Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Решение'
В настоящее время информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) стали одним из важнейших факторов, влияющих на развитие общества и определяющих кон...полностью>>
'Документ'
Актуальність теми дослідження. Вітчизняний ринок праці переживає сьогодні такі кризові явища, як виїзд громадян за рубіж, нелегальна зайнятість, тінь...полностью>>
'Рабочая учебная программа'
Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 0105...полностью>>
'Учебное пособие'
В первой части пособия освещены вопросы: система обслуживания в Научной библиотеке ВНУ им. В.Даля, состав фонда по видам и типам документов, справочн...полностью>>

Программа по дисциплине опд. Ф. 11 "Экономическая, социальная и политическая география" для студентов, обучающихся по специальности 020401 "География"

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАБАРДИНО-БАЛКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им.Х.М.БЕРБЕКОВА

БИОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра социально-экономической географии

УТВЕРЖДАЮ

Декан ______А.Ю.Паритов

«_____» 2010 г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ОПД.Ф.11 "Экономическая, социальная и политическая география"

для студентов, обучающихся по специальности 020401 "География"

Нальчик-2010

АВТОР - СОСТАВИТЕЛЬ

БУРАЕВ РАУФ АЛИЕВИЧ, доктор географических наук, профессор, зав. кафедрой социально-экономической географии специальности "География" биологического факультета

Учебно-методический комплекс по дисциплине " Экономическая, социальная и политическая география" /ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ И СОЦИАЛЬНУЮ ГЕОГРАФИЮ/ составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования/Основной образовательной программы " специальности 020401-иГеография"

Дисциплина входит в Федеральный /социально-экономических/ естественно-научных/специальных/ дисциплин специализации и является обязательной для изучения.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Кабардино-Балкарский государственный университет им.Х.М.Бербекова” Биологический факультет

Kaфедра социально-экономической географии

УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета_________А.А.Паритов

“______”________________

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

"Экономическая,социальная и политическая reoграфия"/Введение в экономическую и социальную reoграфию/

Нальчик-2010

  1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

ЦЕЛЬ КУРСА

Дать студентам вводные представления об экономической, социальной и политической географии, познакомить с ее местом, ролью и значением в современном мире, показать важность экономико-географического под­хода в решении важнейших региональных и глобальных проблем современ­ности.

ЗАДАЧИ КУРСА

Познакомить студентов с:

-объектом, предметом изучения и структурой экономической, социаль­ной и политической географии;

-этапами развития экономико-географической науки; отечественными и западными экономико-географическими школами; основными понятиями и концепциями отечественной районной школы экономической географии;

МЕСТО КУРСА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ВЫПУСКНИКА

Курс должен изучаться на первом году обучения в течение одного семестра вместе освоения студентами блока естественнонаучных фунда­ментальных и базовых профессиональных дисциплин.

II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

ВВЕДЕНИЕ. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ КУРСА. Его место в системе географического образования.

I.ОБЩИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ, СОЦИАЛЬНОЙ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ.

Методологические основы. Современная система географических наук и место в ней экономической, социальной и политической географии ее конструктивное и мировозренческое значение.

Экономическая география в широком и узком смысле слова: определе­ние объект и предмет исследования, структура. Соотношение экономической социальной и политической составляющих.

Экономическая география и региональная экономика, социальная география и региональная социология, политическая география и региональная политология и геополитика: их соотношение и взаимосвязь.

Важнейшие тенденции в развитии экономической и социальной географии экономизация , социологизация , гуманизация , экологизация. Дифференциация и интег­рация в экономической, социальной и политической географии. Экономи­ческая география и ее структура. Социальная география и ее основные ветви. Формирование политической географии.

Общественно-исторический процесс и основные типы социально- и экономико-географических процессов. Диалектическое единство системы "Природа-Хозяйство-Население" взаимосвязь её компонентов. Особенности взаимодействия природы и хозяйства природы и населения, населения и хозяйства. Понятие о ноосфере/экономико-географический аспект/.

Методы исследований. Общенаучные и общегеографические методы, системный подход и специфика их применения в экономико-географическом анализе. Содержание и значение историко-эволюционного, сравнительно-описательного, статистического, балансового, картографического , матема­тического,дистанционного /аэрокосмического /»экспедиционного методов исследований.

Вопросы сбора, обработки и хранения экономико-географической ин­формации. Геоинформационные системы и их использование в экономико-географичееких исследованиях.

Прикладные задачи экономической и социальной географии. Место экономической и социальной географии в решении комплексных и отрас­левых региональных проблем, территориальном проектировании и решений задач региональной политики. Экономическая, социальная и политическая география и региональное прогнозирование. Территориальное управление и управление территориальными социально-экономическими системами.

Экономико-географическая экспертиза.

2.ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ.ОСНОВНЫЕ ШКОЛЫ ГЕОГРАФИИ

Структура историко-географических наук. Место экономической, социальной и политической географии в системе историко-географических

наук.

Смена географических парадигм и их отражение в экономической и социальной географии. Геoграфический детерменизм, районная парадигма, научная, радикальная и гуманистическая парадигмы.

Зарождение экономико-географических идей. Немецкая школа камераль­ной статистики и Французская школа коммерческой географии.

Формирование новой экономической географии в XII в.основные нап­равления развития экономико-географических идей во второй половине XIX - начале XX вв. Французская школа географии человека. Антропогеография и ее основные представители. Хоролгическое направление в эко­номической и социальной географии.

Развитие экономико-географических представлений в России: М.В.Ло­моносов и В.Н.Татищев как экономико-географы. Вклад в теорию экономико-географического районирования Н.П. Огарева, Д.Н.Менделеева, П.П.Семенова-Тяньшанского в экономическую и социальную гeoграфию.

Становление советской районной школы экономической географии. H.H.Баранский, Н.Н.Колосовский и И.А.Витвер. Развитие отечественной районной школы экономической и социальной географии во второй поло­вине XX века. Ю.Г.Саушкин и его вклад в экономическую и социальную географию.

Основные западные школы экономической и социальной географии второй половины XX века. Пространственный анализ/П.Хаггерт, Д.Харвей, В.Бунге и др./.Количественная революция в экономической и социаль­ной географии:ее причины и последствия. Факторы,влияющие на форми­рование образов и представлений о территории.

Географическая наука в перспективе. Цели и задачи экономической, социальной и политической географии на современном этапе хозяйствен­ного развития страны в рыночных условиях.

Рабочая программа составлена на основании ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, УТВЕРЖ­ДЕННОГО МИНИСТЕРСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 10 марта 2000Г. Номер государственной регистрации 105 ЕН/бак

Разработчик: профессор Бypaев Р.А.,зав.кафедрой социально-экономи­ческой reoграфии__________

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры социально-экономи­ческой географии

Протокол №_______

от "____________"________ 20010 г.

Заведующий кафедрой___________Р. А. Бураев

Одобрена Учебно-методическим советом/методической комиссией/ биологического факультета

"____________"________ 20010 г.

Председатель _____________________А.Ю.Паритов

1.2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

"Экономическая, социальная и политическая география"

/Введение в экономическую и социальную географию/

Студент, освоивший курс дисциплины, должен:

- знать этапы исторического развития географии;

-иметь представление о фундаментальных основах развития теоретических вопросов географии;

-знать о современных важнейших тенденциях в развитии экономической и социальной географии: экономизации, социологизации, гуманиза­ции, экологизации;

-иметь четкое представление о дифференциации и интеграции экономической, социальной и политической географии;

-понять о диалектическом единстве системы «Природа-Хозяйство-Население», взаимосвязи ее компонентов;

- ясно представлять экономико-географические аспекты ноосферы;

- знать общенаучные методы и общегеографические методы, системный подход и специфику их применения в экономико-географическом анализе;

- знать место экономической и социальной географии в решении комплексных и отраслевых проблем в связи с усилением в процессе раз­вития прикладного значения географии;

-знать методологические основы системы географических наук, ее конструктивное и мировоззренческое значение.

При чтении лекционного курса и проведений семинарских занятий по дисциплине «Экономическая, социальная и политическая география» будут использованы демонстрационные материалы: таблицы, фотографии, карты и др.

Преподавание курса будет вестись по блочно-модульному принципу.

В курсе выделено 5 модулей, объединяющих вопросы дисциплины:модуль1-…; модуль2-…; модуль3-…; модуль4-…; модуль5-…;

Номер семестра

Учебные занятия, час

Число

Курс.

проект/работ/

Расчет

заданий

Форма

Итогов.

Аттестации /зачет,

экзамен/

Общий объем

Аудиторные

Всего

лекции

Лабор

Практ.

СРС

100

68

34

-

34

32

-

Экз.

2.ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

Наименование тем и разделов

3-й семестр

Аудиторные часы

Всего

Лекции

Семин.занятия

Предмет и задачи дисциплины

2

2

-

2.ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

Наименование тем и разделов

3-й семестр

Аудиторные часы

Всего

Лекции

Семин.занятия

Предмет и задачи дисциплины

2

2

-

2.3.0РГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛИРУЕМОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Разделы и темы для самостоятельной работы

Виды и содержание самостоятельной

работы

Модуль I.Предмет, структура и задачи дисциплины

Предмет, структура и задачи дисциплины

Подготовка докладов по конспектам лекций, учебников, и литературы:Саушкин Ю.Г. Введение в экономическую географию.М, М.Д.Шарыгин, В.А.Столбов.М.2007; Введение в экономическую географию и региональную экономику России.Под ред.Е.Л.Плесецкого Е.Л.Плесецкого.Изд-ние 2-е.М.,2008.

Модуль 2.Особенности исторического развития географии

Зарождение географических идей и формирование отраслевых направлений экономической и социальной географии

Подготовка рефератов по конспектам лекций и учебников литературы, учебных пособий:

Саушкин Ю.Г.Экономическая география:история, теория, методы, практика.М.,1973.;Скопин А.Ю.Введение в экономическую географию.М.,2001.;

М.Д.Шарыгин, В.А.Столбов.Введение в экономическую и социальную географию.М.,2007.

Модуль 3. Развитие экономико-географических представлений в России

География М.Б.Ломоносова, В.Н.Татищева и другие

Вклад в развитие экономической и социальной географии П.П.Семенова, Д.И.Менделеева и других ученых России

Обзор принципов в теории и практике районирования ученых XIXвека

Обзор в письменном виде литературных источников по теме

­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­__________//______________

Подготовка рефератов с использованием учебных пособий и лекционного материала

Модуль 4.Становление советской районной школы экономической географии

Основные теоретические положения Н.Н.Колосовского, И.А.Витвера

Ю.Г.Саушкин.Избранные труды.Смоленск,2001.Н.Н.Баранский..

Избранные труды. Становление советской экономической географии.М.1980 и другие вышеуказанные источники

Модуль 5.Основные понятия и концепции экономической и социальной географии

Основные понятия и концепции экономической и социальной географии

Литературных источников о роли и значении ЭГП, ТРТ, ТПК и других форм территориальной организации хозяйства

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Лекции и содержание, объем в часах – 34 ч.

I.I. Предмет и задачи дисциплины «Экономическая, социальная и политическая география».

Цели и задачи лекций. Структура дисциплины. Курс «Экономическая, социальная и политическая география» как научная дисциплина. Ее конструктивное и мировоззренческое значение. Соотношение экономической социальной и политической географии.

Задачами курса является ознакомление с:

- объектом, предметом, объектом дисциплины;

- этапом развития экономико-географической науки;

- основными понятиями и концепциями отечественной районной школы и западными географическими школами;

-методами экономико-географического анализа;

-ключевыми географическими проблемами;

- взаимодействием географических наук с другими науками;

- прикладным значением экономической, социальной и политической географии.

Курс играет важную роль в вопросах регионального прогнозирования и управления социально-экономическими системами территорий.

3.1.2. Структура историко-географических наук. Периодизация истории развития географии. – 2 ч.

Связь истории и методологии географии с практикой - с развитием общества и производительных сил. Различия и взаимосвязи различных научных дисциплин – «история географических открытий», «историческая география и "история географии».

Смена географических парадигм и их отражение в экономической и социальной географии. Географический детерминизм, районная парадигма, научная, радикальная и гуманистическая парадигмы.

II. ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ГЕОГРАФИИ. ОСНОВНЫЕ ШКОЛЫ ГЕОГРАФИИ.

II.1. Периодизация истории развития географии, отражающая особенности формирования теоретических идей географии в следствии развития производительных сил общества. – 8 ч.

Древняя география. Географические и картографические обобщения античных ученых. География от эпохи Средневековья до эпохи Возрожде­ния. Poль и значение в развитии географической/мысли/ науки Великих географических открытий.

Периоды зарождения и развития географических идей в разные эпохи: самый ранний период капиталистического развития промышленности, торговли, быстрого науки и культуры /XV-ХVI вв. - эпоха Возрождения/, эпоха первоначального накопления капитала/ХVII-ХVIII вв./, эпоха развития

крупного капиталистического промышленного производства /ХIX в./и т.д.

II.2. Начало формирования новой географии XIX века: А.Гумбельдт, К.Риттер, И.Тюнен, К.Арсеньев. – 6 ч.

Основныe направления развития экономико-географических идей. Французская школа географии человека.

Антропогеография и ее основные представители. Хорологическое

направление в экономической и социальной географии.

II.3. Проблемы районирования в XIX веке. – 4 ч.

Проблема районирования - первооснова для всей системы географических наук. Роль и значение К.И.Арсеньева в создании иерархии экономических районов в России. Теоретические основы районирования Н.П.Огарева. Первое в мировой науке предложение о районировании как средство рационального размещения промышленности в России: П.Крюков.

II .4. Развитие экономико-географических представлений в России. – 4 ч.

География и М.В. Ломоносов, В.Н.Татищев и другие. Вклад в экономическую и социальную географию П,П.Семенова Тян-Шанского, Д.И.Менделеева и др. в географию и особенно в социально-экономическую географию. Обзор крупнейших работ по теории и практике районирования в XIX в. Применение показателей и проведение расчетов для обоснования районирования и анализ районов.

II.2.2. Географическая школа Д.Н. Анучина и современные ей западные географические школы. – 4 ч.

Д.Н.Анучин - создатель сильной университетской географической школы, развитие антропологии и русской лимнологии. Необычайная многогранность научно-исследовательской работы Д.Н.Анучина. Его ученики П.Г. Игнатов, Л. С. Берг и другие в развитии географической мысли. Первое применение системного комплексного анализа в географии.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 13. «Экономическая и социальная география мира» для студентов, обучающихся по специальности 020401 География

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине ОПД.Ф.13 «Экономическая и социальная география мира» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности
  2. Итоги гак; > Трудоустройство и востребованность выпускников; > Управление качеством подготовки специалистов; Условия, определяющие качество подготовки специалистов

    Документ
    Географический факультет в структуре Иркутского госуниверситета (действующего с 1918 г.) образован 22 декабря 1948 г. по приказу МВиССО СССР. В настоящее время на географическом факультете действуют пять кафедр:
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Флз «Экономическая и социальная география России» для студентов, обучающихся по специальности 020401 География Нальчик 2008

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине ОПД.Ф.13 «Экономическая и социальная география России» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Р. 03. «Глобальные и региональные проблемы» для студентов, обучающихся по специальности 020401 География

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине ОПД.Р.03 «Глобальные и региональные проблемы» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 020401 – География.
  5. Итоги гак > Трудоустройство и востребованность выпускников. Управление качеством подготовки специалистов (4)

    Документ
    Географический факультет в структуре Иркутского госуниверситета (действующего с 1918 г.) образован 22 декабря 1948 г. по приказу МВиССО СССР. В настоящее время на географическом факультете действуют пять кафедр:

Другие похожие документы..