Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
б) RBr + AgNO2 (эфир) = RNO2(I) + RONO (II). Соотношение I и II зависит от R: для Rперв. 80:10; для Rвтор. 15:30; для Rтрет 0 : 10 : 60 (Е2, алкен). ...полностью>>
'Семинар'
Современное состояние чтения младших школьников не удовлетворяет возросшим требованиям к качеству обучения. Существует ряд причин такого явления, в т...полностью>>
'Исследовательская работа'
Однажды я с родителями ездила в деревню к бабушке. Деревня находилась в самом лесу, и мы каждый день ходили в лес отдыхать, собирать ягоды и грибы. О...полностью>>
'Литература'
Абульханова К.А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды. — М....полностью>>

Галимова Ольга Владимировна учебно-методическое обеспечение дисциплины основная литература

Главная > Литература
Сохрани ссылку в одной из сетей:

2. Придайте каждому предложению литературную форму и запишите их. Определите, в чем особенности бытовой разговорной речи.

Мне от головной боли. Два с сиропом. За три рубля и городскую. С собакой за вами? Сейчас модно без рукавов. Через веревочку прыгает / моя внучка. Напротив живет / ушел на пенсию. Дома забыл, чем писать. Ты взял, на чем загорать? Возьми, чем укрыться. Завтра праздничное надену. Зимнее надо брату покупать. Скоро выпускные / потом вступительные / ужас! У мальчика температура. Без слуха в училище не примут. Он и второй завалил. Мы заняли на машину.

ТЕСТЫ

Вариант № 1

1. Определите стиль данного отрывка:

Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации, обществом с ограниченной ответственностью (далее – ООО) признается учрежденная одним или несколькими лицами коммерческая организация, уставной капитал которой разделен на доли, определенные учредительными документами.

  1. газетно-публицистический 2) официально-деловой

  1. научный 3) разговорный

2. Какому стилю литературного языка свойственна эклетичность, т.е. соединение элементов разных стилей?

1) разговорному 2) официально-деловому

3) художественному 4) газетно-публицистическому

3. Выберите правильный вариант начала телефонного разговора. Подняв телефонную трубку (звонят вам), вы скажете:

1) «Говорите» 2) «Да»

3) «Слушаю Вас» 4) Назовете свою фирму и затем «Добрый день»

5) Назовете свою фирму, отдел, фамилию 6) Алло, кто это?

4. Из приведенных примеров выберите те, которые соответствуют этическим «запретам» на некоторые ответы и вопросы в процессе телефонного разговора:

  1. «Алло, кто это?» 3) «Петрова сейчас нет. Чем я могу Вам помочь?»

  2. «Иванова нет на месте, не знаю, где он!» 4) «Лады, договорились. Пока»

5) «Иванова сейчас нет. Будет в 14.30. Что передать?»

5. Какие формулировки не рекомендуются в деловой беседе:

  1. «Я считаю…» 3) «Я могу доказать, что…»

  2. «Вы несколько расстроены…» 4) «Вероятно, вы чувствуете…»

6. Деловые партнеры обращаются друг к другу:

  1. по имени 3) по имени и отчеству

  2. по фамилии 4) словом «товарищ», «коллега», «господин»

5) как угодно 6) сколько угодно

7. Продуманный комплимент собеседнику выражает:

  1. отношение к личности собеседника 3) уважение к статусу собеседника

  2. констатацию заслуг, профессионализма, деловых качеств

4) похвалу, лесть, преувеличение достоинств

8. Литературный язык – это:

  1. язык художественной литературы 3) язык письменной книжной речи

  2. нормированный упорядоченный язык 4) язык деловых документов

9. За рамки литературного языка выходят:

  1. диалекты, просторечие

  2. жаргон, просторечие, устаревшие слова

  3. жаргон, просторечие, диалекты

  4. профессиональные слова, жаргон, просторечие, диалекты

10. В основе литературного языка лежит понятие:

  1. книжная речь 3) стиль языка

  2. норма языка 4) свобода выбора языковых средств

Вариант № 2

1. Как называется речь малообразованных людей, нарушающая литературную норму?

  1. разговорная речь 3) просторечие

  2. бранная речь 4) диалектная речь

2. Состязательность, борьба, определенная степень воинственности и враждебности характерна:

  1. дискуссии 3) прениям

  2. диспуту 4) полемике

3. Логико-коммуникативный процесс, направленный на обоснование позиции одного человека с целью последующего ее понимания и принятия другим человеком – это:

  1. аргументация 3) дискуссия

  2. интервью 4) деловая игра

4. Какие изобразительно-выразительные средства использованы в примере?

Но не будем развешивать беду между странами и нациями: она – всеобщая беда, в конце Второго Тысячелетия Христианства. Да и вообще: можно ли так легко метать это слово – нравственность? (А.Солженицын)

1) метафора, эпитет 3) риторический вопрос, метафора

2) градация, риторический вопрос 4) олицетворение, антитеза

5. Жанром журналистики не является:

1) памфлет 2) хроника

3) эссе 4) резюме

6. Ораторское искусство развивается:

  1. с расцветом демократии 3) с усилением рабовладельческих отношений

  2. с усилением национального самосознания 4) с разделением властей

7. Что такое софизм?

  1. мудрое изречение, пословица 3) древнеиндийское учение о мудрости

  2. рассуждение, выдаваемое за правильное 4) логически правильное, истинное рассуждение

8. Какая риторическая фигура лежит в основе выражений «ужасно соскучился», «страшно замечательный», «плохой хороший человек»?

1) антитеза 2) эпитет

3) оксюморон 4) перифраза

9. Какая норма нарушена в предложении «Есть такая страна - Детство, в которое мы, взрослые, уже не попадем»?

1) морфологическая 2) орфоэпическая

3) лексическая 4) синтаксическая

10. Отметьте строку, в которой есть ошибки в образовании формы Р.п. множественного числа:

1) чулок, носок, сапог, туркмен

2) таджиков, армян, грузин, башкир

3) килограммов, гектаров, мест, макарон

4) грабель, блюдец, лохмотьев, ясель

Вариант № 3

1. К видам красноречия не относится:

  1. торговое красноречие 4) академическое красноречие

  2. судебное красноречие 5) эпидейктическое красноречие

  3. нет правильного ответа 6) все ответы верны

2. Жанром духовного красноречия является:

  1. доклад на православном Соборе 3) проповедь

  2. литургия 4) молитва

3. Кто является автором речей «Филиппики»:

1) Горгий 2) Демосфен

3) Исократ 4) Филлипп Македонский

4. Какое красноречие уделяло большое внимание украшению речи?

  1. римское 3) греческое

  2. оба варианта верны 4) оба варианта не верны

5. Какие формулировки не рекомендуются в деловой беседе:

1) «Я считаю…» 3) «Я могу доказать, что…»

2) «Вы несколько расстроены…» 4) «Вероятно, вы чувствуете…»

6. Ораторское искусство развивается:

  1. с расцветом демократии 3) с усилением рабовладельческих отношений

  2. с усилением национального самосознания 4) с разделением властей

7. Что такое софизм?

  1. мудрое изречение, пословица 3) древнеиндийское учение о мудрости

  2. рассуждение, выдаваемое за правильное 4) логически правильное, истинное рассуждение

8. Какая из названных работ не принадлежит М.В.Ломоносову?

1) «Юности честное зерцало» 2) «Письмо о правилах российского стихотворства»

3) «Краткое руководство к красноречию» 4) «Российская грамматика»

9. Какая риторическая фигура лежит в основе выражений «ужасно соскучился», «страшно замечательный», «плохой хороший человек»?

1) антитеза 2) эпитет

3) оксюморон 4) перифраза

10. Кто из названных ораторов не принадлежит к судебному красноречию?

1) Ф.Н.Плевако 2) А.Ф.Кони

3) Г.Падва 4) К.Туровский

Вариант 4

1. Выберите правильное определение термина троп:

1) Троп - изощренное сочетание слов.

2) Троп - оборот, основанный на употреблении слов в переносном значении для его усиления.

3) Троп – общее место, суждение, лежащее в основе аргументации

4) Троп – словесный штамп, шаблон

2. Какой троп лежит в основе выражения «Брега Невы руками плещут» (М. В. Ломоносов)?

1) метафора 2) синекдоха

3) метонимия 4) сравнение

3. Какая норма нарушена в предложении «Есть такая страна - Детство, в которое мы, взрослые, уже не попадем»?

1) морфологическая 2) орфоэпическая

3) лексическая 4) синтаксическая

4. Отметьте строку, в которой есть ошибки в образовании формы Р.п. множественного числа:

1) чулок, носок, сапог, туркмен 2) таджиков, армян, грузин, башкир

3) килограммов, гектаров, мест, макарон 4) грабель, блюдец, лохмотьев, ясель

5. Какая ошибка допущена в примере «сногсшибательный форс-мажор»?

1) морфологическая 2) лексическая

3) орфографическая 4) синтаксическая

6. В предложении «Уставший стриж тщетно применял усилия, чтобы догнать стаю» нарушена норма:

1) морфологическая 2) орфоэпическая

3) лексическая 4) синтаксическая

7. В каком стиле речи не допускается образность, эмоциональность?

1) газетно-публицистический 2) официально-деловой

3) разговорный 4) художественный

8. Какому стилю литературного языка свойственна эклетичность, т.е. соединение элементов разных стилей?

1) разговорному 3) официально-деловому

2) художественному 4) газетно-публицистическому

9. Выберите правильный вариант начала телефонного разговора. Подняв телефонную трубку (звонят вам), вы скажете:

1) «Говорите» 2) «Да»

3) «Слушаю Вас» 4) Назовете свою фирму и затем «Добрый день»

10. Как называется речь малообразованных людей, нарушающая литературную норму?

1) разговорная речь 2) просторечие

3) бранная речь 4) диалектная речь

ЗАДАНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ (ДОМАШНЕЙ) РАБОТЫ

В рабочей тетради (18 листов) выполнить следующую работу.

1. Конспект материалов главы (раздела) базового учебного пособия (7-10с.).

2. Ответить на 10 вопросов тестовых заданий (выбрать один из 4 вариантов).

3. Составить тесты (5 штук) с 4 вариантами ответов к каждому.

4. Выполнить практическую работу по теме «Литературная норма»: списать текст, раскрывая скобки и вставляя пропущенные знаки препинания (выбрать один из 4 вариантов).

Примечание. В конце работы обязательно должен быть дан список литературы, оформленный в соответствии с ГОСТ.

Вариант 1

& Ты не думай малыш что дома и вещи сдела(нн,н)ые человеком (ни)чего не знают и не помнят что они не плачут не радуются не играют в восторге или не плачут от горя. Как все(таки) мало знаем мы о них и как порою равн…душны к ним и даже насмешливы: подумаешь старье!

Так и ты уедешь когда(нибудь) из отчего дома и долго будешь в отлучке и так много увидишь в таких землях побываешь станешь совсем другим человеком много добра и зла узнаешь.

Но вот настанет время ты вернешься в старый свой дом вот поднимешься ты на крыльцо и сердце твое забьется в горле ты почувствуешь комок и глаза у тебя защипл…т и услыш…шь ты трепетные шаги старой уже твоей матери а меня тогда скорей всего уж и не будет на этом свете и дом примет тебя. Он обвеет тебя знакомыми со младенчества запахами комнаты улыбнутся тебе каждое окно будет манить к себе в буфете звякнет любимая тобою прежде чашка и часы особенно звонко пробьют счас…ливый миг и дом откроется перед тобою Вот твой чердак вот твои комнаты вот ко(рр,р)идор где любил ты прятаться А помнишь ты эти обои а вид…шь ты вбитый когда(то) тобой в стену гвоздь Ах я рад что ты опять здесь ничего что ты теперь такой большой прости меня я рос давно когда строился а теперь я просто живу но я помню тебя я люблю тебя поживи во мне возвратись в свое детство! вот что скажет тебе твой дом. (Ю.Казаков)

Вариант 2

& Кусты деревья все эти заморские растения названий которых я не знал удивляли но не радовали. Должно быть открывать и видеть их надо в том возр…сте когда снятся далекие страны и тянет куда(то) убежать. Но в ту пору у нас и сны и мечты были не об этом не о дальних странах а том чтоб свою как(то) уберечь от цивилизова(нн,н)ых разбойников двадцатого века.

Бродил и бродил я по пр…морскому парку глазел дивился и вдруг увидел среди заморских деревьев три березки толщиной с детскую руку. Глазам своим я не поверил. Не р…стут березки в этих местах. Но они стояли на полянке в густой мягкой травке опустив вниз ветви. Березы и в наших(то) лесах если растут (по)одиночке сиротами кажутся а здесь и вовсе зат…рялись не шуршали корою не лопотали листом и все(таки) от них нельзя было оторвать глаз. Белью стволы берез п…стрели как веселые сороки а на нежной зелени зазубре(нн, н)ых листьев было так хорошо покойно взгляду после ош…ломляющего блеска чуж…земной бьющей в глаза р…стительности. (В.Астафьев. Родные березы)

Вариант 3

& Резьба и роспись по дереву тиснение на коже и ювелирное дело вышивка и а(п,пп)ликация ковроделие и художественное ткачество изготовление украшений из кора(л,лл)ов бисера и монет узорная вязка таковы наиболее известные стороны таланта башкирских мастеров.

С особой тщательностью отделывались бытовые предметы деревя(н,нн)ая утварь подсвеч…ники шкатулки футляры для курая посохи подставки для сундуков и постельных принадлежностей орудия прядения и ткачества. Умели башкиры и мастерить изделия из бересты посуду для хранения меда и масла различного рода короба и корзины колыбели. Детские колыбели туески корзины для ягод орнам…нтировались (не)сложной резьбой шитьем или а(п,пп)ликацией. Часто орнам…нтировались хомуты дуги седла т.е. предметы связа(н,нн)ые с убранством коня имевшего большое значение в повседневной жизни башкира и поэтому пользовавшегося всегда его любовью и заботой. По достоинству коня по качеству и отделке оружия судили о самом батыре.

Талантливы башкирские ювелиры. Наиболее характерным приемом орнаментации оружия и мета(л,лл)ических частей сбруи была серебря(н,нн)ая насечка по металлу. Серебром отделывались стремена. Богато отделывались женские украшения браслеты и серьги перстни и кольца, подвески и т.д. Узоры наносились гравировкой чеканкой чернением довольно широко применялась скань а также вставки из цветного камня главным образом из бирюзы и сердолика.

Вариант 4

& Я возвр…щался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня.

Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться как (бы) зачуяв перед собой дичь.

Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с ж…лтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал берёзы аллеи) и сидел неподвижно беспомощно растопырив едва прор…ставшие крылышки.

Моя собака медленно прибл…жалась к нему как вдруг сорвавшись с близкого дерева старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой – и весь вз(ъ, ь)ерошенный искажё(н, нн)ый с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.

Он ринулся спасать он заслонил собою своё детище… но всё его маленькое тело тр…петало от ужаса голосок одичал и охрип он замирал он жертвовал собою!

Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И всё(таки) он не мог усидеть на своей высокой безопасной ветке…

Сила сильнее его воли сбросила его оттуда.

Мой Трезор остановился попятился… Видно он признал эту силу.

Я поспешил отозвать смущенного пса – и удалился благоговея. (И. Тургенев)

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И КУЛЬТУРЕ РЕЧИ

Выберите правильный ответ

1. Н пишется в предложении:

1) История, поведанная им дедушкой, была загадочна и запута…а.

2) Ветер шевелил полынь на могиле, вытряхивал пыль пух из стра…о бренчащих наперстков татарника.

3) Легко ране…ый немец, должно быть из медиков, услужливо и сноровисто начал обхаживать солдат.

4) «Неужели будешь пить воду из болота, некипяче…ую?» - ужаснулась Марта.

2. Частица НЕ пишется раздельно со всеми словами в ряду:

1) (не)бытие; ни с чем (не)сравнимый

2) весьма (не)уклюжий; (не)военнобязанный

3) (не)дожаренный; нисколько (не)зазорно

4) (не)обладающий тактом; (не)съедены

5)(не)громкий, а тихий зов; (не)охота

3. Слитно пишется

1) (во)веки веков

2) (крупно)масштабный

3) (в)глубь земли

4) (медно)красный

5) (за)полночь

4. Запятая на месте пропуска ставится в предложении:

1) Прокуратор вытянул шею__ и глаза его заблистали, выражая радость.

2) В то время он и сам не верил этим мечтам своим___и только раздражал себя их соблазнительной дерзостью.

3) Он знает, за что воюет___ и что должна принести ему эта жизнь.

4) Никто не знал и никогда не узнает, чем занималась эта женщина___и на какие средства она существовала.

5) Как же убить этот бесконечный день ___ и куда деваться от зноя?

5. Ударение НЕВЕРНО поставлено в слове:

1) балованный

2) газопровод

3) алкоголь

4) диспансер

6. Речевая ошибка допущена в словосочетании:

1) очень вкусная салями

2) тяжелый гантель

3) новый тюль

4) преисполниться тревогой за своего сына

7. Пунктуационная ошибка допущена в предложении

1) Отец уехал, как тогда говорили, на театр военных действий.

2) Она невольно усмехнулась и остановилась как вкопанная.

3) Школа-десятилетка была только в райцентре. И вставать по утрам приходилось не позже, чем в половине шестого.

4) Как члены делегации, мы вслед за Зотовым тоже подписали акт.

8. Согласная буква НЕ пропущена в слове

1) ас…орти

2) аген…ство

3) сума…шедший

4) грам…отность

9. Буква Е пишется в слове

1) пр…дворный

2) пр…тендовать

3) отмет…нка

4) пр…чудливый

10. Речевая ошибка допущена в предложении:

1) народные песни грузин

2) в далекой и таинственной Чили

3) послужат залогом успеха

4) мой туфель со сломанным каблуком

11. Тире на месте пропуска ставится в предложении:

1) От ума до рассудка ___гораздо дальше, чем полагают.

2) Первое, что я увидел, вернувшись после долгого отсутствия, ___укоряющие глаза жены.

3) Глаза___ как бриллианты.

4) Бедность____ не порок.

12. День славянской письменности и культуры ежегодно отмечается:

1) 3 сентября

2) 24 мая

3) 12 декабря

4) 1 июня

13. В строках «Ночь тиха; пустыня внемлет Богу, И звезда с звездою говорит…» (М.Ю. Лермонтов) использованы тропы и фигуры речи:

1) метафора, олицетворение, повтор;

2) метафора, олицетворение, многосоюзие;

3) олицетворение, аллитерация, эпитет;

4) метафора, эпитет, олицетворение.

14. К тропам и фигурам речи не относится:

1) оксюморон

2) антитеза;

3) панегирик;

4) аллитерация.

15. Слово Олимпиада образовано путем:

1) аббревиации

2) суффиксальным

3) сложением с одновременным присоединением суффикса

3) приставочно-суффиксальным

16. Выдающимся языковедом не является:

1) Л.Щерба

2) Ф.Буслаев

3) А.Востоков

4) Д.Медведев

17. Как называлась вторая азбука, придуманная Кириллом и Мефодием:

1) буквица

2) глаголица

3) ижица

4) многословица

18. Раздел лингвистики, изучающий составление словарей, называется:

1) лексикографией

2) лексикологией

3) ономастикой

4) топонимикой

19. Жанром журналистики не является:

1) памфлет

2) хроника

3) эссе

4) резюме

20. К самостоятельным частям речи не относится:

1) наречие

2) местоимение

3) глагол

4) союз

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

Арго (франц. argot) – социальная разновидность речи, характеризующаяся узкопрофессиональной лексикой, нередко с элементами условности, искусственности и тайности, а также заимствованиями из других языков.

Аргумент (лат. argumentum — логический довод, основание, доказательство) - мысль или положение, которое использу­ется для доказательства истинности или ложности тезиса.

Аудитория - совокупность лиц, к которым обращается ритор.

Вербальный – относящийся к звуковой человеческой речи.

Деловая беседа – речевое общение между собеседниками, которые имеют необходимые полномочия от своих организаций и фирм для установления деловых отношений, разрешения деловых проблем или выработки конструктивного подхода.

Деловое общение – это процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, предполагающим достижение определенного результата, решение конкретной проблемы или реализацию определенной цели.

Деловое совещание - это форма организованного, целенаправленного взаимодействия руко­водителя с коллективом посредством обмена мнениями.

Диалект (от греч dialektos – разговор, говор, наречие) - разновидность языка, являющаяся средством общения коллектива, объединенного территориально и социально, в частности, профессионально.

Диалог – генетически исходная и наиболее развитая форма непосредственного общения («Я и собеседник»).

Дискуссия - общение на основе дово­дов и аргументов с целью найти истину путём всестороннего сопоставления различных мнений.

Жаргон (франц. jargon) – социальная разновидность речи, характеризующаяся специфической лексикой и фразеологией.

Интонация (от лат. Intonare – громко произносить) – ритмико-мелодическая сторона речи, служащая в предложении средством выражения синтаксических значений и эмоционально-экспрессивной окраски.

Культура речи — 1) владение нормами лите­ратурного языка в его устной и письменной форме, при котором осуществляется выбор и организация языковых средств, позволяющих в определенной си­туации общения и при соблюдении этики общения обеспечить наибольший эффект в достижении постав­ленных задач коммуникации; 2) область языкозна­ния, занимающаяся проблемами нормализации речи, разрабатывающая рекомендации по умелому пользо­ванию языком. Культура речи содержит в себе, та­ким образом, три составляющих компонента: нор­мативный, этический и коммуникативный.

Литературный язык – форма исторического существования национального языка, принимаемая его носителями за образцовую, это исторически сложившаяся система общеупотребительных языковых элементов, речевых средств, прошедших длительную культурную обработку в текстах (письменных и устных) авторитетных мастеров слова, в устном общении образованных носителей национального языка.

Монолог (от греч. monoV - один и logoV - речь) – компонент художественного произведения, представляющий собой речь, обращенную к самому себе или другим (речь от первого лица), в отличие от диалога не рассчитанную на непосредственную речевую реакцию другого лица (или лиц) и обладающую определенной композиционной организованностью и смысловой завершенностью.

Общение – целенаправленное взаимодействие, при котором устанавливаются и развиваются контакты между людьми, вырабатываются и соблюдаются общие правила, тактика и стратегия поведения.

Полилог – это форма речи, которая характеризуется сменой высказываний нескольких говорящих и непосредственной связью высказываний с ситуацией. Полилог часто приобретает форму группового общения (беседа, собрание, дискуссия, игра и др.).

Правильность — одно из коммуникативных качеств речи, ее соответствие общеобязательным нормам современного литературного языка.

Просторечие – социально обусловленная разновидность национального русского языка, в которой реализуются средства, находящиеся за пределами литературной нормы. От территориальных диалектов просторечие отличается отсутствием отчетливой локальной закрепленности его особенностей, от жаргонов – тем, что эти особенности не осознаются его носителями как ненормативные.

Речевая деятельность – это осознанно мотивированная целенаправленная человеческая активность. Речевое поведение – это малоосознанная активность, которая проявляется в образах и стереотипах действий, усвоенных человеком либо на основе подражания, либо на основе собственного опыта. Кроме того, речевая деятельность и речевое поведение отличаются друг от друга своими результатами.

Речевое общение – это мотивированный живой процесс взаимодействия между участниками коммуникации. Речевое общение обоюдно, сознательно и целенаправленно. Формой проявления речевого общения является речевое поведение собеседников, а содержанием – их речевая деятельность.

Речевой этикет – система устойчивых формул общения, которые предписываются обществу для установления речевого контакта собеседников, поддержания общения в избранной тональности соответственно их социальным ролям и ролевым позициям относительно друг друга, взаимным отношениям в официальной и неофициальной обстановке.

Речь – конкретное говорение, протекающее во времени и облеченное в звуковую (включая внутренне проговаривание) или письменную форму. Под речью принято понимать как сам процесс говорения, так и результат этого процесса, то есть и речевую деятельность, и речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом.

Ритор - человек, профессиональная деятельность которого состоит в создании публичных высказываний. Ритором является проповедник, философ, судебный оратор (обвинитель, защитник, судья), политический или общественный деятель, преподаватель, литератор-публицист.

Риторика (греч. ρητоρική означает «ораторское искусство или учение об ораторском искусстве») — классическая наука о целесообразном и уместном слове, которая исследует определенный аспект словесного творчества аргументацию.

Риторическая фигура — воспроизводимый прием словесного оформления мысли, посредством которого ритор показывает аудитории свое отношение к ее содержанию и значимости.

Слог - это совокупность общеобязательных выразительных качеств речи, надежно обеспечивающих ее понимание и приемлемость.

Современный русский литературный язык - это нормированный язык, обслуживающий культурные потребности русского народа, это язык государственных актов, науки, печати, радио, театра, художественной литературы.

Спор – это всякое столкновение мнений, разногласие в точках зрения по какому-либо вопросу, предмету, борьба, при которой каждая из сторон отстаивает свою правоту.

Стиль – 1) это исторически сложившаяся в данное время в данном языковом коллективе разновидность единого литературного языка, представляющая собой относительно замкнутую систему языковых средств, регулярно функционирующих в различных сферах общественной деятельности; 2) это отбор и согласованное сочетание в словесном произведении целесообразных выразительных средств языка, создающее устойчивый образ речи, который служит основанием эстетической оценки произведения.

Судебное красноречие - это род речи, призванный оказывать целенаправленное и эффективное воздействие на суд, способствовать формированию убеждений судей и присутствующих в зале суда граждан. Обычно выделяют прокурорскую, или обвинительную, речь и адвокатскую, или защитительную, речь.

Тезис (от греч. thésis — положение, утверждение) – это мысль или положение, истинность которого тре­буется доказать.

Текст - совокупность смысловых, лексических, грамматических, интонационных или графических связей между словами, словосочетаниями, предложениями и фразами, образующих единство высказывания.

Τоп - это положение, которое рассматривается как правильное или истинное и является основанием аргумента. Τоп выступает как критерий приемлемости умозаключения независимо от его логической правильности.

Троп – это прием речи, состоящий в таком замещении речения (слова или словосочетания) другим, при котором замещающее речение, используясь в значении замещенного, обозначает последнее и сохраняет смысловую связь с ним.

Уместность одно из коммуникативных качеств речи, правильный выбор выразительных средств языка в отношении к предмету речи.

Язык – естественно возникшая в человеческом обществе и развивающаяся система облеченных в звуковую форму знаковых единиц, способная выразить всю совокупность понятий и мыслей человека и предназначенная прежде всего для целей коммуникации.

Языковая норма – это принятые в общеязыковой практике на том или ином историческом этапе развития язык правила произношения, словообразования, словоупотребления и построения предложений, а также написания (орфографические правила).

ПРИЛОЖЕНИЕ


Скачать документ

Похожие документы:

  1. Образовательные программы, в том числе цифровые образовательные ресурсы. Учебный план общеобразовательного учреждения. Режим обучения (3)

    Доклад
    2. Состав обучающихся (основные количественные данные, в том числе по возрастам и классам обучения, обобщенные данные по месту жительства, социальным особенностям семей обучающихся).
  2. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта не предполагает преподавание в начальной школе какого-либо отдельного пропедевтического курса или учебного модуля по истории

    Документ
    В рамках основного общего образования изучение истории предполагается в V-IX классах по 70 часов в год (из расчета 2 часа в неделю). Таким образом, общее время, выделенное на изучение истории в основной школе, составляет 350 часов.
  3. Для формирования определенного профиля обучения в состав учебного плана включается не менее двух предметов, изучаемых на профильном уровне. Этот выбор является прерогативой образовательного учреждения

    Документ
    В зависимости от особенностей школы, интересов учащихся и запросов их родителей, готовности учителей или возможностей привлечения специалистов учебный план общеобразовательного учреждения включает элективные курсы, углубляющие, расширяющие
  4. Учебной деятельности Цель анализа: выявить педагогические проблемы для нового учебного года на основе сравнения реального состояния педагогического процесса в школе с прогнозируемым

    Документ
    Цель анализа: выявить педагогические проблемы для нового учебного года на основе сравнения реального состояния педагогического процесса в школе с прогнозируемым.
  5. Комитет по образованию Администрации Волгоградской области (1)

    Документ
    Приглашаем Вас воспользоваться государственной услугой на дополнительное профессиональное образование (повышение квалификации) в ГОУ ДПО «Волгоградская государственная академия повышения квалификации и переподготовки работников образования»

Другие похожие документы..