Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Доклад'
Доклад, прочитанный в Бремене в декабре 1949 и повторенный без изменений весной 1950. Впервые опубликован через 12 лет (Heidegger M. Die Kehre Heide...полностью>>
'Документ'
Продолжительность экскурсии 1час 45 минут.План экскурсии:Посетителей знакомят с экспозицией музея, а также с производственными и технологическими про...полностью>>
'Контрольная работа'
Выполнение контрольной работы является самостоятельной деятельностью студентов призванной закрепить при решении практических задач теоретических знан...полностью>>
'Автореферат'
заседании диссертационного совета (К.001.017.01) при ГУ Российском онкологическом научном центре им.Н.Н.Блохина РАМН (115478, Москва, Каширское шоссе...полностью>>

Петракова татьяна Ивановна гуманистические ценности образования в процессе духовно-нравственного воспитания подростков

Главная > Автореферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Как уже отмечалось, особенность духовно-нравственного воспитания заключается в его воздействии на сердечную, эмоционально-мотивационную сферу личности. В условиях общеобразовательной школы это воздействие носит комплексный, интегрированный характер, поскольку опирается на определенную систему гуманистических ценностей, содержащихся в базовом компоненте образования. Присутствуя в содержании образования имплицитно как опыт эмоционально-деятельностного отношения к миру, они нуждаются в осмыслении, выявлении, систематизации и дидактической переработке. Гуманистические ценности, будучи онтологически связаны с ценностями христианскими, утверждают, прежде всего, примат человеческой личности и таких абсолютных категорий, как Истина, Добро, Красота. Для решения поставленных в исследовании задач нами использовался набор предельно обобщенных гуманистических (общечеловеческих) ценностей, предложенный В.А.Караковским: человек («абсолютная ценность»), семья, труд, знания и культура, отечество, земля, мир. Все эти ценности в той или иной форме встречаются в содержании программ основной общеобразовательной школы. Исходя из характерологических особенностей понятий «ценность» как специфического определения значимости для личности объектов, действий и состояний окружающего мира, мы выделили следующие критерии для анализа гуманистического аспекта содержания образования (за основу были взяты Примерные программы основного общего образования, изданные Министерством образования РФ, М., 1998): исторический (наличие сведений из истории науки); общекультурный (использование материала культуры); оценочный (постановка задач на оценивание учебного материала).

В соответствии с общей схемой построения программ (Пояснительная записка. Содержание программы. Требования к уровню подготовки выпускников нами были выделены следующие параметры: «Общегуманитарные задачи» (анализ пояснительных записок к программам); «Наиболее значимые для воспитания разделы и темы» (анализ содержания программ); «Общегуманитарные требования к учащимся» (анализ предъявляемых к выпускникам по завершении курса требований.

Результаты проведенного анализа в основном совпали с выводами ученых-дидактов, касающимися принципиальных недочетов в содержании образования, в т.ч. его гуманистического аспекта, а именно: 1.Все содержание образования в средней школе не имеет достаточно системно разработанного теоретического обоснования. Оно строится, главным образом, на традициях и эмпирическом опыте. 2. В содержание образования в недостаточной мере включено внепредметное содержание1, обеспечивающее уровень формального образования в единстве с реальным. 3. Содержание образования слабо ориентировано на развитие творческих потенций учащихся и формирование ценностного отношения (за исключением иностранных языков, истории, физики, изобразительного искусства, музыки - на уровне постановки задач). 4. Базовое содержание не проработано с точки зрения гуманистической ориентации всего образования. 5. Имеет место серьезная перегрузка программ усложненным объемным материалом, ориентированным на вуз (особенно география, физика, химия) при явной недогруженности его историческими, общекультурными сведениями. 6. Наблюдается диспропорция между формально-рациональным и ценностно-эмоциональным началами в содержании образования, перегруженность программ информацией. 7. Поставленные общегуманитарные задачи не обеспечены содержательно, не прослеживается их связь с «Требованиями к уровню подготовки выпускников».

Вместе с тем в анализируемых программах был выявлен следующий совокупный комплекс ценностей: стремление к истине; социальное и духовное благополучие общества; социальная справедливость; патриотизм; ценность личности; здоровье; сохранность природы; национальная история и культура; ценность других народов, их специфика и культура; ценность творчества; ценность традиций и ряд других. Задачам исследования в наибольшей степени соответствуют ценности культуры и искусства, а также ценности истории, позволяющие строить общение с подростком на воспитательно ценном материале, активизировать его аффективную сферу, чувства, являющиеся преобладающим элементом его душевной жизни и самым естественным для него способом познания. Роль искусства, особенно искусства классического, заключается в том, что оно учит мыслить образами, ставить себя на место другого человека, учит переживанию, сочувствию, прощению, любви и уважению к другому человеку, преклонению перед святыней. Образы и образцы классического искусства вобрали в себя основные духовно-нравственные представления и понятия. Знание, воплощенное в образе, обретает законченность, поэтому переживается подростками и входит в его сознание и сердце, становясь неотъемлемой частью его личности. Классическое искусство помогает ощутить искренность чувств и правдивость мысли, без чего невозможно развитие самосознания ребенка, расширение «объема» его души (А.Дауге), оно способствует диалогичности общения.

Воспитательный потенциал истории заключается в восстановлении синхронного и диахронного восприятия действительности и тем самым в предоставлении подростку возможности «примерить на себя» исторические сюжеты и образы, т.е. в реальной возможности самовоспитания.

Культурологический подход, использование принципа ценности, опора на обязательный образовательный компонент стали базой для разработки модели содержания духовно-нравственного воспитания на основе использования гуманистических ценностей образования. Результатом теоретического построения стала комплексная интегрированная программа “Путешествие к истокам” для младших подростков. В рамках этой программы обращение к таким темам, как Древняя Русь, античность и Средневековье (каждая из которых отличается собственным пониманием человека и его места в мире, особой системой ценностей) будет способствовать как созданию должного эмоционального настроя, так и знакомству с важнейшими духовно-нравственными понятиями. От года к году у учащихся углубляется и расширяется объем таких понятий, как долг, честь, совесть, доброта, ответственность, целомудрие, послушание, благочестие, бескорыстие, милосердие, терпение, любовь, сострадание, верность и др.

Для того, чтобы эти понятия были интериоризированы учащимися, ознакомление с ними ведется через обращение к образам выдающихся людей: героев, святых и подвижников, тех, кого В.А.Ключевский назвал “лучшими воспитателями”. Учащиеся встретятся с героями нашего Отечества: Дмитрием Донским, Сергием Радонежским и Андреем Рублевым, с Александром Невским и “учителями словенскими” Кириллом и Мефодием, познакомятся с героями Эллады: Аристидом и Периклом, Фидием и Мироном, Эсхилом и Софоклом, Сократом и Платоном, обратятся к жизни и творчеству Коперника и Галилея, Ланселота и Лоэнгрина, Жанны д’Арк и Джордано Бруно. Обращение к этим образам позволит “очеловечить” учебные предметы, расширить их воспитательный диапазон, гуманитаризовать их.

Структурно содержание программы ограничено четырьмя темами, которые повторяются в течение трех лет. Они конкретизируются на

каждом новом “круге” в соответствии с особенностями той эпохи, которую «проживают» учащиеся. Эти темы следующие: героическая, художественно-эстетическая, бытовая, музейная (см. Рис.1). Обращение к ним дает возможность проследить, как, на протяжении веков, меняется представление о героическом, возвышенном и обыденном, как изменяется сам человек в зависимости от своих представлений, понять значимость вечных истин для жизни каждого человека, в какое бы время он ни жил.

В качестве основных культурно-исторических пластов не случайно выбраны Древняя Русь (5 кл.), античная Греция (6 кл.), средневековая Европа (7 кл.). Это связано, прежде всего, с материалом учебных предметов, изучаемых в этих классах. Кроме того, целесообразно начать путешествие с того, что ближе подростку, с чем он чувствует свое родство, т.е. с русской истории и культуры. Древняя Русь является неиссякаемым источником всего лучшего, что питает современную жизнь России, сокровищницей народной мудрости, духовным родником русского народа. Античная Греция привлечет подростков своей героической и патриотической сторонами, яркой мифологичностью. Средневековая Европа даст возможность проникнуть в тайны целостного средневекового миросозерцания, прикоснуться к глубинам святоотеческого наследия.

Очевидно, что “погружение” в эпоху, установление диалога культур не является для программы самоцелью. Это повод для разговора с подростками о серьезных проблемах бытия. Кто такой человек в этом мире? Для чего он живет и как живет? Чему нас учат великие образы прошлого? Как примирить высокие идеалы и трудности повседневной жизни? Прямых ответов на эти и другие подобные вопросы программа не дает, но она учит задавать их себе и окружающему миру, подсказывает, где искать ответы на них с помощью великих примеров прошлого и настоящего, концентрирующих в себе наивысшие взлеты человеческого духа.

Так предполагается реализовать сверхзадачу программы - решение духовно-нравственных проблем через создание образа эпохи и человека эпохи, сверяясь с которым можно понять, что человек не одинок в исканиях истины, в самопознании. Именно образ, отличаясь нераздельным единством чувственных и смысловых компонентов, является первой ступенью к формированию правильных понятий. “Чем богаче представлениями, ощущениями и эмоциями то чувство, в которое вводит нас художник, - пишет А.Бергсон, - тем большую глубину или возвышенность заключает в себе выраженный им образ прекрасного”.1 Система понятий, необходимых для духовно-нравственного воспитания, должна опираться на систему образов, отличающихся возвышенностью и глубиной. Именно эту задачу выполняет программа «Путешествие к

истокам», представляющая собой модель содержания духовно-нравственного воспитания подростков на основе гуманистических ценностей образования.

В ходе теоретического анализа в исследовании построена также организационно-педагогическая модель реализации гуманистического аспекта содержания образования в процессе духовно-нравственного воспитания подростков (См.: Рис.2). Как своеобразный аналог реального объекта, эта модель воспроизводит наиболее существенные характеристики исследуемого процесса: их идеологию (ориентация на человека как высшую гуманистическую ценность, воспитание высокодуховной и высоконравственной личности на основе гуманистических ценностей, направленных на гармонизацию рационально-логической и эмоционально-мотивационной сфер личности, формирование внутриличностных ориентиров и системы отношений с миром на основе иерархии ценностей); содержание (целостность картины мира и человека в нем, достигаемая комплексом наличных и проективных ценностей, расширением образовательного пространства с помощью материала истории и культуры, опорой на систему образов, вариативностью и гармоническим сочетанием обязательного и дополнительного образовательного компонентов при опоре на учебные предметы гуманитарно-культурологического профиля); технологию (целостная совокупность педагогических действий, операций, процедур, обеспечивающая актуализацию и развитие личностных качеств подростков, постепенное расширение эмоционального и деятельностного поля за счет информационного, что приводит к расширению сферы его интересов, к осознанию потребности в самопознании, к самостоятельному выбору адекватных способов удовлетворения этой потребности, расширение спектра возможностей и средств для получения информации о самих себе (прежде всего, за счет гуманистического аспекта содержания образования) и стимулирования их интереса к своему внутреннему миру на основе сопоставления себя с другой личностью, партнером по общению. При этом задача формирования отношения к ценностному объекту решается за счет сопоставления трех позиций: современника событий, историка и художника, что помогает учащемуся в определении собственной точки зрения); педагогическое управление (диагностирование, целеполагание, конструирование, коррекция, итоговый учет и контроль).

Неудовлетворенность состоянием воспитанности учащихся со стороны общества, связанная с затуханием воспитывающей функции школы, обусловила актуализацию в настоящее время проблем воспитания, повышение интереса к духовно-нравственной тематике. Вместе с тем, согласно данным Минобразования России, только 30% школ, охваченных инновационной деятельностью, ведут поиск новых подходов к содержанию, средствам, формам и методам в области воспитания. С учетом этого обстоятельства в качестве основной опытно-экспериментальной базы нашего исследования были избраны 52 общеобразовательные школы 12 территорий РФ с богатыми воспитательными традициями, развитой системой дополнительного образования, проявлявшие постоянный интерес к воспитательной проблематике.

Эмпирическая часть исследования была выполнена в рамках государственного проекта «Развитие системы воспитания и дополнительного образования в общеобразовательной школе», которая предусматривала повышение ее эффективности за счет оптимального использования структурного, содержательного и кадрового компонентов, усиления духовно-нравственной составляющей. Разработчиком этой программы выступила лаборатория дополнительного образования, где трудится автор настоящего исследования. В период, предшествующий констатирующему эксперименту были определены критерии сформированности духовно-нравственных ценностей у младших школьников:

а) высокий (в соответствии с возрастом) уровень информированности учащихся в духовно-нравственной сфере. Его качественными показателями выступают широта представлений о наиболее значимых духовно-нравственных явлениях и степень сформированности важнейших понятий в этой области;

б) высокая степень эмоциональной отзывчивости младших подростков. Она проявляется как по отношению к событиям действительности, так и по отношению к произведениям искусства. Показателями ее развития являются широта и устойчивость их интереса к событиям собственной жизни и жизни других людей, а также интерес к творчеству в широком смысле этого слова, эмоциональность, осмысленность, адекватность оценок, сформированность желания оказать помощь;

в) высокие духовно-нравственные качества личности. В психологическом плане они проявляются как устойчивые потребности в той или иной деятельности и в определенном стиле поведения. Показатели - убеждения, закрепленные навыки и привычки поведения, волевые проявления, мотивы деятельности, обеспечивающие постоянство нравственного поведения в различных условиях.

Проведенное исследование показало наличие трех уровней сформированности духовно-нравственных ценностей у младших подростков: эмоционально-эмпирического (низкий - 51,7%), содержательно-оценочного (средний - 31,6%), деятельно-творческого (высокий - 15, 7%). Анализ полученных в констатирующем эксперименте данных позволил сделать вывод о том, что степень сформированности

Рисунок 1

ПУТЕШЕСТВИЕ К ИСТОКАМ

Тематика

Класс

I четверть

Героическая

II четверть

Художественно-эстетическая

III четверть

Бытовая

IV четверть

Музейная

5 класс

Земля Родная

Русь богатырская

Русь златоглавая

Како жити

Хранители русской славы

Заключительный

праздник года

ДЕНЬ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ

6 класс

Вечная тайна

античности

У истоков героизма

Хоровод муз

Боги Олимпа и дети Земли

Хранители античности

Заключительный праздник года

ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ

7 класс

Дорогами

Средневековья

Меч, книга

и плуг

Музы Средневековья

Безыскусная жизнь

Хранители Средневековья

Заключительный праздник года

ОСТРОВ СОКРОВИЩ

Рисунок 2.

Организационно-педагогическая модель реализации гуманистических ценностей образования в процессе духовно-нравственного воспитания подростков

Процесс духовно-нравственного воспитания

на основе гуманистических ценностей образования


Идеология Содержание процесса духовно- Технология

процесса духовно- нравственного воспитания процесса духовно-нравственного

нравственного воспитания на основе гуманистических ценностей воспитания на основе гуманисти-

на основе гуманистических образования ческих ценностей образования

ценностей образования


Ориентация на человека Целостность картины мира Актуализация личного

как на высшую гуманистическую и человека в нем опыта и духовно-

ценность воспитания творческой и нравственных качеств

гуманной личности учащихся


Формирование культуры Гармоническое сочетание Развитие личностного

ценностного внутреннего само- базового и дополнительного уровня самоопределения

определения образования, обязательных и субъектной позиции

и дополнительных дисциплин школьников

Педагогическое управление: целеполагание, планирование, конструирование и коррекция, итоговый учет

коррекция, итоговый учет и контроль

духовно-нравственных ценностей у школьников зависит в основном от уровня их сформированности в семьях детей. Тем не менее, школа обладает потенциальными возможностями, чтобы оказывать влияние на ценностные ориентации своих воспитанников.

Формирующий эксперимент был задуман и осуществлен как опыт моделирования и реализации организационно-педагогических условий, обеспечивающих эффективное развитие и функционирование процесса духовно-нравственного воспитания на основе гуманистических ценностей образования.

Начальный этап опытно-экспериментальной работы как этап приобщения педагогов к духовно-нравственной проблематике носил мотивационно-ориентационный, диагностический характер и был связан с изучением и формированием у педагогов профессиональных и личностных установок на преобразование своей деятельности, со стимулированием их личностного роста и саморазвития. Исследовательские процедуры включали в себя психологическую подготовку учителей и классных руководителей к деятельности в инновационном режиме, семинарские занятия по проблемам гуманизации и гуманитаризации образования, педагогической аксиологии, духовно-нравственному воспитанию, формированию современного стиля научно-педагогического мышления.

Одно из центральных направлений теоретико-экспериментального исследования составило проектирование содержания духовно-нравственного воспитания в общеобразовательной школе. В соответствии с изменившимися задачами государственной политики в области образования (гуманизация и гуманитаризация, демократизация, приоритет общечеловеческих (гуманистических) и традиционных (национальных) ценностей, свободное развитие личности) была разработана программа «Путешествие к истокам».

В содержании духовно-нравственного воспитания нами был выделен опыт творческой деятельности учащихся и опыт их мотивационно-ценностного отношения к действительности. Главное в формировании опыта творческой деятельности – обеспечить высокую эмоциональную отзывчивость подростков. Исходной в структуре их творческой деятельности выступает специфическая творческая, эмоциональная мотивация, а также интуиция, которые становятся побуждающими и регулирующими факторами в анализе явлений, самостоятельном принятии решений, выработке стратегии и тактики поведения и деятельности. Выделение названных компонентов в содержании образования обусловлено необходимостью формирования субъективной позиции школьника, системы его эмоционально-оценочных отношений как источника его нравственной активности. Кроме того, мы учитывали, что положительные эмоции повышают общий уровень функционирования нервных структур в обеспечении их мобилизационной готовности к восприятию информации.

Исследовательский материал формирующего этапа эксперимента состоял из разработанной методики и программы по духовно-нравственному воспитанию.

Пятый класс. Тема года - “Земля родная”

Путешествие в Древнюю Русь, образ эпохи, образ человека того времени с его идеалами, устремлениями, верой должны стать центром работы в этом классе. Представляется необходимым обращение к православию, лежащему в основе мировоззрения русского человека.

Объединить достаточно обширный материал, который должен представить Русь в ее разнообразии и многоголосии, возможно введением трех основных интегрированных тем: “Русь богатырская”, “Русь златоглавая”, “Како жити”. Первая, как видно из названия, предполагает встречу с героями, богатырями и подвижниками Древней Руси, ее святыми, она заканчивается праздником “Богатыри земли Русской”. Вторая - это обращение к художественным творениям эпохи и их великим создателям. Ее кульминацией станут зимние святки. Портреты “простых” людей, их отношение к Богу, природе, другим людям, весь уклад их жизни, нашедший отражение в православном месяцеслове - таков основной мотив третьей темы, которая завершится масленицей. “Хранители русской славы” - последняя тема, которая отличается от трех предыдущих. Она логически завершает год, направляя внимание пятиклассников на людей, которые собирают свидетельства прошлого, являются хранителями народной памяти. Это могут быть как профессионалы (музейные работники, историки, фольклористы, археологи, реставраторы, архивариусы), так и любители (местные краеведы, коллекционеры, “летописцы”). Безусловно необходимо обращение к истории города, села, поселка, в котором живут дети, а также к истории каждой семьи.

Предполагается, что результатом работы должно стать осознание подростком себя как части российской истории, интерес к своим корням, чувство патриотизма. Этому в немалой степени будет способствовать и заключительный праздник года - День славянской письменности и культуры.

Шестой класс. Тема года - “Вечная тайна античности”.

Мир античности - это совершенно особый мир. Он значительно отличается от эпохи Древней Руси, которая в целом воспринимала его как языческую, “поганскую” действительность. Вместе с тем античная культура питала византийскую, а через нее - раннюю русскую православную культуру. Она может восприниматься и как “прообразовательная”, то есть, предшествующая христианству, и как безусловно самоценная, являющаяся сокровищницей культурных религиозных, философских, художественных ценностей.

Темы четвертей, в соответствии с общей концепцией программы, имеют такие названия: “У истоков героизма”, “Хоровод муз”, “Боги Олимпа и дети Земли”. Тема последней четверти получила название “Хранители античности”. Она посвящена людям, связавшим свою жизнь с Древностью или отдавшим ей дань в своем творчестве. Основные праздники: “Героев знала Древняя Эллада”, “Малые Дионисии”, “Спарта или Афины?”. Заключительный праздник года - “Олимпийские игры”.

Работа с материалами данной темы, как представляется, в наибольшей степени будет способствовать воспитанию у подростков чувства гражданственности и патриотизма.

Седьмой класс. Тема года - “Дорогами Средневековья”.

Седьмой класс завершает “Путешествие к истокам”, обращаясь к Средним векам и Возрождению в Западной Европе. Средневековье, на которое принято смотреть как на темное и мрачное время, отнюдь не является провалом в истории человечества. Оно ничуть не уступает периоду Древности и не противоположно Возрождению, а является предтечей его идей и образов. Средние века в какой-то мере даже ближе современному человеку, благодаря коренному перелому, происшедшему в средневековом мировоззрении, когда с принятием и распространением христианства произошла “революция умов”. Маршрут, заключающий трехлетнее странствование, интересен тем, что органично связан и с античностью, и с Византией, и с Древней Русью.

Этот исторический период, как и любой другой, многозначен и многолик, но важно подчеркнуть его доминирующую черту - религиозность сознания, без учета которой нельзя понять ни его сути, ни происходящих внутри и вне его процессов, ни смысла его художественных шедевров. Именно в Средние века, по мнению философа и историка С.Н.Булгакова, родилась “новая личность”. Поэтому неслучайно, что все темы года связаны со становлением “нового человека”, радостями и трудностями его “дольнего” и “горнего” пути. Их названия: “Меч, книга и плуг”, “Музы Средневековья”, “Безыскусная жизнь”, “Хранители Средневековья”. Завершатся эти темы праздниками - “Рыцарский турнир”, “Карнавальная ночь”, “Средневековая ярмарка”. Последний праздник, “Остров музеев”, не только подведет итоги года, он является кульминацией всего “Путешествия” и дает возможность обобщить все сделанное.

Содержание работы в седьмом классе всего более позволяет работать над формированием у подростков таких качеств, как мужество, доблесть, верность.

Таким образом, становится очевидным, что содержание духовно-нравственного воспитания в общеобразовательной школе является отражением самых существенных измерений бытия человека и представляет собой массив учебной информации с выделением ее воспитательной, ценностной составляющей и алгоритмов формирования разноуровневых (иерархических) отношений к действительности, обеспечивающих самоопределение подростка на основе самопознания, развитие его эмоционально-ценностной сферы как ядра личности. Единство базового и дополнительного компонентов в содержании создает реальные предпосылки для осуществления индивидуально-творческого подхода в духовно-нравственном воспитании, компенсирует отсутствие в учебных программах тех или иных ценностей, значимых для личностного роста подростков, содействует самоактуализации и самореализации их личности.

В ходе внедрения разработанного содержания подростки должны были получить достаточно широкое представление о духовно-нравственной жизни на примерах истории и культуры, познакомиться с важнейшими духовно-нравственными понятиями.

Показателями нового уровня опытно-экспериментальной работы стали:

1) эмоциональная отзывчивость детей на широкий круг явлений действительности и сферы искусства, на проявление творчества, на духовно-нравственные и нравственно-эстетические ценности;

2) способность к пониманию и уважению, потребность в сопереживании по отношению к чувствам других людей, в том числе героев художественных произведений;

3) стремление разделить свое эмоциональное состояние с другими, умение адекватно выразить свои чувства.

Контрольный срез уровня сформированности духовно-нравственных ценностей у младших подростков показал эффективность использованной методики и разработанной программы на всех этапах исследования.

По динамике восприятия и осознанности духовно-нравственных категорий подростки экспериментальной группы опережали подростков контрольной группы в среднем в 2-2,5 раза. Уровень же эмоциональной отзывчивости у подростков экспериментальной группы оказалась еще выше (в среднем на три порядка).

Анализ материалов, полученных в ходе и после проведения опытно-экспериментальной работы, позволил провести сравнительный анализ данных уровней сформированности духовно-нравственных ценностей у подростков. Он свидетельствует о том, что количество детей с высоким и средним уровнем в экспериментальных группах возросло, а с низким - уменьшилось. Так, в конце эксперимента количество младших подростков с высоким уровнем возросло в экспериментальной группе от 15,9% до 35,2%, в то время как в контрольной количество подростков с высоким уровнем увеличилось от 15,7% до 16,8%, а с низким уменьшилось от 34,7% до 32,3%.

Кроме того, у подростков экспериментальной группы отмечалось возрастание интереса к общечеловеческим и национальным ценностям, к истории и культуре, а также учебным предметам гуманитарного цикла (76% - в экспериментальной группе, 48% - в контрольной), рост читательской активности и изменение ее направленности в сторону познавательности (81% учащихся экспериментальной группы пользовались библиотеками, в контрольной группе - 58%), расширение кругозора, формирование устойчивого уважения к традициям.

В ходе опытной работы, на всех ее этапах, с помощью педагогического мониторинга отслеживалась динамика личностного развития учащихся, их ценностных ориентаций, расширения сферы их интересов, осознанной потребности в самопознании, проверялось влияние экспериментальных факторов на протекание процесса духовно-нравственного воспитания на основе гуманистических ценностей образования.

В целом по результатам формирующего эксперимента можно констатировать, что реализация гуманистических ценностей образования в процессе духовно-нравственного воспитания существенно влияет на формирование духовно-нравственных качеств личности подростка, становление его внутреннего мира, на качество воспитания и образования в целом.

В результате исследования были вскрыты причинно-следственные связи и зависимости, проявляющиеся в форме ведущих тенденций, которые могут выступать в качестве ориентиров развития системы духовно-нравственного воспитания на основе гуманистического аспекта образования.

Зафиксированы следующие изменения в содержании и структуре образования.

Переход от предметоцентризма к образовательным областям. Предоставление образовательным учреждениям широких возможностей в создании и использовании вариантов учебных планов в зависимости от региональных и национальных особенностей, в выборе учебных предметов в рамках образовательной области приводит к размыванию содержательного «ядра», нескоординированности в определении стратегических целей (ценностей).

Усиление вариативности содержания за счет инварианта. Связано с установлением практики одновременного использования вариативных (параллельных) программ и учебников, что приводит к содержательной и концептуальной «мешанине».

Рационализация и вербализация образования за счет аффективно-эмоциональной сферы. Исследователи отмечают, что акцент на формирование у ребенка суммы знаний, умений, навыков не адекватен задачам современной школы и приводит к дегуманизации образования. При этом остается несущественным удельный вес предметов художественного цикла, в концепции которых заложена идея учения через переживания (как выработка умения оценивать сущее).

Перегруженность учебных программ информацией. Об этом опасном явлении пишут практически все ученые-дидакты. Особенно оно усилилось в связи с появлением нерегулируемого количества т.н. авторских программ. Не умея выделить главное, общезначимое в содержании образования, многие авторы программ, учебников, методических разработок, загромождают их малозначимым, второстепенным материалом, что приводит к перегрузке учащихся, а в конечном счете, блокирует их эмоциональную сферу.

Излишняя усложненность программ. Тенденция к усложнению программ просматривается сейчас не только в элитарной школе. При этом игнорируется такой важнейший критерий конструирования содержания образования как доступность материала. На этой основе складывается т.н. «ознакомительно-информативная методика», ведущая к поверхностному, безоценочному усвоению знаний.

В целом выявленные тенденции позволяют констатировать, что наблюдается ослабление гуманистического ядра образования и возможностей его использования в духовно-нравственном воспитании, что ведет к укреплению позиций дополнительного образования, которое компенсирует ограниченный гуманистический потенциал базового компонента.

Для усиления гуманистической направленности образования необходимо:

-сохранение базового ядра образования;

-определение круга основных духовно-нравственных понятий и введение их в обязательный образовательный компонент (стандарт);

-отражение отобранного «понятийного ядра» в школьных учебных планах, программах, учебниках, методических разработках как специального, этического, так и общеобразовательного характера;

-усиление духовно-нравственного аспекта в учебном материале;

-создание специальных факультативных курсов по духовно-нравственной и этической проблематике (в том числе православной ориентации);

-подготовка пробного учебника (пособия) для учащихся, методических рекомендаций для учителей, отражающих духовно-нравственную и этическую проблематику;

-отражение существа наиболее важных положений по духовно-нравственному воспитанию в программах педвузов и институтов повышения квалификации и профессиональной переподготовки учителей, учебниках и учебных пособиях по педагогике.

К числу организационно-педагогических условий нормального и устойчивого функционирования системы духовно-нравственного воспитания на основе гуманистических ценностей образования в общеобразовательной школе относятся:

-концептуализация духовно-нравственного воспитания как базового ядра процесса воспитания;

-анализ и структурирование гуманистических ценностей образования, заключенных в его содержании;

-определение критериальных подходов к отбору ценностных ориентаций подростков;

-определение факторов, способствующих превращению гуманистических ценностей образования в объект духовных потребностей личности;

-развитие гуманистических сторон личности педагога, его гуманистических ценностных ориентаций;

-проективность, научная обоснованность, инновационность воспитательных технологий, их диалогичность, открытость, опора на творческие возможности педагогов и учащихся;

-переход от управления внедрением к управлению функционированием системы духовно-нравственного воспитания в школе на основе ценностного содержания знаний.

Подводя общие итоги исследования, можно заключить, что оно в основном подтвердило выдвинутую гипотезу и позволяет сделать вывод о том, что духовно-нравственное воспитание подростков, основанное на гуманистических ценностях образования, представляет собой открытую систему воспитания, направленную на формирование эмоционально-мотивационной сферы личности как системообразующей ее внутреннего мира. Духовность обозначает принципиальную направленность личности на определенные ориентиры, которые выступают как ценности. В качестве таких ориентиров (объектов) могут выступать гуманистические ценности образования, которые становятся базовыми ценностями личности в процессе их интериоризации. К факторами, обусловливающим этот процесс, относятся: выявление возможных объектов духовных потребностей (целостных ориентаций) подростков в базовом образовательном компоненте (при этом ориентирами служат как потребности общества, так и потребности личности), а также специфические качества педагога (гуманистические ценностные ориентации), которые можно назвать гуманизмом его личности. Эффективность духовно-нравственного воспитания подростков в условиях общеобразовательной школы при опоре на гуманистический аспект образования зависит как от социокультурной, так и от духовно-правовой ситуации в обществе в микросреде.

Выполненное исследование не только ответило на поставленные вопросы, но открыло перспективы дальнейшего изучения процесса духовно-нравственного воспитания. В частности, ожидают своего решения такие проблемы, как духовное и светское в образовании, личность педагога как субъекта процесса духовно-нравственного воспитания, соотношение духовного и нравственного в педагогике, креативные механизмы духовно-нравственной деятельности учителя и др.

Основные результаты исследования отражены в следующих публикациях.

Монографии. Учебные пособия.(Программы. Методические

рекомендации).

  1. Духовные основы нравственного воспитания. Монография. - М.: Импэто, 1997; 6,0 п.л.

  2. Воспитательно-образовательная работа с учащимися 5-7 классов в школе. Методические рекомендации. - Ульяновск, ИУУ, 1990; 4,0 п.л

  3. Открытие мира. Интегрированный курс образовательно-воспитательной работы с учащимся 1-4 классов гимназий и школ гуманитарного профиля. - М.: НИИ школ, 1990; 1,2 п.л. (в соавт. с Е.Б.Евладовой, Ю.В.Чечеткиным).

  4. Учебно-воспитательный комплекс как перспективная социально-педагогическая структура. Глава в пособии: Учебно-воспитательный комплекс: опыт,проблемы, перспективы. - М.: Прометей, 1990; 1,5 п.л.

  5. Расти здоровым! Программа занятий клуба. 1-4 класс. - Белгород: ИУУ, 1994; 1 п.л.

  6. Путешествие к истокам. Комплексная программа воспитания и дополнительного образования учащихся 5-7 классов на уроках и во внеурочной деятельности. - М.: Прогресс, 1994; 4,8 п.л. (в соавт. с Е.Б.Евладовой).

  7. Земля родная. Пособие для учителей и классных руководителей. 5 класс. - М.: Прогресс, 1994; 6,9 п.л. (в соавт. с Е.Б.Евладовой).

  8. Русь в музыкальных и художественных образах. Пояснительные тексты к фоно- и слайдотеке. (Общая редакция). - М.: Прогресс, 1994; 7,8 п.л.

  9. Вечная тайна античности. Часть 1. Методическое пособие для воспитателей, учителей и педагогов дополнительного образования. - М.: Импэто, 1995; 2,3 п.л. (в соавт. с Е.Б.Евладовой).

  10. Вечная тайна античности. Часть 2. Дополнительные материалы для внеурочной деятельности с учащимися 6-х классов. - М.: Импэто, 1995; 10,5 п.л. (в соавт. С Е.Б.Евладовой, И.Е.Суриковым).

  11. Вечная тайна античности. Часть 3. Пояснительные тексты к фоно- и слайдотеке. (Общая редакция). - М.: Импэто, 1995; 20 п.л. (в соавт. С Е.Б.Евладовой, И.Е.Суриковым).

  12. Вера исправляет сердца. Из опыта работы учительницы В.М.Екименковой: Методические рекомендации (Общая редакция). - М.: Импэто, 1996; 7,1 п.л.

  13. Художественные образы Древней Руси. Комментарии к слайдотеке. – М.: Русское слово, 1998; 0,75 п.л. (в соавт. С Е.Б.Евладовой).

Статьи

  1. На пути к открытию мира. - Начальная школа, 1991, №6; 0,5 п.л.

  2. У истоков. - Слово, 1992, №6; 0,4 п.л.

  3. Программа “Путешествие к истокам” в русле идей гуманитарной педагогики. В сб.: Аспекты гуманизации педагогического образования в вузе и школе. - Самара, 1993; 0,3 п.л.

  4. “Путешествие к истокам”. - Педагогика, 1993, №3; 1 п.л. (в соавт. с Е.Б.Евладовой).

  5. В поисках собеседника. - Учительская газета, 1993, №31 (10 августа); 0,5 п.л.

  6. “Путешествие к истокам”. - В сб.: Поиск. Экология. Выбор: Информационно-методическое издание. - М.: МО РФ, 1994; 0,5 п.л.

  7. Уроки воспитания Иоанна Златоуста.- Начальная школа, 1994; 1 п.л.

  8. Как растить здоровых: о новой программе для начальной школы. - Педагогика, 1994, №6; 2 п.л.

  9. “Расти здоровым!” (о новой программе для начальных классов). - Учительская газета, 1994, №42; 0,5 п.л.

  10. «Мы привыкли идти по линии компромисса». - Вестник СПБ, 1997, №66; 0,5 п.л.

  11. «Путешествие к истокам». - Мое Отечество, 1997, №2; 0,4 п.л. (в соавт. с Е.Б.Евладовой).

  12. Воспитание без назидания. - Внешкольник, 1997, №10; 0,5 п.л.

  13. Феофан Затворник о воспитании. Сб: Русская педагогика об образовании, духовно-нравственном и семейном воспитании: Для студентов педвузов. - М.: Прометей, 1993; 1 п.л. (Принято к печати).

  14. К проблеме духовно-нравственного образования педагогов.- В сб.: Образование педагогов: проблемы и решения. - Спб: НИИ НОВ, 1997; 0,5 п.л.

  15. Духовно-нравственное воспитание: основные подходы к проблеме. – В сб.:Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Национально-патриотическое воспитание молодежи средствами духовной культуры». Рязань, РГПУ, 1999; 1,0 п.л.

  1. «От избытка сердца говорят уста». (Нравственность и слово). – Встреча, 1999, №4; 0,5 п.л.

  2. Из опыта работы по духовно-нравственному воспитанию детей-сирот. Сб. Ежегодная богословская конференция ПСТБИ. – М.:ПСТБИ, 1999; 0,5 п.л.

Материалы конференций, тезисы докладов, выступлений

  1. “Путешествие к истокам”: возвращение к традициям. Тезисы выступления. - Рождественские образовательные чтения. - М.: МП, 1994; 0,3 п.л.

  2. Формирование у младших школьников ответственного отношения к окружающей среде. Тезисы доклада. - В сб.: Экологическое воспитание в Голландии и России. Научно-практическая конференция 12-14 октября 1994. - М.: НИИ школ, 1994; 0,3 п.л.

  3. Воспитание школьников: поиски ориентиров. Тезисы выступления. - В сб.: Гуманизация образования и эстетическое развитие личности (межрегиональный научно-практический семинар). - М., Прометей, 1994; 0,3 п.л.

  4. Проблема единства урочной и внеурочной деятельности. Тезисы выступления. - В сб.: Учебно-воспитательный комплекс: саморазвитие и самореализация личности. - Белгород, Белгородский ИУУ, 1994; 0,3 п.л.

  5. К проблеме духовно-нравственного образования педагогов: Тезисы выступления. - В сб.: Образование педагогов: проблемы и решения. - СПб: НИИ НОВ, 1997; 0,3 п.л.

  6. Комплексная программа для воспитания и дополнительного образования “Путешествие к истокам”: реализация культурологического подхода. Тезисы доклада. - В сб.: Юный москвич в системе дополнительного образования. - М.: МИРОС, 1997; 0,3 п.л.

  7. О концепции программы для начальной школы «Основы духовной культуры (Выступление). - В сб.: Рождественские образовательные чтения. - М.: МП, 1997; 0,25 п.л.

1 Митрополит Питирим. Тело, душа, совесть: (Учение о человеке в христианской традиции и современное общество). – В кн.: Малая церковь. М., 1992. С.208.

1 Фромм Э. Душа человека. М., 1992. С.107.

1 Базаров И. Христианская нравственность. Странник. СПБ, 1978, август. С.330-331.

1 Шаров Ю.В. Проблемы формирования духовных потребностей (лекция). – М., 1969. С.3.

1 Речь идет о логических действиях, видах суждений и высказываний, учебных умениях, творческих процедурах, поисковых и исследовательских способах деятельности, элементах структуры деятельности, эмоционально-оценочных способах восприятия материала и т.п.

1 Бергсон А. Опыт о непосредственных данных сознания. - В кн.: Бергсон А. Собрание сочинений. Том 1. М., 1992. - С.58.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Духовно нравственное воспитание старшеклассников (на уроках литературы и во внеурочной деятельности) 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования

    Урок
    Защита состоится « » 2005 года в часов на заседании диссертационного совета Д 212.059.02 по присуждению учёной степени доктора педагогических наук в Елецком государственном университете им.
  2. Вохминцева Светлана Михайловна) «Основа личности это ее развитие» (Рейнгард Галина Дмитриевна) «Педагогические методы духовно-нравственного воспитания учащихся на урок

    Урок
    «Роль сказочного текста в формировании и развитии духовно-нравственных основ личности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в период дошкольного возраста» (Фрисс Наталья Владиславовна)
  3. А. И. Герцена Научно-методический отдел Духовно-нравственное воспитание: из опыта работы библиотек Кировской области Киров 2009

    Документ
    Сборник содержит материалы из опыта работы библиотек Кировской области по духовно-нравственному воспитанию. В 2007 г. приоритетным направлением в этой работе стала тема 350-летия Вятской епархии.
  4. Духовно-нравственные основы патриотического воспитания

    Документ
    Лушников В.И. – к.п.н., заведующий кафедрой педагогики и коррекционной работы ГОУ ДПО «Хакасский республиканский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»
  5. Соловьев Алексей Юрьевич, главный специалист мко. 12. 30 Положение о Консультативном совете, его составе и регламент

    Регламент
    Сборник планов и протоколов заседаний общественного Консультативного совета «Образование как механизм формирования духовно-нравственной культуры общества» при Департаменте образования города Москвы (Московском комитете образования).

Другие похожие документы..