Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Россия нуждается сегодня в национальном воспитании русского (российского) духовного характера, основу которого составляет любовь к Отечеству, граждан...полностью>>
'Книга'
Эта книга известного российского психолога повествует об уникальном методе духовного преодоления тяжелых и неизлечимых заболеваний, кризисов жизни. В...полностью>>
'Документ'
классификация альтернатив -"- -"- Количественные -"- Определение сравнительной важности критерия Определение понятия ...полностью>>
'Документ'
Дана дисципліна є "Етнічні процеси за археологічними джерелами" викладається на 1 курсі магістратури 1 семестру в обсязі 126 години, з них ...полностью>>

Налоговая политика и ее влияние на инвестиционную деятельность предприятий региона (на материалах Свердловской области)

Главная > Автореферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

На правах рукописи

Одинокова Татьяна Дмитриевна

НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ

НА ИНВЕСТИЦИОННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ РЕГИОНА

(на материалах Свердловской области)

Специальность 08.00.10 –

Финансы, денежное обращение и кредит

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук

Екатеринбург

2008

Диссертационная работа выполнена

на кафедре финансов, денежного обращения и кредита

ГОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет»

Научный руководитель Казак Александр Юрьевич

доктор экономических наук, профессор

ГОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет»

Официальные оппоненты: Коновалова Ирина Рафаиловна

доктор экономических наук, доцент

ГОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет» (Екатеринбург)

Дегтярев Сергей Анатольевич

кандидат экономических наук, доцент

главный бухгалтер ООО «УГМК-Холдинг»

Ведущая организация: ГОУ ВПО «Саратовский государственный

социально-экономический университет»

Защита состоится 26 июня 2008 года в 12.30 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.287.02 при ГОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет» по адресу: 620144, г. Екатеринбург, ГСП-219, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45, зал заседаний ученого совета (ауд.150).

Отзывы на автореферат в двух экземплярах, заверенные гербовой печатью, просим направлять по адресу: 620144, г.Екатеринбург, ГСП-219, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45, ГОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет» ученому секретарю диссертационного совета ДМ 212.287.02.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ГОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет». С авторефератом диссертации можно ознакомиться на сайте ГОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет»: http//www.usue.ru

Автореферат разослан «26» мая 2008 года

Ученый секретарь диссертационного совета,

доктор экономических наук, профессор О.Б.Веретенникова

Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования. В настоящее время в бюджетной практике Российской Федерации дифференциация налогообложения по регионам не предусматривается. Абсолютное большинство налоговых льгот или, напротив, «ужесточение» налогового пресса носит отраслевой характер и лишь затем «накладывается» на отдельные территории в зависимости от размещения тех или иных групп налогоплательщиков.

Принятие макроэкономического решения, благоприятного для одних регионов, может отрицательно сказаться на интересах других и обострить конфликты между Центром и периферией, осложнив процесс реализации экономической политики.

Одним из недостатков современной налоговой политики является то, что она не способствует росту инвестиций, развитию малого предпринимательства, поддержке производителя. До сих пор не принят документ федерального уровня, который регламентировал бы государственную налоговую политику и ее стратегические направления, обеспечивающие стабильность и логику развития налоговой системы, повышение ее эффективности. Это затрудняет реализацию налоговой политики на уровне субъектов Федерации.

В настоящее время наблюдается увеличение доли налоговых поступлений в федеральный бюджет и, соответственно, сокращение доли поступлений в бюджеты территорий. Согласно изменениям в налоговом законодательстве в 2008 г. средства, остававшиеся ранее благодаря системе зачетов в регионах, полностью поступают в федеральный бюджет. В результате соотношение при распределении налогов между федеральным и региональными бюджетами составляет 59 и 41%.

Необходимо совершенствовать налоговые отношения между регионами путем создания единой методологической основы, исключающей субъективизм, усиления их заинтересованности в изыскании дополнительных источников доходов и повышения ответственности в компетентном использовании бюджетных средств.

Концепция налогообложения в России нуждается в корректировке с целью построения рациональной налоговой системы и создания действенных механизмов реализации эффективной налоговой политики с учетом текущего состояния и ближайших перспектив развития страны.

В силу своей значимости налоговая политика постоянно находилась в поле зрения отечественных экономистов. Вместе с тем остаются недостаточно разработанными и теоретически обоснованными вопросы влияния налоговой политики на инвестиционную активность региона, рассматриваются лишь отдельные стороны данной проблемы. Можно констатировать, что именно сейчас регионы нуждаются в эффективных рычагах регулирования экономического роста и инвестиционной деятельности.

Для повышения инвестиционной активности необходима поддержка инвестиционных процессов на всех уровнях управления. Поддержка может осуществляться посредством предоставления гарантий и прав инвесторам, а также создания льготного режима инвестиционной деятельности, в том числе и в налоговой сфере. В этих условиях научное исследование процессов формирования и реализации налоговой политики на уровне региона заключается в поиске стимулирующих резервов использования данного инструмента. Важно так оптимизировать налоговую политику, чтобы она позволяла регулировать спрос на инвестиции.

Все выше обозначенные проблемы обусловили выбор темы, постановку цели и задач диссертационного исследования.

Цель диссертационного исследования – разработка теоретических основ, методических подходов и инструментального обеспечения формирования и реализации эффективной налоговой политики, направленной на стимулирование инвестиционной деятельности предприятий в регионе.

Для достижения указанной цели в работе были поставлены следующие задачи:

- изучить и уточнить существующие теоретические концепции в области налогов и налогообложения;

- исследовать факторы, влияющие на активность инвестиционной деятельности предприятий региона и степень влияния на нее налоговой политики;

- выявить тенденции исторического развития налоговой политики в России на уровне региона и предпосылки ее использования в решении социально-экономических проблем региона, в том числе при стимулировании инвестиционной активности;

- проанализировать практику формирования налоговой составляющей регионального бюджета на примере Свердловской области для выявления ее инвестиционной направленности;

- провести анализ инвестиционной деятельности в регионе и выявить факторы, наиболее влияющие на инвестиционную активность;

- выделить актуальные проблемы формирования и реализации налоговой политики в рассматриваемом субъекте РФ и разработать методику эффективного применения действующего российского законодательства по налогам и сборам с целью поддержания и стимулирования инвестиционной деятельности предприятий в регионе.

Предметом диссертационного исследования являются экономические отношения, возникающие между региональными органами власти и предприятиями по поводу предоставления налоговых льгот при осуществлении реальных инвестиций в целях повышения экономической и социальной эффективности.

Объект исследования – деятельность региональных органов власти по осуществлению налоговой политики на уровне Свердловской области.

В качестве методов исследования использовались общенаучные методы познания – системный подход, эмпирические методы, анализ и синтез. При обработке данных были использованы такие статистические методы, как метод группировок, метод табличного представления данных, метод корреляционно-регрессионного анализа, метод построения трендов и т.д.

Теоретико-методологической основой исследования выступают труды российских и зарубежных авторов по вопросам сущности финансов, а также теории и практики налогообложения.

В процессе написания данной диссертационной работы были использованы труды, раскрывающие теоретические основы и проблемы по вопросам сущности налогов, налоговой системы, налоговой политики таких отечественных авторов, как С.В. Барулин, Б.М. Брызгалин, И.В. Горский, А.Ю. Ка­зак, Е.Г. Князева, Е.А. Смородина, М.М. Шадурская, В.Г. Пан­сков, М.В. Романовский, Н.Г. Русакова, Б.М. Сабанти, Д.Г. Черник, Т.Ф. Юткина и др. При исследовании сущности инвестиций, инвестиционной политики были использовании труды В.К. Алексеева, В.В. Бочарова, С.В. Валдайцева, О.Б. Веретенниковой, В.П. Иваницкого, Л.Л. Иго­ниной, М.Х. Лапидуса, И.В. Липсица, М.С. Ма­рамыгина, Л.И. Юз­вович и др.

Использованы основополагающие труды известных зарубежных экономистов: А. Смита, Д. Рикардо, П. Браунинга, Дж.М. Кейнса, К.Р. Макконнелла, С.Л. Брю, У. Петти, Дж.Ю. Стиглица, К. Хойзера.

Информационная база диссертационного исследования сформирована из федеральных законов и нормативно-законодательных актов РФ и ее субъектов по вопросам налогообложения и инвестиций, данных Федеральной службы государственной статистики, публикаций в общероссийских, областных и региональных периодических изданиях, аналитических материалов и официальных данных Министерства финансов и Федеральной налоговой службы РФ и Свердловской области.

В процессе исследования были получены следующие результаты, дающие представление о научной новизне диссертационного исследования:

  1. Исходя из анализа фундаментальных исследований экономистов, определена и обоснована двойственность природы налоговой политики государства. Уточнено содержание понятия «налоговая политика» и предложено авторское определение понятия «налоговая политика на уровне региона». Выделены стадии осуществления налоговой политики в целях определения ее эффективности.

  2. Дана классификация налоговой политики по характеру воздействия на инвестиционную деятельность предприятий в целях определения ее места в системе государственного регулирования.

3. На основе обобщения современных научных представлений о месте налоговой политики в системе государственного регулирования автор вводит понятие «налоговый климат региона», который следует рассматривать как интегральный показатель инвестиционной привлекательности региона.

  1. Предложена и теоретически обоснована методика налогового стимулирования инвестиций в регионах, учитывающая региональные возможности в области налогообложения и особенности инвестиционных процессов с целью не только увеличения объемов частных инвестиций, но и совершенствования структуры и повышения эффективности инвестиций в основной капитал.

  2. Определены показатели влияния налоговой политики на инвестиционную деятельность предприятий, которые могут быть использованы для налогового прогнозирования и мониторинга влияния изменений налогообложения на экономику регионов.

Теоретическая значимость научного исследования состоит в том, что его результаты расширяют и углубляют теоретическую и методологическую базу для выработки более эффективной налоговой политики.

Практическая значимость исследования заключается в возможности применения органами власти и управления разработанной автором методики налогового стимулирования инвестиций и предложенных рекомендаций по совершенствованию механизма налогового регулирования инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов, которые могут быть использованы в процессе реализации налоговой политики в целях повышения экономической эффективности. В частности, практическую значимость имеют следующие рекомендации, касающиеся:

– установления дифференцированных налоговых ставок по налогу на имущество и налогу на прибыль организаций в части, зачисляемой в региональный бюджет, по отраслевой принадлежности, что приведет к увеличению инвестиций в те отрасли, которые являются социально или стратегически значимыми для региона;

– определения сроков действия налоговых льгот исходя из объема инвестиций, что будет способствовать повышению эффективности инвестиционной деятельности организаций;

– использования ставки дисконтирования при расчете базовой доходности регионального бюджета в части поступлений от предоставления налоговых льгот, что позволит однозначно подходить к оценке бюджетной стоимости предоставляемых льгот;

– усиления администрирования в сфере налоговых льгот, что поможет определить формальную сторону процесса предоставления налоговых льгот, а также систематизировать контроль за рациональностью и эффективностью налоговых льгот.

Апробация результатов диссертационного исследования. Основные теоретические аспекты, практические рекомендации диссертации докладывались и обсуждались на научных конференциях и форумах, в частности на IX и X Всероссийских форумах молодых ученых и студентов «Конкурентоспособность территорий и предприятий во взаимозависимом мире» (Екатеринбург, 2006, 2007, 2008), на Второй международной научной конференции «Финансы, кредит и международные экономические отношения в XXI веке» (Санкт-Петербург, 2007).

Результаты диссертационного исследования используются в финансовых органах Свердловской области. Основные положения и выводы по диссертационному исследованию используются в ГОУ ВПО Уральский государственный экономический университет в ходе преподавания учебных курсов «Налоги и налогообложение», «Налоговая система», «Доходы бюджета», «Финансы и кредит».

Внедрение результатов диссертационного исследования подтверждается соответствующими документами.

Публикации. По теме диссертации опубликованы 9 работ общим объемом 3,6 печ. л., в том числе в журнале «Региональная экономика: теория и практика», рецензируемом ВАК.

Постановка и решение указанных задач обусловили структуру данной диссертационной работы.

Структура и объем работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и 20 приложений, содержит 25 таблиц, 11 рисунков. Библиографический список включает в себя 165 наименований.

Во введении обоснована актуальность темы диссертационной работы, поставлены цель и задачи исследования, определены объект и предмет исследования, рассмотрена теоретико-методологическая и информационная база исследования, раскрыта научная новизна и практическая значимость работы, представлена апробация результатов исследования.

В первой главе «Теоретико-методологические аспекты влияния налоговой политики на инвестиционную деятельность предприятий региона» диссертант, изучив и проанализировав существующие концептуальные основы налоговой политики, предлагает свою точку зрения на основные понятия: налоговая политика, налоговый потенциал, налоговый контроль, налоговое администрирование; определяет место и роль налоговой политики на уровне региона в государственной налоговой политике и в составе бюджетной политике страны. Исследовав фундаментальные исследования экономистов в области взаимосвязи и взаимообусловленности налоговой политики и инвестиций, а также влияние налоговой политики на инвестиционную деятельность предприятий региона, автор предлагает использовать ряд показателей с целью выявления эффективности и результативности данного влияния.

Во второй главе «Анализ эффективности налоговой политики и ее влияния на инвестиционную деятельность предприятий региона» на примере Свердловской области диссертант анализирует эффективность проведения налоговой политики на уровне региона и, проведя оценку активности инвестиционной деятельности предприятий региона, выявляет степень влияния (регулирования) налоговой политики на объем, структуру и повышение эффективности инвестиций предприятий региона.

В третьей главе «Основы эффективной налоговой политики, направленной на стимулирование инвестиционной деятельности предприятий региона» проведен анализ выявленных проблем осуществления налоговой политики на уровне региона, исследованы направления совершенствования и доказана необходимость использования инструментов налоговой политики с целью стимулирования роста активности инвестиционной деятельности предприятий региона. С целью улучшения качества методологических подходов к стимулированию инвестиций диссертантом разработана методика, которая позволит оптимизировать налоговую и инвестиционную политику как на уровне региона, так и на уровне предприятия.

В заключении приводятся основные выводы и рекомендации по результатам выполненного диссертационного исследования.

В приложениях представлены вспомогательные аналитические материалы, иллюстрирующие отдельные положения диссертационной работы.

Основные научные положения

и результаты исследования,

выносимые на защиту

  1. Исходя из анализа фундаментальных исследований экономистов, определена и обоснована двойственность природы налоговой политики государства. Уточнено содержание понятия «налоговая политика» и предложено авторское определение понятия «налоговая политика на уровне региона». Выделены стадии осуществления налоговой политики в целях определения ее эффективности.

С помощью налоговой политики государство обеспечивает формирование денежных фондов (доходы бюджета), которые в дальнейшем будут направлены на финансирование деятельности органов власти. Вместе с тем налоговую политику можно рассматривать как косвенные расходы бюджета, которые образуются за счет предоставления предприятиям налоговых льгот (рис.1).

Рис. 1. Место налоговой политики в составе бюджетной политики

Обобщив различные подходы к определению понятия «налоговая политика», диссертант предлагает следующее определение: налоговая политика – это совокупность принятых управленческих решений и мероприятий, осуществляемых органами государственной власти и управления в области налогообложения в процессе совершенствования налоговых отношений на территории, с учетом интересов и целей государства на определенном историческом этапе его развития.

В отличие от точек зрения ведущих экономистов, автор 1) определяет логическую последовательность проведения налоговой политики, т.е. сначала принимаются решения, а затем идет непосредственная реализации этих решений в жизнь при использовании практических мероприятий; 2) детализирует цель налоговой политики – создание приемлемых как для государства, так и для участников рынка условий налогообложения, обеспечивающих улучшение финансового положения реального сектора экономики. Таким образом, налоговая политика выступает инструментом регулирования экономических процессов.

В целях определения эффективности налоговой политики диссертант выделяет три стадии ее осуществления:

I. Формирование налоговой политики – совокупность способов и приемов, с помощью которых обеспечиваются разработка и обоснование плановых показателей:

  1. разработка общей концепции налоговой политики (ее цели, принципы, задачи);

  2. выбор наиболее эффективных методов и инструментов осуществления налоговой политики;

  3. разработка или корректировка налогового законодательства;

  4. определение плановых показателей поступления налогов и индекса налогового потенциала;

  5. определение системы мер по повышению эффективности управления налоговыми ресурсами как государства, так и его субъектов.

II. Собственно реализация налоговой политики:

    1. обеспечение мобилизации налогов и сборов на всех уровнях бюджетной системы;

    2. апробирование налогового законодательства;

    3. предоставление налоговых льгот с целью устранения негативных последствий принятого законодательства для некоторых групп налогоплательщиков;

    4. применение налоговых санкций с целью обеспечения выполнения налоговых обязательств.

III. Контроль показателей налоговой политики (анализ эффективности ее проведения):

  1. оценка динамики и изменений в структуре налогоплательщиков с учетом постановки и снятия их с учета;

  2. анализ данных о налоговых поступлениях в бюджетную систему;

  3. анализ задолженности по налогам и сборам;

  4. оценка эффективности применения налоговых льгот;

  5. определение состояния и уровня налогового администрирования;

  6. оценка налоговой нагрузки на экономику;

  7. анализ влияния налоговой политики на экономические процессы, в том числе на инвестиционную активность хозяйствующих субъектов;

  8. обоснование необходимости внесения изменений в проводимую налоговую политику и, соответственно, в налоговое законодательство.

Налоговая политика на уровне региона рассматривается автором диссертационной работы как совокупность мероприятий, проводимых региональными органами власти в области региональных налогов, а также в области налоговых льгот и налоговых ставок по федеральным налогам в тех пределах, которые установлены федеральным законодательством в рамках проведения единой государственной налоговой политики и направленных на создание благоприятного налогового климата и повышение налогового потенциала региона.

От существующих научных точек зрения данная трактовка отличается тем, что особый акцент делается на взаимосвязи налогового климата и налогового потенциала как основной цели, которая ставится перед региональными органами власти в процессе проведения налоговой политики на уровне региона.

2. Дана классификация налоговой политики по характеру воздействия на инвестиционную деятельность предприятий в целях определения ее места в системе государственного регулирования.

При формировании доходной части бюджета любого уровня особое внимание обращают на его налоговый потенциал и инвестиционные возможности. Поэтому возникает объективная необходимость классифицировать налоговую политику по характеру воздействия на инвестиционные процессы предприятий со стороны органов власти. Автором диссертационного исследования предложено деление налоговой политики на следующие виды: налоговая политика, стимулирующая инвестиции, и политика, направленная на ограничение инвестиций в экономику. Помимо данного классификационного признака автор дополняет классификацию налоговой политики и другими характеристиками (рис. 2).


Рис. 2. Классификация налоговой политики

Если государство использует в своей хозяйственной практике такие инструменты налогового регулирования, как инвестиционный налоговый кредит, налоговые «каникулы», налоговые вычеты и др., что может служить толчком (средством) для развития производства, то этим оно стимулирует инвестиционную активность хозяйствующих субъектов.

Если же государство желает ограничить объемы инвестиций в экономику региона или отрасли, то оно применяет инструменты налогового регулирования, которые увеличивают налоговую нагрузку (увеличивает налоговые ставки, отменяет инвестиционные налоговые льготы, вводит авансовые платежи по налогам, увеличивает количество налогов и т.д.).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Свердловской области

    Реферат
    Настоящий Доклад о состоянии законодательства Свердловской области за 2010 год подготовлен Уральским институтом регионального законодательства по заказу Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области.
  2. Развитие предпринимательства в россии в XVII начале XXI вв. (На примере свердловской области)

    Автореферат диссертации
    Работа выполнена в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет».
  3. Постановления Правительства Свердловской области от 02. 07. 2010 n 1022-пп вцелях реализации на территории Свердловской области Федерального закон

    Закон
    В целях реализации на территории Свердловской области Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты
  4. Свердловская область (3)

    Реферат
    Данилов Н.И. Энергетическая составляющая успеха: о политике энергосбережения в Свердловской области. / Н.И. Данилов, В.А. Бегалов, Ю.К. Столбов, А.А. Чазов, С.
  5. I. Основные итоги деятельности асдг в 2002 году

    Публичный отчет
    Деятельность АСДГ в 2002 г. основывалась на «Основных направлениях работы и задачах АСДГ на 2002 г.», принятых на XVIII Общем Собрании АСДГ 17 мая 2002 г.

Другие похожие документы..