Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Сьогодні в Україні існує дуже гострий та небезпечний конфлікт між кількістю підприємств, що функціонують у формі акціонерних товариств (36 тисяч підп...полностью>>
'Документ'
Дети боятся громких и резких звуков, особенно внезапных, боятся быть неожиданно разбуженными, боятся, если кто-нибудь неслышно подкрадывается сзади. ...полностью>>
'Программа'
Одобрена и рекомендована к утверждению Научно-методическим советом Учреждения образования Федерации профсоюзов Беларуси «Международный университет «МИ...полностью>>
'Документ'
Проводимые этногенетические исследования предысторических процессов основываются на сравнительно-историческом языкознании и при этом язык считается оп...полностью>>

Галимова Ольга Владимировна учебно-методическое обеспечение дисциплины основная литература

Главная > Литература
Сохрани ссылку в одной из сетей:

БАШКИРСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

(филиал)

АКАДЕМИИ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Учебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры «Иностранные языки»

«25» апреля 2008 г. (Протокол № 8)

Учебно-методический комплекс рекомендован учебно-методической комиссией

социально-экономического факультета

«30» мая 2008 г. (Протокол № 10)

Учебно-методический комплекс утвержден на заседании Ученого совета БИСТ

«30» июня 2008 г. (Протокол № 11)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Русский язык и культура речи

Кафедра: «Иностранные языки»

Факультет: «Социально-экономический»

Уфа 2008

Заведующий кафедрой- Галимова Ольга Владимировна

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Акишина А.А., Формановская Н.И. Русский речевой этикет. М., 1983.
2. Александров Д.Н. Риторика: Учеб. Пособие для вузов. М., 2000.
3. Валгина Н.С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация: Справочник. М., 1993.
4. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации. М., 1997.
5. Головин Б.Н. Основы культуры речи. М., 1980.
6. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. М., 2004 (и другие издания).
7. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. М., 1989.

8. Зарецкая Е.Н.   Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. -  М.:  Дело,  2001.
9. Кожина М.Н. Стилистика русского языка: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М., 1993.
10. Культура русской речи. Учебник для вузов / Под ред. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева. М., 2000.
11. Мучник Б.С. Культура письменной речи. М., 1996.
12. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М., 1974 (и другие издания).
13. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. М., 2002 (и другие издания).
14. Русский язык и культура речи. Семнадцать практических занятий / Под ред. Е.В. Ганапольской, А.В. Хохлова. СПб., 2005.

15. Русский язык и культура речи: Практикум.  / Под ред. В.И. Максимова. -  M.:  ГАРДАРИКИ,  2001.  
16. Русский язык и культура речи: Учеб. для вузов.  / Под ред. В.И. Максимова -  M.:  ГАРДАРИКИ,  2002.  

17. Федосюк М.Ю., Ладыженская Т.А., Михайлова О.А., Николина Н.А. Русский язык для студентов-нефилологов: Учеб. пособие. М., 1999.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ


1. Балашова Л.В. Русский язык и культура общения: Практикум: В 2-х ч. / под ред. О.Б. Сиротининой. Саратов, 2002.
2. Борисова Л.В., Виноградова Н.А. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу. М., 2000.
3. Былкова С.В., Махницкая Е.Ю. Русский язык и культура речи: Пособие для вузов. М., Ростов н/Д, 2005.
4. Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно. Пособие по русскому языку. М., 2001.
5. Горшков А.И. Русская стилистика: Учеб. пособие. М., 2001.
6. Демидова А.К. Пособие по русскому языку. Научный стиль. Письменный научный текст. Оформление научной работы. М., 1985.

7. Клюев Е.В.   Риторика: Инвенция.Диспозиция.Элокуция: Учеб. пособие для вузов. -  М.:  ПРИОР,  2001.
8. Ковальчук А.С. Основы имиджелогии и делового общения: Учеб. пособие для студентов вузов. Ростов н/Д, 2003.

9. Кохтев Н.Н. Основы ораторской речи. М., 1992.
10. Одинцов В.В. Стилистика текста. М., 1980.
11. Павлова Л.Г. Спор, дискуссия. Полемика. М., 1991.
12. Русский язык и культура речи: Учеб. пособие / О.Я. Гойхман, Л.М. Гончарова, О.Н. Лапшина и др. / Под ред. О.Я. Гойхмана. М., 2003.
13. Русский язык и культура речи: Учебник для вузов / Под ред. В.Д. Черняк. М., СПБ., 2004.

14. Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор. – М., 1992.

СЛОВАРИ


1. Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений русского языка. М., 1993.
2. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка / Под ред. Чешко Л.А. 2-е изд. М., 1989.
3. Бельчиков Ю.А., Панюшева М.С. Словарь паронимов современного русского языка. М., 1994.
4. Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи: Стилистический словарь вариантов. М., 2001.
5. Ефремова Т.Ф., Костомаров В.Г. Словарь грамматических трудностей русского языка. М., 1993.
6. Каленчук М.Л., Касаткина Р.Ф. Словарь трудностей русского произношения М., 1997.
7. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. М., 1998.

8. Медведева А.А.   Большой орфографический словарь русского языка. -  М.:  ЗАО Изд-во Центрополиграф,  2003.
9. Огольцов В.М.   Словарь устойчивых сравнений русского языка(синонимо-антонимический). -  М.:  ООО"Русские словари",  2001.
10. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1987 (и другие издания).
11. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / Под ред. Р.И. Аванесова. М., 1985.

12. Скорикова Т. П.   Основы культуры научной речи.  М.,  1999.
Словарь сочетаемости слов русского языка / Под ред. П.Н. Денисова, В.В. Морковкина. М., 1983.

13. Формановская Н. И   Речевой этикет и культура общения.  М.,  1989.

14. Фразеологический словарь русского языка / Под ред. А.И. Молоткова. М., 1986

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЁТУ

  1. Дать определение термину «литературный язык».

  2. Чем отличается литературный язык от общенародного языка?

  3. Что такое кодифицированный язык и некодифицированная речь?

  4. Какие нелитературные варианты есть в русском языке?

  5. Что понимается под термином «язык», «речь», «речевая деятельность»? Дать определение.

  6. Что такое «языковая норма»? Дать определение.

  7. Назвать типы нормативных справочников современного русского языка.

  8. Каковы основные различия устной и письменной речи?

  9. Что такое текст?

  10. Как строится текст?

  11. Каковы критерии культуры речи?

  12. Рассказать о функциональных стилях русского языка и их классификации.

  13. Научный стиль и его функциональные особенности.

  14. Назвать основные языковые особенности научного стиля.

  15. Охарактеризовать особенности тезирования и конспектирования.

  16. Охарактеризовать особенности написания доклада и сообщения.

  17. Официально-деловой стиль и его функциональные особенности.

  18. Языковые средства, характерные для официально-делового стиля.

  19. Правила оформления заявления, протокола, характеристики и других деловых документов.

  20. Публицистический стиль и его языковые особенности.

  21. Стандарты, штампы публицистического стиля.

  22. Экспрессивно-стилистическая лексика и её особенности.

  23. Правила оформления заметки для стенгазеты.

  24. Разговорно-обиходный стиль и его особенности.

  25. Художественно-литературный стиль и его особенности.

  26. Рассказать о стилистических пометах русского языка. Для чего они существуют?

  27. Назвать основные качества хорошей речи.

  28. Дать определение правильности речи. Назвать типичные нарушения этого качества.

  29. Рассказать об уместности и логичности речи.

  30. На чем основаны богатство и выразительность речи?

  31. Вербальные и невербальные средства общения.

  32. Законы публичной речи. Стратегия ведения речи.

  33. Построение аргументации. Тактические приемы использования аргументов и формул логического убеждения.

  34. Основные понятия этики делового общения.

  35. Национальные особенности делового общения (этики).

  36. Спор, дискуссия, полемика, происхождение и психологические особенности. Культура спора.

  37. Каковы особенности текстов по специальности (на примере вашей специальности)?

  38. Какие факторы мешают эффективному общению?

ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ

1. ,
2. ,
3. .

ТЕМАТИКА РЕФЕРАТИВНЫХ РАБОТ И ДОКЛАДОВ НА СЕМИНАРАХ

  1. Риторика в современном мире.

  2. Семиотика и коммуникация.

  3. Лингвистическая контактология.

  4. Межличностное общение и критерии его эффективности.

  5. Фразеология и межкультурная коммуникация.

  6. Коммуникативные неудачи.

  7. Молчание как феномен культуры и коммуникации.

  8. Коммуникативное ядро личности.

  9. Менталитетные свойства русской языковой личности.

  10. Теория массовой коммуникации.

  11. Средства коммуникации: вербальные и невербальные средства общения.

  12. Психология делового общения. Психология общения в сфере экономики, психология маркетинга, психология менеджмента.

  13. Деловая беседа как основная форма делового общения. Вопросы собеседников и их психологическая сущность. Парирование замечаний собеседника.

  14. Психологические аспекты переговорного процесса.

  15. Психологические особенности публичного выступления.

  16. Из истории ораторского искусства.

  17. Как завоевать и удержать внимание аудитории.

  18. Культура речи делового человека.

  19. Невербальные особенности в процессе делового общения. Кинесика и проксемика.

  20. Визуальный контакт.

  21. Межнациональные различия невербального общения.

  22. Спор, дискуссия, полемика, происхождение и психологические особенности. Культура спора.

  23. Из истории русской официально-деловой речи.

  24. Характеристика русской школы делового письма.

  25. Язык деловых бумаг.

  26. Оформление современной организационно-распорядительной (административной) документации (ГОСТ) в России.

  27. Культура официальной переписки.

  28. Служебная документация.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ № 1

ПО ТЕМЕ «ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК»

1. В приведенных фрагментах найдите нелитературные разновидности языка: жаргонизмы, диалектизмы.

А) Два года в армии делятся на четыре части. И в каждой для солдата своя кличка. Те, кто служит первые полгода, - «духи», кто вторые – «черпаки». Они могут командовать «духами». Тот, кто у кого служба перевалила на второй год, - «фазаны». Ну а тем, у кого до ухода в запас 5-6 месяцев – «дедам» и «дембелям» - дозволено все.

Б) К выборам «яблочники» собираются подойти с отработанной экономической и серьезной политической идеологией.

В) Кто остановит беспредельщину в экономике?

Г) Вот на Пасху-то дак всю ночь пекем, тут и ночь на спим. С вечера, еще в шесть часов тесто месили, да вот замесишь с бычью голову тесто-то, вот и скешь сидишь, две-три кучи наскешь этих сочиней-то, да еще…калиточки зовутся, опеки же большие же наскешь, эти опеки с квашни наливашь, да на сковородки наливашь, кислы шаньги звалися…

Д) Предъявы делаются на сходняках (По материалам газет).

Е) Майдан – площадь, место. Кочет – петух. Еж – скряга, скупой человек. Межеумок – широкая русская ложка. Колобок – небольшой круглый хлебец (В.И.Даль).

Ж) Заединщина? Заодно и получай! (П.Бажов. Зеленая кобылка).

2. В приведенных высказываниях найдите средства художественной изобразительности и определите их вид:

А) Русский человек - это герой, ему в космос летать хочется, а купечество и коробейничество у нас никогда в почете не были... В малый бизнес устремятся, прежде всего, азербайджанцы, армяне, китайцы и вьетнамцы, которые окончательно подорвут российскую экономику (В.Жириновский)

Б) При поддержке региональных лидеров впереди уверенно идут «медведи», «яблочники» замыкают список аутсайдеров.

В) Кооператор – это рыцарь свободного экономического поиска, воплощение здоровой инициативы. Кооператор – это темный делец, спекулянт, паразитирующий на наших трудностях.

Г) В начале девяностых годов американские куриные окорочка – «ножки Буша» - заполонили отечественный рынок, свой же, российский производитель еле сводил концы с концами.

Д) Обвиняя нынешнюю власть во всех смертных грехах, руководители оппозиции явно черпают вдохновение в терминологии застойных времен (по материалам газет).

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ № 2

ПО ТЕМЕ «ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ РУССКОГО ЯЗЫКА»

I. Прочитайте тексты и скажите, к какому функциональному стилю относится каждый из них? Назовите признаки, которые позволили вам определить стиль текста.

1. Периодически осматривать соединения шлангов с клапаном, насосом и штуцерами, водосборников с баком стиральным и баком центрифуги, для чего машину переворачивать на крышку корпуса. Соединения должны обеспечивать водонепроницаемость стыков и надежность крепления замками. Замки (их десять: три на клапане, два - на насосе, два - на штуцере бака центрифуги и по одному - на водосборниках бака центрифуги и бака стирального и на выходном штуцере ниши).

2. В наши дни приходится сталкиваться с тем, что взаимодействие человека с окружающей его природой нередко ведет к неожиданным и нежелательным последствиям, хотя оно предполагает благие намерения. Воздвигли завод азотных удобрений, но рыжие «лисьи хвосты», тянущиеся из труб, загубили в округе растительность. Очистили с помощью гербицидов рисовое поле от сорняков, но, сбросив с полей ядовитую воду, заморили рыбу в соседней речке.

Так как же быть? Перегородить планету заборами заповедников и заказников, замедлить темпы воздействия человека на природу? Такие планы утопичны и обречены на провал. Тургенев устами одного из своих любимых героев справедливо сказал: природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник.

3. С Новым годом! Шутка ли - с двухтысячным! Снилось ли нам такое?! Душевного покоя всем и благополучия. Счастья и успехов!

Мы встретили Новый год хорошо. Мама хотела елку поставить, но елок в уходящем году в продаже почти не было. За одну ветку сосны надо было заплатить пятьдесят рублей. Обошлась без елки-сосны. Купили всякую снедь в магазине, фрукты на базаре.

Пришли друзья. С одиннадцати до четырех ночи-утра за столом сидели, телик смотрели, танцевали, философствовали. Так и встретили Новый год.

4. Непринятие управляющим домом в установленный срок мер по устранению аварий в домовом оборудовании или повреждении зданий, влекущих порчу жилого помещения и мест общего пользования, дает право съемщику одному или совместно с проживающими в квартире съемщиками произвести необходимое исправление со взысканием с домоуправления всех понесенных ими расходов по сметной стоимости.

5. Культура речи - 1) владение нормами литературного языка в его устной и письменной форме, при котором осуществляется выбор и организация языковых средств, позволяющих в определенной ситуации общения и при соблюдении этики общения обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных задач коммуникации; 2) область языкознания, занимающаяся проблемами нормализации речи, разрабатывающая рекомендации по умелому пользованию языком. Культура речи содержит в себе, таким образом, три составляющих компонента: нормативный, этический и коммуникативный.

II. Прочитайте тексты и скажите, к какому функциональному стилю относится каждый из них? Назовите признаки, которые позволили вам определить стиль текста.

1. Педагогика - совокупность теоретических и прикладных наук, изучающих воспитание, образование и обучение. Педагогикой называется также учебный курс, который преподается в педагогических институтах и других учебных заведениях по профилированным программам. Педагогика включает проблемы учебно-воспитательной, культурно-просветительной работы со взрослыми.

Воспитание изучают и другие науки: социология рассматривает воспитание как функцию общества и государства; психология - как условие духовного развития личности. Педагогика исследует закономерности процесса воспитания, его структуру и механизмы, разрабатывает теорию и методику организации учебно-воспитательного процесса, его содержание, принципы, организационные формы, методы и приемы (Педагогическая энциклопедия).

2. С благодарностью подтверждаем получение Вашего письма с приложенными каталогами и сообщаем, что этот информационный материал мы направили на рассмотрение нашим заказчикам.

В случае проявления ими интереса к изделиям Вашей фирмы мы Вам сообщим об этом дополнительно (Официальное письмо-подтверждение).

3. Но каким же образом уловить тайну личности поэта в его творениях? Что должно делать для этого при изучении произведений его?

Изучить поэта, значит не только ознакомиться, через усиленное и повторяемое чтение, с его произведениями, но и перечувствовать, пережить их. Всякий истинный поэт, на какой бы ступени художественного достоинства ни стоял, а тем более всякий великий поэт никогда и ничего не выдумывает, но облекает в живые формы общечеловеческое. И потому в созданиях поэта люди, восхищающиеся ими, всегда находят что-то давно знакомое им, что-то свое собственное, что они сами чувствовали или только смутно и неопределенно предощущали или о чем мыслили, но чему не могли дать ясного образа, чему не могли найти слово и что, следовательно, поэт умел только выразить. Чем выше поэт, то есть чем общечеловечественнее содержание его поэзии, тем проще его создание, так что читатель удивляется, как ему самому не вошло в голову создать что-нибудь подобное: ведь это так просто к легко! (Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина)

4. Петербург 13 августа, понедельник.

Милый мой голубчик Анечка, получил твое милое письмо, и очень мне грустно было читать, как детишки заплакали, когда я уехал. Милые голубчики! Скажи им сейчас же, что папа их помнит, целуег и в Петербург зовет. Обнимаю и целую беспрерывно и благословляю. Я, Аня, все нездоров: нервы очень раздражены, а в голове как тукан, все точно кружится. Никогда еще даже после самых сильных припадков не бывало со мной такого состояния. Очень тяжело. <...> Точно сон дремота и меня все разбудить не могут. Отдохнуть бы надо хоть недельки две от работы и заботы беспрерывной — вот что... (Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: В 30 т.)

III. 1. Заполните колонки, придав каждому предложению первой колонки соответствующую форму.

Преувеличенно вежливая

Вежливо

Форма,

форма

нейтральная

типичная

форма

для

разговорной

речи

Образец: Будьте добры,

Скажите, как

Скажите,

скажите, пожалуйста, как

пройти к

метро где?

пройти к метро?

метро?

Простите за беспокойство,

вы не можете сказать, где

находится химчистка?

Будьте любезны, дайте,

пожалуйста, таблетки от

кашля.

Убедительно прошу вас,

отрежьте, пожалуйста, от

сыра, который лежит на

прилавке, 200 граммов.

Благодарю вас за то, что вы

уступили мне место, но я на

следующей остановке

выхожу.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Образовательные программы, в том числе цифровые образовательные ресурсы. Учебный план общеобразовательного учреждения. Режим обучения (3)

    Доклад
    2. Состав обучающихся (основные количественные данные, в том числе по возрастам и классам обучения, обобщенные данные по месту жительства, социальным особенностям семей обучающихся).
  2. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта не предполагает преподавание в начальной школе какого-либо отдельного пропедевтического курса или учебного модуля по истории

    Документ
    В рамках основного общего образования изучение истории предполагается в V-IX классах по 70 часов в год (из расчета 2 часа в неделю). Таким образом, общее время, выделенное на изучение истории в основной школе, составляет 350 часов.
  3. Для формирования определенного профиля обучения в состав учебного плана включается не менее двух предметов, изучаемых на профильном уровне. Этот выбор является прерогативой образовательного учреждения

    Документ
    В зависимости от особенностей школы, интересов учащихся и запросов их родителей, готовности учителей или возможностей привлечения специалистов учебный план общеобразовательного учреждения включает элективные курсы, углубляющие, расширяющие
  4. Учебной деятельности Цель анализа: выявить педагогические проблемы для нового учебного года на основе сравнения реального состояния педагогического процесса в школе с прогнозируемым

    Документ
    Цель анализа: выявить педагогические проблемы для нового учебного года на основе сравнения реального состояния педагогического процесса в школе с прогнозируемым.
  5. Комитет по образованию Администрации Волгоградской области (1)

    Документ
    Приглашаем Вас воспользоваться государственной услугой на дополнительное профессиональное образование (повышение квалификации) в ГОУ ДПО «Волгоградская государственная академия повышения квалификации и переподготовки работников образования»

Другие похожие документы..