Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Образовательный стандарт'
Образовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалистов с высшим образованием по специальности «педиатрия» разработан коллек...полностью>>
'Документ'
Послуги Internet швидко зростають. Вимоги до мереж загального користування (публічних мереж), особливо до мереж доступу, достатньо високі. Однак техн...полностью>>
'Документ'
Проводя анализ инвестиционной политики Республики Казахстан, следует отметить, что основной целью государства является достижение благоприятного инве...полностью>>
'Документ'
Проблемы бедности в глобальном мире Экономика и управление в зарубежных странах (по материалам иностранной печати). Информ. бюллетень. - 2011. - № ...полностью>>

Программа проведения круглого стола 9 24 июня 2004г. 9

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Нижний Тагил представляла Людмила Степановна Скида. Весьма достойное представление этой трудной темы. Людмила Степановна рассказала о работе с книжными выставками в своей библиотеке. Очень душевные выставки получаются! Можно было бы назвать это иностранным словом "перфоменс", если бы не трагичность темы, не тихая грусть. Нашим коллегам из Нижнего Тагила удалось найти конверты "с той войны", раритеты военной полевой почты и личных архивов. На выставки привлечен огромный иллюстративный материал. Война показана глазами 16-летних, очень серьезный материал для старшеклассников. Здесь можно найти и признания в любви, и советы: "Прочти эту страницу – она меня потрясла!" Ребята приносят свои книги, выставка "работает". Сама Людмила Степановна любит работать с произведениями Ю. Яковлева. Это действительно правда о войне, возможность говорить о сложном для детей среднего школьного возраста на конкретных примерах. В Нижнем Тагиле проходят большие игры, городские политизированные программы для детей под патронажем мэра города. Но все-таки самой оригинальной идеей тагильчан можно считать книжные выставки. Выставки, к которым тянет представителей разных поколений, выставки, на которые можно поставить свои любимые книги о войне, где происходит то, что в библиотечной терминологии называется "обратная связь".

Город Березовский, а именно Елену Ефимовну Войтинскую, гл. библиографа ЦБС, волновали контакты с педагогами. К сожалению, педагоги не всегда доверяют компетентности библиотекаря, и отношения в этом случае складываются драматично. В первую очередь, для читателей-школьников. Зачем межевать информационное поле на частные клочки, не проще ли решать вопросы воспитания в философии толерантности и межведомственного сотрудничества? Увы, на этот вопрос слишком трудно ответить (хотя новоуральцы со своими 55-ю классами выглядели уверенно).

Марину Владимировну Зеленину из ЦБС Асбеста интересовала работа с младшими школьниками. Как рассказать правду о войне самым маленьким? Вообще, всю работу в библиотеке можно представить так – война глазами детей. И это будет очень серьезный, глубокий взгляд.

В отряде Полевской ЦБС – пополнение. Новый боец – Меньшенина Елена Феодосьевна – бодро пошла в наступление. Молодец! А "первый бой – он трудный самый!" В этом библиотечном подразделении провели полевое исследование "Полевской в годы войны". Собирают отзывы, рисунки. Без давления, просто "на впечатлении". С малышами проводят геральдические игры (это когда вопросы написаны на значках в форме медальки. А дети читают и "Девочку из города", и "Повесть о настоящем человеке", и "Улицу младшего сына"! Любят Васька Трубачева и всех его товарищей. Но без курьезов тоже не обходится – Чапаева и Суворова называют героями войны 1941-1945гг.

Получается, что книги о Великой Отечественной войне в городах и городках Свердловской области читают! Еще как читают! А библиотекари поддерживают это начинание всеми силами.

Надо сказать, что к этому моменту все смешалось на круглом столе в Большом библиотечном доме – личные воспоминания и профессиональные интересы. Это нормально и понятно. Потому что война прошла по жизни каждой семьи. Потому что о патриотизме нельзя говорить без трепета в душе и голосе.

Инициатором этого явления стала Майя Петровна Никулина, писатель (член Союза писателей России), педагог, библиограф. Майя Петровна 20 лет работала в Свердловской областной библиотеке для детей и юношества, здесь к ней пришла поэтическая слава. Нас интересовало детство писательницы, которое прошло здесь, в Екатеринбурге-Свердловске, в годы войны. Мы предполагали, что "высший командный состав" будет вести маневры на тематическом поле в режиме "вопрос-ответ". Но Майя Никулина – трибун, захвативший внимание публики. Майю Петровну волнуют, разумеется, интересы всей страны. Она опасается, что все программы по патриотическому воспитанию мы опять будем решать "снизу, в гордом одиночестве, без помощи государства". Как нам надеяться на государство, если даже довольно привлекательные ведущие телевидения открыто заявляют: "Все сделаю, чтобы дочь моя здесь не жила!" А вот во время войны было такое нормальное явление в Свердловске – кто-то из членов семьи шел на вокзал и возвращался домой с эвакуированной семьей. Бабушка маленькой Майи привела в их коммунальную комнатушку женщину с ребенком. Вот он, тихий и спокойный русский патриотизм! Конечно, особого разговора заслуживает "вопрос о правде". Действительно ли все можно говорить? Нас действительно поймут? Что с правдой делать будем? Безумно трудно детям представить картинку войны. Но у каждого народа есть святое на все времена – вот тут мы насмерть стояли. Но беда в том, что детей из обеспеченных семей вообще, кажется, "задеть" невозможно. Если им показать черный крошечный кусочек хлеба, блокадный паек, они и засмеяться могут (есть прецедент). Позиция родителей этих детей очевидна и вызывает... нет, не удивление... трудно слово найти. Обидно, очень. Конечно, хорошо, что дети читают – примеры были очень интересные. Но проблема с кадрами остается. Потому что для работы с детьми, тем более по такой ответственной теме, требуются особенные люди. Очень хорошие люди.

Евгений Александрович Жуков, кандидат педагогических наук, преподаватель литературы, подхватил горячую интонацию и ритм, заданный Майей Петровной. Его отец, кадровый военный, погиб в феврале 1945 года. Сложная судьба ожидала всю семью. Вероятно, это также (среди многих других причин) повлияло на его научный интерес к теме (статьи Е.А. Жукова, посвященные книге Г. Владимова "Генерал и его армия" читайте в сборнике "Читай-город", №7).

Вся дискуссия проходила на фоне потрясающей выставки (расположенной непосредственно за ведущим круглого стола). "Потрясающей" – это нам так кажется. На веревочках сверху спускались фанерные самолетики, а по стеклянной поверхности "скользили" боевые кораблики. Фотографии наших мам и пап, которым в 41-м было 15-16 лет. Кисеты, пульки. Чернильницы и ручки тех лет. И уникальная коллекция книг, которые читали дети в этой библиотеке в те боевые годы. А также книги, которые можно "дать на контрасте". Например, "Сын полка" В. Катаева и "Иван" В. Богомолова (по рекомендации профессора УрГУ Л.П. Быкова). Солнечный Ваня Солнцев и взрослый, слишком взрослый Иван, для которого война стала профессией. Выставка поедет с эстафетой по области. Комментирует выставку заведующая отделом обслуживания Татьяна Анатольевна Шмотьева. Поэтому не будем рассказывать здесь о находках – вам интереснее будет услышать это в спокойной, непосредственной, интеллигентной манере автора.

Методические установки из методического "окопа" предложила на рассмотрение гл. методист научно-методического отдела Свердловской областной библиотеки для детей и юношества Ольга Олеговна Потапова. У Гарсиа Лорки есть книга "Когда пройдут 5 лет". Это определенные вехи. Вот и методические разработки группируются с пятилетним перерывом. Перечислив традиционные наработки, Ольга Олеговна вынуждена была "сдаться" – в методической литературе на воспитательном фронте – без существенных перемен.

М. В. Ивашина предложила добавлять новые ракурсы в давно известное. Возьмите сценарий, но прочтите его по-новому: Булат Окуджава – самодостаточная личность, Юлия Друнина – обласканная и отвергнутая, Василь Быков – вечное противостояние. Мы должны думать вместе. У нас встреча идейных друзей и коллективный поиск истины. Но истина – она всегда где-то рядом.

Сводку от Информбюро представила "военный" библиограф, заведующая информационно-библиографическим отделом Свердловской областной библиотеки для детей и юношества Светлана Владимировна Чернова. Даже в такой, казалось бы, "сухой", статистической сводке мы не услышали металлический тембр Левитана. Нет, голос срывался от волнения. Да, выпустили мы библиографический указатель "Дети и война", но хочется библиографу высказаться и как матери – надо, обязательно надо нашим детям читать такие книги. Вероятно, только такая литература способна "расшевелить" наших инфантильных (в большинстве своем) подростков.

Наконец, совсем юный, очень привлекательный боец "библиографического фронта" – Елена Владимировна Синицына из Озерска. Она рассказала о проекте "Петербург-Озерск-Новоуральск – информационное кольцо" и новых информационных технологиях, освоенных библиотекой.

Но рассказать обо всем – объем большой. Высказались все! Выделили самое-самое, что обойти нельзя: В. Быков "Сотников", В. Распутин "Живи и помни", В. Астафьев "Пастух и пастушка", Б. Васильев "А зори здесь тихие..." ...В этих книгах ставятся вопросы экзистенциальные, нравственные, онтологические. Темы предательства, случая, судьбы. Возможно, мы, собравшиеся здесь, почти ровесники, последнее романтизированное поколение, одной их характеристик которого является культ отцов. Именно мы, наше поколение, должны предложить культурологический, идеологический, некий гуманистический проект пропаганды литературы о Великой Отечественной. Дети имеют право знать – мы должны сказать. Мы должны рассказать о Войне и Победе. Русском пути. Чтобы дети знали : "Формула Русь" – не только турнир по картингу, "Русский путь" – не только альпинистский проект. Чтобы это осталось в генетической памяти будущих поколений как событие великого напряжения народного духа. Именно на примере военной темы показать – что есть Человек? Две духовные доминанты: с одной стороны – страдания безмерные, ужасы невиданные, а с другой – сопротивление, несмотря на все страдания. В неимоверно трудных обстоятельствах люди умеют оставаться людьми. Отстаивают свое достоинство. Берут на себя ответственность. Ищут в себе самом и находят силы противостоять жесточайшим обстоятельствам. Книги о Войне учат тому, как достойно жить. Фронт как вопрос совести. Были годы, когда война заполнила все пространство русской жизни. Пространство войны по-русски – пространство совести. Мы можем говорить об этом горячо, но без придыхания и героической патетики. А позитивный герой появится, в кинематографе его профиль уже очерчен (и это не подбородок Шварценеггера ). Это будет рефлексирующий, свободный герой. Который всегда останется верным этой, возможно, не самой лучшей, но нашей родной стране.

И пусть будет комплекс вины. Не в клинической стадии, а нормальный такой комплекс по-русски. Чтобы никто. Никогда. Не забыл.

А кто говорил, что будет легко?

Н. В. Логинова,

гл. библиотекарь рекламно-издательского сектора

Свердловской областной библиотеки для детей и юношества

Министерство культуры Свердловской области

Свердловская областная библиотека

для детей и юношество

Серовская центральная городская детская библиотека

Программа

проведения круглого стола

"Великая Отечественная война: взгляд из XXI века"

19 октября 2004 г., город Серов

Ведущий: Марина Вячеславовна Ивашина, учёный секретарь Свердловской областной библиотеки для детей и юношества

Высший командный состав – манёвры на тематическом поле в режиме "вопрос - ответ"

Любовь Александровна Пестова, начальник управления культуры МО "Город Серов"

Лидия Михайловна Слобожанинова, кандидат филологических наук, доцент УрГу

Анатолий Иванович Антонов, журналист, заместитель председателя городского Совета ветеранов, автор книги "Солдаты Победы"

Александр Васильевич Бахвалов, Иван Анемподистович Постников, ветераны Великой Отечественной войны, герои книги "Солдаты Победы"

Вести с библиотечных фронтов. Северный плацдарм

Галина Аркадьевна Шумайлова, зам. директора ЦБС, г. Серов

Наталья Алексеевна Гришина, зав. филиалом № 1 ЦБС, г. Серов

Лариса Ивановна Нежданова, директор ЦДБ, г. Лесной

Библиотечные сотрудники библиотек, обслуживающих детей и юношество, Северного административного округа

Полевая кухня

Была война…книжная выставка. Литература, изданная в годы войны. Раритеты

Татьяна Анатольевна Шмотьева, зав. отделом обслуживания СОБДиЮ

Война и Победа: русский путь. Культурологический аспект

Надежда Васильевна Логинова

Командный состав

Анатолий Иванович Антонов, журналист, заместитель председателя городского Совета ветеранов, автор книги "Солдаты Победы"

Александр Васильевич Бахвалов, Иван Анемподистович Постников, ветераны Великой Отечественной войны, герои книги "Солдаты Победы"

Читательский фронт в действии. Военная тема в чтении трёх поколений серовцев.

Светлана Григорьевна Архипова, Тамара Григорьевна Акимова, дочери ветерана Великой Отечественной войны Григория Васильевича Нечипоренко

Иван Катюргин, студент педколледжа

Подведение итогов

Великая Отечественная война: взгляд из XXI века

Круглый стол

19 октября 2004 года,

г. Серов

Круглый стол в Серове, большом северном промышленном городе, начался с поздравления заместителя начальника городского управления культуры Ирины Николаевны Сивковой, которая сумела найти хорошие, неформальные, теплые и нужные слова. Слова, которые доказывают значимость большой работы по воспитанию патриотизма в г. Серове. Силами отдела культуры (разумеется, при помощи библиотек) выпущено уже второе издание книги "Солдаты Победы" о земляках, участниках войны. Их, бывших фронтовиков, становится все меньше, поэтому особенно важно проводить мероприятия со свидетельствами живых людей, ветеранов войны.

Далее Ведущая круглого стола, ученый секретарь Свердловской областной библиотеки для детей и юношества Марина Вячеславовна Ивашина рассказала о втором этапе творческой эстафеты. Почему творческая эстафета? Потому что разговор за круглым столом продолжается, много дискуссионных моментов. Много приобретается в ходе такой дискуссии на уровне реплик, предложений, вопросов. Ну и " опыт, сын ошибок трудных"! Мы проводим не традиционный семинар, потому что мы ищем новые формы, имена. Наработан огромный арсенал, но очень много изменилось: дети, литература, информационные потоки, вне которых дети существовать не могут. Двойной стандарт, который сложился в обществе, не может не влиять на детей. Такой разговор начат был в Центральном округе. Мы надеемся такой опыт приобрести и сегодня. А на предыдущем заседании мы говорили о том, что работаем в ситуации идеологического вакуума, в ситуации, когда разрушены основные идеи, работает только лозунг "Долой!" В стране огромное количество скинхедов – молодые фашисты в стране, победившей фашизм. Они отвлекают решение других социальных проблем государства. Почему такое движение вообще могло возникнуть? Мы не имеем положительного идеала, не знаем, что должны созидать. И с какими лозунгами? Принимаются программы государственного уровня, при чтении которых возникает чувство, что они созданы как бы самопроизвольно и опять же в вакууме. Но в наше время пафосная апелляция к идеалам прошлого не сработает. Советская система во многом была основана на мифологии. (В журнале "Дружба народов" (2004, №5) идет дискуссия о состязание грез и создание новых мифов).

Наши библиотеки находят убедительные средства работы в этих непростых условиях, так как библиотекарь по сути своей патриот. Разрушается мировоззренческая система, мифология (герои нашего детства для современных детей не являются героями в такой степени). Мы были воспитаны так, что готовы были совершить подвиг. Нам хотелось подражать. Образ положительного героя – информация для правительства. Положительный герой – это воплощение идеалов времени. В средние века – вассал, преданный слуга, в эпоху Просвещения – герой Руссо. В 20-е годы прошлого столетия герой готов жертвовать собой, всем ради идеи. Писатели часто представляли себе героем того, кто противостоял всем. Каждая эпоха требовала своего героя. Какой герой сегодня? Невозможно говорить о положительном герое, так как нет идеала. В детской литературе есть удивительные персонажи М. Москвиной, М. Бородицкой, С. Георгиева, выполненные в хармсовской традиции. Интересны персонажи магического реализма, которые развивают фантазию, чувство юмора. Но положительного героя нет! В школьную программу возвращают Николая Островского. Положительный герой, одержимый революционной идеей и отсутствием Бога? Герой одержимый, со "святой" верой в утопические социальные идеи? Но какой герой нужен?

Библиотекари находят выход – надежда возлагается на личность. Что мы имеем в новой литературе? Из старых запасов? Конечно, и книги о пионерах-героях. И Катаева, и Богомолова. И Алексиевич – отношение к войне как к людоедству. Библиотекари и сами вышли на какие-то формы. Без пафоса, без идеологии.

Самая перспективная стратегия – творчество на основе прочитанного. Эффективность стратегии – в использовании собственных мыслей. Примером может служить номинация "Письма в 41-й" в конкурсе "Волшебная строка" – читатель пишет письмо ровеснику в 41-й год или персонажу произведения о Великой Отечественной войне. Безусловно, его, читателя, творчество опирается на знание конкретных произведений и творческое их осмысление. Второе направление подобных конкурсов – поисковое; генеалогическая направленность ("Судьба семьи в судьбе страны"). Кстати, газета "Уральский рабочий" начала поисковый конкурс "Вспомнить все" (публикуются материалы с 24.06.04).

Лидия Михайловна Слобожанинова, кандидат филологических наук, доцент УрГУ, подхватила мысль Марины Вячеславовны о главном герое в литературе. В частности, в литературе о Великой Отечественной.

Если беда навалится разом

Об одном лишь молитву твержу:

Не утратить бы совесть и разум –

А иначе и жить не хочу.

А. Решетов

Так один из признанных поэтов России говорит о герое. Совесть – вот главное качество и мерило. Есть, есть герой в литературе. Как и в жизни. Это женщина! Женщина, готовая ждать с фронта всю жизнь. Готовая жертвовать собой не во имя идеи, а спасая жизнь близких. Духовность – наш генетический код, это в нас заложено. Способность жить во имя духовной идеи!

Хочется прокомментировать интерес к образу Павки Корчагина. Потрясающая ненависть к буржуям, причем эта ненависть разжигается сознательно. Никаких личных интересов – даже Тоня Туманова появилась и исчезла. "Мне нравится тот взгляд, когда в нем, в Павке, видят проявление русского духа, – продолжала Лидия Михайловна, – это воплощение общечеловеческой идеи. Но желание жить во имя идеи никуда не исчезло. Есть, как уже говорилось, женщины, которых хочется назвать святыми. В поисках героя давайте перечитаем Н. Никонова. Вы найдете у него не тех героев, которые бросаются на амбразуры, а людей, которых героями называть не принято, но это люди благородные, чистые, поэтичные, чувствующие красоту природы. Они исходят из простых идеалов доброты, соучастия. А с чего начинается доброта? С умения видеть природу! Конечно, можно очень долго говорить об Астафьеве. Сложный писатель и человек. Условно я делю литературу о Великой Отечественной войне на два периода (авторских периода) – авторы-участники войны и не воевавшие авторы. Самый талантливый из молодых – Владимов – самое драматическое мышление. Кто не видел войны – подай им правду. Владимов пишет о генерале Власове. Я могу сослаться на такой факт: в газете "Правда" за декабрь 1941 года Сталин и Власов представлены как защитники Москвы, представлены рядом. А у Астафьева мы видим разоблачение мифа о Жукове как о народном полководце. Жуков никогда не щадил солдатские жизни ("Веселый солдат"). У Владимова тоже есть мрачная фигура маршала Жукова.

Положительный герой не может исчезнуть, так как не исчезла генетическая, историческая категория русского человека! "Прокляты и убиты", "Веселый солдат" – тяжелые произведения. Но вера в русского человека есть! Прочитайте журнал "Урал", №5 за 2004 год – это отклик на 80-летие Астафьева; 20 лет Виктор Астафьев прожил на Урале, в городе Чусовом. Здесь вы найдете автобиографию, посмертное слово Астафьева. Последний раздел журнала – о войне. Виктор Астафьев не сразу пришел к прямому изображению фронтовых событий, он начал "заход" с глубокого тыла. Одно из лучших произведений Астафьева – повесть "Пастух и пастушка", написанное на уровне высокой трагедии, а это удавалось очень немногим. Астафьев пишет и об одиночестве, и о том, что победить мировое зло возможно только общими усилиями. Какой же сильной должна быть литература, чтобы показать тех, кто не звереет на войне, а остается человеком.

Ведущий: Мы живем в многомерном мире множества позиций. Вспомните, как долго не принимали Василя Быкова. А Владимова Богомолов так и не принял, не достигли они консенсуса. Не надо забывать, что и дети имеют свою точку зрения.

А сегодня мы обращаем свое внимание к Северному округу – как к Северному фронту – что у вас эффективного найдено в "боевых действиях", есть ли где прорыв?

Галина Аркадьевна Шумайлова, заместитель директора ЦБС г. Серова: "За последние десять лет работа по патриотическому воспитанию не прекращается. Помнится, в начале этой большой работы было больше бесед, обзоров. Сейчас ушли от этого, но получается, что много от этого потеряли, потому что ушли от живого общения. Зато больше работаем с семьей! Тема "Война в судьбе моей семьи" всегда актуальна, потому что мало кого война обошла стороной в нашей стране. Можем ли мы допустить, чтобы порвалась ниточка памяти поколений, которая связывает нас как нацию? А формы работы у нас такие: слайд-беседы, конкурсы, воспоминания-сочинения (то есть сочинения, записанные по воспоминаниям старших членов семьи). Не всегда все удается. Но вот наш местный автор Анатолий Иванович издал книгу "Солдаты Победы" – и мы проводим встречи с теми героями этой книги, которые живут в нашем городе. Это очень действенно! Дети задают много вопросов, им интересна бытовая сторона жизни солдат. Они, наши читатели, рассказывают, какие реликвии хранятся в семье. Озвучены выводы: "Войны не должно быть!", " Нет – войне!", " Вот герои выдержали, а я не выдержу, не смогу, что ли?"

С нас не снимается ответственность, что не на том уровне было патриотическое воспитание. Но и в стране не такая ситуация была. Мы выбрали себе главную задачу – показать земляков-фронтовиков, тех, кто жил или живет сейчас. А интерес к теме у каждого конкретного читателя может возникнуть по-разному. Например, сегодня у нас здесь присутствует читатель, молодой человек, у которого в возрасте 9 лет возник интерес к орденам, потом – к карте, потом – к геральдике, затем к коллекционированию, страноведению, истории, литературе. Литературе о Великой Отечественной войне – особенно".

Наталья Алексеевна Гришина, заведующая филиалом №1 ЦБС г. Серова, рассказала о работе по авторской программе СИНТЕЗ – сочиняем-наблюдаем-творим. Причем работа эта началась несколько лет назад и призвана развить творческие и интеллектуальные способности через книгу посредством игры. Две части этой работы, две ступеньки к двум вершинам – для малышей и для взрослых. Один из основных принципов – постепенность, не стоит пытаться рассказать все, что знаешь, немедленно – психика и память не выдержат нагрузки. Циклов – очень много. Главное, чтобы все проходило в игровой форме. Чтобы было движение. Например, можно устроить стрельбище – из пистолета пульками в цель. Из этого можно такое шоу устроить! А придумать шифровку? А изучит армейскую азбуку? Даже если вы просто говорите, рассказываете что-либо, почему бы не употреблять в речи больше глаголов действия? (кстати, русский язык именно такими глаголами и богат). А "побеждает только тот, кто смелее в бой идет!" Но без лирики тоже не обойтись! Почему бы не попробовать написать письмо своей любимой? Читатели пишут удивительные письма!

Интересным было выступление представителей г. Лесного. Библиотеки г. Лесного проводят грандиозные библиотечные фестивали. Причем этот опыт накапливается с 1996 года. И это не разовые мероприятия, это фестивали, посвященные, например, 50-летию города или (еще более значимо!) вступлению в новое тысячелетие! Все эти фестивали обязательно включаются в общий план отдела образования. Главная цель – формирование патриотического сознания. Директор ЦГДБ г. Лесного Лариса Ивановна Нежданова очень эмоционально представила своеобразие восприятия детьми фрагментов отечественной истории. На вопросы анкеты: "Патриот – это…", "Если будет Россия, значит, буду и я" детишки дали поразительные по своей непосредственности ответы! Городами-героями они справедливо считают Москву и Лесной. Да, два самых лучших для них города в этой стране не могут не быть не героями! Список героев Великой Отечественной войны 1941-1945гг. такой: Дмитрий Донской, Кутузов, Павлик Морозов… ", "Патриот – это тот, кто любит читать книги с портретами знаменитых людей!" (а что, в этом что-то есть!). А также "Патриот – это священник в церкви", или вот еще: "Патриот – это тот, который в суде что-то доказывает". "Война и мир" Л.Н. Толстого, стихотворение М.Ю. Лермонтова "Бородино" и повесть Б. Лавренева "Сорок первый", разумеется, о войне 1941-1945гг. Такие дела. Тем не менее, есть и другие мнения, вполне продвинутые, на основе которых создан детский рекомендательный указатель "Что нам читать о войне".



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа поддерживается Европейской Комиссией. "Миграция и Право" представляет собой сеть юридических консультаций для беженцев

    Программа
    Проект осуществляется в рамках программы “Миграция и Право”, проводимой ПЦ “Мемориал” с 1996 года при поддержке УВКБ ООН и фондов Форда и Мотта. С 2005 года программа поддерживается Европейской Комиссией.
  2. Программа развития бухар-жырауского района на 2011-2015 годы

    Программа
    Территория района составляет 14,6 тыс. км² (3,4% общей площади территории Карагандинской области). Административно-территориальное деление Бухар-Жырауского района на 01.
  3. Программа мероприятий празднования Дней исторического и культурного наследия Москвы 18 апреля и 18 мая 2010 года

    Программа
    Выставка «Дворец милосердия. К 200-летию Странноприимного дома графа Н.П. Шереметева» (в здании НИИ СП им. Н.В. Склифосовского, по адресу Б.Сухаревская пл.
  4. Программа развития муниципального бюджетного общеобразовательного    учреждения «Cредняя общеобразовательная школа №76» Октябрьского района г. Новосибирска

    Программа
    Настоящая программа инновационного развития муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «средняя общеобразовательная школа №76» Октябрьского района г.
  5. Льговского Городского Совета депутатов от 28. 03. 2011г. №28 "Об утверждении положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании Город Льгов\"; - программа

    Программа
    - Льговского Городского Совета депутатов от 28.03.2011г. №28 "Об утверждении положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании «Город Льгов"

Другие похожие документы..