Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Т.Г. Сабірзянов, В.М. Кропівний. Теплотехніка ливарних процесів. Гриф «Навчальний посібник» надано у відповідності з листом Міністерством освіти і на...полностью>>
'Классный час'
В жизни есть события, рассказ о которых длится века. Каждое новое поколение должно слышать и знать о них. Благодаря этим знаниям люди становятся силь...полностью>>
'Документ'
Датой основания школы принято считать 1922 год. Школа располагается в здании «Дома трудолюбия», постройки 1905 года, по адресу: ул.Толмачева,18. В 70...полностью>>
'Документ'
В русском языке слово «герой» употребляется в разных значениях. В драматургии и литературе героем называют действующее лицо, активного персонажа прои...полностью>>

Концепция развития российского нового университета на 2005-2010 годы

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОГО НОВОГО УНИВЕРСИТЕТА
НА 2005-2010 ГОДЫ

Содержание
  • введение

  • предпосылки для разработки стратегии развития университета

  • цели и задачи развития университета по основным направлениям деятельности

  • приоритетные комплексные аспекты деятельности университета

Введение

Концепция развития Российского нового университета (Рос НОУ) на период 2005-2010 г.г. (далее Концепция) – основополагающий документ, определяющий стратегию развития вуза по переходу на качественно новый этап, к университету инновационного типа, максимально соответствующего его названию «новый». Концепция предусматривает развитие и совершенствование приоритетных направлений в образовательной, научной, административно-хозяйственной, финансово-экономической и управленческой деятельности, в решении проблемных ситуаций, реализации инноваций по отдельным видам деятельности вуза.

Концепция утверждена Ученым Советом университета «___» ______________2005 г.

Концепция разработана на основе следующих документов об образовании:

  • О высшем и послевузовском профессиональном образовании. Федеральный закон от 22.08.96 г. № 125-ФЗ

  • Об образовании. Федеральный закон от 13.01. 1996 г. № 12-ФЗ

  • Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации. Постановление правительства Российской Федерации от 5.04.2001 г. № 264.

  • Национальная доктрина образования Российской Федерации

  • Программа Правительства Российской Федерации на 2000-2010 годы. Раздел 1.1. Реформирование образования.

  • Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г.№1756-р

  • Наука и технологии в России (прогноз до 2010 года)

  • Программа модернизации дополнительного профессионального образования Российской Федерации;

  • Стратегия для России: Образование. (Центр стратегических разработок Германа Грефа. Стратегия до 2010 года).

  • Болонская декларация (Хартия Европейских университетов). Болонья. Италия. 18июня 1999 г.

Концепция базируется на традициях пятнадцатилетней истории развития Российского нового университета, на опыте подготовки специалистов экономического, юридического, естественнонаучного, социально-культурного, лингвистического и психолого-педагогического профилей, на лучших достижениях отечественных и зарубежных вузов, современных представлениях об университете как единой ценностно-ориентированной системе, на результатах выполнения предыдущей концепции развития Рос НОУ.

В результате выполнения предыдущей программы развития Российского нового университета были решены следующие задачи:

  • Формирование и становление вуза, как классического университета.

  • Развитие образования по направлениям, уровням и формам, обеспечивающее подготовку специалистов, способных эффективно выполнять профессиональные задачи и способствовать становлению негосударственной системы образования в России.

  • Переход на образовательные стандарты второго поколения.

  • Формирование единого научно-учебного комплекса Российского нового университета.

  • Развитие обширной сети региональных подразделений университета (филиалов и представительств).

  • Создание системы дистанционного обучения.

  • Расширение рамок сотрудничества с ведущими образовательными, научными центрами и организациями, как в России так и за рубежом.

Создание концепции развития Российского нового университета на 2005-2010 годы базируется также на системном анализе внешних и внутренних факторов развития университета, оказывающих определяющее влияние на выбор его стратегии в новых экономических условиях.

Предпосылки для разработки стратегии развития университета

В национальной доктрине образования в Российской Федерации отмечается, что образование определяет положение государства в современном мире и человека в обществе. Вследствие чего национальная доктрина образования призвана способствовать укреплению в общественном сознании представления об образовании и науке как определяющих факторах развития современного российского общества. Востребованность наших выпускников будет определяться их соответствием современным возросшим требованиям общества.

Любой вуз, в том числе и РосНОУ, в своем развитии несвободен от внешних факторов:

а) «поставщиков», к которым, прежде всего, следует отнести интеллектуальные ресурсы - выпускников школ (абитуриенты), а так же выпускников вуза (аспиранты, докторанты, второе высшее образование, переподготовка и т.д.);

б) «потребителей», под которыми понимается уровень и характер востребованности выпускников производственными, научными, образовательными и другими организациями и учреждениями;

в) «конкурентов» - фактор, обусловленный уровнем и характером образовательной среды региона.

Каждый из перечисленных факторов максимально нужно учесть в деятельности университета и найти наиболее эффективные и оптимальные пути решения возникающих в процессе развития вуза порой очень сложных проблем.

Так, при внимательном рассмотрении позиции «а», очевидно, что в ближайшие годы на высшую школу обрушатся неуклонно надвигающиеся демографические проблемы. Однако на расширяющуюся с каждым годом «демографическую дыру» можно взглянуть и с иных позиций: проигрывая в количестве можно и нужно выигрывать в качестве, поскольку уровень качества определяет цену услуги, в то же время само качество определяется уровнем вложенных технологий. Следовательно, объективно уменьшающееся количество студентов позволит повернуть высвобождающиеся вузовские резервы на разработку и внедрение новых образовательных технологий, открытие новых современных и более востребованных специальностей, что в свою очередь сделает университет более привлекательным и более конкурентоспособным.

Позиция «б» так же на первый взгляд не внушает оптимизма. На фоне общего спада производства в России только отдельные области могут похвастать, тоже лишь отдельными, интенсивно развивающимися отраслями промышленности и науки. Именно они-то и являются законодателями моды на высококвалифицированных специалистов. На складывающемся рынке труда востребованными окажутся «лучшие из лучших», что стимулирует создание системы элитного образования. Растущие информационные потоки и высокотехнологичные производства требуют не исполнителей узкой специализации, а специалистов с базовым уровнем образованности, способным быстро переключиться с одного вида деятельности на другой, с обширными коммуникативными умениями и навыками. Отсюда университету необходимо подумать о создании системы элитной подготовки, которую следует сконцентрировать на специальностях, более всего востребованных сегодня. Это заставит вуз существенно усилить роль фундаментальной подготовки с одновременным обеспечением овладения студентами информационными технологиями.

За последнее время заметно усилилась конкуренция со стороны как государственных, так и негосударственных вузов, борьба за студента заметно обострилась. Однако наличие реальной конкуренции со стороны других вузов следует рассматривать скорее как стимул в развитии университета, поскольку конкуренция в сфере образования – это фактор совершенствования его качества. На вузы- конкуренты нужно взглянуть с точки зрения прежде всего взаимовыгодного партнерства. Ибо каждый из вузов обладает специфическими конкурентными преимуществами, что при доброй воле и согласовании программ может стать основой для обучения студентов в нескольких вузах (специализация старшекурсников, обмен учебными практиками, выполнение совместных научных проектов и т.д.). Качественный рост уровня подготовки студентов может быть осуществлен через создание в университете соответствующих лабораторий, совместных с другими вузами кафедр и др. Кроме того, существенным конкурентным преимуществом для вуза будет являться открытие новых специальностей, востребованных, в первую очередь регионом.

Выиграть на конкурентном поле можно только благодаря глубокому маркетинговому анализу и скоординированным действиям руководства и коллектива вуза.

Точно также конкурентным преимуществом могут стать хорошо отлаженные взаимоотношения с «контактными аудиториями». Взаимопонимание с общественными организациями, например, с недавно созданной Ассоциацией выпускников РосНОУ, существенное расширение и углубление международных связей – реальный источник дополнительных средств, которые поддержат затратный механизм изменения образовательных технологий и дадут дополнительные средства на развитие вуза в целом.

На фоне нарастающих демографических проблем необходимо коренное изменение стратегии и тактики международных контактов. Заполнить «демографическую дыру» способна только массированная образовательная экспансия на страны Юго-Восточной Азии. В свою очередь успех этой экспансии также будет определяться уровнем образовательных технологий, которые сможет предложить вуз новому рынку. В этой связи, несомненно, важную роль играет отлаженность механизма экспорта/импорта образовательных услуг. Имидж российского образования в мире пока еще остается достаточно высоким, этим надо воспользоваться и активнее привлекать студентов из-за рубежа, предложив им качественный уровень образования, должный уровень комфортности бытовых условий, вспомогательного сервиса и безопасности.

Самым сложным вопросом на пути развития вуза является отвечающий высоким современным требованиям уровень образовательных технологий. Абсолютно ясно, что успешность их создания и реализации даже при самом грамотном подходе, впрямую зависит от внутренних условий самого вуза. Речь идет прежде всего о характере и стиле руководства, уровне развития информационной среды, уже традиционно сложившемся уровне технологий обучения и возможностей технической поддержки этих технологий, готовности и способности коллектива к восприятию инновационных технологий обучения.

Но во множестве элементов, определяющих внутреннюю среду вуза, главным является человеческий фактор. Прежде всего, это профессионализм профессорско-преподавательского состава.

Рассмотренные факторы, оказывающие существенное влияние на всю систему высшего образования, позволяют сформулировать основные концептуальные положения развития университета:

  • повышение качества всей деятельности вуза и перевод университета на траекторию устойчивого динамичного развития в условиях рыночной экономики, реализация предпосылок для создания университета инновационного типа, университета, главную продукцию которого – его выпускников, будет отличать высокая востребованность и конкурентоспособность на современном рынке труда;

  • развитие и углубление фундаментальных и прикладных научных исследований, инновационной деятельности;

  • обеспечение комплексной подготовки специалистов, научных исследований, образовательных и дополнительных услуг, соответствующих мировым стандартам;

  • создание в университете культурно-образовательной среды международного уровня;

  • разработка и внедрение инновационных технологий в науке, управлении и учебном процессе;

  • укрепление в сознании студентов, преподавателей и сотрудников наряду с приоритетом академических ценностей в воспитании гармоничной и высоконравственной личности, стремления к воплощению в жизнь предпринимательских идей;

  • создание прочных и продуктивных связей с передовыми производственными организациями, ведущими академическими и образовательными учреждениями и центрами;

  • формирование в университете духа лидерства и корпоративной культуры, умения жить и побеждать в конкурентной среде.

  • создание благоприятной внутриуниверситетской среды, стимулирующей культ знаний, свободное выражение мыслей, идей, творческих способностей, открывающей нашим выпускникам путь к успеху.

Высказанные концептуальные положения отражены в Миссии университета и позволяют сформулировать основные цели и задачи развития университета по каждому из направлений его деятельности.

Цели и задачи развития университета по основным направлениям деятельности

1.Образовательная деятельность
1.1. Стратегические цели образовательной деятельности
  •  Реализация высказанных выше концептуальных положений базируется на совершенствовании образовательной деятельности, призванной обеспечить существенное повышение качества подготовки специалистов.

1.2. Задачи совершенствования образовательной деятельности:
  • обеспечение единства учебной, научной, инновационной деятельности, позволяющего студентам приобрести глубокие научные знания, профессиональные навыки, умения учиться и получать новые знания, в полной мере реализовать свой творческий потенциал;

  • обеспечение реализации системы непрерывного и многоуровневого образования;

  • обеспечение высокого уровня требований к студентам, преподавателям, образовательным технологиям, гарантирующего высокое качество подготовки специалистов;

  • поиск новых, нестандартных путей в развитии образовательных и научных технологий, приводящих к оптимальному решению проблем, стоящих перед университетом;

  • переход от предметно-ориентированного подхода к личностно-ориентированным формам организации образовательного процесса и созданию системы элитной подготовки выпускников, что обеспечит вузу дополнительные конкурентные преимущества;

  • обеспечение фундаментальности образования по всем циклам подготовки и в первую очередь по профессиональным дисциплинам и дисциплинам специализации;

  • создание и развитие современных образовательных технологий, активная поддержка научно-педагогических школ и инновационных идей, создание учебников и учебных пособий, отражающих последние достижения науки, техники и технологий;

  • открытие новых более востребованных специальностей;

  • расширение образовательных услуг за счет активной реализации современных программ дополнительного образования, а также обеспечения второго высшего образования;

  • создание соответствующей инфраструктуры и технологий для обучения людей с ограниченными возможностями;

  • развитие системы дистанционного образования, которое обеспечит университету новую образовательную нишу, даст возможность существенно расширить географический рынок образовательных услуг, позволит осуществлять активную маркетинговую политику университета по продвижению образовательных услуг в регионах;

  • создание базы для перехода на двуязычную (русский и английский) систему обучения, расширение возможностей освоения студентами иностранных языков, как европейских, так и азиатских на уровне соответствующем современным мировым стандартам;

  • создание учебно-методической основы для перехода к образовательным стандартам третьего поколения;

  • внедрение кредитно-модульной системы учета объема изучаемых дисциплин;

  • совершенствование системы маркетинга образовательных услуг в России и за рубежом;

  • совершенствование системы довузовской подготовки для снижения последствий демографического спада;

  • укрепление кадрового потенциала и материальной базы учебных подразделений, совершенствование методического и информационного обеспечения образовательного процесса для реального перехода к созданию и реализации новых образовательных технологий;

  • совершенствование системы повышения квалификации профессорско-преподавательских кадров;

  • учет опыта ведущих университетов страны и мира в совершенствовании структуры, содержания и организации образования;

  • создание и сертификация системы менеджмента качества образовательных услуг и подготовки специалистов на основе международного стандарта ISO -9000.

1.3. Мероприятия по внесению изменений в содержательную часть образовательного процесса

Динамика жизни и общества настоятельно требует постоянного внесения корректив в содержательную часть образовательного процесса и, прежде всего, открытия ряда новых перспективных специальностей. В список рекомендуемых к открытию можно внести следующие специальности:

  • из области компьютерных технологий, естественных наук и математики, информационной безопасности;

  • учитывая потребности, связанные с городской инфраструктурой и городским хозяйством, открыть специальности, покрывающие эти потребности, например государственное и муниципальное управление, управление персоналом, антикризисное управление;

  • опираясь на постоянный рост востребованности в специалистах всестороннего сервисного обслуживания населения и туризма открыть новые специализации;

  • с учетом требования наличия в университете различных профилей подготовки специалистов возникает потребность в открытии специальностей искусства, в частности дизайн (костюма, ланшафта и др.);

  • в области управления качеством;

  • в области (например, математика и компьютерные науки).

Этот список может быть существенно расширен в связи целями и задачами структурных подразделений университета и запросами со стороны производственных организаций региона и самих абитуриентов.

Образование в университете должно и дальше быть ориентировано на диверсификацию образовательного процесса, расширение спектра предоставляемых образовательных услуг по техническим, естественнонаучным, гуманитарным, экономическим, юридическим, художественным направлениям, на непрерывность и гибкую вариантность, на интеграцию учебного и научного процессов в единый научно-образовательный процесс. Настоятельно встает проблема подготовки бакалавров и магистров в связи с переходом на двухуровневую систему высшего образования в соответствии с Болонской декларацией.

Выполнение стратегических целей образовательной деятельности университета заставляет изменить и требования к нашим студентам. Главное качество, которым должен обладать студент современного университета - это одаренность восприимчивостью, позволяющая не только вбирать и поглощать знания, но и оперировать ими в качестве инструмента для активного освоения быстро меняющейся информационно-технологической среды, для активного созидания, одаренность восприимчивостью к инновационному процессу как к таковому. Ему должно быть посильно непрерывное движение по ступеням своих возможностей в развитии мышления, духовности, в продуцировании лучшего, на что он способен. Одной требовательностью в выборе абитуриентов эту задачу решить невозможно. Университету следует активизировать довузовскую подготовку и существенно расширить спектр услуг в этой сфере.

Решение поставленных задач должно опираться на высокий уровень культурной среды университета, базирующийся на формировании единой методологии познания и деятельности, наследовании и сохранении ценностей, идеалов и традиций, полноценном духовном и физическом развитии личности. Поддержание высокого уровня культурной среды может быть реализовано через культуру обучения и воспитания, культуру научных исследований, качество технической поддержки учебного и научного процессов, развитие социальной инфраструктуры, качество жизни коллектива, языковую культуру общения.

2.Научно-исследовательская, творческая, инновационная деятельность и подготовка кадров высшей квалификации

2.1 . Стратегические цели развития научных исследований, творческой, инновационной деятельности и подготовки кадров высшей квалификации

Развитие научных исследований, творческой, инновационной деятельности и подготовки кадров высшей квалификации ориентировано на:

  • реализацию кадровой политики университета;

  • развитие и углубление фундаментальных и прикладных научных исследований, инновационной деятельности, призванных обеспечить университету прочное место ведущего научно-образовательного центра России;

  • развитие университета, как международного центра инновационной деятельности.

  • развитие университета как международного художественно-культурного центра.

2.2 Задачи развития научных исследований , творческой, инновационной деятельности и подготовки кадров высшей квалификации:
  • обеспечение единства научного и образовательного процессов;

  • расширение рамок диверсификации научных исследований и инновационной деятельности за счет участия в конкурсах грантов, программах различного уровня, хоздоговорных исследованиях, создания лабораторий, институтов, технопарка, инновационно-технологических центров и т.д.;

  • обеспечение роста качества и объемов финансирования научных исследований и инновационных проектов;

  • обеспечение современного уровня технической поддержки научных исследований и организации научно-исследовательских работ и инновационной деятельности путем обновления и модернизации лабораторной и информационной базы, создания инновационной структуры, обеспечивающей консалтинговые, маркетинговые, финансовые, информационные, образовательные услуги;

  • создание системы менеджмента и маркетинга в области научных исследований и инновационных разработок;

  • создание условий для продвижения инновационных проектов на рынок наукоемкой продукции;

  • активизация работы по вовлечению студентов в научные исследования, расширение рамок индивидуальной работы с наиболее талантливыми студентами, обеспечение их сопровождения по траектории стажировка - магистратура – аспирантура - докторантура;

  • совершенствование технологий языковой подготовки аспирантов и студентов для обеспечения активного владения каждым из них как минимум одним иностранным языком;

  • создание системы менеджмента качества научных подразделений, научно- исследовательской продукции и инновационной деятельности на основе международного стандарта ISO -9000.

  • подготовка кадров высшей квалификации;

  • повышение роли научных и инновационных разработок для промышленных предприятий региона.

Научные исследования должны оставаться ведущей сферой деятельности университета по техническому, естественнонаучному, гуманитарному, экономическому, юридическому, художественному направлениям. Они должны являться постоянным источником получения нового знания, совершенствования технологий обучения для подготовки специалистов, способных освоить производства будущего, для создания передовой техники и технологий, формирования федеральной и региональной экологически, экономически, социально, культурно сбалансированной научно-технической политики.

Приоритет , несомненно, должен оставаться за инновационными разработками, а так же за фундаментальными исследованиями по основным направлениям науки, техники, технологий, за исследованиями по проблемам высшего образования, методологии профессиональной, познавательной, коммуникативной деятельности.

В нашем университете специфической чертой является единство образовательного и научного процесса в направлениях «науки, техники, искусства», что позволяет обеспечить равноправное развитие научно-технических, гуманитарных и творческих направлений образования. Университет может занять лидирующие позиции в культурной жизни региона, являясь постоянным организатором конференций, симпозиумов, выставок, в том числе художественных, с широким привлечением российских и зарубежных участников.

Университету необходимо углублять интеграцию в отечественные и мировые научные и творческие структуры.

3. Международная деятельность
3.1. Стратегические цели международной деятельности

Международное сотрудничество университета призвано, прежде всего, обеспечить нашему вузу интеграцию в мировое образовательное пространство, продвижение к общепринятым стандартам мировой системы высшего образования, к созданию условий и нормативной базы для существенного расширения рамок образовательной, научной, экономической деятельности.

Основные стратегические цели международной деятельности университета напрямую связаны с проблемами, которые сегодня испытывает российское образование. Эти проблемы, в первую очередь демографические и финансовые, заставляют нас выходить не только за региональные рамки, но и проявлять максимальную активность на рынке образовательных услуг в странах ближнего и дальнего зарубежья, активно включаться в международные проекты, используя конкурентные преимущества нашего университета и региона в целом.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Концепция развития сестринского дела в чувашской республике на 2005-2010 годы

    Документ
    Концепция развития сестринского дела в Чувашской Республике разработана в соответствии с основными нормативными документами развития здравоохранения Российской Федерации и Чувашской Республики:
  2. Концепция развития туризма в пермской области на 2005-2010 годы содержание

    Реферат
    Концепция развития туризма в Пермской области на 2005-2010 годы (далее - Концепция) определяет цели, задачи, приоритеты, стратегию развития туризма в Пермской области и основывается на комплексной оценке тенденций и проблем развития
  3. Концепция создания и развития средств радиосвязи в республике беларусь на 2005 2010 годы

    Документ
    В целях определения стратегии создания и развития средств радиосвязи в Республике Беларусь на 2005 - 2010 годы и обеспечения потребностей народнохозяйственного комплекса республики в средствах и системах радиосвязи Совет Министров
  4. Программа социально-экономического развития Зеленодольского муниципального района на 2007 2010 годы

    Программа
    Обеспечение качества жизни населения Зеленодольского муниципального района на уровне не ниже нормативного на основе устойчивого развития экономики и социальной сферы.
  5. Об утверждении программы развития промышленности нижегородской области на 2007 2010 годы в ред постановлений Правительства Нижегородской области

    Программа
    В соответствии с Законом Нижегородской области от 9 апреля 2001 года N 176-З "О Правительстве Нижегородской области" (с изменениями на 29 июня 2006 года) и в целях формирования эффективного,

Другие похожие документы..