Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Реферат'
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а...полностью>>
'Закон'
Российская Федерация. Законы Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;[Текст] [федер. закон : принят Гос. Думой 20 дек. 2001 г...полностью>>
'Статья'
1. Настоящее Соглашение распространяется на налоги на доходы и имущество, взимаемые от имени каждого Договаривающегося государства, независимо от спо...полностью>>
'Методические указания'
Вдовенко Л. А. Методические указания по проведению лабораторной работы и выполнению аудиторной работы по дисциплине «Информационная система предприят...полностью>>

Свиридова Надежда Васильевна. Педстаж 16 лет, Первая квалификационная категория. 2011 пояснительная записка (1)

Главная > Пояснительная записка
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Новосолдатская средняя общеобразовательная школа»

«Утверждено» «Согласовано»

Директор школы Зам.директора по УВР

_______________ __________________

В.В.Гудимова Р.В.Бирюкова

Рабочая программа

ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ДЛЯ 5 КЛАССА

НА 2011/2012 УЧЕБНЫЙ ГОД

Разработчик программы

учитель русского языка и литературы

Свиридова Надежда Васильевна.

Педстаж 16 лет,

Первая квалификационная категория.

2011

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по литературе и авторской программы Т.Ф. Курдюмовой по литературе к учебнику Литература 5 кл.: Учеб.- хрестоматия для общеобразоват. Учеб. заведений.- В 2 ч. /Авт.-сост. Т.Ф. Курдюмова.- М.: Дрофа,2010.

В соответствии с базисным учебным планом и учебным планом школы рабочая программа по литературе для 5 класса рассчитана на 105 часа (3 часа в неделю).

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Данная программа составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

  • выразительное чтение художественного текста;

  • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

  • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

  • анализ и интерпретация произведения;

  • составление планов и написание отзывов о произведениях;

  • написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

  • целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Цели

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Данная программа отражает обязательное для усвоения в основной школе содержание обучения литературе. Основу содержания литературы как учебного предмета со­ставляют чтение и изучение художественных произведений, пред­ставляющих золотой фонд русской классики. Их восприятие, анализ, интерпретация базируются на системе историко- и тео­ретико-литературных знаний, на определенных способах и ви­дах учебной деятельности.

Перечень произведений представляет собой инвариантную часть программы литературного образования, обеспечи­вающую федеральный компонент основного общего образования, и вариативную часть, включающую региональный и школьный компоненты. Региональный компонент обеспечивается включением в программу произведений донских писателей. Школьный компонент, ввиду экологизации образовательного пространства, ориентирован на нравственные проблемы в литературе, связанные со взаимоотношениями человека и природы.

В основе обучения литературе в 5 классе лежат следующие технологии:

  • ориентированная на результат;

  • обучения в сотрудничестве;

  • проектного обучения.

Основная форма организации учебной деятельности – классно-урочная. При проведении уроков используются индивидуальная, групповая работа как под руководством учителя, так и самостоятельная.

Для отслеживания результатов обучения используются следующие виды контроля: текущий, рубежный, итоговый. Основные формы контроля – устный ответ учащегося, самостоятельная работа (письменный ответ на вопрос, тестирование), сочинение.

Программно – методическое обеспечение:

  1. Учебник «Литература. 5 класс»: Т.Ф. Курдюмова «Дрофа», Москва, 2010 г. Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации.

Для учителя:

  1. Сборник нормативных документов. Литература \ сост.Э.Д.Днепров, А.Г. Аркадьев.- М.: Дрофа, 2007.

  2. Примерные программы по литературе.

  3. «Универсальные поурочные разработки по литературе. 5 класс» Золотарева И.В, Егорова Н.В., Москва, 2005г.

  4. «Я иду на урок литературы. 5 класс» Красухин Г.Г., Москва, 2001.

Требования к уровню подготовки обучающихся

знать/ понимать:

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • изученные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • воспринимать и анализировать художественный текст;

  • выделять смысловые части художественного текста,

  • состав­лять тезисы и план прочитанного;

  • воспринимать и анализировать художественный текст;

  • выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

Календарно-тематическое планирование

программного материала по литературе

5 класс

Дата план

Дата факт

Тема урока

Тип урока, форма работы

Домашнее задание

I четверть

1

Введение. Литература – искусство слова.

Беседа, тестирование

Статья с.4-6, задания 1-4

2

Мифы и мифология.

Рассказ учителя.

Учебник с.10-13

3

Календарные мифы. Масленица.

Беседа, игра.

Вопросы с.13, рисунки

4

Мифы о сотворении мира.

Чтение и обсуждение. Беседа

Инд.задания: сообщения о подвигах Геракла

5

Внеклассное чтение.Знакомство с мифами о Геракле. Миф «Золотые яблоки Гесперид»

Беседа, работа со словарем. Викторина.

Сочинение или иллюстрация

6

Фольклор – устное народное творчество.

Слово учителя, чтение и обсуждение статьи учебника.

Задания с.21

7

Былины. Т.л. гипербола, постоянный эпитет.

Рассказ учителя, беседа.

Задания 1-3 с.24

8

Былина «Три поездки Ильи Муромца»

Беседа по вопросам и заданиям

Выразительное чтение былины

9

Былины и их герои в живописи и музыке.

Сообщения учащихся.

Сочинение по картине В.М.Васнецова «Богатыри»

10

Русские народные сказки.

Сообщение учителя, чтение и обсуждение статьи учебника.

Вопросы с.33 рисунок к любимой сказке

11

Волшебная сказка «царевна-лягушка»

Чтение и обсуждение

Пересказ эпизодов

12

Народные идеалы в сюжете и образах сказки «Царевна-лягушка»

Характеристика героев, беседа, обсуждение.

Сочинение о любимом герое сказки

13

Сказки народов мира. Арабские сказки.

Чтение и обсуждение. Беседа.

Прочитать «Волшебная лампа Алладина» или «Али-Баба и сорок разбойников»

14

Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки.

Слово учителя.

Задания 1,3 с.59

15

Загадки

Чтение и обсуждение

Задания 1,2 с.64

16

Анекдоты. Сказка-анекдот.

Чтение и обсуждение

Задания 1.2 с.69-70

17

Песни, частушки.

Слово учителя. Урок-концерт

Задания 1-3, с.75

18

Народная драма. Пьеса «Озорник Петрушка»

Комментированное чтение

Задания 1-5 с.81

19

Исполнение народной драмы «Озорник петрушка» в лицах.

Беседа, игра.

Вопросы с.81-82

20

Итоговый урок по теме «Фольклор»

Викторина, игра.

21

Русская классическая литература XIX века.

Слово учителя.

Учебник с.85-87

22

И.А.Крылов. Жанр басни в творчестве Крылова.

Слово учителя. Чтение и обсуждение статьи учебника

Вопросы 1-5 с.87-88

23

Басни И.А.Крылова «Свинья под дубом», «Осел и мужик».

Чтение и обсуждение

Басня наизусть

24

Жанр басни в мировой литературе.

Рассказ учителя. Чтение и обсуждение

Выразительное чтение понравившейся басни

25

Внеклассное чтение. Басни Эзопа, Лафонтена И.А.Крылова

Чтение и обсуждение. Викторина.

Иллюстрации к басне

26

А.С.Пушкин. Детство, юность, начало творческого пути. Поэма «Руслан и Людмила».

Слово учителя.

Чтение пролога наизусть

27

Поэма «Руслан и Людмила» Часть I.

Чтение и обсуждение.

II четверть

28

Поэма «Руслан и Людмила». Песнь II.

Чтение и обсуждение

Выразительное чтение отрывков поэмы

29

Поэма «Руслан и Людмила» Часть III.

Комментированное чтение

Вопросы 1-3 с.137

30

Поэма «Руслан и Людмила». Обобщение

Викторина. Беседа.

Статья учебника с.139-141

31

Повествование, описание, рассуждение.

Слово учителя, беседа.

Сочинение-описание по поэме

32

Родная природа и мир народной фантазии в лирике А.С.Пушкина

Слово учителя, чтение и обсуждение.

Стих наизусть.

33

Стихи и проза.

Слово учителя. Чтение и изучение.

Написать буриме

34

М.Ю.Лермонтов. Детство поэта. Начало творчества. «Парус»

Слово учителя. Комментированное чтение.

«Парус» наизусть.

35

М.Ю.Лермонтов. Стихотворения «Листок», «Из Гете»

Чтение и обсуждение

Вопросы 1-2 с.151

36

Н.В.Гоголь. Цикл повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки»

Чтение и изучение

Вопросы с.156-157

37

Сюжет и герои повести Н.В.Гоголя «Пропавшая грамота»

Чтение и обсуждение

Пересказ повести

38

Фантастическое и реальное в повести Н.В.Гоголя «Пропавшая грамота»

Беседа по вопросам

Задание 2 с.171

39

Детство И.С.Тургенева. Начало литературной деятельности. История создания рассказа «Муму»

Слово учителя. Чтение и изучение

Прочитать рассказ «Муму»

40

Герасим в доме барыни.

Беседа

Характеристика Татьяны, Гаврилы, Капитона

41

Герасим и Татьяна.

Характеристика героев. Беседа

Пересказ эпизодов

42

Герасим и Муму.

Чтение и обсуждение эпизодов

Вопросы с.197-198

43

Богатырский поступок

Чтение и обсуждение

Подготовиться к сочинению

44-45

Сочинение по рассказу И.С.Тургенева «Муму»

Развитие речи

46

Анализ сочинений

Развитие речи

Выразительное чтение стих-я о родине

47

Поэтический образ Родины в лирике русских поэтов XIX века.

Беседа. Чтение и изучение.

Задания с.202, 208, 211

48

Поэтический образ Родины в лирике русских поэтов XIX века.

Чтение и обсуждение

III четверть

49

Стихотворные размеры.

Чтение и изучение

Закончить стихотворение

50

М.Ю.Лермонтов. «Бородино». История создания, особенности повествования.

Слово учителя. Чтение и изучение

План эпизодов Бородинского сражения

51

Композиция и идейное содержание стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино»

Беседа по вопросам. Анализ сцен.

Отрывок наизусть

52

Л.Н.Толстой. «Петя Ростов». Отрывки из романа «Война и мир»

Чтение и изучение

Составить план эпизодов фрагмента

53

Л.Н.Толстой. «Петя Ростов». Анализ эпизодов

Беседа.

Вопросы 1, 2 с.241

54

М.А.Булгаков. «Петя Ростов» (отрывок). Сопоставление инсценировки и фрагмента романа

Сопоставительный анализ. Беседа

Задания 1-4 с.244

55

Итоговый урок по литературе XIX века.

Беседа. Викторина

Вопросы 1-2 с.245

56

Литература XX века. Связь веков в поэзии XX века

Слово учителя. Чтение и изучение

Стих-е наизусть по выбору

57

К.Г.Паустовский. «Рождение сказки»

Слово учителя. Чтение и изучение

Выразительное чтение фрагмента

58

Ханс Кристиан Андерсен. «Снежная королева». Сила добра и зла.

Чтение и изучение.

Пересказ 3 и 4 историй

59

Герда отправляется на поиски Кая.

Чтение и обсуждение

Чтение по ролям 5 истории, пересказ 6

60

Испытания продолжаются.

Чтение по ролям

Выраз. чтение 7 истории

61

Победа добра и любви.

Беседа

Подгот. 1 сказку

62

Внеклассное чтение. Викторина по сказкам Х.К.Андерсена.

Викторина

63

А.П.Платонов. «Волшебное кольцо». Традиционное и новое в сказке.

Слово учителя. Чтение и изучение

Вопрос 2 с.58 письменно

64

Джанни Родари «Сказки по телефону»

Чтение и обсуждение

Выразительное чтение

65

Джанни Родари. Особенности жанра «Сказок по телефону»

Беседа

Вопросы с.66

66

Внеклассное чтение. Джанни Родари «Сказки по телефону»

Чтение по ролям. Беседа

Вопросы

67

В.В.Набоков. «Аня в стране чудес»

Чтение и обсуждение

Пересказ эпизода

68

Игра словами в сказке «Аня в стране чудес»

Беседа

Задание 3 с.82

69

Джон Толкин «Хоббит, или Туда и обратно»

Чтение и обсуждение

Задание с.103-104

70

Особенности жанра повести Дж.Толкина «Хоббит, или Туда и обратно»

Чтение и обсуждение

Вопросы 2 и 3 с.104

71

Заключительный урок по теме «Литературные сказки XX века»

Литературная викторина

Сочинение

72

И.С.Шмелев. «Как я встречался с Чеховым. За карасями»

Чтение и обсуждение

Задания 1-3 с.113

73

Внеклассное чтение. Рассказ И.С.Шмелева «На святой».

Чтение и обсуждение

74

Е.И.Замятин «Огненное А»

Беседа по вопросам

Инд.задания

75

Очерк А.И.Куприна «Мой полет»

Чтение и обсуждение.

Стих-е наизусть

76

Поэтический образ Родины в стихотворениях русских поэтов XX века

Слово учителя

Выразительное чтение стихотворения

77

Поэтический образ Родины в стихотворениях русских поэтов XX века

Беседа по вопросам

Вопросы с.133

78

М.М.Пришвин. «Времена года»

Чтение и обсуждение

IV четверть

79

Мир наших братьев меньших. Стихотворения С.Есенина «Песнь о собаке» и В.В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»

Чтение и обсуждение

Задание 1 с.141

80

Героическое прошлое России. Стихи и песни о Великой Отечественной войне.

Чтение и обсуждение

Стих наизусть

81

Героическое прошлое России. Стихи и песни о Великой Отечественной войне.

Конкурс чтецов. Беседа

Выразительное чтение стихотворений

82

В.П.Астафьев. «Васюткино озеро». Сюжет и композиция рассказа.

Слово учителя. Чтение и обсуждение

План рассказа.

83

Герой рассказа В.П.Астафьева «Васюткино озеро»

Характеристика героя

Подгот. к сочинению

84

Сочинение по рассказу В.П.астафьева «Васюткино озеро»

Развитие речи

Инд.задание пересказ сказок Туве Янссон

85

Туве Янссон. «Последний в мире дракон»

Чтение и обсуждение

Задание с.186

86

Итоговый урок по темам «Современная литература», «Литература XX века».

Беседа по вопросам

Статья учебника с.186

87

Роман «Робинзон Крузо» и его автор.

Рассказ учителя

Задания с.200

88

Герой романа Д.Дефо «Робинзон Крузо»

Беседа по роману

Сочинение-рассуждение

89

Рудольф Эрих Распэ. «Приключения барона Мюнхаузена»

Чтение и обсуждение

Вопросы 1,2 с.203

90

Викторина по книге Р.Э.Распэ «Приключения барона Мюнхаузена»

Беседа по вопросам, викторина

Рассказ на выбор

91

Марк Твен «Приключения Тома Сойера»

Чтение и обсуждение

Вопросы с.214

92

Внеклассное чтение. Герой романа М.Твена «Приключения Тома Сойера »

Беседа по вопросам

Подготовиться к викторине

93

Викторина по роману М.Твена «Приключения Тома Сойера»

Игровой урок

Сказки А.Линдгрен

94

Астрид Линдгрен. «Приключения Калле Блюмквиста»

Слово учителя. Чтение и изучение

Прочитать повесть

95

Астрид Линдгрен. «Приключения Калле Блюмквиста»

Чтение и обсуждение. Викторина

Задание 6 с.224

96

Сюжет и композиция художественного произведения.

Урок-практикум.

Статья учебника с.226-240

97

Синбад-мореход в произведениях Н.С.Гумилева и Б.Лесьмяна.

Беседа по вопросам

Задания 1-3 с.241

98

Итоговый урок по теме «Путешествия и приключения»

Беседа по итоговым вопросам

Вопросы с. 242

99

Итоговый урок по курсу литературы в 5 классе.

Тестовое задание

100

М.И.Цветаева «Книги в красном переплете».

Чтение и обсуждение

Выразительное чтение

101

Что читать летом.

Слово учителя

102

Резервные уроки

Подведение итогов года.

экскурсии, просмотр и

обсуждение кинофильмов

103

104

105



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Свиридова Надежда Васильевна. Педстаж 16 лет, Первая квалификационная категория. 2011 пояснительная записка (2)

    Пояснительная записка
    Рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, одобренного совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23.
  2. Свиридова Надежда Васильевна. Педстаж 16 лет, Первая квалификационная категория. 2011 пояснительная записка (3)

    Пояснительная записка
    государственного стандарта общего образования (2004), примерной программы основногообщего образования по литературе и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В.
  3. Свиридова Надежда Васильевна. Педстаж 16 лет, Первая квалификационная категория. 2011 рабочая программа

    Рабочая программа
    Данная программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по иностранному языку, которая составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Другие похожие документы..