Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
На сайте факультета разместить раздел КПК для учителей истории и обществознания, по читаемым преподавателями кафедры Истории и МПИ дисциплинам. Раздел...полностью>>
'Бизнес-план'
реальных инвестиций для развития организации» Кравчук Алексей Николаевич «Причины высокой себестоимости производства в России» Курылина Нелли Романов...полностью>>
'Вопросы к экзамену'
Облик журналов в 1840-х и позднее во многом определялся взглядами и партийными пристрастиями издателей, поэтому, переходя из рук в руки, журнал мог и...полностью>>
'Задача'
Кризисы в мировом хозяйстве характеризуются следующими факторами: не хватает рабочих мест, группы способных и желающих трудиться рабочих жестоко искл...полностью>>

Программа проведения круглого стола 9 24 июня 2004г. 9

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Вся работа проходит в несколько туров. 1-й – исторический (вопросы, связанные с войной) 2-й тур – поисковый (дети моей семьи в войне), 3-й тур – творческий – мастер-класс (посылку – в воинскую часть). Работает музыкальный салон.

Образным и взволнованным было выступление ведущего сотрудника исторического музея г. Серова Натальи Николаевны Синяковой, которая считает, что музею "на роду написано заниматься патриотической работой". Исторический музей города Серова имеет богатые фонды не только по Великой Отечественной войне, но и по гражданской, и по Первой Мировой. Собираются материалы об участниках военных конфликтов в Чечне и Афганистане. Часто с запросами и помощью обращаются родственники ветеранов. Традиционны выставки в День Защитника Отечества и День Победы. Реликвии войн – "от кольчуги до мундира". Проводится много экскурсий, но не только в стенах музея. Кроме того – передвижные выставки. Как, например, эта – на этом моменте выступления Наталья Николаевна обращает внимание собравшихся к уникальной выставке раритетов военного времени в настоящих музейных прозрачных "коробах" выше человеческого роста – это выглядит очень авторитетно. За стеклом – мундиры и тельняшки, старинное оружие, личные вещи, треугольники писем. Так исторически сложилось, что Серов представлял в нашей армии Военно-морской флот. В праздники на улицах этого города разгуливают ребята "в бескозырках беленьких, в полоску воротник". В годы войны тоже было много моряков. Такая вот романтика в лесах Урала. А еще работники музея формируют папки "Серовцы – герои Советского Союза и России", "Труженики тыла"; проводят уроки мужества, уроки Мира, организуют встречи с ветеранами. Работа не прекращается даже во время ремонта музея.

Можно только позавидовать такой тесной дружбе библиотеки и музея!

В разговоре библиотечных специалистов Северного округа принимали участие ветераны войны и их дети, автор книги "Солдаты Победы" Анатолий Иванович Антонов, читатели.

Анатолий Иванович Антонов, автор книги "Солдаты Победы", выразил признательность собравшимся за работу на таком трудном направлении – патриотическом – признательность от себя лично и от Совета ветеранов города и района (Анатолий Иванович является заместителем председателя Совета). В прошлом – учитель, журналист, ветеран, Анатолий Иванович рассказал о трудностях, которые всегда возникают в небольших городах в таком серьезном деле, как издание настоящей книги. Можно сказать, что эта книга – исследовательский подвиг автора к 55-летию Победы. Анатолий Иванович знает очень много своих земляков – этому способствовали и работа, и просто любовь к людям. Конечно, чтобы собрать такой значительный материал и издать книгу, потребовались серьезные усилия. Все герои книги – выходцы района, среди них только один генерал, остальные – рядовые солдаты. "Есть у нас одиннадцать Героев Советского Союза, многие из них имеют и дальнейшую славную биографию. Это наши земляки – учителя, крестьяне, металлурги. Они учились здесь, в соседней школе. А сейчас ребята читают о них в книге "Герои Победы" и пишут рефераты и сочинения. Вот она, наша "малая родина". А теперь надо искать спонсоров для дальнейшей работы, издания второго тома – "Солдатская слава". Наверное, стоит обратиться к Н.К. Ветровой, министру культуры".

Такая краеведческая и патриотическая работа не может не вызывать уважения. Серов – город патриотов!

Архипова Светлана Григорьевна, дочь ветерана войны Г. В. Нечипоренко, рассказала о своем опыте патриотического воспитания. Особенно никто, кажется, этим не занимался, тем не менее, сыновья от армии не "косили". И дети сестры, то есть другие внуки ветерана, все прошли эту школу. Старший сын служил во флоте. Не надо было упрашивать, с удовольствием шли в армию. Светлана Григорьевна ведет переписку с однополчанами отца – с каждым годом их становится все меньше, приходят скорбные письма. Бывает, что самим страшно писать. Самые "дальние" однополчане живут в Израиле. Очень трогательно, что папу называют "братухой". "Ну а мы – дети братухи, значит, нас надо поддержать, ободрить, утешить. Это особенно удивительно, ведь нашим утешителям по 83-86 лет. Очень хорошо, что мои дети, внуки ветерана – читатели этой библиотеки, всем интересуются. Сама я не видела войну, но знаю ее из рассказов родителей. А мои родители познакомились в 1945 году в Севастополе и были вместе 52 года. Внуки все это видели, знали, это было для них примером. Поэтому очень приятно получить утвердительный ответ, когда их спрашиваешь: "Ты все еще дедушку помнишь?"

А теперь я хочу сделать библиотеке подарок – вот книги, которые любил мой папа, и его фото".

Тамара Григорьевна Акимова, сестра Светланы Григорьевны, также занимает активную жизненную позицию, встречается с читателями, рассказывает о воспоминаниях отца, который был матросом, воевал на Черном море. Встречи с ребятами производят неизгладимое впечатление. Особенно интересно общаться с теми, кто служил "на морях", это какое-то особенное военно-морское братство. Эти встречи вызывают патриотические чувства. Семьей Тамары Григорьевны был передан в фонды серовского музея флаг, привезенный из Севастополя, а также фронтовые письма.

Своеобразным, хотя и вполне традиционным, было выступление Ивана Анемподистовича Постникова, ветерана Великой Отечественной войны, героя книги "Солдаты Победы". Иван Анемподистович – былинный богатырь, высокий для этой местности, для этого времени, для своих 83-х лет. Он был призван в армию в 1939 году, так что период службы был долгим. Прошел Украину, Белоруссию, Польшу, дошел до Берлина. Иван Анемподистович возмущался поведением некоторых молодых людей, жизнь и поведение которых он наблюдает из окна своего дома, находящегося в непосредственной близости от школы. Ветеран сожалеет, что вот-де какое поколение вырастили. Тем не менее сам вдруг обмолвился, что внуки его (пять внуков) в армии служить не хотят, а он этого понять не может. Мы, говорит, сами немножко виноваты, фронтовики. Все вопросы к молодежи: кого целовал, где танцевал? Ничего дети не знают о войне, не интересуются, "идут не по той тропе". Далее фронтовик очень убежденно говорил, что воевал за Сталина! А про репрессированных – это все слухи. "У нас длинная улица была, а что-то никого я не помню, чтобы кто-то был репрессирован. "Штрафбат" – ерундистика, чушь сплошная".

Отвечая на вопросы собравшихся, И. А. Постников сделал еще несколько горьких признаний: из семи детей в его семье трое погибли в годы войны, но самое грустное – только с одним внуком общается, остальных даже в гости не приглашает.

Можно сказать, что фронтовая биография нормально сложилась у Ивана Анемподистовича, но когда вопросы и ответы стали "накаляться", очень своевременно Галина Шумайлова вручила ветерану цветы, сказала теплые слова и пригласила пить чай. Верное решение, потому что у молодого поколения есть собственные суждения (которые они пытались выразить в своих вопросах), а точка зрения фронтовика тоже вполне устойчивая, вряд ли стоит пытаться изменить ее. Надо просто благодарить фронтовиков за все, что они сделали для нас, что вложили в эту победу. Они имеют право на свою позицию!

Внук ветерана Ваня Катюргин, юный студент педагогического колледжа (именуемый в дальнейшем Иваном Владимировичем) решил поспорить со старым фронтовиком по вопросу желания или, наоборот, нежелания служить в армии. " Кто хочет служить в армии, если есть риск погибнуть от рук своих? Это не секретная информация, это всем известно! У меня два дедушки. Было. Ни одного я не застал! Мы ездили в бабушке, там хранятся награды, которые достались нам в наследство. Есть ордена и медаль "Наше дело правое, мы победим!" То есть я понимаю, что мой дедушка был героем, я им горжусь. Но как это может быть связано с тем, что я не хочу служить в армии, например? Если надо будет, то и мы пойдем защищать свою Родину. Только правду мы должны знать! Какие книги мне нравятся? "Я – русский солдат", "В списках не значился" и другие книги Бориса Васильева. Историю изучать мне нравится. Возможно, на меня повлиял Егоров Николай Алексеевич, начальник гороно и учитель истории. Хороший учитель! Мы такой народ русский – долго раскачиваемся. Под игом сидим-сидим, но потом встаем все-таки. Так же и в войне 1812 года – упали духом, а потом поднялись".

– А ты считаешь себя патриотом?

– Да. Страны. Но не правительства!"

Да, уже не в первый раз замечено, что молодое поколение четко отделяет любовь к стране и чувства к правительству. Повод задуматься последнему. В смысле, чиновникам. Вообще наш юный друг Иван Владимирович подтвердил все предыдущие высказывания – к консенсусу прийти невозможно.

Марина Вячеславовна Ивашина, ведущая круглого стола, подвела итог заседания, прибегнув к интересному сравнению: в сказке Е.Шварца "Снежная королева" Кай в самую трудную минуту жизни попытался вспомнить "Отче наш", но вспоминалась почему-то только таблица умножения. Кто знает, что понадобится нам в трудную минуту? Кто скажет, что вот это надо, а это – нет? Может и таблица умножения пригодиться! Но мировоззрение, нравственные проблемы всегда намного важнее, чем физика и математика. Нужны книги, которые помогут нам думать! Думать о главном в трудную минуту, чтобы выстоять, чтобы принять верное решение! Наш юный друг Иван Владимирович только что подтвердил все предыдущие высказывания – к консенсусу прийти невозможно. Но что мы должны всегда помнить: литература не дает ответы – она их ставит! И она поможет нам сделать выбор – быть Человеком в любых условиях!

Н. В. Логинова,

гл. библиотекарь рекламно-издательского сектора

Свердловской областной библиотеки для детей и юношества

Новый герой современной литературы

"Я не буду тебя учить, потому что ты не знаешь своего сердца. Сначала узнай, почему ты хочешь учиться. Познание – дело чрезвычайно серьезное… В этом мире подарков не раздают и всякое знание дается с великим трудом… Человек идет к знанию, как идут на войну – пробудившись и исполнившись страха, благоговения и непоколебимой уверенности. Идти к знаниям или на войну по-иному - грубая ошибка… Когда человек выполняет эти условия, даже потерпев поражение, он всего лишь проигрывает битву, но себя упрекнуть ему не в чем". Карлос Кастанеда "Учение дона Хуана"

Эту замечательную фразу Карлоса Кастанеды можно истолковать и так: главное для человека – тема самостояния. На войне человек может проиграть битву, потерпеть поражение, но он должен быть честен перед собой. Это и будет его победой. Это знание дается нелегко. Но "…человек идет к знанию, как идут на войну – пробудившись и исполнившись страха, благоговения и непоколебимой уверенности" овладеть этим знанием.

Когда мы говорим о человеке на войне, о героизме, о герое в литературе о Великой Отечественной войне, мы не можем обойти вопроса о проблеме положительного героя в литературе. Этот разговор получил развитие на круглых столах "Великая Отечественная война: взгляд из XXI века", проведенных в Екатеринбурге и Серове. Были высказаны предположения, что, не находя в современной литературе образа положительного героя, мы вынуждены будем вернуться к "старым образцам". Но может ли это решить проблему в стране, где отсутствует идеология? Когда появляется герой и что для этого требуется? И требуется ли? И какой герой? Может ли существовать литература без героя? Разумеется, тема требует развития в обстоятельном исследовании.

Началом серьезного разговора о "герое нашего времени" в литературе мы предлагаем считать представленный далее материал Марины Вячеславовны Ивашиной.

Положительный герой литературы

Литература осмысляет действительность в свете общественных и эстетических идеалов своего времени. Положительный герой выражает передовые тенденции своего времени (с точки зрения той или иной общественной среды и исторических условий) и служит примером борьбы за них. Историческое развитие меняет общественные идеалы, сменяют друг друга и образы положительных героев, связанных со своей эпохой. На каждом этапе развития литературы он обретает новые черты и качества, ставит перед собой иные цели.

Средние века рисовали положительного героя в свете идеалов рыцарской доблести и вассальной верности. Положительный герой эпохи Просвещения – воплощение разума или "естественной природы". Литература социалистического реализма превыше всего ставила верность революционным идеалам и подчинение личности служению обществу, вплоть до готовности пожертвовать для этого даже жизнью. Существующая параллельно литература андеграунда ("бронзового" века, сменившего век "серебряный" и не желавшего принимать новые социалистические принципы развития) рисовала противостояние положительного героя существующему режиму – либо борьбу против него, либо эмиграцию, в том числе "внутреннюю" (этот поток распространялся самиздатом и стал доступен широкой читательской аудитории в 80-90-е годы прошлого века как значительный пласт "возвращённой" литературы).

Новый герой современной эпохи

Так какие же передовые тенденции своего времени может и должен выражать герой литературы наших дней? И какими именно слоями общества эти идеалы определены?

Современное общество находится в состоянии духовной стагнации, существуя в условиях кризиса культуры, пожиная плоды последовательного разрушения – в течение 25 лет – идеологии и лежащей в её основе тщательно разработанной и созданной мифологии. Эпоха "культурного и идеологического шока" выдвинула на первый план и новых героев.

По опросам ВЦИОМ, более половины россиян своими кумирами считают олигархов, представителей "золотой молодёжи", поп-звёзд. Эта новая система ценностей выбрана не подростками, а людьми в возрасте от 18 до 45 лет со средним и высшим образованием. Те качества, на которые общество должно ориентировать свою молодёжь (трудолюбие, патриотизм, верность товарищам, бескорыстие, честность) сегодня в шкале ценностей набирают от 3 до 8 баллов. А истинно русское, чисто национальное – совесть – (ставшее центром большинства шедевров русской классики) – всего лишь 2 балла (потому что осложняет жизнь и мешает подниматься вверх по социальной лестнице). В почёте цинизм и агрессивность – 40 и 50 баллов (Аргументы и факты . – 2004. – № 32. – С. 4). Герой современной литературы как в зеркале отражает нашу реальность и сложившуюся систему ценностей.

Нужен ли новый миф о герое?

Совершенно очевидно, что сложившаяся в современном обществе система ценностей и идеалов является тормозом для его развития. Не случайно время от времени на страницах печати ведутся споры о создании новой мифологии. Поскольку реалии нашей жизни (в том числе транслируемые посредством СМИ) не внушают оптимизма и веры в будущее, в общественном сознании представление о герое (носителе идеала, достойном подражания) зачастую отождествляется с мифом. Совсем недавно в разделе "Общество" Литературной газеты статьей популярного писателя Александра Мелихова "Состязание грёз" (Литературная газета. – 2004. – № 18.) открыта дискуссия о том, нужен ли человечеству "сон золотой" (вечная для нас тема!). "Нацию создаёт и укрепляет запас воодушевляющего вранья, а попытка построить жизнь исключительно на правде оборачивается злейшей антиутопией", – утверждает писатель. "Нужен идеализированный образ своей страны, так как всякая любовь зиждется на идеализации, т.е. замалчиваниях, приукрашиваниях и прочих выдумках", "любить до самозабвения человек способен лишь собственные фантомы", – мнения участников одной стороны. Позиция противоположной стороны сводится к тому, что "нужны идеал и благая цель, но правда им не помеха", "миф – обязательный структурный элемент положительного, как идеал, к которому надо стремиться". Начавшись в мае, дискуссия продолжается до сих пор, что свидетельствует об актуальности поставленных вопросов.

Из логики общественного развития и анализа общественного мнения следует: сегодня литературе недостаточно выполнять функции зеркала, транслируя сложившиеся в кризисном обществе нормы и ценности, возможно, ей необходимо играть роль увеличительного стекла, показывая то, что только зарождается. Должна быть возрождена традиционная в России литература идей, а не фабулы. Эти вопросы обсуждаются на форумах в Интернете и сетевых изданиях, посвящённых проблемам культуры и общественного развития.

В собственно литературных дискуссиях вопросы ставятся иначе. В категориях поиска идеала и его воплощения в положительном герое сегодня литература не оценивается, обсуждаются другие проблемы: современный язык выражения, соответствующий новому времени, поиски стиля, индивидуальности. Писатели решают задачи эстетические: художественной игры, самовыражения. Идёт поиск новых идей для решения старых, как мир, нравственных проблем. Новыми средствами – постмодернизма, нового реализма, магического реализма, концептуализма и др. – рисуется противостояние добра и зла на том же самом поле, что всегда – в душе человека. Однако поиск идеала не является целью творческих поисков современных литераторов.

Отсутствие героя

Персонажи современной литературы – герои переходного периода, кризисного общества. Положительный герой (как идеал, выражающий передовые тенденции своего времени) в ней в принципе отсутствует. Точно так же как нет и отчётливо выраженного и сформулированного самого идеала, являющегося центром национальной идеи. Но литература без героя существовать не может. Поэтому вопрос о положительном герое может быть представлен в 2-х планах: 1) Какого героя избирает себе нынешний писатель? 2) Какой герой нужен обществу (и какому именно обществу?).

Большинство героев современной литературы, через которых выражается авторская позиция, не может быть оценено однозначно. Они представляют собой лишь систему ориентиров, которых следует придерживаться, когда пытаешься разобраться в том, кто ты есть, и кем собираешься стать. Примерная (и очень приблизительная) типология героев современной литературы (в качестве примеров упоминаются авторы и книги, замеченные в обществе, привлекшие внимание авторитетных экспертов, завоевавшие призовые места в конкурсах, лауреаты престижных премий):

 рефлексирующая личность, отказавшаяся от общепринятого набора социальных ролей, "выпавшая" из времени, потерявшаяся в нём, выбравшая внешнюю или внутреннюю эмиграцию (В. Аксёнов "Новый сладостный стиль", В. Маканин "Андеграунд, или Герой нашего времени", Л. Улицкая "Искренне ваш Шурик", "Казус Кукоцкого", Ю. Арабов "Биг-бит", А. Мелихов "Чума", П. Мейлахс "Избранник");

 борец, живущий в обществе беспредела, и отстаивающий справедливость, честь и достоинство, и даже просто возможность выжить, по законам беспредела, осознавший, что иначе это сделать невозможно (В. Распутин "Дочь Ивана, мать Ивана", С. Говорухин "Ворошиловский стрелок", Р.Д. Гальего "Чёрным по белому");

 конформист, обыватель с позитивной устремлённостью (менеджер, бизнесмен, пиарщик, архитектор), сделавший карьеру, имеющий достаточно гибкую совесть и принципы, вдруг пытающийся понять, что с ним происходит, а иногда и задумывающийся о душе (В. Пелевин "Generation П", Е. Гришковец "Рубашка", А. Кабаков "Всё поправимо").

 молодой, праздношатающийся человек, считающий себя героем новой современности и стремящийся к этому, но относящийся к "потерянному поколению" (родившемуся в 70-80-е годы и несущему на себе знаки развала империи) (И. Стогофф, С. Шаргунов "Ура!").

Особняком стоит идеализированный герой-подросток, исполненный благородства рыцарь без страха и упрёка, безоговорочно встающий стеной на пути любого зла. Но почему-то всё время кажется, что честный, прямой, бескомпромиссный подросток, борющийся с несправедливостью в книгах В.П. Крапивина, действует не в реальном мире, а внутри мифа о мире.

Безусловно, отсутствие положительного героя как идеала, идеи, ориентира для развития характерно сегодня для "высокой" литературы, (о которой шла речь выше), но не для массовых жанров "формульной" литературы (создаваемой по определённой схеме, формуле, где есть обязательный набор типажей и определённые схемы развития событий, которых не так уж много; к формульной литературе относятся детектив, триллер, фантастика, любовный роман). В этой литературе обязательно есть положительные герои (милиционеры, следователи, частные детективы и журналисты, вступающие в борьбу с преступниками; межпланетные путешественники, освобождающие чужие миры от зла; наделённые сверхспособностями личности, направляющие их на благо человечества, благородные бизнесмены и банкиры, отстаивающие добро и справедливость). Всё по законам жанра. И главное, чётко расставлены все акценты добра и зла. Есть критерии, с которыми можно сверять свою жизнь. Может быть, отчасти этим и объясняется сверхпопулярность массовых жанров в условиях упадка классического социально-психологического романа (или "романа воспитания"), в рамках которого и могло бы протекать формирование и развитие положительного героя новой литературы.

Всё это герои переходного периода. Для описания героя истинного, героя как идеи, ориентира героя завтрашнего дня, нужно опережение на фазу. И ещё – стремление этот опережающий шаг сделать (что сегодня не является тенденцией). А вот рычаги для того, чтобы послужить маяком и совершить этот опережающий шаг могут быть различными: 1) решение творческих задач; 2) подвижничество и служение идеалам; 3) выполнение социального либо государственного заказа; 4) достижение коммерческого успеха.

Ожидание героя

Современное общество не просто ожидает нового героя литературы. Но и действует. Предприняты шаги, которые продемонстрировали свою эффективность. Таким эффективным механизмом стал творческий конкурс "Русский сюжет" – 2004, организованный телекомпанией НТВ и петербургским издательством "Пальмира". Девиз конкурса: "В каком мире мы будем жить завтра, зависит от того, какой мир покажут нам сегодня. Взглянем на будущее позитивно!". Целью его стал "поиск свежих идей и создание качественного идеологического продукта на отечественном материале", отбор литературных произведений, которые могли бы стать основой будущих сценариев телесериалов. В условиях конкурса были заявлены и требования, предъявляемые новому герою, которому можно и нужно подражать: он должен видеть в своей судьбе не только личный путь, но и социальную задачу, пройти через сложности, вырасти, превратиться в победителя. Среди номинаций конкурса, которые условно можно отнести к жанрам "формульной" литературы (историко-героический сюжет, любовно-романтический сюжет, детективный сюжет), есть и "экономический сюжет", "психологический сюжет", "за создание образа положительного героя". 16 июня 2004 года объявлены итоги. Но, увы, среди 7000 участников конкурса большинство –имена незнакомые, литераторы и энтузиасты из регионов. Известные писатели в конкурсе практически не участвовали. У интеллигенции сложилось за годы советской власти предубеждение перед "позитивом" и "государственным заказом", которые нелегко переломить. Что будет с выявленным литературным материалом – издано, экранизировано, кем и когда, тоже пока неясно. Однако, тенденция очевидна. Конкурс был призван вытащить общество из трясины, из состояния всеобщей безнадёжности.

По исследованию, проведённому компанией "РОМИР мониторинг" у современной читательско-зрительской аудитории появилась тоска по новому герою, своим трудом добившегося успеха, преодолевшего жизненные трудности. Эта аудитория хочет, чтобы "было интересно и похоже на настоящую жизнь, которая начинает пробивать себе дорогу". Да, в нашей жизни много проблем, сложнейших, требующих невероятного напряжения сил. Но есть и люди, которые готовы решать их, брать ответственность на себя, строить свою жизнь и добиваться успеха. Надо лишь суметь разглядеть новых героев и новый образ страны, в которой хочется жить. Этому могут помочь творческие конкурсы.

М.В. Ивашина,

учёный секретарь

Свердловской областной библиотеки для детей и юношества



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа поддерживается Европейской Комиссией. "Миграция и Право" представляет собой сеть юридических консультаций для беженцев

    Программа
    Проект осуществляется в рамках программы “Миграция и Право”, проводимой ПЦ “Мемориал” с 1996 года при поддержке УВКБ ООН и фондов Форда и Мотта. С 2005 года программа поддерживается Европейской Комиссией.
  2. Программа развития бухар-жырауского района на 2011-2015 годы

    Программа
    Территория района составляет 14,6 тыс. км² (3,4% общей площади территории Карагандинской области). Административно-территориальное деление Бухар-Жырауского района на 01.
  3. Программа мероприятий празднования Дней исторического и культурного наследия Москвы 18 апреля и 18 мая 2010 года

    Программа
    Выставка «Дворец милосердия. К 200-летию Странноприимного дома графа Н.П. Шереметева» (в здании НИИ СП им. Н.В. Склифосовского, по адресу Б.Сухаревская пл.
  4. Программа развития муниципального бюджетного общеобразовательного    учреждения «Cредняя общеобразовательная школа №76» Октябрьского района г. Новосибирска

    Программа
    Настоящая программа инновационного развития муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «средняя общеобразовательная школа №76» Октябрьского района г.
  5. Льговского Городского Совета депутатов от 28. 03. 2011г. №28 "Об утверждении положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании Город Льгов\"; - программа

    Программа
    - Льговского Городского Совета депутатов от 28.03.2011г. №28 "Об утверждении положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании «Город Льгов"

Другие похожие документы..