Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Впервые о мифах я услышала, когда ездила с родителями отдыхать в Турцию. На одной из экскурсий гид рассказал нам миф о царе Эгее, который меня заинте...полностью>>
'Закон'
Предоставление муниципальной услуги " Консультирование граждан по вопросам оформления земельно-правовых документов" (далее – муниципальная ...полностью>>
'Справочник'
Февральская революция 1917 года. Второе коалиционное правительство. Корниловский мятеж. Всероссийское Демократическое совещание. Третье коалиционное п...полностью>>
'Документ'
В мире существуют десятки тысяч различных продуктов питания. Кроме искусственных, созданных человеком из натуральных продуктов (вино, хлеб, кисломоло...полностью>>

Конкурс на лучшую работу по русской истории «Наследие предков молодым. 2008» (4)

Главная > Конкурс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

IV Всероссийский конкурс на лучшую работу по русской истории

«Наследие предков – молодым. 2008»

Номинация «Переломные точки русской истории»

«Анализ политических и экономических причин перестройки и хода реформ в СССР, и Мордовии»

Горбунов О. П.

Вторая половина 1980-х годов для Советского Союза ознаменовалась коренными переменами, она вошла в историю страны как – перестройка. Основной целью проводимых реформ было объявлено создание правового социалистического государства, демократизация существующего строя и совершенствование экономических отношений.

Необходимость проведения подобных преобразований была вызвана глубочайшим кризисом советской системы, сложившимся в конце 70-х -начале 80-х годов, а также падением авторитета СССР в глазах мировой общественности и прежде всего, союзников в странах Восточной Европы. В этих странах, как и в Советском Союзе, складывалось демократическое общественное мнение, формировалось диссидентское движение, требовавшее реальных личных и политических прав, отказа от методов тоталитаризма.

Пути преодоления экономических трудностей советский народ видел в совершенствовании руководства экономикой. Предполагалось расширить самостоятельность промышленных и сельскохозяйственных предприятий. Большое внимание уделялось борьбе с коррупцией и бесхозяйственностью. Речь шла об устранении негативных явлений из жизни общества, о его демократизации. Большинство советских граждан поддерживало этот курс, направленный на наведение порядка в стране, советские люди решительно осуждали проявления нескромности, парадности, угодничества и славословия [2;17]. Однако меры по наведению порядка в стране не привели к ощутимым результатам.

Однако если говорить о необходимости коренной перестройки, то актуальная потребность в ней была, все ученые тогда и сегодня подчеркивали и подчеркивают ее закономерность и историческую необходимость, так как она проходила в обстановке усиливающегося экономического кризиса. Низкие цены на нефть на мировом рынке и потеря управления экономикой, резко снизили и без того не высокий уровень жизни в СССР. Недовольство масс выплеснулось в митинги с требованием быстрых перемен [10;70].

Перестройка, выявила неготовность государственных структур власти и ее лидеров, к эффективному решению основных проблем поставленных жизнью. Проблемы нарастали быстрее, чем решались[2;18].

Весной 1985г. казалось, что страна вступает в новый цикл модернизации общественных отношений, направленных на формирование политической демократии, демонополизацию экономики, освобождение частной инициативы, появлению трудовой мотивации[3;15]. Цель этих преобразований была в повышении уровня социального благосостояния и создания социально-экономического, и политического комфорта для раскрытия духовного, творческого, нравственного потенциала личности. Государству при этом отводилась роль гаранта сохранения того социального состояния населения и тех прав человека, которые были достигнуты ранее.

Но ожидания народа не оправдались. Декларативный характер программ перестройки стал преобладать, над реализацией провозглашенных задач. В стране стали довольно заметно проявляться сомнения в целесообразности перестройки и в способности партийно-государственного руководства страны переломить ход событий, а оно оказалось неспособным активно влиять на происходящие процессы.

В тот период уровень жизни населения, степень удовлетворения его потребностей не соответствовали той индустриальной мощи, тому уровню развития науки и техники, образованности и культуры населения, которых достиг Советский Союз.

Ухудшение экономического положения страны особенно отрицательно сказался на развитии социальной сферы. Отставание в решении социальных проблем накапливалось исподволь. Вначале это было связано с тем, что в силу ряда объективных причин приходилось перераспределять средства с целью развития тяжёлой промышленности или усиления обороны страны, либо для восстановления разрушенного войной хозяйства. Но впоследствии отставание в решении социальных проблем оказалось связанным, прежде всего, с негативными тенденциями в экономическом развитии последних лет.

Нарастали застойные явления в экономике и социально-политической сфере. Дефицит товаров и услуг дополнялся угрозой дефицита продовольствия. Руководство страны, пытаясь замедлить ухудшение экономического положения, пошло на значительное перераспределение ресурсов из социальной в производственную сферу. Средства на социальные цели стали выделяться по так называемому остаточному принципу.

В результате к середине 1980-х годов страна по ряду социальных показателей сделала значительный шаг назад. В последующие годы Советский Союз оказался одной из немногих стран мира, которая начала сокращать строительство жилья. Значительная часть российских семей не располагала отдельной квартирой или домом, а огромная часть квартир и домов, которые имелись в СССР, в том числе в сельской местности, не имели необходимых санитарно-бытовых и коммунальных удобств [17;227].

Другая серьёзная социальная проблема – это проблема продовольствия. Дело не только в том, что в СССР в сравнении с другими развитыми странами был низок уровень потребления мясных продуктов, молока и молочных продуктов в расчёте на душу населения, но и очень небольшой ассортимент этой продукции, и весьма низкое её качество. Советский Союз значительно уступал другим странам по потреблению овощей, особенно в отдельные периоды года. Население России употребляло фруктов втрое меньше того, что определено медицинскими нормами, и это особенно неблагоприятно сказывалось на здоровье детей [17;275].

Неудовлетворительно обстояло дело с насыщением внутреннего рынка продовольствием и товарами широкого потребления. Причины этого довольно глубоки, продовольствия производилось мало и низкого качества, рынок насыщался за счет импорта, в легкой промышленности десятилетиями не обновлялось оборудование и к 80-м годам стало заметным её технологическое отставание. Многие товары массового потребления производились в большом количестве, но качество их было низкое.

В области внешней политики, СССР делал колоссальные затраты на локальные войны в Африке, Юго-Восточной Азии и в Афганистане. Авторитет социализма был высок в тех странах, которые получали помощь от СССР Сомали, Эфиопия, Ангола. Мозамбик и др. Советский Союз поддерживал кубинское военное присутствие в Анголе, оказывал помощь Народному фронту освобождения Мозамбика. Некоторые страны втянулись в длительные гражданские войны и нашей стране пришлось поставлять им оружие и помогать военными специалистами [12;480].

Все эти причины повлияли на решения апрельского Пленума 1985г., где была выдвинута задача достижения качественно нового состояния советского общества. Составляющими были названы: научно-техническое обновление производства и достижение мирового уровня производительности труда, материальной и духовной жизни людей, активизация всей системы политических и общественных институтов. Главным средством для достижения этой цели должно было стать существенное ускорение социально-экономического развития общества, а главное-ускорение научно-технического прогресса, технической реконструкции народного хозяйства на базе новейших достижений науки и техники. В массы был брошен очередной лозунг “ускорение, гласность, демократизация”.

Перемены в общественно-политической сфере начались с проведения политики гласности. Была снята цензура и разрешено издание новых газет. Это вызвало широкий всплеск социальной активности населения. Возникли многочисленные общественные объединения в поддержку перестройки. Широкое обсуждение нового правительственного курса проходило на массовых митингах граждан. На страницах периодических изданий развернулась дискуссия о выборе пути общественного развития. Сущность стратегии “обновления” М. Горбачев разъяснял на встречах с партийно-хозяйственными активами разных городов [10;53].

Гласность, из инструмента критики и улучшения социалистического строя [10;131] стала превращаться в инструмент его разрушения. Она привела к резкой поляризации общества. К 1987г. созрел конфликт между сторонниками и противниками реформаторского курса и в высших эшелонах власти.

Одним из идеологических обоснований перестройки был ориентир на запад, эту идею М. Горбачев провозгласил, как залог существования единой мировой цивилизации. По его мнению Советский Союз якобы отклонился от этого пути, из этого выводилась концепция возврата в цивилизацию и ориентация на общечеловеческие ценности, сближающие экономический базис СССР с западом [10;28].

В конце 1980-х годов преобразованиям подверглись и структуры государственной власти. Начало им положила XIX Всесоюзная партийная конференция. На ней развернулась острая борьба мнений сторонников и противников перестройки по вопросу о задачах развития страны. Большинство делегатов поддержали точку зрения М. Горбачева о назревшей необходимости экономической реформы и преобразовании политической системы общества.

Демократизация общественной жизни была одной из задач перестройки, наиболее существенной ее характеристикой в то время [2;101]. Она пронизывала все сферы общества, в сфере политики она предполагала изменение самого механизма власти, переход от иерархического управления обществом для трудящихся через сравнительно узкий правящий слой, к самоуправлению трудящихся. В сфере экономики демократизация ориентировалась на изменение механизма реализации общественной и личной собственности, с тем, чтобы трудовые коллективы и все трудящиеся получили реальные права хозяев общественного производства, и возможность проявлять индивидуальную трудовую инициативу [6;227].

В 1988г. исполняя решение XIX конференции, через Конституционную реформу были изменены структура верховных органов власти и избирательная система страны. Был учрежден новый законодательный орган - Съезд народных депутатов, который собирался один раз в год. Он избирал из своего состава Верховный Совет СССР и Председателя. Аналогичные структуры создавались и в союзных республиках.

Также реформой утверждался пост Президента СССР, наделенного широкими полномочиями. Президент становился Верховным Главнокомандующим Вооруженными силами СССР, назначал и смещал военное командование. Президент представлял ВС СССР, а затем Съезду народных депутатов на утверждение и освобождение от должности Председателя Правительства СССР, Верховного Суда, Генерального прокурора, Председателя Высшего арбитражного суда СССР и персональный состав Комитета конституционного надзора СССР [12;512].

По мере развития перестройки становилось всё более очевидным, что её судьба упирается в состояние политической системы, политической жизни общества. Возрастание внимания общественности к проблемам общественного развития все больше показывали, что без радикальных изменений в общественной жизни не возможно решение ни экономических, ни социальных задач. Первоначальная идея реформаторов о сохранении социалистической политической системы и лишь частичной ее демократизации, становилась всё более утопичной.

Очень серьезными были расхождения между реформаторами и нарождающимися общественными движениями, в первую очередь новыми рабочими движениями. Была образованна федерация независимых профсоюзов России, состоявшийся съезд шахтеров объявил о создании нового горняцкого профсоюза, аналогичные шаги предприняты рабочими в ряде других отраслей промышленности. Прошедший съезд советов трудовых коллективов и рабочих комитетов, выразил готовность разделить ответственность за ход экономических преобразований в стране, не допустить бесконтрольной распродажи государственной собственности, превращения и прежде всесильных министерств в новые монополистические объединения, концерны и ассоциации.

К тому времени в крайне тяжелом положении оказалась система жизнеобеспечения, заметно сократилось отечественное продовольственное и промышленное обеспечение, серьезный ущерб был нанесен транспортной, телекоммуникационной и других системам, приходило в упадок жилищно-коммунальное хозяйство. Начала, формироваться ориентация на элитарное дорогостоящее медицинское обслуживание, платное высшее образование и предоставление льгот различным категориям работников [2;100].

В этих условиях М. Горбачев с командой реформаторов искали различные пути выхода из кризиса. И здесь важную роль сыграло восстановление отношений церкви и государства. Состоялось несколько встреч Горбачева с патриархом Русской православной церкви Пименом и представителями других религиозных конфессий. В 1988г. на государственном уровне прошли юбилейные торжества в связи с 1000-летием крещения Руси. Были зарегистрированы новые религиозные общины, открыты духовные учебные заведения, увеличились тиражи издаваемой религиозной литературы. Верующим возвращали отобранные у них ранее культовые здания. Органы власти дали разрешение на строительство новых храмов. Деятели церкви получили возможность наряду со всеми гражданами участвовать в общественной жизни, нескольких видных церковных иерархов избрали депутатами в Верховный Совет страны.

Проводимая экономическая реформа не улучшила положения дел в народном хозяйстве, резко сократились темпы роста производства промышленной продукции. Увеличивались размеры дефицита госбюджета, росла безработица, активизировались массовые выступления трудящихся не довольных экономической политикой государства, начались мощные забастовки шахтеров.

По отношению к сельскохозяйственным предприятиям партийные реформаторы с самого начала занимали жесткую позицию, сподвижник М. Горбачева А. Яковлев прямо провозглашал, что нужно разрушить большевистскую общину - колхоз [17;368].

Информационная антиколхозная компания и недоброжелательство к колхозам достигли максимума в начале 90-х годов. Аграрная политика реформаторов основанная на разрушении колхозов и совхозов, и насаждения фермерства зашла в тупик. Провал реформы сельского хозяйства во многом лишил Горбачева общественной поддержки, поскольку для многих критерием оценки его деятельности было, нали­чие продуктов в магазинах.

Проводимые в стране реформы коренным образом коснулись вооруженных сил, реорганизация этого института государства проходила в обстановке жесткой идеологической кампании против КГБ и МВД. Считая их наиболее консервативной частью Советского государства, идеологи перестройки стремились их психологически разоружить. Целенаправленно проводились акции по разрушению положительного образа всех вооруженных сил в общественном сознании и по подрыву самоуважения офицерского корпуса.

Следуя своей миролюбивой политике, советское правительство в одностороннем порядке объявило мораторий на испытания ядерного оружия, также приостанавливалось развертывание ракет среднего радиуса действия в европейской части страны. В ущерб национальным интересам и без видимой необходимости были выведены советские войска и военная техника с территории ГДР, на 500 тыс. человек уменьшились вооруженные силы. Началась конверсия военного производства и перевод военных заводов на выпуск гражданской продукции, в основном товаров народного потребления. Под давлением общественности в феврале 1989г. был завершен вывод советских войск из Афганистана, но ещё в течении двух лет Афганистану оказывалась помощь оружием и боеприпасами. Без предварительных условий выводимые советские войска, расквартировывались в не подготовленных военных городках, моральный дух в результате в войсках стремительно падал.

Реальным шагом по пути осуществления политической реформы и создание правового государства, стала реформа правоохранительной системы СССР. Серьезные изменения, произошедшие в психологии советских людей, не могли не отразиться на деятельности суда, прокуратуры, органов государственной безопасности и милиции. В условиях построения правового государства, демократизации общественной жизни, гуманизации законодательства много менялось в деятельности органов внутренних дел. Перестройка в политической, экономической жизни страны способствовали ухудшению правопорядка и росту преступности, значительно ослабла регистрационная дисциплина, процветало укрывательство преступлений от учета и незаконное привлечение к уголовной ответственности. К этому времени в обществе, сложились условия для формирования организованной преступности и бандитизма [30;13].

В 1989-1991 гг. произошли внешне малозаметные, но важные изменения во всех правоохранительных органах (МВД, КГБ, суд, прокуратура), это уход из системы большей части квалифицированных кадров. К этому побуждали объективные причины: сильное давление прессы, которая дискредитировала эти органы, быстрое понижение зарплаты, которое в этих органах невозможно компенсировать побочными заработками, несоответствие социальных гарантий уровню жизни и главное выдавливание профессионального ядра советской ориентации. Всё это привело к значительному росту преступности, нарушениям общественного порядка, снижению уровня общественной безопасности населения и ускорению распада СССР.

Новая внешнеполитическая концепция и ее реализация отвечали задачам внутриполитического развития СССР. Она позволяла ограничить гонку вооружений, значительно сократить военные расходы. Широкие слои населения в Советском Союзе и за рубежом выступили с поддержкой идей М. Горбачева, новое мышление разрушало стереотипы антисоветизма и подозрительности [5;46].

Серьезные перемены произошли в отношениях СССР и государств Восточной Европы. Экономический и политический кризис в этих странах, падение авторитета правящих партий вызвали рост в них оппозиции. Обстановка в СССР, курс на обновление социализма привели к активизации оппозиционных сил, усилению их конфронтации с правительствами. Переход восточно-европейских стран к парламентской демократии привел к распаду социалистического содружества. Прекратили деятельность Совет Экономической Взаимопомощи и организация Варшавского Договора, без всяких условий со стороны СССР [7;82]. В следствие этого значительно сократился уровень экономического сотрудничества СССР и государств Восточной Европы.

Политика “нового мышления” для СССР и мира явилась не только крахом Советского Союза, но и реконструкцией всей Ялтинско-Потсдамской системы международных отношений, а с ней и мировой стабильности. Укрепление США, как единственной мировой сверх державы, привело к утверждению мирового глобализма, в котором России была отведена роль развивающейся страны [10;63] и её игнорирование в новой системе европейской безопасности [10;136].

Для многонационального советского государства огромное значение имело развитие национальных отношений. Разрабатывая основные направления национальной политики на перспективу, М. Горбачев направлял партийные комитеты, чтобы вклад всех республик в развитие единого народнохозяйственного комплекса соответствовал их возросшему экономическому и духовному потенциалу [4;67].

Однако перестроечные процессы в союзных республиках способствовали пробуждению национального самосознания и в автономных республиках. В итоге во многих национальных регионах стали обычным явлением экстремизм и национализм. Массовыми стали миграция, появились беженцы и вынужденные переселенцы. Ещё не давно мирно проживающие люди стали преследоваться по расовому принципу, вероисповеданию, политическим убеждениям. Националистические элементы призывали к пересмотру границ, выселению инородцев, требовали выхода из СССР или присоединению к соседним родственным государствам. Заметной социальной силой реформ была национальная интеллигенция [14;175], именно, учителя, врачи, агрономы, инженеры стали носителями идей возрождения национального самосознания. Взяв на себя гражданскую ответственность за состояние национальных языков, культуры, сохранение традиций и быта своих народов, большая часть национальной интеллигенции не позволила втянуть себя в национализм и экстремизм.

Главная роль в сдерживании перестроечных реформ в автономиях и национальных образованиях принадлежала местным партийным, и государственным органам. М. Горбачев своевременно не увидел надвигающейся опасности и не решился обратиться к народу за помощью в защите социалистического государства [10;40].

В республиках Среднего Поволжья ситуация большой устойчивостью так же не отличалась, некоторые автономии захлестывала волна национализма, в открытую форму противостояния это не выходило, но отношения с центром были напряженными. В других ход реформ контролировался партийными и государственными структурами.

Мордовия в Среднем Поволжье являлась специфическим регионом, так как географически расположена в центре России и на западной окраине Поволжских автономий. Она вобрала в себя всё своеобразие региона [13;175], в республике на 1985г. проживало 966 тысяч человек, в том числе 527 тыс. городского и 439 тыс. сельского населения [8;4].

В середине 1980-х годов в Мордовии сложилась устойчивая экономическая и общественно-политическая ситуация. Вся промышленность республики по основным показателям уверенно показывала экономический рост. В сельском хозяйстве также наблюдалась тенденция к росту, так государственные закупки основных видов продукции в 1986г. увеличились по сравнению с 1980г. в 1,5 - 2 раза, количество убыточных колхозов в 1988г. по сравнению с 1985г. сократилось до 2,1% с 16,2 %[1;3]. Основные для экономики отрасли промышленности, были отраслями союзной специализации и зависели от привозных материалов и сырья. Таким образом, все ведущие предприятия были интегрированы в общесоюзные производственные связи, и их эффективность была в прямой зависимости от состояния экономической системы СССР [8;98]. Экономический кризис, начавшийся внутри СССР и продолжившийся внутри РСФСР, привел к разрыву сложившихся связей между регионами страны, нанеся значительный ущерб экономике республики.

Конфликта власти и оппозиции в общественно-политической жизни, Мордовия не имела обстановка отличалась предсказуемостью и стабильностью, отсутствие в Мордовии этнических конфликтов, движений экстремистского, и сепаратистского характера, придавали политической стабильности устойчивый характер.

Поэтому реформы экономической и политической системы в Мордовии, усилиями местной партийной и советской номенклатуры, носили поверхностный характер. По мнению ученых и политиков, этот фактор позволял сохранить относительную стабильность промышленности (прирост объемов производства составлял 5,4%) и сельского хозяйства (валовой продукции на 555,3 миллиона рублей) [21;50]. Отчетливо прослеживалась тенденция увеличения темпов экономического развития и выпуска промышленной продукции, последовательно развивалось сельское хозяйство. В этот период в полной мере проявилась потребность в насыщении потребительского рынка товарами и услугами, поэтому республиканские власти прилагали не малые усилия к удовлетворению потребительского спроса населения. Союзные власти предприняли первые шаги к этому времени по переводу плановой системы хозяйства на рыночные. Осторожность, с которой действовали республиканские власти, позволила республике не впасть в экономический кризис в этот период. Начиная с 1987г. в республике стали складываться зачатки рыночной экономики, создавались кооперативы по оказанию услуг и производству товаров, открывались частные магазины и посреднические фирмы по скупке и перепродаже продукции.

Низкий уровень конфликтности среди политической элиты отражался на жизни общества и характеризовался высоким уровнем доверия к власти. В то время как Советский Союз сотрясали социальные потрясения, связанные с ухудшением уровня жизни, в Мордовии уровень напряженности был очень низким из-за пассивности населения при проведении акции протеста [13;166] и тотального контроля за общественной жизнью. Позиция почти всех СМИ сводилась к тому, чтобы не писать и не говорить о политике ничего, либо давать такой материал, по которому не просто судить об истинном положении дел на политической арене [21;167].

Конец 80-х годов характеризовался политическими преобразованиями в стране, в республике партийные органы передали свои полномочия Советам соответствующих уровней и их исполнительным комитетам, начали сотрудничество с национальными движениями, надеясь использовать их в своих интересах [15;11]. Произошли перемены и в руководстве республиканского партийного комитета. По директиве горбачевского руководства в регионах шло массовое обновление партийных лидеров, с арены ушел возглавлявший республику свыше 20 лет первый секретарь обкома А.И. Березин [23;59].

Интенсивное развитие политических событий заслонило собой экономическую реформу, в результате выявилось существенное отставание экономических реформ от политических, стали замедляться темпы экономического роста Мордовии, спад в экономике стал следствием разрушительных явлений в советской экономике [19;374]. Это привело к расколу в рядах сторонников перестройки и возникновению общественно-политических и национальных движений. Образованные как клубы и региональные отделения союзных партий, они в процессе эволюции стали партиями радикальной ориентации. В своих программах они ставили задачи развития самоуправления на предприятиях, частного предпринимательства, фермерства, сохранения национальной культуры и языка. Образование национального общества “Масторава” не стало массовым. Причины отсутствия широкой социальной базы и незначительного воздействия “Масторавы” на этнополитическую ситуацию в Республике Мордовия следует искать в отсутствии единства среди лидеров[21;373]. С принятием декларации о государственном суверенитете РСФСР, аналогичные процессы прошли и в автономных республиках. Мордовия, обладавшая чисто декоративной автономией [29;132], нуждалась в трансформации своего государственно-правового статуса. Вслед за национальными автономиями Поволжья: Татарией, Башкирией, Чувашией, Удмуртией и другими, Мордовия была втянута в процесс общественно-политических перемен. Состоявшиеся в марте 1990г. выборы народных депутатов РСФСР, Мордовии и местных советов показали высокую активность и сознательность населения. В состав Советов вошли многие лидеры “Демократической России” и других движений, так Н.П. Медведев [9;27] и Т.В. Тюрина [9;18] стали депутатами СССР, а В.Д. Гуслянников [9;67] депутатом МССР. Их стараниями в декабре 1990г. Верховным Советом МАССР принята декларация о государственно-правовом статусе республики, Мордовская Автономная Советская Социалистическая Республика была преобразована в Мордовскую Советскую Социалистическую Республику. Одной из первых из российских регионов Мордовия ввела пост Президента и в 1991г. провела всенародные выборы. Избрание на этот пост лидера местных демократов В.Д. Гуслянникова [18;165] не внесло спокойствия в политическую и экономическую жизнь республики. Являясь сторонником Президента РФ Б.Ельцина, В.Д. Гуслянников взял курс на конфронтацию с Верховным Советом Мордовии, в итоге политическая ситуация ухудшилась, экономика пребывала в глубоком кризисе. Частые выборы, перевороты, создание скандалов в СМИ, не обремененными в средствах и моральных ограничениях журналистами [22;4], накаляли обстановку в республике.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Конкурс на лучшую работу по русской истории «Наследие предков молодым. 2008» (7)

    Конкурс
    Основной целью статьи является рассмотрение положительного опыта организации государственного устройства, историко-культурного наследия, сохранения памяти о героическом прошлом одного из уникальных уголков России – республики Алтай.
  2. Конкурс на лучшую работу по русской истории «Наследие предков молодым. 2008» (12)

    Конкурс
    Человек, речь о котором пойдет в статье, был знаковой личностью своего времени. И не только времени. Крепкое и нерушимое стремление нести благо в жизни само по себе шире узких временных рамок.
  3. Конкурс на лучшую работу по русской истории «Наследие предков молодым. 2008» (13)

    Конкурс
    Южский район – это маленькая частица России, затерянная среди лесов и болот. На карте огромной страны он выглядит крошечной точкой, но точка эта очень значима в истории Отечества.
  4. Конкурс на лучшую работу по русской истории «Наследие предков молодым. 2008» (18)

    Конкурс
    Как в бурю листья на деревьях повертываются изнанкой, так смутные времена в народной жизни, ломая фасады, обнаруживают задворки, и при виде их люди, привыкшие замечать лицевую сторону жизни, невольно задумываются и начинают думать,
  5. Конкурс на лучшую работу по русской истории «Наследие предков молодым. 2008» (23)

    Конкурс
    За свою более чем тысячелетнюю историю Россия пережила немало событий, которые коренным образом влияли на ее дальнейшую судьбу. Следует признать, что практически все они могут считаться переломными.
  6. Конкурс на лучшую работу по русской истории «Наследие предков молодым. 2008» (2)

    Конкурс
    В развитом обществе возникновение альтернативных форм культуры неизбежно, оно порождается самим фактом развитых социальных отношений. Условия жизни в обществе создают предпосылки для объединения молодежи в разнообразные группы, движения,

Другие похожие документы..