Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Литература'
Адрес: Украина, г. Харьков, ст.м. Советская, ул. Квитки-Основьяненко 4/6 (рядом с Органным залом)Телефон/факс: (057) 731-17-58  e-mail: ln@kharkov.ne...полностью>>
'Документ'
Скорее всего, никто из Вас никогда не обращал внимания, что мы привыкли целоваться по несколько раз в день. С раннего детства и до самого конца жизни...полностью>>
'Курсовая'
Руководителям и работникам строительных организаций постоянно приходится в условиях конкурентной среды осваивать совершенно новые для них технологии,...полностью>>
'Диплом'
Актуальность исследования обусловила выбор темы дипломного исследования: «Особенности представлений о смысле жизни подростков с интернет-зависимостью...полностью>>

Петракова татьяна Ивановна гуманистические ценности образования в процессе духовно-нравственного воспитания подростков

Главная > Автореферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

На правах рукописи

ПЕТРАКОВА Татьяна Ивановна

ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ

В ПРОЦЕССЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ

13.00.01 - общая педагогика

А в т о р е ф е р а т

диссертации на соискание ученой степени

доктора педагогических наук

Москва - 1999

Работа выполнена в Институте общего образования

Министерства образования Российской Федерации в лаборатории

дополнительного образования

Научный консультант: доктор исторических наук, профессор

В.Ф.КРИВОШЕЕВ

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук,

профессор ВУЛЬФОВ Б.З.

доктор педагогических наук,

профессор ЛЕБЕДИНСКИЙ В.В.

доктор педагогических наук,

профессор ПРЯНИКОВА В.Г.

Ведущая организация: Московский государственный открытый

педагогический университет

Защита состоится “ 22 ” декабря 1999 г. в 15 час. на заседании диссертационного совета Д 053.01.03 в Московском педагогическом государственном университете по адресу: 103051, Москва, М. Сухаревский пер., д.6.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МПГУ по адресу: 119435, Москва, ул. М.Пироговская, д.1.

Автореферат разослан “___”__________________1999 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета Ситаров В.А.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность и постановка проблемы исследования. Российское образование, как один из социокультурных и духовных феноменов, вступило в новый этап своего развития, связанный с переменой менталитета общества и личности, изменением ценностных ориентаций не только у подрастающего, но и у старшего поколения. Поиск новых приоритетов идет преимущественно в двух направлениях: по пути формирования традиционных российских ценностей, имеющих сверхличностное значение, и в направлении западных ценностей, связанных с расширением и улучшением сферы наличного бытия человека. На отношение к последним оказывают существенное влияние особенности, присущие западному обществу с его эгоизмом и рационализмом, замкнутостью на себе и своих проблемах, с его ориентацией сугубо на интеллектуальные и материальные ценности – без должной заботы о ценностях духовных. Подобные тенденции проявляются сегодня и в недрах российской действительности. Наряду с открывшимися новыми возможностями (такими, как свобода совести, открытость общества, многопартийность, гласность и др.) в России стали нарастать негативные явления, присущие «обществу потребления». Наиболее восприимчивыми к негативным воздействиям, в силу несформированности мировоззренческих позиций, оказались дети, подростки, молодежь, поддавшиеся влиянию «рынка», низкопробных образцов массовой культуры, криминальных структур, деструктивных сект. Не имея опоры внутренней, молодежь утратила поддержку внешнюю (семьи, школы, молодежных общественных организаций, здоровых неформальных объединений), поскольку российское общество продолжительное время пребывало в состоянии растерянности: старые, социалистические идеи полностью отрицались, западные образцы, в силу особенностей российского менталитета, не срабатывали, новая система ценностей не была обретена.

Первые «постперестроечные» годы с особой остротой показали, насколько необходима определенная система ценностей для каждого человека, для общества и государства. Она является той основой, опираясь на которую можно строить нормальные межличностные отношения, отношения внутри государства и с миром в целом. Глобальные процессы «начинающейся деструкции», характерные для т.н. цивилизованных стран (распад гуманитарного знания, дегуманизация общества, деперсонализация личности и пр.) связаны именно с кризисом ценностей (П.А.Сорокин).

Вместе с тем, становится все более очевидным, что несмотря на всю сложность современной ситуации, система российского образования, сохранившая свою жизнестойкость благодаря, прежде всего, гуманистическим ценностям, заложенным в его содержание, продолжает «оставаться на плаву».

Проблема ценностных ориентаций особую актуальность приобретает в отроческие годы. У подростка впервые пробуждается интерес к своему внутреннему миру, который проявляется в самоуглублении и размышлении над собственными переживаниями, мыслями, кризисе прежнего, детского отношения к самому себе и к миру, негативизме, неопределенности, крушении авторитетов. В подростковый период осуществляется переход от сознания к самосознанию, «выкристаллизовывается» личность. Поэтому возникает задача такой целостной организации образовательного пространства, которая создавала бы условия для наполнения внутреннего мира подростка ценностным содержанием. Особая роль в ее решении принадлежит духовно-нравственному воспитанию, направленному на формирование эмоционально-мотивационной сферы личности.

Между тем, к настоящему времени в этой области назрел ряд противоречий. Это противоречия между:

-открывшимися в ходе российских социально-экономических и политических реформ новыми возможностями и нарастанием негативных явлений в общественной среде (усиление криминогенности общества, рост преступности, насилия, открытая пропаганда распущенности нравов);

-необходимостью усиления внимания со стороны государства и общества к проблемам воспитания и ослаблением воспитывающей функции школы;

-традиционными для России гуманистическими ценностями и новыми ценностными приоритетами молодежи, связанными с усилением индивидуализма и прагматизма;

-ориентацией влиятельной части российского общества на западные образцы, высокий материальный уровень и традиционной российской ментальностью, направленной на реализацию высших, духовных ценностей;

-становлением в российском обществе новой системы ценностных ориентаций и инерционностью присущих школе процессов;

-поиском школой новой системы ценностей, адаптированноой к современным условиям, и педагогической невостребованностью ценностей абсолютных (общечеловеческих, христианских);

-потребностью подростков в определенной системе ценностей и ее несформированностью в общественной и педагогической среде;

-заложенными в содержание образования гуманистическими ценностями и недостаточным использованием их потенциала в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы;

-потребностью педагогической практики в научном осмыслении инновационных процессов, происходящих в современной школе, и недостаточным количеством научных исследований, охватывающих весь спектр актуальных педагогических проблем, в том числе проблем духовно-нравственного воспитания.

С учетом этих противоречий был сделан выбор темы исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы психолого-педагогические условия эффективного использования гуманистических ценностей образования в процессе духовно-нравственного воспитания подростков?

Решение этой проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования – система духовно-нравственного воспитания в общеобразовательной школе.

Предмет исследования – процесс использования гуманистических ценностей образования в духовно-нравственном воспитании подростков.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:

-обосновать совокупность положений, составляющих теоретико-методологические предпосылки исследования гуманистических ценностей образования в духовно-нравственном воспитании подростков;

-осуществить анализ гуманистических ценностей, заключенных в содержании образования;

-определить сущность, содержание, структуру, критерии и показатели духовно-нравственного воспитания;

-разработать и апробировать модель использования гуманистических ценностей образования в процессе духовно-нравственного воспитания подростков, выявить типичные условия ее функционирования;

-выявить ведущие тенденции в развитии гуманистического потенциала образования и его влияния на духовно-нравственную сферу личности;

-определить психолого-педагогические условия эффективного использования гуманистических ценностей образования в процессе духовно-нравственного воспитания подростков;

-разработать комплект научно-методических материалов, содержащих рекомендации по использованию ценностного потенциала базовых знаний в духовно-нравственном воспитании школьников.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что использование гуманистических ценностей образования в процессе духовно-нравственного воспитания достигает оптимального уровня, если:

-разработан алгоритм анализа содержания образования, и с его помощью выявлен его гуманистический потенциал;

-обеспечены критериальные подходы к отбору и организации возможных объектов духовных потребностей (ценностных ориентаций) подростков, имплицитно содержащихся в базовом ядре образования;

-определены факторы, способствующие превращению гуманистических ценностей образования в объект потребности личности;

-обеспечен программно-целевой подход к реализации ценностного содержания базовых знаний в духовно-нравственном воспитании учащихся;

-осуществлена ориентация педагогов на инновационную систему духовно-нравственного воспитания;

-обеспечено педагогическое управление процессом реализации гуманистических ценностей образования в духовно-нравственном воспитании подростков.

Общая методология исследования базируется на аксиологических принципах, отражающих национальные и общечеловеческие ценности духовной жизни общества и составляющих одну из сущностных основ его стратегии в сфере образования; на важнейших положениях антропологии и культурологии о цельности и иерархичности человеческой души, о приоритете метафизического начала над телесным, воспитании человека через освоение отечественной и мировой культуры; на личностно-деятельностном подходе, нацеленном на интериоризацию обобщенного опыта человечества в его аксиологическом аспекте, значимом для отдельной личности.

Ведущая идея исследования: определяющая роль в духовно-нравственном воспитании подростков, направленном на «возвышение сердца», принадлежит онтологической связи гуманистических и христианских ценностей, заложенной в содержание образования и обеспечивающей формирование целостного мировосприятия за счет расширения «поля культуры».

Теоретическая база исследования. Принципиальное значение для решения поставленной проблемы имели исследования по гуманизации образования, в том числе связанные с гуманизацией содержания образования (Ш.А.Амонашвили, М.Н.Берулава, И.В.Бестужев-Лада, А.А.Бодалев, Е.В.Бондаревская, Л.П.Буева, Б.С.Гершунский, В.П.Зинченко, В.В.Краевский, З.А.Малькова, Б.М.Неменский, Н.С.Розов, Е.Н.Шиянов); труды по педагогической аксиологии (Р.Б.Вендровская, В.В.Веселова, В.А.Караковский, М.В.Кларин, Б.Т.Лихачев, Н.Д.Никандров, В.Г.Пряникова, З.И.Равкин, В.М.Утенков, Г.И.Школьник; работы, касающиеся проблемы включения ценностей в содержание образования (Л.Я.Зорина, И.Я.Лернер, В.Оконь, И.М.Осмоловская), осуществлению принципа гуманизации в воспитательном процессе современной школы (Н.А.Гусева, О.Н.Козлова).

Большой вклад в осмысление проблемы внесли работы христианских педагогов и ученых (М.И.Андреев, А.Дауге, В.В.Зеньковский, С.С.Куломзина, М.А.Куплетский, П.И.Линицкий, Г.Мартенсен, арх.И.Маслов, В.В.Несмелов, Б.В.Ничипоров, В.Парамонов, Н.Пестов, С.Яки), творения святых отцов и учителей церкви (Василий Великий, Иоанн Златоуст, Иоанн Дамаскин, Иоанн Лествичник, Исаак Сирин, Феофан Затворник, Тихон Задонский, Владимир Богоявленский, Силуан Афонский, Иоанн Сергиев (Кронштадский) и др.).

Особый интерес представляют исследования, статьи и выступления, связанные с возрождением традиций духовно-нравственного воспитания и образования (Л.В.Бурмистрова, прот.А.Владимиров, о.А.Гармаев, В.К.Журавлев, С.Ф.Иванова, прот.Г.Каледа, прот.В.Кречетов, В.Н.Крупин, о.А.Кураев, А.Е.Лихачев, В.Л.Махнач, И.В.Метлик, прот.В.Мокренко, прот.Б.Пивоваров, прот.В.Резников, прот.А.Салтыков, А.О.Сергеев, Т.В.Склярова, В.И.Слободчиков, прот.Д.Смирнов, А.Н.Стрижов, Л.В.Сурова, о.А.Сысоев, В.Ю.Троицкий, иг.И.Экономцев, Р.Янушкявичюс, О.Янушкявичене, о.К.Ященко).

Существенное влияние на формирование теоретической концепции исследования оказали идеи и взгляды русских философов и богословов (С.П.Аверинцев, прот.И.Базаров, Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, арх.Л.Войно-Ясенецкий, А.Гусев, О.Г.Дробницкий, И.А.Ильин, арх.П.Игумнов, М.В.Лодыженский, А.Ф.Лосев, В.Н.Лосский, М.К.Мамардашвили, В.И.Несмелов, митр.П.Нечаев, А.И.Осипов, С.Н.Трубецкой, В.С.Соловьев, Г.П.Федотов, С.Л.Франк).

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовался комплекс методов исследования: теоретический анализ; моделирование; беседы, анкетирование; длительное наблюдение с использованием специально разработанных программ; педагогический эксперимент; экспертная оценка; систематизация и обобщение полученных данных; статистические методы.

Опытно-экспериментальная база исследования. Исследование осуществлялось в 52 школах 12 территорий Российской Федерации (гг.Белгород, Курск, Абакан, Калининград, Нерюнгри, Сулим, Вологда, Барнаул, Архангельск, Ульяновск, Томск, Екатеринбург, Уренгой и др.). Исследованием было охвачено около 200 учителей и руководителей школ, более 1500 учащихся.

Исследование выполнялось в несколько этапов.

Первый этап (1984-1986) связан с анализом теории и практики духовно-нравственного воспитания, осознанием актуальности проблемы, формулированием рабочей гипотезы, выделением объекта исследования.

Второй этап (1986-1987) предусматривал определение предмета и объекта исследования, его цели и задач, разработку программы опытно-экспериментальной работы.

Третий этап (1987-1990) характеризуется моделированием содержания духовно-нравственного воспитания с опорой на гуманистический образовательный компонент, поиском средств его психолого-педагогического обеспечения.

Четвертый этап (1990-1999) был посвящен эмпирической проверке эффективности функционирования и развития разработанной модели, а также обобщению результатов исследования, их апробации и литературному оформлению.

Наиболее существенные результаты, полученные лично соискателем, их научная новизна и теоретическое значение. Полученные в ходе исследования объективные результаты в своей совокупности содержат решение крупной научной проблемы духовно-нравственного воспитания подростков на основе гуманистических ценностей образования. В исследовании:

-уточнены и конкретизированы понятия «духовность», «нравственность», «образование», «воспитание», «духовно-нравственное воспитание», «гуманистические ценности», выявлено их соотношение и взаимосвязь;

-определена сущность и выявлена специфика духовно-нравственного воспитания в общеобразовательной школе;

-разработана и предложена система ценностных ориентаций для подростков, основанная на гуманистическом потенциале базовых знаний;

-теоретически разработана и проверена опытным путем модель использования гуманистических ценностей образования в процессе духовно-нравственного воспитания подростков, определены типичные условия ее функционирования;

-выявлены и сформулированы ведущие тенденции в развитии гуманистического аспекта содержания образования (переход от предметоцентризма к содержательным областям; рационализация и вербализация учебного материала за счет аффективно-эмоциональной сферы; перегруженность учебных программ информацией; усиление вариативной части содержания образования за счет инвариантной; концептуальный и содержательный разнобой при использовании в учебно-воспитательном процессе учебников различных авторов), позволяющие сделать вывод о снижении его ценностной значимости и ослабления влияния на внутренние ориентиры личности;

-определены психолого-педагогические условия эффективного использования гуманистических ценностей образования в процессе духовно-нравственного воспитания подростков;

-разработано и представлено научно-методическое обеспечение процесса использования ценностного содержания базовых знаний в духовно-нравственном воспитании подростков.

Практическая значимость исследования. Разработанные на его основе комплекты материалов (программа, методическое пособие, хрестоматия, фоно- и слайдотека) по духовно-нравственному воспитанию подростков позволяют значительно повысить его эффективность.

Результаты исследования могут быть использованы при составлении планов и программ для подростков, создании учебных и методических пособий, разработке курсов лекций по воспитанию в институтах повышения квалификации учителей, в практической деятельности общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования.

Концепция комплекта предусматривает, что духовно-нравственное воспитание школьников на основе гуманистических ценностей образования будет осуществляться в процессе их общения с миром духовной культуры в лице его лучших представителей. При этом авторы исходили из содержания базового образования, учитывали требования дидактики, психологические особенности детей подросткового возраста.

Разработанная программа, составляющая основу комплекта, может рассматриваться как самостоятельный курс. Вместе с тем, ее можно использовать в качестве содержательной основы для создания в школе системы духовно-нравственного воспитания.

Модификация программы (при опоре на местный материал культуры, местные традиции и обычаи) может использоваться в школах и других образовательных учреждениях различных территорий России.

Достоверность и надежность полученных результатов обеспечиваются методологической обоснованностью исходных позиций, связанных с аксиологическим, антропологическим, культурологическим и личностно-деятельностным подходами, применением системы методов исследования, адекватных его задачам и логике, репрезентативностью выборок, непротиворечивостью выводов и опытных данных, их сравнимостью с массовой практикой.

На защиту выносятся следующие положения:

-духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности. Духовность определяется как устремленность личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания. Нравственность представляет собой совокупность общих принципов поведения людей по отношению друг к другу и обществу. В сочетании они составляют основу личности, где духовность – вектор ее движения (самовоспитания, самообразования, саморазвития), она является основой нравственности. Духовность имплицитно несет в себе оценочный компонент и не может быть понята вне ее аксиологических характеристик, она непосредственно связана с аффективно-эмоциональной сферой. Как способность человека к духовной жизни, как сущностная черта, духовность имеет атрибутивный характер (она присуща всем без исключения человеческим индивидам), однако эта способность заложена в человеке потенциально. Дух может реализовываться в реальных человеческих поступках, в творениях культуры, в духовном переживании. В самом факте присутствия духа в человеке проявляется более глубокая, фундаментальная реальность, доступная лишь человеческой интуиции. В высшем своем выражении духовность является проявлением сверхсознания. Органом сверхсознания является сердце – центр эмоционально-мотивационной сферы;

-духовно-нравственное воспитание направлено на «возвышение сердца» ребенка как центра духовной жизни (И.-Г.Песталоцци). Оно представляет собой процесс организованного, целенаправленного как внешнего, так и внутреннего (эмоционально-сердечного) воздействия педагога на духовно-нравственную сферу личности, являющуюся системообразующей ее внутреннего мира. Это воздействие носит комплексный, интегрированный характер относительно чувств, желаний, мнений личности. Оно опирается на определенную систему ценностей, заложенную в содержании образования и актуализируемую определенной позицией педагога. Выбор ценностей опосредован творческим потенциалом педагога, гуманизмом его личности. В педагогическом плане выбор аксиологических приоритетов является выбором «объектов детской любви» – объектов духовных потребностей личности, которые должны войти в сознание и душу ребенка, стать его внутренним «я» в процессе интериоризации. Осуществление духовно-нравственного воспитания в условиях общеобразовательной школы возможно на основе гуманистических ценностей содержания образования;

-включенные в содержание образования гуманистические ценности как опыт эмоционально-ценностного отношения к миру присутствуют там имплицитно и нуждаются в выявлении. Будучи выявлены, структурированы, дидактически переработаны и приняты педагогом в качестве личной системы ценностей, они могут стать основой системы ценностных ориентаций подростков, проявляющих, в силу возрастных особенностей, повышенный интерес к поиску идеалов и смысла жизни, а также ядром системы духовно-нравственного воспитания в массовой школе;

-понимание человека как образа его Создателя и Творца, обладающего свободой и ответственностью, которое дает антропологический подход, в сочетании с вниманием и уважением к нему в координатах гуманистической парадигмы образования и воспитания, а также ответственностью за формирование ценностных ориентаций подрастающих поколений, раскрытие национального менталитета через освоение национальной и мировой культуры, создает теоретико-методологический фундамент использования гуманистических ценностей образования в процессе духовно-нравственного воспитания подростков;

-организационно-педагогическая модель реализации ценностного потенциала знаний в системе духовно-нравственного воспитания, разработанная и апробированная в ходе исследования, включает в себя идеологию, содержание, технологию и педагогическое управление;

-идеология процесса духовно-нравственного воспитания подростков на основе гуманистических ценностей образования как исходная система взглядов, целей, идей, представлений квалифицирует его как сферу духовного производства, продукт которого - не присвоение новых знаний, но присвоение духовно-нравственных ценностей и личностных смыслов, раскрытие сущностных сил и деятельностных способностей учащихся, формирование у них внутриличностных ориентиров и определенной иерархии в отношениях с миром и с собой на основе гуманистических ценностных ориентаций. В этой системе координат цель духовно-нравственного воспитания состоит в превращении «сердца эгоистического в сердце всескорбящее», т.е. формирование эмоционально-мотивационной сферы личности. В условиях общеобразовательной школы эта цель достигается, прежде всего, через усвоение содержания образования, опосредованное духовным миром педагога, где образование не изучение предметов, а развитие личности предметами: на первом плане стоит личность, субъект, его интерес, а предметы – только средства (П.Ф.Каптерев). Согласно ценностной концепции современной дидактики, процесс обучения является одновременно процессом направленного духовного развития и воспитания;

-содержание духовно-нравственного воспитания является отражением важнейших измерений бытия человека, его отношений и деятельности в социуме, духовной сфере природе, представленным в содержании образования. Помимо знаний и способов деятельности, оно включает опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностного отношения. Целостность картины мира и определение места человека в нем достигается комплексом базового и дополнительного образования на основе единства содержательной и процессуальной сторон обучения, его образовательной, воспитывающей и развивающей функций, единства целей и ценностей, взаимодополнительности содержания, а также единства требований со стороны педагогов и воспитателей. Открытость процесса духовно-нравственного воспитания обеспечивает гармоническое сочетание обязательного и дополнительного компонентов при опоре на учебные предметы гуманитарно-культурологического профиля, предоставляя тем самым широкие возможности выбора содержания в соответствии с личностными потребностями учащихся и педагогов;

-технология процесса духовно-нравственного воспитания на основе гуманистических ценностей образования опирается на общую методологию воспитательной технологии и представляет собой совокупность действий, операций и процедур, обеспечивающих диагностируемый и гарантированный результат в постоянно изменяющихся условиях. К принципиально значимым характеристикам этой технологии относятся наличие четкой и диагностично заданной цели, корректно измеримого результата деятельности; представление содержания деятельности в виде задач разной степени сложности; решение каждой из этих задач с помощью описания их объекта, конкретного комплекса правил, приемов, логической структуры их решения; накопление множества моделей, приемов и описаний, позволяющих обобщать способы поиска решений, аккумулировать и использовать существующий опыт; указание способов взаимодействия участников воспитательного процесса; мотивационное обеспечение деятельности учителей и учащихся; активное рефлексивное воздействие педагога на эмоционально-мотивационную сферу подростка, обеспечивающую духовно-нравственное развитие; определение границ правилосообразной (алгоритмической) и эвристической (творческой) деятельности учащихся и педагогов, допустимого отступления от правил;



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Духовно нравственное воспитание старшеклассников (на уроках литературы и во внеурочной деятельности) 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования

    Урок
    Защита состоится « » 2005 года в часов на заседании диссертационного совета Д 212.059.02 по присуждению учёной степени доктора педагогических наук в Елецком государственном университете им.
  2. Вохминцева Светлана Михайловна) «Основа личности это ее развитие» (Рейнгард Галина Дмитриевна) «Педагогические методы духовно-нравственного воспитания учащихся на урок

    Урок
    «Роль сказочного текста в формировании и развитии духовно-нравственных основ личности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в период дошкольного возраста» (Фрисс Наталья Владиславовна)
  3. А. И. Герцена Научно-методический отдел Духовно-нравственное воспитание: из опыта работы библиотек Кировской области Киров 2009

    Документ
    Сборник содержит материалы из опыта работы библиотек Кировской области по духовно-нравственному воспитанию. В 2007 г. приоритетным направлением в этой работе стала тема 350-летия Вятской епархии.
  4. Духовно-нравственные основы патриотического воспитания

    Документ
    Лушников В.И. – к.п.н., заведующий кафедрой педагогики и коррекционной работы ГОУ ДПО «Хакасский республиканский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»
  5. Соловьев Алексей Юрьевич, главный специалист мко. 12. 30 Положение о Консультативном совете, его составе и регламент

    Регламент
    Сборник планов и протоколов заседаний общественного Консультативного совета «Образование как механизм формирования духовно-нравственной культуры общества» при Департаменте образования города Москвы (Московском комитете образования).

Другие похожие документы..