Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Общество с ограниченной ответственностью "1С Украина" в лице директора Мазура Вадима Брониславовича, действующего на основании Устава, с од...полностью>>
'Документ'
В состав АПК области входят около 1400 предприятий и организаций, обеспечивающих производство сельскохозяйственной продукции и изделий из нее, продук...полностью>>
'Конкурс'
Участниками городского конкурса "Эстафета семейного успеха" могут быть семьи, в которых родители состоят в зарегистрированном браке, успешн...полностью>>
'Документ'
Необходимые для эффективного совершенствования территориально-политической организации нашего государства теоретические изыскания целесообразно начин...полностью>>

Музейный урок-презентация нового раздела экспозиции Содержание

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Урок благотворительности

(музейный урок-презентация нового раздела экспозиции)

Содержание.

I. Пояснительная записка.

II. Методическая разработка урока.

2.1 План урока

2.2 Ход урока

2.2.1 Вступление

2.2.2 Викторина по истории школьного музея

2.2.3 Презентация экскурсии по новой части экспозиции «История частного коллекционирования в городе Ярославле и благотворительность».

2.2.4 Сообщения корреспондентов по видео-газете.

2.2.5 Выводы и принятие плана работы по направлению благотворительной деятельности (задачи минимум и максимум).

III. Список литературы

IV. Приложения

I. Пояснительная записка.

Урок является продолжением цикла занятий по направлению «благотворительная деятельность учащихся». Работа в этом направлении ведется несколько лет. Автор методической разработки урока опиралась при ее создании на материалы ранее проведенных исследований в рамках российских конкурсов: «Время. Гайдар. Мы», конкурса методических разработок по экологической тематике, а так же исследовательской работы по сохранению духовного наследия. Предыдущие уроки были посвящены экономическим аспектам благотворительности, истории благотворительности в Ярославле. Данное занятие связано с многолетней добровольной деятельностью учащихся по созданию школьного «Музея интересных коллекций», открытием одной из частей экспозиции, посвященной истории частного коллекционирования в г.Ярославле и закономерной связи коллекционирования с меценатством и благотворительностью, созданием музеев города и школьного музея.

Урок можно провести в конце года как итоговый в работе по направлению «благотворительная деятельность учащихся». Занятие предназначено для членов объединения «Активисты школьного музея», учащихся старшей группы (9 класс). Методическая разработка урока может быть использована во внеклассной работе, а так же в курсе обществознания при изучении темы «Личность» в 10 классе.

Цели:

  1. Познакомить учащихся с историей коллекционирования в г.Ярославле;

  2. Установить связь между коллекционированием и благотворительностью;

  3. Рассмотреть связь коллекционирования и благотворительности в рамках школьного музея;

  4. Поставить задачи минимум и максимум.

Задачи:

  1. Проверить знание истории школьного музея и понятий «коллекционирование», «благотворительность», «спонсорство», «меценатство» при проведении викторины;

  2. Провести презентацию экскурсии «История коллекционирования в городе Ярославле и благотворительность»;

  3. Подготовить видео-газету и выступление корреспондентов (по своим страницам презентации) о добровольной деятельности учащихся в рамках музея, об исследовательской работе, предметом которой явилась история благотворительности в Ярославле и благотворительная деятельность учащихся, новостях в стране в этой области;

  4. Сделать выводы на основе полученной на уроке информации и на основе их поставить задачи минимум и максимум.

Методы: викторина, экскурсия (методы показа, рассказа, интервью, соцопроса), видео-газета, сообщения корреспондентов, голосование, методы анализа и синтеза.

II. Методическая разработка урока «История частного коллекционирования в г.Ярославле и благотворительность».

2.1 План урока:

  1. Вступление. (3 мин.)

  2. Викторина по истории школьного музея. (5 мин.)

  3. Презентация экскурсии по новой части экспозиции «История частного коллекционирования в городе Ярославле и благотворительность». (15 мин.)

  4. Сообщения корреспондентов по видео-газете. ( 13 мин)

  5. Выводы и принятие плана работы по направлению благотворительной деятельности (задачи минимум и максимум). (10 мин.)

2.2 Ход урока.

2.2.1 Вступление.

Сегодня у нас урок-презентация, урок – открытие центральной части экспозиции школьного музея, посвященной истории коллекционирования в г.Ярославле. Активисты школьного «Музея интересных коллекций» собирали материал для нее четыре года. Была изучена краеведческая литература, учащиеся работали в краеведческом отделе областной научной библиотеки им. Н.А.Некрасова, изучили 169 статей о коллекционерах советского периода, встретились с президентом клуба коллекционеров «Волгарь» Л.А.Полушкиным и коллекционером-бонистом (собирателем бумажных денег) А.Коняевым, консультировались у доцента кафедры истории ЯГПУ им. К.Д.Ушинского Н.В.Дутовым, Седова Олеся представляла результаты исследовательской работы на конференциях разного уровня и отмечена Дипломом I степени городской конференции «Отечество» и Поощрительным дипломом Российского конкурса «Человек в истории» за интересную работу. Она участвовала в межрегиональном телекоммуникационном проекте и представляла работу активистов для слушателей городов шести городов России. Оформлением нового раздела экспозиции занималась творческая группа в составе учащихся 9 класса Горулева Василия, Галанина Вячеслава, Коровина Дмитрия. Сегодня мы представляем работу вашему вниманию. А так как создание раздела экспозиции – это новый этап в развитии музея, то вспомним коротко и его историю.

2.2.2 Викторина по истории школьного музея.

1. Как называется школьный музей? («Музей интересных коллекций»)

2. Когда «Музею интересных коллекций» было присвоено звание «Школьный музей»? (14 апреля 2004 г.)

3. Кем собраны коллекции? (учащимися школы)

4. Какие коллекции представлены в нашем музее? (Тематическая коллекция по истории школы, краеведческая коллекция, состоящая из археологических экспонатов, документов, фотографий, коллекция пуговиц, школьных принадлежностей, елочных игрушек, Снегурочек и Дедов Морозов, гномов, новогодних и рождественских открыток, конфетных оберток).

5. Как называется такой поступок, как дарение ценной вещи, коллекции в музей, добровольная деятельность по созданию музея? (Благотворительная деятельность)

6. Чем от благотворительности отличается меценатство? (Финансовая поддержка деятельности в области науки и культуры)

7. Чем от благотворительности отличается спонсорство? (Эта помощь предполагает ответные действия по рекламе (и др.) лица или фирмы, ее оказавших)

      1. Презентация экскурсии по новой части экспозиции «История частного коллекционирования в городе Ярославле и благотворительность».

А сейчас Седова Олеся представит нам экскурсию по новому разделу экспозиции. Необходимо отметить, что литературы, посвященной коллекционированию в Ярославле нет. В этом актуальность и новизна работы.

Первым фактом коллекционирования, найденным нами и связанным с городом Ярославлем, были сведения о создании библиотеки основателем города Ярославом Мудрым. Киевский князь не жил в основанном им городе, но его деятельность послужила примером для местных удельных князей. Продолжил эстафету ростовский князь Константин, который посетил Ярославль, основал здесь духовное училище и подарил ему свою библиотеку. Их имена вы видите на первой фотографии. Таким образом, уже на раннем этапе истории Киевской Руси собирательство (прежде всего книг) было связано с благотворительностью.

Во времена монголо-татарского нашествия коллекционирование развиваться не могло. Возродилась эта деятельность в том виде, в каком мы ее понимаем сейчас во времена царствования Петра I. Он привез из-за границы коллекцию уродцев и основал музей «Кунсткамеру». В собирательскую деятельность было вовлечено ближайшее окружение царя. Первым представителем знати, который был связан с Ярославлем, а точнее имел здесь земли, был Алексей Иванович Мусин-Пушкин. (Показывается его портрет). Он создал крупнейшую коллекцию рукописей, монет, картин, куда вошли и ярославские экспонаты, в том числе и рукопись «Слова о полку Игореве». Граф имел намерение подарить 1700 экспонатов Архиву Коллегии иностранных дел, но не успел это сделать. Коллекция сгорела во время пожара в Москве в 1812 году. Архиву Коллегии были переданы лишь 16 рукописей. Сохранились лишь картины и серебро, которые были вывезены к дочери.

Коллекционированием с XVIII века занимался и дворянский род Урусовых и их потомков, владевших имением Ваулово близ Романов-Борисоглебска. 700 предметов 100 лет назад было передано Ростовскому музею последним представителем рода. Таким образом, XVIII век в частных коллекциях Ярославля был представлен через собирательство знати, что является общей тенденцией для России. Существенно расширился круг предметов собираемых коллекционерами. С одной стороны, собирательству способствовал переход на печатные книги и удешевление и увеличившееся для покупки предложение древних рукописей. Коллекционирование поощряется властью. Масштабы коллекции выходят за рамки местной, но часть ценностей собирается в Ярославле. Коллекционеры связаны с краем через находящиеся здесь имения, основная их деятельность разворачивается в столицах. Они являются связующим звеном проникновения собирательства на ярославскую почву, эта деятельность уже полностью соответствует классическому определению термина «коллекционирование». Деятельность выходит за рамки личного интереса, способствует научным исследованиям, меценатству, благотворительности, личностному росту.

Деятельность высокопоставленных коллекционеров принесла свои плоды. В XVIII-XIX веке начинается интенсивное изучение Ярославского края, наши просвещенные земляки борются за развитие культуры края. Среди них всем известный Павел Григорьевич Демидов (1738-1821), основатель «высших наук училища» в Ярославле. Запомните его лицо. При его важной для страны и края деятельности, он был и страстным коллекционером. Он продолжил дело Акинфия Демидова, братьев Никиты, Прокофия и Григория Демидовых, был собирателем книг, минералов, медалей. В 1803 г. Московский университет получил от него в дар кабинет естественной истории, библиотеку, собрание медалей и дарственные 100 тыс. рублей на содержание студентов и одного из лучших профессоров натуральной истории и минералогии от процентов с этой суммы. Сейчас коллекции Павла Григорьевича и его предшественников хранятся в Государственном геологическом музее им. В.И. Вернадского РАН. Посмотрите на эту фотографию. На ней изображена медная колонна, которая была поставлена Демидову другим меценатом, колокольных дел мастером Иваном Чарышниковым в 1829 году. Мы видим, что благотворительная и меценатская деятельность была уважаема в Ярославле, в среде просвещенных людей города было желание сделать ее традицией.

Новым этапом развития коллекционирования в крае является создание научных обществ и музеев в конце XIX века. В 1864 году профессор Демидовского лицея А.С.Петровский создал на основе кружка любителей естествознания «Общество для исследования Ярославской губернии в естественно-историческом отношении» (ЯЕИО). Естественно-историческое общество собирало гербарии, коллекции насекомых, рыб, чучела птиц, коллекции гнезд, геологические экспонаты.

Одним из направлений исследовательской деятельности общества было изучение старины. Возникло желание и необходимость объединить единомышленников и создать историческое общество. Развитию интереса к истории способствовало проведение в Ярославле в 1887 году VII археологического съезда. Результатом было создание более значимой организации, губернской ученой архивной комиссии (ЯГУАК). Ее возглавил директор Демидовского лицея С.М.Шпилевский. Здесь занимались сбором этнографических экспонатов и книг, изучением архивов, организацией археологических раскопок, охраной памятников древнего зодчества, популяризацией своей деятельности в научных журналах и местной прессе. Эта деятельность многих просвещенных наших земляков была добровольным и бескорыстным служением обществу, городу являлась благотворительной.

Важной заслугой обществ и дальнейшим развитием коллекционирования было открытие в Ярославле музеев (естественно-исторический (1881) и древлехранилище(1895 г.)), где и были представлены собранные коллекции. Открывались музеи в других городах губернии. Краеведческая деятельность была настолько обширной, привлекала множество образованных людей того времени, что в дальнейшем можно ограничиться рассмотрением частного коллекционирования лишь в Ярославле. Среди первых дарителей – члены естественно-исторического общества и ЯГУАК купец П.В. Мосягин, антиквар Н.Н.Дубровин, основателя Древлехранилища И.А Тихомиров. Эстафету приняли ярославские губернаторы Б.В.Штюрмер и А.Я.Фриде, городской голова И.А.Вахромеев, фабрикант Н.П Пастухов, священник из Рыбинского уезда А.Ливанов, мологжанин Я.Неготин, крестьянин Г.С.Трунов и многие-многие другие. Таким образом, вы видите, что общественная и частная деятельность по изучению родного края способствовала появлению и одной из форм благотворительной и меценатской деятельности по дарению собранных или частных коллекций в музеи. Имена этих людей и их благородные поступки необходимо помнить, что по роду своей деятельности и делают музеи. Для этого создана и наша экспозиция.

Примером может служить деятельность Ивана Александровича Вахрамеева. Перед вами его портрет. Вахрамеевы одна из наиболее многочисленных и богатых ярославских купеческих фамилий. Они были владельцами многих промышленных предприятий (существующих и по ныне), в том числе мукомольной мельницы, свинцово-белильного и маслобойного заводов. Вахрамеев Иван Александрович сочетал предпринимательскую деятельность с общественной и благотворительной. Он был крупным земским деятелем. Неоднократно избирался гласным губернского земского собрания, долгое время (1881-1887, 1897-1905 годы) был ярославским головой. В 1887 году был удостоен звания почётного гражданина г. Ярославля. Иван Александрович, несмотря на свою занятость, посвящал всё своё свободное время изучению Ярославского края. Результатом его деятельности стали богатейшая коллекция старинных рукописей и старинных монет. После опубликования материал составил 4-е объёмных тома. На его средства были отреставрированы храмы Иоанна Предтечи и Ильи Пророка, издан альбом, содержащий изображения выдающихся деталей стенной росписи, резьбы и икон Ильинской церкви. И.А. Вахрамеев был известным публицистом. Его книга о храме Ильи Пророка была удостоена большой серебряной медали Русского археологического общества. Имя Ивана Александровича тесным образом связано с Ярославской губернской учёной архивной комиссией. В 1895 году при комиссии был создан исторический музей, коллекция которого пополнялась благодаря пожертвованиям частных лиц и членов комиссии. Одним из первых дарений была коллекция русских и иностранных монет Вахрамеева.

Оловянишниковы – крупнейшие ярославские предприниматели, владельцы заводов по литью колоколов оставили потомкам коллекцию церковных колоколов и бытовых колокольчиков (XVI - XIX вв.) и материалов фирмы и семьи Оловянишниковых, владельцев колоколо - литейного завода в Ярославле. Оловянишниковы были известны в среде культурной и творческой интеллигенции. Порфирий Иванович (перед вами его портрет) являлся действительным членом губернской архивной комиссии, финансировал устройство в Ярославле исторического музея – «Древлехранилища». Николай Иванович Оловянишников — автор книги «История колоколов и колокололитейное дело на заводе Товарищества "П.И. Оловянишникова сыновья"», путешествуя по Европе, собрал коллекцию западноевропейской гравюры.

Таким образом, период XVIII- XIX вв. был расцветом частного и государственного коллекционирования, временем образования музеев на основе действия научных обществ, энтузиастов и их благотворительной деятельности от финансирования строительства здания музея до дарения коллекций. Социальный состав коллекционеров расширился от знатных, приближенных ко двору особ до местных дворян, промышленников, купечества, интеллигенции. Именно в это время дано начало коллекциям современных музеев (от этнографии до конфетных оберток). Деятельность коллекционера XVIII-XIX веков являла пример бескорыстного служения обществу, личностного роста, научных изысканий, была добровольной и бескорыстной. Она была типичной для своего времени. Наши земляки показали нам хороший пример, который требует продолжения и развития.

Советский период.

Коллекционерам при советской власти жилось нелегко. Ликвидация частной собственности, отсутствие антикварных рынков, изменение ценностей (негативное отношение к предметам культа и символам монархии и буржуазных устоев) затрудняли собирательство. Долгое время не являются предметом собирательства иконы, предметы религиозного культа, ограничивается доступ к документам несоциалистического содержания. Тем не менее, за счет поступления частных коллекций из дворянских усадеб, был открыт Художественный музей в нашем городе, увеличились фонды действующих музеев. Контроль над идеологией со стороны государства затруднил исследование музейных коллекций. Но истинные коллекционеры сохранили ценности, как Виктор Владимирович Ашик (он не был ярославцем), коллекция которого является самым крупным поступлением в фонды Художественного музея за последние годы. Мы проанализировали статьи в местной прессе, посвященные коллекционерам за 1960-2008 гг. Коллекционеров можно разделить на три группы по значимости оценки их собраний:

1) Коллекционеры, чья деятельность не освещалась на страницах местной прессы (их число и тематику собраний невозможно учесть);

2) Собирательство, заслужившее внимание местных газет (из169 публикаций в местных газетах содержится 145);

3) Деятельность коллекционеров, получившая освещение в центральной прессе (соответственно 24 статьи). Кроме того, расширился социальный состав коллекционеров, увеличился их количественный состав. Коллекционирование пришло в народ. Много места на страницах прессы уделяется рабочим, руководителям разного уровня, собирающим коллекции. Коллекции стали разнообразнее по предмету собирательства.

Нельзя не назвать таких коллекционеров, как Лепешкин В.А., Полушкин Л.А., Савицкий М., Бармашов Б.В., Богомолов В., Демидов Г.К., Дровенников Г.А., Лавровский В.А. и др. О некоторых я расскажу подробнее в разделе «Деятельность клуба коллекционеров «Волгарь».

Поражает уникальность коллекций и личность самих авторов, значимость их деятельности, несмотря на ограничения и трудности периода тоталитарного государства. Не умерла и благотворительная деятельность, хотя о ней в советское время не говорили.

Постсоветский (современный период)

Рыночные реформы 90-х годов внесли свои изменения и в развитие коллекционирования в стране и крае. После узаконивания частной собственности появляются антикварные магазины, которые проходят свою эволюцию от «лавок старьевщика» до появления специализации. Появляется и новые покупатели-коллекционеры. Это состоятельные «новые русские». Часть из них является дилетантами в деле собирательства и ценит в своей коллекции ее стоимость и возможность демонстрировать свое состояние. Другие претендуют на профессиональность, но так как не хватает опыта и знаний, прибегают к помощи платных консультантов, подражая богачам конца XIX- начала XX века. Можно сказать, что по уровню развития частное коллекционирование еще уступает IXX веку.

Еще одна черта современности – появление частных музеев, которые исчезли или были национализированы в 1920 гг. Первым частным музеем в Ярославском крае и городе стал Музей Джона Мостославского «Музыка и время», где представлены коллекции часов (более 100), музыкальных инструментов, ямских колокольчиков (2 тыс.), чугунное литье, фарфор, золотофонные иконы.(37,3,9) Это самый большой частный музей России. Коллекционеры готовятся открыть еще один частный музей каминных часов. Это их подарок к 1000-летиюЯрославля. «Музейное дело – это не бизнес. Музейное дело – это приобщение народа к отечественной и мировой культуре» - сказал Д.Мостославский, выразив лучшие побуждения частных коллекционеров, общественную значимость их деятельности в лучших традициях прошлого. Это достойное продолжение традиций благотворительности и меценатства XIX века.

Деятельность клуба коллекционеров «Волгарь».

В 1989 году появился в Ярославле клуб коллекционеров «Волгарь». Разместился он в «Доме работников политпросвещения». По субботам до сих пор собираются там коллекционеры, показывают свои ценности, обмениваются экспонатами. Здесь же можно купить коллекционную вещь. Интересны старейшие члены клуба и их отношение к благотворительности.

Председатель Полушкин Лев Андреевич (вы видите на экспозиции его автограф и фотографию, так же газету коллекционеров, подарок президента клуба «Волгарь» школьному музею после интервью с ним). Коренной ярославец, организатор и участник множества выставок коллекций на космическую тему, например, посвященной 35-летию полета Валентины Терешковой в космос «Полету «Чайки» посвящается», где были представлены значки, медали, монеты, книги, открытки, почтовые карточки, авторская скульптурная работа Г.Постникова, созданная до полета В.Терешковой в космос «Эра космоса» (1950-гг).

Коллекционеры помогали в открытии музея Собинова, клуб принял участие в благотворительной выставке.

Клуб «Волгарь» неизменно занимает 1 место среди 176 российских клубов коллекционеров. В год здесь проводится до шести выставок. В его состав входят 150 постоянных членов.

Коллекционеры.

Познакомившись с деятельностью клуба, нельзя не рассказать об интересных людях, которые эту деятельность осуществляют.

Лавровский Владимир Александрович.

По происхождению столбовой дворянин, знаток русской старины. Всю жизнь этот скромный человек проработал рабочим на картонажной фабрике. Коллекционер грампластинок, репродукций картин русских и зарубежных художников, в его собрании несколько тысяч фото актеров всех времен и стран, по его коллекции можно проследить историю Большого театра. Когда снимали фильм о Шаляпине, потребовался граммофон, который охотно предоставил коллекционер. Дочь Шаляпина подарила ему фото с дарственной надписью в память о фильме. Выставка пасхальных открыток в библиотеке Н.А.Некрасова. Вот немногие из его дел.

Лепешкин Валентин Александрович.

Заслуженный работник культуры. Председатель секции по творческому наследию Л.В.Собинова, он передал часть своей коллекции музею великого певца. Собиратель автографов знаменитостей, которые побывали на ярославской земле. Коллекция насчитывает 1500 росписей (Ю.Гагарина, Е.Леонова, А.Пугачевой Б.Ельцина и т.д.) Знаменитые люди, которые приезжают к нам - это часть истории Ярославля, считает краевед. Во-вторых, интересно пообщаться с великими людьми. Раздобыть автограф очень трудно, надо иной раз уметь проходить сквозь стены. Так достался автограф Ю.Гагарина. Космонавт приехал в Ярославль для вручения Ордена Ленина. В театр Ф.Волкова, где должно было состояться вручение, вход был по именным пропускам через коридор милиции. Под видом артиста (удалось выпросить пропуск у руководителя художественной самодеятельности при отсутствии двух артистов) Валентин Александрович проник в театр и, подойдя к сцене, все-таки взял автографы у Гагарина и Николаева. Еще в его коллекции есть открытки, посвященные Новому году и Рождеству, кусочки ленточек, разрезанных при открытии Толбухинского моста, Художественного музея…Таким образом, появление и деятельность клуба коллекционеров «Волгарь» является качественно новым этапом в развитии частного коллекционирования, играет важную роль в выявлении, сохранении и популяризации ценностей, его деятельность является общественнополезной. Она перерастает мотивы личной выгоды, является примером подражания, примером деятельности личности.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Вохминцева Светлана Михайловна) «Основа личности это ее развитие» (Рейнгард Галина Дмитриевна) «Педагогические методы духовно-нравственного воспитания учащихся на урок

    Урок
    «Роль сказочного текста в формировании и развитии духовно-нравственных основ личности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в период дошкольного возраста» (Фрисс Наталья Владиславовна)
  2. Музейная педагогика (2)

    Документ
    Ушедший XX век характеризуется громадными революционными сдвигами, происходящими на глазах не одного поколения. Перемены начала XXI века диктуют необходимость поиска новых подходов к осмыслению главных проблем культуры и образования,
  3. Музейная педагогика (1)

    Документ
    Ушедший XX век характеризуется громадными революционными сдвигами, происходящими на глазах не одного поколения. Перемены начала XXI века диктуют необходимость поиска новых подходов к осмыслению главных проблем культуры и образования,
  4. Музейная педагогика и диверсификация образовательного пространства

    Документ
    Современный мир существенно раздвигает образовательного пространства. Школа перестаёт быть основным и единственным источником информации для ребёнка. Изменившиеся возможности средств массовой информации, детская компьютерная грамотность
  5. И. В. Алексеенко ес украина: новые реалии, проблемы, перспективы

    Документ
    Одним из основных партнеров ЕС в восточноевропейском регионе является Украина, что обусловлено ее размерами, геополитическим положением и экономическим потенциалом.

Другие похожие документы..