Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Книга'
И, наконец, всегда существует страшное пророчество о конце света, которое обязательно исполнится, но при определённых обстоятельствах....полностью>>
'Документ'
II Международная научно-практическая конференция «Теория и практика в физико-математических науках» для аспирантов, студентов, соискателей, научных ра...полностью>>
'Документ'
Способы распределения условно-постоянных расходов в процессе ценообразования для ликвидации убыточного ассортимента (номенклатуры) выпускаемой продукц...полностью>>
'Документ'
У каждого времени свои главные вопросы. Какой вопрос самый актуальный сегодня? Ответить сможет каждый, кто хоть раз выступит перед аудиторией в любом...полностью>>

Петракова татьяна Ивановна гуманистические ценности образования в процессе духовно-нравственного воспитания подростков

Главная > Автореферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

-усиление в содержании образования информативного и вариативного начала как ведущих тенденций его развития ведет к размыванию ценностного ядра, блокированию аффективно-эмоциональной сферы учащихся. Тем самым постепенно снижается роль базовых знаний в духовно-нравственном воспитании школьников;

-использование гуманистических ценностей образования в процессе духовно-нравственного воспитания подростков достигает оптимального уровня, если выявлены возможные объекты духовных потребностей (ценностных ориентаций) подростков в базовом образовательном компоненте и совмещены с гуманистической ценностной ориентацией учителя, предполагающей единство личностного способа жизни и форм педагогического сотрудничества.

Апробация и внедрение результатов исследования. По материалам исследования подготовлены и опубликованы статьи, брошюры, разработаны и изданы комплекты программно-методических и наглядных материалов, рекомендованные Минобразованием РФ к внедрению в массовую практику, издана монография, в которой нашли отражение основные положения исследования. Теоретические положения диссертации неоднократно апробированы на семинарах, научно-практических конференциях, педагогических чтениях в Архангельской, Белгородской, Курской, Московской, Рязанской, Ульяновской и др. областях, в республиках Саха-Якутия и Хакасия, в гг.Обнинске, Владимире, Коломне, С.-Петербурге, Москве, Ростове, Сулиме, Кисловодске, Вологде, Алма-Ате и др., а также на заседаниях Ученого совета и лаборатории дополнительного образования Института общего образования Минобразования РФ.

Результаты исследования внедрены в практику работы более чем 80 школ (гг.Нерюнгри, Курск, Белгород, Архангельск, Уренгой, Калининград, Магнитогорск, Дзержинск, Н.Новгород и др., в республиках Хакасия и Саха-Якутия).

По материалам исследования прочитаны лекции на курсах повышения квалификации классных руководителей, учителей, воспитателей, педагогов дополнительного образования и руководителей учебных заведений в ряде городских и областных институтов повышения квалификации, в Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (РИПКРО).

Основные результаты исследования представлены более чем в 30 публикациях общим объемом около 60 п.л.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, пяти глав, заключения и библиографии.

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, формулируются проблема, цель, объект, предмет, задачи. Здесь же раскрываются методы и организация работы, а также теоретическая база исследования, его научная новизна и практическая значимость, приводятся положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Методологические подходы к исследованию процесса использования ценностного содержания знаний в духовно-нравственном воспитании» осуществлен анализ современной образовательной ситуации в России, изложены концептуальные идеи исследования, рассмотрены основные понятия в их отношениях и взаимосвязях.

Во второй главе «Духовно-нравственное воспитание как социально-педагогический феномен» раскрываются социокультурные предпосылки процесса духовно-нравственного воспитания, его сущностные характеристики, содержание, критерии и показатели, ценностный потенциал.

В третьей главе «Гуманистические ценности образования в духовно-нравственном воспитании подростков» представлены результаты анализа гуманистических ценностей, содержащихся в содержании образования, дается описание модели исследуемого процесса, представлены и проанализированы результаты педагогического эксперимента.

В четвертой главе «Основные тенденции развития гуманистического аспекта содержания образования» формулируются ведущие тенденции в развитии содержания образования с точки зрения его гуманистического потенциала и влияния на духовно-нравственную сферу личности, обосновывается их детерминированность духовными, социокультурными, психолого-педагогическими и технологическими факторами.

В пятой главе «Психолого-педагогические условия эффективного использования гуманистических ценностей образования в процессе духовно-нравственного воспитания подростков» раскрывается механизм этого процесса, показывается ведущая роль личности учителя.

В заключении обобщаются результаты исследования, изложены его выводы, даются научно-практические рекомендации.

В приложениях представлены материалы эмпирического исследования.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

В изменившихся социально-экономических и политических условиях происходит постепенный перенос акцентов с интересов государства на интересы личности. При этом существенно меняется образовательная парадигма, переосмысливаются ее цели, задачи, содержание, технологии, вызываются к жизни новые процессы и явления. К таковым относится процесс духовно-нравственного воспитания, затрагивающий внутренний мир личности, который требует осмысления и обоснования на теоретико-методологическом уровне.

Процесс духовно-нравственного воспитания может быть полноценно описан при опоре на методологию антропологического подхода, который предусматривает выделение системообразующих внутренних характеристик личности, определяющих ее сущностную природу и качественное своеобразие. С помощью антропологического подхода удается преодолеть понимание сущности человека как «продукта среды», когда его бытие ограничивается социально-биологическими рамками и отрицается его главная «метафизическая» составляющая – душа. Наиболее всеохватное определение человека дает христианская антропология (традиционное учение Церкви о его природе и сущности), неразрывно связанная с христианской антропогонией (учением о происхождении человека) и христианской сотериологией (учением о конечной цели его бытия). Согласно этим учениям, человек, созданный по образу и подобию Творца, является венцом творения и одновременно ипостасью космоса, причастного его природе. Его превосходство над всем сущим объясняется дуализмом его природы, одновременной принадлежностью двум мирам: видимому, физическому – это его тело, и невидимому, духовному, трансцендентному – это его душа. «Та неизменная устойчивость личности, которую мы подразумеваем под словом «я», создающая идентичность нашей индивидуальности, - пишет митрополит Питирим (Нечаев), - определяется с точки зрения христианской антропологии именно душой, нематериальным субстратом, в котором заложена вся информация о нашем «я».1 Мир человека (микрокосм) столь же целостен и сложен, как мир природы (макрокосм), он противоречив в силу ограниченности физической природы человека при одновременной устремленности его духа в бесконечность. Образ Божий человеку дан, подобие – задано, поэтому конечная цель его жизни – достичь Богоподобия (обожения, святости) при благодатной помощи свыше. Образ Божий начертан в высших свойствах человеческой души – бессмертии, свободе воли, разуме, способности к чистой, бескорыстной любви (И.А.Ильин, А.Н.Лосский, С.Н.Трубецкой, Г.П.Федотов, С.Л.Франк и др.).

Эти и другие положения философской антропологии стали основой личностного подхода, имеющего наибольшее значение в гуманистической, субъект-субъектной образовательной парадигме (К.А.Абульханова-Славская, И.С.Кон, А.В.Мудрик, А.Б.Орлов и др.). Личностный подход предполагает помощь воспитаннику в осознании себя личностью, в выявлении и раскрытии его возможностей, отношение к ребенку как субъекту воспитательного взаимодействия. Наиболее продуктивной формой такого взаимодействия является диалог (М.М.Бахтин, В.С.Библер, Л.И.Богомолова, С.Т.Вайман, И.АВ.Костенчук, С.Ю.Курганов, Г.С.Померанц, А.Сидоркин, А.У.Хараш). Диалогическая сфера бытия человека может быть реализована в педагогическом общении, если смыслы учителя, связанные с изучаемым явлением, пересекаются и взаимодействуют со смыслами ученика, в результате чего образуется общее смысловое поле. Богатство смыслов содержит культура, которая, по мнению И.Я.Лернера, должна стать единственным источником содержания образования. Культура потенциально является «полем» глубинного (пережитого) общения педагога с ребенком, поскольку образы культуры отличаются нераздельным единством чувственных и смысловых компонентов, а мир эмоциональных переживаний подростка в значительной мере обеднен и нуждается в большой эмоциональной насыщенности и подкреплении смысловой основой (подтверждением чему служит подростковый эскапизм). Кроме того, образы культуры в аксиологическом аспекте предстают как ценности, а образы культуры и искусства классического - как система гуманистических и духовных ценностей.

Проблема включения ценностей в содержание образования и их использование стала особенно актуальной на современном этапе (Л.Я.Зорина, И.Я.Лернер, В.Оконь, И.М.Осмоловская и др.). Опыт эмоционально-ценностного отношения к миру предполагает воздействие на эмоциональную сферу учащихся, формирование мотивации, системы ценностей личности. При этом содержание базового образования определяется как минимальный инвариант, необходимый и достаточный для всех учащихся, который включает знания, умения, а также ценности. В силу стихийности включения последних в действующее содержание образования, они не структурированы и даются списками, поэтому использование их в воспитательном процессе значительно затруднено. Кроме того, существует проблема «включения ценностей» во внутренний мир человека. Для обоснования психологических механизмов реализации ценностного содержания знаний в процессе духовно-нравственного воспитания мы обратились к концепции Б.Ф.Ломова, который сформулировал принципы системного подхода к анализу психических явлений, утверждая, что система психических явлений обладает многоуровневым и иерархическим характером. Она включает в себя ряд взаимосвязанных подсистем, обладающих различными функциональными свойствами: когнитивную - реализующую функцию познания; регулятивную - обеспечивающую регуляцию деятельности и поведения; коммуникативную - формирующуюся и реализующуюся в процессе общения; креативную – проявляющуюся в творческом самоопределении и самовыражении личности. Благодаря этому удалось вскрыть диалектическое единство процессов обучения и воспитания, обеспечивающее перевод знаний из области «объективно интересного» в область «личностно значимого» и перевод учителя и ученика из объектной в субъектную позицию: индивид «вбирает» в себя общие ценности посредством общения со «значимыми другими», в результате чего эти ценности становятся его потребностью, частью его мотивационной структуры.

С точки зрения аксиологического и антропологического подходов базовыми, сущностными характеристиками личности являются духовность и нравственность, связанные с мотивационной сферой внешне (нравственность) и внутренне (духовность). До недавнего времени достаточно полно и глубоко были исследованы социальные аспекты нравственности как совокупности принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу. (А.Ф.Анисимов, Т.Н.Гумницкий, А.А.Гусейнов, О.Г.Дробницкий, Н.В.Рыбакова и др.), интерес к ее метафизическим корням усилился в последнее время. Стало очевидно, что уяснению этого понятия способствует выделение семантической пары «духовность-нравственность», поскольку, по мнению специалистов, между ними существует не только семантическая, но и онтологическая связь: нормы и принципы нравственности получают идейное обоснование и выражение в идеалах добра и зла, являющихся категориями духовности. Сущность духовности заключается в трансцендировании человеком наличной действительности и своих собственных пределов. В самом факте присутствия духа в человеке проявляется более глубокая, фундаментальная реальность, которая обнаруживается в парапсихических явлениях и феноменах трансперсональных переживаний (З.В.Фомина). Особое понимание духовности существует в православии, где понятие «дух» в его предельном значении идентично понятию «Бог»: «Дух есть Бог» (Ин.4, 24). Бог – это абсолютная чистота, абсолютная любовь. В Нем нет зла, греха. Он свят. Поэтому духовен тот, кто в наибольшей степени воспринимает Бога, кто ему уподобился. Первое условие принятия Бога воплотившегося, вочеловечившегося, Иисуса Христа, - осознанное видение себя: кто я? каков я на самом деле? Православная духовность немыслима без внимания к себе, поэтому бездуховен тот, кто не смотрит внутрь себя, кто не видит в себе зла (греха), постольку у такого человека нет стимулов к самопознанию, исправлению себя и самосовершенствованию. Нормы христианской нравственности (святости) даны в Евангелии, они раскрываются также в конкретных личностях (святых). Основные характеристики православной духовности – смирение (осознание своего недостоинства перед Высшим Началом бытия) и любовь (как высшая способность человека); первостепенное значение в христианской этике имеет то как они приобретаются. Наиболее полно православная духовность может быть понята в русле догматического учения Церкви. Ассоциативно и онтологически она ближе всего к понятию «святость». Святость – это предельный результат развития духовного начала в человеке, трансцедентная соприсносущность неотмирным энергиям (А.И.Осипов). Нравственность не рядоположена святости, она иерархически соотносится с ней через понятие «духовность». В педагогическом обиходе духовность характеризуется как проявление «человеческого в человеке». Духовность – это то, что возвышает личность над физиологическими потребностями, этическим расчетом, рациональной рефлексией, то, что относится к высшей способности души человека, что заложено в основание его личности. Наиболее соответствующее задачам нашего исследования следующее определение духовности: духовность – это то самое высокое, конечное, высшее, к чему стремится личность. Это «самое высокое» может быть низким, но духовность всегда - предмет человеческих стремлений, вектор (направленность) его души, устремленность к избранным целям (ценностям). Если цели личности внеположены обыденному человеческому существованию, то это говорит о ее духовных интенциях. Направленность личности на достижение видимых целей земного бытия свидетельствует о ее эвдемонических или утилитаристских началах. Если духовность характеризует высшие, «вертикальные» устремления личности, то нравственность – сфера ее «горизонтальных» устремлений: отношений с людьми и обществом.

Классическая формула «дух творит себе формы», являясь выражением соотношения между духовным состоянием человека и его деятельностью, имеет принципиальное значение для уяснения специфики духовно-нравственного воспитания, поскольку из нее становится очевидным, что дух может реализовываться не только в духовной практике, но и в реальных человеческих поступках, творениях культуры, в высоком эмоциональном переживании. Вместе с тем, в своем пределе духовность является проявлением сверхсознания (М.В.Лодыженский) – особого состояния сознания, характеризующегося проникновением в суть вещей, постижением духовных истин. Органом сверхсознания является сердце (А.Бергсон, Л.Войно-Ясенецкий, И.С.Павлов), которое, согласно последним научным данным, является не только главным «чувствилищем», но также органом духовного познания («Мы познаем в той мере, в какой любим», - свидетельствует блаженный Августин).

Как для внешнего человеческого естества – тела – сердце является центральным, главным органом, так и для внутреннего его существа, души, оно является таким центром, который направляет все другие желания, стремления, чувства. Это происходит благодаря высшей способности сердца – способности любить. Любовь как главная эмоция, как внутренний источник света, будучи самым сильным, глубоким и напряженным из чувств, способна не только побудить человека к действию, но и преобразить его. Сердце обладает способностью восприятия духовных воздействий. Именно сердцем различает человек добро и зло, оно является «седалищем» совести. «Человек склонен к добру и злу, - пишет Э.Фромм. – Когда обе склонности находятся в равновесии, он способен выбирать. Однако если его сердце ожесточилось до такой степени, что его склонности больше не уравновешены, он более не свободен в выборе».1 Очевидно, что с воспитанием сердца связан нравственный выбор личности, формирование мотивов к той или иной деятельности. Забота о сердце как главном источнике духовной жизни, центре эмоционально-мотивационной сферы, от расположений которого зависит весь строй чувств, мыслей, желаний и действий личности, является главной заботой духовно-нравственного воспитания, ее объектом. Основной его целью является «возвышение» сердца, научение его любви. И.-Г.Песталоцци писал, что для воспитания «силы сердца в любви» необходимо упражнение. О необходимости не только «зажечь» сердце, но и постоянно поддерживать «духовный уголь» говорили также К.Д.Ушинский , А.И.Пирогов, В.Я.Стоюнин, И.А.Ильин, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский и др. выдающиеся педагоги, подразумевая под этим выбор правильного направления развития личности, соответствующее главной цели бытия: чуткость ко всему святому, волю к совершенству, радость любви и вкус к доброте.

«Любить вообще, - пишет И.Базаров, - так близко сердцу человека, так естественно для его природы. Но как любить, уметь любить (выделено нами – Т.П.) – это задача жизни».1 И.-Г.Песталоцци рекомендовал постоянно расширять круг, в который входят объекты детской любви. Все существующее вне человека. по мысли Н.А.Бердяева, может быть воспринято им лишь в той мере, в какой войдет в его внутреннее сознание, станет его внутренним «я». Таким образом очевидно, что одной из основных задач духовно-нравственного воспитания является выбор определенных ценностей, созвучных внутреннему миру ребенка и одновременно обладающих общественной значимостью («объектов детской любви»). Они являются его содержанием.

Другая, не менее важная его задача – воспитание «меры» любви в зависимости от ее объекта В.С.Соловьев выделяет три основные «меры» любви, которые различаются по своей направленности, интенсивности, характеру: благоговение – глубочайшее почтение, «радостновидный страх» – мера отношения к тому, что выше человека, т.е. к Богу, ко всему святому; понимание, сострадание, жалость – мера отношения к тому, что равно человеку, т.е. отношение к другим людям; стыд, воздержание – мера отношения к тому, что ниже человека: его физическая природа, природа вообще.

Для подросткового возраста характерен повышенный интерес к другому человеку и самому себе. По мнению психологов, этот «другой» становится для подростка критерием и мерой познания собственного «я», критерием Истины (Т.А.Мерцалова). Поэтому возникает задача сделать круг его общения шире, разнообразнее и содержательней. «Объектами», призванными войти в систему его ценностей, могут стать выдающиеся личности, сведения о которых содержатся в учебных программах. Вслед за отбором и дидактической переработкой этих «объектов» педагоги должны быть готовы к принятию их в качестве собственных ценностей – в противном случае они не станут потребностью для учащихся. Таким образом, очевидно, что решение проблем духовно-нравственного воспитания непосредственно связано с психологической перестройкой кадров, их психолого-педагогической подготовкой, развитием профессионально-педагогической направленности и гуманизацией ценностно-ориентационной сферы, диалогизацией педагогического общения. Гуманистические ценностные ориентации педагога стали предметом специального изучения (Н.П.Гапон). Подобная ориентация личности предполагает смещение личностного статуса с позиции пассивного потребителя духовных ценностей (объекта) в статус социально-активного соучастника и сотворца духовной жизни; изменение монологической схемы в системе человеческих отношений, переход на позицию субъекта взаимодействия; подлинное личностное саморазвитие. Таким образом, гуманистическая ценностная ориентация учителя заключается в единстве личностного способа жизни и форм педагогического сотрудничества. Именное такое единство профессионального и личного можно назвать педагогическим духовным общением. Его особенность заключается в том, что в его процессе «один дух влияет на другой чувством» (Ф.Затворник).

Разработанные критерии процесса духовно-нравственного основаны на логике его протекания и базируются на уже существующих методиках (И.П.Юнгер, Л.Г.Кирилюк и др.). Первый критерий – мера педагогического воздействия на личность школьника. Его показатели раскрывают условия эффективной деятельности педагога по духовно-нравственному воспитанию и состоят их характеристик реализации им своих профессиональных умений и личностных качеств. Реализацию профессиональных умений характеризуют следующие показатели: насыщение педагогического процесса духовно-нравственным содержанием; разнообразие средств и приемов педагогического воздействия; использование возникающих проблемных ситуаций в целях духовно-нравственного воспитания учащихся; подкрепление воспитательных воздействий моральными стимулами. Личностными качествами, необходимыми для эффективного осуществления процесса духовно-нравственного воспитания, являются: морально-волевые качества: целеустремленность в осуществлении задач духовно-нравственного воспитания, твердость в убеждениях и умение их отстаивать в любых ситуациях, настойчивость и последовательность в требованиях, справедливость, ровность по отношению ко всем детям, рассудительность, спокойствие и самообладание как проявление устойчивости нравственного поведения в экстремальных ситуациях; эмоционально-нравственные качества: чуткость, эмоциональная отзывчивость, педагогический такт, терпеливость, адекватность внешних проявлений нравственной ситуации и внутриличностным ориентирам, живость и энергичность, приветливость, достоинство; мировоззренческие качества: любовь к детям, патриотизм, гуманизм. Данные по этим показателям можно получить в ходе анализа и самоанализа педагогической деятельности, используя метод экспертных оценок. Второй критерий – мера реализаций условий воспитания – связан с учетом особенностей среды (Л.И.Новикова, В.А.Караковский, Н.Л.Селиванова, В.Д.Семенов и др.). Он состоит из следующих показателей: морально-психологический климат школьных коллективов; морально-психологическая атмосфера семей учащихся; круг внеурочного и внешкольного общения детей; круг их неформального общения. Сведения по этим показателям можно получить в процессе совместной деятельности с учащимися, родителями, другими педагогами; методом наблюдения; в ходе посещения семей; в процессе ежедневного общения. Третий критерий – мера реализации педагогического взаимодействия. Его эффективность можно оценивать по непосредственной и отсроченной реакции учащихся на проводимое воздействие. Опираясь на исследования психологов, подтверждающие, что наблюдению в полной мере доступны только экстериоризованные действия, имеющие вербальную или двигательную основу, мы выдвинули следующие показатели: действенная реакция, эмоциональная реакция, словесная реакция. Первая реакция, которая возникает у школьников – эмоциональная. Относительно ее А.С.Макаренко писал, что воспитателю нужно уметь читать на человеческом лице, на лице ребенка, чтобы по нему узнавать о душевных движениях. Словесная реакция не требует больших усилий для ее «расшифровки». Действенная реакция особенно ценна тем, что она характеризует интериоризированный школьником результат педагогического воздействия, который проявляется на основе осмысления воздействия и выработки соответствующей установки. Чем выше мера воздействия, тем адекватнее будет восприятие и тем эффективнее единичное взаимодействие и процесс духовно-нравственного воспитания в целом.

Результаты работы по духовно-нравственному воспитанию могут найти выражение в уровне развития самосознания школьников, особенно подростков, поскольку формирование самосознания как установление адекватного отношения школьника к самому себе является важнейшей задачей духовно-нравственного воспитания. Различают три уровня развитости самосознания (методика Л.Э.Ыунануу). Первый – обращение внимания на информацию о «я», второй – реагирование на информацию о «я», третий – оценивание информации о «я». Как показали исследования, у 60% подростков в контрольных классах наблюдались существенные недостатки в развитии самосознания, которые выражались в следующем: а) трудности при восприятии внешней информации о себе, при реагировании, интерпретировании и оценивании; б) трудности со средоточением на самих себе при самоописании (признак перефокусирования); в) трудности при определении себя в перспективе (эти подростки не имеют четко сформированного идеала «я», в результате чего они не могут предвидеть результаты своей деятельности и поведения); г) учащиеся обладают слабо развитой эмоционально-оценочной структурой самосознания.

Эффективность процесса духовно-нравственного воспитания на основе гуманистических ценностей образования можно оценить, исходя из сформированности духовно-нравственных ценностей. Нами были выделены следующие критерии сформированности духовно-нравственных ценностей у подростков: а) высокая (в соответствии с возрастом) степень информированности учащихся в духовно-нравственной сфере (показатели: широта представлений о наиболее значимых понятиях, степень сформированности понятий); б) высокая степень эмоциональной отзывчивости по отношению к происходящим и историческим событиям, произведениям искусства (показатели: эмоциональность, адекватность оценик, осмысленность, широта и устойчивость интереса); в) высокая степень сформированности духовно-нравственных качеств личности (показатели: высокий уровень самосознания, убежденность, волевые проявления, мотивы деятельности, закрепленные умения, навыки привычки поведения). В соответствии с этим были установлены три уровня сформированности духовно-нравственных ценностей: эмоционально-эмпирический (низкий), содержательно-оценочный (средний); деятельно-творческий (высокий). Данные критерии и показатели использовались нами в ходе опытно-экспериментальной работы. Необходимо также отметить позицию Ю.В.Шарова, выдвинувшего духовные запросы личности в качестве интегрального показателя состояния его духовно-душевной сферы: «Мы судим о духовном мире человека по богатству его отношений к другим людям, к окружающей социальной среде, по его стремлениям, идеалам, вкусам, убеждениям и идеалам, по его отношению к труду, знаниям и, наконец, к самому себе. От степени и направленности развития отношений, от их избирательности, широты, гармоничности зависит активность личности в основных видах деятельности, ее гражданская ценность. Все эти отношения находятся в сложной взаимосвязи и взаимообусловленности, образуя определенную систему. Основой этой системы являются духовные потребности. Богатство духовных запросов – вот основная черта всесторонне развитого человека».1



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Духовно нравственное воспитание старшеклассников (на уроках литературы и во внеурочной деятельности) 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования

    Урок
    Защита состоится « » 2005 года в часов на заседании диссертационного совета Д 212.059.02 по присуждению учёной степени доктора педагогических наук в Елецком государственном университете им.
  2. Вохминцева Светлана Михайловна) «Основа личности это ее развитие» (Рейнгард Галина Дмитриевна) «Педагогические методы духовно-нравственного воспитания учащихся на урок

    Урок
    «Роль сказочного текста в формировании и развитии духовно-нравственных основ личности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в период дошкольного возраста» (Фрисс Наталья Владиславовна)
  3. А. И. Герцена Научно-методический отдел Духовно-нравственное воспитание: из опыта работы библиотек Кировской области Киров 2009

    Документ
    Сборник содержит материалы из опыта работы библиотек Кировской области по духовно-нравственному воспитанию. В 2007 г. приоритетным направлением в этой работе стала тема 350-летия Вятской епархии.
  4. Духовно-нравственные основы патриотического воспитания

    Документ
    Лушников В.И. – к.п.н., заведующий кафедрой педагогики и коррекционной работы ГОУ ДПО «Хакасский республиканский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»
  5. Соловьев Алексей Юрьевич, главный специалист мко. 12. 30 Положение о Консультативном совете, его составе и регламент

    Регламент
    Сборник планов и протоколов заседаний общественного Консультативного совета «Образование как механизм формирования духовно-нравственной культуры общества» при Департаменте образования города Москвы (Московском комитете образования).

Другие похожие документы..