Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Доклад'
об осуществлении контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере, надзора за исполнением законодательства Российской Федерации о финансово-бюджетном ко...полностью>>
'Реферат'
Необходимость разработки Концепции государственной антинаркотической политики Российской Федерации обусловлена изменениями геополитической ситуации в...полностью>>
'Программа'
Главной целью программы «Международная экономика» является подготовка высококвалифицированных специалистов в области теорий и практики анализа, модел...полностью>>
'Публичный отчет'
11. Полное наименование и адрес реестродержателя: Открытое акционерное общество «Научно-производственный центр «Ригель», 197376, г. Санкт-Петербург, у...полностью>>

Программа подготовлена в рамках Инновационной образовательной программы гу-вшэ «Формирование системы аналитических компетенций для инноваций в бизнесе и государственном управлении» Факультет государственного и муниципального управления (1)

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации

Государственный университет - Высшая школа экономики

Программа подготовлена в рамках Инновационной образовательной программы ГУ-ВШЭ «Формирование системы аналитических компетенций для инноваций в бизнесе и государственном управлении»

Факультет государственного и муниципального управления

Программа дисциплины

«Самоорганизация местных обществ»

для специальности 080500.65 «Государственное и муниципальное управление» подготовки специалиста

Автор: Плюснин Ю. М.

Рекомендована секцией УМС

«Государственное и муниципальное управление»

Председатель

М.А.Розов ______________________

«_____»___________________ 2007 г.

Одобрена на заседании кафедры

местного самоуправления ФГиМУ

Зав.кафедрой

_______________ С.Г. Кордонский

«_____» ________________ 2007 г.

Утверждена УС

Факультета государственного и муниципального управления

Ученый секретарь

Л.М.Симонова ___________________

«_____»___________________ 2007 г.

Москва, 2007

Аннотация

Программа курса строится на основе полевых социологических исследований автора в 1992-2006 гг. Рассматриваются вопросы самоорганизации и местного самоуправления в их отношении к вновь складывающейся в России системе муниципального управления. При этом провинциальное российское общество анализируется в двух ипостасях: в стабильных условиях существования и в период системного кризиса 90-х годов. Особенности организации повседневной хозяйственной, общественной и частной жизни людей в малых городах и сёлах являются предпосылкой развития самоорганизации как формы гражданского общества. Тематически курс разделён на три части: (1) экономика повседневности; (2) психология повседневности; (3) мировосприятие повседневности. Сквозной темой является анализ «политики повседневности»: власти «бригадиров» и противостоящей ей власти общества. Рассматриваются дальние социальные последствия реформ 90-х годов и потенциал формирования институтов гражданского общества на общинном субстрате, включая возможности и ограничения социальных технологий реформаторства.

Курс предполагает значительную самостоятельную исследовательскую работу студентов, когда их работа в семинаре базируется на собственных эмпирических полевых исследованиях.

Содержание

Аннотация 2

Организационно-методический раздел 4

Содержание курса 6

Тематический план учебной дисциплины 8

Базовый учебник и/или ридеры 10

Содержание программы 11

Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для проверки 22

Примерная тематика эссе 24

Вопросы для оценки качества освоения дисциплины 26

Формы контроля знаний студентов 28

Приложение 1. Методические рекомендации студентам. Правила подготовки, написания и успешного прочтения доклада по эссе 40

Приложение 2. Методические рекомендации студентам. Форма научно-исследовательского эссе по курсу 54

Организационно-методический раздел

Программа курса выстраивается как научно и эмпирически ориентированное обучение студентов-старшекурсников и магистрантов. Его целью является получение знаний о реальной жизни провинциального российского общества и на основе этого – приобретение навыков организации управленческого воздействия.

Задачи курса: получение студентами необходимых знаний, в частности, о региональных и этнонациональных особенностях организации местной жизни в России; специфике жизнедеятельности населения в сёлах, малых и средних городах, отличии их от крупных городов, что обусловливает и специфику управления; получение студентами представлений об организации управления на уровне муниципального района, округа, поселения. На основе соответствующих знаний – приобретение навыков организации управленческого воздействия с учётом социально-психологических особенностей и культурно-исторических условий существования местного общества.

Методологическая новизна курса. Методологический компонент программы базируется на осуществлявшихся автором в последние годы социально-технологических разработках (стратегии социального, экологического и социально-экономического развития регионов, планы развития муниципальных образований). Они будут использованы в качестве образцов для более эффективного формирования умений студентов осуществлять отдельные этапы стратегического планирования, максимально приближенного к практике управления муниципальными образованиями.

Праксеологический компонент инновационной программы базируется на формировании у студентов навыков организации деятельности будущего муниципального служащего (руководителя), выстраиваемой на реальных образцах.

Место курса в системе формируемых инновационных квалификаций. Чтение курса формирует знания реальных аспектов местной жизни в провинциальном российском обществе: управленческих, хозяйственных, социально-психологических, мировоззренческих. Даёт знания о региональных и этнонациональных особенностях организации местной жизни в России. Демонстрирует различия в социальном и бытовом поведении людей в стабильных и кризисных социально-политических условиях. Что предполагает формирование умений в организации управления на уровне муниципалитета местного общества с учётом региональной, этнонациональной и исторической специфики. Даёт навыки организации управленческого воздействия с учётом психологических особенностей и культурно-исторических условий существования местного общества.

Содержание курса

Новизна курса. Информационный (знаниевый) компонент программы курса базируется на научных исследованиях автора. Научным заделом разработки программы выступают продолжительные полевые социологические исследования автора (с 1984 по настоящее время) местных обществ в разных регионах России – в сельской местности и малых городах Северо-запада, Центра, Урала и Сибири. По комплексу показателей изучено состояние местного общества в советское время, в период системного кризиса 90-х годов и в первой половине нынешнего десятилетия. Эти три периода развития общественной жизни предъявляли разные требования к жизнеобеспечению и формам самоорганизации местного общества, что реализовалось в специфических формах поведения населения и организации управления.

Содержательную основу курса составляют три тесно взаимосвязанных компонента: поведенческие, психологические и ментальные составляющие повседневной жизни людей. Они рассматриваются в качестве базиса самоорганизации общества. В лекциях даётся представление о хозяйственном поведении населения (экономическое поведение домохозяйств и многообразие стратегий жизнеобеспечения), как материальном основании независимости и самодостаточности локальных обществ. Социально-психологический статус населения и их эмоциональные реакции на внешние социально-политические воздействия выступают в качестве поведенческого (деятельностного) основания самоорганизации местного общества. Наконец, мировоззренческим основанием выступают социально-ценностные установки людей, особенно изменения в обыденном сознании, обусловленные их практической деятельностью.

Новыми приёмами работы со студентами-старшекурсниками выступают диалог и совместная исследовательская деятельность, когда студенты, обучаясь, одновременно ведут исследования, направленные на получение знаний о местном сообществе, характере организации местной жизни, самоуправления и муниципального управления. При этом они приобретают и навыки управления муниципальным образованием, поскольку включаются в деятельность местной администрации и в качестве практикантов. Это включённое наблюдение-деятельность сопровождается рефлексией, осуществляемой студентами с помощью преподавателя в курсе.

Одним из важных компонентов обучения студентов как будущих муниципальных служащих является их участие в имитации решения острых проблем в муниципальном образовании и ведения переговоров между администрациями разных муниципалитетов. Бескомпромиссность и конфликтный характер игровых имитаций позволяет студентам получить навыки конъюнктурной борьбы и способности понимать основания и процесс развития интриги как необходимого компонента в деятельности управленца, вынужденного балансировать между конфликтными интересами сторон.

Тематический план учебной дисциплины

Название темы

Всего часов

Аудиторные занятия (часов)

Самостоятельная

работа

Лекции

Семинары и практич. занятия

1

Тема 1. Провинциальное местное общество в стабильных условиях существования, в период системного кризиса и на выходе из него.

14

4

0

10

2

Тема 2. Экономика повседневности: Жизнь вдали от государства. Рутинные (традиционные) и новые модели жизнеобеспечения населения в современной России.

22

4

6

12

3

Тема 3. Психология повседневности: Неприкаянные люди: стресс «времени больших перемен».

20

2

6

12

4

Тема 4. Мировосприятие повседневности. Социально-политические и социально-экономические установки провинциального населения и их кризисная динамика.

20

4

4

12

5

Тема 5. Дальние социальные последствия реформ. Институты гражданского общества в местных условиях.

22

2

0

20

6

Итого

108

16

16

76

Базовый учебник и/или ридеры

Какие-либо учебники поданному курсу не могут быть предложены в силу отсутствия таковых. Поэтому основой для подготовки студентов послужит ридер, составленный преимущественно по двум монографиям:

  1. Плюснин Ю.М. Малые города России. – М.: Московский общественный научный фонд, 2000. /lib.html?cur_page=1&&f_type=2&f_year=2000

  2. Глазычев В.Л. Провинциальная Россия. – М.: Новое издательство, 2003. /books/glubinnaya_Rossia/.htm

Ридер будет подготовлен сообразно темам курса. В качестве дополнительных источников для него послужат также монографии, в которых эмпирически зафиксированы проблемы местных обществ, включая жизнеобеспечение, организацию социальной жизни и управление ею, а также элементы развития гражданского общества на низовом уровне:

  1. Калугина З.И. Парадоксы аграрной реформы в России: социологический анализ трансформационных процессов. – Новосибирск: Наука, 2001.

  2. Никулина Т.Г. Сельская Россия на перепутье. Географические очерки. – М.: Новое издательство, 2003.

  3. Ореховский П.А. Муниципальный менеджмент. – М., 2007 (планируется к печати в Научном издательстве ГУ-ВШЭ; автор любезно предоставил материалы рукописи для использования в ридере).

Содержание программы

Тема 1

Провинциальное местное общество в стабильных условиях существования, в период системного кризиса и на выходе из него

Введение в проблему «управления повседневностью» местного общества. Соотношение понятий «местное самоуправление» и «муниципальное управление» в теории и практике управления и в реальной жизни. Низовой уровень институтов гражданского общества. Его источники и многообразие форм. Проблема несовпадения реальной и юридической формы как проблема различия целей формирования институтов гражданского общества «сверху» и «снизу».

Местное самоуправление как организация и управление повседневной жизнью общины, группы. Составляющие повседневности: хозяйственное поведение, эмоциональная сплочённость и ментальное единство общества. Социальная солидарность на местном уровне: её формы, условия, факторы и механизмы обеспечения сплочённости людей.

Провинциальное общество в стабильных условиях существования и в период системного кризиса. Местная жизнь провинциальных городов в поздний советский период (80-е годы). Шок «ухода государства» начала 90-х годов и формы реакции населения, местных обществ и отдельных людей на острый социально-политический и экономический кризис. Особенности управленческого воздействия в критических и кризисных условиях. Дефекты государственного управления на местах: локальность грандиозности.

Основная литература:

Ореховский П.А. Муниципальный менеджмент. Гл. 1. Город и его структура. Задачи муниципального управления. С. 4-19. 2007. В печати.

Плюснин Ю.М. Малые города России. – М.: Московский общественный научный фонд, 2000. Введение. С. 6-20; С. 134-146.

Глазычев В.Л. Провинциальная Россия. – М.Новое издательство, 2003. 1. Погружение в Россию.

Дополнительная литература:

Автономов А.С. У истоков гражданского общества и местного самоуправления (очерки). - М.: Формула права, 2002.

Александров В.А. Сельская община в России (XVII – начало XIX в.). – М., 1976.

Барабашев Г.В. Организация и функционирование местного самоуправления (опыт зарубежных стран) М., 1999.

Богословский М.М. Земское самоуправление на Русском Севере в XVII в. – М., 1912.

Вдовина Л.Н. Крестьянская община и монастырь в центральной России в первой половине XVIII в. – М., 1988.

Замотаев А.А. Местное самоуправление: основные понятия и термины. – М.: РИЦ "Муниципальная власть", 1999.

Тема 2

Экономика повседневности: Жизнь вдали от государства

Рутинные (традиционные) и новые модели жизнеобеспечения населения в современной России. Традиционное архаическое природопользование и традиционное хозяйствование сельской и городской провинциальной общины. Сохранение их «под спудом времени». Новые кризисные модели жизнеобеспечения и их эволюция при переходе к стабильности. Особенности управления в условиях физического выживания.

Экономическое положение домохозяйств и поиск ими новых способов выживания. Региональная специфика в поведении домохозяйств в пореформенной России. Многообразие и хаос новых моделей выживания в начале и середине 90-х годов. Складывание моделей экологического природопользования в глубинах местного общества к концу 90-х. Домохозяйство как индивидуальный предприниматель. Процессы развития малого и среднего бизнеса в провинции, их специфика и перспективы.

Популяционно-демографические процессы на уровне локального общества: диспропорции и способы адаптации и выравнивания. Проблемы учёта населения в провинции, экономические и политические последствия несовпадения учтённого (зарегистрированного) и проживающего (фактического) населения. Миграция и межэтнические проблемы на уровне местного общества.

Состояние инфраструктуры населённых пунктов и её развал в годы кризиса. Транспортная, энергетическая инфраструктура, жилищно-коммунальное хозяйство. Особенности восстановления инфраструктуры: экономика на службе политики.

Методология исследования, прогноза и предупреждения нарушений в структуре хозяйственного поведения местного общества.

Целью семинара по данной теме является знакомство студентов с реальными бюджетами домохозяйств, парадоксами в структуре расходов и поисками причин формирования разных бюджетов в разных региональных условиях. На семинаре будут рассмотрены несколько (от 5 до 9) моделей жизнеобеспечения местного общества в кризисный период и осуществлено имитационное моделирование реализации и управления несколькими моделями жизнеобеспечения с оценкой её соответствия зафиксированному в авторских исследованиях реальному положению дел.

Основная литература:

Бродель Ф. Динамика капитализма. — Смоленск: Полиграмма, 1993. — 124 с. (знакомство со всеми тремя главами тома).

Никулина Т.Г. Сельская Россия на перепутье. Географические очерки. М.: Новое издательство, 2003. Гл. 4. Многоукладность сельского хозяйства. С. 72-90. Гл. 5. Кризис и пространство общественного сектора. С. 91-157. Гл. 7. Хозяйства населения: географические вариации. С. 184-229. Гл. 12. Самоорганизация и управление. С. 347-352.

Ореховский П.А. Муниципальный менеджмент. Гл. 3. Городское хозяйство. С. 37-53. 2007. В печати.

Плюснин Ю.М. Малые города России. – М.: Московский общественный научный фонд, 2000. Гл. 1. Социально-экономическое положение населения и изменения в экономическом поведении домохозяйств. С. 21-60.

Дополнительная литература:

Абдурахимов Ю. В., Тимошенко В. П. Местная власть и проблемы регулирования предпринимательства. - Екатеринбург, 1998.

Бабун Р.В., Муллагалеева З.З. Что такое муниципальная экономика и кому она служит? Пособие для населения и общественных организаций. – Новосибирск: НГАЭиУ, 2000.

Бабун Р.В. Актуальные проблемы муниципальной политики. – Новокузнецк: РИО НФИ КемГУ, 2002.

Бакланова Е.Н. Крестьянский двор и община на Русском Севере, конец XVII – начало XVIII в. – М., 1976.

Велихов Л.А. Опыт муниципальной программы. Материалы для академического курса и перспективных планов городского хозяйства (1926 г.). Фрагменты. // В кн.: Говорёнкова Т.М. Читаем Велихова вместе. – М.: РИЦ «Муниципальная власть», 1999. 322 с.

Велихов Л.А. Основы городского хозяйства. – Обнинск, 1995.

Ветров Г.Ю. Планирование экономического развития на уровне города. – М.: Фонд «Институт экономики города», 1998.

Воронин А.Г. Муниципальное хозяйствование и муниципальное управление: проблемы теории и практики. – М.: Финансы и статистика, 2004.

Громыко М.М. Трудовые традиции русских крестьян Сибири (XVIII – первая половина XIX в.). – Новосибирск, 1975.

Жеребин В., Романов А. Экономика домашних хозяйств. – М., 1998.

Калугина З.И. Парадоксы аграрной реформы в России: социологический анализ трансформационных процессов. – Новосибирск, 2001.

Кузнецова О.В. Производственная демократия в системе сельского самоуправления (на примере колхозов Поволжья). — Автореф. дисс... канд. филос.н. — Саратов, 1992.

Олейник А.Н. Институциональные аспекты социально-экономических трансформаций. – М., 2000.

Содействие развитию экономики на муниципальном уровне. Под редакцией Х.Берра и С. Исуповой. "Муниципальное управление". Выпуск 1. М.: 2000.

Френкель З.Г. Волостное самоуправление. Его значение, задачи и взаимоотношения с кооперацией. – М., 1999.

Тема 3

Психология повседневности: Неприкаянные люди: стресс «времени больших перемен»

Признаки социального и индивидуального стресса. Социальный стресс - преступность, наркотизация, отсутствие веры. Индивидуальный стресс – отсутствие перспектив и стабильности в жизни отдельного человека и семьи. В каких поведенческих и ментальных реакциях местного общества это выражается? Социальная обеспеченность и социальные гарантии. Бедность. Жилище и хозяйство. Явная и латентная социальная напряжённость в обществе. Признаки различий и специфика диагностики латентной напряжённости. Социальная поддержка. Повседневность эмоциональной жизни сельской общины: признаки и факторы социальной связности. Солидарность на соседском и родственном уровнях. Проблема одиночества на уровне локального общества.

Методология исследования, прогноза и предупреждения стресса. Методология управления локальной солидарностью. Методология диагностики и управления социальной напряжённостью.

Целью семинара по данной теме является знакомство студентов с психологией эмоционального реагирования и формами поведенческих ответов людей на стресс, поскольку именно они зачастую составляют основное поле мелких конфликтов в среде местного общества, на разрешение которых уходит много времени местной власти.

Вторая половина семинара будет посвящена вопросу диагностики и предупреждения развития латентной социальной напряжённости на местной почве. Студенты знакомятся с методологией и методами диагностики латентной напряжённости, определяют её значение и дают прогнозы развития при заданных условиях. Имитируют управленческие воздействия, способные купировать развитие латентной напряжённости в

Основная литература:

Ореховский П.А. Муниципальный менеджмент. Гл. 4. Управление социальной сферой города. С. 53-77. 2007. В печати.

Плюснин Ю.М. Малые города России. – М.: Московский общественный научный фонд, 2000. Гл. 2. Социально-психологическая характеристика населения. С. 61-94.

Дополнительная литература:

Кокарев И. Жилтоварищества, территориальная община и общественное самоуправление. – М., 1997.

Пенкова-Люйер П., Рагозина Л. Социальная политика муниципальных образований: содержание, приоритеты, механизмы осуществления. "Муниципальное управление". Выпуск 3. - М.:РИЦ «Муниципальная власть». 2000.

Пирунова Н.М. Земское либеральное движение: Социальные корни и эволюция до начала XX века. – М., 1977.

Социально ориентированное местное управление: опыт городов Германии для России / Под ред. Б.М. Гринчеля, Н.Е. Костылевой. М.: Наука, 1999.

Становление местного самоуправления в современной России (заочный круглый стол)// Полис. 1998. 4. С.152-172.

Троицкий Е.С. Русский народ в поисках правды и организованности. – М., 1996.

Шомина Е.С. Жители и дома (организации третьего сектора в жилищной сфере) . – М.: РИЦ «Муниципальная власть», 1999.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа подготовлена в рамках Инновационной образовательной программы гу-вшэ «Формирование системы аналитических компетенций для инноваций в бизнесе и государственном управлении» Факультет государственного и муниципального управления (5)

    Программа
    Целью учебной программы является ознакомление студентов с основными этапами разработки, внедрения, функционирования и анализа программ социальной помощи и социального обслуживания.
  2. Программы гу-вшэ «Формирование системы аналитических компетенций для инноваций в бизнесе и государственном управлении» Факультет государственного и муниципального управления

    Документ
    1.Технические спецификации как средство ограничения конкуренции на рынке государственных закупок. Куликовский Александр Андреевич - координатор по развитию бизнеса московского представительства корпорации AMD.
  3. Программа подготовлена в рамках Инновационной образовательной программы гу-вшэ «Формирование системы аналитических компетенций для инноваций в бизнесе и государственном управлении» Факультет государственного и муниципального управления (2)

    Программа
    Программа подготовлена в рамках Инновационной образовательной программы ГУ-ВШЭ «Формирование системы аналитических компетенций для инноваций в бизнесе и государственном управлении»
  4. Программа подготовлена в рамках Инновационной образовательной программы гу-вшэ «Формирование системы аналитических компетенций для инноваций в бизнесе и государственном управлении» Факультет государственного и муниципального управления (4)

    Программа
    Программа подготовлена в рамках Инновационной образовательной программы ГУ-ВШЭ «Формирование системы аналитических компетенций для инноваций в бизнесе и государственном управлении»
  5. Программа подготовлена в рамках Инновационной образовательной программы гу-вшэ «Формирование системы аналитических компетенций для инноваций в бизнесе и государственном управлении» Факультет государственного и муниципального управления (3)

    Программа
    Требования к студентам: Дисциплина «Управлением коммунальным комплексом» изучается на четвертом курсе дневного отделения факультета государственного и муниципального управления по специализации «Управление урбанистическими комплексами»

Другие похожие документы..