Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
В брошурі представлений системний інноваційний проект «Школа розвитку особистості», сформульовані його мета, проблема, очікувані результати , заходи ...полностью>>
'Документ'
Настоящим приглашаем Вас принять участие в открытом двухэтапном гласном тендере на право заключения договора по предмету: «Мониторинг птичьего населе...полностью>>
'Документ'
Немецкий эксперимент или модель "государства для всех" довоенной Германии оказалась такой же производительной, как и "Фольксваген"...полностью>>
'Закон'
Настоящий Кодекс устанавливает правовые основы рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, повышения их экологического и рес...полностью>>

Галимова Ольга Владимировна учебно-методическое обеспечение дисциплины основная литература

Главная > Литература
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Тексты для самопроверки

& Ты не думай, малыш, что дома и вещи, сделанные человеком, ничего не знают и не помнят, что они не плачут, не радуются, не играют в восторге или не плачут от горя. Как все-таки мало знаем мы о них и как порою равнодушны к ним и даже насмешливы: подумаешь, старье!

Так и ты уедешь когда-нибудь из отчего дома, и долго будешь в отлучке, и так много увидишь, в таких землях побываешь, станешь совсем другим человеком, много добра и зла узнаешь.

Но вот настанет время, ты вернешься в старый свой дом, вот поднимешься ты на крыльцо, и сердце твое забьется, в горле ты почувствуешь комок, и глаза у тебя защиплет, и услышишь ты трепетные шаги старой уже твоей матери, - а меня тогда скорей всего уж и не будет на этом свете, - и дом примет тебя. Он обвеет тебя знакомыми со младенчества запахами, комнаты улыбнутся тебе, каждое окно будет манить к себе, в буфете звякнет любимая тобою прежде чашка, и часы особенно звонко пробьют счастливый миг, и дом откроется перед тобою: «Вот твой чердак, вот твои комнаты, вот коридор, где любил ты прятаться… А помнишь ты эти обои, а видишь ты вбитый когда-то тобой в стену гвоздь? Ах, я рад, что ты опять здесь, ничего, что ты теперь такой большой, прости меня, я рос давно, когда строился, а теперь я просто живу, но я помню тебя, я люблю тебя, поживи во мне, возвратись в свое детство!» - вот что скажет тебе твой дом. (Ю.Казаков)

& Кусты, деревья, все эти заморские растения, названий которых я не знал, удивляли, но не радовали. Должно быть, открывать и видеть их надо в том возрасте, когда снятся далекие страны и тянет куда-то убежать. Но в ту пору у нас и сны, и мечты были не об этом, не о дальних странах, а том, чтоб свою как-то уберечь от цивилизованных разбойников двадцатого века.

Бродил и бродил я по приморскому парку, глазел, дивился и вдруг увидел среди заморских деревьев три березки толщиной с детскую руку. Глазам своим я не поверил. Не растут березки в этих местах. Но они стояли на полянке в густой мягкой травке, опустив вниз ветви. Березы и в наших-то лесах, если растут поодиночке, сиротами кажутся, а здесь и вовсе затерялись, не шуршали корою, не лопотали листом, и все-таки от них нельзя было оторвать глаз. Белью стволы берез пестрели, как веселые сороки, а на нежной зелени зазубренных листьев было так хорошо, покойно взгляду после ошеломляющего блеска чужеземной, бьющей в глаза растительности. (В.Астафьев. Родные березы)

ОУП «АКАДЕМИЯ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ»

БАШКИРСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

(ФИЛИАЛ)

КУРС ЛЕКЦИЙ

по дисциплине Русский язык и культура речи

Кафедра Иностранных языков

Факультет Социально-экономический

Для студентов _1_ курса очной и заочной форм обучения

по направлению/ специальности 080500 «Менеджмент»,

080100 «Экономика», 030500 «Юриспруденция»

Уфа – 2008

Курс лекций составлен на основе Государственного образовательного стандарта по направлению/специальности 080500 «Менеджмент», 080100 «Экономика», 030500 «Юриспруденция» с учетом дополнительных требований регионального (вузовского) компонента.

Курс лекций разработан д.филол.наук, проф. Сулеймановой А.К.

Утвержден на заседании кафедры _______________________

«____» ____________ 2008 г.

Протокол № __________.

Зав. кафедрой

_____________________.

Утвержден на заседании Учебно-методической комиссии социально-экономического факультета

«____» ____________ 2008 г.

Протокол № __________.

Председатель УМК

_____________________.

Утвержден на заседании Ученого совета института «____»__________ 2008 г.

Протокол № __________.

Ученый секретарь

канд. фил. наук, профессор
____________ Вельц Р.Я.

СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

по дисциплине «Русский язык и культура речи»

для студентов специальности «бакалавр» по направлениям

080500 «Менеджмент», 080100 «Экономика», 030500 «Юриспруденция»

(очная и заочная формы обучения)

Разделы дисциплины и виды занятий

Раздел дисциплины

Всего

Количество часов

Самостоя- тельная работа

Аудиторные занятия

Лекции

Практи- ческие занятия

Лабора- торный практикум

Семестр

Тема 1. Введение.

3

2

2

Тема 2. Нормы современного русского литературного языка.

14

8

2

6

Тема 3. Функциональные стили современного русского литературного языка. Официально-деловой стиль.

12

4

4

4

Тема 4. Научный стиль

12

6

4

2

Тема 5. Речь, ее разновидности и качества.

16

8

4

4

Тема 6. Этика речевого общения.

10

6

2

2

Итого

68

34

16

18

0

Лекция 1. Предмет и содержание дисциплины

«Русский язык и культура речи» (2 часа)

  1. Язык как знаковая система.

  2. Состояние русского литературного языка на современном этапе.

  3. Понятие «культура речи» и его определение представителями различных лингвистических школ.

  4. Культура речи в нормативном, коммуникативном, этическом и лингвистическом аспектах.

Глоссарий: русский язык и культура речи, языковая личность, язык, речь, деловое общение, культура делового общения, риторика.

Литература

Основная:

  1. Былкова С.В., Махницкая Е.Ю. Русский язык и культура речи: Пособие для вузов. – М., Ростов н/Д, 2005.

  2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. – Ростов н/Д., 2003.

  3. Русский язык и культура речи. Семнадцать практических занятий / Под ред. Е.В. Ганапольской, А.В. Хохлова. – СПб., 2005.

  4. Русский язык и культура речи: Учеб. пособие / О.Я. Гойхман, Л.М. Гончарова, О.Н. Лапшина и др. / Под ред. О.Я. Гойхмана. – М., 2003.

  5. Русский язык и культура речи: Учебник для вузов / Под ред. В.Д. Черняк. – М., СПБ., 2004.

Дополнительная:

  1. Бельчиков Ю.А. Русский язык. ХХ век. – М., 2003.

  2. Ипполитова Н.А. И др. Русский язык и культура речи в вопросах и ответах: учебное пособие. – М., 2006.

  3. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. – Ростов н/Д., 2003.

  4. Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно. Пособие по русскому языку. – М., 2001.

  5. Карасик В.И. Языковой круг: Личность, концепты, дискурс. – М.: Гнозис, 2004.

  6. Колесов В.В. Философия русского слова. – Спб., 2002.

  7. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке / Под ред. И.Б. Голуб. – М., 2004.

  8. Русский язык: исторические судьбы и современность: II Международный конгресс исследователей русского языка: Труды и материалы. – М., 2004.

Введение данного курса в ГОС вузов негуманитарного профиля обусловлено задачами гуманитаризации образования и необходимостью повышения общей речевой культуры общества.

Предметом курса являются проблемы речевой культуры в теоретическом и практическом плане.

Цели курса: формирование современной языковой личности; повышение общей речевой культуры студентов; совершенствование владения ими нормами устного и письменного литературного языка; развитие навыков и умений эффективного речевого поведения в различных ситуациях общения.

Основные задачи курса:

  1. Дать общее представление о современном состоянии русского литературного языка, основных законах и направлениях его функционирования и развития, об актуальных проблемах языковой культуры общества.

  1. Познакомить студентов с системой норм современного русского языка на уровне произношения, морфологии, синтаксиса, словоупотребления, правописания и культуры речи.

  1. Показать многообразие стилистических возможностей русского языка в разных функциональных стилях.

  2. Расширить активный словарный запас студентов, раскрыть богатство русской лексики и фразеологии.

  3. Сформировать у студентов навыки правильного использования терминологии в учебно-профессиональной и официально-деловой сферах общения.

  4. Сформировать у студентов сознательное отношение к своей и чужой речи с учётом принципов правильности, точности, лаконичности, чистоты речи. Познакомить студентов с основами красноречия.

  5. Сформировать у студентов умение выступать публично.

  6. Познакомить студентов с основными положениями техники речи.

  7. Привить студентам навыки грамотного письма и помочь им в освоении языковых формул официальных и служебных документов.

Язык как знаковая система. Функции языка: коммуникативная, кумулятивная, волюнтативная, эстетическая и др. Свойства языка. Абсолютные, статистические и импликационные универсалии. Понятие о современном русском литературном языке. Язык и его функция в государстве, в обществе и на международной арене.

Язык и речь. Слово как единица языка. Понятие и слово. Способы развития значений слова, перенос значений. Системный характер лексики. Типы словообразования.

Устная и письменная форма русского литературного языка. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи. Русский язык конца ХХ в. Новые явления в русском языке. Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения.

Понятие «культура речи» и его определение представителями различных лингвистических школ.

История учения о речевой культуре, теория и практика ораторского искусства в Древней Греции и Древнем Риме. Риторика Средневековья и Возрождения. Французские моралисты. Максима как компонент убеждающего воздействия. Зарождение риторики в России. Риторика ХХ века.

Понятия «культура речи» и «литературный язык». Соотношение литературного языка и нелитературных образований.

Понятие «культура» и «культурная компетенция человека», «эффективность общения», «культура речи» в нормативном, коммуникативном, этическом и лингвистическом аспектах.

Вопросы для самоконтроля

  1. Язык как знаковая система.

  2. Язык как социальное явление, функции языка.

  3. Системность языка.

  4. Единицы языка.

  5. Связь между понятием и словом.

  6. Определение понятия «культура речи».

  7. Определение культуры речи Винокуром Г.О. и Головиным Б.Н.

  8. Что подразумевается под культивированием литературного языка?

  9. Русская разговорная речь по определению Сиротининой О.Б.

Лекция 2. Нормы современного русского литературного языка (2 часа)

  1. Понятие о языковой норме.

  2. Орфоэпические нормы русского литературного языка.

  3. Лексические нормы.

  4. Грамматические нормы.

  5. Основные направления совершенствования навыков грамотного письма.

Глоссарий: языковая норма, речевая ситуация, дискурс, языковая деятельность, идиолект и социолект, социолингвистика, психолингвистика, коммуникативная компетенция.

Литература

Основная:

  1. Балашова Л.В. Русский язык и культура общения: Практикум: В 2-х ч. / под ред. О.Б. Сиротининой. – Саратов, 2002.

  2. Былкова С.В., Махницкая Е.Ю. Русский язык и культура речи: Пособие для вузов. – М., Ростов н/Д, 2005.

  3. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. – Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 2003.

  4. Русский язык и культура речи. Семнадцать практических занятий / Под ред. Е.В. Ганапольской, А.В. Хохлова. – СПб., 2005.

  1. Русский язык и культура речи: Учебник для вузов / Под ред. В.Д. Черняк. – М., СПБ., 2004.

Дополнительная:

  1. Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно. Пособие по русскому языку. – М., 2001.

  2. Горшков А.И. Русская стилистика: Учеб. пособие. – М., 2001.

  3. Ипполитова Н.А. и др. Русский язык и культура речи в вопросах и ответах: Учебное пособие. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.

  4. Костомаров В.Г. Наш язык в действии. – М., 2005.

  5. Кохтев Н.Н. Основы ораторской речи. – М., 1992.

Нормированный или кодифицированный язык. Понятие о языковой норме, ее роль в становлении и функционировании литературного языка. Литературная норма в её современном состоянии. Особенности современной речевой ситуации. Подход к языковой норме представителей разных лингвистических школ (Пражский лингвистический кружок, структурная лингвистика, русские лингвистические школы). Языковая норма, ее признаки (системность, стабильность, историческая и социальная обусловленность, обязательность). Виды норм (императивная и диспозитивная).

Нормы орфоэпические, акцентологические, грамматические и лексические. Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Старшая и младшая нормы произношения. Лексические нормы современного русского языка: употребление иноязычных слов, паронимов. Грамматические нормы современного русского языка: склонение числительных, имен собственных; согласование числительных с существительными; правила управления. Степени «крепости» литературных норм в разных ярусах языка и условиях общения. Нарушения норм современного русского литературного языка и пути их преодоления.

Коммуникативные качества речи: правильность, богатство, смысловая точность и др. Система правил орфографии и пунктуации в письменной речи. Основные средства кодификации языковых факторов. Типы лингвистических словарей. Структурная организация и информационное наполнение словарной статьи.

Социолингвистический, психолингвистический, коммуникативно-стилистический, учебно-педагогический, художественно-эстетический аспекты нормы.

Понятие «стилевая норма». Функциональное осмысление культуры речи и практических проблем нормализации языка.

Понятие языковой ситуации, проблема теории коммуникации и языковой культуры. Языковая деятельность как сознательная целенаправленная забота о литературном языке. Культивирование литературного языка.

Основные типы норм коммуникации: формационная, коммуникативная, стилистическая.

Устная и письменная разновидности литературного языка. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи.

Отношение классификации функциональных стилей с формами речи. Особенности устной и письменной форм речи. Нормативность как основа речевой культуры. Нормативность идиолекта и социолекта. Понятие речевой девиации. Основные параметры текста и дискурса. Нормативность как коррелят.

Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи. Причины нарушения коммуникативных норм. Понятие коммуникативной компетенции. Уровни коммуникативной компетенции. Причины коммуникативных неудач.

Общая теория нормы. Алетические, деонтические и аксиологические нормы. Уровни манифестации нормы (уровень состава языковых единиц, уровень комбинаторики, уровень дистрибуции языковых единиц, уровень эталонной языковой единицы.

Типология нормы и типология отступлений от нормы. Понятие «сильной» и «слабой» ненормативности.

Культура речи, основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения. Понятие антикультуры, субкультуры, полукультуры. Факторы, приводящие к нарушению коммуникации и деструкции дискурса.

Вопросы для самоконтроля

  1. Вопросы нормализации русского языка (по Граудиной Л.К.).

  2. Языковая норма и языковая система.

  3. Синтаксическая норма в определении Ицковича В.А.

  4. Стилевые нормы.

  5. Функционально-стилистические нормы.

  6. Уровни манифестации нормы.

  7. Основные критерии нормативности.

  8. Параметры коммуникативной нормы.

  9. Причины нарушения коммуникативной нормы.

  10. Языковая личность и уровни коммуникативной компетенции.

Лекция 3. Функциональные стили современного русского литературного языка. Официально-деловой стиль (4 часа)

    1. Функциональные стили русского литературного языка.

    2. Теория «трёх штилей» Ломоносова.

    3. Официально-деловой стиль. Сфера функционирования, жанровое своеобразие.

    4. Публицистический стиль. Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле.

    5. Художественный стиль и его особенности.

    6. Разговорно-бытовой стиль.

    7. Взаимопроникновение функциональных стилей.

Глоссарий: стиль речи, официально-бытовой стиль, публицистический стиль, художественный стиль, разговорно-бытовой стиль.

Литература

Основная:

  1. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. – М., 2004.

  2. Гудков Д.Б. Теория и практика межкультурной коммуникации. – М., 2003.

  3. Одинцов В.В. Стилистика текста. М., 1980.

  4. Русский язык и культура речи: Учебник для вузов / Под ред. В.Д. Черняк. – М., СПБ., 2004.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Образовательные программы, в том числе цифровые образовательные ресурсы. Учебный план общеобразовательного учреждения. Режим обучения (3)

    Доклад
    2. Состав обучающихся (основные количественные данные, в том числе по возрастам и классам обучения, обобщенные данные по месту жительства, социальным особенностям семей обучающихся).
  2. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта не предполагает преподавание в начальной школе какого-либо отдельного пропедевтического курса или учебного модуля по истории

    Документ
    В рамках основного общего образования изучение истории предполагается в V-IX классах по 70 часов в год (из расчета 2 часа в неделю). Таким образом, общее время, выделенное на изучение истории в основной школе, составляет 350 часов.
  3. Для формирования определенного профиля обучения в состав учебного плана включается не менее двух предметов, изучаемых на профильном уровне. Этот выбор является прерогативой образовательного учреждения

    Документ
    В зависимости от особенностей школы, интересов учащихся и запросов их родителей, готовности учителей или возможностей привлечения специалистов учебный план общеобразовательного учреждения включает элективные курсы, углубляющие, расширяющие
  4. Учебной деятельности Цель анализа: выявить педагогические проблемы для нового учебного года на основе сравнения реального состояния педагогического процесса в школе с прогнозируемым

    Документ
    Цель анализа: выявить педагогические проблемы для нового учебного года на основе сравнения реального состояния педагогического процесса в школе с прогнозируемым.
  5. Комитет по образованию Администрации Волгоградской области (1)

    Документ
    Приглашаем Вас воспользоваться государственной услугой на дополнительное профессиональное образование (повышение квалификации) в ГОУ ДПО «Волгоградская государственная академия повышения квалификации и переподготовки работников образования»

Другие похожие документы..