Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
10.40-12.10 Посадка в экскурсионный трамвай. Обзорная экскурсия по городу на волшебном ретро-трамвайчике. Игровые конкурсы с познавательными заданиям...полностью>>
'Методические разработки'
Презентация опыта работы учителей русского языка и литературы МОУ «Смоленская средняя общеобразовательная школа №1» в рамках районного конкурса «Что м...полностью>>
'Методические указания'
Методические указания по применению ГОСТа 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления» [Эл...полностью>>
'Документ'
Внешняя задолженность (внешние долги) - долговые обязательства стран-заемщиков перед внешними кредиторами и инвесторами, которые возникают при получе...полностью>>

Программа реализации первого этапа Стратегии социально-экономического развития Саратовской области

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ПРОЕКТ

ПРОГРАММА

реализации первого этапа Стратегии

социально-экономического развития Саратовской области
на 2011-2015 годы

Паспорт Программы

реализации первого этапа Стратегии социально-экономического развития Саратовской области
на 2011-2015 годы

Наименование Программы

Программа реализации первого этапа Стратегии социально-экономического развития Саратовской области на 2011-2015 годы далее Программа

Основание для разработки Программы

Окончание действия Комплексной программы антикризисных мер Саратовской области на 2009-2010 годы

Государственный заказчик Программы

Правительство области

Основные разработчики Программы

Министерство экономического развития и торговли области, органы исполнительной власти области

Цель Программы

Формирование условий динамичного экономического и социального развития Саратовской области, направленного на повышение качества жизни населения.

Срок реализации Программы

2011-2015 годы

Основные исполнители основных мероприятий

Органы исполнительной власти области, органы местного самоуправления (по согласованию)

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Ожидаемая продолжительность жизни составит 71 год;

средняя заработная плата вырастет
в 2 раза и составит 30000 рублей;

уровень регистрируемой безработицы составит 1,2 процента от численности экономически активного населения области;

валовой региональный продукт возрастет в 1,9 раза;

объем инвестиций увеличится
в 2 раза;

доходы консолидированного бюджета области вырастут в 1,9 раза и составят
125 млрд. рублей

Система организации контроля

за исполнением Программы

Общий контроль реализации Программы осуществляет Правительство области путем ежеквартальной оценки достижения индикаторов и результативности деятельности органов исполнительной власти области

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 5

1. Социально-экономическое положение 7

Саратовской области 7

1.1. Итоги социально-экономического развития Саратовской области 7

1.2. Характеристика основных проблем социально-экономического развития Саратовской области 21

2. Цели Программы 24

3. Модернизация реального сектора 25

3.1. Промышленный комплекс 25

3.2. Агропромышленный комплекс 30

3.3. Строительный комплекс 43

3.4. Жилищно-коммунальное хозяйство 45

3.5. Транспортный комплекс и дорожное хозяйство 46

3.6. Лесное хозяйство 48

3.7. Охотничье и рыбное хозяйство 49

3.8. Инвестиционная политика 50

3.9. Внешнеэкономическая деятельность и международное сотрудничество 53

3.10. Межрегиональные связи 54

3.11. Предпринимательство 55

3.12. Потребительский рынок 56

3.13. Охрана окружающей среды 58

4. Модернизация социальной сферы области 60

4.1. Рынок труда и социально-трудовые отношения 60

4.2. Социальная защита населения 61

4.3. Физкультура и спорт, туризм 70

4.4. Здравоохранение 72

4.5. Образование 73

4.6. Молодежная политика 76

4.7. Культура 78

5. Модернизация государственного управления 81

5.1. Информатизация области 81

5.2. Бюджет 82

5.3. Оптимизация исполнения государственных функций и противодействие коррупции 83

5.4. Развитие институтов гражданского общества. 85

6. Индикаторы исполнения Программы 87

7. Механизм реализации Программы 95

8. Организация управления программой и контроль ее реализации 99

Приложение к Программе 100

Проект Программы реализации первого этапа Стратегии социально-экономического развития Саратовской области на 2011-2015 годы размещен на сайте Правительства области для публичного ознакомления и обсуждения. 101

Министерство экономического развития и торговли Саратовской области (в качестве разработчика Программы) готово к принятию конструктивных замечаний и предложений, которые качественно укрепили бы данный документ. 101

Замечания и предложения относительно Программы направлять в министерство экономического развития и торговли области по электронному адресу kulikovva@ с пометкой «Программа 2011-2015» в поле тема. К вниманию будут приниматься только те электронные документы, в которых будут указаны фамилия, имя и отчество отправителя. 101

Введение

Программа реализации первого этапа Стратегии социально-экономического развития Саратовской области на 2011-2015 годы (далее – Программа) детализирует направления, механизмы и инструменты достижения стратегических целей области в период с 2011 по 2015 годы, конкретизирует меры по модернизации областной экономики и социальной сферы.

При разработке Программы учитывались приоритеты Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, основные положения Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегии социально-экономического развития Приволжского Федерального Округа, Схема территориального планирования Саратовской области, федеральные инициативы по модернизации сфер здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, государственного управления, стратегические цели развития и перспективные проекты государственных корпораций, крупнейших отечественных и зарубежных компаний, намерения отдельных хозяйствующих субъектов по реализации инвестиционных проектов на территории области.

Программа закладывает экономическую и социальную основу достижения стратегических задач области, призвана обеспечить реализацию инновационного сценария, выбранного в качестве целевого. Инновационный сценарий предполагает помимо максимального использования имеющегося ресурсного потенциала области прорыв в достижении качественно нового уровня конкурентоспособности экономики области на базе инноваций и развития новых бизнесов.

Успешное преодоление инерционного развития областной, равно как и отечественной хозяйственной системы, возможно только при условии немедленного и комплексного перехода к системной модернизации секторов реальной экономики и социальной сферы. Долгосрочный устойчивый экономический рост обеспечивается исключительно формированием привлекательной для инвестиций среды, созданием максимально благоприятных условий для развития бизнеса, активным вовлечением области в межрегиональные и международные экономические отношения.

Сформулированные в Стратегии и Программе приоритеты социального и экономического развития позволят оказать реализуемым и потенциальным инвестиционным проектам не только необходимую финансовую и нормативную поддержку, использовать возможности всего спектра существующих инвестиционных механизмов и технологий, но и обеспечить всестороннее организационное сопровождение и защиту интересов инвестора.

Структурная перестройка организационно-производственной инфраструктуры области учитывает тенденции и специфику развития Российской Федерации, современные тенденции глобализации мировой экономики и интеграции информационных, финансовых и организационных технологий.

Стратегические и программные задачи должны стать ориентиром для разработки и принятия соответствующих областных нормативных и правовых актов, дополняющих и конкретизирующих для условий области федеральное законодательство. Данное законодательное обеспечение будет носить долговременный характер, что позволит сформировать адекватную и самодостаточную правовую среду, отвечающую требованиям современных инвестиционных процессов.

Программа призвана:

обеспечить эффективное участие области в реализации политики Правительства Российской Федерации в сфере экономической и социальной модернизации;

координировать и согласовывать действия исполнительной и законодательной власти области, органов местного самоуправления, бизнеса и населения в процессе социально-экономического развития области;

оптимизировать использование средств областного и федерального бюджетов, территориальное размещение и развитие производительных сил области.

Информационное сопровождение процесса реализации Программы на основе использования современных информационных технологий отразится на формировании положительного имиджа как отдельных субъектов программных мероприятий, так и области в целом для привлечения стратегических партнеров и потенциальных инвесторов в экономику области.

Главным результатом исполнения Программы как первого этапа реализации Стратегии социально-экономического развития Саратовской области до 2025 года должно стать обеспечение сбалансированного развития экономики области, последовательное повышение качества жизни населения.

1. Социально-экономическое положение

Саратовской области

1.1. Итоги социально-экономического развития Саратовской области

На протяжении 2009 и 2010 годов деятельность Правительства Саратовской области была сосредоточена на выполнении Комплексной программы антикризисных мер Саратовской области на 2009-2010 годы.

На первом этапе выполнения Программы осуществлялась реализация системы первоочередных мер и мероприятий по противодействию последствиям мирового экономического кризиса, стабилизации социально-экономического положения области, обеспечение синхронизации антикризисных действий федерального и областного уровней власти.

На втором этапе осуществлялись меры по преодолению кризисных процессов в базовых секторах экономики области и обеспечению экономического роста. Итогом исполнения антикризисной программы стало достижение темпа роста экономики области в 2010 году 104 процента, что соответствует общероссийскому показателю.

Таблица 1

В 2010 году достигнуты следующие показатели

Показатели

2010 год

Валовой региональный продукт, млрд. рублей

367

в процентах к предыдущему году

104

Объём отгруженных товаров собственного производства,
млрд. рублей

251,9

Индекс промышленного производства,
в процентах к предыдущему году

108,9

Производство продукции сельского хозяйства, млрд. рублей

55,1

в процентах к предыдущему году

78,9

мяса, тыс. тонн

256,5

молока, тыс. тонн

998,8

Инвестиции в основной капитал, млрд. рублей

78,1

в процентах к предыдущему году

112,3

Объем работ по виду деятельности «Строительство»,
млрд. рублей

35,1

в процентах к предыдущему году

105,5

Ввод в действие жилых домов, тыс. кв. м

1144,3

в процентах к предыдущему году

101,3

Индекс потребительских цен, в процентах

108,5

Оборот розничной торговли, млрд. рублей

184.0

в процентах к предыдущему году

106,7

Среднемесячная заработная плата, рублей

14554

Уровень регистрируемой безработицы на конец года,
в процентах

1,3

Промышленное производство в докризисный период демонстрировало значительный рост, поэтому в пик кризиса снижение было наиболее заметно. В первую очередь пострадали крупные предприятия машиностроения, а также компании, ориентированные на потребности строительного сектора.

В течение всего 2009 года предпринимались шаги, предотвращающие угрозу стремительного разрастания кризиса в области. Оперативные меры были направлены на снижение влияния кризисных явлений в наиболее важных и уязвимых секторах экономики.

Основным инструментом стало стимулирование внутреннего спроса и государственная поддержка предприятий промышленности и, прежде всего, оборонно-промышленного комплекса, как самого ее высокотехнологичного сегмента. В результате в 2009 году рост гособоронзаказа для пред­приятий оборонно-промышленного комплекса составил 15 процентов при росте по Рос­сийской Федерации на 4 процента. Уже с октября 2009 года шло формирование Гособоронзаказа-2010. В 2010 году сформированный в области ГОЗ превысил ГОЗ-2009 уже на 23,6 процента (темп роста – почти втрое выше, чем по России).

В течение 2009-2010 годов была активизирована работа с предприятиями по участию в федеральных целевых и адресной инвестиционной программе. За счет федеральных средств оказана финансовая поддержка на реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение для предприятий: ФГУП Научно-производственное предприятие «Алмаз», ФГУП «Базальт», ФГУП «Саратовский агрегатный завод», ФГУП «Вольский металлический завод», Производственное объединение «Корпус».

В рамках поддержки системообразующего бизнеса прекращена процедура банкротства и выделены субсидии ФГУП «Петровский электромеханический завод «Молот», выделены субсидии на финансовое оздоровление, погашение части процентной ставки кредитных средств и техническое перевооружение ФГУП «Саратовский завод приборных устройств», ФГУП «Вольский механический завод» и ОАО «Саратовский радиоприборный завод».

В целях оказания содействия по загрузке предприятий и предупреждения массовых увольнений удалось увеличить загрузку
ОАО «Завод автономных источников тока», ЗАО «Энгельсский трубный завод», ОАО «Трансмаш». На ОАО «Балаковский завод запасных деталей» привлечён эффективный собственник и инвестор, на площадке завода организовано новое предприятие ЗАО «Вагоностроительный завод».
На промышленной площадке бывшего завода ЗАО «ВольскМетМаш» возобновило производство ООО «Металлист», которое связано с изготовлением оборудования для цементной промышленности.
На производственных мощностях ОАО «Прицеп», находящемся с 2003 года в процедуре банкротства, приступило к производственной деятельности
ООО «Балашовский инструментальный завод», основная деятельность которого связана с выпуском автоприцепов. Восстановлено производство полиамидных тканей на ОАО «Балашовский текстиль», на промышленной площадке которого организовано новое предприятие ООО «Балтекс».

Эффективной антикризисной мерой стал перевод предприятий из других регионов на производственные площади предприятий Саратовской области.

Проведена работа по размещению на ОАО «Саратовский подшипниковый завод» части литейного, кузнечно-прессового производств из других регионов (г.Самара, г.Москва).

На ОАО Научно-производственное предприятие «Контакт» переведено производство специзделий с предприятия ОАО «Светлана» (г.Санкт-Петербург) и АО «Электроника» (г.Львов).

На площадку ООО «Энгельсское приборостроительное объединение «Сигнал» переведено изготовление продукции с предприятия «Монометр (г.Москва).

Московская компания «Инкотекс» осуществляет производство электронных счетчиков, контрольно-кассовых аппаратов на марксовском предприятии «Моссар», предприятием также реализуется  инвестиционный проект по  производству   светодиодных светильников по инновационным технологиям  совместно с ГК «РОСНАНО».

В программу поддержки предприятий автопрома вошли предприятия ЗАО «Тролза», ОАО «Элеватормельмаш».

Значительную инвестиционную активность продемонстрировали
ООО «Балаковские минеральные удобрения», ООО «Диалл Альянс»,
ООО «Газпром трансгаз Саратов», ОАО «Саратовский нефтеперерабатывающий завод», ЗАО «Северсталь-Сортовой завод Балаково» по строительству малого металлургического комплекса и другие.

Своевременные меры, направленные на модернизацию экономики, позволили в 2009 году удержать промышленность области на уровне
96,3 процента от 2008 года (по России в целом индекс промышленного производства составил 90,7 процента).

По итогам 2010 года индекс промышленного производства по области составил 108,9 процента (по России в целом – 108,2 процента). Основной рост областной промышленности получен за счет обрабатывающих производств, индекс промышленного производства по данному виду экономической деятельности составил 113 процентов. Это наиболее высокотехнологичные, наукоемкие производства с высокой добавленной стоимостью, являющиеся базой для дальнейшего развития.

В 2010 году приоритетом деятельности промышленного комплекса области стала реализация определенного Президентом Российской Федерации курса на модернизацию производства, переход от «нефте-газо-сырьевого» роста экономики на инновационные рельсы. В области принята областная инновационная научно-техническая программа «Развитие высоких технологий в Саратовской области на 2010-2014 годы», которая предполагает создание кластеров в сфере нанотехнологий, лазерных технологий, биотехнологий и IT на имеющихся в области производственных площадках.

Областные инновационные кластеры предполагают осуществление всего инновационного цикла: от идеи до выпуска конкурентоспособной продукции. Заключительный этап реализации программы предусматривает создание парка высоких технологий, который позволит обеспечить территориальную концентрацию финансовых и интеллектуальных ресурсов для развития высокотехнологичных отраслей экономики.

Объем научно-исследовательских работ в Саратовской области в 2010 году составил 3,1 млрд. рублей. Львиная доля объемов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ приходится на четыре высших учебных заведения, организации Саратовского научного центра, отраслевые научно-исследовательские институты и малые инновационные предприятия, среди промышленных предприятий – ФГУП
Научно-производственное предприятие «Алмаз», ОАО «Центральный научно-исследовательский институт измерительной аппаратуры (ЦНИИИА)», ОАО «Конструкторское бюро промышленной автоматики», ОАО «Саратовский нефтеперерабатывающий завод», Производственное объединение «Корпус», ООО «Балаковские минеральные удобрения» и др.

По итогам 2010 года объем отгруженной инновационной продукции предприятиями и организациями области составил 14 млрд. рублей. При этом удельный вес инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции инновационно-активными предприятиями составил
17,9 процентов. Затраты на технологические инновации в 2010 году составили 3,8 млрд. рублей. Наибольшие затраты на технологические инновации связаны с исследованиями и разработкой новых видов продукции, а также приобретением машин и оборудования, связанных с технологическими инновациями. В Саратовской области разработками в области нанотехнологий занимаются такие предприятия, как Саратовский государственный университет имени Н.Г.Чернышевского, Саратовский государственный технический университет, Саратовский государственный медицинский университет имени В.И.Разумовского, Саратовский научный центр Российской академии наук, Российский научно-исследовательский противочумный институт «Микроб», ООО «Нанокомпозит», ООО Научно-производственное предприятие «Наноструктурная технология стекла», ООО «Центр Инновационных Технологий – ЭС», ФГУП Научно-производственное предприятие «Волга», ООО Научно-производственное предприятие «Лисскон», ООО «Технология и Оборудование для Стеклянных Структур», ООО «Аргон», ЗАО «Петровский завод автозапчастей АМО ЗИЛ».

Саратовская область имеет значительный агропромышленный потенциал и, несмотря на сложные экономические и аномальные агрометеорологические условия, она сохранила ведущие позиции в производстве сельскохозяйственной и продовольственной продукции не только в Приволжском федеральном округе, но и в России. Область входит в десятку лидеров среди регионов России по производству основных видов сельскохозяйственной продукции: зерна, молока, мяса и уверенно удерживает третье место среди регионов Приволжского федерального округа. Объём сельскохозяйственной продукции, производимой на территории области, позволяет фактически полностью обеспечить внутренние потребности.

Развитие агропродовольственного комплекса Саратовской области в 2009 и 2010 годах осуществлялось в соответствии с ориентирами областной целевой программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Саратовской области на 2008-2012 годы». В рамках государственной поддержки на финансирование сельского хозяйства области в 2009 году было привлечено около 1,8 млрд. рублей федеральных ресурсов, что в 1,4 раза больше, чем в 2008 году.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Стратегия социально-экономического развития Саратовской области до 2025 года

    Реферат
    3.2.3. Обеспечение высоких и устойчивых темпов развития индустриального и агропромышленного комплексов области на основе их масштабной модернизации. 120
  2. Проект стратегия социально-экономического развития Саратовской области до 2025 года

    Документ
    3.2.3. Обеспечение высоких и устойчивых темпов развития индустриального и агропромышленного комплексов области на основе их масштабной модернизации. 117
  3. Правительство самарской области постановление от 9 октября 2006 г. N 129 о стратегии социально-экономического развития самарской области на период до 2020 года (1)

    Документ
    В целях формирования условий, обеспечивающих динамичное и устойчивое развитие экономики и социальной сферы в Самарской области, Правительство Самарской области постановляет:
  4. Правительство самарской области постановление от 9 октября 2006 г. N 129 о стратегии социально-экономического развития самарской области на период до 2020 года (2)

    Документ
    В целях формирования условий, обеспечивающих динамичное и устойчивое развитие экономики и социальной сферы в Самарской области, Правительство Самарской области постановляет:
  5. Об итогах социально-экономического развития саратовской области в 2007 году

    Документ
    В 2007 году в Саратовской области экономический рост обеспечивался ускоренным ростом промышленного производства, обрабатывающих производств, сельского хозяйства.

Другие похожие документы..