Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Сказка'
Только барин наш был атеистом, Не боялся он сильного свиста, Не верил он в эти приметы, Надеясь сохранить свои монеты....полностью>>
'Программа'
Наша школа функционирует как государственное образовательное учреждение с 1975 года. Она расположена на окраине села Надёжино, которое находится в 20...полностью>>
'Документ'
26-28 апреля 2011 года в Томске состоится Всероссийская междисциплинарная конференция с международным участием “Стресс, депрессивные расстройства и с...полностью>>
'Сказка'
Сказки – это средство воспитания ребёнка, это богатейшие сокровища! Они несут в себе две основные функции: передачу образцов культуры поведения и отв...полностью>>

Отчет по результатам самообследования Отделение деловой и политической журналистики

Главная > Публичный отчет
Сохрани ссылку в одной из сетей:

В качестве продолжения обучения выпускники магистратуры могут выбрать любую из программ аспирантуры, реализуемых в ГУ-ВШЭ. Наиболее близко к изучаемой специальности расположены: 22.00.01 «Теория, методология и история социологии», 22.00.04 «Социальная структура, социальные институты и процессы», 22.00.08 «Социология управления», 23.00.01 «Теория политики, история и методология политической науки», 23.00.02 «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством (теория управления экономическими системами; макроэкономика; экономика труда; экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами – промышленность; сфера услуг)»

Таким образом, устойчивая численность студентов, обучающихся по направлению 030600 «Журналистика» (подготовка бакалавров и магистров), возрастающий конкурс при поступлении и стабильный набор студентов свидетельствуют о привлекательности образовательной программы для абитуриентов, востребованности ее на рынке труда и перспективности развития данного направления, в т.ч. и посредством открытия новых магистерских программ в рамках направления обучения. Кроме того, необходимо рассмотреть систему продолжения обучения и оценить возможности и перспективы открытия аспирантуры по специальности 10.01.10 – «Журналистика».

4. Содержание подготовки специалистов

4.1. Соответствие профессиональной образовательной программы (ПрОП) подготовки магистра по направлению 030600.68 «Журналистика» и учебно-методической документации требованиям ГОС.

Подготовка магистра на Отделении деловой и политической журналистики факультета прикладной политологии ГУ-ВШЭ ведется в соответствии с профессиональной образовательной программой по направлению 030600.68 «Журналистика», разработанной на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ГОС ВПО), утвержденного Министерством образования Российской Федерации 10 марта 2000 г.

Учебный процесс строится на основании базового учебного плана, включающего график учебного процесса, сводные данные по бюджету времени и план учебного процесса. На теоретическое обучение и НИР отводится 53 недели, на прохождение практик – 11 недель, на подготовку выпускной квалификационной работы и итоговую государственную аттестацию – 18 недель, на каникулы и отпуск после окончания ВУЗа – 22 недели.

Срок освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра журналистики при очной форме обучения составляет 104 недели и соответствует ГОС ВПО.

Учебно-методическая и учебная документация предусматривает обучение магистра в течение двух лет обучения, при этом общий срок освоения (с учетом бакалавриата) составляет 6 лет, что полностью соответствует требованиям ГОС ВПО. В целом наблюдается незначительное превышение общего объема нагрузки над показателями стандарта (на 162 часа), однако в целом ключевые нормативы соблюдены. Учебный процесс организован таким образом, что его общая длина составляет 82 недели (при минимальной норме 74 недели): недельная нагрузка студентов, таким образом, составляет 54 часа (что соответствует нормативу по максимальной нагрузке студентов).

Превышение нормативов по часам в основном наблюдается в рамках блоков дисциплин специализации за счет существенного расширения компонента научно-исследовательской работы (на 216 часов). Дисциплина вузовского компонента «Особенности функционирования российского медиарынка» включена в блок дисциплин, устанавливаемых факультетом, за счет чего обеспечивается точное соответствие количества дисциплин направления в базовом учебном плане и в стандарте. Некоторые дисциплины («Актуальные проблемы современности и журналистики» и «Актуальные проблемы современной науки и журналистика») сокращены в часах, вместе с тем увеличены часы на освоение других дисциплин федерального компонента («Методология и методы исследований в области журналистики», «Риторика» и т.д.), так что в целом баланс между компонентами подготовки соблюден.

Увеличение количества часов на научно-исследовательскую деятельность, появление такого специфического вида обучения как «Научно-исследовательский семинар», сочетающий в себе дисциплину федерального компонента «Журналистское мастерство» и научно-исследовательский (научно-исследовательская работа в семестре) говорят о большей ориентации представленной на экспертизу программы на исследовательскую деятельность, что в целом соответствует профилю программы и ее ориентации на такую теоретически более сложную и требующую научного подхода тему, как менеджмент СМИ. Стоит отметить, что состав компонента «Дисциплины специализации» ориентирован на практическую работу студентов и овладение прикладными навыками в сфере управления СМИ.

За два года обучения студенты проходят два вида практики – научно-исследовательская и профессиональная практика (8 недель на 1 курсе) и преддипломная (3 недели на 2 курсе), что соответствует ГОС ВПО.

Научно-исследовательская практика в основном ориентирована на практическое закрепление аналитических навыков, полученных студентами в ходе подготовки. Поэтому, приоритет отдается именно научно-исследовательской и преддипломной практике, а не журналистской (при возможности ее организации).

При реализации магистерской программы большое внимание, очевидно, уделено возможностям выбора студентом различных вариантов образовательного процесса. Суммирование всех дисциплин по выбору (включая вузовский компонент), а также наличие выбора одного из трех научно-исследовательских семинаров (анализ материалов СМИ, управленческий анализ медиапредприятий и анализ медиарынков), включение адаптационных дисциплин, реализуемых также по желанию студента, свидетельствует о высокой доле дисциплин по выбору в образовательном процессе (порядка 35%-40% без учета выбора практики, направления магистерской диссертации и т.д.).

Включение в состав дисциплин по выбору в основном практических дисциплин, предоставляющих практические навыки в области менеджмента СМИ, расширяют менеджериальную компоненту в обучении, что оправдано логикой образовательного процесса и специализацией магистерской программы (менеджмент в СМИ). Состав блоков специализации (дисциплины в области медиаменеджмента и медиамаркетинга) также оправданы специализацией магистерской программы. При этом каждая из указанных дисциплин специализации делится на фундаментальные и значимые тематические элементы:

  • «Менеджмент в СМИ» на компоненты: «Бизнес-планирование в средствах массовой информации», «Финансовый менеджмент СМИ и инвестиционная привлекательность», «Стратегический медиаменеджмент», «Управление персоналом в средствах массовой информации»;

  • «Маркетинг в СМИ»» на компоненты: «Стратегический маркетинг СМИ», «Дистрибуция медиапродукта» и «Продвижение медиапродукта».

Согласно РУП, с учетом научно-исследовательских семинаров (которые делят часы между научно-исследовательским компонентом и специальными дисциплинами) 522 часа приходится на семинары и практические занятия, а 534 на лекции (это 49% от всех часов на аудиторную нагрузку). Это говорит об ориентации программы на практическую подготовку и индивидуальную работу со студентами в рамках инновационных форм образования: проектная работа, групповая работа, метод кейсов и т.д. Более 60% образовательной нагрузки (без учета практики и подготовки итоговых работ) приходится на самостоятельную подготовку студентов, что говорит также об аналитической ориентации магистерского обучения и новых методиках вовлечения студентов в работу (групповые проекты, выполняемые на дому и т.д.). Такой баланс между самостоятельной подготовкой и аудиторной нагрузкой вполне соответствует зарубежным стандартам магистратуры в рамках Болонского процесса.

Основная логика форм итогового и рубежного контроля сводится к тому, что по наиболее значимым дисциплинам (как правило, связанным со специализацией магистерской программы) устанавливаются экзамены, а по менее значимым – зачеты.

Учебные программы основных дисциплин доступны на сайте ГУ-ВШЭ. Они разработаны на основе ключевых требований Федерального стандарта. Каждый год программы дорабатываются, адаптируются к текущему учебному процессу и контингенту учащихся. В частности, после первого года реализации программы полностью разработаны аннотированные программы по адаптационным дисциплинам («СМИ как отрасль современной экономики» и «Эволюция жанров современных СМИ»), подвергнуты изменениям программы по дисциплинам «Менеджмент в СМИ», «Маркетинг в СМИ», дополнена и расширена программа «Современные теории массовых коммуникаций» и т.д. Программы проходят двойное утверждение и экспертизу: кафедральную, а затем обсуждаются и при необходимости дорабатываются в рамках секции УМС «Журналистика». Базовые компетенции, лежащие в основе образовательной программы подготовки магистра, постоянно обсуждаются и корректируются в ходе регулярных совещаний заведующих кафедрами.

Структура программ учебных дисциплин отвечает требованиям Министерства образования и науки Российской Федерации и содержит в себе цели и задачи изучения дисциплин, тематический план по видам занятий и объему часов, содержание программы, соответствующее обязательному минимуму содержания учебной дисциплины ГОС, базовый учебник, списки основной и дополнительной литературы, методические указания для студентов и преподавателей.

В структуре учебного плана реализован системный подход к подготовке магистра по направлению 030600.68 «Журналистика»:

  • последовательность преподаваемых дисциплин выстроена логически с соблюдением межпредметных связей;

  • перечень дисциплин федерального компонента в целом соответствует требованиям ГОС ВПО;

  • состав и структура дисциплин по выбору, установленных вузом, в учебном плане оптимальны с точки зрения функциональных задач профессиональной деятельности выпускников;

  • соотношение лекционных, семинарских и практических занятий, а также часов самостоятельной и аудиторной работы соответствует ГОС ВПО;

  • по всем дисциплинам предусмотрены итоговые контрольные мероприятия, при этом рационально распределены формы текущих и промежуточных форм контрольных мероприятий;

  • по всем блокам и дисциплинам базового и рабочих учебных планов предусмотрены обязательные аудиторные занятия (лекционные, семинарские и практические), факультативные занятия, а также самостоятельная работа студентов.

Соотношение учебного плана и профессиональной образовательной программы по направлению 030600.68 «Журналистика» и требований государственного образовательного стандарта представлено в Приложении 5, форма 5.1.

В базовом учебном плане и в рабочих учебных планах общий объем часов, отводимый на теоретическое обучение, составляет 4428часов. Отклонение от ГОС ВПО составляет +162 часа, что составляет приблизительно 3,8% и соответствует ГОС ВПО. Увеличение объема часов на указанные выше дисциплины соответствует общей стратегии развития научных направлений ГУ-ВШЭ.

За время обучения студенты выполняют одну курсовую работу (на 1 курсе в рамках выбранного научно-исследовательского семинара) и выпускную квалификационную работу (магистерскую диссертацию) на 2 курсе.

Итоговая государственная аттестация предусматривает два аттестационных испытания – итоговый междисциплинарный экзамен и защиту выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации).

Учебно-методические рекомендации и программа государственной аттестации полностью соответствуют требованиям к подготовке магистра по направлению «журналистская деятельность, связанная с выполнением профессиональных задач повышенной сложности, и исследования в данной сфере деятельности». Данная формулировка государственного стандарта предполагает, что магистр, прошедший подготовку по данной программе, «должен иметь систему теоретических знаний в определенной сфере редакционной деятельности (специфика, функции, содержание, виды, этапы профессиональной деятельности, ее психологические особенности, модели профессионального поведения); владеть информацией о научных разработках в данной сфере, накопленном профессиональном опыте, профессиональной технологией, методами; быть способным квалифицированно выполнять в соответствии с полученной специализацией и конкретной программой подготовки определенный вид редакционной деятельности (ведущий теле-, радиопередачи, ответственный секретарь, дизайнер, редакционный социолог, менеджер, маркетолог, продюсер, редактор отдельных видов литературы, специалист по рекламе в СМИ и паблик рилейшнз)».

Исходя из этого, программа итоговой аттестации по магистерской программе включает проверку знаний по «научной методологии и теории массовой коммуникации» и «менеджменту СМИ» (что соответствует специализации магистерской программы).

На подготовку выпускной квалификационной работы и итоговую государственную аттестацию, как в базовом учебном плане, так и в рабочем учебном плане 2 курса отведено 18 недель, что полностью соответствует ГОС ВПО.

Продолжительность каникул при модульной организации учебного процесса в учебном году составляет по курсам: 1-й курс – 11 недель, 2-й курс – 11 недель, что превышает объем каникулярного времени в учебном году по ГОС ВПО, который составляет от 6-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период на 1 неделю ежегодно.

Максимальный объем учебной нагрузки студента, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы, на каждом курсе составляет 54 часа в неделю, что соответствует требованиям ГОС ВПО.

Максимальный объем аудиторных занятий со студентами в неделю составляет, в том числе по курсам: 1-й курс – 16 часов в неделю, 2-й курс – 16 часов в неделю. В указанный объем не входят учебные занятия по блоку адаптационных дисциплин.

Количество аудиторных занятий в день составляет в среднем не более 4 часов в день, в том числе по курсам: 1-й курс – в среднем 4 часа в день, 2-й курс – в среднем 4 часа в день.

Объем аудиторных занятий студента за период теоретического обучения не превышает установленного в ГОС ВПО норматива- 20 часов в неделю.

Таким образом, из имеющейся на Отделении деловой и политической журналистики факультета прикладной политологии учебно-методической документации следует, что действующий базовый и рабочие учебные планы и учебные программы в целом соответствуют требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

4.2. Достаточность и современность источников учебной информации

4.2.1. Основная учебно-методическая литература

Учебный процесс в полной мере обеспечен необходимыми источниками информации. Студенты пользуются фондами библиотеки ГУ-ВШЭ, включая учебный и научный абонемент, читальные залы во всех учебных корпусах университета.

В библиотечном фонде содержится литература, рекомендованная в программах дисциплин в качестве обязательной (базовые учебники и основная литература), в количестве экземпляров, соответствующем требованиям. Список указанной литературы вынесен в Приложение, форма 5.4.

В целом набор представленной в программах учебных дисциплин литературы представляется вполне современным. В частности, такие пособия, вышедшие в последнее время, как «Медиаэкономика зарубежных стран», «Экономика отечественных СМИ», «Энциклопедия мировой индустрии СМИ», «Система СМИ России», «История печати» достаточно разносторонне раскрывают специфику медиаотрасли как отрасли экономики.

Вместе с тем необходимо констатировать и обеспеченность учебного процесса более свежими книгами, вышедшими из печати: «Основы медиабизнеса», «СМИ в меняющейся России». Кроме того, ориентация обучения на практическую деятельность и научно-исследовательскую деятельность делает необходимым более тесную интеграцию в образовательный процесс зарубежных источников. В этом смысле ГУ-ВШЭ относительно хорошо ориентирована на доступ к зарубежным фондам. В частности, имеется подписка на несколько электронных баз данных, включающих публикации по разным отраслям науки, в том числе по массовым коммуникациям. Однако барьером для студентов здесь может быть язык. В связи с этим рекомендуется преподавателям использовать указанные базы данных для создания «ридеров» и препринтов.

4.2.2. Дополнительная учебно-методическая литература

Рекомендуемая в качестве дополнительной учебно-методическая литература также имеется в библиотечном фонде в количестве экземпляров, соответствующем требованиями (от 10% до 50%) указана в Приложении 5, форма 5.5. Если говорить о непериодических изданиях (книгах), то в целом представленный список достаточно новый. Лишь 16% изданий изданы более 10 лет назад. Список периодических научных изданий вполне полный и не менее чем на 30% состоит из изданий, входящих в список ВАК Министерства образования и науки РФ («Меди@льманах», «Вопросы философии», «Вестник МГУ»). Необходимо, однако, отметить, необходимость расширения списка зарубежной научной периодики (среди изданий – только одно CEJC на иностранном языке), что, впрочем, легко может компенсироваться за счет предоставления студентам доступа к электронным базам данных зарубежной научной периодики Scopus, Science Direct, Jstor и т.д., на которые имеется подписка в электронном виде.

4.2.3. Программно-информационное обеспечение учебного процесса

Помимо основной и дополнительной литературы студенты в полной мере обеспечены учебно-методическими материалами по изучаемым дисциплинам. Студенты и преподаватели могут пользоваться также университетской медиатекой, обеспечивающей доступ к электронным ресурсам в режиме on-line. В библиотеке университета организован электронный каталог, что упрощает студентам как поиск необходимой литературы, так и осуществлять проверку ее наличия.

Для доступа студентов к компьютерным ресурсам имеется компьютерный класс в самом помещении, где организован учебный процесс, имеются розетки для подключения портативных компьютеров. Кроме того, большие компьютерные классы расположены в соседнем здании ГУ-ВШЭ на Покровском бульваре, д.11. В компьютерных классах, где проводятся занятия, установлены необходимые рабочие пакеты:

  • SPSS

  • Microsoft Excel

  • Microsoft Project

Для самостоятельной работы студентам предоставляются компьютерные классы, размещенные в учебных корпусах ГУ-ВШЭ. В учебном процессе используются:

  • операционные системы: Windows 2000/XP/;

  • стандартные пакеты прикладных программ офисного назначения (Microsoft Office 2000/XP и пр.), в том числе:

    • информационные системы подготовки текстов (Microsoft Word);

    • системы электронных таблиц (Microsoft Excel);

    • системы управления базами данных (Microsoft Access, Dbase);

    • системы подготовки презентаций (Microsoft PowerPoint);

  • комплект Adobe Creative Suite 3 Master Collection, в который входят:

    • InDesign CS3; Photoshop CS3 Extended; Illustrator CS3; Acrobat 8 Professional; Flash CS3 Professional; Dreamweaver CS3; Fireworks CS3 Contribute CS3; After Effects CS3 Professional; Adobe Premiere Pro CS3; Soundbooth CS3 Encore ;

  • поисковые информационные системы Yandex, AltaVista, Fast, Google, Yahoo!, Rambler, Апорт! и пр.;

  • вышеуказанные электронные библиотечные ресурсы ГУ-ВШЭ;

  • современные специализированные программные средства, используемые для решения практических задач по общепрофессиональным и специальным дисциплинам направления 030600.68 «Журналистика», реализуемые в учебных теле- и радиостудиях, а также в компьютерном классе:

    • Awid Liqid v 7.2, Si Soffware Sandra, Xn View, Winzip, Quick Time;

    • Diquton Synadyn, Broadcast, Fast Stone, Radio, Sound Forge

Изучение специализированного программного обеспечения по организации работы СМИ (Palomars для расчета рейтингов, пакеты управления работой редакции) проводится на базе организаций-партнеров в форме выездных семинаров и мастер-классов в МТРК «Мир», ГК TNS Россия, ГФК-Русь и др.

Программно-информационное обеспечение, обеспечение учебной литературой по всем блокам дисциплин учебного плана в полной мере соответствует ГОС ВПО.

4.2.4. Собственные учебно-методические материалы

За отчетный период профессорско-преподавательским составом кафедр Отделения деловой и политической журналистики факультета прикладной политологии были разработаны программы дисциплин для каждой дисциплины, входящей в состав учебного плана, преподавателями разработана программа, одобренная на заседании кафедры, рекомендованная секцией Учебно-методического Совета ГУ-ВШЭ «Журналистика» и утвержденная Ученым Советом факультета прикладной политологии.

В программно-информационное обеспечение учебного процесса входят и собственные учебно-методические материалы, разработанные преподавателями Отделения деловой и политической журналистики факультета прикладной политологии за последние 5 лет.

Отделение деловой и политической журналистики не имеет своей публикационной программы, поэтому выпуск учебников, в особенности учебников с грифом Министерства образования и науки Российской Федерации чрезвычайно ограничен. Данную деятельность необходимо расширять, что требует с одной стороны поощрения и разгрузки ППС, занятого методической и научной работой, а с другой стороны – адекватного финансирования.

Всего за это время реализации магистерской программы издано профессорско-преподавательским составом выпускающих кафедр Отделения деловой и политической журналистики, принимающих непосредственное участие в учебном процессе: учебных изданий – 13, в том числе, учебников – 3, учебных пособий – 4, монографий - 6 общим объемом более 32,6 печатных листа (см. Приложение, формы 5.6 и 5.7), а также разработаны:

  • программа итогового междисциплинарного экзамена по специальности 030201.65 «Политология» специализация «Политический анализ и СМИ» (специалист);

  • программа итогового междисциплинарного экзамена по направлению 030600.62 «Журналистика» (бакалавриат);

  • программа итогового междисциплинарного экзамена по направлению 030600.68 «Журналистика» (магистратура);

  • программы учебно-производственной, производственных практик по направлению 030600.62 «Журналистика» (бакалавриат);

  • программы научно-исследовательской и преддипломной практик по направлению 030600.68 «Журналистика» (магистратура);

  • программа вступительного экзамена по направлению 030600.68 «Журналистика» (магистратура);

  • методические указания по выполнению курсовых работ;

  • учебно-методические комплексы по отдельным дисциплинам (рабочие программы, методические указания по самостоятельной работе, практикумы, деловые игры, практические занятия с использованием оборудования учебной теле- и радиостудий и оборудования компьютерных классов, тесты и контрольные вопросы, тексты лекций, мультимедийные презентации лекций и др).

Методическая работа в целом в Отделении деловой и политической журналистики налажена. В рамках кафедр идет постоянная работа по разработке программ учебных дисциплин и учебно-методических комплексов. Разработаны требования к проведению практик студентов (в том числе научно-исследовательских), программы государственных экзаменов.

4.3. Организация учебного процесса



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Отчет по результатам самообследования государственного образовательного учреждения

    Публичный отчет
    Самообследование института проводилось в соответствии с приказом Ректора института № 307 от 03 февраля 2010 года, Планом мероприятий по подготовке Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования
  2. Отчет о результатах самообследования специальности 030903. 65 (1)

    Публичный отчет
    Приложение 2. Соответствие основной образовательной программы подготовки дипломированного специалиста требованиям ГОС ВПО по специальности 030903.65 «Книгораспространение»
  3. Отчет о результатах самообследования филиала государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

    Публичный отчет
    4.2.1. Анализ обеспеченности дисциплин, предусмотренных учебным планом специальности (направления), учебно-методической обязательной (основной) и дополнительной литературой.
  4. Отчет о результатах самообследования деятельности университета

    Публичный отчет
    Вологодскому государственному педагогическому университету в 2008 году исполнилось 90 лет. Первое высшее педагогическое учебное заведение в Вологодской области было создано в 1918 году на базе Учительского института.
  5. Отчет о результатах самообследования деятельности Курского государственного университета

    Публичный отчет
    1 сентября 1934 г. в городе Курске был открыт Педагогический институт (Постановление Совета Народных Комиссаров РСФСР от 22 июля 1934 г. № 661), затем он был переименован в Курский государственный педагогический университет (Приказ

Другие похожие документы..