать с себя…

В библиотечной работе, как и во многих других, большое значение имеет личный пример. Оно и понятно: чем лучше библиотекарь знает книгу, тем выше вероятность того, что эту книгу возьмет читатель. С классикой и современной художественной литературой, особенно массового спроса, проблем вроде бы нет. А вот как обстоит дело с литературой о Великой Отечественной войне? Проведенный в Краснотурьинской ЦБС устный опрос библиотекарей показал: плохо обстоит дело. На вопрос "Какую последнюю книгу о Великой Отечественной войне вы прочитали и когда? "Большинство библиотекарей ответили "не помню, давно". Почти всех библиотекарей вопрос застал врасплох. Чего же мы хотим от читателей, если мы, библиотекари, "сидя на книжках", книг не знаем.

Библиотекарям трудно понять и принять тот факт, что сегодняшнее молодое поколение мало знает о войне. Как же так, мы уже 20 (30 …) лет работаем и все эти годы рассказываем и о блокаде Ленинграда, и о Курской дуге, и о Сталинграде. Но забываем при этом, что дети-то – совсем другие. Двадцатилетние давно выросли и ушли из библиотеки. Да и рассказывали мы все эти годы о войне с учетом того, что основную информацию о ней давали все-таки в школе. Делали свое дело и книги, и песни, и художественные фильмы о войне. Получается, надо заново все рассказывать о том, что, как нам кажется, уже давно всем известно. На самом деле – не известно! Моя дочь, окончившая школу, укорила меня в том, что я ничего не рассказывала ей о Тане Савичевой, погибшей во время блокады Ленинграда. Да о ней все знают! – хотелось сказать мне в оправдание, но я осеклась: а кто знает? Кто им об этом рассказывал? Я – точно не рассказывала, считая, что это сделают в школе.

В 90-е годы библиотекари все чаще использовали так называемые информационно-развлекательные формы работы с читателями. А они предполагают хотя бы минимальное знание исторических фактов и событий. Куда-то делись беседы, читательские конференции и диспуты…

Конечно, у нас есть опыт интересной, необычной работы.

В Центральной детской библиотеке им. Ю.А. Гагарина к "майским" праздникам был оформлен "партизанский уголок": посреди фойе была раскинута палатка, возле нее сооружено небольшое подобие костра с солдатским котелком, фляжкой. На расположенных рядом пеньках лежали противогазы, на березе висели автоматы, на веревке сушилось военное обмундирование (рубашка, брюки, полосатая футболка). Завершали образ лесного партизанского уголка огромные камни-валуны и комнатные растения большого размера.

Восторгу детей не было предела. Дошкольники и младшие школьники залезали в палатку и отказывались ее покидать. Хотелось все потрогать руками – и автоматы, и футболку, и противогазы. Вечерами в библиотеку толпами ходили мальчишки – только для того, чтобы побывать в фойе, посмотреть на уголок.

Уголок был создан общими усилиями библиотекарей под руководством заведующей ЦДБ. Атрибуты военного времени предоставили городской штаб ГО и ЧС и городская организация РОСТО. Библиотекари на своем опыте убедились, как много сегодня значит так называемый "эффект присутствия", или те элементы мероприятия, которые раньше считались дополнительными, необязательными.

В школе № 24 была проведена акция "Война в судьбе моей семьи" по сбору воспоминаний и рассказов бабушек и дедушек о военном времени. Воспоминания были оформлены в специальный альбом, который доступен для чтения всем посетителям библиотеки.

В 2002 году был проведен мини-опрос детей 13-ти лет о Великой Отечественной войне. На первый вопрос "Знаете ли вы, когда была Великая Отечественная война?" все ребята правильно указали годы начала и окончания войны. К сожалению, большинство опрошенных (60 %) не читают книг о войне. На последний вопрос "Ваше отношение к войне" ребята ответили:

– "Война – это плохо, погибает много людей"

– "Хочу, чтобы не было войны и чтоб был мир на всей земле"

– "Война – это очень страшная вещь"

Но был у нас и неудачный опыт: книжная выставка, посвященная пионерам-героям, на которой были представлены портреты детей и книги о них. К выставке подходили единицы и тут же отходили. Проанализировав ситуацию, мы поняли свои ошибки:

– не было вывешено информации о том, кто это такие – пионеры-герои, а сами дети, как потом оказалось, этого не знали;

– книги в старом издательском оформлении отталкивали.

Наверное, нужно было придумать что-то такое, что сыграло бы роль мостика, перехода от сегодняшних детей к тем далеким детям и далеким событиям.

Вообще, мы разучились говорить, обсуждать, рассказывать. Вот и в планах библиотекарей Краснотурьинской ЦБС на 2005 год стоят, как обычно, викторины, конкурсы, брейн-ринги… Правда, появились беседы о книгах В. Быкова, Н. Симонова, С. Смирнова, беседы о героях Великой Отечественной войны. Интересна идея организации книжной выставки "Великая Отечественная война: черные дыры, белые пятна" по темам, предложенным самими читателями. В ходе предварительного опроса у читателей выясняют, какие факты из истории войны их интересуют, что они хотели бы узнать поподробнее, что для них непонятно, о чем они мало знают и т.д. Такая тенденция в планировании деятельности библиотеки радует.

Время диктует необходимость творческого подхода в работе, и не только к теме Великой Отечественной войны. Но мы этого делать не умеем, не хотим, еще не научились или уже разучились. Ведь творческий подход требует от библиотекаря огромной предварительной подготовки, труда души и сердца. Уже известные нам книги, факты, события нужно пропустить через себя, по-новому, по-другому переосмыслить. Здесь старые схемы не подойдут: и цитаты из текста нужно взять другие, и поступки героев представить с учетом психологии современного ребенка, и рассказать о нравственных ценностях, таких старых и известных нам, но почему-то таких непонятных современному поколению. Вот и получается: начинать-то надо с себя…

Е. Токмакова, зам. директора

МУ "ЦБС",

г. Краснотурьинск

Правда войны, правда подвига

О жизни и творчестве писателя Василя Быкова (1924-2003)

Вся суть в одном единственном завете:

То, что скажу, до времени тая,

Я знаю это лучше всех на свете –

Живых и мертвых, – знаю только я.

А.Твардовский

Когда-нибудь о минувшей войне будут писать люди, которые там не бывали и в те времена не жили. Василь Быков принадлежит к тому отряду писателей, творческая биография которых началась и во многом сложилась в годы Великой Отечественной войны. Жизненный опыт, герои книг и сюжеты, которые легли в основу его произведений – все это почерпнуто им из тех событий, которые навсегда оставили в сердце нашего народа глубокую, не остывающую рану.

Биография В. Быкова началась как обычно. Родился он 19 июня 1924 года в Белоруссии, неподалеку от Полоцка, в деревне Бычки, в простой славянской семье. Там прошло детство писателя. Было оно бедное, "скудное на радости и трудное, как и все в то время". Позднее Быков скажет: "Я не люблю своего детства. Голодная жизнь, когда надо идти в школу, а нечего поесть и надеть… Единственное, что было отрадой, – это природа и книги. Летом – озеро, лес, рыбалка. Если позволяло время, конечно. Ведь надо было работать. И надо, да и заставляли…"

Как вспоминает сестра В. Быкова, Валентина, он с малых лет увлекался литературой, увлеченно читал книги, брал их даже на деревенские вечеринки.

Окончив среднюю школу, В. Быков перед самой войной поехал на Украину – собирался поступать в индустриальный институт. Но война распорядилась по-своему. В. Быкова направили в инженерный батальон, на строительство оборонных укреплений. Потом было участие в тяжелых боях на Юго-Западном фронте, пехотное училище в Саратове. После училища, в котором В. Быков получил звание младшего лейтенанта, снова бои на Украине, в Румынии, Венгрии, Австрии.

Ему, наскоро обученному в разгар войны младшему лейтенанту, принявшему взвод автоматчиков, еще не было двадцати. Добраться до этой круглой даты шансов у него было не очень много.

В. Быков как-то рассказал о своем первом дне на передовой, о первом бое: командир роты "подвел меня к коротенькому строю моего стрелкового взвода. Он представил взвод мне, а меня представили бойцам – хмурым, невыспавшимся, озябшим, ждущим запаздывающий завтрак. Я хотел о чем-то расспросить бойцов, но он нетерпеливо бросил: "Ладно, познакомимся. Командуй. Через 20 минут атака".

Через 20 минут была атака, бешено стегали вражеские пулеметы, а минные разрывы черными пятнами за десять минут испещрили все поле. Вскоре мы залегли, казалось, не в состоянии больше подняться. Чтобы определить плотность огня, командир роты на несколько секунд вскинул над собой лопатку, и в металле ее сразу же появились две рваные дырки. И все-таки мы встали, подняли бойцов и атаковали село, на краю которого в братской могиле осталась треть нашей роты…"

На Украине, вблизи г. Кировграда, есть братская могила. Среди имен погребенных в ней воинов значилось и имя Василя Быкова. Но это была ошибка. Однако смерть, которая много раз ежедневно, а то и ежечасно подстерегала каждого фронтовика, тогда прошла совсем рядом. Из ее цепких лап В. Быкова вырвал фронтовой товарищ, командир роты. В последний момент он подорвал фашистский танк, который догонял раненого в ногу Быкова. Опасность была настолько близка, что и после взрыва гранаты вражеская машина, уже останавливаясь, все же вдавила в снег полы шинели распластанного на земле, раненого Василя Быкова. Ноги он успел подобрать под себя.

Позже у Василя Быкова было второе ранение. А в Венгрии, перед самой Победой, было и такое: в полуметре от Быкова упал снаряд, но, к счастью, не разорвался.

В 1988 году Василь Быков выехал из Белоруссии по приглашению в Финляндию для лечения и работы, а с 2000 года проживал в Германии. Умер писатель в 2003 году на своей Родине, в Белоруссии.

Василь Быков – Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии СССР и БССР, народный писатель Белоруссии.

В литературу В. Быкова привело увиденное и пережитое на фронте. Он серьезно заявил о себе в литературе в конце 50-х годов. За его плечами был солидный военный опыт. Он пришел в литературу, чувствуя себя обязанным рассказать о том, насколько тяжела была Великая Отечественная война, как нелегко давалась Победа, какие тяжелейшие усилия миллионов людей потребовались для того, чтобы добыть ее в огне ожесточенных боев. То, о чем он писал, он видел собственными глазами, и сам испытал все то, что выпало на долю советского солдата в той жестокой войне.

Из произведений В. Быкова можно многое узнать о войне, о тяжких испытаниях. Каков человек в условиях войны, с чем ему приходится встречаться помимо столкновений с врагом, как фронтовые ситуацию влияют на его нравственную природу, чего стоит победа человеческого духа – все это описывает в своих повестях В. Быков. Описывает на конкретных примерах жизни обыкновенных, простых людей. На героев Быкова обрушиваются не только непосильные тяготы и невзгоды, бесчисленные опасности – им еще уготованы мучительные испытания на душевную прочность, они должны совершить выбор, цена которому – жизнь. В. Быков выбирает такие ситуации, когда перед человеком встает проблема единственного выбора – умереть или купить себе жизнь ценой предательства.

"Они шли по глухой, занесенной снегом дороге, на которой уже не осталось ни следа от лошадиных копыт, полозьев или ног человека…". Так начинается повесть В. Быкова "Сотников" (1970). Это одна из лучших повестей В. Быкова. Она показывает подвиг больного, израненного человека, выдержавшего нечеловеческие мучения, пытки и гордо погибшего на сельской площади. Сотников сделал свой выбор. Одновременно с этим рассказывается о его соратнике по партизанскому отряду. Сильный, смелый, ловкий Петр Рыбак тоже сделал свой выбор – он стал предателем.

Партизаны – Рыбак и Сотников – посланы из находившегося в лесу партизанского отряда за продовольствием. Хутор, куда они пришли, оказался сожженным. Партизаны пошли в соседнюю деревню и взяли овцу у старосты.

Возвращались ночью, по лесу, часто проваливаясь в снег; сбившись с дороги, попали под обстрел. Рыбак шел впереди, неся овцу. Сотников прикрывал его, отстреливаясь. Он был плохо одет, голоден и сильно простужен. Это затрудняло их передвижение, а тут еще Сотникова ранили в ногу…

Ночь подходила к концу. Заметив вдали что-то чернеющее, партизаны решили – роща и пошли к ней. Но попали на деревенское кладбище. Увидев у края кладбища одинокую избу, вошли в нее. Хозяйка избы спрятала их на чердаке. Внезапный приступ кашля, случившийся с Сотниковым в то время, когда в избу вошли немцы, выдал их. Допрос Сотникова и Рыбака показал, насколько разными людьми они были.

Морозным утром задержанных повели на казнь. Только Рыбаку, пошедшему по пути предательства, развязали руки и поручили вести ослабевшего и замерзшего Сотникова к месту казни. Сотников гибнет, не пытаясь спастись. Он считает, что в сложившихся обстоятельствах для него другого достойного выхода просто нет.

Кому и как жить в народной памяти, как отразится наша жизнь на судьбе потомков – основная мысль повести "Обелиск" (1972).

До войны Алесь Иванович Мороз работал учителем в одном из сел Западной Белоруссии. Там еще только налаживалась новая жизнь. Но началась война… И произошла с его учениками следующая история. Втайне от своего учителя они задумали убийство ненавистного фашиста. Они предусмотрели все, кроме собственной неопытности и жестокой, беспощадной силы фашистов. "Все кончилось тем, чем и должно было кончиться": они были схвачены и обречены на муки.

Четырнадцатилетние подростки сделали все возможное: они не подчинились грубой, бесчеловечной силе и молчали под пытками. Алесь Иванович узнал об этом в партизанском отряде, куда ушел накануне. И он сделал то, что подсказала ему совесть: добровольно сдался фашистам, чтобы умереть вместе со своими учениками. Решение умереть вместе с ними – закономерный итог его убеждений, всей его прожитой жизни.

Даже в свой последний час, поддерживая любимого ученика Миклашевича и идя вместе с ним на казнь, он думал не о себе. Миклашевич чудом уцелел – израненного его подобрали в болоте и выходили. Память о тех днях и о своем учителе он сохранил на всю жизнь.

Позже всем ученикам Мороза был воздвигнут обелиск. Однако на обелиске рядом с именами учеников долго не было имени их учителя Мороза. По мнению некоторых героев повести, Мороз не совершил ничего героического, поэтому и включать его в список погибших совсем не обязательно.

Долгие годы бился сельский учитель Миклашевич, чтобы имя погибшего Алеся Ивановича Мороза появилось на обелиске рядом с именами его учеников.

В повести "Знак беды" (1983) Василь Быков сосредотачивает внимание на истоках героического подвига личности. На этот раз перед читателем предстают крестьяне оккупированного фашистами хутора. Война настигает всех и всюду, даже жителей этого маленького уголка среди болот, кочек, оврагов. Кажется, что на всем лежит знак беды. Война – это общее бедствие, как мор или чума. Жителями оккупированных деревень она ощущается острее, так как власть получают прислужники фашистов из своих же, деревенских, местных, всем хорошо знакомых.

Хуторянин Петрок Богатько – тихий, робкий по натуре. Он всегда старался держаться в стороне от бурных событий, предпочитал переждать, отсидеться. Но жизнь распорядилась по-своему. Фашистская оккупация сломила, сбила привычный ход его мыслей, он не знает, что делать, куда идти. Даже в душе такого смирного человека возникает волна ненависти, гнева и протеста, обрекающего Петрока на страдания и арест.

Иначе реагирует на жестокость и зверства полицаев его жена Степанида. Нелегкая жизнь за ее плечами: тревоги, беспокойство, чем накормить детей и мужа, как экономнее растянуть кусок хлеба, дожить до свежей картошки.

В отличие от Петрока, Степанида обладает активным, сильным характером. Жизнь научила ее решать не только семейные, но и более глобальные проблемы. Она принимала близко к сердцу многие чужие беды.

Задумав разрушить мост, которым пользовались немцы, она не рассчитывает ни на чью помощь: муж арестован, другие односельчане не пойдут на риск. Степанида действует в одиночку. Оставшиеся крохи своего хозяйства она отдает в обмен на бомбу, спрятанную одним из сельчан, а последние свои силы – на то, чтобы перепрятать ее в потайное место. Приход немцев, которые ищут бомбу, означает конец ее планов. Но Степанида не сдается. Заперев дверь в хату, она поджигает в избу и погибает в огне с сознанием того, что враги будут бояться до последнего издыхания, не будут спать ни днем, ни ночью…

Так оно и вышло: хутор горел еще ночь и следующий день, море огня бушевало с воем, треском, гулом.

"Степанида вытащила из узкой горловины (бутыли) деревянную затычку и плеснула на дверь, потом по обе стороны от нее – на стены и в угол. Она и сама ненароком облилась, руки, ноги, юбка – все воняло керосином, но теперь это не имело значения. Бросив на пол посудину, она из маленького кармана ватника достала спички, которыми так и не успела растопить грубку, и, стоя на коленях, чиркнула спичкой по коробку.

Но с первой спичкой ее постигла неудача, дверь не загорелась, спичка потухла. Тогда она стянула с головы платок и остатками керосина полила на него из бутыли, зажгла вторую спичку, платок сразу же вспыхнул багровым пламенем, и она, обжигая руки, бросила его на порог…"

Вся нелегкая довоенная жизнь подготовила Степаниду к этому поступку, который вызывает у читателя повести сострадание, скорбь, преклонение.

В повести В. Быкова "Пойти и не вернуться" (1978) главным героем является молодая девушка. Никто не рождается для войны, а Зоська Нарейко – тем более. Она только-только начала учиться в педагогическом техникуме и была бы, наверно, хорошей воспитательницей детского сада или учительницей начальных классов в сельской школе. Наверное, вышла бы замуж за Сашку, который за ней ухаживал, жила бы своим домом, нарожала бы детей, была бы хорошей хозяйкой и матерью.

Но война нарушила ход мирной жизни и тихая Зоська становится партизанкой. Ее обязанности просты: она состоит при кухне. Но пришел час, когда нужно Зоське выполнить свой долг. Ей нужно одной идти на задание, сложное и опасное: найти и установить связь с группой партизан, которые ушли из отряда и не вернулись. Им нужно помочь, либо проследить путь их гибели. Для Зоськи очень важно выполнить это задание, но ей не суждено будет это сделать.

Этой повестью писатель показывает, как девушка выполняла долг бойца и гражданина. Автор показывает, как угасает, не успев разгореться, жизнь молодой девушки.

Действие повести "Карьер" (1985) происходит в военные и в послевоенные годы. Герой повести – Агеев хочет разыскать останки женщины, которая во время войны была расстреляна на краю карьера.У него нет точных данных о том, что она погибла именно здесь, но он твердо знает: если она погибла, то в этом повинен он, пославший ее на смерть.

В тяжкую осень 41-го года старший лейтенант Агеев был ранен, оказался на оккупированной территории. Подпольщики доверились ему, сделали связным. Но, с другой стороны, начальник местной полиции вынудил Агеева дать подписку о сотрудничестве или… Агеев не умолчал, рассказал об этом своим товарищам. Теперь важнейшим для него стало: не отвернутся ли от него товарищи?

Подпольщики принесли взрывчатку, которую надо было переправить дальше. Это был долг Агеева перед собой, перед теми, кто ему поверил, дал приют, кто жертвовал собою ради него. Но сам Агеев нести взрывчатку не мог – не имел права рисковать драгоценным грузом, явкой. Агеев послал на станцию Марию. Но Марию схватили немцы.

Агеев так и не узнал, что стало с девушкой. Страх перед тем, что товарищи-подпольщики его отвергнут, что он утратит их доверие стал главной причиной, которая толкнула Агеева на этот роковой шаг. Он пожертвовал девушкой, которую любил. Всю свою жизнь Агеев мучился от того, что погубил чужую жизнь, хотя его никто ни в чем не винит и не обвиняет. Винит и обвиняет его только собственная совесть.

Агеев перерывает почти весь карьер, но ничего не находит. Он уезжает из поселка, где он когда-то прятался от немцев, где произошла эта трагическая история. Он не знает, жива эта девушка или нет. Он не знает, наказал он себя или нет – боль сжимает его сердце и слезы стоят на глазах. Нет, думает Агеев, несмотря на то, что он действовал в общих интересах и за его поступками стояла общая польза, он не имел права рисковать чужой жизнью. Ведь человеческая жизнь стоит на первом месте.

"Раскопки", которые ведет Агеев в своей памяти – это и есть его суд над собой, над своим прошлым. Ему стало ясно, что он ошибался. И он не может простить себе этой ошибки, не может снять с себя вину.

Василя Быкова читать тяжело: он не признает умолчаний, не отворачивается от сложностей, грозящих бедой и кровью. Беда у него – действительно беда, кровь – кровь. Да, читать Быкова тяжело, но его книгу нельзя, невозможно отложить, не дочитав. Она не отпускает. Она заставляет встать на место героев и пережить то, что переживают они.

Василь Быков – беспощадный художник. Он не боится говорить самую беспощадную правду о том зле, которое творят люди, о подлости, предательстве. И при этом он всегда на стороне тех, кто обездолен, гоним, унижен и предан.

Литература:

1. Быков, В. Колокола Хатыни. – М. : Правда, 1987.

2. Дедков, И.А. Василь Быков. – М. : Советский писатель, 1980.

3. Иванов, Д.К. Герой в современной прозе. – М: Знание, 1988.

4. Иванова, Л.В. Не смолкнет слава (Историзм прозы о Великой Отечественной войне). – М.: Знание, 1988.

5. Лазарев, Л.И. Это наша судьба. – М. : Советский писатель, 1983.

6. Перспектива-87. Советская литература сегодня : сб. – М.: Советский писатель, 1988.

7. Портреты и проблемы : статьи о писателях-современниках : сб. – Л.: Худож. лит., 1977.

8. Руднева, Е.Г. От сердца к сердцу (Нравственный пафос художественной литературы). – М. : Знание, 1984.

Произведения В. Быкова

1. Быков, В.В. В тумане : повести. – М. : Советский писатель, 1989.

2. Быков, В. Волчья стая : повести. – М. : Дружба народов, 1995.

3. Быков, В. Волчья яма : повести и рассказы. – М.: Дружба народов, 2001.

4. Быков, В. Дожить до рассвета : повести. – М. : Советский писатель, 1976.

5. Быков, В. Его батальон : повести. – М. : Молодая гвардия, 1976.

6. Быков, В. Знак беды : повесть / В. Быков // Роман-газета. – 1985. – № 2. – С. 1-96.

7. Быков, В. Карьер : повести. – М. : Известия, 1990.

8. Быков, В. Пойти и не вернуться : повесть / В. Быков // Роман-газета. – 1979. – № 1. – С.1-71.

9. Быков, В. Обелиск. Сотников : повести. – М.: Дет. лит., 1988.

10. Быков, В. Облава : повести. – М. : Дружба народов, 1991.

11. Быков, В. В. Собрание сочинений : в 4-х т. Т.1. Повести. – М.: Молодая гвардия, 1985.

Н. Д. Асадулина,

зав.абонементом ЦГБ,

г. Краснотурьинск



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа поддерживается Европейской Комиссией. "Миграция и Право" представляет собой сеть юридических консультаций для беженцев

    Программа
    Проект осуществляется в рамках программы “Миграция и Право”, проводимой ПЦ “Мемориал” с 1996 года при поддержке УВКБ ООН и фондов Форда и Мотта. С 2005 года программа поддерживается Европейской Комиссией.
  2. Программа развития бухар-жырауского района на 2011-2015 годы

    Программа
    Территория района составляет 14,6 тыс. км² (3,4% общей площади территории Карагандинской области). Административно-территориальное деление Бухар-Жырауского района на 01.
  3. Программа мероприятий празднования Дней исторического и культурного наследия Москвы 18 апреля и 18 мая 2010 года

    Программа
    Выставка «Дворец милосердия. К 200-летию Странноприимного дома графа Н.П. Шереметева» (в здании НИИ СП им. Н.В. Склифосовского, по адресу Б.Сухаревская пл.
  4. Программа развития муниципального бюджетного общеобразовательного    учреждения «Cредняя общеобразовательная школа №76» Октябрьского района г. Новосибирска

    Программа
    Настоящая программа инновационного развития муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «средняя общеобразовательная школа №76» Октябрьского района г.
  5. Льговского Городского Совета депутатов от 28. 03. 2011г. №28 "Об утверждении положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании Город Льгов\"; - программа

    Программа
    - Льговского Городского Совета депутатов от 28.03.2011г. №28 "Об утверждении положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании «Город Льгов"

Другие похожие документы..